Бюджетного дефицита, который влечет за собой последствия в виде государственного долга. [4]

Курсовая работа

В каждом штате есть отдельные проблемы, требующие особого внимания. Один из них — государственный долг и его влияние на функционирование экономики. Эта проблема стала серьезной в ряде стран с крупной задолженностью. Наличие внутренних и внешних займов значительно ухудшает социально-экономическое положение государства.

Деятельность органов государственной власти в экономической сфере при составлении бюджета сводится к обеспечению всех сфер общества необходимыми ресурсами. Существует два основных типа бюджета: сбалансированный (такой тип бюджета, при котором расходы равны доходам) и несбалансированный. Бюджет, в свою очередь, делится на дефицитный (расходы превышают доходы) и профицитный (доходы превышают расходы).

В случае нехватки государственного бюджета страна вынуждена прибегать к долгам. Проблема государственных займов связана с самим фактом непосредственного участия страны в финансовой жизни общества. Такое участие в текущих обстоятельствах связано с проблемой формирования антиинфляционного механизма финансового роста, суть которого заключается в обеспечении абсолютной занятости и стабильного уровня стоимости. В почти эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг никоим образом не считается главной задачей развития и жизни общества. Как правило, государственный долг увеличивается в фазах интенсивного финансового роста, поэтому, поскольку развивающаяся экономика и модернизированное производство требуют определенных инвестиций, в том числе государственных.

Экономические кризисы приводят к сбоям не только в отраслевых сферах, но и к сбоям экономики государства в целом. Когда возникают экономические кризисы, страна начинает искать пути решения этой проблемы: делать прогнозы, аналитическую работу, разрабатывать планы и проекты для выхода из сложившейся ситуации. Причем одним из способов решения проблемы являются внутренние и внешние займы государства, которые превращаются в государственный долг. [1]

Государственный долг – это общее количество финансовых займов,

взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Он представляет собой долги государства прошлых лет, взятые без учета профицита государственного бюджета. [2]

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время государственный долг всех стран мира достиг 70% мирового ВВП, что является критическим фактором для мировой экономики.

15 стр., 7073 слов

Статистика государственного бюджета

... ос­новного капитала, списанные безнадежные долги и др.). К основным показателям статистики государственного бюджета отно­сятся (см. табл.1): ... государства. Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, участниками возвратными возмездными официальные трансферты капитала Возмещаемые финансовые операции обычно классифицируются на операции, которые создают обязательства государственных ...

именно государственный долг создает общее представление об экономике и финансах рассматриваемой страны.

Предметом исследования является государственный долг Российской Федерации.

Предметом работы являются причины и последствия государственного долга.

Цель исследования — изучить влияние государственного долга Российской Федерации на всю экономику страны. Для этого потребуется провести ряд исследований в данной сфере:

  • рассмотреть структуру государственного долга, его основные понятия и принципы;
  • понять сущность государственного долга, его формы и виды;
  • проанализировать, насколько важную роль занимает данная проблема в экономике страны;
  • выделить основные направления по урегулированию государственного долга.

Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы, заключение и список использованных источников. В данной работе использованы труды таких известных экономистов, как Гамова Э. М., Булатова А.С. Белоножко М.Л. и многих других.

1 Теоретические основы изучения государственного долга

1.1 Государственный долг: основные понятия, причины возникновения

В каждом штате есть свой бюджет, который необходим для выполнения различных функций. Основная цель бюджета — покрыть все необходимые потребности государства. Правительства используют прямое и косвенное воздействие на экономику. Но любое воздействие должно быть грамотным и продуманным, чтобы экономика государства не пришла в упадок. К этому стремится любая страна. В процессе составления экономического плана на следующий год государство работает над обеспечением сбалансированности бюджета с точки зрения доходов и расходов. [3]

Государственный долг не включает долги других стран перед этим государством. Различают два основных типа: внешний государственный долг (выплачивается в иностранной валюте) и внутренний государственный долг (выплачивается в национальной валюте, в России – это рубли).

По временным рамкам можно разделить на три периода: краткосрочный (длительностью до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет).

Стандарты списания государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но они также регулируются чрезвычайно сложными законами. Для погашения государственного долга необходимо увеличить приток финансирования в госбюджет. Это можно сделать при помощи повышения ставки налогов, увеличение таможенных пошлин и т.д. Но такие изменения могут отрицательно сказаться на качестве жизни населения: материальные условия жителей этой страны ухудшатся, а уровень жизни снизится. В связи с этим государство должно грамотно решить проблему государственного долга: рассмотреть все возможные варианты решения этой проблемы, предвидеть ее последствия, эффективность принимаемых решений. Регулирование и управление государственным долгом — это набор регулируемых государством мер по закону для использования долговых отношений для погашения долговых обязательств.

11 стр., 5316 слов

Государственный долг. Проблемы управления

... В статье рассматриваются как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом в России. В соответствии с ...

Бюджет страны выполняет ряд особо значимых функций, среди которых можно выделить основные (распределительная, контрольная) и дополнительные (мобилизационная, регулирующая).

Доходы бюджета пополняются за счет налогов, займов, доходов государственного имущества и эмиссии бумажных денег. В случаях, когда доступная для бюджета прибыль недостаточна для покрытия затрат, сообщается об экономических неудобствах. Как правило, он измеряется в виде процента с ВНП. Дефицит бюджета не обязательно указывает на чрезмерное состояние экономики государства. Это может быть обусловлено, например, необходимостью крупных государственных вложений в формирование экономики, что отражает рост валового продукта государства, а никак не состояние кризиса государственного регулирования. Чрезмерные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, расходы на которые нельзя было спланировать заранее, вероятны, но они обязательно должны быть реализованы независимо от наличия денег в резервном фонде бюджета. В некоторых случаях несбалансированный бюджет даже полезен. Структура бюджетных расходов может меняться чаще, чем структура доходов. Нехватка средств в государственном бюджете ведет к внутренним и внешним займам государства, т.к. займы в данном случае выступают как дополнительные источники дохода. Особое внимание в каждой стране уделяется проблеме бюджетного дефицита, который влечет за собой последствия в виде государственного долга. [4]

К государственному долгу РФ относят долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами. Это приводит к выводу, что существует два основных типа государственного долга, уже упомянутых во введении: внешний и внутренний. Существует еще одна классификация государственного долга: капитальный (вид долга, включающий в себя сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и начисленные проценты, которые должны быть выплачены по обязательствам) и текущий (вид долга, включающий в себя расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств).

Рассматривая государственный долг с позиции науки финансового права, следует учесть, что долговая деятельность публично-правовых образований осуществляется посредством использования финансово-кредитных инструментов (публичных займов, кредитов, ценных бумаг и др.).

[5]

Почему так получается, что есть государственный долг? В стране дефицит бюджета и не хватает средств на покрытие расходов. Это может быть связано с рядом факторов: нехватка налогов и неналоговых доходов, превышение расходов над доходами государства, неравномерное распределение валового внутреннего продукта (ВВП) внутри страны и т.д. Но государственный долг обладает такой функцией, как возвратность, т.е. любые займы государства (будь то внутренний или внешний долг) должны быть возвращены. На возврат может даваться определенное время (это зависит от условий займа) либо же временные рамки могут быть не определены. В этом случае долг возвращается по мере возможности государства. Займы, взятые государством в руки органов государственной власти, становятся дополнительными финансовыми ресурсами, которые распределяются в соответствии с приоритетами, установленными страной. [6]

9 стр., 4308 слов

Государственные кредиты

... различий с банковским кредитом, характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта, определить функций государственного кредита, определить формы государственного кредита, рассмотреть управление государственным кредитом в узком и ... или во время погашений облигаций займов. Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным за

Некоторые экономисты считают, что умеренный государственный долг вполне нормален для страны, поскольку не имеет серьезных социально-экономических последствий и не приведет к краху государства. Кроме того, есть способы погашения государственного долга, что положительно скажется на ситуации внутри страны. Отдельно стоит рассмотреть различия внешнего и внутреннего долга.

Внешний государственный долг: долг государства перед другими странами, компаниями и компаниями этой страны. Внутренний государственный долг – всевозможные задолженности государства внутри страны (так же фирмам, компаниям учреждениям).

Но как внутренние, так и внешние долги государства имеют негативные последствия и сильно бьют по экономике страны, потому что государство должно погашать долг с начисленными процентами, что значительно увеличивает первоначальную сумму кредита. Иногда страна-кредитор соглашается на получение платежей за различные ресурсы и оказание услуг в различных отраслевых областях от страны-заемщика. важно помнить, что существует прямая связь между концепциями государственного долга и государственного бюджета, поскольку они взаимосвязаны, поскольку государственные займы покрывают дефицит бюджета. [7]

Суть любого государственного долга одна и та же: отсутствие средств для покрытия всех необходимых социальных, военных, научно-технических и других обязательных нужд.

1.2 Управление государственным долгом

Как уже упоминалось, дефицит государственного бюджета заставляет страну прибегать к займам, которые поступают в государственный долг. Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве агента по обслуживанию внутреннего государственного долга. Средства, за счет которых погашается госдолг, выделяются из федерального бюджета. Управлять и осуществлять деятельность, связанную с государственным долгом может Правительство РФ. Существует концепция реструктуризации долга, которая относится к прекращению исполнения долговых обязательств по договору путем замены указанных долговых обязательств другими долговыми обязательствами.

Одним из следствий дефицита государственного бюджета является рост денежной массы. Федеральное государство может двумя способами урегулировать бюджетный дефицит: продавать на рынке ценные бумаги (облигации) или печатать деньги. Во втором случае проблема дефицита бюджета решается, поскольку печатание денег ведет к дополнительному финансированию. Это также помогает покрыть некоторые внутренние и внешние долги государства.

Для управления государственным долгом были созданы специальные книги, содержащие информацию по внутреннему и внешнему долгу РФ. Такие книги ведет Министерство Финансов РФ. Правительством ежегодно публикуются данные о состоянии внутреннего государственного долга ща предыдущий год. Контроль над внутренним государственным долгом ведет Федеральное Собрание РФ. [8]

Внешний государственный долг регулируется нормами международного и российского права. Одним из ключевых методов управления государственным долгом является оптимизация государственного долга, при которой происходит маневр внешнего и внутреннего долга. Кроме того, метод удлинения можно отнести к методу управления государственным долгом, который заключается в замене коротких и дорогих долгов длинными и дешевыми долгами.

10 стр., 4903 слов

Управление государственным и муниципальным долгом

... внутренний долг или внешний долг. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных внешних заимствований»3. Для муниципальных ...

Государственное регулирование экономических вопросов должно основываться на знаниях, полученных в результате анализа, прогнозирования, обобщения полученных материалов. Незнание этих вещей может привести к серьезным потрясениям в экономике страны, но это не значит, что это основная причина возникновения государственного долга. Выделяют еще ряд причин, таких как:

  • непредвиденные обстоятельства (все то, на что могут быть потрачены огромные средства государственного бюджета, среди них можно выделить природные катастрофы, военные действия, теракты и т.д.);
  • бюджетный дефицит (погашается государственными займами, которые впоследствии перерастают в государственный долг);
  • экономическая политика, проводимая государством (здесь стоит отметить изменение поступлений налогов в государственную структуру, при этом объем затрат на урегулирование государственных задач остается неизменным);
  • инфляция, как один из факторов сокращения поступлений денежных средств в государство;
  • социальные причины (возрастание уровня пожилого населения, что влечет за собой пенсионные выплаты, помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации).

Под управлением государственным долгом понимается система мер, принимаемых государством с целью погашения кредитов, определения условий и выпуска новых облигаций. Система управления государственным долгом состоит из следующих частей: объект, субъект и субъекты. Под объектом понимается само понятие государственного долга (управление в широком смысле – стратегическое).

Субъектами этой системы являются законодательные органы власти и исполнительные органы власти. Предметом государственного долга служит сам государственный долг, но как финансовый инструмент (управление в узком смысле – тактическое).

Под управлением в широком смысле понимаются активы государства, в котором оно выступает в качестве заемщика. Строго говоря, под менеджментом мы понимаем совокупность процессов, связанных с выпуском и размещением государственных облигаций, а также с регулированием рынка государственных облигаций. Основные принципы управления государственным долгом:

  • обязательность выплат;
  • согласованность;
  • единство учета;
  • соблюдение всех норм и правил.

Управление государственным долгом требует системного и функционального подхода со стороны государства. Управление может включать методы прямого и косвенного воздействия. Прямой метод включает в себя дополнительные методы, такие как институциональный, технический и т.д. Непрямые расчеты позволяют влиять на макроэкономические и микроэкономические рычаги. В процессе управления государственным долгом должны решаться следующие задачи:

  • эффективность использования имеющихся ресурсов, их рациональное перераспределение;
  • поддержание стабильной финансовой политики государства, а также его престижа на международной арене;
  • минимизация стоимости привлекаемых внешних займов.

2 Проблемы государственного долга и его влияние на экономику страны

2.1 Внутренний и внешний долг РФ

Российское государство, как и любое другое, обладает такими ресурсами, как земля, рабочая сила, капитал, а также некоторыми отраслями, в которых доступные ресурсы превращаются в товары или услуги. Но иногда этих ресурсов и производств недостаточно, чтобы обеспечить страну всем необходимым. Тогда государство прибегает к займам.

8 стр., 3597 слов

Государственное регулирование внешней экономической деятельности

... регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. ... развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. ...

В российской экономике существует два типа долга: внутренний долг и внешний долг. В 1920-е годы Россия переживала переход от доиндустриального общества к постиндустриальному обществу. Это очень сильно ударило по экономике страны. Даже в России до Великой Отечественной войны применялся метод построения позднеиндустриального общества. Он был весьма эффективен: помог победить в войне 1941-1945гг., затем дал возможность в короткие сроки восстановить хозяйство. В данный период времени внешний долг не достигал критических размеров. Но страна с запозданием шла к переходам технологических укладов. Поздняя перестройка не смогла помешать стране отставать от других государств. Это все вело к нарастанию глубокого экономического кризиса. В послевоенные годы Советский Союз активно прибегал к иностранным займам для восстановления страны после тяжелых последствий Великой Отечественной войны. В 1957 году Россия является членом Парижского клуба, где обсуждаются и решаются государственные дебаты. России от ряда стран должны были отойти 150 $ млрд, т.к. она являлась правопреемницей СССР. Но она была обязана списать странам – должникам сумму за поставку оружия, списать долги «бедным, слаборазвитым» странам». В конечном итоге вместо многообещающей суммы Россия получает 8 $ млрд.

После смерти Л.И. Брежнева в 1982 году ситуация в стране обострилась, т.к. произошел резкий скачок задолженности. Если до 1983 года внешний долг СССР не превышал 5 $ млрд (что приблизительно равно 1-1,5% ВНП), то к 1989 году внешний долг составлял 50 $ млрд (это уже 8% от ВНП).

К этой сумме добавлялось еще 30 $ млрд от западных кредитов.

Началом образования внешнего государственного долга приятно считать 1991 год, когда произошел распад СССР. Страна перестала выплачивать текущие долги и начала набирать новые. Вследствие операций команды Горбачева, повергнувших к мощнейшему упадку советской экономики, к окончанию 1991 года государство попало в крупные долговые обязательства. Кроме обязанностей пред иными странами, Советский Союз обладал обязательствами перед торговыми предприятиями, банками, вступающими в так называемый Английский клуб кредиторов. Помимо этого, в обмен на определенные средства советские компании платили долговыми бумагами — облигациями Внешэкономбанка (ВЭБ).

Эта нагрузка также возлегла в плечи страны. В 1991 г. первоначально был подписан договор – Документ о взаимопонимании. Согласно нему задолженность Советского Союза в период распада обязана была разделяться соответственно, т. е. существовала вероятность поделить обязательства между абсолютно всеми государствами, вступавшими в Союз. Российской Федерации как правопреемнице не Советского Союза, а РСФСР, пришлось немного больше 61%, Таджикистану, к примеру, – 0.82%. Кроме области долгов, наша государство осталось бы без места постоянного члена в ООН. [10]

17 стр., 8139 слов

Материальное и нематериальное стимулирование государственных служащих

... внешние (законодательство, кризис в стране) и внутренние факторы (корпоративная, организационная культура гражданских служащих), влияющие на государственную гражданскую службу. Стимулирование ... платы или более высокому уровню жизни) и нематериальной (уважение коллег, карьерный рост). Следует отметить, ... стремиться быть на государственной службе и выполнять свой общественный долг. Поэтому в кадровой ...

Уже после кризиса 1998 года государственная задолженность стремительными темпами сокращалась, понижая и общий внешний долг. Вследствие продолжительных переговоров, к окончанию августа 2006 Российская Федерация реализовала преждевременные выплаты в 22,5 $ млрд по кредитам Парижского клуба. В 2000ых годах из – за роста цен на нефть Россия начала финансово укрепляться. Подорвал это состояние мировой кризис, начавшейся в 2008 году. В конце 2003 г. власть Российской федерации утвердило очередное распоряжение «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое фиксировало, что остальные обязательства прежнего СССР станут урегулированы посредством обмена в облигации внешних облигационных займов Российской федерации. С 2003 по 2017 гг. идут активные выплаты по долгу СССР странам – кредиторам.

Россия погасила полностью все задолженности СССР 21 марта 2017 года. Об этом сообщил заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак. Последней страной, которой было обязано наше государство, считалась Босния и Герцеговина. Задолженность СССР составил немного больше 125 $ млн.

Несмотря на то, что был погашен внешний государственный долг СССР, у России оставались и свои задолженности перед другими странами. Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ — обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков — частной и государственной собственности);
  • долг российских компаний, организаций, предприятий.

Изменения в структуре внешнего государственного долга можно рассмотреть на рисунке 1. [9]

Рисунок 1 — совокупный внешний долг России – динамика по годам

Нового максимума общий долг достигнул к лету 2014 года, превысив 700 миллиардов $ USD. Это связано с политическими событиями на Украине. Предельные выплаты согласно внешнему займу пришлись в зиму 2014—2015 года. Официальным источником по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. [11]

Внутренний государственный заѐм рассматривается как «заем нации сам себе» и никак не воздействует на общие масштабы общего богатства нации. Конкретные негативные результаты по его управлению перекрываются позитивными результатами от мобилизации добавочных экономических ресурсов в инвестиции либо развитие экономики государства. Но имеется и несколько негативных результат присутствия внутреннего государственного долга:

  • погашение задолженности выполняется за счет бюджетных денег, т.е. за счет налогоплательщиков;
  • с целью снижения долга правительство способен повышать налоги, что способен послужить причиной к макроэкономическим последствиям, таким как снижение инвестиций.

В состав внутреннего государственного долга РФ входят долги государства юридическим и физическим лицам, а также субъектам РФ. Кредиторами могут выступать народ и предприятия, держатели депозитов в банках, которые управляются государством, субъекты в составе РФ. В состав внутренних государственных долгов РФ относят:

  • федеральные долги;
  • долги государственных предприятий и государственных корпораций;
  • коммунальные задолженности.

Размер внутреннего государственного долга регулируется Правительством РФ. Выплаты по нему осуществляются в национальной валюте государства, т.е. в рублях.

23 стр., 11346 слов

Финансовая стратегия и финансовая тактика государства. Финансовая ...

... которое влияет государство через финансовую стратегию и тактику. Предметом данного курса является финансовая стратегия и тактика государства на примере Республики Казахстан, Российской Федерации. Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства, которая включает финансовую стратегию и тактику государства и ее реализацию ...

В случае нехватки финансовых средств максимальный объем по внутренней задолженности может быть увеличен, но только в том случае, если это необходимо для покрытия внешнего государственного долга, т.к. его увеличение наиболее опасно для экономики страны.

В послевоенное время Россия хотела в короткие сроки восстановить территорию. Для этого были разработаны специальные планы, именуемые «пятилетками». Далее, после завершения данных программ, президентами разрабатывались разные политические курсы на урегулирования экономики страны.

Время правления Н. С. Хрущева носит название «кукурузной эпопеи», т.к. он активно начал засеивать плодородные поля кукурузой. Но ожидаемого результата президент не получил. Не были учтены многие особенности почвы и климата, вследствие чего страна получила скудный урожай. В стране не хватало зерна. На рынках страны из продажи стала исчезать мука. Хлеб находился в огромном дефиците. СССР впервые за всю историю начал выкупать зерно за границей. На это нужны были колоссальные средства. Их Хрущев получал путем внешних и внутренних займов. Во время правления Л.И. Брежнева происходит «застой» экономической политики. Тем не менее, внутренние займы в 1960-1970-ых годов существенно уменьшились, по сравнению с предыдущими годами. Это связано с новой политикой, проводимой Брежневым. Но основные долги по внутреннему займу все еще оставались непогашенными.

С 1989 года несколько индивидуальных банков приступают к кредитованию СССР при условии, что правительство дает гарантии на своевременные выплаты. Внутренние долги государства стремительно растут. Страна не успевает своевременно все выплачивать. Внутренний государственный долг в 1990 году по сравнению с 1970/80ыми годами вырос в 1,3 раза. Это связано с множеством факторов: сильный дефицит государственного бюджета, отсутствие валютных резервов, массовые банкротства физических и юридических лиц и т.д.

В 1991 году начинаются активные выплаты по краткосрочным кредитам. Из государственного бюджета на эти цели выделяется 16 $ млрд. Для экономики государства это было тяжело, т.к. помимо выплат по внутреннему государственному долгу существовали выплаты по внешнему долгу, который тоже было необходимо выплачивать. С окончания 1990ых годов экономическое состояние начинает сильно изменяться. Четырехкратное падение курса рубля в 1998 году нарастил конкурентоспособность российских товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2000 г. значительная доля внутреннего долга приходилась в кратковременные долговые обязательства. Министерство финансов предполагает полностью воздержаться от выпуска государственных ценных бумаг сроком меньше одного года. В результате подавляющая доля внутреннего государственного долга приходится в среднесрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги.

Начиная с 2011 года, внутренний долг начинает расти вплоть до 2017 года. Изменения в структуре объема государственного долга можно рассмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2 — Объем государственного внутреннего долга Российской

11 стр., 5095 слов

Нравственные отношения в системе управление персоналом государственной службы

... управления; инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства; публичный институт реализации государственной власти; единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти; система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач; система ...

Федерации

Такие изменения связаны с проводимыми реформами, проводимые Правительством РФ. Доходная доля бюджета все эти годы падала, а затраты страны уменьшались недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. На это повлияло присоединение Крыма, Олимпиада в Сочи, постройка Крымского моста. Все это требовало огромных средств. Именно поэтому государство активно прибегает к внутренним займам.

2.2 Влияние государственного долга на экономику страны

В тех вариантах, если имеющиеся у бюджета доходы недостаточны с целью осуществлении расходов, сообщают о возникновении экономического недостатка. Как принцип он измеряется в виде процента с ВНП. В нашей стране также не совершается перераспределения государственного дохода в следствии обслуживания государственного долга. Различие с США состоит в том, что в Российской Федерации задолженность содействует уменьшению национального дохода. Низкая степень прибыли населения, а также структура их распределения препятствуют сохранению качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала.

Разные ученые – экономисты, изучавшие влияние государственного долга на функционирование экономики страны, часто сходились во мнении о том, что это пагубно воздействует на финансовое положение государства. В своей работе А. Смит писал, что рост экономического долга вызывает банкротство государства, как заемщика, т.к. такое потребление финансовых средств не является продуктивным в силу того, что не создаются новые ценности, а это означает, что средства, именуемые государственным долгом, являются затратами для экономики страны. [12]

Государственный долг существенно влияет на экономику развитых стран. Во многом это зависит от объемов долга (учитывается внутренний и внешний долг государства), т.к. чем выше долг, тем хуже экономическое положение страны. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично.

Экономический долг влияет на разные аспекты экономики:

  • на социально – экономические сферы общества;
  • на состояние государственных финансов;
  • на структуру инвестиционного климата.

Данная проблема затрагивает не только интересы органов государственной власти (как лиц, выплачивающий государственный долг), но и юридических и физических лиц, иностранных правительств и организаций (т.к. они выступают кредиторами).

Наличие большого внутреннего долга России не имеет ярко выраженных последствий, т.к. не ведет к уменьшению национального богатства, все средства используются рационально, что способствует дальнейшему развитию экономики.

Совсем иначе обстоит дело с внешним государственным долгом, за которым необходим более тщательный контроль, чтобы не иметь сильную зависимость от кредиторов. Однако наличие существенного внешнего долга подрывает авторитет страны на международной арене, а это снижает доверие населения по отношению к правительству. Россия, как экономически развитая страна, имеет свои особенности в структуре государственного долга. Она обладает своей многогранной структурой и индивидуальными чертами. На это все влияют различные факторы, к которым можно отнести демографические показатели, площадь страны, уровень жизни населения, географическое положение и т.д.

В настоящий момент РФ имеет внутренний и внешний долг. По данным Центрального Банка внутренний долг России в 2018 году равен 7, 25 триллионам рублей. Внешний долг составляет $529,1 млрд. Государственный долг, как и любое экономическое явление, может носить как позитивный, так и негативный характер.

К позитивным явлениям можно отнести:

  • сокращение дефицита государственного бюджета за счет дополнительных источников финансирования;
  • долговые обязательства перед другими странами способствуют укреплению экономических и политических связей.

К негативным явлениям относят:

  • высокий уровень расходов по погашению государственного долга уменьшает расходы на другие статьи государственных расходов;
  • переложение государственного долга на будущее поколения (как в случае СССР Россия была обязана выплачивать долги бывшего Советского Союза);
  • при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве;
  • образование неравенства в доходах.

В последние годы сокращала долги СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономический кризис 2008 года прервал эту борьбу государства с долговыми обязательствами. Но государственный долг необходимо обслуживать, в особенности это касается внешнего долга. Но на это нужны средства. А во времена бюджетного дефицита это сделать крайне тяжело. Это очень сильно сказывается на экономике России.

В настоящее время на развитие национальной экономики России влияет наличие внешнего долга, т.к. он ведет к финансовой зависимости страны от других государств, истощению объема средств, которые могли бы быть направлены на другие сферы жизни. Также происходит ослабевание позиций России на мировых рынках товаров и капиталов. По мнению специалистов, в настоящее время Россия может продержаться без реструктуризации внешних долгов, т.е. без новых займов с целью погасить имеющиеся задолженности.

Если страна начнет занимать средства на погашения имеющихся долгов, то это приведет к негативным последствиям. Все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Россия имеет значительную долю внутреннего государственного долга. С одной стороны это хорошо для экономики страны, т.к. нет оттока средств за пределы государства. Негативной чертой является то, что может повыситься уровень налогов, что поведет за собой спад деловой активности в экономике. Наличие существенной доли государственного долга способно послужить причиной к увеличению неравномерного распределения дохода среди населения страны. Так, значительная доля государственного долга в виде облигаций по займам сконцентрирована у состоятельной доли жителей страны, процентные выплаты согласно ним попадут непосредственно к этим лицам, что еще больше повысит долю их прибыли.

В случае если выплаты по процентам возрастающего государственного долга станут реализоваться за счет увеличения налогов, то это существенно ослабит стимулы к росту производительности труда, поиску новых способов технологий, инноваций. Бюджетный кризис и в особенности увеличение внешнего государственного долга способен отрицательно повлиять на положение международной торговли государства. Из-за этого уменьшиться экспорт и тем самым нарушится внешнеторговое равновесие, а это послужит толчком к внешним займам и, в конечном счете, к росту иностранного долга, с целью возмещения которого придется платить национальным богатством. Утверждение многих финансовых решений на государственном уровне непосредственно связано, или даже находится в зависимости, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Непосредственно по этой причине создание квалифицированной, научно — аргументированной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и ее согласование с другими направлениями финансовой политической деятельности страны считается на современном этапе проблемой исключительной важности.

Является целесообразным проанализировать ключевые тенденции и некоторые определенные меры сбалансированной политики согласно обслуживанию внешнего долга. В ходе управления внешней задолженностью перед Россией встаѐт необходимость решения следующих вопросов:

  • поддержание экономического долга на таком уровне, чтобы не нарушалась экономическая безопасность страны;
  • своевременные выплаты по долговым обязательствам с учетом процентов;
  • предоставление эффективного целевого применения привлеченных финансовых средств.

2.3 Меры по урегулированию государственного долга: перспективы и