Теоретические основы развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности

Курсовая работа

1.1. Теоретические основы развития творческих способностей детей

Творчество возникает постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждом этапе возраста они имеют свои особенности проявления, каждый период детства имеет свои формы. Следовательно, творчество — это процесс, который влияет на жизнь каждого человека, особенно в детстве, а не только отдельных людей.

Воображение

Обычно воображение начинает развиваться в возрасте трех лет, остается активным в детстве, подростковом и юношеском возрасте и сохраняется во взрослом возрасте у небольшого числа людей. Дети в возрасте от трех до пяти лет создают новый образ, основанный на некоторых элементах реальности, которые, в свою очередь, становятся центральной частью нового образа. К четырем-пяти годам творческое воображение заметно снижается, так как дети активно усваивают социальные правила и нормы.

После, в шесть – семь лет, дети начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, при этом элементы реальности занимают уже второстепенное место, уступая первое место собственным придуманным образам, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Старшие дошкольники в своих произведениях не только передают продуманные впечатления, но и начинают целенаправленно искать 16 способов этой передачи. Возможность выбора проявляется не только в выборе подходящих способов реализации продуктов воображения, передачи идей, но и в поиске самой идеи, идеи.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для развития творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте дети начинают использовать новый тип построения изображений, в котором элементы реальности занимают второстепенное место, а первое место отводится их собственным придуманным изображениям, обеспечивающим оригинальность и продуктивность решений. Старшие дошкольники не столько передают тщательно продуманные впечатления, сколько намеренно начинают искать пути и методы этой передачи.

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев показывает, что в более позднем дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством появляется новый вид деятельности — творческий. Уникальность этого типа в том, что он дает возможность переходить от мысли к ситуации, а не наоборот, как было раньше. При этом, характеризуя особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают их специфику.

7 стр., 3444 слов

Мотивационная готовность детей к школе

... влиянием на процесс формирования мотивационной готовности к обучению с учетом гендерно-специфических психологических особенностей развития ребенка. Формирование мотивационной сферы — предпосылка готовности ребенка к школе Концепция готовности к школе В последнее время задача подготовки детей к школе заняла важное место ...

Н.Н. Поддьяков [36] отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что «ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности» [15].

Создание условий

  1. Принцип активности , участие в создании своего предметного окружения;
  2. Принцип стабильности – динамичности, который ориентирует на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;
  3. Принцип комплексирования , реализующий возможность построения отдельных зон активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству;
  5. Принцип эстетической организации среды , сочетающий при этом привычные и неординарные элементы;
  6. Принцип открытости – закрытости , т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
  7. Принцип половых и возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

    Построение предметно-пространственной развивающей среды с учетом перечисленных принципов дает ребенку ощущение психологической защищенности, способствует развитию творческих способностей, усвоению способов деятельности.

Окружающая среда создается с целью решения следующих задач:

  1. Обеспечение условий для развития творческих и познавательных способностей детей;
  2. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний;
  3. Создание условий для эмоционального переживания различных ситуаций с целью понимания воспринимаемого содержания.

1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

Говоря о формировании навыков, необходимо остановиться на вопросе, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза о том, что нужно развивать творческие способности с раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «созревает» в первые несколько лет жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «созревания» — время максимальной чувствительности и пластичности к внешним условиям, время самых высоких и широких возможностей для развития.

9 стр., 4473 слов

Развитие исследовательской деятельности дошкольников

... развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение. 1. Проблема развития исследовательской деятельности дошкольников в научно-методической литературе В каждый момент времени вокруг нас ...

Это наиболее благоприятный период для начала развития всего разнообразия человеческих возможностей. Но ребенок начинает развивать только те навыки, для развития которых есть стимулы и условия на «момент» этого созревания. Чем более благоприятны условия, чем они ближе к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь максимальной высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и изобретательным.

Однако возможности для развития мощностей, достигнув максимума в «момент» зрелости, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие навыки не развиваются, не работают, если ребенок не занимается необходимой деятельностью, то эти возможности начинают теряться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А родители, стимулируя любопытство, передавая детям знания, вовлекая их в различные занятия, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — необходимое условие будущей творческой деятельности. При этом мышление дошкольников свободнее, чем у детей старшего возраста. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство — это еще и тонкий период для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст предоставляет прекрасные возможности для развития творческих способностей. И творческий потенциал взрослого во многом будет зависеть от того, как эти возможности были использованы. давно известно, что творчество требует комфортной психологической среды и свободного времени, поэтому шестым условием успешного развития творческих способностей является теплая и дружеская атмосфера в детской семье и коллективе.

Взрослые должны создать безопасную психологическую основу для возвращения ребенка от творческой деятельности и собственных открытий. важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, быть терпеливым даже в отношении странных идей, необычных в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. [17, с.201]

Но создания благоприятных условий недостаточно для того, чтобы вырастить ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи до сих пор считают, что творчество заложено в ребенке и нужно только не мешать его свободному самовыражению. Но практика показывает, что такого невмешательства недостаточно: далеко не всем детям удается проложить путь к творчеству и надолго сохранить творческую активность.

Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Неслучайно сейчас так популярны детские клубы и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, до сих пор ведется много споров о том, чему и как учить детей, но то, что учить необходимо, не вызывает сомнений.

3 стр., 1421 слов

Мое профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Пластилинография. ...

... методике «пластилинография» способствуют формированию у детей сильных визуальных навыков и развитию творческих способностей. В процессе применения в педагогической ... очень многого, причем не только в плане профессиональной компетентности, но и личного характера. современному ... фон пластилином, композицией из различных материалов. У ребенка есть возможность сделать изображение рельефным, а значит более ...

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если это будет целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в этом курсе на основе изучения литературы по данной теме мы постарались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важных компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

Поэтому, говоря о проблеме творческих способностей детей, хочу подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно только при совместных усилиях как воспитателей дошкольных учреждений, так и семьи. К сожалению, учителя жалуются на отсутствие адекватной поддержки со стороны родителей, особенно когда речь идет о педагогике творчества.

Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание благоприятных условий для формирования их творческих способностей.

Дошкольное учреждение — это период интенсивного развития творческих возможностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена задача: развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

В системе дошкольного образования большое значение придается созданию условий для полноценного развития ребенка. Развитие творческих способностей современного дошкольника — актуальная задача государственного масштаба. Завтрашний уровень технической и духовной стороны российского общества зависит от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть методами творческой самореализации.

Творчество

  • воображение,
  • дивергентное мышление (тип мышления, идущего в различных направлениях),
  • конвергентное мышление.

В свою очередь воображение и мышление определяются как:

  1. Беглость – способность находить наибольшее количество идей (важно не качество, а количество).

  2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность – способность находить нестандартные идеи.
  4. Разработанность (законченность) – способность разрабатывать свою идею или придать ей окончательный вид.