Чтение как вид речевой деятельности

Курсовая работа

Каждое лингвистическое высказывание, каждый акт порождения или восприятия дискурса обусловлены многосторонним образом. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.).

Это факторы, прежде всего психологические. С другой стороны, есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.).

Природу всех этих факторов и то, как они определяют формирование определенного голосового выражения, можно описать с помощью различных теорий или моделей. Далее мы будем опираться в данной главе на то понимание этой обусловленности, которое свойственно советской психологической школе Л. С. Выготского.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Тема моей курсовой работы «Чтение как вид речевой деятельности»

Цель данной работы — раскрыть понятие «языковая деятельность», рассмотреть основные формы, типы и структурные составляющие этого процесса.

Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная

языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая).

Для психологии представляет интерес, прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, каждый раз реконструируемой и отзывчивой, что представляет собой цепочку динамических речевых стереотипов.

7 стр., 3499 слов

Механизмы речевой деятельности. Механизмы речевой деятельности ...

... основы речи 3. МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Вторая сигнальная система Поведение животных и людей настолько отличается, что у людей, по-видимому, должны быть дополнительные нейрофизиологические механизмы, определяющие ... сигнальная система у животных и первая у человека обеспечивает отражение реальности в виде прямых сенсорных образов. Это «то, что мы имеем в себе впечатление, ...

И так, что такое речевая деятельность? Какова сущность данного процесса? Какие виды речевой деятельности существуют, и какова же ее структурная особенность?

Я попытался ответить на эти и многие другие вопросы в этом курсовом проекте.

Глава 1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности

Мне бы хотелось остановиться на понятии деятельности вообще, как оно выступает в работах школы Л. С. Выготского. Деятельность определяется здесь как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели. В будущем, когда речь идет о концепции значения, нам придется остановиться на взаимосвязи между мотивом и целью.

Вторая отличительная черта деятельности — это ее структурность, определенная ее внутренняя организация. Она сказывается, прежде всего, в том факте, что акт деятельности складывается из отдельных действий («относительно самостоятельные процессы, подчиненные сознательной цели»).

Одни и те же действия могут быть включены в разные действия и наоборот — одного и того же результата можно достичь с помощью разных действий. В этом сказывается, между прочим, «метрический» характер человеческой деятельности (Н. А. Бернштейн), позволяющий использовать при фиксированной цели различные способы ее достижения и по ходу выполнения намеченного плана изменять эти способы соответственно изменившейся обстановке.

Вокальная деятельность — одно из самых сложных по всем параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание — это выражение, каким-то образом регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если рассматривать его в целом, не завершен: цель будет достигнута только в том случае, если сосед действительно даст мне хлеб.

Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

21 стр., 10341 слов

«Развитие речевых и языковых компетенций на х русского языка ...

... а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности. По мнению исследователя Е.А.Быстрова, различие между языком и знанием языка условно. Выделение лингвистической компетенции в качестве самостоятельной ...

1.1 Чтение как один из видов речевой деятельности

В современной педагогике чтение считается одним из видов языковой деятельности. А языковая деятельность — это активная, преднамеренная деятельность, опосредованная лингвистической системой и обусловленная ситуацией общения посредством процесса передачи или получения сообщения.

Следовательно, речь – это язык в действии, общении. Когда мы принимаем сообщения, мы слушаем или читаем; когда передаем сообщения, мы говорим или пишем. Таким образом, существует четыре типа взаимосвязанных языковых действий: аудирование и чтение, говорение и письмо.

Чтение более тесно связано с прослушиванием, поскольку сообщение принимается в обоих процессах. Чтение относится к письменным видам общения (как и письмо).

Речевая деятельность, а значит, и чтение, имеет определенную структуру, предметное содержание, языковые механизмы. В структуре речевой деятельности выделяется три уровня :

Первый – мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. У младшей ученицы есть такие причины: желание научиться читать, выучить что-то конкретное из книги, понять, о чем она говорит, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень – ориентировочно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Студент изучает структуру текста и пытается предсказать события.

Третий уровень – исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, используя различные действия: размечает

текст, подчеркивает важные мысли, определяет личностное отношение к событиям, героям. Результатом работы с текстом становится его понимание.

Итак, предмет речевой деятельности – мысль, а результат – ее понимание. Чтение может осуществляться с разной целью, поэтому существуют разные виды чтения:

1. Изучающее чтение предполагает детальное знакомство с содержанием текста и стремление подробно получить информацию. Оно требует стопроцентного понимания читаемого текста.

2. Поисковое чтение предполагает найти ответ на какой-либо вопрос.

3. Просмотровое (ознакомительное) чтение предполагает знакомство с содержанием текста в целом, не вникая в детали.

Фактически, эти виды чтения наконец-то практикуются в основной школе. В начальной школе ученики осваивают чтение как ученики, хотя необходимо дать представление о других видах чтения.

Необходимо учитывать и функции чтения :

  • познавательную, которая реализуется в процессе получения информации (читаю, чтобы знать);
  • регулятивную, которая направлена на управление практической деятельностью (читаю, чтобы уметь);
  • ценностноориентационную, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека (читаю, чтобы наслаждаться).
    4 стр., 1853 слов

    «Виды речевой деятельности и взаимосвязь между ними». Виды речевой ...

    ... Поскольку текст письменной речи может восприниматься одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. Взаимосвязь между видами речевой деятельности. Виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо ...

Итак, нам важно сформировать изучающее чтение в двух формах – вслух и молча (про себя).

Чтение вслух предназначено для слушателей, т. е. это четкое, внятное, безошибочное чтение целыми словами, в нормальном темпе. В школьном обучении способствует ортопедической грамотности, формированию навыков восприятия. Кроме того данный вид чтения

позволяет учителю проверить правильность и беглость чтения при организации фронтальной работы класса.

Чтение про себя – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шевеления губами не является чтением про себя. Чтение про себя также является необходимым компонентом в обучении чтению, потому что немое чтение, правильно поставленное, способствует развитию у учащихся самостоятельности в восприятии и усвоении содержания того, что они читают. Освоение этого типа чтения имеет практическое значение, поскольку люди обычно читают про себя.

Чтение к себе развивается постепенно, начиная с 3 класса, и только к концу 4 класса оно должно быть сформировано и качественно. Переход от чтения вслух к чтению о себе тесно связан с фазой «гудящего», безмолвного чтения, которое является следующим шагом к формированию этого сложного навыка.

Работа по формированию всех качеств полноценного чтения проводится в процессе изучения текста, а также в специально структурно выделенных частях урока чтения: по лингвистической гимнастике и пятиминутному чтению.

В настоящее время решается проблема обучения чтению от чтения про себя до чтения вслух. Исследования доказали, что скорость чтения и понимания при чтении про себя у учащихся, оканчивающих начальные классы, незначительно превышала результаты при чтении вслух (20–40 слов), а у быстро читающих вслух детей она достигала 200–250 слов в минуту.

Освоение основ немого чтения должно идти рука об руку с обучением чтению вслух. При этом соотношение этих форм должно постепенно изменяться в пользу первого (молча).

На этапе овладения грамотой ведущее место принадлежит чтению вслух, с которым чтение молча должно чередоваться (70 и 30%).

На последующих

этапах обучения удельный вес чтения про себя будет увеличиваться. (В среднем звене его доля должна составлять 90- 95 %).

1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности

В жизни человека и в его работе чтение как средство познания и общения играет чрезвычайно важную роль. Чтение обогащает человека знаниями, позволяет глубже понять окружающий его мир, пробуждает чувства и волю, служит источником эстетического удовольствия и способствует формированию личности. Необходимость чтения для любого специалиста очевидна, так как большая часть информации поступает через печатные материалы. Чтение на иностранном языке помогает сократить время, отводимое на получение информации. Не случайно одна из основных целей обучения иностранному языку — выработка умений извлекать информацию в процессе чтения, что обеспечивает возможность практического использования иностранного языка после окончания курса обучения.

Чтение как вид речевой деятельности представляет собой одновременное восприятие печатного текста, узнавание лексико-грамматического материала в речевой взаимосвязи, понимания целостного содержания и смысла сообщения путем создания предметного образа — содержание текста. В реальной коммуникации чтение выполняет две функции: получение информации, заключенной в тексте (чтение про себя), и передача извлеченной из текста информации слушающим (чтение вслух).

34 стр., 16700 слов

Организация внутрифирменного обучения персонала

... сущность и принципы организации системы внутрифирменного обучения персонала; Рассмотреть подходы, методы и программы внутрифирменного обучения персонала; Проанализировать отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения персонала; Провести анализ организации внутрифирменного обучения персонала на примере ООО «Глобус - Интер»; ...

Первая функция чтения соотносится с аудированием, вторая — с говорением.

Чтение как средство обучения используется для установления звуко-буквенных соотношений, создания комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней, закрепления введенного языкового материала, стабилизации и совершенствования произносительных навыков, осмысленного членения речевого потока и интонирования его, обогащения лексического запаса и упрочения грамматических навыков, развития языковой и смысловой догадки, а также чутья языка, формирования языкового сознания (понимания того, как

функционирует в речи языковой материал), выработки техники громкого и тихого чтения, совершенствования навыков и умений выражения мыслей в устной и письменной форме.