Установление главы местного самоуправления занимает особое место в структуре местного самоуправления. Глава муниципального образования соединяет в своем правовом и фактическом статусе черты префекта (например, как префекта департамента Франции) и председателя исполкома местного Совета. В муниципальном управлении эта должность предусматривает координацию деятельности всех органов структуры местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Однако опыт становления местного самоуправления в субъектах РФ до принятия Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» показал быстрое нарастание тенденции усиления власти этого должностного лица, уже тогда не просто возглавившего деятельность по осуществлению местного самоуправления, но олицетворявшего всю «местную власть». В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, отмечая эту и другие тенденции в развитии местного самоуправления, подчеркнул существенное качество действенного и правового статуса мэра. Он заключается в том, что слишком часто местное самоуправление начинается с мэров и заканчивается ими.
Опасность такого вырождения статуса отдельного должностного лица местного самоуправления существовала всегда. Поэтому федеральный закон «Об общих принципах…» дал право местному населению решать эту проблему. Он устанавливает возможность закрепления в уставе муниципального образования должности главы этого образования — выборного должностного лица, которое руководит деятельностью по реализации местной автономии на территории муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Нормой этого предмета является устройство, поэтому в муниципалитете может быть руководитель, но в другом будет считаться, что это положение не является необходимым.
Термин «глава муниципального образования» введен в научный оборот законом об общих принципах организации местного самоуправления. До вступления в силу этого закона понятия «глава местного самоуправления» и «глава местного самоуправления» применялись последовательно, хотя четкого их толкования не существовало. В Положении об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденном Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» эти понятия рассматриваются как синонимы. Поэтому изучение института главы местного самоуправления является существенной необходимостью для поиска путей улучшения работы местного самоуправления.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления
... и осуществления правотворческого процесса в муниципальных образованиях Российской Федерации; Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы системы местного самоуправления и принципа разделения властей в ...
Среди исследователей, занимавшихся исследованием института глав муниципального образования, следует выделить Авакьяна С.А., Кутафина О.Е., Фадеева В.И., Постового Н.В. и др.
Цель работы — изучить позицию главы муниципального образования.
Задачи:
- раскрыть место главы муниципального образования среди исполнительных органов;
- изучить выборы и полномочия главы муниципального образования.
1. Место главы муниципального образования среди исполнительных органов
Исполнительные органы местного самоуправления в основном называются администрацией. Законами ряда субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении предусмотрены самостоятельные главы или отдельные статьи об исполнительных органах местного самоуправления. Например, в законах Краснодарского края, Владимирской, Омской, Свердловской областей закреплены целые главы об органах исполнительной власти. В законах республик Адыгея, Дагестан, а также Архангельской, Белгородской, Вологодской, Иркутской, Пензенской, Рязанской, Агинской, Бурятской, Ханты-Мансийской областей статус органов исполнительной власти закреплен в отдельных статьях. В законах о местном самоуправлении Астраханской, Московской, Пермской областей, Приморского края и Республики Карелия упоминаются только органы исполнительной власти. Термин «органы исполнительной власти» или «администрация» вообще не используется в законах о местном самоуправлении: Костромской, Курской, Магаданской, Оренбургской, Ярославской областях, Таймырском автономном округе. Судя по всему, здесь исполнительная власть представлена главами муниципальных образований. Хотя из содержания законов это не вытекает. Полномочия глав муниципальных образований по существу переданы федеральным законом. В свою очередь, федеральный закон де-факто не определяет исполнительные и административные функции главы муниципального образования.
Этот серьезный пробел в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вносит неопределенность в необходимость формирования исполнительных органов местного самоуправления. Вряд ли можно считать правильным, что местная автономия реальна без органов исполнительной власти в городах и регионах.
В данной части федеральный закон требует корректировки. Исключение исполнительных органов из системы местного самоуправления — односторонняя крайность, которая может нанести непоправимый ущерб всей системе управления. Объясняется это тем, что исполнительные органы местного самоуправления выполняют значительное количество функций государственного характера, в связи с тем, что у государства не хватает сил и средств для централизованного решения всех вопросов. Если система местных исполнительных органов будет разрушена, рухнет вся пирамида государственной исполнительной власти с соответствующими последствиями. Местные исполнительные органы являются фундаментом, на котором держится вся исполнительная власть Российской Федерации. А всякий фундамент требует постоянного укрепления. В противном случае «может рухнуть все строение».
Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления
... полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выявление проблем, препятствующих результативной деятельности и эффективному функционированию законодательных органов государственной власти в ... субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют ...
Исполнительные органы местного самоуправления образуются главой муниципального образования или главой администрации и возглавляемой им администрации.
Главы муниципальных образований, главы администраций, в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении, либо избираются на выборах путем прямого тайного голосования, либо избираются из числа депутатов соответствующим представительным органом местного самоуправления. Главы администраций могут быть наняты по контракту.
В основном главы исполнительных органов избираются населением прямым голосованием. Вместе с тем, по состоянию на сентябрь 1997 г., примерно в одной трети субъектов Российской Федерации (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Ивановская, Новосибирская, Нижегородская, Орловская, Пензенская, Саратовская, Смоленская, Томская области, Агинский, Бурятский и Ненецкий автономные округа), главы администраций всех, либо большей части муниципальных образований, избраны из числа депутатов представительными органами местного самоуправления.
В 171 муниципальном образовании восьми субъектов Российской Федерации эти должностные лица работают на контрактной основе (по данным на 1997 г.), в том числе в Алтайском крае — 2, в Воронежской области — 13, в Ленинградской области — 1, в Нижегородской области — 147, в Пензенской области — 4, в Смоленской области — 2, в Тверской области — 1, в Ненецком автономном округе — 1.
Что касается количества глав администраций, избранных из числа депутатов и назначаемых представительным органом по предложению глав субъектов Российской Федерации, то на 19 сентября 1997 года их количество составляло 3066 человек.
После избрания или назначения глава исполнительного органа является исполнительным органом. В основном, законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований наделяют главу администрации (главу муниципального образования) правом самостоятельно решать вопрос о формировании местной администрации или по согласованию с представительным органом местного самоуправления. В законах ряда субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении есть особенности в решении этой проблемы. Таким образом, Закон «О местном самоуправлении в Омской области» предусматривает, что заместители главы местной администрации назначаются главой местной администрации самостоятельно или с согласия представительного органа в порядке, установленном законодательством статут муниципалитета. Аналогичный порядок установлен в законах о местном самоуправлении Республики Дагестан, Пензенской области и других.
Законы Владимирской и Рязанской областей о местном самоуправлении не дают главам администраций права самостоятельно назначать своих заместителей и формировать исполнительный орган. Этим правом обладает только представительный орган. В соответствии со ст. 22 Закона «О местном самоуправлении во Владимирской области» структура местной администрации и положения о структурных подразделениях, а также размер расходов на их содержание разрабатывается главой администрации и утверждается соответствующим Советом. В Республике Адыгея глава муниципального образования, который одновременно является главой администрации, самостоятельно формирует структурные подразделения исполнительного органа местного самоуправления и без согласия представительного органа назначает должностных и иных лиц местного самоуправления.
Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...
... местного самоуправления на основе государственной теории местной автономии характерна и исторически обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов ...
Исполнительные органы осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности или единственности управления. Например, законы о местном самоуправлении Архангельской и Иркутской областей обязывают органы исполнительной власти осуществлять свою деятельность коллегиально. В Белгородской, Владимирской и Омской областях глава администрации действует по принципу индивидуального управления.
Для организации работы исполнительного органа (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Это могут быть комитеты, отделы, отделы, отделы, другие структурные подразделения. Перечень органов исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Это происходит в порядке, установленном законом о местной автономии или статутом муниципалитета. Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с положениями об этих органах, утвержденными как главой администрации, так и по его предложению представительным органом местных автономий.
Для организационного, правового, материально-технического обеспечения деятельности местной администрации создан аппарат местной администрации. Его состав определяется либо представительным органом по предложению главы администрации, либо только главой администрации. Деятельность аппарата осуществляется в соответствии с положением о нем, утвержденным в порядке, установленном статутом муниципального образования.
Структурные подразделения аппарата местной администрации (исполнительного органа) в ряде муниципальных образований обеспечивают деятельность представительного органа местного самоуправления. В большинстве случаев это происходит, когда глава муниципального образования одновременно является главой администрации и председателем представительного органа. Это связано, прежде всего, с экономией на стоимости обслуживания аппарата. Хотя многие представительные органы, особенно города, образуют свой аппарат.
Таким образом, исполнительный орган местного самоуправления состоит из главы администрации, его заместителей, аппарата, филиала и других структурных подразделений, которые осуществляют руководство в пределах компетенции исполнительного органа.
Вся деятельность исполнительного органа основана на принципах законности и прозрачности, а также на вышеупомянутых принципах коллегиальности или коллегиальности.
Принцип законности в деятельности исполнительного органа (администрации) означает, что все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции Российской Федерации, законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления.
Законы о местном самоуправлении многих субъектов Российской Федерации и, соответственно, в статутах муниципальных образований, соответственно, содержат нормы об ответственности исполнительных органов перед представительным органом местного самоуправления. Это подчеркивает доминирующее положение представительных органов в системе местных автономий.
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... муниципального образования. Структура работы: введение, две главы, заключение, приложения и список использованных источников. 1. Общеисторические аспекты становления системы органов местного самоуправления 1.1 Зарождение и развитие органов местного самоуправления в России Местное самоуправление ... состава городскую думу (представительный орган), состоящую из городского главы и гласных . Согласно ...
Срок полномочий исполнительного органа обычно совпадает со сроком полномочий представительного органа. Однако это не означает, что исполнительный орган перестает функционировать после избрания нового представительного органа. Если представительный орган по какой-либо причине досрочно прекращает свои полномочия, исполнительный орган продолжает свою деятельность даже в случае прекращения полномочий главы администрации.
Исполнительный орган — постоянно действующий орган местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований не предусмотрены правила о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительного органа местного самоуправления. Институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в том числе для глав администраций, возглавляющих исполнительные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» к разряду выборных муниципальных должностей относятся: депутаты, члены выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.
Должностное лицо — это лицо, назначенное по назначению или в силу выборов, которое занимает должности, связанные с выполнением организационно-административных или административно-хозяйственных задач.
Выборные должностные лица выполняют ряд функций, характерных для исполнительных органов местных автономий. К ним можно отнести главу администрации, старосту, мэра города.
Институт выборных должностных лиц местного самоуправления нашел свое закрепление в статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта статья предусматривает, что в уставе муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, которое руководит осуществлением местного самоуправления на территории муниципального образования.
Глава муниципального образования избирается жителями, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Эти нормы получили развитие в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, выборах должностных лиц местного самоуправления, выборах органов местного самоуправления и должностных лиц. Законы, регулирующие порядок проведения выборов глав местного самоуправления и глав местных администраций с 19 сентября 1997 года, приняты в 59 субъектах Российской Федерации.
Повышение эффективности управления земельными ресурсами в РФ ...
... база работы, Структура работы 1.1 Понятие управления земельными ресурсами Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит ... лице Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в ... субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов; собственника, ...
Выборные должностные лица имеют различные наименования. В городах — это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах — глава местного самоуправления, председатель районной Думы, глава района, на других территориях, глава муниципального округа, глава сельсовета, глава муниципального образования, староста и т.д.
В 1997 году в 59 субъектах Российской Федерации были проведены выборы глав местного самоуправления непосредственно населением при тайном голосовании.
Срок полномочий большинства глав местного самоуправления составляет 4 года, в шести субъектах — 2 года, в семи субъектах — 5 лет.
В России по состоянию на 1998 год избраны 12498 (96,61%) глав муниципальных образований. Из них 65,60% избраны непосредственно населением; 29,91% представительными органами местного самоуправления; 1,10% — сходами (собраниями) граждан.
Большинство кандидатов в главы администраций было выдвинуто избирателями (96,39%).
Сами себя выдвинули 10,95% кандидатов.
Избирательные блоки и объединения выдвинули 3,61% кандидатов. В среднем на один мандат претендовало 3-4 человека.
Среди избранных глав местного самоуправления 49,43% являлись государственными или муниципальными служащими, 14,66% руководителями предприятий и организаций.
Высшее и незаконченное высшее образование имели 55,3%.
В составе избранных глав в возрасте до 30 лет — 2,81%, от 30 до 50 лет — 77,55%, старше 50 лет — 19,64%.
На эту должность избрано 20,26% женщин.
В целом по Российской Федерации 64,67% глав муниципальных образований являются высшими должностными лицами муниципального образования и входят в состав представительных органов местного самоуправления, председательствуют на его заседаниях и обладают правом решающего голоса.
Главы 9,25% муниципальных образований являются высшими должностными лицами муниципального образования, возглавляют исполнительные органы местного самоуправления, но не входят в состав представительных органов местного самоуправления.
В 7,68% главы муниципальных образований возглавляют исполнительные органы местного самоуправления, но не являются высшими должностными лицами и не входят в состав представительных органов.
Это свидетельствует о реализации норм, предусматривающих многообразие форм осуществления местного самоуправления в России, а также о развитии организационной основы местного самоуправления.
Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования избран еще и главой администрации, то на него возлагаются и обязанности по руководству исполнительными органами местного самоуправления.
Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образования подотчетен как населению, так и представительному органу.
Свою деятельность глава муниципального образования осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.
Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.
Реферат управление развитием муниципального образования
... особенно актуальной. В связи с этим органам местного самоуправления необходимы инструменты самоконтроля для эффективности управленческой деятельности, обеспечивающие развитие муниципального образования. Социально-экономическое развитие муниципального образования - это управляемый процесс качественного изменения в социально ...
Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно при определенных условиях, предусмотренных законом или уставом муниципального образования. Причины досрочного прекращения полномочий могут быть следующие:
- а) письменное заявление о сложении полномочий;
- б) утрата гражданства Российской Федерации;
- в) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы муниципального образования;
- г) признание главы муниципального образования недееспособным по решению суда;
- д) смерть главы муниципального образования;
- е) избрание и назначение на должность, занятие которой несовместимо с выполнением полномочий главы местного самоуправления;
- ж) отзыв главы муниципального образования;
- з) оказание недоверия главе представительным органом;
- и) смещение с должности за нарушение законодательства по заключению суда.
Таким является перечень причин, содержащихся в ряде законов о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований, при которых глава муниципального образования досрочно прекращает свои полномочия.
- Выборы и полномочия главы муниципального образования
Наименования главы муниципального образования определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации. Однако следует отметить некоторые общие тенденции. В городских муниципальных образованиях глава обычно именуется мэром, а в сельских районах — главой района.
Срок полномочий главы муниципального образования также определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации. На него распространяется сказанное выше относительно срока полномочий депутата. Изменить срок полномочий главы муниципального образования также можно только после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования, как правило, осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Широкий круг вопросов, решаемых им, делает практически невозможным совмещение этой должности с другой основной работой.
Законы субъектов Федерации предусматривают полномочия, права, обязанности и гарантии для выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе глав муниципальных образований. Так, согласно Закону Ленинградской области от 22 декабря 1997 г. «О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области» выборные лица местного самоуправления не вправе:
- занимать государственную должность, а также иную выборную муниципальную должность, за исключением случая избрания выборного должностного лица местного самоуправления выборным органом местного самоуправления из своего состава;
- использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий выборного лица местного самоуправления, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им обязанностей выборного лица местного самоуправления;
- выезжать в командировки, связанные с исполнением полномочий выборного лица местного самоуправления, за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе;
- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, или в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- получать гонорары за выступления и публикации в качестве выборного лица местного самоуправления;
- принимать участие в забастовках.
Обычно для глав муниципальных образований устанавливаются такие же ограничения прав, как и для муниципальных служащих, хотя они муниципальными служащими не являются. Но в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления выборные должностные лица местного самоуправления, включая главу местного самоуправления, имеют и определенные гарантии. Так, глава муниципального образования на территории муниципального образования не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации (п. 7 ст. 18 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Администрация муниципального образования «Город Ижевск»
1.Характеристика организации Администрация города (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования “Город Ижевск”) наделяется Уставом города Ижевска полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными ...
Закон об общих принципах организации местного самоуправления допускает альтернативу выбора главы муниципального образования. Он может избираться либо гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации. Непосредственно этот вопрос решается в уставах муниципальных образований. Если в уставе предусмотрено, что главу муниципального образования избирает представительный орган, то последний может оказывать определенное влияние на деятельность главы муниципального образования. Если в уставе отдано предпочтение варианту избрания главы муниципального образования непосредственно населением, то оно может и отозвать главу муниципального образования, да и то только в тех случаях, когда такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования. Избранный населением глава муниципального образования может наделяться правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях, а также в соответствии с уставом данного образования — быть подотчетным населению и представительному органу.
Законы субъектов Федерации могут определять минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования, но до 21 года; установление максимального возраста не допускается. Не допускается также ценз оседлости (т.е. срок постоянного проживания кандидата на территории субъекта Федерации или муниципального образования), поскольку федеральным законодательством это не предусмотрено, а также образовательный ценз.
Стратегическое планирование развития муниципального образования
... регионального и местного самоуправления. Целью данной работы является оценка эффективности системы территориального планирования регионального развития на уровне муниципального образования. Для достижения ... развитие города Нижнего Новгорода Объектом исследования выступает Нижний Новгород. В центре внимания исследования различные аспекты территориальной организации населения городского округа. Глава ...
Законы некоторых субъектов Федерации предусматривают участие в выборах главы муниципального образования органов государственной власти субъекта Федерации. В одном из субъектов Российской Федерации, например, было предусмотрено назначение главой субъекта главы муниципального образования (мэра) столицы данного субъекта. В связи с этим гражданин, который выдвинул себя кандидатом на должность главы города, получил отказ в разрешении начать сбор подписей. По жалобе этого гражданина Конституционный Суд констатировал неконституционность соответствующего положения (Определение от 8 октября 1999 г. № 138-0).
Конституционный Суд подтвердил исключительное право граждан, проживающих на территории муниципального образования, непосредственно либо через представительный орган местного самоуправления определять способ формирования органов местного самоуправления, включая избрание главы муниципального образования. Из этого также следует обязанность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить безусловное право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц, формировать органы местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования.
В данном случае попытка государственной власти вторгнуться в осуществление местного самоуправления носила очевидный характер. Другой субъект Федерации постарался создать имитацию конституционности положений о замещении должности главы администрации муниципального образования, замаскировать свое определяющее участие в формировании органов местного самоуправления. Согласно его законодательству главу администрации муниципального образования избирал представительный орган местного самоуправления (эта возможность предусматривается и п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), однако только по представлению главы субъекта Федерации, но никакого другого лица. Конституционный Суд в Определении от 11 июня 1999 г. № 105-0 подтвердил не конституционность такой конструкции, согласно которой воля должностного лица государственной власти оказывается определяющей для замещения должности. В дальнейшем эти правовые позиции были подтверждены в ряде других определений Конституционного Суда.
Полномочия главы муниципального образования, как и иного выборного должностного лица местного самоуправления, начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Вступление в должность часто оформляется торжественно. Например, в соответствии с Уставом Шатурского района Московской области глава района в торжественной обстановке в присутствии депутатов Совета депутатов и членов избирательной комиссии при вступлении в должность приносит присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий главы Шатурского района обеспечивать и защищать права граждан на осуществление местного самоуправления, твердо отстаивать их интересы, верно служить народу».
Глава муниципального образования компетентен решать вопросы местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Он обладает, как правило, обширными полномочиями по сравнению с иными органами и должностными лицами местного самоуправления. Конкретные полномочия главы муниципального образования закрепляются в уставах муниципальных образований, законодательных актах субъектов Федерации.
Так, в соответствии с Уставом г. Воронежа, утвержденным постановлением Воронежского городского муниципального Совета от 29 декабря 1995 г., работой муниципального Совета руководит глава города (председатель муниципального Совета), который председательствует на заседаниях муниципального Совета и обладает правом совещательного голоса во время обсуждения вопросов, а также правом решающего голоса в случае, когда при голосовании голоса депутатов разделились поровну. А согласно Уставу г. Калининграда, утвержденному решением городской Думы от 25 сентября 1996 г., глава местного самоуправления входит в состав городского Совета, председательствует на его заседаниях и участвует в принятии решений только с правом совещательного голоса. Широкие полномочия имеет глава города в Пензе. По Уставу города (утвержден решением Пензенской городской Думы от 29 января 1996 г.) он председательствует на сессиях городской Думы и подписывает принимаемые решения, участвует в принятии решений Думы с правом решающего голоса. Глава города реализует также полномочия городской Думы в случае досрочного прекращения ее деятельности до первого заседания вновь избранной Думы.
В Челябинске глава города, будучи выборным должностным лицом и возглавляя деятельность по осуществлению городского самоуправления, также входит в состав городской Думы, является ее председателем, созывает и ведет заседания Думы, координирует работу депутатов и комиссий Думы, выполняет ряд других полномочий. В соответствии с Уставом г. Челябинска, принятым 17 декабря 1995 г., его администрация, будучи исполнительным и распорядительным органом городского самоуправления, осуществляет свою деятельность под руководством главы города который, однако формально не является главой администрации города.
Таким образом, можно выделить три варианта статуса глав муниципальных образований, влияющего на их полномочия в отношениях с представительными органами местного самоуправления:
- глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления, не являясь депутатом и главой местной администрации;
- будучи избранным депутатом, глава муниципального образования является председателем представительного органа местного самоуправления и возглавляет местную администрацию;
- глава муниципального образования, являясь главой местной администрации и представляя муниципальное образование, может в отдельных случаях председательствовать на заседаниях представительного органа.
Различается и характер взаимоотношений между главой местного самоуправления и местной администрацией. Так, глава местного самоуправления:
лично руководит деятельностью местной администрации. При этом в наименовании его должности либо в сочетании со словами «глава местного самоуправления», «глава муниципального образования» присутствуют слова «глава администрации», «глава местной администрации» (например, «глава муниципального образования — глава администрации»), или он называется только главой местного самоуправления, главой муниципального образования и т.д. (хотя руководит в том числе исполнительно-распоряди