Финансовая стратегия предприятия и проект ее совершенствования на примере колхоза «Большевик» Калачеевского района Воронежской области

Дипломная работа

Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться только к удовлетворению финансовых потребностей, определяемых необходимостью управления отдельными видами оборотных активов, замены выбывающих внеоборотных активов или текущего их прироста в связи с происходящими изменениями объема хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число предприятий осознают необходимость сознательного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации целей его общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия.

Важность разработки надежной финансовой стратегии для бизнеса определяется рядом условий.

Важнейшим из этих условий является интенсивность изменения факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки финансовой стратегии компании, является ее предстоящий переход на новый этап жизненного цикла. Каждый из этапов жизненного цикла предприятия характеризуется характерным для него уровнем инвестиционной активности, направлениями и формами финансовой деятельности, особенностями формирования и распределения финансовых ресурсов. Разработанная финансовая стратегия дает возможность заранее адаптировать финансовую деятельность компании к следующим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

43 стр., 21316 слов

Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...

... исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Он создает условия ... стандарта является акцент на проблеме организации внеклассной деятельности студентов, а проектная деятельность обозначена как одно из направлений внеклассной работы. [3] В соответствии ФГОС ...

Наконец, существенным условием, определяющим актуальность разработки финансовой стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности компании, связанное с открытием новых возможностей для бизнеса. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его финансовой деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной финансовой

Целью данного дипломного проекта является изучение действующего порядка формирования финансовой стратегии предприятия и разработка проекта ее усовершенствования для колхоза «Большевик» Калачеевского района Воронежской области.

Исходя из поставленной цели, определим задачи, которые будут решены в процессе исследования:

  • выявить теоретические и нормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий;
  • дать характеристику и оценку действующей финансовой стратегии колхоза «Большевик» в 2005-2007г.г.;
  • разработать проект совершенствования финансовой стратегии колхоза «Большевик».

Для выполнения поставленных задач использовались вычислительно-конструктивные, экономико-статистические, монографические и другие методы экономических исследований, а также специфические приемы финансового менеджмента.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды выдающихся ученых по рассматриваемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских институтов. Информационной основой для реализации дипломного проекта являются данные годовых отчетов компании за период 2005-2007 гг.г., бухгалтерского учета за 2005-2007г.г., плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия на 2008 год и материалы статистической отчетности.

1. Теоретические и нормативно-правовые основы разработки финансовой стратегии предприятий

В результате перехода к рыночной экономике компании были освобождены от государственной защиты, но в то же время их ответственность за экономические и финансовые результаты своей деятельности значительно возросла. В связи с этим, любое предприятие должно четко определять не только свою общую, но и финансовую

По мнению А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда [59, стр. 44], стратегия представляет собой совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей организации; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства. С. Д. Ильенкова [37, стр. 74] определяет стратегию как процесс принятия решений, взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи предприятия по отношению к его конкурентам, детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. О. С. Виханский [27, стр. 88], О. С. Виханский и А. И. Наумов [28, стр. 167] считают, что стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Мы разделяем мнение О. С. Виханского и А. И. Наумова, так как мы считаем, что он более полно и точно отражает суть данной концепции.

14 стр., 6662 слов

Основы разработки финансовой стратегии предприятия

... капитала. Рис. I.1 Функциональные стратегии предприятия Финансовая стратегия — это один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей ...

Разработка финансовой стратегии предприятия на текущем этапе базируется на методологических принципах новой концепции менеджмента — «стратегического менеджмента», которая активно внедряется с начала 1970-х годов в компаниях США и большей части стран Западной Европы. Стратегическое управление зародилось на основе разработки методологии стратегического планирования, составляющей его существенную основу. Однако, по мнению И. А. Бланка [24, стр. 21, 22], в отличие от обычного долгосрочного планирования, стратегическое планирование учитывает не только сложившиеся тенденции развития, но и систему возможностей и опасностей развития предприятия, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.

Важную роль в стратегическом управлении играет разграничение типов стратегий развития бизнеса по их уровням. В системе этого управления И. А. Бланк [24, стр. 22] выделяет три основные вида стратегий: корпоративную стратегию, функциональные стратегии (маркетинговая, производственная, финансовая, инновационная) и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес — единиц).

В отличие от И. А. Бланка, А.А.Томпсон и А. Дж. Стрикленд [59, стр. 71-85] выделяют корпоративную, деловую, функциональную и операционную стратегию.