, основную часть, состоящей из двух глав, заключение, библиографический список.
1. Теоретические аспекты аттестации государственного служащего
1.1. Понятие и статус государственного служащего
Основу государственного аппарата страны составляют госслужащие, состав которых не признается однородным. Государственные служащие осуществляют свою трудовую деятельность в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, которая носит государственный характер. Вся сложность трактовки понятия «государственный служащий» обусловлена разными социальными функциями, которые выполняют сотрудники, и разнообразием правовых актов, регулирующих определенные виды услуг.
В целом понятие «публичное должностное лицо» можно изучать как в широком, так и в узком смысле. С точки зрения первого подхода, должностное лицо — это гражданин, который в соответствии с законом исполняет обязанности замещенной государственной должности за денежную компенсацию, которая выплачивается из бюджета. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.
В разных странах по-разному трактуется понятие «государственный служащий». Так, в США «государственным служащим» или «служащим общественного сектора» в широком смысле считается любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органа власти [21, с. 44]. Соответственно, широко употребляемые в американской литературе термины «гражданская служба», «публичная служба», «правительственная служба» (government service) зачастую носят характер синонимов.
В то же время в специальной американской литературе в ряде случаев проводится различие между «гражданской службой», охватывающей категорию профессионального несменяемого чиновничества, и «правительственной службой», под которой подразумевается высший слой государственных чиновников, сменяемых на основе «системы добычи». Все эти термины переводятся на русский язык как «государственная услуга», и этот термин используется в русской литературе.
Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств (департаментов) и центральных ведомств, получающие заработную плату из средств, выделяемых парламентом. Во Франции понятие «государственные служащие» охватывает всех, кто работает в центральных и местных органах власти.
Понятие и сущность государственного управления
... тем, что позволяют понять и четко проследить принципы государственного управления и контроля со стороны сложнейшего искусственного организма, созданного людьми: ГОСУДАРСТВА. 2. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ... структуры и т. п.). Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. ...
Выделим следующие аспекты анализа понятия «государственный служащий» [7, с. 28]:
1. Государственно-правовая точка зрения: государственный служащий является «слугой» государства, и который наделен полномочиями разного характера и значения;
2. С административно-правовой точки зрения: должностное лицо имеет полномочия, организационные и административные полномочия. Он представитель власти, который осуществляет юрисдикционные меры и полномочия и применяет административно-правовые санкции;
3. Точка зрения уголовного права: должностное лицо — это особый субъект уголовной и административной ответственности.
Профессиональная деятельность служащего определяется в качестве сложной, обладающей многими функциями, а также содержащая в себе исполнительскую, управленческую составляющую, ориентированную на поддержание стабильности в обществе, внедрения инновационного подхода, связанная с принятием нестандартных решений.
Выделим признаки государственного служащего [23, с. 104]:
- наличие профессионального образования;
- владение государственным языком;
- выполнение обязанностей по должности;
- получение служебных задач денежного вознаграждение за работу за счет бюджетных средств;
- организационная и правовая обособленность.
Должность государственной службы рассматривается как особое самостоятельное образование, наравне со структурными и территориальными подразделениями государственного органа;
- должность государственной службы обладает первостепенным значением для замещающего ее лица, так как устанавливает полномочия, а также размер денежного содержания государственного служащего, размеры иных денежных выплат;
- государственные служащие не создают непосредственно материальных ценностей, но обеспечивают условия их нормального производства.
Поэтому госслужащие работают в интересах государства, они выполняют волю государственных органов, оплачивающих их труд. В целом понятие «публичное должностное лицо» можно изучать как в широком, так и в узком смысле. С точки зрения первого подхода, должностное лицо — это гражданин, который в соответствии с законом исполняет обязанности замещенной государственной должности за денежную компенсацию, которая выплачивается из бюджета. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.
На сегодняшний день остается дискуссионным вопрос об административно-правовом статусе государственных служащих и его элементов.
В юридической литературе достаточно активно обсуждается правовая природа статуса государственных служащих.
необходимо выделить разные подходы к восприятию «статуса» государственного служащего. Так, правовед Д.Н. Бахрах отмечает, что правовой статус государственных служащих определяется как «комплекс прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, которые законодательство установило для них» [9, с. 47].
По мнению Ю.А. Дмитриева, социально-правовой статус служащих содержит в себе «права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность, подразделяет правовой статус на [16, с. 29]:
Основы правового обеспечения государственного регулирования деятельности ...
... обеспечения безопасности полетов. Международные авиационные правила: правовая природа и практическое применение. Государственный надзор и управление безопасностью полетов. Самолет как объект правового регулирования в системе нормативно-правового обеспечения безопасности полетов. ... на воздушном транспорте. Дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за ...
- общий, который предусмотрен нормативно-правовыми актами того или иного государства;
- должностной, который возникает у служащего в результате замещения той или иной должности государственной службы;
- особый статус милитаризированных служащих».
По мнению А. А. Авдеева, административно — правовой статус служащего — «система предоставленных им прав и возложения на них обязанностей» [6, с. 13]. Другой подход следует отметить у А. С. Лобина, который полагает, что административно-правовой статус служащих рассматривается как правовой в государственном органе, в системе правоотношений и содержит права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных служащих» [14, с. 69].
М. Б. Смоленский отмечает, что в основе административно-правового статуса лежат восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии». Отметим, что административно-правовой статус государственных служащих характеризуется следующими аспектами [21, с. 59]:
1. права и обязанности служащих определены в рамках компетенции органов государственной власти, где служащие состоят;
2. деятельность служащих находится в подчинении осуществлению задач, которые возлагаются на тот или иной орган власти, носит официальный характер;
3. права и обязанности служащих обладают единством;
4. реализация служащими прав и обязанностей находится под гарантией существующей нормативно-правовой базы;
5. законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению;
6. государственные служащие вправе продвигаться по службе, то есть имеют право на служебную карьеру;
7. предусматриваются ограничения их общегражданских прав с целью результативности служебной деятельности;
8. для государственных служащих предусматриваются определенные льготы, а также достаточно высокая ответственность за совершенные ими правонарушения.
Государственный служащий имеет следующие группы прав, которые:
- обеспечивают уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
- ориентированы на исполнение обязанностей;
- содействуют усилению должностной активности.
Обязанности чиновника являются логическим продолжением его прав и вместе с ними предполагают возможность сделать систему государственного управления более эффективной.
В целом, содержание правового статуса государственных служащих характеризуется их общегражданскими правами и обязанностями, обязанностями и правами на занимаемую государственную должность.
Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Обязанности государственного служащего характеризуют суть его служебной деятельности.
Государственное и правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ
... Исследовать цели и методы государственного регулирования предпринимательства; Определить содержание государственного регулирования предпринимательства; Охарактеризуйте правовое регулирование деятельности коммерческих организаций. В структуру ... Целью данной работы является изучение вопросов государственного и правового регулирования деятельности предпринимательства, исходя из поставленной цели, были ...
Государственные служащие должны соблюдать правовые ограничения, запреты и требования к служебному поведению.
Таким образом, чиновник является ключевой фигурой в системе государственного аппарата страны. Чиновник воспринимается как руководитель, занимающий определенную публичную должность в госаппарате. Государственный служащий играет значительную роль в правительстве страны, в регулировании социально-экономической и административно-политической жизни общества, в укреплении государства и реформировании общества на основе демократии и закона.
Государственные служащие задают направления развития государства. Ввиду важности их профессиональной деятельности важно обращать внимание на их статусную составляющую. Основными элементами административно-правового статуса государственных служащих являются права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты, обязанности.