Тема моей дипломной работы — «Развитие речи дошкольников через театральную деятельность». Изучение данной темы актуально для повышения эффективности деятельности психологов, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Эта тема актуальна при создании программ речевого развития дошкольников, создании особой среды и условий в практической деятельности специалистов, работающих с детьми.
Дошкольное учреждение — это период активного усвоения разговорной речи, формирования и развития всех аспектов языка: фонетического, лексического, грамматического. Владение грамотным языком является обязательным условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания и полноценного развития личности ребенка. Театральная деятельность стимулирует активную речь, расширяет область общения, благоприятствует чувствам и переживаниям, вызывает эмоциональную реакцию на явления окружающего мира через создание художественных образов с помощью слова. Дошкольное возраст — уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями [26].
В последнее время наметилась негативная тенденция, связанная с недостаточным общением ребенка в семье, с заменой «живого общения» на виртуальное, с чтением для просмотра мультфильмов через Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у дошкольников: фонетические, лексические и грамматические аспекты речи, ритм ее формирования. Одно из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольника — театральная деятельность.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. «Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Игровая деятельность на прогулке как средство развития выносливости ...
... прогулки и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; 4. Разработать методические рекомендации по практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; 5. Разработайте открытый игровой комплекс для тренировки выносливости у дошкольников старшего возраста. В процессе исследования ...
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения [16].
Актуальность исследования
Правильно организованная театральная деятельность способна в корне изменить нынешнюю ситуацию с развитием языка в нашей стране.
Цель исследования:, Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы особенностей речевого развития дошкольников средствами театральной деятельности.
2. Выявить уровень развития речи дошкольников МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино Нижегородской области.
3. Провести исследование состояния развития речи младших дошкольников МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино.
4. Разработать рекомендации по развитию речи дошкольников для психолога и педагогов МБДОУ детский сад «Ручеек» р. п. Варнавино.
Гипотеза исследования
- использовать специальные театрализованные игры-ситуации и упражнения для развития речи;
- создать развивающую среду, способствующую речевому развитию и коррекции нарушений развития речи дошкольников;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников;
- обеспечить обучение всех заинтересованных сторон ( как в дошкольном учреждении, так вне его) средствам театрализованной деятельности.
Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования:
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством театрально-игровой деятельности
1.1 Вопросы развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Речь — это многообразная деятельность, с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Дошкольное учреждение — это период активного языкового развития, а игра — основное занятие в этом возрасте. Театральная деятельность — один из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: обучение через игру.
Совершенствование языка тесно связано с театральной деятельностью, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у ребенка незаметно активируется словарный запас, культура звучания его речи, его интонационная структура улучшились. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью выразить себя ясно, ясно и понятно. У него диалогическая речь, у него улучшается грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, улучшает работу суставов. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих [13].
Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста
В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный ... а определяются конкретно – историческими условиями. Социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь (Леонтьев 1974). Но, ...
Речь — это тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии
Речь ребенка находится под влиянием языка взрослых и во многом зависит от достаточной языковой практики, нормальной языковой среды, образования и обучения, начиная с первых дней его или ее жизни. Речь не является врожденным навыком, но развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором его общего развития. Освоение ребенком родного языка происходит с большой регулярностью и характеризуется рядом характеристик, общих для всех детей. Чтобы разобраться в патологии речи, необходимо четко представить себе весь путь последовательного развития детской речи в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. необходимо четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы со временем заметить какие-то отклонения в этом процессе. Знание закономерностей речевого развития у детей также необходимо для правильной диагностики нарушений речи и их коррекции. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого [10].
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Е.Е.Тихеева,.А.Н.Гвоздев, Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе,К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт, зарубежный психолог Ж. Пиаже и др.
Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...
... Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Заканчивается работа библиографическим списком. Глава I. Теоретические основы процесса мотивации, .1 Мотивация - понятие и сущность Изучение развития ... становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Практическая сущность понятий «трудовой мотив» и «трудовой стимул» идентична. В первом случае речь идет о работнике, ...
Ульенкова Л.В.Первый доктор психологических наук Нижнего Новгорода разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с ЗРР.
Е.Е. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
А.Н. Гвоздев, советский лингвист, разработал лингвистическую периодизацию языкового развития ребенка.
К.Д. Ушинский — создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра — деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры).
Он признал теснейшую связь между эстетическим и нравственным воспитанием дошкольников.
А.Р. Лурия внес важный вклад в области дефектологии. Он инициировал исследования по анализу нейродинамических основ психических расстройств у ненормальных детей.
А.А. Леонтьев в контексте деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность.
Т.Б. Епифанцева педагог-дефектолог, автор книги «Пособие педагога-дефектолога».
Среди зарубежных психологов занимавшихся проблемой развития речи следует отметить Ж. Пиаже. Он отметил, что у детей третьего года жизни должна быть тенденция к монологизации. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь.
Они научно подтвердили тот факт, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и во многом зависит от достаточной языковой практики, нормальной языковой среды, образования и обучения, начиная с первых дней его жизни. Речь не является врожденным навыком, но развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором его общего развития [31].
Но по поводу этапов периодизации речевого развития дошкольников единого мнения не было.
Периодизации речевого развития дошкольников были сформулированы выдающимися психологами: А.Н.Леонтьевым и А.В.Запорожцем. Они выделили 4 этапа речевого развития у детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — пред дошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-ый — школьный.
Но наше мнение применительно к теме нашей дипломной работы больше соответствует периодизации языкового развития, основанной на гиперчувствительности. Эта периодизация сверхчувствительного развития рассматривает 3 наиболее важных этапа речевого развития дошкольников.
Период накопления первых слов является первой гиперсензитивной фазой речевого развития (условно это период от 1 до 1,5 лет).
Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в виде общего нарушения речи (далее ОНР) и задержки речевого развития (ЗРР).
«Особенности организации и содержания театрализованной деятельности ...
... Исходя из выше изложенного, определила цель своей работы: способствовать развитию речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность. Задачи: 1. Расширить представление детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, ...
Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывчивости» тех слов, которыми ребенок уже владеет, и даже в задержке языкового развития. Одной из характерных особенностей пред дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. В дошкольном учреждении наиболее интенсивно развивается речь.
В конце этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребенок в основном знает, как пользоваться предметами домашнего обихода и играть с игрушками.
Деятельность субъекта в этот период является ориентиром, поскольку именно в нем происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка.
Чтобы обогатить представления ребенка о свойствах предметов, ему необходимо знать различные характеристики и признаки вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой активно действует ребенок, является важнейшей предпосылкой для формирования внутреннего плана действий и умственного развития.
Потребность и потребность говорить предполагает два основных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в названии предмета. Но ни то и ни другое, в отдельности, к слову ещё не ведёт.
Период трех лет (2,5 — 3,5 года) является второй гиперсензитивной фазой
В возрасте 3 лет речь становится центром умственного развития ребенка. В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности; ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира.
В некоторых случаях в этом возрасте у детей может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неустойчивое языковое развитие. Трехлетний ребенок больше нуждается в языковой деятельности. Он постоянно разговаривает, задает вопросы взрослому, начинает подключать взрослого к общению с самим собой.
К 3 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. Темп развития речи в пред дошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их количество значительно увеличивается, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов.
В то же время артикуляция звуков остается далекой от совершенства: многие звуки опускаются или заменяются другими, похожими по артикуляции или звуку. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую характеристику[15].
Интенсивное развитие речи в этом возрасте восстанавливает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления
У детей четвертого и пятого года жизни интенсивно развивается игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.
«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...
... т. д.). Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) ...
Ребенок начинает мыслить при помощи рассуждений, т.е. он учится связывать между собой разные знания для решения конкретной мыслительной задачи. В пятилетнем возрасте ролевые игры становятся преобладающими и требуют участия группы дошкольников, поэтому это первый и основной вид совместной деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваивают моральные нормы, которые влияют на развитие их личности в целом. Возрастающие коммуникативные потребности приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. К пяти годам слово уже может более адекватно направлять деятельность ребенка и передавать ему информацию, но словесная инструкция, перевод опыта в вербальную форму по-прежнему нуждается в сенсорной поддержке. Включение слова не только ускоряет, качественно меняет, но и облегчает процесс усвоения новых знаний, способствует овладению новыми видами деятельности. Приобретенные с помощью словесной инструкции навыки легче переносятся ребенку в незнакомую ситуацию, на новый предмет. Меняется и роль речи дошкольника, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопутствующего он превращается сначала в фиксатор, потом в планирующий. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание ребенка, в формирование его деятельности и личности [30].
У детей 5 — 6 лет наблюдается третий гиперсензитивный период,
с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых;
- с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи.
Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь [39].
Дошкольное учреждение — это период активного языкового развития, а игра — основное занятие в этом возрасте. Театральная деятельность — один из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: обучение через игру.
Совершенствование языка тесно связано с театральной деятельностью, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний у ребенка незаметно активируется словарный запас, культура звучания его речи, его интонационная структура улучшились. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью выразить себя ясно, ясно и понятно. У него диалогическая речь, у него улучшается грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, улучшает работу суставов. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих [13].
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности занимались такие психологи: Л.С. Выготский, Фурмина Л.С., Вырошнина Л.В., Карпинская Н.П., А.Н. Леонтьев., Л. П. Бочкарева, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Л.В. Артёмова, О.А. Карабанова.
Знаменитый советский психолог Л.С. Выготский отметил, что театр — наиболее доступный вид искусства для дошкольников. Театральная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
По мнению Л.С. Фурмина, театральные игры — это перформативные игры, в которых литературное произведение воспроизводится на лицах с использованием выразительных средств, таких как интонация, мимика, жест, поза и походка, т.е воссоздаются конкретные образы. Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л.В. Вырошниной, Н.П.Карпинской было установлено следующее. Даже старшие дошкольники не играют в театральные игры в одиночку. Их больше интересуют драматические игры по предложению учителя и под его руководством.
А.Н. Леонтьев считал, что драматизация игры в науке, определяемая как «доэстетическая деятельность», была одной из форм перехода к продуктивной и эстетической деятельности с характерным мотивом воздействия на других людей.
Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «генетическая основа механизма актерского творчества», «форма примитивного драматического искусства» (Л.П. Бочкарева, В.Н. Всеволодский — Гернгросс, Л.С. Выготский) [17].
Рассмотрим подход в работах Л.В. Артемова, автор книги «Театральная деятельность в дошкольном образовательном учреждении» Театральные игры различаются по основным способам эмоционального выражения, посредством которых осуществляется тема, сюжет. В этом случае все театрализованные игры делятся на:
- режиссерские (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) — в этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей;
- игры-драматизации, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова).
Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы и куклы-бибабо, и соответствуют определению: «Драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо материальное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребенок играет один, он может использовать все средства выражения: интонацию, мимику, пантомиму.
Поэтому язык и речь традиционно рассматриваются в психологии и педагогике как узел, в котором переплетаются различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Речь является основным каналом трансляции культуры от поколения к поколению, а также важнейшим средством обучения и воспитания. Поэтому педагогическим работникам детских дошкольных учреждений необходимо знать этапы речевого развития дошкольников, характерные признаки проявляющейся речи, приемы речевого развития, позволяющие корректировать нарушения речевого развития у детей.
Если говорить о методах, способствующих развитию речи и ее коррекции при необходимости, то это, безусловно, театрально-игровая деятельность.
Театрализованная игра — деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одно моментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности и т.п.
Глава 2. Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
2.1 Понятие и виды театрализованных игр, их значение в развитии речи дошкольников
Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» К.С. Станиславский [34].
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театральная деятельность — один из наиболее эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: обучение через игру. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).
Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра.
Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Театрализованная деятельность — это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основными формами организации театрализованной деятельности есть: театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность.
младшего дошкольного возраста
I. Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста:
1. Имитация:
* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .
* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .
* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
2. Импровизация:
* Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки») .
* Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег») .
* Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами») .
3. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя») .
4. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса») .
5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок») .
II. Игры по речевому развитию направлены:
1.на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков
2.на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса.
3.на обогащение и активизацию словаря.
4.на развитие связной речи.
Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения.
Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности.
Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др).
Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.
В групповых комнатах для детей среднего возраста в МБДОУ организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.
Старший дошкольный возраст
Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители.
Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
Существуют различные виды театров для дошкольников:
Пальчиковый театр
Театр картинок
Театр на палочке
Вязаный театр
Конусный театр
Нами проведена классификация основных театрализованных игр и их значение для речевого развития (Таблица 1).
речь дошкольник театральный игровой
Таблица 1. Классификации театрализованных игр
Значение игр для развития речи |
Виды игр |
||
Н.А. Реуцкая |
1. Способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности (самостоятельность, инициативность).
2. Развивают речь, память, воображение. 3. Формируют внимание, т. е. игра способствует умственному развитию детей . 4.Развитие у детей воображения, мышления и речи. 5.Уупражняют в произнесении трудных звуков. 6.Совершенствуют связную диалогическую речь. 7.Влияют на творческое познание и преобразующую деятельность. |
Игры — драматизации, Игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей), фланелеграф, Теневой театр, Бибабо. |
|
Л.В. Артемьева |
1.Способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков. 2. Способствуют формированию умения переносить знания об окружающем мире в игру. 3. Развивают духовные и физические силы ребенка; внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. 4. Формируются все стороны личности ребенка. 5. Обогащение игрового опыта детей. 6. Формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах. 7.Способствует словесно-логическому мышлению. |
Режиссерские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелаграфе) Игры — драматизации (с атрибутами, с пальчиками, с куклами бибабо).
|
|
С.Л. Новоселова |
1.Развитие речевой активности детей. 2.Рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. 3.Влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты. 4.Способствуют развитию речи детей. 5.Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. 6. Развивает сосредоточенность. 7.Способствует словесно-логическому мышлению. |
Игры, возникающие по инициативе самих детей, по инициативе взрослого, Народные игры, идущие от исторических традиций. |
|
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.
Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Таким образом, исходя из значимости театрально-игровой деятельности для развития речи дошкольников, мы провели исследование по вопросу влияния театрализованной деятельности не только для развития речи дошкольников, но и для коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста.
С этой целью мы провели констатирующий эксперимент по выявлению уровня речевого развития и нарушений речи среди дошкольников МБДОУ «Ручеек» р/п Варнавино.
2.2 Уровень речевого развития детей дошкольников в МБДОУ «Ручеек» (констатирующий эксперимент)
Нами было проведено исследование развития речи дошкольников в нашем дошкольном учреждении по методике Е. А. Стребелевой, предложенные в пособии «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста» (пособие основывается на современном подходе к диагностике психического развития детей раннего дошкольного возраста).
Нами были обследованы дети в возрасте 4 — 5 лет, относящиеся к ко 2-му и 3-му сензитивным периодам развития речи. Эти периоды важны нам по тем обстоятельствам, что мы максимально можем использовать методики театрально-игровой деятельности для развития и коррекции речи дошкольников.
У детей 4-го и 5-го года жизни речь способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения.
Сюжетно-ролевая игра — в эти периоды становится преобладающей и является первым и основным видом деятельности, растущие потребности общениям приводят тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции общения.
У детей 5-ти 6-ти летнего возраста в норме формируется контекстная речь, то есть самостоятельное порождение текста. В этот период психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии — в виде заикания, а ограничение речевого общения и низкий уровень речевого окружения к недостаточной сформированности монологической речи.
На констатирующем этапе исследования целью нашего изучения было выявление уровня развития речи детей дошкольного возраста 4-5 летнего возраста.
Экспериментальная работа по выявлению уровня речевого развития и нарушений речи включала применение методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития. При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот фактор, что для ребенка дошкольного возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является игра. Это возможно тогда, когда ребенок готов сотрудничать, т.е. у него имеется желание выполнять задания, предложенные взрослым.
Исследовательская работа по выявлению уровня речевого развития средствами театрализованной деятельности дошкольников проводилась с помощью следующих методов: рассказ, чтение, беседы, тренинги, импровизация, перевоплощения, упражнения.
Использовались следующие методики:
- Методика «Сюжетные картинки» (задание направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи);
- Методика «Поиграй» (задание направлено выявления уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логических связанных действий, объединяя их в общий сюжет);
- Методика «Найди пару» (сравнение картинок).
(Задание направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия);
- Методика «Расскажи» (сюжетная картинка).
(Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.
По результатам проведенной диагностики были выделены 2 группы детей с нарушениями речевого развития: дети с фонетическим нарушением речи (далее ФНР) и дети с задержкой речевого развития (далее ЗРР).
Фонетическое нарушение речи (ФНР)
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука -« акета» вместо «ракета»
- в искажениях — горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки — С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) — Л, Р (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
В нашей работе исследуются две группы детей раннего дошкольного возраста ЗРР и ФНР.
Задержка речевого развития
Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на до развитие нервных структур, ответственных за речь.
Т.Б. Епифанцева педагог-деффеколог выделяет причины возникновения задержки речевого развития:
— Не востребованность речи
- Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически);
- Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);
Нарушения слуха,
Различные заболевания впервые годы жизни;
— Наследственные факторы,
Неблагоприятные социально-бытовые условия