Организация муниципального управления

Дипломная работа

дипломной работы обуславливается тем, что в нашей стране идет становление местного самоуправления как института народовластия и все вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.

Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизни, одной из форм консолидации и распространения существующих и приобретенных знаний.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления. Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационная поддержка органов местного самоуправления в настоящее время является одной из самых актуальных задач и одновременно одной из самых сложных. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, в последнее время значительно увеличился поток информации как за пределами отрасли, так и внутри нее. Во-вторых, из-за постоянной потребности в повышении эффективности управления растет потребность в улучшении обработки информации. Все это вместе заставляет искать новые пути и средства организации обработки информационных потоков.

Общие понятия по этой теме закреплены в Законе Российской Федерации «Об информации, компьютеризации и защите информации».

Цель данной работы — показать развитие информационной системы местного самоуправления в городе Нижнем Новгороде.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

  • определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
  • показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
  • рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

1.1. Определение, сущность и значение информации.

Философский словарь определяет термин «информация» как «некоторая информация, совокупность любых данных, знания». Научное понятие информации в значительной степени абстрагируется от содержания сообщения, принимая его количественный аспект. Так вводится понятие количества информации. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и обработки информации .

8 стр., 3639 слов

Место муниципального управления в системе управления экономикой

... значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.[12] В настоящее время имеется около 200 определений содержания понятия “управление ...

В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы. Математическое выражение для информации идентично выражению для энтропии, взятому с противоположным знаком. Подобно тому, как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, информация дает меру ее организации.

В частности, можно сказать, что информация — это средство организации и регулирования частной и общественной жизни, одна из форм консолидации и распространения существующих и приобретенных знаний.

Под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д.

Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).

А информация — один из основных элементов социального управления. «…Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, как следствие, результаты их реализации» .

Таким образом, информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления. По существу все управленческие процессы — это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое главное, в управлении в целом и в муниципальном управлении в частности взаимодействие происходит не со всей информацией, а только с тем, что непосредственно необходимо для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация

Как научная категория информация в управленческих структурах характеризуется радом признаков (свойств), к числу которых относится:

  • известная самостоятельность данных;
  • возможность их многократного использования, сохранения у передающего или получающего субъекта;
  • пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счёт изживания дублирующей, повторной и параллельной информации;
  • доступность математического анализа;
  • системность, коммуникативность.

Информация, циркулирующая в муниципальной администрации, неоднородна и разнообразна. Это может относиться к экономической, социальной, социальной среде. Информация этого типа также имеет автономную ценность для подчиненных структур управления, когда они действуют в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Необходимые сведения могут содержаться в законах, иных нормативных актах, письмах, справках, сводках, обзорах, юридических решениях и т.д. Эта информация, будучи собранной, систематизированной и преобразованной в удобную для использования форму, играет исключительную роль в управлении.

2 стр., 803 слов

Предисловие. Основы управления в правоохранительных органах

... судебных органов. Таким образом, управление в правоохранительных органах — это создание руководителями органов условий для осуществления эффективной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). На характер управления влияют политические и экономические, правовые и технические, социальные ...

Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а так же природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени соотношения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.

Например, информацию разделяют на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем).

В системе управления рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности принятия соответствующего управленческого решения.

При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), на второе – для должностных лиц. В то же время рекомендуется, чтобы информация, заслуживающая особого внимания, направлялась параллельно или по всем направлениям двум или трем самозанятым работникам, чтобы обеспечить более активный анализ и оценку.

Эти подходы к проблеме систематизации управленческой информации, несмотря на их разную направленность и определенную обособленность, могут быть полностью перенесены на деятельность всех структур управления. Классификация информации в муниципальных органах должна осуществляться с учетом всех характеристик, характеристик, признаков, присущих различным ее видам. Конечно, классификация должна быть единой, целостной и основываться на комплексном и системном подходе. Это предполагает выделение в рассмотрение всех возможных типов и типов социальной и управленческой информации. Классификация также должна быть ориентирована на всестороннее изучение вопросов регулирования и управления. Только в этом случае можно говорить об эффективной информационной доступности всех муниципальных органов власти.

Информацию в структурных подразделениях органа муниципального управления можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • функциональному назначению и характеру деятельности структурных подразделений;
  • отношению сообщения к субъекту, управляющему структурным подразделением;
  • типу связи структурного подразделения и внешней среды.

Выделил информацию, циркулирующую в реальном времени, и обратную связь между функциями органа управления, функциями и самим органом управления, между функциями и внешней средой. Анализируются взаимосвязи между органом управления и СМИ, органами государственной власти и т.д.;

  • отношению к целевой функции структурного подразделения. Из всего объема пришедшей в подразделение информации необходимо выделить ту, которая наиболее полно соответствует его целям и задачам;
  • логическому содержанию.

Информация структурного подразделения может подразделяться на три самостоятельных подмножества: о субъектах органа управления, объектах его управленческого воздействия (муниципальных предприятиях, организациях, гражданах и т.д.) и присущих им свойствах и отношениях;

2 стр., 932 слов

Повышение эффективности управления муниципальным имуществом города Бердска

... совершенствованию системы управления муниципальным имуществом района. Объект исследования - процесс управления муниципальным наследием. Предмет исследования - указания по совершенствованию управления муниципальным строительным комплексом города. Проблемой исследования является противоречие между необходимостью целенаправленного повышения эффективности управления муниципальным наследием и ...

  • физической форме представления (устный доклад, сообщение на бумаге в виде текстов, анкет и т.д., поступления по электронной почте, факсу, из информационных систем, на дискетах и т.д.);
  • процедуре преобразования (вероятностные, социологические, моделирующие, вычислительные и т.д.);
  • степени преобразования (основная или вновь поступающая, обработанная в аналитические и прогнозные записки, сгруппированная в информационные еженедельники и бюллетени и т.д.).

Информация и ее потоки в муниципальном управлении могут разбиваться также в зависимости от источников (население, муниципальные предприятия и организации, вышестоящие государственные органы и т.д.), качественного содержания (вычисление ценной по содержанию информации, от которой зависят управленческие воздействия, исходящие от структурных подразделений), количественных характеристик (целесообразно выделить вероятностные, семантические и иные меры информации, используемые при управленческом регулировании и обеспечении других управленческих потребностей).

Подобная классификация весьма относительна. Все виды информации взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, трансформируются друг в друга. Одна и та же информация порой выступает в различных видах. Он может усложняться и изменяться, иметь многоступенчатую структуру, а отдельные группы, выделенные в рамках основного классификационного признака, могут быть далее разделены на подгруппы по определенным мотивам и свойствам. Кроме того, не всегда возможно четко дифференцировать информацию об определенных мотивах и характеристиках и, таким образом, свести ее к классам. Эта работа усложняется, если в процессе обобщения и классификации используются электронные вычислительные технологии.

В целом классификация позволяет получать ценные сведения об информации, содержащейся в структурных подразделениях муниципального аппарата, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы муниципального управления и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. Без полных данных о наиболее важных свойствах и характеристиках информации невозможно ее оптимизировать, чтобы обеспечить заданную точность, надежность и эффективность использования.

Информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли муниципального органа в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных муниципальных органов (объем и содержание управленческой информации призваны корригировать с компетенцией муниципальных органов); во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (муниципальное управление во многом существует для исполнения законов на муниципальном уровне, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений); в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных муниципальных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

  • а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие муниципальные органы и муниципальных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);

6) обращения граждан в муниципальные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

  • в) обязательные указания вышестоящих (государственных) органов, подлежащие исполнению нижестоящими (муниципальными) и обеспечивающие реальность муниципального управления (директивная управленческая информация);
  • г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах муниципального управления);

— д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве муниципальных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

Об этих последних источниках следует рассказать более подробно, так как они предполагают заблаговременную разработку соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного поведения конкретных муниципальных структур и должностных лиц.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов или подчиненных управляющих компонентов, появляются сомнения в возможностях достижения поставленных целей, особенно если речь идет о взаимосвязанной, кооперированной деятельности множества людей, становится явной необходимость в изменении заданных целей и параметров деятельности. Эта ситуация порождается диалектикой жизни, вечным несоответствием между стабильностью и изменением, старым и новым. В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда «оттяжки» и некорректности в разрешении проблем.

Конфликтная ситуация, заключающаяся в возникновении противоречий, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование для этого специальных форм и методов. Эта информация направлена ​​на обеспечение объективного подхода к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, мнения независимых экспертов, достоверное знание позиций и мнений сторон конфликта, разумное участие действующих правовых норм. Важнейшими в разрешении конфликтных ситуаций являются устранение причин противоречий, разногласий, коллизий и внесение их в русло позитивных отношений и компромиссов, а также создание гарантий для преодоления конфликта и предотвращения его в будущем.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, которая возникает при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, провоцируется организованной преступностью, муниципальные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов. Но и здесь нужно стремиться получить как можно больший объем достоверной первичной информации, собранной как бы вольно, так что и решения, и действия будут более точными и адекватными ситуации.

Все источники управленческой информации необходимы для хорошего муниципального управления. В каждом муниципальном органе и по каждой муниципальной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел», обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.

В то же время вся управленческая информация, из любого источника и от того, кто делает ее носителем, обязательно должна отвечать требованиям актуальности, надежности, достаточности, доступности и достоверности.

Актуальность означает, что собранная информация является свежей, отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает возможности информации.

Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Его получение — очень сложный познавательный и аналитический процесс, требующий привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

Достаточность свидетельствует, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация имеется, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Загромождение информации различными узкоспециализированными терминами или редко используемыми иностранными словами затрудняет понимание и практическое использование информации.

1.2. Понятие информационной системы муниципального управления.

Если говорить, в общем, то информационная система муниципального управления предназначена для удовлетворения потребности пользователей в информации, необходимой для осуществления деятельности муниципальной органов власти и управления в сферах, определенных актами законодательства или иными нормативными правовыми актами. А правовой режим определяется системой прав, обязанностей и ответственности в сфере его создания, использования и актуализации (сопровождения).

Информационное обеспечение муниципального управления — это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией. К пользователям информацией относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им фактографической, документальной, аналитической и другой информацией и пользующиеся ею. Такими общепринятыми СМИ являются системы информационного обеспечения различных классов и типов, СМИ телерадиокомпаний и СМИ.

Муниципальное управление реализуется муниципальными органами. Как для заказчика, так и для разработчиков систем информационного обеспечения наибольшие методологические трудности возникают при детализации именно этой концепции для конкретного муниципального органа и определения составляющих его процессов и процедур. Объясняется это тем, что, хотя функции и компетенции конкретных органов власти определены Конституцией, законами и другими нормативными актами, они формулируются, как правило, на достаточно общем языке концептуального уровня. В основе концепции информационного обеспечения муниципальных властей и менеджмента лежит идея представить их как развивающиеся операционные системы.

Деятельность этих органов представляет собой совокупность логически взаимосвязанных массовых действий — операций, направленных на выполнение возложенных на них функций. Таким образом, это действительно оригинальные операционные системы, которые реализуют класс операций, управляемых календарем, семантика которых определяется компетенцией компетентных органов. Операции всегда направлены на достижение как стратегических целей муниципалитета в целом, так и целей нижних уровней, гарантирующих решение стратегических задач. Операции должны быть упорядочены во времени, последовательности их выполнения и составу участников — властных органов, других юридических и физических лиц. Муниципальное управление — это процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение определенных целей. Цели описаны в алфавитном порядке с указанием желаемых состояний муниципалитета и его составных частей. именно для осуществления деятельности муниципальных органов власти требуется соответствующая информация и ее обслуживание. Отсюда следует важный вывод о том, что эффективность информационного обеспечения муниципальных властей и менеджмента необходимо определять через показатели качества муниципального управления.

В стране созданы значительные объемы информационных ресурсов различных типов и классов. Так, в разрезе отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, видов деятельности насчитывается порядка 800 тыс. баз данных различного назначения. Однако, что касается информационного обеспечения связей муниципальной администрации, этим вопросам уделяется недостаточно внимания. Именно разработка этих направлений способна, как нам представляется, дать значительный эффект и действительно улучшить положение дел.

Проблемы информационного обеспечения органов власти и управления можно рассматривать в контексте различных этапов и направлений создания, использования, организации и развития. Ниже представлены схемы некоторых подходов (рис. 1 и 2).

Организация муниципального управления 1

Рисунок 1. По видам органов муниципальной власти.

Организация муниципального управления 2

Рисунок 2. По видам нормативных правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере.

Сфера правового регулирования информационного обеспечения администрации муниципального образования должна охватывать весь жизненный цикл «проектирование — строительство — эксплуатация — замена». Последний этап замены характеризуется процессами обновления. Стратегии замены завода возможны на основе критерия интегральных операционных затрат или на основе переоценки.

1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления

Политика информационной поддержки должна проводиться по многим смежным направлениям, в первую очередь Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать программы в области информационной поддержки граждан, государства и общества.

Следует законодательно закрепить ряд прав органов муниципальной власти и управления в рассматриваемой сфере, одно из них — право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.

Прежде чем формировать такие программы, органы муниципальной власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Осуществление этого права осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, компьютеризации и защите информации».

Обязанности органов муниципальной власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:

  • формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;
  • выдавать информацию из муниципальных ресурсов другим муниципальным органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе муниципального управления;
  • сохранять и поддерживать муниципальные информационные ресурсы в актуальном состоянии;
  • обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании муниципальных информационных ресурсов.

В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:

  • отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа муниципального управления,
  • несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;
  • предоставление органам муниципального управления недостоверной и некачественной информации,
  • нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны;
  • порча или утрата документов;
  • сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз,
  • недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ,
  • нарушение прав интеллектуальной собственности на информацию,
  • неустановление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом,
  • создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения,
  • нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления,
  • нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом,
  • нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;
  • нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет.

Финансирование и экономическое регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»), если речь идет об органах муниципального управления. Но системы, сети и технологии, поддерживающие информацию, могут принадлежать частным лицам и корпорациям, государству. В этом случае имущественные и отцовские права регулируются Федеральным законом «Об информации, компьютеризации и защите информации».

В процессе деятельности используются современные электронные системы и средства для коллективного анализа и обсуждения принимаемых решений. Это относится, например, к заседаниям органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с использованием средств отображения результатов голосования. Поэтому и здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:

  • информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;

— информационное обеспечение оперативной деятельности органов муниципального управления с использованием электронных систем для перевода с одного языка на другой должно сертифицироваться и лицензироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения требуемой оперативности и достоверности приема, передачи и представления информации органам муниципального управления должны применяются электронная цифровая подпись, электронное визирование документов.

Надо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования, а тем более такого крупного как Нижний Новгород, настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением администрации города Нижнего Новгорода.

2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода.

Все информационные потоки можно разделить на два вида: внешние и внутренние.

К внешним относится информация, циркулирующая между населением, сторонними организациями и администрацией.

Ко внутренней относится документооборот администрации (см. рис. 3), информационные массивы, статистическая информация и т.д.

Надо отметить, что информация может быть двух видов – необработанная и обработанная. Скажем, информация, поступающая от населения, является первичной, необработанной, а внутренняя или, например, статистическая информация – чаще всего уже имеет определенную структуру и формат, что позволяет ее легче формализовать и быстрее обрабатывать. При этом она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к информации (см. Гл.1, пп.1.1.).

Получаемая информация накапливается, обрабатывается и становится информационным ресурсом, включаемым в общую информационную систему, а структура-накопитель – владельцем информационного ресурса. При этом возникают две большие проблемы: возможность поиска необхоОрганизация муниципального управления 3 димой информации и возникновение избыточности информации.

Рисунок 3. Основные информационные потоки.

Рассмотрим основные информационные потоки и ресурсы.

Информационные потоки.

Перечислим виды, источники и получателей информации, поступающей в администрацию города:

От населения – поступает в первичные отделы районных администраций и администрации города:

  • письма;
  • жалобы;
  • заявления;
  • обращения.

От организаций и предприятий – поступает в профильные отделы районных администраций, откуда затем после обработки отправляется в соответствующий профильный департамент администрации города:

  • социальная – информация о различных слоях населения (военнослужащих, пенсионерах, несовершеннолетних);
  • экономическая – информация о ценах, налогах, финансово-экономическом положении предприятий, статистическая;
  • юридическая, правовая – законы, указы, постановления, распоряжения, письма и циркуляры;
  • организационная – письма, обращения и т.д.;
  • справочная – реестры, справочники, перечни.

Информационные ресурсы.

Информация, поступая в те или иные отделы, подразделения, накапливается там, определенным образом обрабатывается и структурируется, образуя информационные ресурсы .

В силу естественных объективных причин ресурсы являются распределенными, формируясь в различных подразделениях администрации.

Далее следует понимать, что при обработке часть информации остается на бумаге, часть переводится в электронный вид, некоторая часть особо ценной информации существует в обоих видах.

Такие логически связанные структуры информации мы будем называть базами данных (БД) .

Структуры, хранящие и обрабатывающие базы данных, неизбежно вынуждены обеспечивать актуальность информации, т.е. регулярно ее обновлять и корректировать. Такие структуры мы будем называть источниками информационных ресурсов.

Кратко перечислим основные информационные ресурсы и их источники.

В районных администрациях – базы данных «Население района», «Пенсии», «Пособия», «Социальная помощь», «Кадры», «Реестр муниципальных служащих», БД ГАС «Выборы», «Защита прав потребителей», «Мониторинг рынка», «Региональная статистика» и т.д.

В департаментах и муниципальных учреждениях:

1. Во всех – «Реестр муниципальных служащих».

2. Департамент организационно-правовой работы – «муниципальные учреждения и предприятия города Нижнего Новгорода».

3. Департамент экономики, промышленности и планирования – «Паспорт инвестиционных проектов по промышленным предприятиям г.Н.Новгорода», БД статистики «Финансы», «Промышленность», «Строительство и инвестиции», «Потребительский рынок», «Цены», «Рынок труда», «Уровень жизни», «Социальная статистика», «Демография», «Заявки по комиссии инвестиционной политики и земельным отношениям».

4. Департамент здравоохранения – «Российский Государственный медико-дозиметрический регистр», «государственный регистр больных сахарным диабетом», «Вакцинопрофилактика детей и взрослых», «Поликлиника», «Статистика».

5. Департамент по социальной защите населения – «Социальный паспорт г.Н.Новгрода», «Основные средства», «Медицинское страхование», «Коллективные договора», «Информация о задолженности по выплате пособий».

6. Управление архитектуры и градостроительства – «Границы города и административных районов», «Улицы г.Н.Новгорода», «Дома и объекты строительства», «Земельные участки, закрепляемые в аренду, бессрочное пользование, собственность», «Памятники архитектуры», «Водоохранные зоны».

7. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами – «Объекты недвижимости».

Данный список можно продолжать и дальше, но здесь отмечены все основные базы данных, которые формируются в структурных подразделениях администрации.

Так же используются в работе информационные ресурсы таких организаций, как Комитет государственной статистики Нижегородской области, Налоговая инспекция по Нижнему Новгороду, Управление внутренних дел по Нижегородской области. Эти организации в рамках соглашений предоставляют необходимую информацию о населении и предприятиях, расположенных на территории Нижнего Новгорода.

2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации.

Быстрый рост количества информации, особенно начиная со второй половины 20 века, стал приводить к заметному замедлению и ухудшению работы с ней. Возникла необходимость более качественной обработки, передачи и более быстрого поиска информации. В это же время происходит бурное развитие научно-технического прогресса и, как одной из его составляющих, информационных наук и технологий.

Это дало возможность принципиально по-новому подойти к проблеме хранения, обработки и передачи информации, особенно ее больших массивов с помощью электронно-вычислительных устройств.

В настоящее время эти технологии очень широко используются, в том числе, и при обработке информации, используемой в муниципальном управлении.

В администрации Нижнего Новгорода автоматизацию обработки, хранения и передачи данных начали внедрять около 8 лет назад. Первоначально задача сводилась к печати и хранению распорядительных документов. Сегодня это огромные массивы данных по самым различным направлениям.

Описание средств автоматизации обработки информации.

Ввод и вывод информации. Обработка.

Основное средство ввода информации – персональный компьютер на базе IBM PC . Сейчас в структурных подразделениях администрации города и муниципальных учреждениях используется более 1000 единиц техники. Так же для более быстрого ввода дополнительно используют устройства оптического ввода информации – сканеры и цифровые фотокамеры. Сейчас их используют в городском архиве и управлении архитектуры и градостроительства.

В качестве устройств вывода используют принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры.

Отдельно надо сказать об используемом программном обеспечении.

Вначале работа с информацией осуществлялась только с помощью стандартных программ: текстовых редакторов, электронных таблиц и систем баз данных. С увеличением и усложнением задач возникла необходимость создания специализированных программных комплексов, так называемых автоматизированных систем обработки информации (АСОИ), систем управления баз данных (СУБД) и автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Разработкой и внедрением таких комплексов в рамках аппарата администрации занимается департамент информационно-аналитической работы.

Это такие СУБД как «Несовершеннолетние», «Учет жилья», «Жалобы», «Несовершеннолетние»; АИС «Штатное расписание», «Реформирование жилья», «Ветхий фонд», «Контроль», «Кадры» и т.д.

Хранение и передача информации.

Первоначально информация и хранилась на персональных машинах, а передавалась с помощью малоёмких носителей типа гибких дисков. С увеличением её объёма возникла как потребность в более быстром доступе, так и в централизованном хранении.

В настоящее время в зданиях администрации города и районных администраций компьютеры соединены в локальные вычислительные сети (ЛВС), а основная масса информации хранится на выделенных серверах – специальных компьютерах, предназначенных для этих целей. Доступ к информационным ресурсам осуществляется через ЛВС, что заметно уменьшает время доступа к данным, экономит ресурсы персональных компьютеров, и, что немаловажно, предотвращает дублирование информации.

На нынешнем этапе развития телекоммуникационных систем администрации только некоторые удаленные подразделения (т.е. находящиеся в разных зданиях, такие, например, как администрации районов, департаменты транспорта, социальной защиты, образования некоторые другие) соединены высокоскоростными информационными линиями. Остальные осуществляют передачу и прием информации через Интернет по коммутируемым каналам.

Информационное обеспечение населения.

Параллельно с решением задач информационного обеспечения структурных подразделений администрации начата работа и с населением.

Конечно, население получало и получает информацию (ответы на письма, жалобы, обращения) на бумажных носителях и сейчас, но потребность в получении информации постоянно растет. Как первый этап, в здании администрации Нижнего Новгорода открыт бесплатный доступ для населения в сеть Интернет, что позволяет гражданам быстро получать, в частности, законодательные акты и иные нормативные документы.

Другой пример эффективной работы с населением – это ввод в действие так называемого «Именного пейджера». Люди получили возможность информировать власть о своих проблемах напрямую, минуя долгий канцелярский путь.

Огромный объем накопленной в муниципальных структурах информации и быстрый рост внедряемых технологий в информационное обеспечение муниципального управления Нижнего Новгорода привел к возникновению принципиально новых задач – задач по планированию и координации дальнейшего развития информационного обеспечения.

Эти задачи призвана решить принятая в администрации Нижнего Новгорода Концепция информатизации, в которой заложены основные шаги по дальнейшему развитию.

Распоряжением Администрации г.Н.Новгорода от 09.06.2000г №1802-р, в целях реализации функций управления процессом информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода, организационного и научно — технического обеспечения разработок информационных систем, исключения дублирования работ по созданию функциональных программных средств и проведения единой технической политики, повышения уровня знаний, тиражирования программных решений в другие регионы Российской Федерации, утверждена «Концепция информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода».

Оценивая информатизацию как процесс, способствующий росту эффективности в производственной, социальной, коммерческой и управляющей сферах жизнедеятельности общества, органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, в соответствии с Концепцией, будут проводить политику направленную на:

  • создание в городе единого информационного поля как части информационного пространства Нижегородской области и Российской Федерации;
  • информатизацию деятельности органов местного самоуправления города;
  • расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;
  • содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем;
  • предоставление гражданам муниципальных информационных услуг, обеспечение конституционного права на информацию;
  • содействие хозяйствующим субъектам в создании корпоративных информационных систем и информатизации производственной и коммерческой деятельности;
  • поддержку предприятий и организаций , специализирующихся в сфере информационных технологий;
  • регулирование деятельности монополистов и формирование конкурентной среды на рынках информационных услуг и услуг связи.

Для реализации этой политики будет формироваться муниципальный заказ на специализированные информационные услуги (для предпринимательства, молодежи, рынка труда и др.).

Фирмам, зарегистрированным на территории города Нижнего Новгорода, будет предоставляться приоритетное право на участие в выполнении муниципального заказа, оказании услуг для органов местного самоуправления.

Содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем будет осуществляться как в форме методической помощи по разработке проектов информационных систем, баз данных, вычислительных сетей и т. п., так и в форме бесплатного предоставления готовых решений и доступа к городским информационным ресурсам.

Информатизация деятельности органов местного самоуправления будет направлена на повышение эффективности принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий. При создании информационных ресурсов для обеспечения деятельности органов местного самоуправления будет предусматриваться возможность их двойного применения — для непосредственных нужд граждан и хозяйствующих субъектов.

Основной целью информатизации является создание на территории города единого информационного поля, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.

Единое информационное поле имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории города. В соответствии с группировкой этих субъектов следует рассматривать следующие компоненты информационного поля как системы отношений:

  • подсистема информационно — справочного и аналитического обслуживания органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;
  • подсистема информационно — справочного обслуживания граждан;
  • подсистема информационно — справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов.

Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонент, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонент (информационные и коммуникационные ресурсы).

Наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного поля города является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города. Данную задачу можно решить путем максимального использования возможностей существующих информационно -вычислительных систем (далее — ИВС) представительных и исполнительных органов (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных), а также путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений.

3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции.

Целью Концепции является разработка Программы построения интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города.

Интегрированная система информационного обеспечения органов местного самоуправления города должна строиться в соответствии с требованиями Устава города Нижнего Новгорода и законов Российской Федерации. В тоже время, она должна быть представлена как системообразующая часть единого информационного поля региона и создавать инфраструктурные и другие предпосылки для формирования подсистем информационного пространства.

Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города планируется путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих информационно — вычислительных систем органов местного самоуправления. Разработка такой системы должна базироваться на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) городских инфраструктурных компонентов (системы информационных ресурсов, информационно — коммуникационной системы и единого организационно -экономического механизма управления и ведения работ по информатизации).

Достижение этой цели требует скоординированного проведения работ по ряду направлений.

Все задачи по реализации Концепции информатизации органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода могут быть условно разбиты на две большие группы:

  • собственно производство, обработка и доставка информации, информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений;
  • создание и сопровождение программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.

Формирование функционально полной интегрированной информационной системы.

Существующая система органов местного самоуправления города является многоуровневой территориально — распределенной системой органов местного самоуправления, связанных как традиционными (бумажными) информационными технологиями по сбору и обработке информации, так и электронными средствами обработки информации, возникающей на территории города, а также по ее обмену и использованию. По аналогии и интегрированная система информационного обеспечения органов управления городом должна строиться как многоуровневая сетевая система коллективного пользования, предназначенная для информационно -аналитического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Выделяются 9 основных функциональных блоков:

  • управление социально-экономическим развитием города;
  • управление сферой материального производства;
  • управление финансово-кредитным комплексом;
  • управление потребительским рынком;
  • управление социально-бюджетным комплексом;
  • управление муниципальным имуществом;
  • управление общественной безопасностью;
  • учрежденческая деятельность исполнительных органов местного самоуправления;
  • управление информационной средой.

Проведенный анализ информационных потребностей функциональных блоков показал, что они имеют значительные пересечения (около 65%) и, следовательно, схема, при которой автоматизированной системе каждого органа местного самоуправления приходится индивидуально обеспечивать сбор и хранение всей необходимой ему информации, имеет значительную избыточность. В то же время, большая часть задач подсистем функциональных блоков уже реализуется информационно — вычислительными системами различных органов местного самоуправления. Исходя из этого, создание функционально полной системы на основе интеграции существующих ИВС эффективнее осуществлять путем:

  • проведения анализа на полноту реализации существующими ИВС функций соответствующего блока;
  • обеспечения оперативного информационного взаимодействия как между различными ИВС внутри каждого блока, так и между отдельными блоками и внешними абонентами;
  • модернизации существующих (ведомственных, отраслевых и территориальных) или создания новых функциональных ИВС для реализации отсутствующих функций системы.

Основным принципами формирования функционально полной системы являются:

  • поэтапная, сбалансированная эволюция интегрированной системы с контролируемыми капиталовложениями на каждом этапе, при обеспечении практических результатов для конечных пользователей на каждом этапе;
  • обеспечение однократности ввода информации в точках ее порождения, а также коллективного и многократного ее использования;
  • минимизация дублирования функциональных задач обработки информации путем определения подсистемы, ответственной за ее реализацию и обеспечение всех потребителей других подсистем;
  • унификация и стандартизация задач и подсистем функциональных блоков и протоколов их информационного взаимодействия в однотипных системах одного иерархического уровня;
  • организация информационного обеспечения и взаимодействия на основе формирования единой системы информационных ресурсов и использования единой системы информационно — телекоммуникационного взаимодействия;
  • использование гибких инструментальных средств и модульной структуры подсистем и системы в целом;
  • максимальное использование готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных и специализированных организаций.

Одновременно возможно рассмотрение вопроса о создании функционально полной системы с точки зрения типизации процессов. С этой стороны система должна обеспечить информатизацию следующих задач:

Традиционных:

  • автоматизация рутинных операций и переход на безбумажный обмен информацией, в том числе с органами государственной власти и управления области, а также федерального уровня;
  • информационное и информационно — аналитическое обеспечение процессов подготовки и принятия управленческих решений;
  • оперативное информационно — справочное обеспечение всех пользователей нормативно — правовыми актами федерального и регионального уровня, ставших актуальными в настоящее время;
  • установление прямых (горизонтальных) информационных связей между органами местного самоуправления города, с субъектами Российской Федерации и с зарубежными партнерами города;
  • учет имущественных комплексов и природных ресурсов, как объектов прав собственности;
  • представление информации о деятельности органов местного самоуправления города хозяйствующим субъектам и населению.

Перспективных:

  • внедрение перспективных технологий анализа и моделирования социально-экономических процессов на территории города;
  • организация сравнительных межрегиональных исследований в экономической, социологической и правовой сферах;
  • создание и внедрение систем мониторинга социально — экономических, социально — трудовых, экологических, общественно — политических и других процессов на территории города;
  • создание информационных систем по историческому и культурному наследию, электронных энциклопедий в технологии мультимедиа.

3.2. Создание информационных ресурсов.

Обеспечение экономической эффективности создания и функционирования системы невозможно без организации накопления (формирования) и использования для информационного обеспечения подсистем функциональных блоков и абонентов единых автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования, являющихся одной из основных инфраструктурных компонент информатизации города. Автоматизированные информационные ресурсы реализуются в виде городской распределенной системы баз данных коллективного пользования и комплекса информационных систем локального использования.

Информационной магистралью системы является сеть передачи данных, которая поэтапно трансформируется в сложную коммуникационную инфраструктуру, позволяющую сотням сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления города обмениваться информацией, автоматизировать делопроизводство, выполнять коллективную вычислительную обработку и совместно использовать данные.

В общем виде структура информационных ресурсов коллективного использования является иерархической многоуровневой системой. Уровни этой системы совпадают с контурами управления города, при этом, на каждом вышестоящем уровне системы информация имеет более агрегированный характер (по основаниям, соответствующим отраслевой принадлежности, контуру управления и т. д.).

1-й уровень — базы данных (далее— БД) первичной информации об объектах и субъектах территории (кадастры, регистры, реестры и т. д.), необходимой для функционирования конкретных организационных социально — экономических структур (контур структурных подразделений администраций районов города Нижнего Новгорода).

2-й уровень — БД агрегированных показателей — информация, характеризующая состояние объектов и процессов, контролируемых исполнительным органом местного самоуправления (контур структурных подразделений администрации города Нижнего Новгорода).

3-й уровень — БД интегральных показателей — информация, характеризующая состояние процессов социально — экономического развития в целом (контур представительных органов местного самоуправления и должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления города).

Для информационного обеспечения решения задач информационно аналитической поддержки принятия решений достаточно наличия БД агрегированных и интегральных показателей. Однако для формирования и поддержания в актуальном состоянии вышеназванных баз, а также, в случае необходимости, для более углубленного анализа проблемы, информационные подсистемы и абоненты системы должны иметь доступ непосредственно к БД первичной информации. Следовательно, каждая БД, входящая в единую систему автоматизированных информационных ресурсов, в процессе формирования собственных информационных ресурсов является «потребителем» части информации соседних (по вертикали и горизонтали) и, в тоже время, «поставщиком» информации для других БД и абонентов системы, при этом фундаментом данной системы является подсистема БД первичной информации.

Масштабность проблемы, дефицит финансовых и материальных ресурсов и квалифицированного научного потенциала требуют выделения первоочередных задач. На основе анализа потребностей функциональных блоков и состояния информационных ресурсов города Нижнего Новгорода, а также опыта работ других регионов определен состав первого этапа, имеющий первоочередную важность при реализации системы:

Комплекс общегородских кадастров и регистров (БД первичной информации), в составе:

  • комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (земельные, лесные, водные ресурсы, экология и др.);
  • группа регистров (юридических лиц (предприятий), физических лиц (населения), административно — территориальных единиц;
  • комплексный территориальный кадастр недвижимости и инфраструктуры (инженерных сетей и коммуникаций, застройки (жилье и нежилые помещения), строительных объектов, транспортных магистралей, улично — дорожных сетей).

Для обеспечения системы первичной информацией, которая в настоящее время принадлежит различным муниципальным, ведомственным и государственным структурам (ЗАГС, МВД, служба занятости, органы социальной защиты, налоговые органы и т. д.), необходимы дополнения к законодательству об информации, регулирующие отношения владельцев и потребителей подобной информации.

Базы данных агрегированных показателей, в составе:

  • информационно — графическая система анализа региональной инфраструктуры;
  • система анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятий;
  • БД нормативно — правовых актов Российской Федерации;
  • БД нормативно — правовых актов органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода и Нижегородской области;
  • БД нормативно — правовых актов других субъектов федерации, модельных нормативно — правовых актов.

Базы данных интегральных показателей, в составе:

  • система оперативных показателей социально — экономического развития города Нижнего Новгорода;
  • БД показателей социально — экономического развития других городов и регионов России;
  • система электронных бюллетеней департамента информационно — аналитической работы.

В рамках создания единых автоматизированных информационных ресурсов предусматривается также:

  • проведение инвентаризации и создание реестра информационных ресурсов и исследование информационных потребностей всех пользователей (субъектов информационных отношений);
  • проведение анализа на совместимость и полноту информационного обеспечения функций соответствующих блоков системы и информационных потребностей пользователей;
  • отработка средств защиты информационных ресурсов и системы санкционированного доступа к информационным ресурсам абонентов системы;
  • перевод существующих (формирование новых) БД в режим коллективного пользования и обеспечение оперативного обновления (актуализации), как минимум, путем организации регламентного взаимодействия с различными ИВС подсистем функциональных блоков;
  • проведение работ по обеспечению однократного получения информации непосредственно от ее источника;
  • модернизация существующих и создание новых БД с целью обеспечения информационной полноты и актуализации в автоматизированном режиме, а также для перехода на технологию ведения системы территориально — распределенных БД;
  • формирование на территории города системы информационных центров (специализированных организаций по ведению БД коллективного пользования), обеспечивающей информационное обслуживание всех абонентов (в соответствии с их правами).

Основными принципами формирования автоматизированных информационных ресурсов являются:

  • поэтапная, сбалансированная эволюция системы с контролируемыми капиталовложениями, при обеспечении практических результатов, на каждом этапе;
  • обеспечение однократности сбора информации путем исключения дублирования задач сбора информации (кроме их дублирования с целью контроля достоверности) и определения подсистем и оргструктур, ответственных за ее сбор и актуализацию в БД автоматизированных информационных ресурсов;
  • унификация информационных технологий и стандартизация протоколов взаимодействия БД автоматизированных информационных ресурсов между собой, с подсистемами функциональных блоков и абонентами системы на базе городской информационно — коммуникационной системы;
  • использование гибких инструментальных средств, использующих технологии «клиент — сервер» и территориально — распределенных БД;
  • максимальное использование готовых (серийно поставляемых) программных и технических средств, а также привлечение к работам, на конкурсной основе, профессиональных специализированных организаций.

Помимо создания автоматизированных информационных ресурсов коллективного пользования будут продолжены работы по созданию информационных систем и автоматизированных рабочих мест локального применения. Работы этого направления можно разделить на две группы:

  • системы для информационного обеспечения высших органов власти города (глава администрации города, городская Дума, администрация города);
  • системы автоматизации деловых процедур отдельных подразделений администрации города.

3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы.

Ориентировочные этапы работ по развитию городской информационно -коммуникационной системы включают:

  • проведение инвентаризации средств компьютерных коммуникаций (ЛВС, абонентских пунктов глобальных сетей, модемов и т. д.) города, с последующим анализом совместимости их между собой и созданием реестра (БД) средств компьютерных коммуникаций и средств передачи данных системы;
  • разработка и реализация инвестиционных проектов (за счет бюджетных или внебюджетных средств) создания (развития) городских телекоммуникационный сетей, соответствующих рекомендациям протоколов и интерфейсов МККТТ;
  • поэтапное подключение (организация взаимодействия через межсетевые соединения) городских телекоммуникационных сетей между собой к областным, российским и международным сетям;
  • разработка и согласование стандартов и определение (на экспертно — конкурсной основе) реализующих их унифицированных информационных технологий обеспечения и взаимодействия подсистем функциональных блоков и абонентов системы между собой и с базами данных из состава автоматизированных информационных ресурсов;
  • монтаж базовых (городского и районных) информационно — коммуникационных узлов городской информационно — коммуникационной системы и организация их взаимодействия;
  • организация взаимодействия центрального узла городской информационно -коммуникационной системы с единой информационно — коммуникационной системой областных органов государственной власти и другими информационными системами федерального уровня, а также с центральными информационными узлами других регионов и межрегиональных органов и организаций;
  • поэтапное подключение подсистем функциональных блоков, их (функциональных) информационных узлов и абонентов к базовым информационным узлам соответствующего уровня.

Система мероприятий этого раздела Программы строится на базе имеющихся и создаваемых в процессе реализации Программы элементах интегрированной системы. Объектами этого раздела Программы являются глава администрации города, городская Дума города Нижнего Новгорода и администрация города. Департамент информационно — аналитической работы осуществляет информационно — аналитическое обеспечение указанных органов местного самоуправления города путем издания следующих материалов:

  • ежемесячный информационно — аналитический бюллетень о деятельности администрации города;
  • ежеквартальный бюллетень о социально — экономической ситуации в городе;
  • ежемесячный обзор свежих поступлений в библиотеку департамента информационно — аналитической работы;

— тематические аналитические записки, доклады и другие материалы. В проектах нормативно — правовых актов будут предусматриваться специальные разделы по информационной безопасности, об обязанностях должностных лиц по обеспечению защиты информации.

Организацию и координацию работ в сфере информатизации осуществляет департамент информационно-аналитической работы. Департамент информационно — аналитической работы обеспечивает интеграцию информационных ресурсов города Нижнего Новгорода на основе формирования общей информационно-логической, программно — технической и телекоммуникационной среды обработки и обмена информацией.

Информационное обеспечение является одной из важнейших составляющих системы муниципального управления.

Грамотный подход к решению этого вопроса позволяет качественно улучшить сам процесс управления, что, в конечном итоге позволяет более эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

В связи с этим в настоящее время необходимо комплексно ставить и решать вопросы информационного обеспечения, для координации развития информационного поля разрабатывать концепции развития на всех уровнях от федерального до муниципального.

Такой подход является необходимым условием для устойчивого развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

Одним из таких шагов является реализация Концепции информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода. Она рассчитана на несколько лет и в конечном итоге должна привести к созданию единого информационного поля в рамках муниципального образования Нижнего Новгорода, что позволит качественно улучшить информационное обеспечение муниципальных структур.

Делая выводы, необходимо сказать следующее:

1. Не на федеральном, не на областном уровне на сегодняшний день нет единого подхода к вопросам развития информационного пространства страны и регионов.

2. Нижегородская область не проводит на своей территории единой информационной политики, что крайне затрудняет любой обмен информацией, в том числе между субъектами административной и хозяйственной деятельности.

3. На сегодняшний день отсутствие единой правовой и семантической базы позволяет существовать огромному количеству дублированной информации, что чрезвычайно усложняет и запутывает поиск и обработку необходимых данных.

4. Положительным является то, что городские власти, поняв необходимость информационного обеспечения своей деятельность, делают необходимые шаги в этом направлении.

На основании выводов необходимо решить следующие вопросы:

необходимо

  • разработать и принять федеральную Программу об информационном развитии;
  • принять областную Программу информатизации органов управления на основе федеральной;
  • скорректировать существующую городскую Концепцию и в перспективе принять городскую Программу информатизации органов местного самоуправления.

Последовательное принятие этих программ поможет создать на территории Российской Федерации единое информационное пространство, в котором муниципальная составляющая будет неотделимой частью единой структуры.

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-Ф3

3. Постановление Администрации Нижегородской области от 11 марта 1996 г. N 82 «Об утверждении программы информатизации органов управления Нижегородской области».

4. Программа информатизации органов управления Нижегородской области. От 11.03.1996 г.

5. Распоряжение Администрации г.Н.Новгорода от 09.06.2000г №1802-р «Об упорядочении работ по информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода».

6. Программа информатизации местных органов самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода на 2000-2003 год.

7. Концепция информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода.

8. Г.В.Атаманчук. Государственное управление. М., 2000.

9. В.А.Никитов и др. Информационное обеспечение муниципального управления. М., 2000.

10. Воробьева И.А. Информационное обеспечение государственного регулирования социальной сферы. Проблемы социального управления: методология, теория, практика. Н.Н., 1998.

11. Петухов В.И. Информационная технология: к определению понятий. Н.Н., 1998.

12. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.

13. Ефимчук И.В. Муниципальная собственность и ее эффективность в системе рыночных отношений. Н.Н., 1999.

14. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление. Н.Н., 1998.

15. Краснова М.А. Информация и управление. Проблемы социального управления: методология, теория, практика. Н.Н., 1998.

16. Лутфуллаев Х.С. Информационное обеспечение принятия решений в органах государственного управления. Ташкент, 1991.

17. А.А.Васильев. Муниципальное управление. Конспект лекций. Н.Н., 2000.

18. Андре Артро. Коммуникация в органах местной власти. Н.Н., 2000.

19. И. Н. Кочетков. Проблемы интеграции банков данных в информационных системах муниципального управления. Государственный Университет управления им. С. Орджоникидзе, Россия, 2000.

20. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. М., 1987.

1. Распоряжение Главы администрации города Нижнего Новгорода №1802-р от 9.06.2000 г. «Об упорядочении работ по информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода» и Концепция информатизации

2. Программа информатизации местных органов самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода на 2000-2003 год.

3. План работы по информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства на 2000 год.

4. Отчет о проделанной работе за 2000 год по Плану работы по информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства.

5. План работы отдела по информационно-аналитической работе на 2001 год.

6. Сведения о базах данных и информационных массивах, формируемых на компьютерах в подразделениях администрации Московского района на 2001 год.

7. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. – Н. Новгород: ИП Гладкова О.В., 2000 – 155с.