Музыкальное обучение в детском саду

Курсовая работа

Музыкальное образование — это не образование музыканта, а, прежде всего, образование человека. В.А. Сухомлинский.У разных видов искусства есть определенные способы воздействия на человека. Музыка, с другой стороны, может влиять на ребенка на ранних стадиях. доказано, что предродовой период также чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, влияет на самочувствие малыша.Музыка — одно из самых богатых и эффективных средств эстетического воспитания, она обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве сложно восполнить потом. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкания к ее интонациям и сопереживания настроениям.

Музыкальное развитие незаменимо влияет на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышается чувствительность к прекрасному в искусстве и в жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности формируется музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

I. Теоретические основы музыкального обучения в детском саду

1.1 Музыкальное обучение в детском саду

Музыка может повлиять не только на взрослых, но и на маленьких детей. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Из вышесказанного можно сделать вывод, насколько важно создать условия для формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Сформировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию единой духовной культуры.

19 стр., 9194 слов

«Особенности организации и содержания театрализованной деятельности ...

... по теме. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста (Приложение 1). Разработка перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности ... Содержание театрализованной деятельности По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию: ...

3. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложными для развития являются музыкальные — слуховые — представления — умение точно воспроизводить мелодию голоса, интонируя ее, или улавливать ее на слух на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Тепло — не признак слабости, а тем более нехватки сил. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).

Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Большой интерес вызывал детский оркестр музыкальных инструментов как средство музыкального образования. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркнул важность активных форм музыкальной деятельности детского оркестра как основы элементарной музыки и развития детей. Создатели нашей системы музыкального образования дошкольников также придавали большое значение детскому инструментальному оркестру.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов рассказал о необходимости организации детского оркестра как эффективного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Вскоре метлы оставляют за собой право только сопровождать их, придавая работе определенный цвет. Ищите, конструируйте и совершенствуйте мелодические инструменты, на которых дети могли бы сами исполнять любую мелодию, играть музыку. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображены названия звуков и их положение на нотоносце. Играя на таких инструментах, дети практически осваивают элементы музыкальной грамоты. В группе мелодических инструментов Метлов представил детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр из 30-40 детей, играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментарий с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментарии он отводил партии фортепиано, которую исполнял музыкальный руководитель. Он украсил фортепианную партию дополнительными гармоническими средствами выражения и вариации. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

28 стр., 13803 слов

Курсовая работа театральная деятельность в детском саду

... условия и педагогические особенности театральных игр, спектаклей-инсценировок младших дошкольников. Гипотеза курсовой работы: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет ... строительно-конструктивные, музыкальные и др. Поэтому театральная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка. [1, 9 ...

1.2 Виды музыкальной деятельности

Деятельность — это активный процесс усвоения социального опыта, культурных достижений. В течение жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате чего у него формируются душевные качества и черты личности. Некоторые из них имеют особое значение и являются наиболее успешными. В избирательных отношениях проявляются склонности к определенным видам деятельности, личностные качества человека.

Психолог А.Н. Леонтьев отметил, что в процессе развития предмета некоторые виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии действий порождаются их собственным развитием и составляют основу личности.

Развитие, приумножение активности человека не ведет просто к расширению его «каталога». В то же время они сосредоточены на немногих, самых важных, которые подчиняют себе других. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, стадии1.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают определенными возможностями влиять на формирование личности человека. Благодаря тому, что музыка эмоционально воспринимается, она имеет большое значение в развитии чувств ребенка.

Отслеживание «сенсорной программы» музыкального произведения включает в себя мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о человеческих чувствах, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно, в ходе различных видов музыкальной деятельности.

Первый и главный вид музыкальной деятельности детей — это слушание: восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

  • слушания произведений;
  • слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. Музыка как художественное слово или образ должна стать доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей для детей. Прослушивание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную чувствительность детей, способствует развитию зачатков музыкального вкуса. Музыка мелодичного характера, например, колыбельные, улучшает качество пения: дети начинают петь более протяженно. Спокойная музыка способна создать в них соответствующее настроение, внутреннюю направленность. Прослушивание такой музыки особенно важно для легко возбудимых детей с нестабильной нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно завершить музыкальное занятие не маршем, а прослушиванием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

4 стр., 1581 слов

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...

... у старших дошкольников с умственной отсталостью. Задачи исследования: Выбрать методику изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и детей с нормальным интеллектуальным развитием. Выявить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста ...

Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Пение — драгоценное средство нравственного и эстетического воспитания единства музыкального и художественного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, они более глубоко воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Тексты песен помогают им понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Дети легче воспринимают мелодию по голосу, чем при игре на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет понимание. В процессе пения у детей развиваются музыкальные навыки: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова произносятся удлиненным распевом, что помогает четко произносить отдельные звуки и слоги. Музыкальный руководитель и педагог проверяют правильное произношение слов. Пение объединяет детей общим настроением, они привыкли к совместным действиям. Дети чувствуют, что те, кто спешит или опаздывают, нарушают гармонию песни. При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематическое пение в детском саду готовит детей к урокам пения в школе.

Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:

1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластическом изучении музыкального материала, что соответствует двигательному характеру воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и базируется на обычной, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.

2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как спецйальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску» нестандартных способов передачи замысла и тд.

3. Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполни тельскими и творческими навыками.

62 стр., 30893 слов

Управление персоналом: деятельность по оценке и аттестации работников

... изучить деятельность РДК по процессам оценки персонала; провести анализ нормативных источников, отражающих деятельность организации по процессам оценки персонала; изучить методы оценки персонала в РДК; научиться анализировать результаты оценки персонала. Методы производства работ включают: наблюдение, опрос, изучение отчетов ...

Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. Игра часто основана на музыке, которая подсказывает ход сюжета игры, музыкальные особенности персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяется музыкой. Один из видов музыкальных игр — игры под пение учителя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, голоса и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).

Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на окраску тембра, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков. Игра на музыкальных инструментах для детей — отличный инструмент не только для индивидуального развития, но и для развития мышления, творческой инициативы и осознанных взаимоотношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

Дошкольники лучше всего подходят, чтобы познакомить их с миром красоты: миром искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественного и эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направлено на более тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать добро и зло, мыслить и действовать творчески и, таким образом, заниматься различными видами художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка — это одновременно духовная и интеллектуальная форма искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. И восприятие музыки тоже связано с психическими процессами, это влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует внимания, сообразительности, скорости принятия решений, организованности и хладнокровия, проявления волевых качеств и индивидуальности со стороны детей. При развитии всех этих навыков музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает исходные основы общей культуры будущего человека.

15 стр., 7177 слов

ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

... по учебной практике 11.11.2017 15. Проведение миниконференции по результатам учебной практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей 11.11.2017 Студент (ка) Е.В. Чистякова (подпись студента) ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ... умение переключать внимание. Музыка ( По плану музыкального руководителя «Конструктивно – модельная деятельность» «Подарки белочки» ...

II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду

2.1 Методы музыкального обучения в детском саду

Основным видом музыкальной деятельности, играющим ведущую роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки, является ее восприятие и анализ.

Прослушивание музыки — одна из лучших форм работы по развитию способности активно воспринимать музыку и внимательно прислушиваться к различным ее характеристикам. Кроме того, прослушивание музыки позволяет детям познакомиться с музыкой, которая намного сложнее, чем та, которую они играют сами. У детей есть возможность услышать прекрасные вокальные, инструментальные и оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слух позволяет слушать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных артистов и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Важнейшей является проблема организации целенаправленного прослушивания музыки, которая помогает формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем культурного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку сложно. Задача именно в том, чтобы сделать процесс восприятия активным и творческим.

Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено).

Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

16 стр., 7580 слов

«Социально-культурная деятельность»

... социально-культурной сферы в умения и навыки профессиональной деятельности. Задачи практики 1. Научитесь использовать теоретические знания в автономном решении производственных задач. 2. Научиться применять на практике ... рассказал о работе учреждения по использованию современных технологий социально-культурной деятельности. Они охарактеризовали деятельность клубных формирований учреждений культуры, ...

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы).

Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

  • специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
  • использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
  • использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Примерный репертуар для слушания музыки в подготовительной к школе группе:

1 .Глинка «Детская полька»

2. Чайковский «Зимнее утро».

3.Чайковский «Болезнь куклы».

4. Калинников «Грустная песенка».

5. Моцарт «Романс».

6. Свиридов «Весна и осень».

7. Чайковский «Новая кукла».

8. Чайковский «Камаринская»

9.Чайковский «Песня жаворонка».

10. Римский Корсаков «Белка».

11. Римский Корсаков «Окиян море синее».

12. Римский Корсаков «Песня и пляска птиц»

13. Рахманинов «Итальянская полька».

14. Мусоргский «Рассвет на Москва реке».

15. Прокофьев «Марш из оперы Любовь к трем апельсинам»

16. Хачатурян «Танец с саблями»

17. Бах «Токката и фуга ре минор»

18. Свиридов «Тройка».

19. Свиридов «Попрыгунья»

20. Свиридов «Метель».

21. Шостакович «Вальс шутка»

22. Глинка «Жаворонок».

23. Кабалевский «Кавалерийская».

24. Григ «Шествие гномов».

25. Григ «В пещере горного короля».

26. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

27. Вивальди «Весна».

28. Вивальди «Зима».

29. Вивальди «Осень».

30. Чайковский «Времена года» «Апрель Подснежник»

31. Чайковский «Времена года» «Ноябрь на тройке»

32. Лист «Кампанелла».

33. Чичков «Ромашковая Русь».

34. Шостакович «Шарманка»

35. Шуман «Веселый крестьянин».

36. Даргомыжский «Табакерочный вальс».

13 стр., 6445 слов

Проектная деятельность как средство формирования представлений ...

... Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка, полученные ...

37. Шостакович «Танец».

38. Шостакович «Гавот».

39. Майкапар «Менуэт».

40. Моцарт «Колыбельная»

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).

Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях).

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.

Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.

Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», — говорил В.А.Сухомлинский.

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

12 стр., 5990 слов

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

... театрализованной деятельности. Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством ...

Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:

1. Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций.

Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении заданий.

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие «слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1октавы —ре 2 октавы).

Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 6 лет чаще всего являются (ми) фа — си 1 октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

В результате систематической работы с детьми младшей и средней групп, направленной на реализацию программных требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.

Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.

Хоровое пение — наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.

Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

2. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко програмна. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается.

3. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения.

4. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.

Следовательно, на занятиях пением методы воспитания должны отражать принцип массовости, демократизма, искусства.

И слушание музыки, и исполнительское, творческая деятельность детей тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку.

Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.

Мы не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном инструменте, а порассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.

Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.

Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребенком положительно. Слухо-вокальная координация налаживается и закрепляется.

Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научился использовать разнообразие его тембровых красок.

Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле, оркестром.

Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.

Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.

Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом».

Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:

1. Развитие музыкальных способностей;

2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;

3. Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;

4. Развитие творческих способностей.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:

  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
  • систематичность;
  • постепенность;
  • последовательность;
  • повторность;

— Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты, Подготовительная к школе группа.

Календарно планируются: фронтальные занятия (в первую половину дня), музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, игры с пением («во вторую половину дня).

При планировании занятий (2 раза в неделю) определяется программное содержание к обучению пению с учетом этапа разучивания песни, отмечаются задачи и методические приемы к упражнениям и творческим заданиям.

Планируя разучивание песни «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель, педагог проводит с детьми упражнения на развитие голоса и слуха, которые выявляют особенности данной песни. В соответствии с этим музыкальный руководитель распределяет учебный материал на каждое занятие и так же на каждое занятие фиксирует программные задачи.

1-е занятие

Развитие музыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональный слух. Знакомить с названием ступеней (5—3—.1) музыкальной лесенки. Упражнять в чистом пропевании этих ступеней на звуках си — соль — ми (пятая, третья, первая).

Распевание. Для последовательного расширения диапазона и правильного голосообразования педагог предлагает детям спеть знакомую песенку «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель. Следует, чтобы дети пели напевно, в умеренном темпе, легким звуком, без напряжения.

Разучивание песни. Слушать песню веселого, шутливого характера, эмоционально откликаться на нее, высказываться о ней. При повторном исполнении разучивать первый куплет песни, правильно передавая мелодию. Различать музыкальное вступление и заключение. Обратить внимание на ясность произношения слов. В слове «зеленом» делать ударение на последнем слоге.

2-е занятие

Развитие музыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональный слух. Закреплять знание о ступенях музыкальной лесенки, пропевать их в разной последовательности. Познакомить с песенкой «Бубенчики», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. Воспринимать и сравнивать звуки по высоте, определяя на слух (высокий, средний, низкий), показывать движением руки их высотное положение.

Распевание. Исполнять песенку «Дудочка» В. Карасевой, чисто интонировать мелодию, четко произносить слова. Петь, выполняя логические ударения в словах. Петь в 2—3 ближайших тональностях, подстраиваясь к тону, заданному педагогом.

Разучивание песни. Слушать песню; самостоятельно высказываться о ее характере, содержании, определять музыкальное вступление, заключение, различать запев и припев песни. Продолжать разучивание мелодии, начинать петь сразу после вступления, точно интонируя мелодию первого такта, построенную на одном звуке. Чисто петь трехзвучне (си — соль — ми), а также скачек на кварту вверх (фа — си ).

Правильно произносить гласные звуки в словах: «зеленом», «играет», «малыми», «начала». Выпевать долгие звуки (половинные), не обрывать их, а мягко заканчивать.

3-е занятие

Развитие музыкального слуха. Продолжать формировать у детей устойчивый ладотональный слух, определять на слух три звука, различные по высоте (трезвучие), исполнять песенку «Бубенчики», показывая рукой положение пропеваемых звуков. Петь в умеренном темпе, легким звуком, без напряжения, отчетливо произносить, слова, чисто интонируя трезвучие.

Распевание. Исполнять песенку «Дудочка», различая музыкальные фразы, пропевать их на одном дыхании. Петь в разных тональностях, транспонируя песенку вверх по полутонам (от звука фа до ля).

Тон дает педагог.

Разучивание песни. Повторять песню, закрепить навыки чистого интонирования мелодии, обращая внимание на точное выпевание трезвучия и чистоты интонации на одном звуке си в 1-м такте. Учить брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Четко произносить слова, выполняя логические ударения в музыкальных фразах.

Развитие музыкального слуха. Закреплять у детей устойчивый ладотональный слух. Упражнять в чистом пропевании звуков трезвучия (до— ля—фа), называя их динь — дань — дон.

Петь в разной последовательности. Играть на металлофоне эти звуки (индивидуально).

Распевание. Петь песенку «Дудочка» без сопровождения с помощью музыкального руководителя. Исправлять нечистую интонацию в пении. Исполнить песенку «Бубенчики» с музыкальным сопровождением, затем без сопровождения с помощью педагога.

Разучивание песни. Продолжать разучивать песню, работать над стройностью звучания песни в ансамбле: одновременно всем начинать и оканчивать пение. Педагогу использовать дирижерский жест (показывать вступление, акценты, окончание песни).

Учить петь, выполняя динамику. Петь умеренно громко, без напряжения, усиливая звучание в 4-м и 5-м куплетах, но не форсировать звук.

5-е занятие

Развитие музыкального слуха. Закреплять у детей знание ступеней трезвучия, умения находить на металлофоне любой из звуков трезвучия (до— ля — фа), проигрывая их индивидуально и подгруппой одновременно. Уметь пропевать эти звуки без музыкального сопровождения.

Распевание. Пропевать песенку «Дудочка» в разных тональностях без музыкального сопровождения с помощью музыкального руководителя, сохраняя умеренный темп исполнения. Обращать внимание на четкость и выразительность текста, на напевность и легкость звучания детских голосов.

Разучивание песни. Повторить песню, исполняя ее с музыкальным сопровождением без помощи музыкального руководителя. Петь выразительно, передавая характер песни. Транспонировать ее на полтона выше. Предложить детям исполнить песню без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса педагога.

На последующих занятиях можно инсценировать эту песню.

6-е занятие

Развитие музыкального слуха. Закреплять представления детей о возможности передавать движение мелодии, используя игровой прием, образное сравнение, предложив детям музыкально-дидактическую игру «Птички на проводе». Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.

Распевание. Для расширения и укрепления диапазона, плавности и напевности звука предложить детям спеть знакомую песенку «Прибаутка» (р. н. м.), обр. В. Карасевой. Учить детей точно попадать на высокий звук мелодии, осознанно различать высотное соотношение отдельных частей мелодии.

Разучивание песни. Начать учить песню «Светлый дом», музыка Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой. Слушать и воспринимать песню веселого радостного характера. Высказывать свое отношение к ней. Различать запев, припев, музыкальное вступление. Разучить первый куплет песни с точной передачей мелодии.

Повторение песни. Узнать песню «Дудочка» В. Карасевой по музыкальному вступлению. Провести с детьми беседу о том, как надо исполнять эту песню. Добиваться выразительного исполнения в передаче музыкальных оттенков. Предложить петь цепочкой по музыкальным фразам и всем вместе (хором стоя).

Анализ

«Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи для старшей группы в области пения: «Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре — до, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента, с воспитателем без музыкального сопровождения).

Учить сольному исполнению ранее выученных песен».

К концу года дети 6-7 лет должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.

Кроме того, «Программа…» предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.

Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни-упражнения, приведенные в данной книге, способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкель, Н. А..Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок..

Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formyi-organizatsii-muzyikalnoy-deyatelnosti-doshkolnikov/

1.Бейлино А. Музыкально — ритмические пальчиковые игры. — Дошкольное воспитание, 1993 год, № 9, стр. 114.

2.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984 год.

3.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М.: Музыка, 1973 год.

4.Давыдова Н. Базы музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.

5.Кузмичева Л. Работа музыкального управляющего (вне занятий), — Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.

6.Лифиц И. Уроки ритмики. — Дошкольное воспитание.

7.Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1976 год.

8.Михайлова М. А. Развитие музыкальных возможностей деток. — Ярославль «Академия развития», 1997 год.

9.Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.

10Музыкальное воспитание в первых публичных детских садах Рф. — Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.

11.Радынова О. Дошкольный возраст — задачки музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 — 30.

12.Радынова О. Функции музыкального управляющего и воспитателя. — Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.

13. Русяйкина Т. О совместной работе музыкального управляющего и воспитателя. — Дошкольное воспитание, 1980 год, № 1.

14.Столярова В. Чтоб детки росли хорошими. — Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.

15.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. — Дошкольное воспитание, 1990 год, № 12, стр. 57 — 62.

16.Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. — Дошкольное воспитание, 1992 год, стр. 39.

17.С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981;

18.Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.1, 1978;

19.Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;

20.Л.А.Баренбойм и др. Из истории Советского музыкального образования //

21. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1983;

22.М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец.

23 Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,1987;

24.М.Картавцева. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Москва, 1978;

25. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. — :Музична Украина, 1986;

26. Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984;

27. А.С.Лында и др.Педагогика.// Уч.пособие для индустриально- педагогических техникумов профтехобразования.-М.: Высшая школа, 1973.

28. Методика музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе.// уч.-методическое пособие для чтения лекций на факультетах хорового дирижирования муз.училищ.- М.: Кафедра хорового дирижирования Н.А.Шийка, 1974.

29. Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.- Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

30. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994;