Этико-деонтологические аспекты фармации

Курсовая работа

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Вот почему колыбелью нового типа профессиональной этики была медицинская этика и медицинская этика. Эти два «связанных» типа профессиональной этики имеют единую «корневую систему». Фармацевтическую этику можно представить как сильный росток, который, оторвавшись от «древа» медицинской этики, сам, в процессе дальнейшего развития специальности в фармации, вырос множеством молодняка.

Фармацевтическая этика зародилась с открытием первых аптек и появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности. Например, постановлялось, что «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

К XIX-XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенствования современной законодательной базы в области фармации. В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в основном тех, представители которых зависят от здоровья, благополучия, а зачастую и жизни человека, одного законодательного регулирования недостаточно.

В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта (ЭКФ), которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений.

9 стр., 4175 слов

Фармацевтическая этика и деонтология

... и фармацевтической этикой понимается обучение принципам поведения врача и фармацевтического работника в соответствии с благородными и общечеловеческими задачами медицины и фармации. Как и любая историческая категория, медицинская и фармацевтическая деонтология и этика развивались в соответствии с уровнем развития ...

Целью курсовой работы является рассмотрение этических и деонтологических аспектов аптеки.

Исходя из цели, в курсовой работе были поставлены задачи:

  • рассмотреть понятие деонтологии;
  • выявить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии;
  • определить морально-правовые проблемы фармацевтической деонтологии»;
  • рассмотреть деонтологию а системе отношений фармацевт-больной-общество;
  • рассмотреть удовлетворённость посетителей аптеки фармацевтическим обслуживанием;
  • определить взаимоотношения врача и пациента;
  • проанализировать психологические основы поведения в коллективе.

    1.

Этико-деонтологические аспекты фармации

1.1 Понятие о деонтологии

Впервые термин «деонтология» ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимодействия и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормам. В основе этики лежит отношение к пациенту так, как в подобной ситуации хотелось бы лечиться. Глубокая сущность деонтологии исцеления раскрывается в символическом заявлении голландского врача семнадцатого века Ван Тул-Пси: «Сияя на других, я сжигаю себя».

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения медицинской конфиденциальности, меры ответственности за жизнь и здоровье пациентов, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с пациентами и их родственниками. «Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования. Неадекватным является действие, которое противоречит потребностям врача со стороны медицинского сообщества, общества в целом, а также его собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и четко сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «выполнения долга» не имеет оправдания для уклонения от него. Идея долга — определяющая, необходимая и достаточная основа для действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то это соответствует выбранной профессии, а если нет, он должен покинуть это профессиональное сообщество.

В 1960-х и 1970-х годах была сформирована новая модель медицинской этики, которая рассматривала медицину в контексте прав человека. Ван Ренселлером Поттером в 1969 г. был предложен термин «биоэтика» (этика жизни), который раскрывается как «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Основополагающим моральным принципом биоэтики является принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняется решение главной проблемы врачебной этики — вопроса о взаимоотношениях врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения. Это участие, которое не является «второстепенным», обретает форму в серии новых моделей взаимоотношений между врачом и пациентом. Информативные, совещательные и интерпретирующие модели являются формой защиты прав и достоинства человека. С другой стороны, в современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.

4 стр., 1701 слов

Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала

... сегодня самоопределение личности является высшей ценностью, и медицинская помощь не должна быть исключением. 2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. В наиболее распространенных терапевтических отделениях клинической медицины, как правило, находятся пациенты самого ...

Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчинено фундаментальной задаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений с фундаментальной задачей сохранения жизни напрямую связано с самой сущностью и целью морали в целом. Сегодня «этика» становится формой защиты «природно-биологического» от чрезмерных притязаний культуры на ее природно-природные основы. Биоэтика как конкретная форма этики возникает из потребности природы защитить себя от власти культуры в форме ее крайних требований трансформировать и изменять «природно-биологическое».

В 90-х годах XX века биоэтика принимает форму понятия, включающего всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в обеспечении уважения прав человека в обществе.

Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к заключению. Современная форма медицинской этики — биомедицинская этика, которая функционирует в форме всех четырех исторических моделей: модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики. Связь науки с практической и нравственной деятельностью сегодня является одним из условий существования и выживания современной цивилизации.

Ни в какой другой области медицины этические проблемы не приобретают такого значения, как в психотерапии — как при установлении контакта с пациентом, в процессе лечения, так и при достижении психотерапевтических результатов. Первый вопрос, который возникает при встрече психотерапевта с пациентом, касается согласия последнего на проведение психотерапии, особенно когда речь идет о его участии в сеансах психотерапевтической группы. Как отмечают Хёк и Кениг, психотерапия не назначается, а обсуждается.

Медицинская деонтология тесно связана с медицинской этикой: учением о морали, нормами морального поведения и общественным долгом врача. Высокое чувство ответственности перед человеком и обществом, постоянное совершенствование медицинских знаний и медицинских навыков, бережное и заботливое отношение к пациенту, сохранение врачебной тайны — вот качества, которыми должен обладать врач. И в этом он клянется, давая клятву Гиппократа.

16 стр., 7867 слов

Формирование и развитие этики менеджмента

... — этика в менеджменте. Методы исследования. В исследовании использован анализ управленческой литературы, метод классификации, обобщения, структурно-функциональный. Методология исследования основана на отличной работе российских ... В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике» [9, c.57]. Этические и профессиональные нормы, ...

Медицинская деонтология охватывает самые различные аспекты деятельности врача — отношения с больным и его родственниками, с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом; это вопросы научной организации труда, рациональных методов исследования и лечения.

1.2 Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии

В древнеиндийской священной книге «Аюр-веда» (Наука жизни) есть следующие изречение: «В руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем или светом. В руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». Эта идея красной нитью проходит через всю историю аптеки и организации фармацевтического бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом. Он определяет многие деонтологические и этические позиции современного фармацевта. А само слово «аптека» происходит от египетского слова «аптеки», что означает «дать безопасность или исцеление». Об этом также свидетельствует надпись под изображением египетского бога медицинского искусства Тота. Отсюда, конечно же, произошло греческое слово «фармакон» — «лекарство», которое затем перешло во все языки мира.

Один из выдающихся врачей Древней Греции, Гиппократ (461–337 гг. до н.э.) сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них вы должны усвоить себе все, что связано с лечением болезни в целом и, наконец, сколько и как они действуют при определенных заболеваниях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».

Современная медицинская этика, учитывая долговые проблемы, деятельность медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их работы. Он охватывает социальные и этические аспекты ответственности, социальную значимость, призвание и цель профессии. Эти же вопросы волновали врачей и фармацевтов древности.

Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» обосновал одно из главных профессиональных и нравственных требований медицинской этики: помощь людям в укреплении и защите их здоровья независимо от социального и родового положения, социальной, национальной и расовой принадлежности. Эта «Клятва» более 2 тысяч лет была главным этическим документом в медицине, она также легла в основу клятвы фармацевтов. Однако же она часто нарушалась. Особенно в таких важных этических вопросах аптеки, как приготовление и одобрение лекарств.

Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением жизнью, сознанием и деятельностью человека, вступают в противоречие с существующими моральными ценностями и принципами. Из-за этого противоречия формируется биоэтика как система знаний о границах допустимых манипуляций человеком, очерченных его рождением, жизнью и смертью.

Но понимания биоэтики только как области знаний явно недостаточно. Биоэтика — это, прежде всего, проблемная область, требующая достаточно серьезных решений и действий. При их решении люди руководствуются не только рациональными аргументами, но и тем, что продиктовано традициями, ценностными установками и, в конечном итоге, эмоциями. Это касается прежде всего биоэтической составляющей современной фармакологии, особенно в контексте новейшей истории нашей страны.

12 стр., 5975 слов

Современное состояние нормативно-правового регулирования в фармацевтической ...

... по вопросу касающегося изучения конкуренции и оценки конкурентоспособности фармацевтических организаций; исследовать законодательную базу фармацевтической деятельности; спрогнозировать перспективы развития деятельности связанной с лекарственным обеспечением населения; изучить отношение различных территорий к ...

Дело в том, что мощный научный прорыв в фармакологии (создание лекарственных препаратов новых поколений, разнообразных биологически активных пищевых добавок), сопровождаемый переходом к рыночным механизмам хозяйствования в сфере оказания фармацевтической помощи, породил ряд проблем, с которыми мы не сталкивались раньше.

Проблема «фармакологической агрессии» стоит, пожалуй, на первом месте. Огромное количество аптек, бесчисленное море лекарственных препаратов, витаминных комплексов, пищевых добавок, тотальная реклама в СМИ (в том числе и в электронных), реклама через полиграфическую продукцию, распространяемую бесплатно, не проходит бесследно как для рядовых потребителей, так и для врачей. У нормального потребителя возникают идеи о возможности чудесного исцеления, восстановления утраченного с годами здоровья, своего тела, изменения эмоциональных реакций, поведения и других магических перспектив.

Врачи начинают грешить полипрагмазией, то есть назначением такого большого количества препаратов, которые или иннактивируют действие друг друга, или приводят к таким побочным реакциям, которые по тяжести воздействия на организм превосходят основное заболевание.

Отсюда вторая проблема: возникновение «наркомании». То, что было задумано и сделано с одной и, конечно же, хорошей целью: облегчить человеку жизнь, повысить качество и продолжительность его жизни, оказалось источником проблем. Сегодня все мы, образно выражаясь, «сидим» на таблетках. И уже не можем без этого. Мы стали заложниками результатов фармакологической науки и продвижения результатов этих результатов на рынок. К сожалению, недавняя история полна примеров того, как новые знания и новые способы действий, которые они порождают, вовлекают людей в лабиринт новых и новых трудностей и забот.

Как можно и как решить эти проблемы? Конечно, необходимо разработать правовую базу, создать законы, которые не только ограничивают возможности злоупотреблений, но и защищают права пациентов при оказании наркологической помощи. Но нельзя создать законы, регулирующие все и каждого, и все, а не болезнь правового фетишизма, прекрасно это понимают. Законодательная защита прав и достоинства пациента будет дополнена этическим контролем.

В современной биоэтике механизмы такого контроля уже выработаны и функционируют достаточно эффективно. Это прежде всего этические комитеты. Существуют разные типы этических комитетов (больничные, научные, объединенные и др.), они имеют разный статус, разный состав и формы деятельности, но оказываются едины в одном — в защите интересов пациентов при обследовании, лечении, оказании фармацевтической и фармакологической помощи.

Так, например, все производители фармацевтической продукции европейских проведении (маркетинговых) исследований с целью выявления токсического действия препарата при длительном приеме в обязательном порядке должны получать разрешение этического комитета лечебного учреждения. Судя по центральной печати, такую практику пытались внедрить и у нас. Увы, не получилось.

Объективности ради должен сказать, что комитеты по этике существуют и сегодня в некоторых регионах России. У фармацевтов они тоже есть, но их опыт почему-то никто не пытается распространять. А жаль. Будущий специалист просто обязан нести не только профессиональную, но и моральную ответственность за пациента. В противном случае все разговоры о сохранении здоровья бесполезны.

9 стр., 4467 слов

Развитие высшего профессионального образования в России

... теоретиков профессионального образования в России были В.Н.Татищев, В.И.Геннин, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, А.А.Барсов. В их работах впервые представлено теоретическое понимание цели, содержания, технологических и организационных аспектов профессионального образования. Методологические и теоретические вопросы профессионального образования досоветского ...

2. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии

2.1 Социальная и нравственная ответственность фармацевтических работников

Этический кодекс фармацевтического работника России (далее Этический кодекс) является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи, которая включает обеспечение населения и конкретно каждого гражданина всеми товарами аптечного ассортимента, в первую очередь лекарственными средствами, а также оказание научно-консультативных услуг по всем вопросам, связанным с лекарственными средствами.

Этический кодекс направлен на обеспечение перехода России к верховенству закона и к потребительскому рынку в области фармацевтических препаратов. Он определяет отношения между фармацевтическим работником и обществом, — пациентом, — медицинским работником и направлен в первую очередь на обеспечение прав, достоинств и здоровья личности и общества в целом, а также прав и моральной ответственности специалистов фармацевтических организаций и предприятий.

Основой Этического кодекса является закон Российской Федерации о здравоохранении, Закон о защите прав потребителей и пациентов, Закон о рекламе, Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, а также документы Организации Объединённых Наций, Всемирной организации здравоохранения и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса.

Основная задача профессиональной деятельности фармацевта — сохранение здоровья человека.

Фармацевтический работник должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку, независимо от национальности пациента, политических и религиозных убеждений, баланса, пола, возраста и социального статуса.

Специализированное фармацевтическое образование дает фармацевту право нести ответственность за рациональное использование лекарств, проявляя исключительную бдительность при выдаче лекарств пожилым людям и детям.

В интересах сохранения здоровья и безопасности населения фармацевтический работник должен гарантировать адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных средств.

Главное условие деятельности фармацевтического работника — высокий профессионализм и компетентность в поставках лекарств.

Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, умения, способности, эрудицию и помнить, что «медицина в руках хорошего человека подобна бессмертию и жизни, а в руках невежественных — огню и мечу».

Профессиональное чувство долга, нравственность предполагают умение критически оценивать себя и свою работу.

Фармацевтический работник должен владеть точной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.

Фармацевтический работник должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и отпуске лекарственных средств.

7 стр., 3097 слов

«Правовые основы профессиональной деятельности психолога ...

... юридическая ответственность за их несоблюдение. Правовые основы психологии Правовые документы, регламентирующие правовую основу любого направления в каждом ... от воли меньшинства. Таким образом, психологическая деятельность основана на презумпции защиты и защиты ... законоположений с правом законодательной инициативы; 4.Документы муниципальных образований (городские и сельские районы, поселки городского ...

Фармацевтический работник должен способствовать внедрению последних достижений фармацевтической науки в практику.

Фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и возможности в негуманных целях.

Фармацевтический работник не имеет права:

  • использовать свои знания и навыки при незаконном производстве и отпуске лекарственных средств, особенно тех, которые могут привести к ущербу здоровья, физической или психической целостности человека;
  • отпускать лекарственные средства, не разрешённые к медицинскому применению и в качестве которых он сомневается;
  • соображениями собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

Право и долг фармацевтический работника – хранить свою профессиональную независимость и осознавать меру ответственности за свои поступки.

Фармацевтический работник должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области лекарственных средств.

Вступая в сотрудничество с производителями фармацевтической продукции, посредниками, фармацевтический работник должен быть беспристрастен, самостоятелен, свободен от экономического влияния со стороны нефармацевтов.

Фармацевтический работник не вправе навязывать пациентам свои политические, религиозные и философские взгляды.

При осуществлении фармацевтической деятельности фармацевтический работник должен всегда придерживаться принципов этичной конкуренции, этичного маркетинга и рекламы.

При этом основным принципом должно быть обеспечение безопасности и эффективности при профилактике и лечении заболеваний пациентов, а также соблюдение деонтологических норм взаимодействия между всеми партнёрами фармацевтического рынка.

2.2 Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников

Современные рыночные отношения обусловливают новые требования к специалисту. Эффективность формирования фармацевтического рынка непосредственно зависит от качества подготовки фармацевтов. Современная деятельность специалиста в области фармации требует формирования в одном лице ответственного исполнителя, организатора и руководителя, восприимчивого к новым идеям, отличающегося гибкостью профессионального мышления, умением адаптироваться в динамично изменяющихся производственных и социальных условиях.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы со всеми заинтересованными ведомствами, общественными организациями, работодателями, службами занятости, другими социальными партнерами.

Это положение в полной мере относится к системе среднего фармацевтического образования. Из многочисленного спектра проблем социального партнерства можно выделить направления: согласование государственных образовательных стандартов среднего фармацевтического образования с профессиональными стандартами; совместное и целенаправленное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей в области обеспечения кадрами; участие предприятий и организаций в развитии среднего профессионального образования.

10 стр., 4885 слов

Изменения в нормативно-правовой базе образования детей с ОВЗ материал

... общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляется ... по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта ...

Взаимодействие системы среднего профессионального образования со сферой труда и занятости является необходимым условием согласования образовательных потребностей молодого человека с требованиями общественной практики, работодателей, перспективными прогнозами рынка труда. Это взаимодействие должно носить оперативный характер и может быть реализовано путем согласования государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и соответствующих профессиональных стандартов (или стандартов профессиональной деятельности).

Однако такое согласование затруднено рядом обстоятельств.

В сфере среднего медицинского и фармацевтического образования действует квалификационная характеристика специалистов со средним фармацевтическим образованием, предусмотренная приказом Минздрава РФ № 249 от 19.08.99.

В связи с этим возникает вопрос, адекватны ли требования квалификационной характеристики условиям изменяющегося фармацевтического рынка? Учтен ли в структуре полномочий фармацевта международный опыт?

В первую очередь необходимо отметить, что формирование новых экономических отношений обеспечило появление и функционирование наряду с государственными предприятиями негосударственных фармацевтических организаций и предприятий.

Возросшие запросы граждан (тщательный отбор препаратов безрецептурного отпуска, повышение ответственности людей за свое здоровье) способствуют постепенному переходу части обязанностей врача к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких необходимо обратиться за помощью к врачу общей практики.

Такой подход к определению фармацевтической деятельности может быть признан этически оправданным только при условии соблюдения производителем официальных стандартов по предоставлению потребителям лаконично-грамотной и доходчивой информации, при активном вовлечении фармацевта в разъяснение всех аспектов действия и особенностей применения ЛС.

Применительно к ЛС качество информации столь же важно, как и качество самого препарата. Возможно, именно поэтому международная фармацевтическая ассоциация предлагает рассматривать ЛС не только как фармацевтический продукт, а как «лекарственный продукт плюс информация».

К числу образовательных трудностей нужно отнести проблемы построения профессиональной обучающей системы в условиях изменения поведения людей и их сознания в связи с кардинальными переменами, происходящими в российском обществе.

Специализация и дифференциация в системе отечественного здравоохранения повлекли за собой сосредоточение медицинских работников на отдельных локальных патологических процессах, в связи с чем больной как личность потерял свою актуальность, и, соответственно, это вызвало определенную деформацию этического поведения медицинских работников. В определенной степени эта ситуация отразилась и на деятельности фармацевтических работников.

7 стр., 3244 слов

По дополнительному образованию «Профессиональные компетенции ...

... …» [3]. Целью В соответствии с целью были поставлены следующие задачи : 1. рассмотреть понятие « 2. рассмотреть понятие, структуру и функции профессиональной компетенции специалиста по межкультурной коммуникации; 1. Сущность понятия «межкультурная коммуникация» Коммуникация – акт ...

Все вышесказанное требует актуализации гуманистической функции профессиональной деятельности фармацевта, ставит в полный рост проблему формирования профессиональной культуры будущих фармацевтов, которую следует рассматривать в тесной связи и в условиях интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки.

Вот почему специфическим условием профессиональной подготовки фармацевтов является формирование не только операционных видов деятельности (таких, как изготовление ЛС с учетом особенностей технологического процесса в условиях аптек; проведение контроля качества ЛС и т. д.), но и социокультурных (анализ психологического состояния пациента, организация адекватных форм общения с ним, консультирование пациентов и т.д.).

Эти виды деятельности обеспечивают культурное продвижение лекарственных средств в условиях деятельности фармацевта, предусмотренных Этическим кодексом фармацевтического работника России.

В настоящее время подготовка фармацевтов осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Фармация» базового уровня среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования России 21.01.2002 г. Можно сказать с уверенностью, что программы подготовки специалистов во многом уже отвечают требованиям изменяющегося фармацевтического рынка. Прежде всего это наблюдается в области «наполнения» профессиональных образовательных программ подготовки фармацевтов реальным гуманитарным содержанием.

Действительно ли фармацевт с базовым уровнем среднего профессионального образования готов к работе в области управления аптечной деятельностью: рационально использовать трудовые, финансовые и материальные ресурсы аптечного предприятия; организовывать работу по кадровому планированию, рациональной расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних фармацевтических кадров?

На этот вопрос можно ответить сразу – нет. Фармацевт с базовым уровнем подготовки не сможет управлять аптечным предприятием по одной простой причине, что он к этой работе не готов. Его этому никто не научил.

Значительной составляющей в системе среднего профессионального образования являются программы повышенного уровня подготовки фармацевтов. Основная образовательная программа повышенного уровня состоит из программы базового уровня подготовки специалиста среднего звена и программы дополнительной подготовки и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта повышенного уровня среднего профессионального образования по специальности 0405 «Фармация», утвержденного Министерством образования России 10.06.1999 г.

Для фармацевта с дополнительной подготовкой предусмотрены профессиональной деятельности: производственная; предпринимательская; маркетинговая; организационно-управленческая.

Такой специалист в большей степени отвечает требованиям современных условий развития фармацевтического рынка. Это подтверждается не только формальными доказательствами, но и фактическими возможностями выпускников нашего образовательного учреждения.

подготовки фармацевтов с повышенным уровнем образования состоит из циклов дисциплин, которые содержат в себе основные и элективные предметы.

Пройдя полный курс обучения, выпускник должен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетентности; осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий; принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов и т.д.

На наш взгляд, подготовка фармацевтов по программам повышенного уровня должна вестись более широко. Высокий уровень знаний и умений, которые студент получит после обучения, позволит ему видеть реальные перспективы профессионального, что немаловажно для должностного роста.

Второе направление развития социального партнерства, которое необходимо выделить, – это совместное и целенаправленное взаимодействие образовательного учреждения и работодателей в области обеспечения кадрами.

В целях выявления фактической потребности в фармацевтах

Потребность различных фармацевтических организаций, конечно, разная, что вполне естественно и зависит от величины организации и объема услуг, предлагаемых потребителям.

потребности с учетом необходимого числа специалистов в Свердловской области сложилась образом:

74,6% от числа опрошенных фарморганизаций нуждаются в специалистах численностью менее 5 человек;

14,3% нуждаются в специалистах численностью от 5 до 10 человек;

11,1% нуждаются в специалистах численностью от 10 человек и более.

Образовательные учреждения и далее будут развивать контрактную подготовку специалистов. Но в этих условиях фармацевтические организации должны вести поиск будущих работников в течение более длительного времени, начиная с первого курса обучения студентов. Они имеют возможность испытать каждого из претендентов в реальной профессиональной среде, внести коррективы в подготовку специалистов, буквально совместными усилиями «вырастить» фармацевтов для себя.

Вышеназванные направления, безусловно, не исчерпывают весь спектр возможного взаимодействия средней профессиональной школы с социальными партнерами, и прежде всего с системой труда и занятости. Сближение образовательных потребностей и интересов личности, системы среднего профессионального образования, системы труда и занятости, социальной защиты, работодателей, включая государство, может быть осуществлено, с одной стороны, через обновляемые в настоящее время государственные образовательные стандарты, а с другой – благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы образования.

3. Деонтология в системе отношений фармацевт-больной-общество

3.1 Роль моральных факторов в лечении больного

В соответствии со Статьей 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Медицинская этика и деонтология — органически связанные понятия. Деонтология — учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинских работников по отношению к больному. В истории отечественной медицины имеется немало высказываний и оценок главного вопроса медицинской этики и деонтологии — принципа нравственного, бережного, милосердного и высокопрофессионального отношения медицинского работника к больному.

В развитие этики медицинского работника много внесли представители отечественной медицинской науки XVIII-XIX вв. Д. С. Самойлович, М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, В. М. Бехтерев. Передовые земские врачи создали понятие о врачебном долге. История имеет множество примеров героического служения медиков своему народу. Медицинские опыты ставили на себе врачи Д. С. Самойлович, Г. Н. Минх, О. О. Мочутковский, Д. К. Заболотный, И. И. Мечников.

Основными аспектами медицинской деонтологии являются: врач и больной, врач и общество, взаимоотношения между врачами, медицинским персоналом, врачебная тайна, врачебные ошибки, этическая оценка эксперимента.

В нашей стране этические нормы поведения совпадают с правовыми требованиями. Они все больше получают закрепление в законодательном порядке. Одним из важных вопросов в отношениях врача и больного является вопрос о соблюдении врачебной тайны (ст. 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», 1993 г.), в которой говорится, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении или исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом. С согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба, несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

В деятельности врача возможны тактические, диагностические и другие ошибки, поэтому одной из основных его черт должны быть самоконтроль и честный анализ причин совершенных ошибок.

К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания, право медика экспериментировать на себе, на людях, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей, генная инженерия, знахарство, парамедицина.

3.2 Личность больного и деонтологическая тактика фармацевтического работника. Психологические особенности поведения фармацевта и больного

Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента.

Фармацевтический работник должен с уважением относится к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо.

Внимательное отношение, понимание и забота фармацевтического работника к пациенту помогут вселить уверенность в лекарственное средство и выздоровление.

Фармацевтический работник обязан владеть основами психотерапевтического воздействия взаимопонимания с пациентом.

При