Роль этики и медицинской деонтологии в подготовке врача

Курсовая работа

Деонтология (от грес deon – долг, должное; logos – наука, учение) – учение о должно, о долге.

Медицинская этика — это учение о принципах того, что следует делать в медицинской практике. Речь идет не о том, чем и как лечить больного с тем или иным заболеванием – для этого необходимы профессиональные знания, речь идет об общих принципах врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности его. Академик Б.В. Петровский подчеркивает, что деонтология врача — это «… учение о долге врача не только перед пациентом, но и перед людьми».

Конечно, принципы и требования этики распространяются на работу всего медицинского персонала, поэтому для медицины в целом существует более широкое понятие: медицинская этика. Поскольку врач является центральной фигурой любого лечебного учреждения, врачебная деонтология отражает в обобщенном виде медицинскую деонтологию в целом, так как поведение и действия среднего и младшего медицинского персонала в значительной степени определяются личностью врача.

Врачебная деонтология в широком смысле – это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для щажения психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного процесса, полного использования всех возможностей при оказании помощи больному.

Положение врачебной деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке.

Исходя из изложенного, врачебная деонтология – более емкое понятие, чем врачебная этика, так как она включает не только морально-этические аспекты врачевания, но и действия, организацию работы, совершенствование знаний, навыков и т.д. Кроме того, деонтология использует моральные принципы не только как элемент нормального общения, но и как средство воздействия на психику пациента, а значит — в ходе патологического процесса.

И.К. Касинский в своей книге «Об исцелении» справедливо пишет: «Медицинская этика неотъемлемо включена в медицинскую этику как центральная проблема». поэтому естественно, что, рассматривая некоторые аспекты этики, мы постоянно сталкиваемся с вопросами профессиональной этики.

Медицинская этика — это совокупность регулирующих принципов и норм поведения врачей, обусловленных спецификой их деятельности, положением и ролью, отведенной им в обществе.

Мораль как форма общественного сознания определяется общественным бытием, то есть мораль всегда социально обусловлена. Таким образом, задача врачебной этики — не только установить набор моральных критериев и требований к медицинскому персоналу, но и определить, при каких социальных условиях возможно их выполнение. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку этика врача — это, прежде всего, этика гражданина данного государства.

14 стр., 6607 слов

Этика и деонтология в стоматологии

... по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача. Характер взаимоотношений, ...

Положения медицинской этики, включая трактовку понятий добра и зла, жизни, смерти, нормы и патологии, человеческих отношений, определяют мировоззрение общества и конкретную социально-экономическую формацию. С этой точки зрения деонтология всегда отражала и отражала определенный исторический этап развития общества.

Особая и специфическая деятельность врачей, касающаяся здоровья и жизни людей, требует строгой регламентации. Например, деятельность врачей-хирургов должна быть четко регламентирована, поскольку скальпель в принципе может быть и лечебным инструментом, и оружием для ран.

Профессор А.В. Гуляев на I Всесоюзной конференции по деонтологии (1970) высказал мысль: «Хирург – это человек, вооруженный ножом, и как вооруженное лицо он представляет опасность для окружающих, если применяет свое оружие не там, где это требуется, и не так, как это дозволено».

Скальпель – это только наиболее яркий (наглядный) пример, но тем не менее им действуют поэтому вероятная опасность его для всего общества минимальна.

Профессиональная деятельность врача любой специальности при определенных условиях может стать общественно опасной. Например: неправильная организация вакцинации даже в группах детей, ошибки в наблюдении за здоровьем, использование лекарств для профилактики и лечения, которые недостаточно проверены экспериментально и клинически и многое другое.

В 1970-х годах в Германии широко использовалось сильное снотворное вещество контерган, которое не подвергалось тщательной экспериментальной проверке, которую прописывали, среди прочего, беременным женщинам. В результате тератогенного побочного действия этого препарата родились тысячи детей с деформациями.

В 1991 году из-за преступной халатности медицинского персонала в Калмыкии группа детей заразилась СПИДом.

В 1993 году было установлено, что в ФРГ в связи с отсутствием государственного контроля за заготовкой, производством и трансфузией донорской крови предприниматели на протяжении ряда лет выпускали препараты крови, инфицированные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция).

В результате произошло массовое заражение СПИДом. «Свобода предпринимательства – подчеркивает известный английский писатель Джеймс Олдридж – это свобода крупного мошенничества», которое особенно опасно в медицине и формации.

Деятельность врача в любом государстве регулируется законодательством, то есть правовыми нормами, с одной стороны, и медицинской этикой — с другой.

Законодательством должна быть предусмотрена четкая система предупреждения преступлений и неизбежность наказания при совершении их; деонтология обеспечивает улучшение результатов лечебно-профилактической деятельности врачей и медицинских учреждений в целом, базируясь на мудрости врачевания и организационных принципах.

Несмотря на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников, повышение профессионального уровня врачей, все еще имеют место врачебные ошибки, конфликтные ситуации, которые могут резко снизить социальную полезность врачебной практики. Уголовно наказуемые врачебные ошибки и преступления среди врачей крайне редки, а этические ошибки — довольно часты. И хотя последнее в большинстве случаев не имеет серьезных последствий, тем не менее эффективность лечебной деятельности в таких случаях резко снижается. Кроме того, ряд этических ошибок может привести к инвалидности, осложнениям и даже смерти пациента.

8 стр., 3993 слов

Двигательная деятельность человека

... Только при помощи разнообразных и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет и пр. Определенный способ организации двигательной активности - основа физического воспитания и основное содержание спорта. Наиболее ...

Например, хирург, длительное время работающий ординатором в центральной районной больнице, не совершенствует свои профессиональные знания. он уверен, что в сложных случаях ему на помощь всегда придет пожилой товарищ — опытный ординатор или начальник отдела. Представим реальную ситуацию, когда старший товарищ не оказался на месте (командировка, отпуск, болезнь и т.д.), а в это время в стационар поступает больной, которому необходима операция. Врач, не имеющий должной квалификации, не может поставить диагноз или не знает техники выполнения этой операции. По закону врач, не знающий техники той или иной операции, может отказаться от ее проведения. Возникает необходимость вызова специалистов из областной больницы. Но это сопряжено с потерей времени, иногда значительной (нелетная погода, выезд на машине в ночное время и т.д.).

В результате операция проводится с опозданием, а это чревато негативными последствиями. В данном случае нет состава преступления, но моральная ответственность полностью лежит на докторе: он забыл одно из деонтологических положений: свою обязанность постоянно совершенствовать знания и навыки.

Следует отметить, что моральная ответственность за неблагоприятные последствия по своему влиянию на сознательного и нравственно полноценного человека есть не что иное, как уголовная ответственность.

Смерть на совести врачей, даже если она даже не связана с преступлением, это очень тяжелое бремя. Поэтому все свои действия и поступки, всю свою личную жизнь врач обязан регламентировать в соответствии с положениями (требованиями) врачебной деонтологии.

Врачебная деонтология едина для всех медицинских работников. В то же время особенности профессиональной деятельности врачей разных специальностей предполагают разные подходы к реализации деонтологических положений. Врачебная (медицинская) деонтология включает в себя разделы конкретных знаний:

  • Взаимоотношение врача с обществом (государством);
  • Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и окружающим его людям, в первую очередь к близким родственникам;
  • Отношения врачей с собой и с другими медицинскими работниками.

Все эти разделы взаимосвязан. Однако решающим фактором, определяющим отношения между врачом и пациентом, его родственниками, коллегами и другим медицинским персоналом, является положение врача в обществе.

1. Врач и общество

Медицина – это биосоциальная наука (специальность), в которой биологическое и социальное взаимосвязано и взаимообусловлено.

К. Маркс, подчеркивая важность социальных условий для человека, писал: «Человек в такой степени является социальным существом, индивидуальное существование которого вне социальных условий немыслимо.

Человек со всеми его специфическими характеристиками является продуктом общественного и исторического развития. Вместе с тем современный человек олицетворяет не только общественную историю, но и историю эволюции животного мира: значительное развитие головного мозга, строение носоглотки, кисти и т.д. Таким образом, человеческий организм как биологические фундаментальные законы развития животного мира. Поэтому, рассматривая тот или иной патологический процесс, в конкретных условиях можно выделить как биологический, так и социальный аспект. Например, корь у детей и взрослых имеет разное клиническое течение из-за биологических особенностей. Но возникновение кори у взрослых – это явление социальное. Формирование иммунитета к тому или иному возбудителю инфекционного заболевания по своей природе является чисто биологическим явлением, но его стойкость, напряжение и искусственная иммунизация населения отражают социальные условия. Развитие зоба у человека связано с биологическими процессами: нарушением обмена йода в организме, однако распространенность заболевания, его клиническое течение также зависят от социальных условий.

29 стр., 14499 слов

Диплом совершенствование социальной защиты населения

... является социальная защита населения как социальный институт Предмет исследования - институт социальной защиты населения на муниципальном уровне. Цель исследования - комплексно изучить содержание и специфику институционализации социальной защиты в Российской Федерации и разработать рекомендации по совершенствованию социальной защиты населения ...

Таким образом, взаимосвязь между биологическим и социальным в соответствующие периоды патологического процесса или при различных заболеваниях у человека проявляется по-разному. В одних случаях (стадиях) ведущее место занимает биологический компонент, в других – социальный. Но в первом и втором случаях биологическое и социальное взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведущая роль в этих взаимоотношениях принадлежит социальным явлениям, а биологическое преломляется через них.

Следовательно, отрыв биологического от социального (или социального от биологического) в патологическом процессе – это однобокий подход к явлению. Поэтому все сложные механизмы возникновения патологии, течение и распространение заболеваний у людей можно раскрыть и понять только при наличии информации как в области естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, гигиена, терапия, хирургия и т.д.), так и в области социологии и политической экономии.

Исходя из изложенного, врач обязан быть широко образованным специалистом, и государство (общество) должно об этом заботиться.

Среди некоторых врачей до сих пор бытует мнение, что хорошим специалистом можно стать, изучая только специальные медицинские предметы, и что знание социальных дисциплин, скажем, философии, вовсе не обязательно.

Очевидно, что для мышления совершено необходимы логические критерии, а эти критерии либо заимствуются из обыденного общего сознания других (окружающих) людей, либо приобретаются в процессе изучения философии.

Следовательно, врач должен быть одарен не только высокими профессиональными знаниями и навыками, но и знаниями в области социальных наук. Только при этом условии может быть обеспечен максимальный общественно полезный эффект от медицинской деятельности.

Формирование личности врача – процесс весьма сложный. Конечно, в первую очередь объективные условия обращают внимание на формирование личности: социальное воздействие постоянно и не зависит от воли человека.

Государство обязано создать (сформировать, обеспечить) такие общественные взаимоотношения, при которых не возникало бы противоречий между достоинством врача и личными интересами человека данного общества.

Каждый специалист приходит к материализму через свою практическую деятельность. Философские и методологические аспекты лучше формируются и усваиваются через призму конкретной науки, поэтому знание трансформируется в веру. Долг врача — не формальное выполнение моральных требований и не слепое подражание положительным примерам, а осознание необходимости действовать в интересах общества, в интересах человека.

23 стр., 11224 слов

Роль сестринского персонала в

... заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья. Актуальность темы обусловлена ​​тем, что здоровье населения ... отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые ... на примере АККДБ; 3) Провести контроль качества обучения по формированию здорового образа жизни ... ЗОЖ. Целью дипломной работы является исследование роли среднего медицинского персонала в формировании ...

Гуманность общечеловеческого идеала заключается в том, что человек, личность (его здоровье, жизнь) провозглашается высшей, абсолютной ценностью.

Среди социальных задач нет важнее заботы о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботиться о здоровье членов общества.

В реализации указанной задачи (функции) наряду с социальными преобразованиями большая роль отводится медицинским работникам как представителям профессии, непосредственно связанной с данной функцией государства. Последние могут обеспечить защиту здоровья возложенных на них работников только при четком понимании социальной значимости этой обязанности, глубоком понимании долга и ответственности перед обществом. Точно так же общество обязано заботиться о материальных потребностях и моральном достоинстве врача.

Исходя из общественных интересов и интересов каждого члена общества, врач имеет широкий круг обязанностей.

Повышение санитарной культуры населения. Это чрезвычайно важная задача, а между тем некоторые врачи уделяют ей мало внимания или формально не воспринимают ее достаточно серьезно.

Причиной неблагоприятных исходов неотложных состояний в неотложной хирургии является несвоевременная госпитализация пациентов, чаще всего из-за преждевременного обращения за медицинской помощью. Пренебрежение онкологическими заболеваниями также связано с поздним обращением к врачу. Многие инфекции желудочно-кишечного тракта — это болезнь «грязных рук». А причиной перечисленных явлений в большинстве случаев является недостаток знаний и навыков в области культуры здоровья.

Для повышения культуры здоровья населения необходимо использовать все средства массовой информации. При этом необходимо добиться целенаправленности, убедительности, наглядности проделанной работы и массового охвата населения. Особая роль в этом принадлежит медицинским работникам детских учреждений, учителям начальных классов, поскольку полученные в детстве навыки и знания, как правило, остаются на всю жизнь.

В то же время продвижение медицинских знаний, проводимое на низком профессиональном уровне, может нанести непоправимый вред.

Повышение культуры здоровья населения, пропаганда, популяризация современных достижений междисциплинарной науки и практического здравоохранения — занятие очень полезное, но требует вдумчивого отношения.

Во-первых, не следует рекламировать лекарства, так как их назначение полностью зависит от врача. Поверхностное знание действия лекарств и дозировок может породить опасную склонность к самолечению с возможными серьезными последствиями.

Во-вторых, нельзя описывать в общедоступных изданиях детальную клинику заболеваний – это тоже ведет к попытке самодиагностики, поиску у себя симптомов различных болезней, иногда к аггравации (преувеличение симптомов болезни) и даже симуляции (имитация симптомов болезни).

В-третьих, при пропаганде медицинских знаний не следует запугивать слушателей (читателей): поскольку рефлекс самосохранения у людей стоит далеко не на первом месте, их поведение не может определяться возможной (вероятной) опасностью.

4 стр., 1650 слов

Особенности соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента

... медицинским работникам следует стремиться избегать конфликтов, чему в первую очередь будет способствовать неукоснительное соблюдение принципов медицинской этики. Особой проблемой в клинической деятельности врача ... речевой культуры врача, о его принадлежности к определенному типу речевой культуры. Основными функциями речевого этикета и вежливости врача ... неизлечимых заболеваниях опытные врачи советуют ...

Значит, все знают, что курение вредно, и тем не менее, значительная часть населения курит. Поэтому добиться массового положительного эффекта путем обычно не удается, но при этом у людей впечатлительных, с неустойчивых психикой можно вызвать ятрогенное (внушенное врачом) заболевание.

Эффективным средством воздействия на курильщиков является личностный мотивационный подход, веские аргументы.

Курение не только вредно для здоровья, но при ряде заболеваний (легочная патология, ишемическая болезнь сердца, тромбоблитерирующие заболевания артерий нижних конечностей и др.) оно опасно для жизни, а эффективность терапии указанных заболеваний на фоне курения минимальная. Во многих частях света пациенты с окклюзионными поражениями сосудов не оперируются, если они продолжают курить. Это должен знать каждый больной.

Женщина должна знать, что курение – главная враг красоты: кожа лица утрачивает эластичность, появляются характерные «морщины курильщиц». Изменяется цвет кожи, женщина значительно Но никотин вреден не только самой курящей. Дети курящих женщин, как правило, отстают в физическом и умственном развитии. Указанные аргументы могут изменить поведение курящей женщины, создают мотивацию к избавлению от вредной привычки.

Курящим мужчинам также следует объяснить, что курение угрожает не только их собственному здоровью, но и здоровью его близких, любимых людей. Вследствие «пассивного курения» (вдыхание табачного дыма с воздухом некурящими людьми) у близких родственников часто развиваются смертельно опасные заболевания (ишемическая болезнь сердца, рак легкого, атеросклероз и др.), и таким образом курящий становится причиной их иногда и смерти.

Отец, как правило, является эталоном для своих детей, поэтому, если он курит, то и его дети в подавляющем большинстве случаев начинают курить с детства. А чем раньше ребенок начал курить, тем чаще и тяжелее легочной патологией, язвенной болезнью и другими заболеваниями. Все это курящий мужчина – глава семьи должен отчетливо понимать, тогда появится мотивация для прекращения курения.

Вместе с тем курение – весьма стойкая вредная привычка, и человека иногда приходится долго убеждать в необходимости бросить курить. Но ведь чтобы убедить (кодирование – это разновидность убеждения), нужно добиться доверия. Поэтому, если врач сам курит и больной об этом знает, убеждение будет неэффективно. Больной не поверит доводам.

Таким образом, если у врача имеется эта вредная привычка, он должен избавиться от нее. А если это врачу не под силу, он обязан скрывать свое пристрастие от больных и окружающих. Отсюда следует: врач не должен курить на улице, в больнице, в общественных местах.

Пропаганда медицинских знаний должна быть в основном направлена на повышение санитарной культуры населения и тем самым на профилактику ряда заболеваний, но приобретение знаний по гигиене труда, быта, отдыха.

Проведение профилактических мероприятий. Указанное положение не требует доказательств, так как в основе современной медицины должна лежать профилактика.

Данная обязанность врачей предполагает не только проведение прививок против инфекционных заболеваний и санитарно-гигиенические мероприятия, но и диспансеризацию, профилактику сердечнососудистых заболеваний, травматизма, венерических заболеваний, СПИДа, алкоголизма, туберкулеза, и т.д.

14 стр., 6686 слов

Медицина, здоровье: Свобода и ответственности в профессиональной ...

... профессиональной деятельности будущего специалиста, требующие моральной зрелости, моральной силы, мужества и готовности пожертвовать личными интересами во благо страдающего человека. Этическое и деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников - выпускников медицинских ...

Критериями для диспансеризации отдельных групп больных являются: распространенность данного заболевания, трудопотери, процент инвалидизации, летальность.

Исходя из приведенных критериев, диспансеризации подлежат многие больные терапевтического, хирургического и других профилей в соответствии Минздрава.

В интересах общества диспансеризации подлежат также отдельные группы населения.

Дети. Забота о новом поколении – это естественная обязанность государства. Поэтому здоровье детей должно находиться под постоянным контролем педиатрической службы.

Рабочие, связанные с особо опасными производственными вредностями (радиоактивное излучение, горячие цеха, загрязненность воздуха парами ртути, свинца, кремневой пылью и т.д.).

Сюда же относятся люди, пострадавшие при Чернобыльской как те, кто проживал в зоне выраженной радиации, так и «ликвидаторы» (люди, занимавшиеся ликвидацией последствий указанной и получившие определенную дозу облучения).

Сотрудники некоторых отраслей производства, специальностей, состояние здоровья которых может быть опасно для других членов общества (железнодорожники, летчики, моряки, работники детских учреждений, торговли и т.д.).

Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды труда.

Диспансеризация указанных групп населения предусматривает: систематические осмотры врачами различных специальностей с целью раннего выявления дефектов развития у детей, отрицательного влияния внешних условий, в том числе профессиональной деятельности, на здоровье и трудоспособность, ранних признаков заболевания; своевременное лечение и профилактические мероприятия.

Таким образом, в профилактических мероприятиях обязаны принимать активное участие врачи всех специальностей.

Совершенствование лечебно-профилактической помощи, внедрение достижений науки и передового опыта в практику. Данное положение предусматривает постоянное совершенствование диагностики, лечебного процесса, реабилитации и профилактики, что обеспечивает улучшение результатов лечения, уменьшения трудопотерь, снижение вероятности инвалидизации.

С другой стороны, внедрение достижений медицинской науки и передового опыта должно предусматривать наиболее эффективное использование коечного фонда и других ресурсов здравоохранения.

Совершенствование профессиональных знаний, повышение квалификации. Самосовершенствование специалистов должно затрагивать не только профессиональный, но и нравственный аспект. Несмотря на то, что личное самосовершенствование – процесс в значительной степени интимный, общество постоянно принимает участие в этом процессе, оно «кровно» заинтересовано в нем, поэтому данное явление всегда имеет социальную значимость.

Высшее учебное заведение не может дать готовых рекомендаций на все случаи жизни, тем более что непрерывный процесс общественного развития предполагает качественные сдвиги и во взаимоотношениях между индивидуумом и обществом. Учитывая, что в настоящее время повышается значение субъективного фактора в общественном процессе, а современные темпы развития науки приводят старению знаний, роль самосовершенствования в формировании личности специалиста резко возрастает. Врач во всех отношениях должен быть на высоте общественных требований – это одно из главных положений медицинской деонтологии.

11 стр., 5301 слов

Профессиональная деформация врача

... учителей, и проблеме деформации в профессиональной деятельности врачей практически не уделялось внимания. ... профессиональный отбор, так как есть представление о профессиональной пригодности. Большое внимание проблеме профессиональной деформации ... больного (ятрогениям) и даже к прямым врачебным ошибкам -- необоснованному диагнозу или неудачно выбранному лечению. Переживание собственной профессиональной ...

Совершенствование своих знаний и навыков (работа над книгой, изучение периодической литературы, прохождение специализации, усовершенствование и т.д.) – это не только личная заинтересованность в работе по службе и материальном благополучии, но и общественная обязанность каждого врача.

Развитие медицинской науки.

Нужно помнить, что наука – это сила, преображающая мир. В наше время наука стала производительной силой, поэтому роль ее в развитии любой сферы деятельности и в том числе медицины трудно переоценить. Поэтому участие в научных разработках значительного количества членов общества, естественно, будет способствовать медицинской науки и практики. Творческой деятельностью обязан заниматься практически каждый врач.

Пропаганда материалистического взгляда на природу и явления. Медицина как наука и специальность весьма богата материалистическими традициями, поскольку все ее знания и теории связаны с вполне реальными материальными явлениями процессами. И не случайно крупнейший философ Людвиг Фейербах называл медицину колыбелью материализма. Действительно, философы древности, как правило, были хорошо осведомлены в области медицины, а выдающиеся врачи были одновременно крупными философами.

Еще 24 века назад выдающиеся врачи, подобно Гиппократу, отчетливо представляли роль медицины в пропаганде материалистического взгляда на природу и явления, в борьбе с «суеверным «божественным происхождением». И поскольку медицина находится на рубеже между естественными и общественными науками, роль ее в указанных вопросах в наши дни еще более возрастает.

Врач широко образованный может лучше, более доходчиво и убедительно объяснить сущность того или иного явления, связанного с физиологией и патологией человека, как и чем можно помочь больному человеку, что для него полезно и что вредно и т.д.

Участие в общегосударственных оздоровительных и противоэпидемических мероприятиях и оказании помощи при стихийных бедствиях. При развитии неблагоприятной эпидемиологической обстановки или при стихийном бедствии для ликвидации неблагоприятных последствий или предупреждения их нередко возникает необходимость в привлечении большого количества врачей какой-то определенной, иногда узкой специальности. При этом даже мобилизация всех врачей данной специальности может не удовлетворить временной потребности в них. Исходя из интересов общества для выполнения указанной работы могут привлекаться врачи без учета специальности и квалификации. Врач обязан в этих условиях приобрести навыки и знания в другой области.

Другой стороной взаимоотношения между врачом и обществом являются обязанности государства по отношению к врачу.

Общество обязано гарантировать право врача на труд, свободный выбор профессии и тем самым взять на себя заботу о его быте, отдыхе, здоровье, то есть обеспечить все основные материальные и духовные потребности.

Для нашей современной деятельности перечисленные обязанности государства кажутся естественными и воспринимаются как должное. Между тем это колоссальное достижение общественного развития, обеспечивающее реальную свободу членов общества.

Купля и продажа врачебного труда в обществе с частным предпринимательством порождает недоверие, конкуренцию, злоупотребления, назойливую рекламу ради добывания материальных благ. И в этом не вина врачей, а их беда. Общество «равных возможностей» создает такие условия, когда врач лично заинтересован не в здоровье своих пациентов, а в их болезни, так как он на этом создает свое материальное благополучие.

9 стр., 4067 слов

Мой профессиональный выбор врач. «Моя будущая профессия — врач

... видно, что у меня есть все, что нужно, чтобы стать врачом, и это первое подтверждение правильности моего профессионального выбора. Во втором этапе я изучила свои склонности и предпочтения. ... своего характера, я решил, что медицинская деятельность мне близка. Медицина - это множество специальностей, из которых мне остается только выбрать одну. Мой выбор пал на стоматолога. В лечебно ...

«выжать» из кармана больного как можно больше денег порождает систему круговой поруки. Лечащий врач, лаборант, рентгенолог, анестезиолог, фармацевт и т.д. объединяются, заключая «джентльменское соглашение» не на основе помощи больному человеку, а на основе взаимовыгодной материальной заинтересованности. Лечащий врач, назначая массу лабораторных и рентгенологических исследований, выписывая сложные дорогостоящие лекарственные препараты, руководствуется не столько необходимостью их, сколько теми отчислениями, которые он получит в виде гонорара от лаборанта, фармацевта, рентгенолога и т.д., назначив больному оплачиваемые рецепты, исследования. Более того, часто интересы больного вообще не имеют существенного значения для производства сложных исследований и даже оперативных вмешательств. Так, по данным журнала «Сатердей Ревью», в США ежегодно делают 2,5 миллионов ненужных операций общей стоимостью 3,5 миллиардов долларов.

Факторы, оказывающие влияние на результаты профессиональной деятельности

Во-первых, квалификация. Учитывая, что высокий уровень квалификации врачей позволяет добиться лучших результатов в лечении и профилактике заболеваний, общество видит в этом свою прямую обязанность. Субординатура и интернатура (стажерство), система специализации и усовершенствования в институтах и на факультетах усовершенствования врачей обеспечивают высококвалифицированных кадров, а также плановое повышение квалификации врачей со стажем. В этом же направлении действует стимул материальной заинтересованности – аттестация врачей, продвижение их по службе.

Далее, результаты практической деятельности врача зависят от степени личной профессиональной ответственности, возложенной на врача по службе или добровольно взятой им на себя. Старший по положению врач облачен не только более широкими правами, но и соответственно более высокой ответственностью. Чем старше врач по службе, тем шире его обязанности!

Добровольное выполнение врачом большого круга обязанностей, чем возлагается на него по службе, должно подкрепляться экономическими стимулами. Но коллектив должен всегда контролировать профессиональное соответствие каждого врача.

Возможности практической деятельности врача в значительной степени зависят также от оснащенности лечебного учреждения различной аппаратурой и обеспеченности лекарственными средствами. Это объективные компоненты эффективности врачебной деятельности. Необходимые условия лечебно-диагностической работы должно обеспечивать государство через административные органы здравоохранения. Наконец, на величину выполняемого общественно полезного труда существенное влияние оказывает авторитет врача, поскольку он является компонентом лечебного процесса. Следовательно, к авторитету – не личное дело врача, а его обязанность и, более того, предмет заботы всего общества, ибо оно в этом заинтересовано.

2. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению

Координирующая роль центральной нервной системы в течении физиологических и патологических процессов общеизвестна, поэтому недооценка влияния психического состояния больного на результаты практической деятельности врача любой специальности недопустимы.

Следовательно, врач любой специальности обязан помнить, что каждый соматический больной имеет психогенный компонент, т.е. какой бы болезнью он ни страдал, всегда имеют место (в большей или меньшей мере) нарушение психики и изменение личности человека.

При любом соматическом заболевании на психику больного влияет

Боль и другие физические особенно если они воспринимаются как угроза для жизни;

  • Снижение, извращение или утрата ощущений (зрение, слух, ощущение повышения температуры, парастезии и т.д.);
  • Снижение или потеря трудоспособности;
  • Нарушение (изменение) привычного уклада жизни;
  • Необычные ощущения экзогенного и эндогенного порядка (изменение цвета кожи, положения конечности, промокание повязок содержимым раны, чувство движения или распирания в брюшной полости, удушье, увеличение объема живота, отеки и т.д.).

Все эти факторы, воздействия на психику больного, могут проявляться ослаблением воли, инициативы, раздражительностью, снижением интереса, внимания к окружающим людям и событиям, рассеянностью, угнетенностью и т.д.

В конечном счете, изменения психики у соматического больного, особенно при длительном течении заболевания, проявляются резким снижением круга интересов (в связи с чем значительно ограничивается контакт с окружающими), сосредоточением на своем страдании, а также повышенной эмоциональной ранимостью или депрессией. Указанные нарушения психики задерживают выздоровление, могут способствовать усугублению течения заболевания, развитию дополнительных симптомов и даже сопутствующих заболеваний. Иногда психическая реакция в большей степени определяет состояние и тяжесть страдания больного, чем его болезнь.

Следовательно, влияние личности на возникновение и течение болезни, а также на исход, сроки выздоровления и реабилитации весьма и весьма существенно.

Больные нередко внутренне переживают одно, а демонстрируют совершено другое; другие больные зависимости от ситуации то агравируют (преувеличивают) болезнь, то диссимулируют (скрывают) ее, то бравируют ею, то впадают в истерику и т.д. Врач должен разобраться во всех этих тонкостях, так как это имеет огромное значение для установления контакта с больным, постановку правильного диагноза, организации лечебно-профилактической помощи.

Поскольку для врача роль личности больного столь значительна, он обязан получить представление о ней и отдельных ее свойствах (интеллект, мышление, память, темперамент, характер) путем изучения истории жизни человека.

Таким образом, изучая историю жизни больного (анамнез жизни), врач должен выяснить не только физическое развитие, условия жизни и труда, перенесенные заболевания, то есть биологический и социальный фон настоящего заболевания, но и условия развития личности данного человека, а также состояние отдельных ее свойств и особенностей на данный момент.

Пренебрежение личностными психическими реакциями в исследовании болезненного процесса, в формировании контакта с больным и в проведении лечебных мероприятий может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. В подавляющем большинстве случаев в основе конфликтных ситуаций между больным и врачом лежит незнание последним личности больного и, следовательно, неумение наладить соответствующие отношения. Эта же ошибка весьма часто лежит в основе низкой эффективности проводимых лечебных мероприятий.

Эмоции, реализуясь через эндокринную и вегетативную нервную систему, могут вызвать различные изменения в функции сердца, желудка, печени, почек, органов дыхания и т.д.

Задача врача не только источник отрицательных эмоций, но и «переключить» психику больного человека на положительные эмоции, создать условия, чтобы они могли возникнуть, индуцировать их появление, пролонгировать их действие.

В своей основе изменения, возникающие в организме в ответ на отрицательные эмоции, являются приспособительными реакциями. Более того, повторные слабые отрицательные эмоции способствуют формированию устойчивости организма к конфликтным ситуациям. Экспериментально установлено, что при повторных относительно слабых конфликтах ситуациях весьма часто вырабатывается «иммунитет».

Поскольку возникновение и проявление эмоций весьма вариабельно, одна и та же болезнь в зависимости от индивидуальных особенностей пациента проявляется по-разному и переживается каждым по-своему. В связи с этим врачи нередко сталкиваются с несоответствием жалоб больного (субъективное проявление болезни) степени функционально-морфологических нарушений, имеющихся в организме (объективное проявление болезни), что порождает диагностические и тактические ошибки.

Из изложенного следует, что лечение больных должно быть строго индивидуальным.

Таким образом, отрицательное эмоциональное воздействие может реализоваться весьма разнообразными симптомами вплоть до смертельного исхода. С другой стороны, положительные эмоции, мобилизация воли, аутогенная психологическая тренировка могут настолько повысить резистентность организма, что многие заведомо патогенные факторы оказываются недостаточными для того, чтобы вызвать патологию.

Медицинское значение эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, эмоциональные отношения) состоят в том, что, во-первых, они являются неотъемлемым компонентом любого заболевания, определяя в значительной степени субъективные и объективные проявления болезни; во-вторых, они управляемы; в-третьих, путем подавления отрицательных эмоций и воспитания (тренировки) положительных можно существенно воздействовать на течение соматического заболевания; в-четвертых, лечебный эффект каждого препарата, любой процедуры, манипуляции и т.д. в значительной степени определяется эмоциональным фоном больного.

Следовательно, внимательное отношение к личности больного, целенаправленное воздействие на его психику (наряду с каузальной терапией) может значительно улучшить результаты профессиональной деятельности врачей всех специальностей. С другой стороны, небрежное, формальное отношение к личности больного может создать весьма сложные препятствия в организации лечебного процесса, а порой и ухудшить течение заболевания.

Психотерапевтическое воздействие – это комплекс факторов (слово, жесты, выражение лица, поведение, внешний вид врача и т.д.), который воздействует на психику больного человека.

Мало выписать рецепт на хорошее лекарство или назначить весьма эффективные лечебные процедуры, — нужно убедить больного в необходимости назначенного лечения, вселить уверенность в определенном действии применяемых лекарств.

К сожалению, нередко врач, выписав рецепт, объясняет больному, как принимать лекарство, но не как оно будет действовать, чего следует ждать от этого лекарства. Более того, объясняя условия приема лекарства, он шаблонно произносит: «три раза в день». Но вопрос больного: «до или после еды», небрежно отвечает: «не имеет значения». Подобная практика назначения лекарств совершенно неправильна, ущербна. Она подрывает основу лечебного процесса. Больной не знает, почему ему выписали это лекарство, а не сотню других; кроме того, если неважно, как принимать лекарство,