Что такое охрана труда

Курсовая работа

— это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.

Конституция Российской Федерации в главе «Основы конституционного строя» провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты[2].

В строгом смысле слова охрана труда понимается как правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Правовой институт трудового права включает следующие группы норм:

  • а) правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  • б) специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
  • в) нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • г) нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушение законодательства об охране труда;
  • д) нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда раскрывают содержание субъективного права работника на охрану труда, показав, что оно содержит целый ряд правомочий, например:

  • а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • б) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда;
  • в) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др. [1].

Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

3 стр., 1221 слов

Контроль за соблюдением норм охраны труда

... содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, ...

Порядок составления и утверждения положений об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

  • а) при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
  • б) конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
  • в) разработке технологических процессов;
  • г) организации производства и труда.

Следовательно, охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.

В связи с этим можно сделать вывод, что охрана труда как система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто легальной деятельности. Считая, что охрана труда как институт трудового права представляет собой свод правил, создающих правовую основу для принятия мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе труда.

IПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВЫНЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

I.I Основные положения законодательства об охране труда

Развитие правового регулирования охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что государства должны признавать право всех на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда. Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) посвящены вопросам охраны труда, инспекциям труда и содержат требования по безопасности и гигиене труда, отдельные акты посвящены труду женщин и подростков.

В соответствии с этим и Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и охрану государством труда и здоровья людей (ст. 7) [2].

Обязанность государства защищать труд и здоровье работников в процессе их найма проявляется, главным образом, в системе правовых норм по охране труда и надзоре за их выполнением.

Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяются и формулируются:

1)Сфера действия закона и основные принципы государственной политики в области охраны труда;

2) Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда;

3) Права и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

4) Системы управления охраной труда, как на государственном уровне, так и на уровне организаций;

5) Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника в области охраны труда;

6) Основные принципы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, проведения обучения по охране труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

7) Основные функции государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... пунктов правового регулирования охраны труда. Также выделили основные задачи в этой контрольной работе: 1. Гарантии права работника на охраны труда; 2. Особые нормы по охране труда женщин, ... в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охраны труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. ...

8) Ответственность за нарушение требований охраны труда и случаи приостановки производственной деятельности предприятий (структурных подразделений) или их закрытия за нарушение нормативных требований по охране труда[3].

Действие закона распространяется, прежде всего, на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также членов кооперативов, студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику, и др.

Содержание права работника на охрану труда закреплено положениями «Закона об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219).

Следует отметить, что в нормативных актах по обеспечению безопасных условий на предприятии особое внимание уделяется требованиям к организации женского труда.

Особенности организации труда женщин законодательно определены в ТК РФ (глава 41).

В частности, запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы [1].

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий.

I.II Организационно – правовая системаохраны труда

Система охраны труда создается и управляется государством. Государственное управление системой безопасности и гигиены труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или от его имени в федеральных органах исполнительной власти по труду.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их компетенции.

Основным звеном в системе охраны труда в России является местная служба охраны труда.

Вопросы создания и функционирования службы охраны труда у работодателя регулируются ст. 217 ТК РФ, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерством труда РФ от 08.02.2000 № 14[4].

Безопасность и гигиена труда контролируются непосредственно работодателем. Для осуществления работы по охране труда работодатель создает службу охраны труда (далее — Служба).

Служба подчиняется руководителю организации, его заместителю, индивидуальному предпринимателю.

Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

За деятельность Службы отвечает руководитель организации.

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

29 стр., 14030 слов

По психологии мотивация. Мотивация труда работников организации. ...

... человека; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности. Основными задачами мотивации являются: признание труда ... сотрудника и организации в целом. Значение теории Л. Портера - Э. Практика мотивации Лоулера ... Мотивации (мотиваторы), по мнению Ф. Херцберга, это: достижение целей; продвижение по службе; ...

и численность работников Службы определяются работодателем с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Министерства труда России от 22.01.2001 № 10. Нормативы рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и предназначены:

  • а) для определения и обоснования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел) и необходимой численности работников Службы;
  • б) установления должностных обязанностей работников Службы;
  • в) распределения работы между работниками Службы [5].

Например, в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда со штатной численностью работников три-пять единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда со штатной численностью работников от шести единиц и более. Нормативная численность работников службы охраны труда в организации определяется суммированием численности работников по каждому направлению деятельности по соответствующим таблицам в зависимости:

1) от среднесписочной численности работников организации;

2) численности рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

3) количества самостоятельных структурных подразделений.

Для сравнения, в зарубежных странах предусмотрено создание на предприятиях специальных служб по технике безопасности или назначение соответствующих специалистов — инженеров по технике безопасности (в ФРГ, Австрии, Японии — обязательное; в Великобритании, Канаде, Австралии — по решению работодателя), а также в законодательстве предусматривается создание служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Французское законодательство предусматривает создание на предприятиях, с числом работающих свыше 250 человек специальной социальной службы по проблемам труда, целями которой являются оказание консультативной помощи работникам в решении проблем психологического рода, координация деятельности работодателя и профсоюза в решении социальных вопросов, предотвращение производственных стрессов, создание в организации благоприятного психологического климата [8].

I.III Надзор и контроль исполнения законодательства по охране труда

В Трудовом кодексе РФ (ст. 353—369) определены основные органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; принципы деятельности; основные задачи органов; основные полномочия; порядок инспектирования и др.[1].

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляются органами Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил безопасного ведения работ на отдельных участках и на отдельных объектах осуществляется специальным органом горного и производственного надзора в Российской Федерации. Органы федерального горного и промышленного надзора осуществляют контроль и надзор за соблюдением норм по охране труда:

13 стр., 6446 слов

Особенности регулирования труда медицинских работников

... трудовом праве задачу углубления характеристик правового регулирования труда отдельных категорий работников. труд медицинский работник Целью данной работы является подробный и всесторонний анализ правовых норм, устанавливающих особенности правового регулирования деятельности медицинских работников. 1. Правовое регулирование труда медицинских работников ...

  • а) в организациях угольной, горнорудной, химической, металлургической, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности;
  • б) при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
  • в) объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа;
  • г) при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за выполнением мероприятий по обеспечению безопасного обслуживания электрических и теплопотребляющих систем осуществляется специальным органом по энергетическому надзору. Основной задачей государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации[9].

Государственный надзор за соблюдением норм ядерной и радиоактивной безопасности осуществляет специальный орган по контролю за ядерной и радиоактивной безопасностью. Надзорные органы обязаны сообщать работникам и работодателям информацию о нарушениях норм ядерной и радиоактивной безопасности в подконтрольных организациях.

Государственная противопожарная служба контролирует соблюдение правил пожарной безопасности в организациях.

При осуществлении надзора сотрудники субъектов независимы от деятельности проверяемых органов и подчиняются только закону.

Федеральные надзорные органы составляют и представляют в утвержденные ими государственные органы нормативные документы, содержащие требования по охране труда.

Взаимодействие государственных надзорных органов осуществляется в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Институт охраны труда состоит из нормативных актов, которые создают правовую основу для принятия мер по сохранению жизни и здоровья рабочих на работе. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Иными словами государство гарантирует работникам охрану здоровья и безопасные условия труда через систему государственного надзора и контроля исполнения требований охраны труда [10].

19 стр., 9443 слов

Курсовая работа аттестация рабочих мест

... деятельность работников, совместно выполняющих работу или операции [8]. В.А. Зубарева отметила, что в сфере охраны труда термин «рабочее место» ... курсовой работы: - раскрыть понятие и сущность рабочего места и его составляющих; - проанализировать виды рабочих мест; - познакомиться с требованиями к организации рабочих мест; - изучить способы анализа рабочих мест; Практические задачи курсовой работы: ...

II.ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В частности, работодатель обязан обеспечить:

  • а) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • б) применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • в) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • г) режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • д) приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— е) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда и др. (полный перечень обязанностей приведен в ст. 212 ТК РФ) [1].

Конкретные обязанности по обеспечению защиты рабочих мест работодателя возложены на руководителей структурных подразделений и закреплены в должностных инструкциях или утверждаются приказом организации. Должностные инструкции или приказы, утвержденные работодателем, передаются куратору под расписку при приеме на работу или назначении на новую должность.

Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечения безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения канцерогенными и другими опасными факторами и веществами[6].

Например, при обращении работников с источниками ионизирующего излучения работодатель обязан регулярно информировать их об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»)[7].

Содержание права работника на охрану труда закреплено положениями «Закона об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 8) и ТК РФ (ст. 219).

Каждый работник имеет право:

  • а) на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • б) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • в) на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • г) на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) до устранения такой опасности;
  • д) на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда (полный перечень указан в соответствующих нормативных документах)

8 стр., 3512 слов

РЕФРАТ Гигиена труда медицинских работников. по гигиене!!! Гигиена труда

Медики испытывают большую интеллектуальную нагрузку, несут ответственность за жизнь и здоровье других людей, ежедневно вступают контакт с большим разнообразием человеческих характеров, ... применению новых лекарственных препаратов и освоению новых методов диагностики и лечения, ставит перед медициной труда новые проблемы, требующие скорейшего решения. Понятие «медицинский работник» включает в себя ...

Обязанности работодателя и работника в области охраны труда

регламентируется Федеральным законом (ст. 14, 15) и ст. 212, 214 ТК РФ. Работодатель несет ответственность за обеспечение безопасных условий труда и защиту рабочих мест в организации.

В частности, работодатель обязан обеспечить:

  • а) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
  • б) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • в) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • г) режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • д) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • е) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • ж) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда и пр. (полный перечень приведен в указанных нормативных документах).- ознакомление работников с требованиями охраны труда.

В свою очередь, согласно указанным выше нормативно-правовым документам работник обязан:

  • а) соблюдать требования охраны труда;
  • б) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • в) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  • г) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • д) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) [1].

Следует отметить следующее, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253—263 ТК).

10 стр., 4708 слов

Диплом Сбитнев. Методы стимулирования труда различных категорий ...

... предприятия в целом. Стимулирование играет огромную роль в организации деятельности предприятия, так оно направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя на организацию процесса производства, оплату труда, ...

Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.

III. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Все сотрудники, в том числе руководители организации, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны пройти обучение по охране труда и проверить свои знания требований по охране труда. Одним из важных направлений этого обучения является инструктаж по охране труда. Вопросы их проведения регулируются Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерством труда России и Министерством образования России от 13.01.2003 № 1/29.

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, который включает в себя:

  • а) ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;
  • б) изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;
  • в) применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

подразделяются на:

1) вводный,

2) первичный на рабочем месте,

3) повторный, внеплановый,

4) целевой.

Вводный а) все принимаемые на работу лица;

  • б) командированные в организацию работники;
  • в) работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке;
  • г) обучающиеся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику;
  • д) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации[10].

Начальное обучение на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы, в основном для рабочих, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, испытанием, настройкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированных или других инструментов, хранением и использованием сырья и материалов.

9 стр., 4434 слов

Курсовая работа охрана труда для офисных работников

... для поддержания оптимальной рабочей позы человека-оператора. В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим работы и отдыха. Настоящий реферат посвящен изучению системы охраны труда офисного персонала при работе ... Объем помещений, в которых размещены работники вычис­лительных центров, не должен ... имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места оператора ...

Все сотрудники, прошедшие первичный инструктаж, проходят переподготовку не реже одного раза в полгода согласно графикам первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • а) при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
  • б) изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • в) нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • г) по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • д) при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
  • е) по решению руководителя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится:

  • а) при выполнении разовых работ;
  • б) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
  • в) проведении в организации массовых мероприятий[11].

III.IАттестация рабочих мест

Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим и организационным решениям, а также лучшим практикам определяется при аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления наличия вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она проводится для разработки конкретных мероприятий по охране труда, проведения оздоровительных мер, ознакомления работающих с условиями труда, а также сертификации производственных объектов, подтверждения или отмены права работников на получение компенсаций и льгот в связи с выполнением тяжелых работ и работ с вредными условиями труда[11].

Порядок осуществления этой работы регулируется Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда России от 14.03.97 № 12.

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации создаются аттестационные комиссии и при необходимости комиссии определяются в структурных подразделениях, сроки и программа работы по аттестации рабочих мест. В состав аттестационной комиссии организации включаются специалисты служб охраны труда, главные специалисты организации, руководители подразделений организации и др.

Аттестационная комиссия организации составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда; выявляет наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование; составляет перечень опасных и вредных производственных факторов производственной среды, выявляет жалобы работников на условия труда; аттестует рабочие места и принимает решения по дальнейшему их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда [4].

На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, предложений совместных комитетов (комиссий), работников или уполномоченных представителей органов работников, заключений экспертов о техническом состоянии производственного оборудования и др. в организациях осуществляется планирование мероприятий по охране труда по заключаются соглашения по охране труда.

Контроль за исполнением договора по охране труда и расходованием средств на охрану труда, предусмотренных этим договором, осуществляется непосредственно сторонами или их уполномоченными представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию.

Важно отметить, работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна быть предоставлена ​​сотрудникам как при приеме на работу, так и в более позднее время. В частности, работодатель обязан проинформировать их о результатах аттестации рабочего места по условиям труда.

Работодатель обязан принять меры для предотвращения травм. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указывается перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмирование, отравлении и внезапном заболевании и др., а также путем разработки комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Это требование в основном распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, ядерные объекты, радиационные источники или хранилища ядерных материалов, объекты для хранения и уничтожения химического оружия и при его транспортировке.

Помимо выполнения указанных обязанностей работодатель должен создавать работникам необходимые условия для соблюдения ими требований охраны груда, а именно: знакомить их с названными требованиями и формировать комплекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, информировать работников о местонахождении инструкций в структурных подразделениях.

IVОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать:

1) Юридическая ответственность, предусмотренная нормами:

  • а) трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность);
  • б) административного права (административная ответственность);
  • в) уголовного права (уголовная ответственность).

2) Материальная ответственность:

В отношении работника материальная ответственность может наступать, например, в Вариант 1:

Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание произошло по вине работодателя. Работник взыскивает с работодателя компенсацию морального вреда в судебном порядке. Работодатель устанавливает виновного в происшествии — другого сотрудника. Этого работника привлекают к материальной ответственности.

Вариант 2:

Регулирующие и надзорные органы выявляют нарушения охраны труда и налагают санкции на работодателя. Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо — работника. Работника привлекают к материальной ответственности

Вариант 3:

Нарушение работником правил охраны труда. Причинение ущерба имуществу работодателя. Работника привлекают к материальной ответственности[12].

Финансовая ответственность может возникнуть перед работодателем, например, работодатель увольняет работника за отказ выполнять тяжелую работу и труд: вредные и опасные условия труда, не предусмотренные в трудовом договоре. Рабочий несет материальный ущерб из-за незаконного лишения его трудоспособности.Работник (через суд) привлекает работодателя к материальной ответственности.

3) Дисциплинарная ответственность:

Только работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение обязательств по охране труда.

Вариант 1:

Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание произошло по вине работодателя.Работодатель устанавливает виновное в происшествии лицо – работника.Работника привлекают к дисциплинарной ответственности.

Вариант 2:

Контрольно-надзорные органы выявляют нарушение в сфере охраны труда. Работодатель устанавливает виновное в нарушении лицо – работника. Работника привлекают к дисциплинарной ответственности [12].

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает особые основания для расторжения трудового договора с работником за нарушение требований охраны труда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем, в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий[1].

4) Административная ответственность:

Данный вид ответственности предусмотрен ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Субъектами ответственности заданный проступок являются работодатель и его представитель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности).

Основное нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя и должностных лиц работодателя в размере от 500 до 5 000 рублей, на юридическое лицо — от 300 000 до 500 000 рублей. Кроме того, к индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу могут применяться санкции, например, административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет дисквалификациюна срок от одного года до трех лет.

С субъективной точки зрения это преступление характеризуется умышленным проступком или прямой халатностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной работы и освещения темы требования охраны труда можно сделать В процессе трудовой деятельности работников необходимо проявлять заботу об их здоровье, поскольку современный труд, как правило, сопряжен с воздействием на работающего многих вредных производственных факторов. Объективной основой существования охраны труда является заинтересованность работников, работодателей и государства в сохранении здоровья работника на протяжении всей его работы.

Охрана труда направлена на защиту работников от возможных производственных вредностей, на сохранение их трудоспособности, на предотвращение производственного травматизма; способствует реализации права на труд с учетом неблагоприятных условий труда, физиологических особенностей организма женщин, несовершеннолетних, инвалидов.

Поскольку все мероприятия по охране труда регулируются нормами права, то в юридическом смысле охрана труда представляет собой правовой институт, имеющий межотраслевой характер — систему норм различной отраслевой принадлежности (трудовое, административное, уголовное право, право социального обеспечения и др.), регулирующих специальные мероприятия по охране здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.

Правила Института охраны труда охватывают влияние работодателей и всех работающих на них граждан.

Правовое регулирование охраны труда, государственная политика в этой сфере строятся на основе ряда принципов: приоритет охраны жизни и здоровья работника перед экономическими интересами работодателя и государства; социальное страхование риска утраты трудоспособности и трудового дохода от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и др.

Сложившаяся в России подсистема источников права по охране труда соответствует структуре системы источников трудового права и включает международно-правовые нормы (конвенции и рекомендации МОТ), Конституцию РФ, законы (ТК) и подзаконные нормативные правовые акты РФ (основной массив норм).

На локальном уровне вопросы охраны труда регулируются посредством коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров, соглашений по охране труда, инструкций по охране труда для работников конкретной организации (разрабатываются на основе отраслевых и межотраслевых инструкций).

Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда взаимосвязаны. Права работника обеспечиваются адекватными гарантиями, обязанности работника соответствуют индивидуальным правам самого работника и обязанностям работодателя.

За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать юридическая ответственность, предусмотренная нормами трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность), административного права (административная ответственность), уголовного права (уголовная ответственность).

Система охраны труда в Российской Федерации создается и управляется государством. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий труда и защите рабочих мест.

Основным звеном в системе охраны труда в России является местная служба охраны труда.

Важным мероприятием в области охраны труда в организации является проведение инструктажей по охране труда, которые работодатель обязан проводить для всех сотрудников, а также для работников, переведенных на другую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/chto-takoe-ohrana-truda/

Нормативно-правовые акты:

1) Трудовой Кодекс Российской Федерации (действующая редакция);

2) Конституция Российской Федерации (действующая редакция);

3) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

4) Постановление Министерства труда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»;

5) Постановление Министерства труда РФ от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»;

6) Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;

7) Федеральный закон от 09.01.96 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»)

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/chto-takoe-ohrana-truda/

8) В. М. Оробец, Д. А. Яковлев, Трудовое право: Учебное пособие // 2 издание, 2011г.

9) Л.П. Щуко, Справочник по трудовому законодательству работника и работодателя // Издательство: «Проспект», 2010г.

10) М.А. Кочеткова Трудовые права работника //Издательство: «ЭKMOC», 2006г.

11) А.В. Завгородний, В.В. Коробченко, А.В. Кузьменко. Трудовое право России // Издательство: «Юрайт-Издат», 2008г.

12) В.И. Казанцев, В.Н. Васин. Трудовое право // Издательский центр: «Академия», 2008г.