Демократия — особенность современного общества, а это означает, что абсолютно все равны перед законом. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Следовательно, защита прав и свобод — первоочередная обязанность государства, гарантом выступает сам президент.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется путем разделения ее на исполнительную, законодательную и судебную. Все ветви власти самостоятельны и независимы, однако их деятельность имеет общую цель – защита прав и свобод человека 1
Суд занимает особое место среди других органов, осуществляющих государственную власть. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Следовательно, только суд может вынести вердикт или справедливое решение по уголовному, гражданскому или административному делу на основе тщательного и всестороннего изучения доказательств и их соотношения с применимым законодательством. От деятельности судебной власти зависят многие процессы в государстве: уголовные, экономические и политические.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются следующие судебные органы власти:
Верховный суд Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
суды общей юрисдикции: районные суды, мировые судьи, военные суды
Целью курсовой работы является определение Верховного суда Российской Федерации как органа судебной власти, его состава и структуры, а также изучение и освещение его правового статуса и компетенции; на основе полученных данных сделать вывод.
Задачами исследования являются:
изучение структуры Верховного Суда РФ
определение полномочий Верховного Суда РФ
Реферат верховный суд рф его структура полномочия и компетенция
... ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Верховный суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственные суды общей юрисдикции. 1 Место судебной власти и, в частности, Верховного суда РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации ...
анализ состава Верховного Суда РФ
исследование конституционно-правового статуса Верховного суда РФ
Объектом исследования является Верховный Суд Российской федерации.
Предметом исследования являются юрисдикция и структура Верховного Суда Российской Федерации.
Информационной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, материалы периодической печати, интернет источники, использование периодических учебных изданий, статей, монографий и научных публикаций.
Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
1 Верховный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти: статус и полномочия
- Конституционно-правовой статус Верхового Суда РФ
Впервые Верховный Суд впервые был учреждён в России ещё в советский период в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 года (приложение А).
До этого в России не существовало органа, именуемого Верховным судом: до 1917 года его функции выполнял специальный институт — правительственный сенат. В ноябре 1917 г. Постановление о суде п. 1, этой резолюцией Правящий Сенат был упразднен без создания альтернативного института.
В период гражданской войны и иностранного военного вмешательства Верховный суд при ВЦИК и Кассационный суд при ВЦИК могли считаться высшими судами РСФСР. Первый считался судом первой инстанции по важнейшим делам; Кассационный трибунал был кассационной инстанция для революционных трибуналов. Помимо этих учреждений, до 1921 г действовали следующие органы: Военно-революционный суд при Реввоенсовете республики, Главный железнодорожный военно-революционный суд при Народном комиссариате путей сообщения. Высший судебный орган как таковой отсутствовал, что привело к несогласованности и разобщенности в деятельности всех судов, отсутствию единой судебной практики.
В 1922 году был создан Верховный суд, который должен был выполнять функции высшего судебного органа: контролировать все нижестоящие суды, а также рассматривать определенный круг дел в качестве кассационной инстанции и любых дел в качестве надзорной. ВЦИК назначил независимых судей. Помимо этого, Верховный Суд РСФСР был наделён самостоятельной компетенцией по первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам, однако он не был наделён полномочиями давать разъяснения по вопросам судебной практики до 1958 года, когда были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве в СССР, о чём также было сказано в ст. 58 закона РСФСР от 8 июня 1981 года «О судоустройстве РСФСР» 2
Документирование и организация работы с документами в Мировом суде г. Добрянки
... деятельности. Концепция судебной реформы, одобренная 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР, наметила основные пути реформирования отечественной судебной системы, предусмотрев создание в ней еще одного звена — мирового суда [51]. Принятый ...
1
К 1924 году Верховный Суд действовал в составе:
– Президиума – ведал надзором «за судебными местами», организовывал ревизии губернских и других судов, приравненных к ним, а также возбуждал дисциплинарные производства против членов Верховного Суда, председателей и их заместителей губернских и приравненных к ним судов;
– Пленарного заседания – проходило под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя; обязательным было присутствие на заседании Прокурора Республики, при невозможности – его старшего помощника; компетенция Пленума включала в себя толкование и разъяснение законов по вопросам судебной практики, помимо этого рассмотрение, отмена или же изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или другого суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
– Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам – рассматривали дела в составе трёх постоянных членов;
– Судебной коллегии;
– Военной и Военно-транспортной коллегии;
– Дисциплинарной коллегии – главной целью деятельности являлось разбирательство проступков и нарушений судебных работников с вынесением по ним постановлений.
Филиалы высшего судебного органа созданы в автономных республиках и областях РСФСР. За первый год работы высшего судебного органа по первой инстанции были вынесены решения по делам 758 человек: то есть 116 человек были оправданы Верховным судом РСФСР, остальные 642 человека были осуждены. Также следует отметить, что в последующие годы количество дел, рассматриваемых Верховным судом, постепенно уменьшалось.
Иная ситуация с Верховным судом по гражданским делам Кассационного суда: в первый год работы он принял к рассмотрению 953 гражданских дела, в последующие годы их количество неуклонно увеличивалось.
Что касается дисциплинарной коллегии, то за первые пять лет ею было рассмотрено 160 дел о правонарушениях должностных лиц судебных органов, из них 72 дисциплинарных взыскания и 16 увольнений. Коллегия просуществовала сравнительно недолго: в 1929 году ее упразднили.
До 1936 года Председатель Верховного Суда по постановлению ВЦИКа и СНК РСФСР от 30. 01. 1928 года «О порядке руководства судебными органами РСФСР» был и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР. В 1929 году Верховный Суд так же оказался в составе Наркомата юстиции. Исходя из этого, можно сделать вывод: имело место реальное ограничение независимости высшего судебного органа, в результате чего он контролировался административно-управленческим аппаратом власти. Кроме того, ситуация изменилась с принятием Конституции РСФСР в 1936 году. Верховный суд вновь обретает независимость, поскольку согласно недавно принятому закону он вышел из-под юрисдикции Народного комиссариата юстиции. Верховный Совет РСФСР назначал судей сроком на пять лет. Что касается структуры суда в то время, то он состоял из двух коллегий: по гражданским и уголовным делам. Эти коллегии рассмотрели соответствующие дела в первой кассационной инстанции. Помимо кассационной — в порядке контроля над некоторыми судебными решениями, а также решениями и постановлениями судов, вступившими в законную силу.
Судебная практика в районном суде
... jбобщение судебной практики и анализ судебной статистики. Пресненский районный суд состоит из председателя суда, судей по уголовным и гражданским делам, секретарей, канцелярии, экспедиции, архива и судебных приставов. Основную роль в организации работы суда играет ... «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. №976. (с изм. на 20.08.2004 N 113-ФЗ); ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня ...
Кроме того, следует отметить, что в 1938 году вступил в силу новый закон, определяющий судебную систему СССР, союзных и автономных республик. Таким образом, можно сделать вывод, что структура и юрисдикция Верховного суда РСФСР вместе с судами автономных республик претерпели существенные изменения. Основные изменения заключались в следующем: круг лиц, которые имели право подавать протесты под надзором, был сокращен, но теперь это право принадлежит Председателю Верховного Суда и Прокурору. Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный Прокурор СССР вносили протесты в судебные коллегии Верховного Суда РСФСР 3 Белый И.Ю., Будорагин А.Б. и др. Правоохранительные органы. М.: 2003.
1
Вскоре настало время необоснованных репрессий. Это было чёрной полосой в жизни Верховного Суда РСФСР. Председатель Верховного суда РСФСР Иван Лазаревич Булат, находившийся на этой должности с 1932 по 1937 год, был приговорен к смертной казни в 1938 году по сфабрикованному обвинению. Затем продолжилась серия репрессий по необоснованным обвинениям, жертвами которых несколько раз становились заместители председателя Верховного суда РСФСР, а также другие официальные лица. В конце концов, почти все были реабилитированы, но у большинства были последствия.
В 1977 году была принята новая Конституция РСФСР. Верховный суд получил право законодательной инициативы по вопросам своей юрисдикции. Здесь, однако, стоит отметить, что это право практически не использовалось самим субъектом. Причиной тому было то, что все решения, касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов, находились в ведении ЦК КПСС. Именно Центральный Комитет принимал постановления, воплощавшиеся в жизнь посредством принятия законов Верховными Советами СССР и РСФСР или же постановлений Советов Министров СССР и РСФСР 4
1
Следующий этап в жизни и развитии российского правосудия и, в частности, Верховного суда следует после провозглашения независимости и суверенитета Российской Федерации. Стало абсолютно очевидным то, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также формирование гражданского общества, его институтов, развитие рыночной экономики, поднятие общего уровня благосостояния возможны только через становление правового государства. Демократизация общества в России далась нелегко, но она была необходимым условием глобального развития страны. Отсюда следовала необходимость проведения судебной реформы. Цели этой реформы были определены постановлением Верховного Совета РСФСР в октябре 1991 года. Кроме того, была утверждена его Концепция, в которой реализация судебной реформы обозначена как одно из приоритетных направлений законодательной деятельности.
Кадровое обеспечение деятельности судов. Организация специальной ...
... и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов . Деятельность по кадровому обеспечению судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации; Советом судей Российской Федерации; Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации в соответствии с: Федеральным конституционным законом от ...
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации реализовал свое право законодательной инициативы по вопросам своей компетенции. Таким образом, он стал активным участником, внося свой вклад в развитие верховенства закона и демократического общества посредством проведения судебной реформы. Основными задачами данной реформы являлись: формирование независимой, самостоятельной и справедливой судебной власти, совершенствование механизмов судебной системы в целом, независимость и неподкупность судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан. Помимо этих задач, необходимо было привести российское законодательство в соответствие с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами России.
- Конституционно-правовой статус Верхового Суда РФ
Верховный Суд Российской Федерации — высшая судебная инстанция. Однако его место в судебной системе Российской Федерации определяется его функциями. Во-первых – это функция осуществления правосудия. В Российской Федерации существует разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви; и только суды наделены данной функцией, таким образом Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление правосудия на всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией РФ. Следующей функцией Верховного Суда РФ является судебный надзор в предопределённых федеральным законом процессуальных формах, надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды и федеральные специализированные суды 5
1
Что же касается самой реализации функций Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции: данный судебный орган является высшим звеном системы федеральных судов общей юрисдикции, что объясняется осуществлением судебной юрисдикции на всей территории Российской Федерации. Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации наделен правом отправлять правосудие по всем делам, относящимся к юрисдикции судов общей юрисдикции, а также является судом последней инстанции по делам, относящимся к его юрисдикции. Здесь же следует отметить, что высший орган судебной власти выносит заключение о деятельности Президента РФ на предмет наличия в ней признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса, касающегося вопросов финансирования судов общей юрисдикции.
В суде Заводского района г. Минска
... Секретари судов составляют особую группу судебных приставов. Они не закреплены за отдельными судьями, но участвуют в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. В то же время на практике каждый секретарь суда ... дел между общими и хозяйственными судами: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.06.2000г. № ...
Согласно статье 126 Конституции Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судом общей юрисдикции. Именно этот орган судебной власти в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, а в случаях, предусмотренных федеральным законом – в качестве суда первой инстанции; также он даёт разъяснения по вопросам определённых дел судебной практики. Чтобы дать эти объяснения, Верховный Суд Российской Федерации должен ознакомиться с достаточным количеством дел и, прежде всего, с применением федерального законодательства. Следовательно, сначала он изучает и обобщает судебную практику посредством истребования из судов дел и материалов для ознакомления, после чего даёт компетентные разъяснения по поводу правильности применения правовых норм не только судам общей юрисдикции, но и другим государственным органам, общественным объединениям и определённым должностным лицам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности данного органа судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, усиление борьбы с преступностью и иными правонарушениями, а также вынесение справедливого приговора.
Помимо вышеперечисленного, необходимо отметить, что Верховный Суд РФ активно участвует в работе по созданию законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. Сами судьи высшего судебного органа являются членами рабочих групп и экспертных советов законодательного органа.
На сегодняшний день правовой статус высшего судебного органа определён Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года (ред. от 15.02. 2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
Настоящий ФКЗ определяет полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации. Помимо данного закона статус органа определяется нормами статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», статьями 9-12 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации», а также целым рядом положений ГПК и УПК РФ.
По данным на 2017 год, штат Верховного Суда РФ составил 1392 человека и 522 сотрудника центрального аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ, что намного больше, чем в других странах. Однако здесь важно отметить, что эта особенность связана с большим объемом работы.
В общем и целом, стоит отметить, что высший судебный орган в системе органов государственной занимает одно из наиболее важных мест, ведь именно Верховный Суд Российской Федерации принимает все усилия в пределах возможности для полной реализации формирования независимой демократической судебной системы, а суды общей юрисдикции перевоплотились в мощный аппарат, в совокупности защищающий права и свободы граждан.
Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации
... правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская ... что она близка к некоммерческой деятельности. Однако ответ не очевиден. Толкование положений Федерального закона от 12 января 1996 ...
1.3 Компетенция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ обладает достаточно широкими полномочиями, которые представлены в ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации». Некоторые полномочия уже были представлены ранее: осуществление в предусмотренный федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, а также рассмотрение гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел, подсудным судам общей юрисдикции, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», в качестве суда надзорной инстанции или же в пределах собственной компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Ниже следует более подробно описать полномочия высшего судебного органа. Согласно п. 3 ст. качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает отнесённые к его подсудности дела и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Также Верховный Суд РФ согласно п. 4 ст. 2 данного Федерального Конституционного рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела следующего характера: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, а также Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и др.
Кроме того, в полномочия Верховного суда входит рассмотрение вопросов об оспариваемых актах федеральных органов исполнительной власти, таких как Правительство Российской Федерации, администрации субъектов Российской Федерации и межотраслевые министерства. Вопросы об оспаривании актов других федеральных государственных органов, а также актов Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, к ним также относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федерального фонд обязательного медицинского страхования. Административные дела об оспаривании этих актов должны содержать разъяснения законодательства и иметь нормативные свойства для обеспечения единства законодательной системы на всей территории Российской Федерации.
В ведении Верховного суда находится рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за движением иностранных инвестиций в Российской Федерации; Министерства обороны Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Также стоит отметить, что Верховный Суд Российской Федерации занимается рассмотрением и вынесением постановлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации; а также делам об оспаривании решений Высшей Квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом; административные дела об оспаривании решений и действий Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры.
Порядок ведения делопроизводства в городском суде города Октябрьска ...
... проследить организацию работы с обращениями граждан; разработать положение о кадровой службе; спроектировать должностной регламент на секретаря суда. При написании диссертации использовалась нормативно-правовая база: Конституция Российской Федерации, устанавливающая судебную ...
Помимо вышеперечисленного к полномочиям Верховного Суда РФ относятся приостановление деятельности и ликвидация политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, ликвидация централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, конечно, на основании судебного решения по определённому делу.
Далее Верховный суд вправе на основании разбирательства своим постановлением прекратить деятельность определённых СМИ.
Что же касается компетенции Верховного Суда Российской Федерации в избирательной сфере, то высший судебный орган рассматривает дела об оспаривании определённых решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, однако эта компетенция не распространяется на решения комиссий низших уровней. Кроме того, Верховный суд РФ рассматривает вопрос об отмене регистрации кандидата в президенты РФ и отмене регистрации федерального списка кандидатов. Кроме того, высший судебный орган рассматривает дела об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, к основным полномочиям Верховного Суда Российской Федерации относится разрешение экономических споров между федеральными органами государственной власти.
Этот судебный орган может также обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности определенных законов и иных нормативных актов.
Кроме того, следует отметить, что Верховный Суд РФ активно участвует в разработке и создании законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. В пределах своей компетенции Верховный Суд РФ ведёт прямое взаимодействие с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, сотрудничает с ними с целью обмена опытом и судебной практикой при исполнении своей основной функции – осуществление правосудия. Кроме того, Высшая судебная власть Российской Федерации является одним из основных разработчиков международных договоров между Российской Федерацией и другими странами или организациями. Что же касается самих судей Верховного Суда Российской Федерации, то они вместе с судьями всех уровней являются активными участниками в работе многочисленных международных конференций, семинаров и симпозиумов, которые постоянно проводятся в рамках Совета Европы, ОБСЕ и других международных организаций.
Особенности делопроизводства в арбитражных судах
... инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации», всем председателям арбитражных судов привести инструкции по делопроизводству в арбитражных судах в соответствие с утвержденной Инструкцией с учетом структуры, штатной численности, технической оснащенности и объема работы арбитражного суда. В то ...
Верховный Суд Российской Федерации: компетенции аппарата
2.1 Структура и состав Верховного Суда РФ
Структура Верховного Суда Российской Федерации представлена в приложении Б (кратко).
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет свои полномочия в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и всех судей Верховного Суда РФ. Участниками заседаний Пленума являются Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, его заместители и сами судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также Министр юстиции Российской Федерации и его заместители 6
1
Созыв Пленума осуществляется не реже одного раза в четыре месяца. Члены Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации и другие уведомляются об определённом времени созыва Пленума, а также им представляют вопросы, которые будут вноситься на рассмотрение. Уведомление происходит не позднее 30 дней до проведения заседания. Те же заседания Пленума правомочны только при наличии не менее двух третей его членов. При этом следует отметить, что решения пленарного заседания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов участников. Решения пленума вступают в силу после их подписания Председателем Верховного суда и секретарем пленума Верховного суда. Последний отвечает за организацию подготовки пленарных заседаний, а также за составление протоколов. Кроме того, Секретарь Пленума Верховного Суда РФ предпринимает необходимые действия для исполнения решений Пленума.
К основным полномочиям Пленума Верховного Суда Российской Федерации относятся: рассмотрение материалов изучения, истребованных у судов общей юрисдикции, а также обобщение судебной практики и судебной статистики; разъяснения нижестоящим судам по вопросам правомерного применения законодательства Российской Федерации, во время данного процесса разъяснения на Пленуме заслушиваются сообщения председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации. Помимо вышеперечисленных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации утверждает составы судебных коллегий, назначает секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и также Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В компетенцию Пленума также входит представление Федеральному Собранию законодательных инициатив, то есть некоторых вопросов по введению в действие определенных законов и постановлений, а также Пленум Верховного Суда рассматривает и решает вопросы толкования законов. На заседании Пленума заслушиваются сообщения о результатах работы Президиума Верховного Суда и представляются отчёты о деятельности различных судебных коллегий 7
1
Из вышеописанного следует, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации является высшим руководящим судебным органом нашего государства. Сам процесс руководства судебной деятельностью производится посредством дачи разъяснений судам по вопросам правомерности применения российского законодательства при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел. Это осуществляется с целью единства законодательства на всей территории Российской Федерации.
Также важно выделить, что помимо руководящей деятельности Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет законодательную инициативу самого Верховного Суда, и решает организационные вопросы по формированию подразделений Верховного Суда Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации – высшая судебная инстанция в Российской Федерации по делам, которые в соответствии с законом Российской Федерации находятся в ведении судов общей юрисдикции. Состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации насчитывает 13 судей. Сам состав определяется Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – Парламентом РФ – по представлению Президента Российской Федерации, который, в свою очередь, основывается на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Последний и его заместители также входят в состав Президиума Верховного Суда РФ. Утверждение высшей судебной инстанции осуществляется только по положительному заключению квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.
Касательно же частоты проведения заседаний Президиума Верховного Суда Российской Федерации, то они должны проводиться не менее одного раза в месяц. Так же, как и заседание Пленума Верховного Суда РФ, заседание Президиума имеет силу только при наличии большинства его членов. Постановления Президиума принимаются аналогичным с принятием постановлений Пленума образом. Имеют силу после подписания Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
К компетенции Президиума относится определение состава (количества) верховных судов субъектов РФ, а также краевых, областных и судов городов федерального значения и др.
При рассмотрении дел в заседании обязательно присутствие Генерального прокурора Российской Федерации.
Таким образом, к основным функциям и полномочиям Президиума можно отнести следующие:
Рассмотрение судебных дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; Анализ судебной статистики, изучает и обобщает материалы судебной практики (так же, как и Пленум Верховного Суда РФ); Рассмотрение и принятие решений по вопросам6 связанным с организацией работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда в целом; Консультирование касательно правильности применения законодательства нижестоящих судов общей юрисдикции, координируя данную деятельность с Министерством юстиции РФ, и др.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации утверждается опять же Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – Правительством РФ. Срок нахождения в данной должности составляет 6 лет. Назначение на должность происходит после представления кандидатуры президентом Российской Федерации, а также после положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Оно должно быть представлено Президенту РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока службы предыдущего Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Однако не всегда Председатель Верховного Суда находится на должности полный срок. Существуют ситуации, когда имеет место досрочное прекращение полномочий. В этом случае заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации должно быть представлено Президенту Российской Федерации не позднее трёх месяцев со дня открытия вакансии.
Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации утверждается на данную должность подобным образом, сроком так же на 6 лет, однако представление Президента Российской Федерации основывается не только на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, но и на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Касательно сроков представления, то они должны бать представлены Президенту РФ не позднее, чем за 2 месяца до момента истечения срока полномочий прежнего заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации. При досрочном прекращении полномочий – не позднее 3 месяцев со дня открытия вакансии так же, как и у Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
В сам Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президент вносит представление о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или на должность его заместителя не позднее, чем за 14 дней до истечения срока полномочий прежних представителей данных должностей. Если же имеет место досрочное прекращение полномочий – не позднее 6 месяцев со дня открытия вакансии. Отсюда можно сделать вывод о том, что некоторое время Верховный Суд Российской Федерации может не иметь в своём составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также его заместителя.
Процесс назначения кандидата на должность сопровождается тем, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос об утверждении на вышеописанные должности в срок, не превышающий двух недель после получения представления Президента Российской Федерации о кандидате.
К функциям Председателя Верховного Суда относятся следующие:
Он в установленных законом порядке и пределах представляет протесты на определённые приговоры, определения и постановления по судебным делам; Также он вправе приостановить само исполнение решений, приговоров и постановление по судебным делам; Осуществляет организацию работы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; Информирует государственные органы, общественные организации и должностные лица об устранении нарушения закона посредством внесения представления об этом; Организация работы по осуществлению контроля за выполнением представленных Пленумом и Президиумом Верховного Суда Российской Федерации руководящих разъяснений, а также вносит определённые материалы по судебным делам на рассмотрение Пленума; Созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и обязательно председательствует на его заседаниях; Созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на нём, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении и принятии постановления по любому делу, а также вносит на рассмотрение требующие разрешения вопросы; Как итог деятельности Верховного Суда РФ Председатель предоставляет отчёты Верховному Совету Российской Федерации, о результатах докладывает Президиуму Верховного Совета Российской Федерации; Если руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не соответствуют законодательству РФ или противоречат постановлениям самого Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда РФ доносит Пленуму об этом несоответствии и вносит представление об этом Президиуму Верховного Суда Российской Федерации; Также в компетенцию Председателя Верховного Суда Российской Федерации входит распределение обязанностей и полномочий между его заместителями; Председатель Верховного Суда Российской Федерации занимается личным приёмом и организацией работы суда по приёму граждан и рассмотрению предложений и жалоб; Именно Председатель Верховного Суда Российской Федерации занимается руководством работы аппарата Верховного Суда РФ в целом и организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий.
В моменты отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его полномочия осуществляет его первый заместитель, а при его отсутствии – заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Осветим также полномочия заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Стоит отметить, что они довольно схожи с полномочиями и компетенцией самого Председателя Верховного Суда Российской Федерации:
Заместители могут председательствовать на заседаниях коллегий Верховного Суда РФ; Так же, как и Председатель Верховного Суда РФ, могут вносить в установленных законом пределах и порядке протесты на решения и постановления по спорным судебным делам; Помимо этого, они имеют право приостановить исполнение приговоров и постановлений по судебным делам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством; В компетенции заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации находится осуществление в соответствии с распределением обязанностей контроля и руководства над работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда Российской Федерации; Заместители Председателя Верховного Суда в соответствии со своими полномочиями могут вести личный приём граждан.
Основной объём судебной работы Верховного Суда Российской Федерации выполняется следующими структурными подразделениями:
– Кассационной коллегией;
– Судебной коллегией по гражданским делам;
– Судебной коллегией по уголовным делам;
– Военной коллегией.
Составы вышеописанных коллегий утверждаются по внесённому представлению Председателя Верховного Суда РФ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
В состав Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации входят: председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации. Сама коллегия утверждается по представленному выше способу. Сначала Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Российской Федерации даёт положительное заключение, после чего Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит представление Президенту Российской Федерации, который, в свою очередь, представляет заключение Совету Федерации Федерального Собранию Российской Федерации. Совет выносит решение об утверждении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Именно судебные составы осуществляют рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Судьи, которые состоят в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принимают участие в рассмотрении дел в период между заседаниями Кассационной коллегии в составе соответствующей судебной коллегии или же Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Действуют они таким образом при соблюдении требования о том, что недопустимо повторное участие судьи в рассмотрении одного и того же дела.
Касательно полномочий Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, можно выделить следующие:
Данная коллегия ведёт рассмотрение гражданских и уголовных дел в качестве суда второй инстанции. Данные судебные дела рассматриваются на предмет жалоб и протестов на решения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, а также Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции; Ведёт рассмотрение судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам (в соответствии со своими полномочиями) в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам являются основными двигателями работы аппарата Верховного Суда Российской Федерации, так как именно они по своим функциям и объёму работы являются центральными или основными подразделениями Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с компетенцией Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам ведут рассмотрение дел в следующем порядке:
– в качестве суда первой инстанции;
– в кассационном порядке;
– в порядке надзора;
– по вновь открывшимся обстоятельствам.
Существуют также необходимые случаи, при наступлении которых Председатель Верховного Суда Российской Федерации имеет право своим распоряжением привлечь судей одной коллегии для рассмотрения судебного дела в составе другой коллегии.
Именно Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам являются судами первой инстанции в системе Верховного Суда Российской Федерации. Здесь стоит отметить, что Судебная коллегия в какой-то мере мобильна, так как нередки случаи выездных заседаний, особенно при рассмотрении уголовных дел. Рассмотрение гражданских и уголовных дел ведётся в составе из 3 судей.
Кассационный порядок предполагает рассмотрение коллегиями дел по жалобам и представлением прокурора. Прокурор же, в свою очередь, приносит эти представления на не вступившие ещё в законную силу решения, а также приговоры и постановление нижестоящих судов. В кассационный состав судей входят три члена Верховного Суда Российской Федерации. Важным моментом здесь является тот факт, что один судья является председательствующим. Кассационное постановление или определение и имеющиеся в судебном деле акты нижестоящего суда также могут быть обжалованы, а прокурором опять же внесено представление в порядке надзора в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
В надзорном порядке Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают и выносят постановления по жалобам и представлениям прокурора. Прокурор приносит данное представление на ещё не вступившие в законную силу постановления и определения всех судов Российской Федерации (только в том случае, если данные дела не были предметом разбирательства в кассационном порядке Верховного Суда Российской Федерации).
Помимо этого, Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам рассматривают в надзорном порядке представления прокурора на постановления президиумов областных и соответствующих им судов, а также президиумов верховных судов республик.
Рассмотрение дел в надзорном порядке ведётся Судебной коллегией в составе опять же 3 судей, один из который председательствует, как и в кассационном порядке. В общем итоге дела Судебная коллегия выносит постановление, которое, в свою очередь, вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано, однако только в порядке надзора в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Председатели коллегий из числа заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации возглавляют Судебные и Кассационную коллегии. К предусмотренным законом полномочиям их деятельности относятся:
Руководство над соответствующими судебными коллегиями; Председательство на заседаниях руководимых ими коллегий или же назначение других судий для этого; Образование составов суда для рассмотрения и принятия постановлений в делах на заседаниях коллегий; Предоставляют отчёты по итогам деятельности руководимых ими коллегий Пленуму Верховного Суда Российской Федерации; Истребование материалов судебных дел у нижестоящих судов общей юрисдикции для изучения и обобщения судебной практики, а также изучение судебной статистики; Осуществление организации работы по повышению квалификации судей соответствующей судебной коллегии и др.
Составы Судебных коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отличаются от состава Кассационной коллегии, так как, в первую очередь, они делятся на определённые судебные составы из 6-7 судей Верховного Суда Российской Федерации, один из который опять же председательствует. Каждый судебный состав занимается рассмотрением судебных дел из определённых административно-территориальных образований, то есть, каждое административно-территориальное образование (судебные дела) закреплены за конкретным судебным составом, что является очень эффективным, так как позволяет достаточно глубоко вникать в деятельность нижестоящих судов и оценивать её всесторонне.
Как было уже сказано ранее, Судебные коллегии вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью определить конституционность закона, который применяется и будет применяться в некотором судебном деле.
Что же касается Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации, то именно эта коллегия осуществляет непосредственный надзор за судебной деятельностью только военных судов, которые на данный момент действуют в составе Вооружённых Сил Российской Федерации.
Отсюда можно сделать вывод о том, что Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации, является вышестоящей судебной инстанцией для окружных (флотских) военных судов.
Данная коллегия действует в составе председателя, как и в других коллегиях, а также его заместителя и председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации.
Здесь же стоит отметить, что в военной коллегии Верховного Суда РФ могут быть образованы судебные составы.
В качестве суда первой инстанции по гражданским и административным делам Военная коллегия рассматривает их не в полном составе – судья рассматривает их единолично или же коллегия, состоящая из 3 судей. Уголовные дела рассматриваются в схожем составе: либо коллегия, состоящая из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.
Дела же, на решения по которым поступили жалобы и протесты во время их рассмотрения в окружных военных судах в качестве первой инстанции, ещё не вступившие в силу, а также по тем, которые вступили, рассматривает коллегия в составе из 3 судей.
Помимо вышеописанного, Военная коллегия издаёт информационный бюллетень военных судов. Именно там публикуются решения военных судов по определённым гражданским и уголовным делам, а также даются обзоры судебной практики, анализ материалов и статистических данных о самой работе военных (флотских) судов и др.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является одним из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Так же, как и сам Председатель Верховного Суда Российской Федерации, он утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое он вносит после представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанное на положительном заключении Квалификационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
К компетенции председателя Военной коллегии относится:
Вносит протесты в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на постановления, решения и приговоры Военной коллегии, которые уже вступили в силу; Вносит протесты также в саму Военную коллегию, помимо неё – в президиумы окружных (флотских) военных судов, относящиеся к постановлениям и решениям окружных военных судов, которые вступили в силу; Помимо вышеописанного, председатель вправе быть участником в рассмотрении дел Военной коллегией, а также председательствовать в судебных заседаниях; Как и другие председатели, он является руководителем Военной коллегии, а значит, что он организует её деятельность; контролирует работу самого аппарата Военной коллегии; Именно он в случае необходимости решает вопрос о передаче определённого дела из одного в другой судебный состав; Утверждает кандидата на должность, а также и освобождает от неё.
Заместитель председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией, а также председательствовать в судебных заседаниях на момент отсутствия самого председателя Военной коллегии. Также он осуществляет полномочия председателя Военной коллегии опять же в момент его отсутствия, однако кроме полномочий по принесению протестов и др.
Касательно полномочий председателя судебного состава, то в его обязанности и права входят: организация работы судебного состава; участие в рассмотрении дел судебным составом, а также председательство в судебных заседаниях судебного состава; контроль и организация работы аппарата судебного состава; исполнение обязанностей, возложенных на него председателем Военной коллегии.
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации ведёт рассмотрение дел по жалобам и протестам на решения и постановления Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации. Рассматривает дела по обжалованию решений данных органов о досрочном прекращении полномочий судей вследствие совершения ими дисциплинарного проступка или же по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации опять же о досрочном освобождении судьи от должности на основании совершения им дисциплинарного проступка; а также рассматривает дела по обжалованию решений о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.
Данная коллегия действует в составе следующих членов: заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, который является председателем дисциплинарной коллегии, а также 6 членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, которые избираются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации посредством тайного голосования сроком на 3 года.
Научно-консультативный совет является особой структурой, которая также обеспечивает деятельность Верховного Суда Российской Федерации. Его конституционно-правовой статус определяется ст. 19 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017).
Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации – это совещательный орган, целью деятельности которого является разработка научно обоснованных и определённых рекомендаций по основополагающим, принципиальным вопросам судебной практики; деятельность его призвана к содействию укреплению законности при осуществлении правосудия – основной функции судебного органа. Для поставленной цели данный орган решает ряд задач, связанных с изучением вопросов, возникших в судебной практике, и на основе полученных данных с разработкой соответствующих рекомендаций. В соответствии с Положением Научно-консультативный совет должен оказывать методическую помощь в осуществлении организации работы научно-консультативных советов при верховных судах субъектов Российской Федерации.
Научно-консультативный Совет утверждается сроком на 5 лет Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. В состав его входят следующие члены: председатель, сопредседатели совета – руководителей секций совета, а также учёный секретарь (обеспечивает деятельность совета, организует заседания и т. п.), члены совета из числа учёных, судей и, помимо них, работников правоохранительных органов и адвокатов.
Работа Научно-консультативного совета очень важна для Верховного Суда Российской Федерации, так как его члены – видные учёные и специалисты в области права – обеспечивают разрешение коллизий по некоторым спорным вопросам в различных отраслях права. Помимо этого, оно дают мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Это повышает их законность, качество и обоснованность.
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации – орган, учреждённый в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде» от 8 января 1998 года № 7 – ФЗ. Он создан с целью укрепления самостоятельности и независимости судов общей юрисдикции.
Данный орган является федеральным государственным органом, который организует работу и деятельность судов общей юрисдикции среднего и основного звена. Данный орган не вправе противодействовать осуществлению правосудия судами общей юрисдикции, что значительно способствует их самостоятельности и независимости.
Руководителем Судебного Департамента является Генеральный директор. Председатель Верховного Суда Российской Федерации занимается как назначением на эту должность, так и освобождением от неё, однако с согласия Совета Судей Российской Федерации.
Судебный департамент вместе со своими отделами в различных субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента входят главные управления – организационно-правового обеспечения деятельности судов, а также военных судов, финансово-экономическое, контрольно-ревизионное, управление делами капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, а также отделы учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и др. 8 Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде» от 8 января 1998 года № 7- ФЗ.
1
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного Департамента являются государственными служащими. Им присваиваются чины и иные специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.
Для выполнения возложенных задач по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Судебный департамент разрабатывает в и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании судов, вносит предложение о создании или же упразднении судов, а также определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кадров на пост судьи. Помимо этого, разрабатывает научно обоснованные нормативны нагрузки судей и работников аппарата судов, организует проведение научных исследований в области судебной практики и судебной деятельности, финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами иными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общем и целом, можно сделать вывод о том, что Верховный Суд Российской Федерации занимает почётное место в судебной системе РФ. Это можно определить, исходя из его функционала и компетенции. Высший судебный орган помогает на практике сделать законодательство Российской Федерации единым на всей территории страны, а, следовательно, он унифицирует процедуру осуществления правосудия в Российской Федерации. Также важно отметить, что особенность Верховного Суда Российской Федерации заключается в том, что он является вышестоящим судом как для военных судов, так и для гражданских судов. В 2014 году произошло изменение в законодательстве, в соответствии с которым полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят в компетенцию Верховного Суда РФ, а Высший Арбитражный Суд упраздняется, что опять же подтверждает статус Верховного Суда РФ как высшего судебного органа.
Следует также отметить, что Верховный Суд Российской Федерации наряду с Конституционным Судом Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы, что, несомненно, подчёркивает важность и значительность данного судебного органа.
Поставленные цели и задачи при написании данной работы были выполнены, а именно: были изучены и подробно описаны компетенция Верховного Суда Российской Федерации в целом и его структурных составляющих. Также был описан конституционно-правовой статус высшего судебного органа в соответствии с нормативными документами, были определены место и роль Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации. В работе также был освещён порядок назначения на должности руководителей высшего судебного органа и порядок утверждения составов судей в коллегиях и сроки осуществления их полномочий. Помимо этого, в работе было подробно описана история становления Верховного Суда как высшего судебного органа, начиная с 1922 года, подробно освещая динамику его полномочий. Таким образом, поставленные в начале работы цели были достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/ogranicheniya-v-deyatelnosti-sudey/
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция РФ от 12.12.1993 г. Федеральный конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня 2004 г.).
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля 2004 г.).
Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», применяемый в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Федеральному закону от 8 января 1998 г. №7-ФЗ.
13. Федеральный закон от 4 января 1999 г. №3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»
(с изменениями от 18 декабря 2001 г., 14 ноября 2002 г.).
14. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
15. Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 года.
16. Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде» от 8 января 1998 года № 7- ФЗ.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/ogranicheniya-v-deyatelnosti-sudey/
Савюк Леонид Корнеевич. Правоохранительные органы. М.: 2001. Безлепкин Борис Тимофеевич. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России. М.: 2001. Академия Народного хозяйства при правительстве. Судебная система России. М.: 2001. Воронцов Сергей Алексеевич. Правоохранительные органы Российской Федерации: история и современность. М.: 2001. Байдуков В.А., Зайцев В.Ю. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: 1998. Белый И.Ю., Будорагин А.Б. и др. Правоохранительные органы. М.: 2003. Судебная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. Пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 1 – Судебная система РСФСР в 1922 году
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 2 – Состав и структура среднего звена Верховного Суда РФ
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.
- 1 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», применяемый в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 23 июня 1999 г. №1-ФКЗ, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Федеральному закону от 8 января 1998 г. №7-ФЗ.
- 1
- 1 Академия Народного хозяйства при правительстве. Судебная система России. М.: 2001.
- 1 Федеральный конституционного закона от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017)
- 1 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017)
- 1 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3 – ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017)
- 1