Организация — это сложная система, неотъемлемой частью которой является руководство, которое координирует ее действия, гарантирует ее целостность, сохранение и развитие, степень взаимодействия с внешней средой и, в конечном итоге, достижение поставленных целей.
Успех и эффективность организации напрямую зависят от менеджера, который будет руководить работой других и нести личную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, которые начинают заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В этом документе будут рассмотрены различные стили лидерства, область управления, которая имеет большое значение в менеджменте. Действительно, выбранный стиль руководства будет определять мотивацию сотрудников, их склонность к работе, уровень и качество производительности, дисциплину, взаимоотношения в команде и многое другое.
Цель данной работы: дать сравнительный анализ стилям руководства. Задачи:
1. Подумайте, кто такой менеджер и какими качествами он или она должны быть одарены для эффективного руководства.
2. Рассмотреть факторы формирования стилей.
3. Рассмотрим классификацию стилей лидерства, их характеристики, достоинства и недостатки.
Объектом исследования являются стили руководства.
Предмет исследования: теория и практика стилей лидерства, их достоинства и недостатки.
Управление – это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни управления человеческими ресурсами уходят корнями в историю человеческого общества. Сегодня вряд ли кто-то скажет, когда именно зародилась наука об управлении. Менеджмент существовал там, где люди работали группами. Прежде чем стать независимой наукой, человечество накопило управленческий опыт за тысячи лет. Сократ одним из первых охарактеризовал менеджмент как особую сферу деятельности. Он проанализировал различные формы управления, на основе которых провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм правления, он сделал попытки разграничить функции правительства. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками. С тех пор наука управления вобрала в себя множество теорий, экспериментов и исследований на протяжении многих веков. Стили руководства, как теоретическая основа, были разработаны многими исследователями, такими как, Л.К. Аверченко, Г.М. Андреева, Д. Кейси, Р.Л. Кричевский, Э. Мэйо, Ф.У. Тейлор, К. Левин и др.
Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление
... Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью. Лидерство - это не новый стиль лидерства, ... лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, ... лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных ... понимать особенности психологии человека, ... добродетели сами по себе ...
Проблема с исследованиями в том, что в реальной жизни стили лидерства не соответствуют теоретической базе, так как все люди разные, что создает трудности при выборе того или иного стиля лидерства. Человек — это не машина, которой можно управлять, просто нажав одну или две кнопки. Прежде всего, человек есть личность, поэтому он требует определенного подхода и уважения.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что они позволяют оценить стили лидерства и их эффективность в деятельности организации. Так как от выбранного менеджером стиля будут зависеть внутренняя среда организации, установленные в ней порядки, отношения между руководителем и подчиненными, отношения непосредственно между работниками, правильная организация труда, дисциплина, эффективность принимаемых менеджером решений, что на выходе отразится на качестве и количестве выпускаемых организацией товаров и услуг.
Менеджер и эффективное руководство
«Маркс К. Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или в меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей … Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр же нуждается в дирижере»1.
Поэтому, именно совместная деятельность людей требует руководителя, члена организации, осуществляющего управленческую деятельность и решающего управленческие задачи. В конце концов, именно он руководит работой других и берет на себя личную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер должен навести порядок и согласованность в проделанной работе, для этого ему необходимо детально и со временем разрабатывать свои действия, планировать привлечение ресурсов для обеспечения эффективного функционирования организации и развивать поведение. Менеджер также должен учитывать возможные изменения во внешней среде, которые могут повлиять на текущие цели организации и потребовать некоторого риска для выхода из этой ситуации. Поэтому дальновидность и гибкость ума становится неотъемлемой частью набора тех качеств, которыми должен обладать каждый руководитель.
Конечно, каждого лидера следует уважать среди подчиненных. Ему нужно верить в себя, он должен быть ответственным и надежным человеком, так как неизбежно становится примером среди подчиненных. Кроме того, руководитель задает определенную атмосферу в коллективе, это может быть атмосфера доброжелательности, деловой активности, стабильности или наоборот, нервозности, недоверия, напряжения. Чтобы создать благоприятную внутреннюю среду для коллектива, лидеру необходимо умение работать с людьми, что требует определенных знаний в области психологии и педагогики.
обязан быть эмоционально уравновешенным
Эффективный руководитель,
возраст не может стать ни помехой, ни преимуществом для осуществления эффективного руководства.
«С каждым годом меняются требования к качествам руководителя. То, что было важным несколько десятилетий назад, теперь устарело или отошло на второй план. Так, например, если в СССР главными требованиями были возраст, образование и принадлежность к правящей партии, то на данный момент это отнюдь не главное. Поэтому интересно сравнить, как менялись приоритеты при выборе лидера с годами2.
Таблица 1
1975 г. |
1985 г. |
1995 г. |
Личные достижения | Предприимчивость | Лидерство |
Личные связи | Компетентность | Эффективность руководства |
Лояльность | Лидерство | Видение перспектив |
Предприимчивость | Эффективность руководства | Достижение согласия |
Лидерство | Приспособляемость | Предприимчивость |
Способность к анализу | Способность к анализу | Гибкость в смене роли |
Решительность | Восприимчивость | Восприимчивость |
Эффективность руководства | Видение перспектив | Гибкий стиль |
Видение перспектив | Решение проблем | Способность к анализу |
Восприимчивость | Социальная коммуникабельность | Решение проблем |
Для выполнения всех функций управления менеджер должен выбрать наиболее эффективный стиль руководства, то есть систему методов воздействия на подчиненных для реализации полного потенциала коллектива.
Факторы формирования стилей
«Стиль руководства
Главной особенностью эффективности лидерства является стиль управления, который руководитель использует в своей работе. Стиль лидерства связан с определением типовой системы деятельности лидера, которую он использует в работе с людьми, которая проявляется в отношении людей, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации командной работы.
субъективный элемент стиля
Стиль лидера может меняться в зависимости от преобладающих характеристик и потребностей команды, а также стиля работы подчиненных от интеллекта и культуры лидера. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля дополняют друг друга и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.
«Анализ теоретических и практических исследований позволяет выявить основные элементы, формирующие тот или иной стиль управления руководителя:
- Распределение полномочий;
- Установление ответственности;
- Характер процесса принятия управленческих решений;
- Используемые методы руководства;
- Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;
- Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;
- Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;
- Отношение к нововведениям;
Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»4
Лидер каждой организации применяет только свой неповторимый стиль. Учитывая большое количество факторов и условий, его стиль приобретает определенную направленность и содержание. Рассмотрев вышеперечисленные факторы, можно сделать вывод, что стиль — это, прежде всего, социальное явление, поскольку в нем заложены убеждения лидера, поведение подчиненных и морально-психологическая атмосфера организации.
Стили руководства и их особенности
«Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально это означало жезл для письма на восковой доске, а позже использовалось в значении «почерк». Таким образом, можно предположить, что стиль руководства — это своеобразная «прописка» в действиях менеджера »5.
«Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998).
Более общее определение стиля фокусируется на том, как человек взаимодействует с миром, как объективным, так и социальным. Вы можете связать стиль с конкретными формами жизни, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как стабильную и целостную модель индивидуальных и личных проявлений человека через предпочтительную форму взаимодействия с социальной и объективной средой. Общим для существующих представлений о стиле является упор на стабильность и целостность человеческого поведения и деятельности в определенных условиях окружающей среды. Лидерство и менеджмент — особые формы профессиональной деятельности, требующие адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и целостных систем управления и методов лидерства, определяемых личностью».6
Возникновение понятия «Стиль руководства»
демократический (коллегиальный);
попустительский (разрешительный, либеральный)»7
Стиль руководства — это способ менеджера управлять подчиненными для достижения удовлетворения от работы. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:
Позиция лидера – вне группы,, Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, Х Дугласа МакГрегора,
Менеджер упрощает цели, разбивает их на более мелкие, ставит каждому подчиненному отдельную задачу, что позволяет легко контролировать их выполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и эффективно.
считается оправданным в кризисной ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.
Демократический (коллегиальный) стиль руководства
сознательно децентрализует свою власть
поощряет инициативу
теорию Y Дугласа МакГрегора,
Обычно используется демократический стиль управления, когда художники хорошо разбираются в своей работе, могут подходить творчески, со всех сторон и привносить новизну.
Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль руководства.
руководитель находится в роли консультанта и эксперта
Такой стиль руководства оправдан, если в команде работают высококвалифицированные специалисты, выполняющие творческую или индивидуальную работу.
«Популярна графическая интерпретация стилей руководства (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих стилей: