Туристическая это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. Такое определение было дано на конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1971 1
Турист — межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма. По данным Всемирной туристической организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания. В последние десятилетия туризм рос в среднем на семь процентов в год, что значительно превышает среднегодовые темпы роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристическом рынке, несмотря на ее высокий туристический потенциал, составляет около одного процента. Количество приезжающих в нашу страну гостей с деловыми, туристическими и частными целями на сегодняшний день равно 7,4 млн. человек. По оценкам Центрального Банка России и экспертов Всемирной торговой организации в 2002 году зарубежными туристами ввезено в Российскую Федерацию 4,3 миллиардов долларов США, российскими туристами вывезено из оценкам от 11 до 12,3 миллиардов долларов США. Вместе с тем, по оценкам ВТО, потенциальные возможности России при условии развития туристической инфраструктуры позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год 2 .
Сегодня государство уделяет внимание развитию внутреннего туризма, расширению международного сотрудничества в этой сфере. Действующее законодательство России регулирует отношения, связанные с обеспечением и защитой прав и интересов туристов. Субъекты туристической деятельности туроператоры и турагенты непосредственно участвуют в процессе реализации гражданином принадлежащих ему неотчуждаемых личных неимущественных прав (ст. 150 ГК РФ): права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), права на отдых (ст. 37, 41 Конституции), права на информацию (п.2 ст. 24 Конституции).
Актуальность темы исследования
По прогнозам Всемирной туристической организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых реализации этого прогноза государство должно во-первых, вкладывать средства в продвижение туристического продукта, на его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, совершенствовать законодательство о туризме, во-вторых создавать экономические и юридические условия для развития сферы туристических услуг предпринимателями для привлечения инвестиций.
Совершенствование качества предоставляемых услуг на предприятии ...
... качества услуг в туризме. Анализ деятельности туристической компании - туристического агентства «Латкин-Трэвел». Дайте общую характеристику предприятия, проанализируйте деятельность и внешнюю среду предприятия. Разработать систему мероприятий по повышению качества услуг в туристической сервисной ...
Целью дипломной работы, Методология и методика исследования
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» другие законы, подзаконные правовые акты, акты органов местного самоуправления, материалы судебной практики в сфере туристической деятельности.
Предметом исследования
исследовательские задачи
-
исследовать источники правового регулирования туристической деятельности в России, показать соотношение соответствующих международно-правовых актов, Конституции России, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов РФ;
Проблемами регулирования отношений, возникающих при оказании туристических услуг посвящено большое количество монографических и диссертационных исследований, это работы Лебедева В.М., Чененова Ю.А., Биржакова М.Б., Парция Я.Е., Свиридова К.С. и др. Научные взгляды, представленные в этих работах, легли в основу моей диссертации.
Вопросы правового регулирования туристической деятельности еще не стали предметом пристального внимания ученых-юристов. Сегодня экономические аспекты преобладают при изучении взаимоотношений, возникающих в сфере туризма.
На протяжении многих лет туристическая деятельность, оказание туристических услуг не имело законодательного регулирования. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации установилась стабильность в регулировании данного типа отношений. Имущественные отношения в сфере туризма с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы главой 39 «Возмездное оказание услуг» (ст.779-783).
Туристическая услуга в России как юридический факт существует давно. С принятием нового гражданского законодательства, множество туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни туристических фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристическую деятельность.
25 апреля 1994 года был принят Указ Президента РФ N 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». В постановлении сказано: «Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации». Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. N 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» утверждена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. Он называет такие меры по развитию туризма, как включение туризма в перечень основных направлений реструктуризации российской экономики, создание нормативно-правовой базы для развития туризма, соответствующей мировому опыту и юридической практике.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
... имеют разные задачи в рамках единой цели - построение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из ...
С учетом данной концепции разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 Федеральная программа задач «Развитие туризма в Российской Федерации». Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристической деятельности, определила основные направления развития туристической отрасли в стране на ряд лет.
24 ноября 1996 года был принят Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» N 132-ФЗ (далее Закон О туристской деятельности).
Закон провозгласил туристическую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристической деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристических услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов. 3
Отношения по оказанию туристических услуг, урегулированы наряду с общими нормами гл. 39 ГК, нормами специального Закона О туристской деятельности, а также нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 25 ноября 2006 г.), далее Закон О защите прав потребителей.
О защите прав потребителя. Относительно применения Закона О защите прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в письме от 31 августа 2007 г., обозначила, что исходя из смысла п. 2 ст. 3 ГК РФ и ст. 2 Закона об основах туристической деятельности следует иметь в виду, что в вопросе выбора норм, подлежащих применению в области правоотношений по оказанию туристических услуг, приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения ГК РФ и Закона об основах туристической деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Положения Закона о защите прав потребителей применяются к правоотношениям в сфере туристических услуг в части, не противоречащей положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об основах туристической деятельности. 4
В Законе О туристской деятельности, понятие «законодательство» используется в широком смысле, т.е. оно включает в себя как федеральные законы, так и иные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон о туристической деятельности рассматривает законодательство о туристической деятельности как сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона О туристской деятельности, законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).
Коммерческая деятельность в сфере услуг
... от того, как были оказаны услуги. Предмет исследования - коммерческая деятельность в сфере услуг, предметом исследования - коммерческая организация, оказывающая услуги. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности в сфере услуг Реформа торговли ...
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации принято более 40 законов, регулирующих туристическую отрасль. Некоторые из них называются законами о туризме, другие — о туристической деятельности, в Законодательном собрании города Санкт-Петербурга во втором чтении проект закона «О поддержке Санкт-Петербурга развития туризма в Санкт-Петербурге». Петербург «считался». В Свердловской области, действует Закон от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.),
В настоящее время в Российской Федерации начинается формирование национального туристического рынка, который становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного, всеобъемлющего законодательства, с учетом норм международного права и законодательства
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области туризма, заключенном в рамках Содружества независимых государств 23 декабря 1993 г., стороны обязались способствовать формированию общего туристского упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в (ст. ст. 2,3,4 Соглашения)
Статья 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами — членами (Корфу, 24 июня 1994 года) устанавливает, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и ЕС является сближение законодательства. Россия стремится постепенно достичь совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Статья 75 Соглашения устанавливает также, что Стороны расширяют и развивают сотрудничество между ними, которое включает:
-
упрощение торговли туристическими услугами;
-
взаимодействие официальных туристических органов;
-
увеличение взаимного обмена информацией;
-
передачу «ноу-хау»;
-
изучение возможностей реализации совместных проектов. 5
Повышению значимости туризма способствуют программы и инициативы Всемирной туристической организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования (1975 г.).
При активном участии ВТО, а также других международных организаций и компаний были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Отметим основные из этих актов:
-
Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.).
Он определяет суть туризма во всех его аспектах и роль, которую он призван играть в меняющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.
3 стр., 1273 словАнализ деятельности туристической фирмы
... услуг, но все же для усовершенствования своей деятельности я бы внесла несколько предложений. На мой взгляд турфирме пора обратить свое внимание на большее развитие внутреннего и въездного туризма; ... оказания клиентских услуг является договор о туристических услугах, который заключается между туристическим агентством и клиентом. При заключении договора на туристические услуги заказчику ...
-
Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры которые должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.
-
«Хартия туризма» и ее раздел «Кодекс туризма», одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.).
Эти международные документы отражают взаимосвязь между правом на отдых и социальным прогрессом.
-
Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.).
В Декларации провозглашены десять принципов международного сотрудничества в сфере туризма, средства сближения народов.
-
Директива Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» от 13 июля 1990 года N 90/314/ЕЕС (Люксембург) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения Общего рынка, касающиеся путешествий, отпусков.
-
Декларация Всемирной конференции туризму (Осака, Япония, 1994 г.).
В нем подчеркивается роль туризма как крупнейшего в мире производителя услуг и основного источника занятости. Поставлены задачи по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки работников туристического сектора путем проведения исследований в этом секторе.
-
Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.), установившей, что вопросы упрощения туристических формальностей должны находиться в неразрывной связи с обеспечением безопасности в туризме и выработкой взаимоприемлемых и согласованных решений.
-
Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристического отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ УСЛУГИ
В соответствии со ст. 779 ГК РФ туристические услуги оказываются по договору возмездного оказания услуг. Предметом данного договора являются услуги и, в данном случае, важен не результат, а определенные действия, которые должен выполнить исполнитель. В договоре предмет договора обозначается путем конкретного перечисления услуг, которые будут оказаны заказчику, например: услуги по размещению, экскурсионному обслуживанию и.т.д.
При предоставлении туристических услуг возникают общественные отношения, целью которых является определенная деятельность по организации предоставления туристическим агентом, туроператором комплекса услуг туристу и принятие последним их результата. Сам «тур» — это «комплекс услуг по размещению, транспорту, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги переводчика-гида и другие услуги, оказываемые в зависимости от цели поездки». 6
Организация и управление в сфере туризма
... спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [5, с. ... научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п. Рекреационный туризм характеризуется протяженностью пути, ограниченным количеством ...
туристический продукт
туристическая услуга
Если говорить о соотношении понятий «туристический продукт» и «туристическая услуга», то из смысла закона можно предположить, что совокупность различных туристических услуг определяет появление туристического продукта, то есть туристический продукт это совокупность различных туристических услуг.
Статьей 4 Закона О защите прав потребителей качество услуги определяется совместно с качеством товара: «Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями». 7
Относительно договора оказания туристических услуг, цель поездки имеет весьма важное значение, так как в зависимости от целей поездки, будут отличаться условия размещения, условия перевозки, условия страхования и т.д. Например, когда речь идет о деловом туризме, важно обращать внимание на условия размещения туристов, услуги общественного питания и проблемы туристического движения. И наоборот, когда речь идет об экстремальном туризме, приоритетное внимание следует уделять вопросам туризма.
Глава 39 Гражданского кодекса посвящена регулированию отношений по оказанию платных услуг. Статья 783 ГК РФ, по вопросам качества услуг отсылает к ст. 721 ГК РФ, согласно которой качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Статьей 4 Закона О защите прав потребителей, установлено, что продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Таким образом, можно сказать, что критерии качества услуг, содержащиеся в ст. 4 Закона О защите прав потребителей, не соответствуют критериям качества, указанным в ст. 721 ГК РФ в части пригодности услуги для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Что касается договора на оказание туристических услуг, то, на мой взгляд, наиболее приемлемыми являются условия, установленные Законом о защите прав потребителей. Это положение необходимо включить в федеральный законопроект «О туризме и туризме», который сейчас обсуждается.
В Закон о защите прав потребителей неоднократно вносились изменения. В статье 1 Закона в редакции от 9 января 1996 г. понятие недостатка товара (работы, услуги) было сформулировано как несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги).
Договор социального найма жилого помещения (2)
... муниципальном жилищном фонде социального использования (договор социального найма) и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (договор коммерческого найма). И такую разновидность договора найма, как договор социального найма жилого помещения, Гражданский кодекс ...
8
Судебная практика столкнулась с необходимостью определять в каждом конкретном споре, являются ли оказанные организатором путешествия услуги по количеству и качеству соответствующими условиям договора, т.е. с проблемой толкования договора. Проблема в том, что соглашение, меморандум, правила, являющиеся приложением к соглашению, оперируют концепциями, имеющими множество значений, обширны по своему содержанию. Например, «звездность», «международный класс» и т.п. 9
Специфика туристической деятельности заключается еще и в том, что туристическое агентство, как правило, само не осуществляет международные поездки, экскурсии, поездки, а организует оказание этих услуг. Для того чтобы осуществить тур, то есть комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, туристическая фирма самостоятельно вступает в правоотношения со многими организациями — перевозчиками, компанией, отелями.
Парций Я.Е. в своей работе «Правовое регулирование туристско-экскурсионных услуг», утверждает, что юридическая сущность отношений туриста и туристической фирмы — это все же отношения по оказанию самих услуг, а не по предоставлению прав (гарантий) на них, на мой взгляд, неверна. 10
На мой взгляд, исходя из терминов и определений, содержащихся в ст. 1 Закона О туристской деятельности, туристический продукт это право на тур, предназначенное для реализации туристу. То есть туристическое агентство, заключая с туристом договор об оказании международных туристических услуг, осознает туристу не сам тур, а только право на него.
Соответствующая деятельность в ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг) упоминается несколько раз. В частности, есть разделы экономической деятельности «Гостиницы и рестораны», «Транспорт, месторождения, коммуникации», которые касаются некоторых аспектов туризма. Так, в первом из этих разделов есть подраздел «Деятельность гостиниц, мотелей, кемпингов и других мест краткосрочного проживания». Во втором из указанных разделов есть такие подразделы, как «Деятельность морского транспорта», «Деятельность внутреннего водного транспорта», «Деятельность пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию», «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», «Деятельность бюро путешествий и туристических агентств; деятельность по оказанию помощи туристам, не включенных в другие категории».
Раздел «Деятельность по оказанию услуг» включает такие подразделы, как «Деятельность в области распространения культуры», «Деятельность музеев, охрана исторических памятников», «Деятельность по организации досуговых и развлекательных мероприятий». В ОКДП также включены классы обслуживания, такие как «Гостинично-ресторанные услуги», «Услуги ресторана, бара, столовой», «Пассажирский транспорт», «Санаторно-курортное и лечебное обслуживание».
Как видите, в общероссийском классификаторе достаточно широко представлены различные туристические услуги. Это говорит о том, что важность туризма как особого вида деятельности основывается на очень авторитетных стандартах. Однако указанные в классификаторе услуги не объединены общим понятием «туризм» или «туристическая деятельность», они представлены сами по себе, без связи с другими туристическими услугами, которые объединяют специальные предприятия (туристические фирмы).
Маркетинговые стратегии в деятельности туристической фирмы на внешнем рынке
... стратегий; Изучение этапов маркетингового планирования; Рассмотреть процесс разработки Изучить процесс разработки Осуществление анализа деятельности туристической фирмы ООО "Робинзон" в аспекте маркетинга; Разработка программы совершенствования туристической ... и маркетинговым компонентам туристических услуг, а компоненты, составляющие деятельность туристического предприятия, рассматриваются ...
В литературе есть мнение о том, чтобы туризм как вид экономической деятельности следует включить в состав санаторно-курортных и оздоровительных услуг, т.к. туризм не всегда сопряжен с лечением или отдыхом – ранее отмечались такие разновидности туризма, как научный туризм, религиозный туризм, деловой туризм. 11
В связи с большим экономическим значением туристическая деятельность должна быть включена в общероссийский классификатор как отдельная отрасль экономической деятельности.
ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПО ОКАЗАНИЮ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Договор о платных услугах является одним из наиболее важных и широко распространенных институтов гражданского права, который применяется во всех сферах общества и обслуживает самые разные имущественные отношения, как предпринимателей, так и граждан.
По своей правовой природе договор на оказание туристических услуг относится к организационным соглашениям. это согласованная, возмещаемая, публичная, двусторонняя уязвимость, в некоторых случаях — соглашение о членстве. 12
Как следует из ст. 10 Закона о туристской деятельности, турист вправе заключить договор как непосредственно с лицом, оказывающим соответствующие услуги (турагентом), так и с лицом, организующим оказание таких услуг (туроператором).
Договор может заключаться как на основании выработанных туроператором условий в стандартных формах — в этом случае следует говорить о договоре присоединения (ст. 428 ГК), так и по индивидуальному заказу туриста, самостоятельно определяющего маршрут путешествия и перечень соответствующих услуг (перевозка, питание, размещение, экскурсионное обслуживание и т.п.).
Правовые последствия квалификации туристического договора как публичного состоят, во-первых, в невозможности отказа организатора от заключения туристического договора (п. 3 ст. 426 ГК РФ), во-вторых, в случае уклонения коммерческой организации от заключения договора она может быть в судебном порядке понуждена заключить договор и возместить другой стороне убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В-третьих, только турист имеет право обратиться в суд с обязательством принудительного заключения государственного контракта. В-четвертых, в силу публичного характера туристического договора условия туристического договора, не соответствующие п. 2, 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны. 13
На практике часто возникает ситуация, когда организатор путешествия настаивает на заключении сделки с туристом. В пункте 2 Приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 со ссылкой на практику арбитражных судов разрешен вопрос, вправе ли коммерческая организация, в обязанности которой входит, в частности, оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится, требовать заключения договора с потребителем в связи с уклонением последнего от его заключения. Президиум ВАС РФ однозначно ответил: «Коммерческая организация не имеет права обязать потребителя заключить такой договор». На порядок заключения договора на туристическое обслуживание распространяются общие нормы гл. 28 ГК РФ. Однако с учетом того, что законом установлены два способа формирования туристского продукта — на усмотрение организатора путешествия и по индивидуальному заказу туриста, есть некоторые особенности. 14
Кадровая политика туристической фирмы и методы ее совершенствования ...
... работы является: Изучение кадровой политики туристической фирмы и методы ее совершенствования (на примере ООО «Бэст») Задачи исследования: 1. Изучение кадровой политики в деятельности туристической фирмы. 2. Определение фиктивной кадровой политики. ... работы: Работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения ... потребителя и продавца туристических услуг - это доверие. ...
Отношения между туристическим турагентом и туроператором в Законе о туристической деятельности по образцу договора розничной продажи туристского продукта. Указанная модель не соответствует п. 2 ст. 779 ГК, предписывающему применение к договорам оказания услуг по туристскому обслуживанию правил гл. 39 ГК о договоре возмездного оказания услуг. Реализуемая законом модель договора розничной продажи была использована на практике судами как основание для отказа в удовлетворении требований туристов к туристическим компаниям за ненадлежащее качество предоставляемых услуг. Верховный Суд РФ, рассматривая в порядке надзора конкретное дело, указал в связи с этим, что отношения между покупателем тура и туристической фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК, гл. III Закона о защите прав потребителей).
Принимая во внимание вышесказанное, есть все основания полагать, что Закон о туристической деятельности в части, регулирующей договорные отношения при предоставлении туристических услуг, не соответствует Гражданскому кодексу. 15
В литературе справедливо отмечалось, что для более эффективного регулирования отношений в сфере туристического обслуживания следует воспользоваться широко распространенной в гражданском обороте моделью возложения должником исполнения обязательства на третье лицо (ст. 313 ГК).
Возможность использования такой модели непосредственно вытекает из ст. 780 ГК, устанавливающей, что исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг. Следовательно, заказчик (турист), являющийся кредитором в обязательстве по оказанию туристических услуг, будет заключать договор с исполнителем (туроператором, организатором туризма), являющимся должником в этом обязательстве. Лица, которые предоставляют туристические услуги напрямую, будут третьими сторонами по соответствующему обязательству, таким образом связывая кредитора с должником. Главное, что при данной ответственность перед кредитором за действия третьих лиц в соответствии со ст. 403 ГК будет нести непосредственно должник, то есть туроператор, что позволяет урегулировать правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами обязательств по оказанию соответствующих услуг. 16
Особенностью данного договора является то обстоятельство, что одной из его сторон всегда является гражданин (турист), выступающий в качестве потребителя. Другой стороной договора — туроператором или турагентом — является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие соответствующую деятельность на основании лицензии о туристской деятельности (ст. 5 Закона), что позволяет говорить о туристской деятельности этих лиц как об их предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство важно для определения условий ответственности туроператора и турагента за невыполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Существенные условия договора
-
информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
-
сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристического продукта;
-
достоверная информация о потребительских свойствах туристического продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристического продукта;
-
дата и время начала и окончания путешествия и его продолжительность;
-
порядок и проводов туристов;
-
права, обязанности и ответственность сторон;
-
цена услуг и порядок ее оплаты;
-
минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
-
условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
-
порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Договор заключается в письменной форме (ч. 1 ст. 10 Закона).
ответственности сторон по договору
Упоминание в ст. 6 Закона О туристской деятельности, об убытках дает основание рассматривать его как указание на то, что убытки подлежат возмещению в полном объеме (т.е. включая реальный ущерб и упущенную выгоду).
Из этого следует, что поскольку турист в договоре выступает в качестве потребителя, условие договора об ограничении размера ответственности турагента или туроператора по сравнению с размером, установленным законом (возмещение убытков в полном объеме), является в силу п. 2 ст. 400 ГК ничтожным.
При расторжении договора Закон ограничивает возмещение убытков фактическими затратами сторон, которые, однако, не могут превышать двукратной стоимости туристического продукта (ч. 8 ст. 10).
При этом следует иметь в виду, что по общим правилам односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг для заказчика обусловлен оплатой исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК), а для исполнителя — полным возмещением убытков заказчику (п. 2 ст. 782 ГК).
Отсутствие в Законе определенного указания на то, что туроператор (турагент) несет перед туристом ответственность за действия тех лиц, которые непосредственно оказывают соответствующие туристические услуги, не должно порождать сомнения в применимости к данному договору положений ст. 313, 403, 706 ГК, предусматривающих ответственность исполнителя за действия третьих лиц, привлеченных им к исполнению договора. Включение в договор оказания услуг по туристскому обслуживанию положений, ограничивающих или исключающих ответственность исполнителя за действия названных лиц, следует в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей рассматривать в качестве условий, ущемляющих права потребителя. Такие условия признаются недействительными.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности в случае нарушения заказчиком установленных правил. На сегодня к правилам, нарушение которых туристом влечет освобождение должника от ответственности, следует отнести несоблюдение туристом перечисленных выше обязанностей (ст. 7 Закона о туристском обслуживании).
18
Оплата оказанных услуг
За туристические услуги взимается плата, установленная по взаимному соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами. В