Правовое регулирование предпринимательства

Курсовая работа

Человеческая жизнь, ее социальное развитие напрямую связано с производством и потреблением всевозможных материальных и духовных продуктов.

Но, как известно, есть народная мудрость, которая гласит: «Ниоткуда ничего не происходит». Из этого эссе мы можем сделать вывод, что все материальные и нематериальные товары, потребляемые людьми, производятся людьми в процессе экономической деятельности. Из этого можно сделать вывод, что осуществление экономической деятельности является необходимым условием развития общества и государства, средством обеспечения достойного существования человека.

Хозяйственная деятельность – понятие общее, которое включает в себя непосредственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую с целью извлечения прибыли, и деятельность по производству продукции или выполнению работ, используемых для личного, семейного потребления, и не связанную с извлечением прибыли. Следовательно, предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности.

Право заниматься предпринимательской деятельностью предусмотрено, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь.1 Нормы Конституции содержат сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется.

Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и зачастую противоречивых отношений с партнерами по бизнесу, конкурентами, сотрудниками и государством.

Предпринимательство играет важную роль в политической и экономической системе государства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора определенных путей становления рыночной экономики и становления нового правового порядка в нашем государстве в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. Эти вопросы включают правовое регулирование предпринимательства. Белорусское законодательство далеко от государства, отвечающего требованиям современного развития бизнеса.

Государство является основным игроком, обеспечивающим безопасность предпринимательства. Он регулирует весь набор отношений, которые опосредуют предпринимательскую деятельность в той степени, в которой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и личности.

19 стр., 9201 слов

Урок экономические основы деятельности фирмы. Экономические основы ...

... предпринимательской деятельности в возможнолишь при условиях успешного сочетания по крайней мере трех основных моментов: Знаниеобщеэкономической теории; Наличиеконкретных экономических знаний и навыков; Умениеиспользовать количественные методы для предпринимательских ... конструкции. В данной курсовой работемы используем для ... строительство новых видов работ, аналогичных переоцененным. Остаточная ...

Регулирование предпринимательства как экономической и правовой категории присуще рыночной экономике, в частности верховенству закона. Задача преобразований, происходящих в экономической и политической системах, с точки зрения регулирования предпринимательства, должна заключаться в том, чтобы государство было органом, который будет выражать и защищать интересы экономического субъекта.

В своей курсовой работе я раскрою саму суть предпринимательской деятельности, а также роль государства в контроле за осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и его основные функции как ускорителя предпринимательского процесса.

1. Понятие и законодательное регулирование предпринимательства

1.1 Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности

Право заниматься предпринимательской деятельностью предусмотрено, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь. Как указано в ч.3 ст. 13 основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»..

В настоящее время существует два юридических определения предпринимательской деятельности, первое из которых содержится в статье 1 Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» 2 от 28 мая 1991 года. Данный закон определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

После принятия в 1998 г и вступления в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь 1 июля 1999 г предпринимательская деятельность стала регулироваться некоторыми особыми нормами гражданского законодательства.

Так, согласно ч.1 п.2 ст.1 Гражданского кодекса (далее ГК)3 предпринимательская деятельность определяется как «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведённых, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Чтобы раскрыть сущность предпринимательской деятельности, необходимо рассмотреть ее характеристики, то есть свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе — достаточное для признания той или иной экономической деятельности предпринимательской. Каждый из перечисленных признаков отражает одну из характеристик предпринимательской деятельности, это ее качественная характеристика. Однако только при наличии совокупности этих характеристик осуществляемая субъектом деятельность может быть квалифицирована как предпринимательская, имеющая существенное юридическое значение и связана с применением экономического и налогового законодательства к конкретному субъекту. Каждая из этих характеристик предпринимательской деятельности имеет свои основные характеристики. Основными признаками предпринимательства являются:

2 стр., 951 слов

Актуальные проблемы современного предпринимательского права

... текст ГК РФ самого понятия «предпринимательская деятельность», успешная она или нет, следует признать плодотворным. Многочисленные экономические теории предпринимательства были выдвинуты относительно природы предпринимательства. 1. Французский экономист Р. Кантильон ввел ...

1) самостоятельный характер деятельности. Этот знак указывает на так называемый «волевой источник» предпринимательской активности. Следует отметить, что это не только самостоятельная деятельность, но и активная, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других и общества в целом. Условно можно выделить имущественную самостоятельность — наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества в качестве экономической базы деятельности, организационную самостоятельность возможность принятия предпринимателем самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности;

2) предпринимательский риск, являющийся логическим продолжением его (предпринимателя) самостоятельности. Учитывая рискованный характер предпринимательства, следует отметить, что в случае неблагоприятного исхода деятельности предприниматель рискует лишь ухудшить свое финансовое положение. Если же он нарушает нормы законодательства либо обязательства перед контрагентами, то он несет ответственность, которая также является необходимым элементом понятия предпринимательской деятельности;

3) самостоятельная имущественная ответственность. Отличительной особенностью ответственности предпринимателя является то, что она проявляется независимо от вины. Нарушитель обязательства освобождается от ответственности, если он докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Вина является необходимым условием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 372 ГК).

При этом индивидуальный предприниматель и организация со статусом юридического лица отвечают по своим обязательствам, возникшим в процессе осуществления предпринимательской деятельности, всем своим имуществом, а ответственность учредителей коммерческой организации со статусом юридического лица по её обязательствам наступает в соответствии с законодательством и зависит от организационно – правовой формы конкретной коммерческой организации;

4) цель деятельности — систематическое получение прибыли. Даже если предприниматель изначально поставил перед собой цель получения дохода, но в итоге понес убытки, его деятельность все равно будет считаться предпринимательской. Когда мы рассматриваем прибыль как цель предпринимательской деятельности, квалифицирующая характеристика является источником ее получения. Его объектами согласно законодательству Республики Беларусь являются использование имущества, реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг. Но предпринимательская деятельность может осуществляться в разных направлениях, которые нельзя ограничивать закрытым списком.

Однако в юридической науке вопрос о понятии систематичности получения прибыли остается открытым, что вызвано отсутствием определения систематичности в Гражданском кодексе. Рассматривая вопрос о систематичности прибыли, ученые-юристы употребляют в одну строку такие термины, как «систематичность», «повторяемость», «постоянство», что приводит к определенной эклектике4. Термин «неоднократный» означает «производимый или происходящий не один раз»5; термин «систематический» – «постоянно повторяющийся, непрекращающийся»6, термин «постоянный» — «рассчитанный на длительный срок, не временный. На основании приведённых лексических значений можно сделать вывод о том, что неоднократным совершением действий направленных на получение прибыли (дохода), будет являться их совершение два раза за отчётный период, а систематическим — их совершение более двух раз за отчётный период, под которым в соответствии со ст.14 Закона республики Беларусь от 18 октября 1994г. «О бухгалтерском учёте и отчётности»7 следует понимать календарный год.

38 стр., 18588 слов

Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь

... работы составляют Гражданского Кодекса, «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1, «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав ...

В соответствии со ст.3 Закона «О предпринимательстве» предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность), и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно – правовых формах).

Частное предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая коммерческими организациями на основании их собственности или на основании полученного и используемого на законных основаниях имущества. Это включает в себя предпринимательскую деятельность физических лиц, осуществляемую без создания юридического лица.

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности — это совокупность свойств и организационных отличий, способов формирования основы собственности, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, взаимной ответственности и контрагентов8.

Понятие «организационно-правовая форма» используется применительно к юридическим лицам, поэтому, когда речь идет о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах.

Особая форма предпринимательства — это предпринимательская деятельность, которая осуществляется руководителем предприятия, если на основании договора с собственником имущества или уполномоченным им лицом он имеет права и обязанности и несет за них ответственность, который установлен как для предпринимателя.

Каждая из этих форм предпринимательства находит свои ниши в экономической системе государства.

1.2 Законодательство о предпринимательстве

Как упоминалось выше, право заниматься предпринимательской деятельностью закреплено в Конституции Республики Беларусь. Согласно ч.3 ст. 13 основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Сегодня нормы Конституции Республики Беларусь предоставляют гарантии предпринимательской деятельности.

Первым рыночным законом по содержанию можно считать Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве». В соответствии с этим законом граждане республики получили право заниматься предпринимательской деятельностью. Настоящий Закон определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации, прекращение деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

9 стр., 4171 слов

Лицензирование хозяйственной деятельности

... предпринимателей, прекращение предпринимательской деятельности, ответственность предпринимателя, лицензирование хозяйственной деятельности и другие вопросы, связанные с данной темой. В работе использованы некоторые нормативные правовые акты, такие как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь “О ...

Закон направлен на создание условий для широкого проявления экономической инициативы и предпринимательства граждан на основе реализации принципа равноправия всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора отрасли деятельности.

Правовой статус юридических лиц, порядок их образования, прекращения деятельности и другие аспекты их деятельности определяются Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» 9.

Правовое регулирование предпринимательства также осуществляется указами Президента Республики Беларусь. К основным из них можно отнести: Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №1110 «Об упорядочении государственной и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». В названном Декрете определены минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций, установлен перечень документов, необходимых для государственной как коммерческой организации, так и индивидуального предпринимателя, закреплены полномочия государственных органов в области и ликвидации субъектов коммерческой деятельности. Указ Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. 511 «О порядке продажи имущества в залог». Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»12.

Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности»13, которым утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций и др.

Кроме того, правовое регулирование предпринимательства осуществляется постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. К ним относятся. Постановление Совета Министров от 16 апреля 1999г. №550 «О некоторых вопросах государственной и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования»14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения»15.

Также законодательством предусмотрен комплекс нормативно — правовых актов, определяющий порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. К ним относятся: Закон «Об акцизах»16, в данном правовом акте указаны плательщики данного налога, продукция (товары), которые облагаются акцизами, ставки налога и т.д.; Закон «О налогах на доходы и прибыль»17 в котором указываются объекты налогообложения, ставки налога, порядок и сроки уплаты данного налога, и т.д., Закон «О налоге на добавленную стоимость». Предпринимательство также регулируется Законом о налоге на недвижимость 18 и Законом о подоходном налоге с физических лиц 19.

Приведённый выше перечень нормативных актов является примерным. Кроме того, предпринимательская деятельность регулируется законодательными актами республиканских и местных государственных органов.

2. Субъекты предпринимательской деятельности

2.1 Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности

Чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях осуществлять деятельность, связанную с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо получить статус предпринимателя. Следовательно, предприниматель – это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещённую законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

3 стр., 1060 слов

Мотивация деятельности персонала предпринимательской организации

... изучены теоретические аспекты управления персоналом. Во второй главе анализируется мотивация деятельности персонала на примере ОАО «Сантехприбор». Третий содержит рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в организации. При написании данной работы были изучены и использованы ...

Статус предпринимателя приобретается через государство в установленном законом порядке. – это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающий такую деятельность.

С другой стороны, регистрируя человека в качестве предпринимателя, государство тем самым берет его под свою защиту, берет на себя ответственность за создание нормальных условий для такой деятельности и государственную поддержку для него.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, прежде всего, должен обладать дееспособностью и дееспособностью.

Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и обязанности.

Гражданская правоспособность не является естественной собственностью гражданина. Ею наделяет родившегося человека государство, принявшее закон. это социально-правовое явление и не более чем законная возможность.

Содержание правоспособности гражданина определено статьей 17 ГК. В соответствии со статьей гражданин может иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Все граждане обладают равной правоспособностью, т.е. объем правоспособности всех граждан одинаков.

Но здесь необходимо сказать об ограничениях некоторых работников в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве» от 28 мая 1991 года не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью; закон от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь20» предусматривает, что служащие государственного аппарата не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; также согласно ч.2 п.5 ст.8 Закона «О статусе военнослужащих21» 13 ноября 1992г военнослужащим запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, оказывать услуги с использованием служебного положения и получать за это вознаграждение.

3 стр., 1281 слов

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

... рынка и финансовых институтов КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Страхование Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации Ф.И.О студента Глазин Иван Владимирович Направление: ... финансовых институтов (наименование кафедры) ЗАДАНИЕ на курсовую работу Тема Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации ФИО студента – Глазин Иван Владимирович Группа ...

Но у физических лиц есть не только гражданская правоспособность, но и гражданская правоспособность.

Гражданская дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.20 ГК).

Но законом предусмотрено исключение из правила.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось шестнадцать лет и который работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26 ГК), а также гражданин, вступивший в брак, не достигнув совершеннолетия, обретают полную дееспособность с момента принятия решения об эмансипации или со времени брака – т.е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам указанных лиц. Таким образом, предпринимательскую деятельность может осуществлять достигший восемнадцати лет, эмансипированный либо вступивший в брак гражданин, не ограниченный судом в дееспособности, а также гражданин в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет при наличии согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Этот режим распространяется и на их бизнес-деятельность в нашей стране. Так, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении граждан и лиц без гражданства»22 граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Республики Беларусь.

Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица — коммерческие организации, действующие в различных организационно-правовых формах. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с объектом и задачами своей деятельности, указанными в их учредительных документах.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

9 стр., 4255 слов

Мотивация трудовой деятельности в организации

... эффективности деятельности организации; рассмотреть роль и значение стимулирования труда в повышении эффективности деятельности организации; исследовать мотивацию трудовой деятельности в Центральном Банке Российской Федерации; выявить взаимосвязь мотивации труда и эффективности деятельности организации; определить пути совершенствования мотивации трудовой деятельности ...

Юридическое лицо – это организация, т.е. объединение лиц, которое имеет организационное единство, обособленное имущество, вправе и должен самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом, а также выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Юридические лица в зависимости от цели их деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 46 ГК).

Коммерческими являются организации, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских хозяйств).

К некоммерческим организациям относятся организации, которые не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных и других целей, направленных на достижение общественных благ, а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и юридических лиц в случаях, предусмотренных ГК и другими законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Как и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность юридического лица – это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45), а оно признается созданным с момента его государственной (п.2 ст.47 ГК).

Пределы правоспособности юридического лица определены пунктом 1 статьи 45 ГК.

Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).

2.2 Порядок субъектов предпринимательской деятельности

2.2.1 Способы и порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций — последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

4 стр., 1663 слов

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций

... в целом. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью организаций должна предусматривать выполнение в ... актов о страховой деятельности (публичная отчетность). Чтобы не допускать ограничение конкурентной борьбы. Государственный надзорный ... организации дела в российской федерации» Какие виды относятся к личному страхованию? грузов; жизни; имущества физических лиц; ...

три способа

Распорядительный – характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителя. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий. Учитывая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государственного органа) является основанием для учреждения унитарного предприятия и не отменяет его последующую данный способ можно назвать учредительно–распорядительным.

Разрешительный — предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа.

Явочно-нормативный — не требует согласия каких-либо третьих лиц, в т. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдение порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации.

Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:

инициатива образования;

  • подготовка учредительных документов;
  • согласование наименования создаваемой коммерческой организации с регистрирующим органом;
  • формирование уставного (складочного) капитала;

государственная

Государственная является завершающей стадией образования организации и имеет конститутивное значение.

В юридической литературе в качестве целей государственной называю следующие:

  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определёнными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
  • проведение налогообложения;
  • получение государственных сведений статистического учёта для осуществления мер регулирования экономики;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Процедура государственной детально урегулирована Положением о государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 «Об упорядочении государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

В соответствии с п.13 вышеуказанного Положения органами в Республике Беларусь являются: Национальный банк, Министерство финансов (прим. в п. 13 Положения о регистрации речь идёт о Комитете по надзору за деятельностью при Министерстве финансов, однако в соответствии с п.2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 октября 2001 г. № 1448 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 № 51623 указанный орган государственного управления ликвидирован, а его функции в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров от 31 октября 2001 г. № 158524 «Вопросы Министерства финансов» возложены на Министерство финансов), администрации свободных экономических зон, областные (Минский городской) исполнительные комитеты.

Выбор органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятельность, происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны).

Наибольший удельный объем работы по государственной приходится на областные (Минский городской) исполкомы, которые вправе делегировать часть полномочий по государственной и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

В соответствии с п. 23 вышеуказанного положения для государственной коммерческих организаций, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных, учредители представляют в регистрирующий орган:

  • заявление, оформленное в установленном порядке;
  • анкету установленного образца на каждого учредителя — физическое лицо;
  • копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;
  • учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);
  • документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд25).

    Проведение экспертизы регулируется специальным положением, в соответствии с требованиями которого в обязательном порядке экспертизе подлежит достоверность оценки стоимости любого имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставной фонд юридического лица.;

  • документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации;
  • нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной в одном экземпляре, подтверждающие государственную юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;
  • гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения;

платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную

Согласно п. 22 Положения о регистрации прием документов для государственной коммерческой организации осуществляется в присутствии собственников имущества этой организации, ее учредителей или участников, а в случаях, когда количество учредителей (участников) такой организации более пяти, они вправе уполномочить одного из собственников имущества, учредителя (участника) на представление своих интересов в регистрирующем органе.

Государственная субъектов хозяйствования осуществляется органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной документов, который в течение указанного срока рассматривает их по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) организации.

После изучения предоставленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений орган принимает решение о государственной коммерческой организации, либо об отказе в ней с указанием причин отказа. Согласно п.40 таковыми являются:

  • коммерческая организация расположена в жилом помещении без соответствующего разрешения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;
  • не соблюдены сроки формирования уставного фонда;
  • собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой организации не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;
  • в ходе государственной коммерческой организации установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника;
  • на момент государственной собственник имущества (учредитель) коммерческой организации: имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;
  • является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

При принятии решения об отказе в государственной субъектов хозяйствования орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией.

Решение о государственной принятое органом, является основанием для внесения сведений в Единый государственный лиц и индивидуальных предпринимателей26 (сноска) и выдачи свидетельства о государственной форма которого утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Сведения о государственной в установленном порядке вносятся в Единый государственный лиц и индивидуальных предпринимателей.

Единый государственный собой общегосударственную систему учёта и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую, служебную и коммерческую тайну.

2.2.2 Государственная индивидуальных предпринимателей

Процедура государственной индивидуальных предпринимателей детально урегулирована вышеуказанным Положением о регистрации, утвержденным Декретом Президента от 16 марта 1999 г. № 11.

Статус индивидуального предпринимателя возникает после государственной физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Физическое лицо, решившее заняться предпринимательской деятельностью представляет в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства;
  • анкета установленного образца;
  • документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются);

фотография гражданина, обратившегося за государственной

расчетно – кассовый документ, подтверждающий внесение платы за государственную

Государственная физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также осуществляется в течении месяца со дня подачи всех необходимых документов в регистрирующий орган. За это время регистрирующий орган рассматривает представленные документы по существу, при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о физическом лице, регистрирующемся в качестве индивидуального предпринимателя, когда эти сведения необходимы ему для решения о государственной последнего.

После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений о физическом лице, регистрирующий орган принимает решение о государственной в качестве индивидуального предпринимателя, либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Если решение принято в пользу физического лица, регистрирующий орган регистрирующий орган выдает гражданину свидетельство о государственной форма которого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 года № 550 «О некоторых вопросах государственной и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»27, и в течение пятнадцати дней сообщает о произведенной государственной в налоговые органы и органы государственной статистики. Также в течение трёх дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя исполнительный комитет представляет сведения о зарегистрированном субъекте Министерству юстиции для внесения его в Единый государственный лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отказ в государственной может последовать лишь при запрете на занятие данным видом деятельности или при непредставлении всех требуемых для регистрации документов. Об этом физическое лицо письменно уведомляют в пятидневный срок.

После получения свидетельства о государственной индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться в Налоговой инспекции, Фонде социальной защите населения по месту жительства и в местном Фонде занятости.

2.3 Права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности

При изучении правового положения субъектов предпринимательской деятельности институт прав и обязанностей занимает особое место, т.к. посредством предоставления мер возможного и установление мер должностного поведения обеспечивается регулирование их деятельности.

Основные права предпринимателей закреплены в Конституции Республики Беларусь: право на обеспечение хозяйственной и иной деятельности, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности и т.д. Указанные права имеют общеустанавливающий характер и конкретизируются в соответствующих нормативных правовых актах.

Основное место в общем объеме прав и обязанностей предпринимателей занимают гражданские права и обязанности, которые в соответствии со статьей 7 ГК возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещённым законодательством;
  • в результате произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
  • вследствие причинения вреда другому лицу;
  • вследствие неосновательного обогащения;
  • вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
  • вследствие событий, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Основной комплекс прав субъектов предпринимательской деятельности закреплен в статье 6 Закона о предпринимательстве:

  • заниматься любым видом хозяйственной деятельности, не запрещенным законодательством Республики Беларусь;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность в различных организационно – правовых формах;
  • привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, организаций, предприятий, в том числе юридических и физических лиц;
  • участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании в деятельности других хозяйствующих субъектов;
  • самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и другие виды и формы планирования, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;
  • самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
  • устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

— открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетов, кредитных и кассовых операций. Данное право в отношении индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 года № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь»28 трансформируются в обязанность в случае, если размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) превышает 1000 базовых величин в месяц. В соответствии с пунктом 4 «Правил открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь»29, утвержденными Постановлением Национального банка от 28 сентября 2000 года № 24.12 предприниматель может открыть один текущий счет в белорусских рублях и один текущий счет в иностранной валюте. (сноска).

Ключевое значение в деятельности предпринимателей имеют их права в сфере