Эффективная банковская система имеет большое значение для развития экономики, поскольку без банковских кредитов, предоставленных на взаимовыгодных условиях, у предприятий не будет необходимых средств для расширения и модернизации производства.
Успех функционирования банковской системы во многом зависит от совершенствования банковских нормативных актов, устанавливающих условия существования и деятельности кредитных организаций, а также от гражданских нормативных актов, определяющих порядок проведения банковских операций.
Банковское законодательство Российской Федерации и недостатки, которые проявляются в периодических банковских кризисах и коллапсах, влияющих на экономику в целом. В связи с этим изучение современного банковского законодательства, его совершенствование и модернизация представляется крайне актуальной задачей.
Одной из важных проблем современного банковского законодательства является проблема правового регулирования банковских операций.
Несомненно, понятие банковского дела является одним из основных понятий современного банковского права. Кроме того, это понятие употребляется в законах, прямо не относящихся к банковской системе и банковской деятельности, в том числе, например, в Уголовном кодексе РФ (ст.172), в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п.6 ст.28) и т.д. Но парадокс заключается в том, что в современном национальном законодательстве нет официального определения этого понятия, что на практике может повлиять на снижение эффективности реализации соответствующей законодательной воли.
Общие принципы осуществления банковских операций устанавливаются банковским законодательством, но конкретные правила проведения этих операций регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, что несколько затрудняет изучение особенностей соответствующего правового законодательства.
В современной юридической литературе неоднократно предпринимались попытки предложить приемлемые определения банковских операций, рассмотреть их сущность и содержание. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить труды Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина, А.М. Экмаляна, О.М. Олейник, Л.Г. Ефимовой и других.1 Публикации данных авторов послужили важной методологической основой для написания настоящей дипломной работы.
Кроме того, в работе использованы научные публикации, посвященные особенностям правового регулирования некоторых и более значимых видов банковских операций.2
Важным источником работы стало банковское законодательство Российской Федерации, в первую очередь, федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке РФ (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, другие нормативные акты.
Банковское право и законодательство
... банковского права требуют серьезного обдумывания, поскольку в них используются банковские термины, далекие от юриста. Многие проблемы правового регулирования банковской деятельности ... правонарушений наложить на них административные санкции. Административное законодательство выделяет четыре ... организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, регулируемых нормами административного права. ...
Цель работы, Задачи работы:
рассмотреть сущность понятия «банковские операции»;
- выявить соотношение понятий банковские операции и банковская деятельность;
- уточнить, какие виды банковских операций предусмотрены действующим законодательством РФ;
— проанализировать особенности правового регулирования приема вкладов, выдачи кредитов, а также операций кредитных учреждений с ценными бумагами.
Структура работы, Глава I. Сущность и основные признаки банковских операций
1.1. Понятие банковских операций
Понятие банковских операций, являющееся одним из основных понятий в системе понятий банковского права, не закреплено в официальных законодательных документах. Это представляется серьезным пробелом, поскольку «отношения, возникающие по поводу таких операций, составляют суть, сердцевину банковской деятельности и определяющим образом влияют на предмет правового регулирования банковского законодательства…»1
Из анализа законодательства следует, что банковские операции — это операции кредитных организаций. Об этом говорит ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, в названии которой употреблено выражение «банковские операции и другие сделки кредитной организации». Но данная статья подразделяет все сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации, на три группы: банковские операции; сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять помимо банковских операций; иные сделки, которые кредитная организация вправе осуществлять в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.153 ГК РФ, сделки – это действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Банковские операции — это операции, совершаемые кредитными организациями по принципу исключительной правоспособности.
Анализ данных положений позволил Г.Тосуняну и его соавторам сформулировать определение: «Банковские операции – это сделки, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни, на основании:
- для кредитных организаций Закона о банках и лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
- для Банка России (его учреждения) – Закона о Банке России.
Правила проведения данного вида операций являются обязательными для кредитных организаций и устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.»1
Из этого определения следует, что субъектами банковских операций являются кредитные организации со специальной лицензией и Банк России.
Объектами банковских операций могут быть деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.
В соответствии со ст.5 Закона о банках и банковской деятельности, к банковским операциям относятся:
Банковские риски методы защиты от рисков
... - самый разумный и относительно недорогой способ снизить банковский риск. Распространение риска. Этот механизм основан на их частичной передаче партнерам по отдельным банковским операциям, поэтому возможные потери каждого участника относительно невелики. ...
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа валюты в наличной и безналичной формах;
8) выдача банковских гарантий.
В статье также указано, что кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Следовательно, по закону такие операции не считаются банковскими операциями. С другой стороны, анализ данной статьи закона позволил О.Олейник заключает, что законодатель не различает понятия «сделка» и «операция» и использует их как тождественные.1
Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются
Банком России в соответствии с федеральными законами.
Закон о Центральном Банке (Банке России) определяет список банковских операций для Центробанка. В соответствии со ст.45, Центробанк имеет право осуществлять операции:
1) представлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитарные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми используемыми для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и государств;
11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
12) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Модели оценки и управление кредитным риском коммерческого банка
... операций в финансово – кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. Принятие рисков – основа банковского дела. Банки успешны, когда риски, ... указанных работах преимущественно затрагиваются общие вопросы сущности банковских рисков и их отдельных видов (например, кредитный риск, процентный риск, риск ликвидности), ...
В соответствии с настоящим Законом Банк России вправе совершать операции по поручению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, банковское законодательство Российской Федерации предусматривает определенный фиксированный набор банковских операций, которые могут осуществляться коммерческими банками и Банком России.
Понятие банковских операций неразрывно связано с понятием банковского дела.
Что касается банковского сектора, то его определение отсутствует в современном национальном законодательстве и официальных источниках. Но в учебной литературе была сделана попытка сформулировать это определение, которое чрезвычайно важно не только теоретически, но и практически, поскольку наличие такого «пробела» мешает работе по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства… и затрудняет правоприменение соответствующих положений… законодательных актов.”1
На основе обстоятельного анализа в работе коллектива авторов дается такое определение: “В российском законодательстве под банковской деятельностью понимается предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (его учреждений), направленная на систематическое осуществление банковских операций (либо обусловленная ими) на основании: для Банка России и его учреждений — Закона о банке России; для кредитных организаций — специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной кредитной организации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством”.2 Как видим, данное определение содержит указание на некоторые специфические черты, присущие современной банковской системе и банковскому праву (например, получение лицензии и наличие государственной
Несколько иное определение предлагает О.Олейник, который понимает банк как совокупность операций, осуществляемых постоянно или систематически в отношении денег и других финансовых операций различного типа, объединенных общей целью.3
Д.А. Пашенцев предлагает еще более упрощенное определение банковского дела как предпринимательской деятельности кредитных организаций, направленной на систематическое осуществление банковских операций.1
При этом следует учитывать, что все банковские операции трансформируются в активы при наличии определенных признаков: последовательности выполнения операций, постоянства и продолжительности их выполнения, цели всех операций, рассматриваемых в целом.2 Таким образом, разовое осуществление одной или нескольких банковских операций еще нельзя считать банковской деятельностью.
Взаимосвязь между банковскими и банковскими операциями определяется таким понятием, как функции банков.
Функции банков — это их основные задачи, то, для чего банки созданы. Функции банков имеют экономическую природу и сводятся основным моментам:
1) мобилизация временно свободных денежных средств и размещение их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности в форме кредитования государства, юридических и физических лиц;
По безопасности жизнедеятельности «Основные угрозы на пути осуществления ...
... приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему: организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию; активное ... общество. Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое ...
2) осуществление финансовых расчетов и формирование платежной системы государства;
3) осуществление денежной эмиссии в банкнотной и депозитной формах;
4) осуществление функций профессионального участника рынка ценных бумаг путем выпуска и размещения фондовых ценностей;
5) осуществление консультационных услуг по финансовым и экономическим вопросам путем сбора, анализа и распространения соответствующей информации.3
Реализация этих функций является целью банковского дела и достигается посредством определенного набора банковских операций, установленных законодательством.
Завершая анализ понятия и сущности банковских операций, нельзя не упомянуть о том, что банковские операции обладают важными качествами:
- носят длящийся характер, то есть осуществляются постоянно без временного ограничения;
- участники правоотношений (субъекты операций) находятся в неравном юридическом положении;
- в значительной степени обладают свойством доверительности, начиная с выбора банка и заканчивая трастовыми сделками;
- осуществляются по стандартным правилам, в том числе и в международных масштабах;
- в силу последнего нуждаются в единстве правового регулирования как на уровне национального законодательства, так и на уровне локальных актов банков.1
Концепцию банковских операций следует отличать от концепции банковских услуг. Банковские сервисы выполняют функции сопровождения банковских операций, делают эти операции более удобными для банков или их клиентов, создают условия для достижения желаемого результата с наименьшими затратами. Банковские услуги определяются как комплексная деятельность банка, направленная на создание оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и удовлетворения потребностей клиента при проведении банковских операций, направленных на получение прибыли.2
Таким образом, банковские операции — это операции кредитных организаций, которые систематически проводятся в соответствии со специальными правилами, которые имеют определенные характеристики и нацелены на выполнение функций банков. Ряд банковских операций для коммерческих банков и Банка России предусмотрен соответствующим законодательством.
1.2. Лицензирование банковских операций
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в Российской Федерации осуществляются на основании лицензии – специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Банковское дело относится к тем видам бизнеса, для которых требуется лицензия. Об этом свидетельствует ст.13 Закона о банках и банковской деятельности: «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.» Данное положение подтверждает и ст.12 закона: «Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России».
Непременным условием для получения лицензии на проведение банковских операций является государственная кредитной организации (ст.12).
В соответствии с законом банковская лицензия определяет банковские операции, на которые имеет право данное кредитное учреждение, а также валюта, в которой такие банковские операции могут быть выполнены.
Система управления операционными рисками в кредитной организации
... мая 2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» под управлением операционными рисками понимаются их выявление, оценка, мониторинг, контроль и ... последствий (существенность риска); объем операции, сумма фактического и возможного убытка, сумма возмещения; предложения по минимизации операционного риска; направление деятельности (банковские продукты и услуги); ...
Банковская лицензия выдается на неограниченный срок.
Таким образом, лицензия на осуществление банковских операций — это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа.1
В настоящее время Банком России выдается восемь основных видов лицензий на осуществление банковских операций:
- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
- лицензия на осуществление банковских операция со средствами в рублях и валюте;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;
- лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
- генеральная лицензия;
- лицензия на осуществление банковского клиринга;
- лицензия на осуществление инкассации.
Совершение банковских операций юридическим лицом без специальной лицензии влечет за собой юридическую ответственность. Законодательством предусмотрено взыскание с этого юридического лица всей суммы, полученной в результате этих операций, а также взыскание из федерального бюджета пени в размере удвоенной суммы. Взыскание осуществляется в судебном порядке по заявлению прокурора, уполномоченного федеральным законом уполномоченного федерального органа исполнительной власти или Банка России.
Осуществление банковской деятельности без специальной лицензии влечет уголовную ответственность. В соответствии со ст.172 УК РФ, осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования, в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
В соответствии с частью 2 данной статьи, то же деяние, совершенное организованной группой, либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, либо совершенное лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Как отмечалось выше, правом выдавать лицензии на осуществление банковских операций наделен Центральный Банк РФ. В соответствии с параграфом 6 ст.4 Закона о Центральном Банке выдача лицензий коммерческим банкам и отзыв данных лицензий входят в число функций Банка России.
Для осуществления государственной кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация представляет в Банк России документы:
Правовое регулирование банковской деятельности
... Центральный банк Российской Федерации, Банк России, является главой национальной банковской системы. Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков и иных кредитных организаций. В процессе ...
1) заявление с ходатайством о государственной кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав;
4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственной учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также о наличии (отсутствии) судимости.
Решение о государственной кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или отказе в этом должны быть приняты в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае положительного решения о государственной кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций Банк России выдает кредитной организации в трехдневный срок после предъявления документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации. После получения лицензии кредитная организация вправе осуществлять банковские операции в соответствии с выданной лицензией.
Отказ в выдаче лицензии, как и отказ в государственной кредитной организации, может осуществляться только по основаниям, перечисленным в ст.16 Закона о банках и банковской деятельности:
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской
Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...
... органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у ... информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов ...
Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Решение об отказе в государственной лицензии и выдаче лицензии доводится до сведения учредителей кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.
Отказ в государственной и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Авторизация банковских операций филиалов банков, желающих осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации, имеет определенную специфику. В этом случае, как указано в ст.17 Закона о банках и банковской деятельности, соответствующие юридические лица предоставляют дополнительные документы:
1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
2) документ, подтверждающий юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству местопребывания.
физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
Законодательством также предусмотрены возможные случаи отзыва лицензии кредитной организацией. В соответствии со ст.20 Закона о банках и банковской деятельности Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.
Отзыв разрешения на осуществление банковских операций по причинам, отличным от предусмотренных федеральным законом, не допускается.
Отзыв лицензии — действенная мера, суровая санкция, применяемая Центральным банком за серьезные нарушения банковского законодательства. Но, по мнению Я.А Гейвандова, действующим законодательством «предусмотрены по существу две формы санкций, связанных с осуществлением кредитными организациями банковских операций, — это временное ограничение на срок до 6 месяцев либо полный запрет (на срок до года) на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций».1
Страхование банковских рисков коммерческих банков в Республике Беларусь
... всю важность банковских рисков, трактовка их сущности остается спорной. Официальная точка зрения Банка России, в ... страхования банковских рисков; 4. Раскрыть роль и участие страховых компаний в развитии банковской системы в Республике Беларусь; 5. Перспективы развития страхования банковских рисков. 1. Теоретические основы страхования банковских рисков 1.1 Понятие банковских рисков Банковские риски ...
Для менее значительных нарушений применяются банковские ограничения. Полный запрет на осуществление банковских операций на срок до года может иметь место в следующих случаях: невыполнение кредитными организациями в установленный Банком России срок предписаний нарушений, реальная угроза интересам кредиторов (вкладчиков), возникшая в результате допущенных кредитной организацией нарушений или совершаемых ею банковских операций.2 Таким образом, отзыв лицензии на совершение банковских операций является исключительной мерой, следующей за иными мерами предупредительного воздействия, но он не означает ликвидации кредитной организации как юридического лица.
Следовательно, банковские операции — это деятельность, которая по закону подлежит обязательной авторизации. Лицензирование осуществляется Банком России.
Осуществление банковских операций без соответствующей лицензии влечет за собой юридическую ответственность.
Глава 2. Правовое регулирование отдельных видов банковских операций
2.1. Операции, связанные с институтами банковского вклада и банковского счета
Среди значительного количества банковских операций, предусмотренных действующим законодательством, есть несколько традиционных, исторически консолидированных и в то же время наиболее типичных для деятельности кредитных организаций.
Одной из таких операций является прием вкладов. В большинстве развитых стран прием банковских вкладов подвергается достаточно жесткой регламентации, поскольку данная операция затрагивает интересы большого количества вкладчиков и в случае банковского краха невыплата вкладов может подорвать доверие ко всей банковской системе страны и привести к глубокому кризису в экономике.
В Российской Федерации вопросы банковских вкладов регулируются не только Законом о банковской деятельности, но и Гражданским кодексом. Вклад состоит из денежных средств в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, размещенных физическими лицами для хранения и получения дохода. По вкладам банк выплачивает проценты, установленные в порядке, предусмотренном договором. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации признается публичным договором. Это означает, что банки, принимающие вклады, должны принимать их у каждого, кто к ним обратится, и не могут оказывать предпочтение одному лицу перед другим (Ст.426 ГК РФ).
Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Кредитная организация не вправе в одностороннем порядке изменять размер процентов, за исключением случаев, когда это требуется соглашением с вкладчиком или федеральными законами.
Вклад возвращается вкладчику по первому его требованию в порядке, установленном для данного вида вкладом федеральным законом и соответствующей конвенцией.
Депозиты принимаются только банками, имеющими на это право в соответствии с лицензией, выданной Банком России. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной которых прошло не менее двух лет. В случае слияния банков указанный период рассчитывается для банка, имеющего более раннюю дату статуса.При реорганизации банка указанный период не прерывается.
Прием вкладов всегда оставался одной из основных банковских операций, важным средством накопления средств. При анализе законодательных норм по вкладам необходимо учитывать наличие трех важнейших составляющих: срока вклада, размера процентов по вкладу и гарантии возврата депозита. По срокам вкладов можно сказать, что банк больше интересует срочные вклады и на более длительный срок. С другой стороны, вкладчик обычно хочет иметь возможность снять свои средства в любое время. Что касается размера процентов, то и проценты противоположны: чем выше процент, тем он менее выгоден для банка и тем выгоднее для вкладчика и, соответственно, наоборот. В результате банки обычно предлагают более высокие проценты по срочным вкладам по сравнению с вкладами до В любом случае размер процентов определяется договором банковского вклада. Процент по срочным вкладам не может меняться до окончания срока вклада, по вкладам до банк вправе изменять размер процентов, если иное не предусмотрено договором банковского вклада (Ст. 838 ГК РФ).
Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. (Ст.37 Закона о банках и банковской деятельности).
Современное законодательство знает два вида вкладов — срочные и до востребования. Вклады до подлежат возврату по первому требованию, срочные вклады принимаются на условиях возврата вклада по истечении определенного договором срока. Договором может быть предусмотрено внесение вкладов на иных условиях их возврата, не противоречащих закону.
Отдельные положения законодательства о банковских вкладов нарушают конституционные права граждан. Так, Конституционный Суд РФ признал неконституционной ч.2. ст.29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» об изменении процентной ставки по срочным вкладам граждан как позволяющую банку в одностороннем порядке произвольно снижать ее на основе договора без соответствующего федерального закона1.
Что касается гарантий возврата вкладов, то на сегодня это обязательный элемент банковского законодательства. Во многих странах данный вопрос решается путем обязательного вкладов. Например, в США банк, не в Федеральной корпорации вкладов, не получает лицензию, разрешающую прием вкладов. При таком страховании любое юридическое или физическое лицо, помещая деньги в банк, может в любой момент получить их обратно независимо от финансового положения банка.2 С общественной точки зрения государственная гарантия банковских вкладов выгодна, так как она защищает имущество мелких вкладчиков, тем самым обеспечивая стабильность банковской системы в целом.
Современное российское законодательство в данном вопросе далеко от совершенства. В соответствии со ст.39 Закона о банках и банковской деятельности, банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Одним из действенных механизмов обеспечения возврата банковских вкладов является
Необходимость создания системы вкладов ни у кого не вызывает сомнений. В последнее время отмечается рост депозитов физических лиц, за последние два года они выросли в 2,2 раза и составили на начало 2004г. свыше 1,5 трлн. руб. Вместе с тем, остается стабильным спрос населения на наличную волюту, которая также используется в качестве средства сбережения. Прирост наличной валюты на руках у населения составил в 2003г. 8,3 млрд. долларов1.
Еще в 2001г. Правительство России объявило закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» приоритетным для проведения банковской реформы, но его принятие неоднократно откладывалось по просьбе того же правительства. В целом, принятию данного закона, над которым велась работа в течение десятилетия, откладывалось в связи с необходимостью подготовки психологических предпосылок для его принятия в банкирской среде2.
Система вкладов установлена Федеральным законом «О вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003г. №117-ФЗ.
Данный Федеральный закон установил правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному вкладов (Агентство вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам. Он регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному вкладов физических лиц в банках.
Необходимость принятия Закона вкладов подтверждалась всем мировым и отечественным опытом развития банковской системы. Целями закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов.
Важное принципиальное значение для системы страхования вкладов имеет установление ее основных принципов.
В соответствии в Законом (ст.3), основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного вкладов за счет регулярных взносов банков — участников системы страхования вкладов.
При этом участниками системы страхования вкладов признаются вкладчики, банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, Агентство и Банк России.
В соответствии с Федеральным законом, подлежат вклады в порядке, размерах и на условиях, которые установлены главой 2 Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом, не подлежат страхованию денежные средства:
1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.
вкладов осуществляется в силу закона и не требует заключения договора страхования.
Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.
Банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет до дня снятия его с учета в системе вкладов.
Законодательство вкладов налагает на банки определенные обязанности. В частности, банки обязаны:
1) уплачивать взносы в фонд обязательного вкладов;
2) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
3) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
4) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства.
Закон, наряду с обязанностями банков, устанавливает права их вкладчиков. Вкладчики имеют право:
1) получать возмещение по вкладам в установленном законом порядке;
2) сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;
3) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.
Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Основанием для получения возмещения по вкладам является страховой случай. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:
1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций
2) введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отзыве (аннулировании) у банка лицензии Банка России либо