Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника

Дипломная работа

В последнее время в педагогике, как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, получают распространение различные виды игр. Внедрение в практику игровых приемов напрямую связано с серией образовательных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организации и культуры взаимоотношений учителя и учеников. Необходимость повышения уровня коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения продиктована необходимостью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решение этой проблемы заключается в использовании методов обучения младших школьников, основанных на передовых концепциях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра — один из старейших и, тем не менее, самых актуальных методов обучения.

В настоящее время появилось целое направление педагогической науки — педагогика игры, которая рассматривает игру как основной метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях была установлена ​​взаимосвязь обучения и игры, определена структура игрового процесса, основные формы и методы проведения обучающих игр. Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, способствующих повышению активизации познавательной деятельности младших школьников; что и определило актуальность темы настоящего исследования.

Цель исследования

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

1. Проанализировать возрастные характеристики познавательной сферы младших школьников.

2.

3. Определите важность использования обучающих игр в начальных классах для повышения интереса к учебе.

23 стр., 11101 слов

Исследование познавательных УУД младших школьников в малокомплектной школе

... курсовой работы Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных УУД младших школьников в условиях малокомплектной школы 1.1 Общая характеристика познавательных ... деятельности. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира различать методы познания окружающего мира по его ... увлекает сам процесс обучения, а младший школьник проявляет большую ...

Объектом дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности .

Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.

Для реализации исследования необходимо внедрить в практику игровые методики с использованием новых информационных технологий в комбинации с элементами ранее известных методик, напрямую связанных с рядом образовательных процессов и направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

1. Психолого-педагогические основы формирования познавательной сферы детей младшего школьного возраста

1.1 Характеристика познавательной сферы младшего школьника

Психологами доказано, что возраст 6-10 лет является наиболее важным в формировании структур мышления детей. Поэтому задача начального образования — обеспечить высокий развивающий эффект обучения, интенсивное влияние на умственное развитие детей.

Какая же сторона обучения — определяющая для умственного развития в младшем школьном возрасте? Для ответа на этот вопрос, прежде всего надо выяснить, что главное в умственном развитии младшего школьника, т.е. какую сторону его умственного развития надо совершенствовать, чтобы все оно поднялось на новую, более высокую ступень.

Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это развитие наблюдения и восприятия, памяти, мысли и, наконец, воображения. Как выясняют специальные психологические исследования, каждый из этих процессов связан с остальными.

Учитывайте уровень познавательного развития младшего школьника.

Когда они поступают в школу, у ребенка обычно очень развито восприятие. В процессе обучения младшего школьника восприятие неизбежно должно стать более организованным. Учитель задает вопрос, и материал для ответа дает восприятие, которое должно стать преднамеренным. Разнообразные образовательные задачи требуют, чтобы учащийся предоставил подробный отчет о восприятии в соответствии с определенным планом, чтобы иметь возможность ответить на один или несколько вопросов. Но «систематическое планомерное восприятие, служащее решению определенного вопроса,- писал педагог П.П. Блонский,- и есть наблюдение».

19 стр., 9230 слов

Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной ...

... периода обучения. Целью внеклассной деятельности школьников является создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, понимания духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали: ...

Наблюдение — это та новая форма восприятия, которая развивается, когда ребенок включается в обучение, и при которой восприятие неразрывно связано с другими когнитивными процессами — вниманием и мышлением.

Другой ученый, Л.С. Выготский обратил внимание на то, что наблюдение создает основу для развития причинного мышления: «… Ребенок все больше узнает характерные и специфические действия некоторых агентов. Когда эти знания уже накоплены, ребенку несложно . указать причину этого явления, дать причинное объяснение».

Способы восприятия и наблюдения могут быть самыми разными. Так, например, А.Ф. Говоркова считает целесообразным упражнять детей в рассмотрении искусственного материала: параллельных прямых и косых линий, геометрических фигур; Л.В. Главным упражнением Занков считает выделение учеником как можно большего количества знаков демонстрируемого предмета. Важно учить детей воспринимать всю форму целого предмета, а затем в ней выделять наиболее существенные (и характерные) признаки.

Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на улучшение двух основных процессов: анализа и обобщения.

Ребенок, который впервые приходит в школу, получает много новостей в сфере внимания. У него возникают новые яркие впечатления. Особенности внимания ребенка этого возраста — непроизвольная непосредственность, легкость перехода, отвлечение. Сначала ребенок обращает внимание только на то, что вызывает у него непосредственный интерес, интересное мешает восприятию главного.

В 7-10 лет наблюдаются значительные изменения в развитии внимания. Концентрация или интенсивность внимания у младших школьников может быть довольно большой. Погруженный в какую-либо работу ребенок может не «слушать» инструкции или вопрос учителя. Но такая концентрация обычно длится недолго, устойчивость внимания младшего школьника невелика. Поэтому важно стремиться к определенному разнообразию в воспитательной работе: однообразная работа утомляет внимание ребенка, интерес к ней снижается. Ребенок успешно справляется с довольно сложной задачей, требующей применения разнообразных приемов и приемов работы, чем простые, но однообразные задания. Опытные учителя успешно используют эту особенность, чередуя работу, требующую умственных действий, с выполнением различных заданий, где надо что-то рисовать, сделать несложный макет, составить графическую схему и т.п.

Развитие памяти на ранних этапах обучения уже достигает довольно высокого уровня. необходимо не только нагружать свою память беспорядочной грудой информации, но и «организовать» ее так, чтобы в любой момент вы могли взять то, что вам нужно для работы, а для этого нужно одно: помнить, понимать, что есть что.

Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?

Задача запоминания и последующего воспроизведения самого материала становится важной для младшего школьника. Он должен запоминать все, что дает учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. Следовательно, ребенок должен использовать память по-другому, намеренно, а для этого ему необходимо овладеть некоторыми приемами запоминания. Память – это не готовая способность. Как и любой другой психический процесс, она формируется при жизни.

5 стр., 2408 слов

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка

... первая подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев постнатального развития и лежит в основе развития его представлений о строении тела и ... ткани, органы в единый набор гормональной работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система Он включает в себя особые процессы ...

В учении становится очевидной связь памяти и мышления.

Прежде чем выяснять особенности мышления младшего школьника, рассмотрим понятие «мышление» шире».

Мысль — это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, сложнейший когнитивный психический процесс, свойственный только человеку.

Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мысль расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного переживания ощущений и восприятия.

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении:

— общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

— существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Психическая деятельность людей происходит с помощью мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью поиска сходств и различий между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, операции умножения и деления, треугольника и прямоугольника, учащийся лучше понимает характеристики этих понятий.

Исследования показали, что младшие школьники будут более успешными в обнаружении сходства между объектами, если при сравнении они дадут дополнительный объект, отличный от сравниваемых.

Анализ — это мысленное расчленение объекта или явления на составные части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез — это мысленное объединение отдельных элементов, частей и атрибутов в единое целое.

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в своем блоке они дают полное и всестороннее познание реальности. Анализ обеспечивает знание отдельных элементов, а синтез, основанный на результатах анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и характеристик объектов или явлений, в то время как абстрагирование от несущественных характеристик и свойств. Абстракция — это основа обобщения мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным характеристикам, которые выделяются в процессе абстракции.

В воспитательной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, т.к. далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки.

7 стр., 3469 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает ...

Некоторые психологи, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содержательное (теоретическое).

Формальное эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне идентичных и общих характеристик. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих и существенных признаков, отношений и зависимостей.

Конкретизация — это мысленный переход от общего к единственному, соответствующий этому общему. В образовательной деятельности конкретизация означает приведение примера, иллюстрации, конкретного факта, подтверждающего общетеоретическую позицию, правило, закон.

В образовательном процессе большое значение имеет конкретизация: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понимать действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знания, которое остается голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Мышление у младшего школьника играет особую роль в развитии познавательной деятельности. П.П. Блонский подчеркнул: «Мысль — это та функция, наиболее интенсивное развитие которой является одной из наиболее характерных черт школьного возраста». Задача психологического исследования мышления и его развития — выявить психическую деятельность как процесс и, по возможности, выявить ее закономерность. Из-за перехода мысли на новый, более высокий уровень происходит перестройка всех других психических процессов, например, память становится мыслью, а восприятие становится мыслью. Переход мыслительных процессов на новый уровень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов является основным содержанием психического развития в младшем школьном возрасте.

Повышение эффективности учебного процесса происходит в основном за счет поиска новых технологий или совершенствования существующих методик обучения, обучения и поддержания интереса к обучению младшего школьника за счет активизации познавательной деятельности.

1.2

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических функций, способствующих активизации познавательной деятельности:

Развитие мышления., Развитие внимания., Развитие воображения

Поэтому младший школьный возраст — это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознания и произвольности: осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

2 Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.

2.1

Игра, истоки которой связаны с уровнем социально-экономического развития общества и культурными традициями людей, развивается вместе с обществом. Уже в современном индустриальном обществе игра имеет более развитый характер, и она уже не является единственным типом деятельности ребенка(изобразительная деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение).

10 стр., 4641 слов

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

... присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет и оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Рассмотрим такую ​​систему работы с детьми 6-7 лет для формирования мотивационной готовности к школе. ...

Игра служит средством воспитания и обучения ребенка как дома, так и в учебном заведении.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Следовательно, они имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности и выступают в качестве специфически детской формы познания, работы, общения, искусства и спорта. Отсюда названия игр: познавательные и интеллектуальные, строительные, игровые, игровые, коммуникативные, музыкально-художественные, игрово-драматические, активные и спортивные.

Принято различать

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они есть в правилах поведения воспроизводящих героев: врач не ставит себе градусник, пассажир не летает в кабине.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.

1. Подвижные игры —

Специалисты отмечают, что главной особенностью подвижных игр школьников является их соревновательный, творческий и коллективный характер. Они демонстрируют способность действовать в команде в постоянно меняющейся среде.

Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. У них развивается чувство братской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и независимо воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разворачиваются фантастические ситуации, не имеющие аналогов в жизни. Основными составляющими ролевой игры являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В наше время появились компьютерные игры, которые все чаще используются в обучении.

3. Компьютерные игры

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

4. Дидактические игры

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдо сюжетные игры.

22 стр., 10618 слов

Игра как вид человеческой деятельности. «Игра, как основной вид ...

... игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий ... деятельность, в которой дети в первую очередь взаимодействуют со своими сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие интересы и опыт. В игре ребенок ... игры имеют исключительное значение, игра - учеба, игра - работа, игра - серьезная форма обучения. Игра для ...

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: Игры-путешествия; Игры-поручения; Игры-предположения; Игры-загадки; Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения

Игры-предположения

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

13 стр., 6390 слов

Музыкальное обучение в детском саду

... всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем ... Орф подчеркнул важность активных форм музыкальной деятельности детского оркестра как основы элементарной музыки и развития детей. Создатели нашей системы музыкального образования дошкольников также придавали большое ...

Игры-загадки.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать и догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги).

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

В современной игре ребенок сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. Все дети разные. Они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга, а так же отличаются друг от друга своим отношением и настроением к какому либо уроку. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и психологической.

2.2 Игровые технологии.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

31 стр., 15058 слов

«Проектная деятельность в обучении детей с ЗПР»

... в полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности как личностно-ориентированной технологии обучения детей с ЗПР. Для того, чтобы ... осмысления и методологического поиска путей их решения. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в ... 5. осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и ...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются

Не мы первые встали на этот путь поисков, как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. Многие коллеги известные и менее известные рано или поздно приходят к выводу о том, что важным условием активизации познавательной деятельности младшего школьника, развитие их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным, и интересным для учащихся.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу» и так далее.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить и повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игру «Поймай рыбку».

На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:

7+8 9+3 9+6 14-6 9+7 15-7 16-8 18-9 13-6 8+5

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.

Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием — задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам — составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

-Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

-Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

-Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

-Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Таким образом, дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе, так как, это на много повышает усвояемость материала.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

2.3 Технология а

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.

Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

  • обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),

  • развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),

  • воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),

  • мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным и интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников).

Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.

В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения. Приведу для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения. К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания. Приведу пример игры учащихся 1 класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Украсить елочку шарами:

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

 дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника  1

Так в игре «Лучший летчик» ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика.

(В. Корыстылев, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними — рисунки самолетов. Над каждым примером — 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

3+3

4+3

2+3

10-3

5+3

8+2

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные — контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу).

Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ. В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

1 . Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Какие цифры закрыты карточками?

 дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника  2

3 . Задачи на смекалку и сообразительность.

а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля – опустила в свой “чудесный” мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов презентаций уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Заключение.

Главная цель исследования была достигнута: положительная мотивация обучения учащихся составила 100%, в классе нет неуспевающих. Были изучены влияние дидактической игры на эффективность обучения и выполнены поставленные задачи.

На основе этого можно сделать следующие выводы:

  • Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

  • На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

  • Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

  • Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Учитывая то, что исследования проблемы использования дидактических игр при обучении в начальной школе продолжаются и по сей день, а данное исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По мере «вхождения» детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti/

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М., 1983.

  2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса; Минск, Университетское, 1990.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?, М., Просвещение, 1991.

  4. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры; Лениздат, 1992.

  5. Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия; М., Прогресс, 1977.

  6. Бую Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника.

    Начальная школа, 1997, №2

  7. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: — Просвещение, 1995г.

  8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.—№6. с.46.

  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14.

  10. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.,1988,с.6-12.

  11. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу — с игрой; М.1991

  12. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.,1997,с.72.

  13. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, №6

  14. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.

  15. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989.

  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., Просвещение, 1994.

  17. Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, №12

  18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.

  19. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997.

  20. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.

  21. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: — Просвещение, 1988г.

  22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет).

    Учебное пособие, 5-е издание; М., 1999г. с.120-139.

  23. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Просвещение, 1997.

  24. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики.

    Начальная школа. 1997, №2

  25. Минский Е. М. От игры к знаниям; М., 1982.

  26. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990. с.61.

  27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие; М.: Педагогическое общество России,2000, с. 312-336.

  28. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие; М.,ВЛАДОС,2001 с. 71.

  29. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры; М., Просвещение, 1999.

  30. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.

  31. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: — Педагогика, 1980г.

  32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1989.

  33. Эльконин Д.Б. Психология игры; М., 1978.