За время работы студент/ка проявил/а себя как добросовестный, заинтересованный студент. К сильным сторонам данной курсовой работы можно отнести высокую оригинальность текста, соблюдение правил оформления, обширный иллюстративный материал, к слабым сторонам работы можно отнести отсутствие использования зарубежных информационных источников.
Таким образом, работа выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает положительной оценки.
Научный руководитель
степень, звание, должность
Н.П. Харченко
Ф.И.О
«_____» ______________ 2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой менеджмента
________________________ Парахина В.Н.
Протокол №_ 2 _ от «_15 _» сентября_ 2015г.
Институт Экономики и управления
Кафедра менеджмента
Направление 38.03.02 Менеджмент
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
студента Чумаченко Ренаты Германовны
фамилия, имя, отчество
по дисциплине Теория менеджмента
1. Тема работы Стили управления и их применение в организации
_____________________________________________________________
2. Цель изучение особенностей стиля управления дошкольным образовательным учреждением для повышения эффективности управленческой деятельности
_____________________________________________________________
3. Задачи 1) изучить современную классификацию стилей управления и их характеристики;
2) проанализировать стиль управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя;
3) проанализировать эффективность управленческой деятельности заведующего МБДОУ д/с к. в. №11 «Журавушка»;
4) на основании полученных данных разработать рекомендации по совершенствованию управленческой культуры МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка». ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) по теоретической части _____________________________________
1 Теоретические аспекты стилей управления
2 Характеристика различных стилей управления
Курсовая работа стили управления в организации
... эмоциональных качеств субъектов этих форм работы. В связи с этим неоспорима вероятность развития стилей профессиональной управленческой работы как устойчивых и целостных концепций личностно-специфических методов управления и лидерства. 1.2 Классификация ...
3 Факторы, влияющие на эффективность управления организацией
_____________________________________________________________
б) по аналитической части ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Исходные данные:
а) по литературным источникам ________________________________
_____________________________________________________________
б) по вариантам, разработанным преподавателем __________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
в) иное ______________________________________________________
6. Список рекомендуемой литературы Маслова В.М. Управление персоналом предприятия
Рябых Д. Культурные аспекты управления
Бородушко И,В,, Лукашевич В,В, Основы менеджмента: учебник
Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров
Фомичев А.Н. Исследование систем управления: учебник
7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:
25% — __________________________________ « » 20 г .
50% — __________________________________ « » 20 г.
75% — __________________________________ « » 20 г.
100% — __________________________________ « » 20 г.
8. Срок защиты студентом курсовой работы « 10 » января 201 6 г.
Дата выдачи задания « 10 »_сентября _2015 г.
Руководитель курсовой работы
к.э.н., доцент
(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)
Задание принял(а) к исполнению студент(ка) __ ИЭУ __
формы обучения __ очная _
курса 2 _
группы МЕН-б-о-14-1 ___________ Р.Г. Чумаченко
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
Курсовая работа посвящена изучению особенностей стилей управления, их влияния на эффективность деятельности организации, предусматривает рассмотрение таких вопросов как: анализ стиля руководства заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя, анализ эффективности управленческой деятельности заведующего МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка», разработка рекомендаций по совершенствованию управленческой культуры МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка».
При написании курсовой работы был использован 21 источник (учебники, учебные пособия), курсовая работа имеет 84,5% оригинальности текста, выполнена с применением ЭВМ на 54 печатных страницах и содержит
таблиц — 3,
приложений — 5.
Содержание
Введение
1. Стили управления и их характеристика
2. Анализ стиля управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии (на примере ...
... раскрывает теоретический и практический смысл выполненной работы. В первой главе «Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью предприятия» рассматриваются: сущность маркетинговой деятельности и ее концепции, организация маркетинговой деятельности, планирование маркетинговой деятельности на предприятии. Для рассмотрения данных ...
3. Анализ эффективности деятельности руководителя МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка»
4. Рекомендации по совершенствованию управленческой культуры МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка»
Заключение
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/stil-upravleniya/
Приложение
Введение
Современный лидер в процессе управленческой деятельности решает задачи повышения эффективности организации, управления персоналом, сталкивается с конкуренцией за человеческие ресурсы, потребителей, инвестиции. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, лидер должен использовать весь арсенал методов лидерства для разработки продуктивной модели управления. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои функции в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какие методы лидер побуждает команду проявлять инициативный и творческий подход к выполнению возложенных на него обязанностей, поскольку он следит за работой своих подчиненных. Принятый стиль управления может служить характеристикой качества деятельности лидера, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать особую атмосферу в коллективе, способствующую развитию благоприятных отношений и поведения. Прослеживается взаимосвязь между управленческими способностями руководителя, его стилем руководства и продуктивностью процесса управления. Поэтому особенно важно повышать управленческую культуру руководителей организаций. Это позволяет сделать вывод об актуальности выбранной темы и о перспективах исследования характеристик стиля управления менеджером.
Различные аспекты менеджмента широко обсуждаются в литературе. Проблемам, возникающим в управлении организациями, посвящены труды З.П. Румянцевой, В.А. Спивак, А.О. Блинова, Н.В. Угрюмовой. Совершенствованию управленческих умений руководителей посвящены работы И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича, В.М. Масловой, Д. Рябых. Анализ литературы показывает, что характеристики стиля управления менеджера влияют на эффективность организации.
Предмет исследования — стиль управления руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детским садом комбинированного типа No. 11 «Журавушка» города Ставрополя.
Предмет исследования — эффективность стиля управления заведующего МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка».
Цель работы — изучить особенности стиля управления дошкольным учреждением, выделить факторы, способствующие повышению эффективности управленческой деятельности.
Для реализации поставленной цели решались задачи:
1) изучить современную классификацию стилей управления и их характеристики;
2) проанализировать стиль управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя;
Индивидуальные стили управления. Стили управления их достоинства и недостатки
... обобщенно, то стиль управления – это совокупный метод воздействия на реферат индивидуальные стили управления подчиненных, которыми постоянно оперирует начальник и не зависит от текущего положения. Анализ стиля управления руководителя ... отклонений и нестандартных ситуаций. НА ТЕМУ Стили управления и их применение в организации. Демократический стиль формируется между людьми, не любящими брать ...
3) проанализировать эффективность управленческой деятельности заведующего МБДОУ д/с к. в. №11 «Журавушка»;
4) на основании полученных данных разработать рекомендации по совершенствованию управленческой культуры МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка».
1. Стили управления и их характеристика
Управление является основой функционирования любой организации. Для повышения эффективности и конкурентоспособности организации необходимо осуществлять грамотное управление деятельностью, которое включает в себя следующие составляющие: планирование, постановку производственных целей, создание системы измерения производственной работы и контроль выполнения деятельности. Кроме того, стиль управления лидера имеет большое значение для процветания организации.
Стиль управления — это устойчивая форма, привычная манерa поведения руководителя по отношению к своим подчиненным, чтобы оказать влияние нa них или побудить к действию [2].
Любой руководитель, осуществляющий процесс управления, опирается в своей работе на общепринятые методы и принципы управления. Но при этом каждый руководящий сотрудник проявляет свою индивидуальность, выбирает характерные для него способы действий, которые определяют его стиль управления. Метод управления подчиненными выражает характерные черты типичного поведения руководителя, важные для эффективности управленческой деятельности, которые постоянно проявляются в типовой ситуации или в различных ситуациях. Различия в том, как менеджер взаимодействует со своими подчиненными, определяют разнообразие стилей управления. Поведение руководителя по отношению к подчиненным можно рассматривать в разных аспектах: по масштабу руководящего воздействия, по степени привлечения их к принятию управленческих решений, по приоритетной ориентации на задачу или людей и другие [1].
в зависимости от рассматриваемых критериев можно выделить множество стилей лидерства. Рассмотрим несколько классификаций стиля управления.
Первая классификация — разделение стилей руководства по приоритетной ориентации: стиль управление руководитель
а) ориентированный на задачу;
- б) личностно-ориентированный.
При стиле управления, ориентированном на задачу, руководитель:
побуждает медленно выполняющих свои обязанности сотрудников прилагать больше усилий, придает особое значение объему работы, осуществляет жёсткое руководство, обращает внимание нa то, работают ли его сотрудники с полной отдачей, употребляя нажим и манипулирование, побуждает сотрудников к ещё большим усилиям, порицает недостаточно хорошо выполненную или выполненную не в полном объеме рaботу.
При стиле управления, ориентированном на человека, лидер фокусируется на сотрудниках с их потребностями и желаниями. В данном случае руководитель обычно обращает внимание на здоровье сотрудникa, заботится о хороших отношениях со своими подчиненными, считает подчиненных равноправными, осуществляет поддержку сотрудников в их начинаниях, защищает интересы своих подчиненных [14].
Исследования показывают, что высшее руководство более позитивно относится к лидеру, у которого есть стиль управления, ориентированный на выполнение задач. Личностно-ориентированные руководители положительно ценятся своими сотрудниками, если они пользуются поддержкой высшего руководства для защиты интересов сотрудников. Стилю управления руководителя присущи некоторые проблемы, среди них то, что стиль управления рассматривается как абсолютный фактор, повышающий производительность труда, без учета других, стиль управления не может оставаться неизменным, так как меняется ситуация в организации, а также то, что с помощью стиля управления невозможно достигнуть некоторых результатов, так как они содержат несколько компонентов, которые не собираются вместе [17].
Основы управления персоналом в организации
... ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Понятие, сущность и методы управления персоналом Управление персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления, сотрудников системы управления ... поиска курсовой работы - организация создания бизнес-среды ООО «Донстрой». Объект исследования - система управления персоналом в организации ООО «Донстрой». Работа включает ...
Наиболее распространенной является классификация стилей управления по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства, по степени привлечения подчиненных к принятию управленческих решений [9].
Эта классификация основывается на представлениях Курта Левина и различает такие стили управления, как авторитарный (автократический), демократический и либеральный.
Эти стили управления различаются по таким параметрам, как способ принятия управленческих решений, способ доведения решений руководства до исполнителя, кадровая политика, отношение к инициативе, проявляемой подчиненными, отношение к знаниям, способам общения, соблюдению дисциплины, а также способы наказания и стимулирования подчиненных. Рассмотрим наиболее характерные черты этих стилей управления.
Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что вся власть находится в руках лидера, все решения принимаются только им, а мнение его подчиненных не учитывается. При таком стиле управления лидер самостоятельно определяет цели, распределяет задачи по своему усмотрению и следит за их выполнением, считая, что он наиболее компетентен в команде и лучше других понимает цели организации и способы их достижения. Такой стиль управления эффективно используется в кризисных ситуациях, когда решения необходимо принимать быстро и четко согласованно. Но при этом используется метод командного управления, что значительно усложняет условия коллективной активности при принятии решения. При авторитарном стиле управления лидер не проявляет особого интереса к сотруднику как личности. Он имеет все полномочия, вознаграждает и наказывает сотрудников по своему усмотрению, а не на основе четко установленных и известных критериев оценки. Лидер обладает определенным набором уникальных знаний и навыков; формально руководит, не имея полной поддержки и понимания со стороны подчиненных. При таком стиле управления подчиненные зависят от своего начальника, у них нет возможности высказать свое мнение, они понимают, что могут стать жертвами использования чрезмерных полномочий. Сотрудникам предоставляется лишь минимум информации о реальном состоянии дел в организации. Положительными чертами этого стиля можно считать то, что он не требует особых материальных затрат, кроме того, позволяет быстро наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями. К минусам авторитарного стиля можно отнести подавление инициативы сотрудников, бюрократические проявления и необходимость создания сложно организованной системы контроля деятельности персонала [6].
Демократический стиль — это способ управления, при котором лидер делегирует часть своих полномочий подчиненным. Для этого стиля характерна коллегиальность принятия решений. Лидер проявляет желание развиваться и принимать коллективные решения. Руководитель согласовывает с сотрудниками цели организации, распределяет работу с учетом индивидуальных пожеланий подчиненных. В этих условиях руководитель может применять ограничительные санкции к сотрудникам, имеет ограниченные полномочия и может сам определять сферу их применения. Лидер, использующий такой стиль управления, проявляет интерес к неформальным отношениям с подчиненными, осуществляет контроль на основе известных всем критериев, старается повысить способность подчиненных самостоятельно решать насущные производственные задачи. Подчиненные, в свою очередь, контролируют методы управления, обладают высокими профессиональными навыками и социальными потребностями, могут отстранить руководителя от должности и заменить его членами команды. Этот стиль актуален, если организация стремится к инновациям.
Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...
... муниципального регулирования деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования с учетом принципиально новых тенденций, отражающих изменения в обществе. Проблемы государственного и муниципального управления образованием и образовательными учреждениями ... академии и институты - реализуют программы высшего профессионального образования и дают право на получение диплома ...
Демократичный стиль помогает стимулировать творческую активность, повышает мотивацию сотрудников и снижает недовольство подчиненных принятым решением, поскольку оно принималось коллективно, улучшает психологический климат в коллективе и в организации в целом. Но при использовании руководителем данного стиля управления отсутствует жесткий централизованный контроль, затягивается процесс принятия решения и возникает возможность перекладывания ответственности за принятое решение [15].
Либеральный стиль управления принципиально отличается от первых двух, поскольку для него характерно управление практически без участия лидера. Его также часто называют снисходительным, поскольку лидер, придерживающийся этого стиля управления, пытается передать ряд важных управленческих функций подчиненным и избегает принятия решений. Подчиненным предоставляется полная свобода, что иногда может привести к хаосу, сотрудники также высококвалифицированы, а уровень подготовки руководителя очень низкий. В этих условиях менеджер не имеет реальной власти, не может применять санкции к сотрудникам и практически полностью отказывается от своей управленческой роли. Такой руководитель обычно дружелюбен в общении с подчиненными, но равнодушен к делам коллектива, совершенно не проявляет инициативы, необходимая информация передается сотрудникам случайным образом, только по их запросу. Лидер, избравший либеральный стиль руководства, не регулирует взаимоотношения в коллективе, избегает положительно или отрицательно оценивать деятельность сотрудников. Подчиненные обладают большей властью, чем лидер, не признают контроля и порядка и плохо организованы. В организации, использующей подобный стиль управления, нет структуры, на рабочем месте нет четко определенных целей деятельности, в основном есть только система самоконтроля. Большим минусом данного стиля является отсутствие контроля деятельности подчиненных, что сможет способствовать полному краху предприятия, а так же дробления коллектива [8].
Анализируя выше перечисленные стили управления, можно прийти к выводу, что у каждого из них есть сильные и слабые стороны, в разных ситуациях целесообразно применять разные стили руководства, но чтобы добиться оптимальной и успешной деятельности организации, необходимо эффективное сочетание всех стилей.
На стиль руководства влияет множество факторов. Некоторые из них постоянно действующие, другие — временные. Постоянные факторы, влияющие на стиль управления, включают окружающую среду, существующие социальные нормы, производственную ситуацию и типичные черты личности лидера. Временные факторы, влияющие на стиль руководства, включают эмоции, опыт руководства и психологический климат в команде.
Факторы, влияющие на выбор стиля управления менеджером, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся законы об управлении, конкретные цели и задачи структуры управления, функциональное назначение и объем конкретных видов деятельности. Это включает в себя тип организации, специфику основной деятельности, специфику решаемых задач. Объективные факторы, влияющие на стиль руководства, также могут включать в себя уровень развития организации, форму организации труда, обеспеченность материальными ресурсами, другими словами, окружающую производственную среду. Сюда же относятся особенности коллектива, такие как структура, уровень подготовки кадров, характер взаимоотношений в трудовом коллективе, социально — психологические черты исполнителей, совпадение стиля управления руководителя с теми ожиданиями, которые высказывают подчиненные. Кроме того, к объективным факторам относятся формы и методы работы вышестоящего руководства, иерархическая ступень, на которой находится руководитель [13].
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении, относятся принципы и установки конкретного лидера, которые определяют способность использовать власть, определяют выбор форм и методов воздействия на подчиненных в определенных ситуациях. Кроме того, к субъективным факторам относятся индивидуально-психические характеристики личности лидера, такие как характер, темперамент, способности, волевые качества, уровень профессиональных знаний, интеллект и культура, которые определяют характер поведения. Сюда также могут входить индивидуальные характеристики выполнения социальных ролей, уникальные личные качества, определяющие «управленческое письмо», присущее конкретному лидеру, а также наличие у лидера авторитета. Лидер, пользующийся авторитетом среди подчиненных, как правило, более демократичен, поскольку его авторитет помогает ему решать поставленные задачи без жесткого управленческого влияния. При этом лидер, не имеющий авторитета, пытается компенсировать ему жесткими и директивными действиями. Не каждый работник может быть хорошим руководителем. Настоящий, эффективный, сильный руководитель обладает набором определенных характеристик, которые влияют на эффективность деятельности. Опираясь на результаты исследования в области психологии управления, можно выделить несколько групп качеств, которыми должен обладать современный руководитель. Прежде всего, это общечеловеческие качества, такие как трудолюбие, работоспособность, честность, принципиальность, справедливость, энергичность, преданность своему делу, оптимизм, чувство юмора, привлекательность внешнего облика и другие. Следующая группа объединяет психофизиологические качества, например, стрессоустойчивость, аналитичность мышления, способность к концентрации и распределению внимания, оперативность памяти, умение прогнозировать ситуацию и результаты деятельности, индивидуально-психологические свойства и т. д. К третьей группе относятся деловые качества и организаторские умения. В этой группе объединены такие качества, как творческий подход, стремление к внедрению инноваций, инициативность, способность менять стиль поведения в зависимости от обстоятельств, умение мотивировать подчиненных, организовывать взаимодействие между членами коллектива, рационально распределяя обязанности, с учетом потенциала каждого сотрудника. Сюда же относятся умение поддерживать свой авторитет, контролировать деятельность подчиненных, самоорганизованность и другие качества. В отдельную группу собраны коммуникативные качества: владение навыками конструктивного общения, публичных выступлений, умение создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, устанавливать деловые отношения с подчиненными и вышестоящим руководством. Следующей группой качеств являются профессиональные знания, включающие в себя владение основами менеджмента, навыками работы с документацией, современными приемами и методами управления персоналом. Каждое из качеств руководителя будет оказывать влияние на его стиль руководства и, как следствие, на качество работы подчиненных и на эффективность деятельности организации в целом. Современный руководитель должен постоянно развиваться, заниматься самообразованием, минимизировать возможность ошибок в своей деятельности и всегда помнить, что личные качества руководителя сказываются на степени удовлетворенности трудом подчиненных и оказывают на них огромное мотивирующее воздействие. Все перечисленные группы качеств оказывают влияние на становление стиля управления руководителя [3].
Таким образом, формирование объективных факторов, воздействующих на стиль управления руководителя, идет под влиянием окружающей среды, а субъективные факторы зависят от личности руководителя, от способов и приемов, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию. Стиль управления отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении конкретных приемов управления. Принятый стиль управления служит характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечить эффективную управленческую деятельность, создавая в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. В конечном итоге, правильно выбранный стиль руководства приводит организацию к высоким конечным результатам.
2. Анализ стиля управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя
В настоящее время в нашем государстве происходит модернизация системы образования, включая дошкольное воспитание. В практику дошкольных образовательных учреждений внедряются федеральные государственные образовательные стандарты, определяются концептуальные основы, принимаются решения, которые расширяют права и обязанности заведующих, педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников в целях создания единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад — семья». Для решения этих задач необходимо соблюдать несколько условий: грамотно организовывать педагогический процесс, внедрять элементы научной организации труда, применять новые принципы в управлении. Всё это возможно только при наличии высокого профессионализма заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Каждый руководитель детского сада стремится рационально и по возможности гибко применять систему руководства, которая позволит успешно организовать воспитательно — образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с присущим ему стилем руководства. Основу взаимоотношений заведующего и сотрудников детского сада составляют общие цели, заключающиеся в том, чтобы сделать пребывание детей в стенах детского сада комфортным и безопасным, чтобы в ДОУ были созданы условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, для развития каждого ребенка, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, для полноценной подготовки к обучению в школе. Чтобы достичь этих целей, руководитель дошкольного образовательного учреждения должен уметь мотивировать подчиненных, воодушевлять их, увлекать за собой. Заведующему необходимо развивать самостоятельность сотрудников, поощрять инициативность, умело применять и развивать творческий потенциал каждого работника, формировать у сотрудников чувство ответственности за качество проводимой им педагогической деятельности. Эффективное управление дошкольным образовательным учреждением, которое предполагает собой достижение высоких результатов деятельности на основе комфортного психологического климата в коллективе, при создании творческой рабочей обстановки, находится в прямой зависимости от стиля управления, выбранного заведующим ДОУ. Степень профессионализма руководителя дошкольного образовательного учреждения определяется стилем его управленческой деятельности [21].
Каждому руководителю свойственен определенный стиль управления. Он выражается в том, как, с помощью каких методов и приёмов заведующий побуждает сотрудников к выполнению должностных обязанностей на основе инициативного, творческого подхода, как производится контроль деятельности подчиненных. Заведующий детским садом не только организует работу трудового коллектива, но и оказывает влияние на поведение сотрудников, на их желание развиваться, совершенствовать свои профессиональные навыки. В принципе, в процессе управленческой деятельности руководитель дошкольным образовательным учреждением осуществляет одновременно несколько практических функций: постановка задач с практическим распределением заданий, планирование деятельности, проведение инструктажа, осуществление контроля и оценки деятельности, мотивация подчиненных, организация процесса, демонстрация личного примера. Все эти функции каждый руководитель осуществляет в соответствии с присущим ему стилем руководства [11].
Стиль управления, таким образом, является характеристикой качества деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением, определяющим фактором его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность. Следовательно, актуальным становится исследование стиля управления заведующего дошкольным образовательным учреждением для подтверждения гипотезы о том, что стилевые особенности управления руководителя влияют на эффективность деятельности организации.
Исследование стиля управления заведующего дошкольным образовательным учреждением проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя. В соответствии с должностными обязанностями заведующий МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» осуществляет руководство текущей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя, Комитета и коллегиальных органов управления Учреждения. Заведующий назначается на должность приказом Учредителя. Заведующий подотчетен непосредственно Учредителю. Заведующий в пределах своих полномочий: осуществляет общее руководство деятельностью детского сада; организует выполнение решений Учредителя; действует без доверенности от имени образовательного учреждения, представляет его интересы в организациях различных форм собственности, а также в судах различной юрисдикции; выдает доверенности для предоставления интересов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя; заключает контракты, соглашения, договоры, по вопросам организации деятельности детского сада; открывает счета учреждения; издает приказы и иные распорядительные документы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения; разрабатывает и утверждает по согласованию с Учредителем структуру и штатное расписание дошкольного образовательного учреждения; разрабатывает и утверждает планы текущей и перспективной работы детского сада; осуществляет прием на работу работников учреждения, расстановку кадров, поощряет работников МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка», налагает взыскания и увольняет работников, заключает и расторгает трудовые договоры с работниками; ежегодно утверждает график работы учреждения, формирует контингент воспитанников; руководит всеми видами текущей финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения, обеспечивает его эффективную и устойчивую работу; приостанавливает решения коллегиальных органов управления учреждения, если они противоречат действующему законодательству, Уставу; осуществляет взаимосвязь с семьями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными организациями, иными организациями и учреждениями по вопросам образования; предоставляет Учредителю, общественности и иным органам в соответствии с действующим законодательством отчеты о деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя; незамедлительно информирует Учредителя и (или) правоохранительные органы о фактах несоблюдения работниками учреждения требований законодательства Российской Федерации об охране здоровья, жизни воспитанников, требований соблюдения прав и свобод детей, а также о несчастных случаях, произошедших в детском саду с воспитанниками и (или) работниками дошкольного образовательного учреждения; разрешает иные вопросы в рамках трудового договора и должностной инструкции заведующего. Заведующий несет ответственность за: руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения; уровень квалификации работников детского сада; виновное причинение имущественного вреда учреждению, воспитанникам и работникам МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» в связи с исполнением (неисполнением или ненадлежащим исполнением) своих должностных обязанностей; исполнение муниципального задания.
Для определения стиля управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя на базе данного учреждения проводилось исследование, в котором принимали участие члены педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, также проводилось самообследование стилевых управленческих особенностей заведующего МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка». Исследование проводилось с целью провести диагностику стиля управления заведующего детским садом и самооценку стиля управления руководителя. В качестве методов исследования можно выделить метод теоретического анализа, собственно проведение экспериментального исследования, количественную и качественную обработку результатов.
При проведении исследования стилевых особенностей управленческой деятельности заведующего МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» использовались следующие методики: тест «Личные качества руководителя», методика определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанная В.П. Захаровым и Л.А. Журавлевым.
Тест «Личные качества руководителя» направлен на определение руководителем своих личностных характеристик, определяющих стилевые особенности управленческой деятельности (Приложение Б).
Данный диагностический материал состоит из 40 утверждений различной направленности, свое личное отношение к которым респондент выражает, выбирая один из предложенных вариантов ответа. Это могут быть следующие формулировки: полностью согласен, частично согласен и не согласен. Представленные утверждения разделяются на группы в соответствии с направленностью. Утверждения, касающиеся социальной позиции руководителя, принимающего участие в проводимом исследовании, позволяют определить уровень его социальной нравственности. Этот блок позволяет выявить вектор избранной руководителем управленческой политики, определить его личный взгляд на приемлемый баланс между собственными интересами и интересами коллектива. Выбор ответов на следующие десять утверждений дают представление об уровне духовной зрелости респондента. Эмоциональную составляющую личности заведующего характеризует выбор ответов на третью группу утверждений. Выбор ответов на утверждения, представленные во второй и третьей группах, помогут дать представление об уровне социального интеллекта руководителя. Дифференцированная оценка результатов теста, проведенная после подсчета общей суммы баллов по всем пунктам используемого теста, отражает потенциал руководителя в качестве лидера коллектива и дает представление о его стиле управления.
В исследовании по определению стиля руководства заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя с помощью методики определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанной В. П. Захаровым и А. Л. Журавлевой, приняли участие 25 членов педагогического коллектива, среди них: 21 воспитатель, педагог — психолог, учитель — логопед, музыкальный руководитель, социальный педагог. Используемый тест направлен на оценку преобладающего стиля управления руководителя: авторитарного или директивного, демократического или коллегиального, либерального или попустительского. Опросник состоит из 16 групп утверждений, которые разбиты на группы и подобраны таким образом, что могут отражать самые разнообразные стороны взаимодействия руководителя и подчиненных, характеризуют деловые качества руководителя (Приложение В).
В каждой группе собраны три утверждения, и респондентам предлагается выбрать из предложенных утверждений лишь одно, которое в наибольшей степени, по мнению участника исследования, соответствует его мнению о руководителе.
В результате проведенного исследования, в котором приняла участие заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя, с помощью теста «Личные качества руководителя» была организована обработка результатов согласно указаниям, изложенным в методике определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанной В.П. Захаровым и А.Л. Журавлевой.
Все рассчитанные показатели представлены следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 — Результаты теста «Личностные качества руководителя»
Качества руководителя |
Сумма баллов |
|
Уровень социальной нравственности |
20 |
|
Уровень духовной зрелости |
10 |
|
Уровень эмоциональной зрелости |
2 |
|
Уровень социального интеллекта |
12 |
|
Интегральная оценка качеств |
44 |
|
После интерпретации данных проведенного исследования выявлено, что у заведующего мунициальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя наиболее высоко выражен уровень социальной нравственности, затем следует уровень социального интеллекта. Это говорит о том, что руководитель, принявший участие в исследовании высоко оценивает свои знания и представления о нормах и правилах общения с окружающими и считает, что достаточно умело использует их в своей профессиональной деятельности. Немного ниже показатели, определяющие уровень духовной зрелости, на последнем месте оказался уровень эмоциональной зрелости опрошенных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что заведующий детским садом № 11 считает себя довольно сдержанным в эмоциональном плане руководителем, но находит, что в духовном плане не является совершенством. Описать интегративные качества заведующего можно с помощью полученных интегральных баллов. В данном случае это 44 балла. Данная сумма по методике определения личностных качеств позволяет сделать вывод о том, что заведующий МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» характеризует себя как явного демократа, обладающего в полной мере чувством ответственности. Заведующий позиционирует себя как руководителя нравственного, с чётко выраженными социальными интересами, который обладает в полной мере качествами лидера, критичного и осторожного в поспешности принятия решений, но который всегда страстно защищает свои идеи, старается поддерживать новые начинания, внедрять инновации, изменяться и совершенствоваться в соответствии с требованиями времени.
В результате проведенного исследования, в котором приняла участие группа педагогических работников МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка», состоящая из 25 человек, с помощью методики определения стиля руководства трудовым коллективом, разработанной В.П. Захаровым и А.Л. Журавлевой, была организована обработка результатов согласно указаниям, изложенным в данной методике. Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод о том, что в целом, в коллективе стиль управления заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя оценивается как директивный или авторитарный. Позиция заведующего детским садом № 11 определяется концентрацией власти, её централизацией только в руках руководителя. Результаты тестирования показывают, что подчиненные считают, что заведующий держит дистанцию между собой и ними, отдает предпочтение официальному характеру отношений. При принятии решений заведующий учитывает мнения сотрудников, предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, но только в случае неукоснительного соблюдения и точного выполнения всех её требований и при осуществлении строгого контроля.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что заведующий МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» оценивает себя как дипломатичного, демократичного руководителя, а её подопечные считают, что она склонна к авторитарному стилю управления. Заведующему кажется, что она более мягкий и гибкий руководитель, чем есть на самом деле. Поэтому в рамках проведенного исследования можно сделать вывод, что у заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя авторитарный стиль руководства.
Все полученные результаты представлены следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 — Результаты тестирования педагогического коллектива
№ п/п испытуемых |
Показатели стиля управления |
Стили руководства |
||||||||||||||||
№ вопроса |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|||
Д — директивный, К — коллегиальный, Л — либеральный |
||||||||||||||||||
1 |
к |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
директивный |
|
2 |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
директивный |
|
3 |
к |
д |
к |
к |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
к |
директивный |
|
4 |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
директивный |
|
5 |
д |
д |
д |
к |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
к |
д |
директивный |
|
6 |
д |
к |
к |
к |
п |
п |
к |
к |
д |
к |
к |
к |
п |
к |
к |
к |
коллегиальный |
|
7 |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
директивный |
|
8 |
д |
к |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
к |
к |
д |
д |
к |
д |
д |
директивный |
|
9 |
д |
к |
к |
к |
д |
д |
к |
к |
д |
к |
к |
д |
д |
к |
к |
д |
коллегиальный |
|
10 |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
к |
д |
д |
к |
к |
директивный |
|
11 |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
директивный |
|
12 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
директивный |
|
13 |
к |
к |
п |
к |
к |
д |
к |
к |
д |
к |
п |
к |
д |
к |
п |
к |
коллегиальный |
|
14 |
к |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
директивный |
|
15 |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
директивный |
|
16 |
д |
к |
д |
к |
д |
к |
к |
к |
д |
к |
к |
д |
д |
к |
к |
д |
коллегиальный |
|
17 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
п |
д |
д |
д |
директивный |
|
18 |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
директивный |
|
19 |
д |
к |
к |
д |
к |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
к |
к |
к |
д |
коллегиальный |
|
20 |
к |
к |
п |
к |
к |
к |
п |
к |
п |
к |
к |
п |
к |
к |
к |
к |
коллегиальный |
|
21 |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
к |
к |
к |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
директивный |
|
22 |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
п |
д |
д |
директивный |
|
23 |
д |
к |
к |
к |
к |
д |
д |
к |
к |
к |
к |
к |
д |
д |
к |
д |
коллегиальный |
|
24 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
д |
д |
д |
директивный |
|
25 |
д |
к |
д |
д |
д |
к |
д |
к |
к |
д |
д |
д |
к |
к |
к |
д |
директивный |
|
Стиль руководителя, определенный группой |
директивный |
|||||||||||||||||
3. Анализ эффективности деятельности руководителя МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка»
Стилевые особенности процесса управления служат характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, создавать в коллективе творческую созидательную атмосферу, добиваться конкурентоспособности организации [17].
В дошкольном образовательном учреждении стиль руководства заведующего, его личностные характеристики, деловые качества оказывают значительное влияние на организацию работы детского сада, на эффективность и результативность его деятельности. Среди слагаемых эффективной деятельности, которой добиваются педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений, важная роль отводится высокому профессионализму воспитателей, слаженности действий педагогического коллектива в достижении поставленных целей, использовании профессионального потенциала, воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе. Профессиональная компетентность воспитателей, которая повышает эффективность деятельности детского сада, быстрее проявляется и более полно реализуется в зависимости от степени комфортности психологического климата в дошкольном образовательном учреждении. Педагогический коллектив очень разнообразен по своему составу, в нем активно взаимодействуют люди с различными личностными характеристиками, индивидуальными чертами. Заведующему детским садом отводится важнейшая роль в формировании психологического климата, он персонально отвечает за создание комфортной психологической обстановки в коллективе, способствующей повышению эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не только руководителем, но и всеми членами трудового коллектива. Таким образом, показателем эффективности деятельности заведующего дошкольным образовательным учреждением может служить создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Психологический климат в педагогическом коллективе формируется в общении и при осуществлении различных видов деятельности, также он напрямую зависит от стиля управления руководителя. Проведенные исследования позволили определить стиль управленческой деятельности заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя как авторитарный или директивный. У таких стилевых особенностей управления есть как сильные, так и слабые стороны. К «точкам роста» можно отнести то, что у заведующего преобладают административные методы ведения управленческой деятельности, стимулирование подчиненных производится только двумя способами: материальным поощрением и административным наказанием, у работников практически нет возможности проявить инициативу. Однако часто в практической деятельности данный стиль управления дает наибольший положительный результат, особенно в тех случаях, когда существует дефицит времени или возникает экстремальная ситуация и надо быстро и четко выполнять определенные действия для достижения наилучшего результата. Выявление эффективность деятельности заведующего МБДОУ д/с к. в. № 11 «Журавушка» проводилось с помощью методики «Экспертная оценка эффективности деятельности руководителя» (Приложение Г).
Опросник, используемый для проведения исследования, составлен по типу полярных профилей. В его состав входит 30 факторов, которые определяют содержание управленческой стратегии руководителя, кадровой политики, коммуникационной сферы, управленческой культуры руководителя. Оценивание степени выраженности каждой из представленных характеристик осуществляется по 7 бальной шкале, с инструкцией отмечать возле каждого фактора тот балл, который наиболее подходит для данного конкретного руководителя. Уровни эффективности управленческой деятельности, которые можно выявить с помощью использования данной методики варьируются от определения того, что руководитель не соответствует требованиям управленческой деятельности, до такой характеристики, как «эффективный руководитель». В зависимости от количества набранных при проведении исследования баллов выделено 7 уровней эффективности управленческой деятельности руководителя.
В исследовании эффективности управленческой деятельности заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя приняли участие 25 членов педагогического коллектива образовательного учреждения: 21 воспитатель, педагог — психолог, учитель — логопед, музыкальный руководитель, социальный педагог.
После проведения обработки ответов респондентов, принимающих участие в исследовании, было выявлено, что 39% опрошенных считают, что эффективность работы заведующего детским садом № 11 недостаточна, 45% участников опроса считают управленческую деятельность руководителя эффективной, 8% считают работу своего руководителя мало полезной для данного дошкольного образовательного учреждения, другие 8% думают, что у заведующего еще есть возможность повысить свою эффективность работы в детском саду.
Для повышения эффективности управленческой деятельности руководитель руководителю необходимо знать психологические и моральные особенности каждого подчиненного, социально — психологические характеристики отдельных групп и всего коллектива в целом, осуществлять управляющее воздействие на подчиненных в целях создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе [9].
Для этих целей руководитель применяет социально-психологические методы, которые являются совокупностью специфических способов воздействий на межличностные отношения и связи, которые возникают в трудовых коллективах, на протекающие в них социальные процессы. Такие методы основываются на использовании моральных стимулов к труду, на использовании психологических приемов для превращения административного задания во внутреннюю потребность самого работника [20].
Для диагностики социально — психологического климата в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя использовалась модифицированная экспресс-методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе, разработанная О.С. Михалюком и А.Ю. Шалыто (Приложение Д).
Данная методика направлена на изучение социально-психологического климата в коллективе, при использовании которой климат расценивается в качестве социально обусловленной, относительно устойчивой системы отношений членов коллектива к коллективу в целом, как к единой устойчивой системе. Опросник для проведения данного исследования состоит из 8 групп вопросов, каждая из которых включает в себя по три вопроса, помогающих респонденту определить степень комфортности пребывания в данном коллективе для себя лично, и позволяет оценить социально-психологическую обстановку коллективе. Для ответа на каждый вопрос необходимо внимательно ознакомиться с вариантами ответов и выбрать наиболее соответствующий для участника опроса. В три балла оценивается положительный ответ. Респондент получает два балла, если не знает, как ответить на вопрос или утверждает, что не задумывался над этим. Один балл присуждается при отрицательном ответе. Затем, после суммирования полученных баллов, определяется психологическая атмосфера в коллективе: от благоприятного до совершенно неудовлетворительного климата в коллективе.