Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

Курсовая работа
Содержание скрыть

Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.

Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г. Бондаревского, М.К. Енисеева, В.И. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и других.

Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехи в обучении достигаются, прежде всего, учителями, которые обладают педагогическим потенциалом для развития и поддержания познавательных способностей детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя» [12, с.15].

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.

Противоречие:, Проблема:, Объект исследования:, Цель исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;

  • создание ситуации успеха;
  • организация работы в малых группах;
  • планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания — всестороннего развития личности и выделяется образовательно-познавательное содержание любого вида КТД.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития познавательного интереса к внеклассной деятельности.

Выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников., Изучить своеобразие познавательных способностей и их формирование в младшем школьном возрасте.

4. Обосновать и теоретически разработать программу развития познавательных способностей школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.

5 стр., 2051 слов

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке

... и методах улучшения познавательной активности младших школьников. Цель: изучить основные пути и средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках. Задачи: определить сущность понятия «активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе; представить особенности активизации познавательной деятельности младших школьников за свет ...

Новизна исследования:, Практическая значимость:, База исследования:, Структура курсовой работы

Глава 1. Теоретические основы познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

1.1 Особенности внеурочной деятельности младших школьников

Внеклассная деятельность всегда привлекала большое внимание многих учителей, методистов и ученых. Анализ различных научных и методических публикаций показал, что помимо многочисленных определений внеклассной деятельности существует проблема с использованием в данной теме родственных понятий, таких как «внеклассная» и «внеклассная» деятельность. В процессе изучения научно-методической литературы была составлена ​​таблица 1, в которой представлены различные интерпретации трех упомянутых выше понятий.

Таблица 1 Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

Внеклассная деятельность — это организованные и целевые занятия со школьниками, проводимые школой с целью расширения и углубления знаний учащихся, умений, способностей к развитию индивидуальных способностей, а также организации их разумного отдыха.—Каирова, И. А. Педагогическая энциклопедия. [Тест] / И.А. Каирова. Ф.Н., Петрова. М.: Просвещение, 1964. -280 с.Внеклассная работа — это составная часть учебно- воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.—Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания. [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1983. -108 с.Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.—Амонашвили, Ш.А.

Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88сВнеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.-Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия.[Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с. Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока- Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А.

7 стр., 3334 слов

«Организация профилактической работы с учащимися группы риска»

... характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм. Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям: ... для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д. Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории ...

Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с.Внеклассная работа организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассные занятия организуются школой и очень часто в стенах школы, а внеклассные занятия — учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.Педагогический энциклопедический словарьВнеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учрежденияхВнеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить потенциальные возможности и интересы своих подопечных, помочь ребенку их реализовать. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. <#»justify»>деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Выводы:

1. В научно-методической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».

В 1990г. появляется термин «внеурочная работа», не имеющий

принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в таблице 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в таблице 1).

3. Впоследствии в отдельных научно-методических пособиях и в глоссарии ФГОС он начинает встречаться с понятием «внеклассная деятельность», которое вообще не находит самостоятельного определения, приравниваясь к «внеклассной деятельности».

В современной школе наиболее актуален термин «внеклассная деятельность», поскольку в ФГОС понятия «внеклассная» и «внеклассная» деятельность приравнены. Поэтому в данной курсовой работе будет использоваться именно термин «внеурочная деятельность», что означает деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[25].

12 стр., 5784 слов

Содержание профессионального образования и обучения, принципы ...

... актуальным. Профессиональное обучение начинает влиять на экономическое и социальное развитие общества. Дети участвуют в трудовой деятельности на ... фабриках и в ремесленных мастерских. Все это продиктовало объективную и острую необходимость дальнейшего развития и создания профессиональных училищ. Особое значение приобретают теории и проекты профессионального образования и обучения ...

Внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм организации досуга студентов. Под внеклассными занятиями сегодня понимаются, прежде всего, мероприятия, организуемые во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправляющейся и общественно полезной деятельности.

Интерес школы к решению проблемы внеклассной деятельности объясняется не только ее включением в учебную программу 1-4 классов, но и новым взглядом на результаты обучения.

Материалы стандарта подводят к выводу:

  • а) внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеклассной деятельности школьников является создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, понимания духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:

  • Участие ребенка в общеобразовательных школьных мероприятиях происходит на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность[25].

Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

  • запросы родителей, законных представителей учеников;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
  • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Внеурочную деятельность младших школьников нельзя рассматривать без изучения развития познавательных способностей (п. 1.2), так как они являются одной из самых главных задач воспитательной работы в начальной школе.

1.2 Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте

Когнитивные способности человека — это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находить способы применения полученной информации на практике. Познание — сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание[12, с.36]. В нашей работе мы опирались на определения Р.С. Немова, который считает, что память — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение — это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте[1, с. 240].

7 стр., 3469 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра ...

Начиная педагогическую работу с детьми, в первую очередь нужно понимать, что дается ребенку от природы, а что приобретается под влиянием окружающей среды.

Развитие человеческих задатков, трансформация их в навыки — одна из задач обучения и воспитания, которую невозможно решить без знания и развития познавательных процессов. По мере развития улучшаются и сами способности, приобретая необходимые качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, закономерностей их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных способностей внесли и такие ученые, как: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин , С.Л. Рубинштейн и др.

Учеными, представленными выше, были разработаны различные методики и теории развития познавательных способностей (зона ближайшего развития — Л.С. Выготский, развивающее обучение — Л.В.Занков, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

И теперь, чтобы успешно развивать познавательные навыки во внеклассной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Это невозможно без учета характеристики основных компонентов познавательных способностей младших школьников.

Одним из компонентов познавательных способностей является память. Память — важнейшая психологическая составляющая учебно-познавательной деятельности. Активность памяти в школьном возрасте становится все более произвольной и значимой. Показателем значимости запоминания является владение учеником приемами, приемами запоминания. Спецификации содержимого и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объём памяти. Развитие памяти идёт неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении всего начального образования, но преобладание словесного материала в учебной деятельности быстро развивает у детей способность запоминать сложный, часто абстрактный, материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания[2, с. 146].

В процессе обучения в начальной школе «память ребенка становится мыслью». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

1. Усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

15 стр., 7336 слов

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...

... дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника. ... Память – это не готовая способность. ... основу для развития причинного мышления: ...

2. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)[8, с.58].

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах).

Память школьников более осознанна и организована, чем память дошкольников. Некритичность памяти характерна для младшего школьника, у которого она сочетается с неуверенностью в запоминании материала. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей для образования новых связей, больше возможностей запоминания и, следовательно, тем сильнее память.

У младших школьников образная память более развита, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. При обучении в начальных классах предоставляется много конкретного и фактического материала, развивающего зрительную и образную память. Но в начальной школе нужно готовить детей к среднему образованию, нужно развивать логическую память. Студенты должны запомнить определения, демонстрации, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления[10, с.78].

Особую роль играет развитие мышления в младшем школьном возрасте. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллегализируются и приобретают произвольный характер[7, с.64].

Мышление ребенка школьного возраста находится на критической стадии развития. В этот период совершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны[4, с. 149].

М. Монтессори отмечает, что ребенок обладает «впитывающим мышлением». Он бессознательно и без устали вбирает в себя образы окружающего мира, восполняемые его органами чувств».

Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду — чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, — детский разум абстрагирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. В этой связи особое значение приобретает предмет и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создавать для него такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами[19, с. 53].

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).

43 стр., 21316 слов

Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...

... и контролирующий уровень развития исследовательского потенциала младших школьников. Выявить эффективность проделанной работы. Методы исследования:, Гипотеза исследования:, База исследования: Глава 1. Основы формирования исследовательских навыков школьников в проектной деятельности. 1.1. Понятие «исследовательские умения», ...

Преобладающий тип внимания младших школьников в начале обучения — непроизвольный, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: все еще не может контролировать свое внимание и часто находится во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с умственной деятельностью: ученики не могут сосредоточить внимание на том, что непонятно, непонятно. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание[6, с.97].

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает только на пике волевого усилия, когда ребенок целенаправленно самоорганизуется под давлением обстоятельств или по собственной мотивации. В обычных ситуациях ему все еще сложно организовать свою умственную деятельность таким образом.

Помимо преобладания непроизвольного внимания, его относительно низкая устойчивость связана еще и с возрастом. У младших школьников довольно быстро меняются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Поэтому внимание ребенка школьного возраста отличается легкостью передачи и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на объекте. Исследования распределения внимания показали, что это связано с возрастом ученика. К концу 3-го курса у школьников, как правило, повышается и развивается умение распределять и переключать внимание. Учащиеся третьего класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетради, точностью письма, своей позой и тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы[5, с. 33].

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает необычайное педагогическое значение как наиболее частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях [14].

Внимание и воображение тесно связаны. Особенностью воображения младшего школьника является то, что он полагается на определенные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения.

Когда он читает и рассказывает, ребенок полагается на образ, конкретный образ. Без этого студент не может представить, воссоздать описанную ситуацию.

Кроме того, в младшем школьном возрасте активно развивается развлекательное воображение. У детей школьного возраста различают несколько типов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

15 стр., 7307 слов

Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками

... позиции в группе, упорядоченной в определенной последовательности, с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, при этом самый низкий уровень политического риска получает самые ...

Основная тенденция, которая вырисовывается в развитии детского воображения, — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного сочетания идей к логически обоснованному сочетанию.

Для воображения младшего школьника характерна еще одна особенность — наличие элементов воспроизведения, простое воспроизведение. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др.

С возрастом элементов репродуктивного и простого воспроизводства в воображении младшего школьника становится все меньше, и все больше появляется творческая переработка идей.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого, но и характер сочетаний, которые добавляются в этот материал, их качество и разнообразие значительно ниже, чем у взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится[14].

В.С. Мухина отмечает, что к младшему школьному возрасту ребенок в своем воображении уже может создавать самые разные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности[13].

Таким образом, изучив особенности внеурочной деятельности младших школьников и познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте, мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности (п. 1.3).

1.3 Программа развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, Пояснительная записка.

Программа «Развитие и обучение вместе» основана на федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, основная цель которого — развитие познавательных способностей у самых младших школьников. В содержание уроков во внеклассной деятельности мы включили работу по развитию познавательных навыков через групповую работу. Особенность организации подобных мероприятий в том, что в них могут участвовать не только сильные ученики, но и опоздавшие.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы.

Новизна программы «Развиваемся и познаем вместе» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей: значительно расширяет объем и концентрацию внимания. Ученики овладевают простыми, но необходимыми приемами наглядного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Существенно обогащаются запасы и способность формулировать собственные аргументы и объяснения в устной форме. Работа в команде предполагает обмен информацией между ними в непринужденной обстановке.

23 стр., 11101 слов

Исследование познавательных УУД младших школьников в малокомплектной школе

... курсовой работы Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных УУД младших школьников в условиях малокомплектной школы 1.1 Общая характеристика познавательных УУД Способность ... деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. [1 8 , c. 45] Особую группу ... и уровня усвоения; его временных характеристик; · контроль в форме сличения способа действия и его результата ...

Цель программы:

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи :

Обучающие:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей. Развивающие:
  • формирование и развитие логического мышления;

развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма,

переключение и т.д.);

развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости,

развитие смысловой памяти);

  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е.

умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

формирование положительной мотивации к учению.

формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

  • формирование умения работать в группе.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

увеличить скорость и гибкость мышления

выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;

улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно

моторной координации;

  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

решать логические задачи на развитие аналитических способностей и

способностей рассуждать;

  • находить несколько способов решения задач;
  • работать в группе.

принципах

1. Принцип гуманизации и гуманизации способствует правильной ориентации учащихся в системе ценностей и способствует включению учащихся в диалог между разными культурами.

2. Принцип внешней и внутренней дифференциации выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета

  • Принцип свободы выбора предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации;, Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

  • Принцип единства единство обучения, воспитания, развития.

Методы: проблемный и исследовательский.

Срок реализации программы:, Количество часов в неделю:, Время занятия:, Общее количество часов:, Учебно-тематический план

№ п/пНазвание модуля и занятийКоличество часов1.Модуль 1. Геометрические фигуры и их свойства81.1Многоугольники.11.2Четырёхугольники.11.3Виды четырёхугольников: трапеция, ромб.11.4Плоские фигуры и объёмные тела.11.5Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.11.6Окружность и круг.21.7Деление окружности на 4, 6 равных частей.12.Модуль 2. Закономерности72.1Выявление закономерности расположения чисел.12.2Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения.12.3Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами.12.4Правило магического квадрата вычитания.12.5Правила магических квадратов умножения и деления.12.6Решение магических квадратов.23.Модуль 3. Нумерация23.1Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч.13.2Поразрядное сравнение многозначных чисел.14.Модуль 4. Нетрадиционные задачи84.1Задачи со сказочным сюжетом24.2Составление задач с литературным содержанием.24.3Возраст и время в задачах.24.4Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных.2

Чтобы доказать эффективность программы «Развиваемся и познаем вместе» была проведена опытно — экспериментальная работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности (глава 2).

Выводы по главе 1

Особенностью внеурочной деятельности младших школьников является объединение всех видов деятельности кроме урочной (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Познавательные способности в младшем школьном возрасте характеризуются следующими особенностями: память — механическая, наглядно-образная, обладает некритичностью; мышление — «впитывающее», конкретное, связанное с реальной действительностью и наблюдением; внимание — непроизвольное, характерна небольшая устойчивость; воображение — воссоздающее и творческое, присутствуют элементы простого воспроизведения.

С учетом изложенного и на основе ФГОС разработана программа развития познавательных способностей младших школьников во внеучебной деятельности, особенностью которой является использование модульных технологий.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных способностей младших школьников

на базе МАОУ СОШ №12 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент.

В эксперименте участвовали ученики 3 «А» и 3 «Б» классов, всего 22 человека. 3 «А» составил экспериментальную группу, 3 «Б» контрольную (по 11 человек в каждой).

Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

этап — констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

этап — формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

этап — контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательных способностей детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня познавательных способностей младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели:

Уровень памяти по объему., Уровень мышления по усвоению процессов анализа и синтеза.

  • Уровень воображения по способности создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания.

Уровень внимания по произвольности.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных способностей у младших школьников: низкий, средний и высокий.

ор ) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

ор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Для выявления уровня познавательных способностей мы использовали следующие методики: для выявления объема памяти — «Оценка объема кратковременной слуховой памяти»; для выявления уровня развития мышления — «Сравнение понятий»; для выявления уровня развития внимания — «Методика изучения произвольности внимания»; для выявления уровня воображения — Методика «Дорисовывание фигур» (Приложение 2).

Результаты по критериям и показателям.

Методика для выявления объема памяти выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 3 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 — 8 единиц (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л.)- это высокий уровень; 4 человека набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц (Илья А., Полина А., Егор В., Максим И.) — это средний уровень; 4 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц (Владимир Б., Анна Г., Эммин И., Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 — 8 единиц (Владимир А., Анастасия А)- это высокий уровень; 6 человек набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц (Мария Б., Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В., Виктория Д.) — это средний уровень; 3 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц (Сергей Д., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 25 до 30 баллов (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л.) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 24 баллов (Илья А., Полина А., Егор В., Максим И.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Владимир Б., Анна Г., Эммин И., Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 25 — 30 баллов (Владимир А., Анастасия А)- это высокий уровень; 6 человек набрали от 15 до 24 баллов (Мария Б., Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В., Виктория Д.) — это средний уровень; 3 человека набрали менее 15 баллов (Сергей Д., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития внимания показала: в экспериментальной группе 3 человека набрали от 20 до 25 баллов (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л.) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 20 баллов (Илья А., Полина А., Егор В., Максим И.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Владимир Б., Анна Г., Эммин И., Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе 2 человека набрали от 20 — 25 баллов (Владимир А., Анастасия А) — это высокий уровень; 6 человек набрали от 15 до 20 баллов (Мария Б., Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В., Виктория Д.) — это средний уровень; 3 человека набрали менее 15 баллов (Сергей Д., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития воображения показала: в экспериментальной группе у 3 человек Кор > на 2 балла и более (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л.) — это высокий уровень; у 4 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше (Илья А., Полина А., Егор В., Максим И.) — это средний уровень; у 4 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла (Владимир Б., Анна Г., Эммин И., Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе у 2 человек Кор > на 2 балла и более (Владимир А., Анастасия А) — это высокий уровень; у 6 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше (Мария Б., Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В., Виктория Д.) — это средний уровень; у 3 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла (Сергей Д., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты констатирующего этапа

УровниКонтрольная группа 3 «А»Экспериментальная группа 3«Б»Высокий18.2% — 2 человека27.2% — 3 человекаСредний54.5% — 6 человек36.4% — 4 человекНизкий27.3 % — 3 человека36.4% — 4 человек

ор выше среднего по группе на 2 и более балла.

ор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

ор) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательных способностей, что говорит о необходимости их развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе (2.2).

2.2 Реализация программы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности через использование модульных технологий. Занятия с применением модульной технологии проводятся после изучения на уроках математики определенного раздела темы во внеурочной деятельности в качестве повторения и закрепления материала. Программа состоит из 4 модулей. Конспекты занятий представлены в приложении 3 — 6. Ценность таких занятий заключается в том, что на их материале ученик самостоятельно проверяет и оценивает себя и свои знания, что приводит к адекватной самооценке.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует логическое мышление ученика. Задания помогают формированию целостного представления о предмете, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание. В результате чего у детей появляется интерес к математике.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей хорошо развиты познавательные способности. Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Поэтому мы старались поощрять детей во время выполнения заданий.

Таким образом, в результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологических климат в классе: дети не бояться ошибок, помогают друг другу.

Можно описать некоторые изменения, происходящие в поведении детей за время проведения формирующих занятий. В начале дети (Полина Б., Егор В., Анна Г., Ксения Г., Владислав Д., Эммин И.) не проявляли особого интереса к предлагаемому материалу и поиску различных способов обращения с ним. В середине формирующего эксперимента заинтересованность детей в предлагаемом им материале значительно возросла, они стремились найти разнообразные способы использования предлагаемого им материала (Максим И., Алексей Л., Алексей М., Екатерина О., Егор О.), хотя это им не всегда удавалось. У детей появились попытки расширить предлагаемую им ситуацию. В конце формирующих занятий поведение детей существенно изменилось. Они стремились найти различные способы использования предлагаемого им материала и часто находили очень интересные (Полина Б., Егор В., Анна Г., Ксения Г., Владислав Д., Эммин И.).

Для того, чтобы определить, насколько эффективными были наши занятия с использованием модульных технологий, мы провели контрольное исследование, о котором пойдет речь в следующем параграфе (2.3).

2.3 Анализ результатов исследования

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.

Результаты по критериям и показателям.

Методика для выявления объема памяти выявила следующие результаты: в экспериментальной группе 5 человек набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 — 8 единиц (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л., Илья А., Полина А.,)- это высокий уровень; 5 человек набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц (Егор В., Максим И., Владимир Б., Анна Г., Эммин И.,) — это средний уровень; 1 человека набрал по 4 балла, объем памяти у него 4-5 единиц (Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали по 10 баллов, объем памяти у них 7 — 8 единиц (Владимир А., Анастасия А., Мария Б.)- это высокий уровень; 4 человека набрали по 8 баллов, объем памяти у них 6-7 единиц (Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В.) — это средний уровень; 4 человека набрали по 4 балла, объем памяти у них 4-5 единиц (Сергей Д., Иван Ж., Степан И., Виктория Д.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития мышления выявила: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 25 до 30 баллов (Ксения Г, Владислав Д., Алексей Л., Илья А., Полина А.) — это высокий уровень; 5 человек набрали от 15 до 24 баллов (Егор В., Максим И., Владимир Б., Анна Г., Эммин И.,) — это средний уровень; 1 человек набрал менее 15 баллов (Полина Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 25 — 30 баллов (Владимир А., Анастасия А., Мария Б.,)- это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 24 баллов (Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Ярослав В.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Сергей Д., Виктория Д., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития внимания показала: в экспериментальной группе 5 человек набрали от 20 до 25 баллов (Ксения Г, Владислав Д, Илья А., Полина А., Алексей Л.) — это высокий уровень; 5 человек набрали от 15 до 20 баллов (Егор В., Владимир Б., Анна Г., Полина Б., Максим И.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Эммин И.) — это низкий уровень. В контрольной группе 3 человека набрали от 20 — 25 баллов (Владимир А., Мария Б., Анастасия А) — это высокий уровень; 4 человека набрали от 15 до 20 баллов (Екатерина Б., Михаил Б., Вероника В., Виктория Д.) — это средний уровень; 4 человека набрали менее 15 баллов (Сергей Д., Ярослав В., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Методика для выявления уровня развития воображения показала: в экспериментальной группе у 5 человек Кор > на 2 балла и более (Ксения Г, Владислав Д, Алексей Л., Егор В., Максим И.) — это высокий уровень; у 5 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше (Илья А., Полина А., Анна Г., Эммин И., Полина Б.) — это средний уровень; у 1 человека Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла (Владимир Б.) — это низкий уровень. В контрольной группе у 3 человек Кор > на 2 балла и более (Владимир А., Екатерина Б., Анастасия А) — это высокий уровень; у 4 человек Кор=среднему по группе или на 1 балл больше или меньше (Мария Б., Михаил Б., Ярослав В., Виктория Д.) — это средний уровень; у 4 человек Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла (Сергей Д., Вероника В., Иван Ж., Степан И.) — это низкий уровень.

Сравнение результатов уровня развития познавательных способностей до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы. В контрольной группе, где проводились традиционные занятия не произошло значительных изменений в уровне развития познавательных способностей: количество детей с низким уровнем с 27.3% детей (3 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей со средним уровнем уменьшилось с 54.5% детей (6 чел.) до 36.4% детей (4 чел.), количество детей с высоким уровнем развития содержательного показателя познавательных интересов увеличился с 18.2%( 2 чел.) до 27.2% детей (3 чел.).

В экспериментальной группе, проводились развивающие занятия с использованием модульных технологий произошли существенные изменения в уровне развития познавательных способностей. Низкий уровень развития познавательных интересов с 36.4% детей (4 чел.) уменьшился до 9% (1 чел.), средний уровень уменьшился с 36.3% детей (4 чел.) до 45.5% детей (5 чел.), в то же время высокий уровень развития познавательных интересов вырос с 27.2% детей (3 чел.) до 45.5% детей (5 чел.).

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы.

После проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных способностей детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы уровень познавательных способностей значительно вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались без изменений.

Результаты показали, что во время контрольного эксперимента дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности. В экспериментальной группе значительно увеличилось число вопросов. Около половины детей задали от 2 до 4 вопросов. Проведённый эксперимент позволяет заключить, что развитие познавательных способностей свою формируются под влиянием педагога во время проведения занятия с использованием модульных технологий.

Таким образом, используя модульные технологии на занятиях в начальной школе, можно целенаправленно развивать познавательные способности у детей младшего школьного возраста. Результаты диагностики развития познавательных интересов у детей на контрольном этапах исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты контрольного этапа

УровниКонтрольная группаЭкспериментальная группаВысокий27.2% — 3человека45.5% — 5 человекСредний36.4% — 4 человека45.5% — 5 человекНизкий36.4 % — 4 человека9% — 1 человек

Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия с использованием игровых технологий, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников.

Выводы по главе 2

Диагностика уровня познавательных способностей младших школьников показала, что большинство детей имеют средний уровень (45.5%), результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно. Формирующий этап эксперимента позволил нам провести 5 занятий по развитию познавательных способностей учащихся с использованием модульных технологий. На занятиях этого этапа мы применили различные формы внеурочной деятельности, разработали специальные конспекты для учителя.

Анализ результатов исследования показал, что программа «Развиваемся и познаем вместе» улучшила результаты экспериментальной группы на 45.4% благодаря использованию модульных технологий.

Заключение

В решении социально — экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В результате работы нами было рассмотрены понятия «познавательные способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированности познавательных способностей учащихся третьих классов, который показал, что у большинства детей познавательные способности находятся на довольно низком уровне.

Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию познавательных способностей учащихся. На занятиях этого этапа мы применили модульные технологии.

Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию познавательных способностей младших школьников. Данные контрольного этапа показали, уровень познавательных способностей увеличился благодаря использованию модульных технологий.

Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития познавательных способностей.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov/

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- С.324.

. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания. [Текст] / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1983. -108 с.

. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 — 446с.

. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. — 94 с.

. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте Лекции по психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Владос, 2008. — 234 с.

. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. — 223с.

. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.

. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с.

. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.

. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. — М.:Просвещение, 1998.-336 с.

. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст]/ Л.В. Занков. М.: Просвещение, 2011. — 486 с.

. Каирова, И. А. Педагогическая энциклопедия. [Тест] / И.А. Каирова. Ф.Н., Петрова. М.: Просвещение, 1964. -280 с.

. Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. — 256 с.

. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [Тест] / Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. — 89 с.

. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. — 176с.

. Монтессори М. Дети — другие. [Тест] / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.

. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. — М.: Просвещение, 1998.-228 с.

. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / С. В. Мухина. М. : Академия, 2007. — 452 с.

. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. [Текст] / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2009.-398с.

. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995.- 324с.

. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -203 с.

. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]/Н.Ф.Талызина. М.: Просвещение, 1999.- С.224.

. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/Л.Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 227 с.

. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] /Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. — М.: Просвещение, 1999.-175с.

. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст]/И.Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. — 512 с.

. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 97 с.

. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334.

Приложение 1

1 группа контрольная (3 «А»)2 группа экспериментальная (3 «Б»)1.Владимир А. 2. Анастасия А. 3. Мария Б. 4. Екатерина Б. 5. Михаил Б. 6. Вероника В. 7. Ярослав В. 8. Виктория Д. 9. Сергей Д. 10. Иван Ж. 11. Степан И.1. Илья А. 2. Полина А. 3. Владимир Б. 4. Полина Б. 5. Егор В. 6. Анна Г. 7. Ксения Г. 8. Владислав Д. 9. Эммин И. 10. Максим И. 11. Алексей Л.

Приложение 2, Методика 1. Оценка объёма кратковременной слуховой памяти: 10 слов

Оценка объёма кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей. В связи с тем, что средний объём кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в младшем школьном возрасте средний объём кратковременной памяти ребёнка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по 10 ти бальной шкале.

Инструкция: 1. Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. (Экспериментатор медленно читает слова, испытуемый повторяет их).

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. ( или: Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, суп, мост.)

Оценка результатов:

баллов получает ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -10, получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объём их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объём кратковременной памяти в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов -8-получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

балла получает 6-9-летний ребёнок, имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам. 4 балла ставится ребёнку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объём кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объём его кратковременной памяти равняется 2-3 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребёнка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребёнок с объёмом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.

Методика 2.

Методика «Сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева. Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению. Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

Утро — вечер 16. Ворона -воробей, Корова — лошадь 17. Волк — луна, Летчик — танкист 18. Молоко — вода, Лыжи — коньки 19. Ветер — соль, Трамвай — автобус 20. Золото — серебро, Озеро — река 21. Сани — телега, Река — птица 22. Очки — деньги, Дождь — снег 23. Воробей — курица, Поезд — самолет 24. Кошка — яблоко

Ось — оса 25. Вечер — утро

Обман — ошибка 26. Дуб — береза, Стакан — петух 27. Голод — жажда, Маленькая девочка — большая кукла 28. Сказка — песня, Ботинок — карандаш 29. Корзина — сова, Яблоко — вишня 30. Картина — портрет

Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению. За каждый правильный ответ ставиться 1 балл.

— 30б — высокий уровень; 15 — 24 б — средний уровень; менее 20 баллов — низкий уровень.

Методика 3.

Направленность методики. Данная методика предназначена для диагностики такой важной характеристики внимания как произвольность. По сути, произвольность является интегральной характеристикой всего процесса внимания, всех его характеристик: объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключаемости и других. Произвольность внимания — это способность к использованию всех возможностей внимания в нужный момент. Данная методика является очень удобной для первичного ознакомления с особенностями психических процессов испытуемого, для прогнозирования успешности профессиональной деятельности в тех областях, где высокие требования предъявляются не к отдельным характеристикам внимания, а ко всем. Также к достоинствам этой методики можно отнести ее чрезвычайную компактность, оперативность, что позволяет использовать ее при экспресс-диагностике.

Описание методики. Испытуемому дается следующая инструкция:

«Сейчас перед вами появится две таблицы, в одной из них расположено 25 чисел, а другая таблица пустая. Вам надо найти в первой таблице самое маленькое число и занести его во вторую таблицу. Потом ищете самое маленькое число из оставшихся, тоже заносите его во вторую таблицу и т.д. Ни в коем случае нельзя пропускать числа и делать какие-либо пометки в первой таблице. Время на выполнение задания вам отводится одна минута. Во вторую таблицу вы заносите числа построчно. Вы все поняли?». Необходимо удостовериться, что испытуемый действительно хорошо понял инструкцию, и только после этого проводить тестирование. При обработке фиксируется количество безошибочно расположенных чисел. В том случае, если испытуемый совершил ошибку в первых пяти числах — ему предлагается повторить задание на другом варианте, при этом сообщается инструкция: «Вы в самом начале допустили ошибку. Пожалуйста, сосредоточьтесь и повторите задание с другой таблицей.» При этом учитываются результаты только по итогам второй попытки. Нормой является 20-25 безошибочно расположенных чисел.

Методика 4. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (К ор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, К ор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Низкий уровень выполнения задания — Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень — Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень — Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Приложение 3

Конспект развивающего занятия программы «Развиваемся и познаем вместе»

Модуль 1

Геометрические фигуры и их свойства.

Интегрируемая цель

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о геометрических фигурах;

— Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, вычислительные навыки, память, наблюдательность;

— Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование, Ход занятия

. Организационный момент

2. Постановка задач.

Сегодня я приглашаю в путешествие по удивительной стране, которая называется Математика. Вы хотите там побывать? (да) В этой стране много городов. В каждом городе живут сказочные жители. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я думаю, что все любят математику, и это путешествие будет для вас очень интересным и полезным.

3. А сейчас мы будем садиться в поезд. Для этого нужно купить билет, то есть ответить правильно на вопросы (УЭ-1).

Молодцы! А теперь отправляемся в путь по стране Математике!

4. Первая остановка город многоугольников.

Прочитайте внимательно УЭ-2

5. Вторая остановка город Геометрических фигур.

УЭ -3

Игра «раздели окружность»

Каждая группа получает конверт с набором окружностей и ножницы. (УЭ-4)

6. Город Весёлого настроения .

Физминутка

7. Город Игр.

8 Рефлексия

Путешествие закончилось.

Скажите, что было главное в нашем путешествие?

9 .

Модуль

УЭ-0Установочный, Приложение 4

Конспект развивающего занятия программы «Развиваемся и познаем вместе»

Модуль 2.

Закономерности.

Интегрируемая цель

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о закономерностях чисел.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, вычислительные навыки, память, наблюдательность;

— Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование

Модуль

УЭ-0Установочный, Приложение 5

Конспект развивающего занятия программы «Развиваемся и познаем вместе»

Модуль 3.

Нумерация.

Интегрируемая цель

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о нумерации чисел.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, вычислительные навыки, память, наблюдательность;

— Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование

Ход урока.

Организационный момент., Сообщение темы и целей урока.

III.математический диктант (УЭ-1)

Работа над пройденным материалом.

1) УЭ — 2

решение текстовых задач по вариантам (УЭ — 3).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Закрепление (УЭ-4).

VI. Подведение итогов. Если вы набрали 24 — 27 баллов, то вы очень хорошо усвоили материал, если 18-24 балла, то вам надо повторить, если менее 18 баллов, то вы плохо усвоили материал и надо все выучить сначала.

Модель

УЭ-0Установочный, Приложение 6

Конспект развивающего занятия программы «Развиваемся и познаем вместе»

Модуль 4.

Нетрадиционные задачи.

Интегрируемая цель

Задачи:

Образовательные: закрепить навыки решения задач.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, вычислительные навыки, память, наблюдательность;

— Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование, УЭ-0Установочный