Мини- по программе профессиональной переподготовки «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика»

Контрольная работа
Содержание скрыть

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС — это документ нового типа, в котором учтены передовые традиционные подходы и новаторские идеи по организации учебного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное развитие ребенка и с учетом индивидуальных потребностей, проявления инициативы и интересов, его способностей на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок имеет возможность жить и развиваться полноценно, активно участвуя в сугубо детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательной и исследовательской.

Направление деятельности и развития ребенка во многом зависит от нас, взрослых, от того, как организована пространственно-объектная организация их жизни, из каких игрушек и учебных пособий он состоит, каков их потенциал развития и даже как они нашел. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

21 стр., 10183 слов

Реферат управление развитием муниципального образования

... результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Проблемы развития муниципальных образований начали ... организациями, не содержат отработанного механизма реализации, что приводит к противоречиям в целевой системе и недостаточному предоставлению ресурсов для процесса управления развитием. В условиях значительного увеличения количества муниципальных образований, ...

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, поскольку основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составной частью «развивающей предметной среды».

1. Понятие развивающей образовательной среды в ДОО, В самом широком (социальном) контексте

Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающих полноценное развитие активности и личности ребенка. Он включает в себя ряд основных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, когнитивного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «черпать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна соответствовать принципам обогащения и интенсивности науки, содержать естественные и социокультурные средства для различных видов деятельности ребенка.

Развивающая среда служит стимулятором, движущей силой целостного процесса формирования личности ребенка, обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних навыков.

Под развивающейся предметно-пространственной средой следует понимать комфортную природную среду, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами . В такой среде можно одновременно заниматься активной познавательной и творческой деятельностью всех детей в группе.

Современные детские ясли — это место, где ребенок приобретает опыт обширного эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует становлению, подтверждает чувство собственного достоинства дошкольника, дает возможность проверить и использовать свои способности, стимулирует проявление его самостоятельности, инициативы, творческих способностей. Правильно организованная развивающая среда — это система условий, обеспечивающая полноценное развитие личности ребенка. В развивающейся среде ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

При создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, гендерный состав, личностные особенности детей. Специально организованная среда может оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать формирование ребенка как субъекта различных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направления действий.

Среда развития субъекта выступает движущей силой формирования и развития личности, как и присущие ей виды деятельности. Он способствует формированию разносторонних навыков, субъективных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды деятельности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разные условия для его проявления. Наличие адекватной развивающей среды — необходимое условие действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования.

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... ролевой игры с детьми я заметил, что дети развивают навыки культурного поведения, учатся налаживать общение друг с другом и правильно формулировать просьбу. В свою непосредственную учебную деятельность я ... А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007 А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002 А.К. ...

2. Принципы построения развивающей образовательной среды ДОО

Содержание основных принципов построения развивающей среды и

примеры реализации принципов построения развивающей среды детского сада

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка.

Партнёрство в общении . Возможность уединения

Принцип уважения к потребностям ребёнка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

-наличие свободного пространства;

-доступность оборудования и его многообразие;

-нежесткое зонирование групповых помещений.

Одно из условий среды, которое позволяет учителю приблизиться к позиции ребенка, а ребенку « встать » на позицию воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

важно, чтобы педагог находил правильную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой детей в целом, чтобы войти в контакт.

Использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).возможно использование многоуровневого игрового оборудования, главное требование — безопасность.

Трансформация детской мебели: в круг, буквой П, буквой Т.

Уголок «взрослой» мебели :диван и стол (например кухонный уголок)

Размер и планировка помещения должны быть такими, чтобы каждый мог найти удобное место для учебы и комфортное с эмоциональной точки зрения.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-спокойная : учебная,» уголок уединения’ ‘,уголок книги;

-средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;

-зона насыщенного движения: спортивный уголок.

Принцип активности, Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества, Уважение результатов детской деятельности

Это возможность для взрослого и ребенка вместе участвовать в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды ,её изменении , обогащении ).Окружающая среда должна быть организована таким образом, чтобы поощрять детей взаимодействовать с ее различными элементами, тем самым повышая функциональную активность ребенка .Окружающая среда должна предлагать детям разнообразный и меняющийся опыт .При этом необходимо учитывать интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

38 стр., 18967 слов

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

... среде было тесно связано с обогащением содержания речи. обращено внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Определены принципы отбора содержания и ... группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словарного запаса, умственного развития в целом и текущей учебной деятельности. Однако есть методические вопросы, важные ...

Использование модульного оборудования можно использовать для смены конкретного цветового решения в групповом помещении, для повышения активности людей, находящихся постоянно в одном помещении;

центров песка и воды;

творческих мастерских (книжный уголок, уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, спортивный уголок, где при помощи пиктограмм дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь);

наборов инструментов (для уборки помещений и улицы, обработки клумб и т.д.)

использование стен (например «стена творчества» предоставлена в распоряжение детей ,они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные работы; другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий .

Принцип стабильности-динамичности

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитее, а послезавтра – станет тормозить его. Понимание ситуации, когда ребенок не «остается» в окружающей среде, а преодолевает ее, постоянно меняется и, следовательно, меняется для него и его окружения. Чтобы она оставалась приемлемой для ребенка, удобной, необходимо дать ему возможность изменять среду, создавать ее снова и снова в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Использование сборно-разборной мебели,

игрушечной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

многофункциональные игрушки,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха, модули,

здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

мебель – трансформер,

вертикальных разделителей,

кукольного театра,

костюмерной,

игрушек – заменителей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Среда должна представлять единый комплекс – цветовой, звуковой, кинестетический(движение, осязание, обоняние и др.) модальностей.

Построение непересекающихся сфер активности, Организация функциональных помещений

Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка:

-зона познавательного развития(учебная);может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

-зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности ,детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, »стеной» творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д;

5 стр., 2119 слов

Профессиональное обучение персонала как аспект развития организации

... связанные с расчетом эффективности потраченных средств на обучение. Глава 2. Развитие организации и сотрудников 2.1 Обучение персонала как условие эффективного развития организации Эффективность организации определяется в первую очередь знаниями, умениями и соответствующим Если ...

-«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;

-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;

-зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

-в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения, животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

-игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

-«уголок уединения»

-для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.

Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. Учитывая, что ребенок целый день проводит в детском саду, необходимо создать оптимальные условия для игры, обучения и развития в различных видах деятельности.

Уголки уединения, личное пространство для каждого ребёнка-это специальное для ребёнка организованное место ,собственный «уголок»- то место где можно побыть одному

Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство, то есть собственное место, где он мог хранить свои секреты, можно сшить индивидуальные сумочки ,кармашки на стульчики, в эту систему включаются и структурные ёмкости (например контейнеры) для личных вещей, игрушек, книг и т.п., принадлежащих только ребёнку .Каждому ребенку должна быть предоставлена ​​кровать и шкаф для хранения одежды.

Для формирования и развития полноценного образа «Я» необходимо наличие в комнате зеркал разного размера.

Принцип сочетания привычных и необычных элементов в эстетической организации среды.

Тематические выставки помогают ребенку больше узнать о народном творчестве.

С помощью колокольчиков и тарелок, которые расставлены в удобном месте, ребенок может импровизировать, наполняя комнату колокольчиками.

После занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости», этюды на релаксацию, перед сном под спокойную классическую музыку –«минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня –«динамический час» (по перспективному плану)

10 стр., 4625 слов

Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений ...

... выявить особенности и уровень развития двигательных навыков; формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционно-развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их двигательных навыков; ... деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) ...

Принцип открытости-закрытости

(развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

открытость природе

открытость культуре

открытость обществу

открытости своему «Я

Организация «зелёных комнат», «зимних садов» в помещениях.

Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте, чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

Открытость обществу и людям формируется через расширение знаний о родном городе, иллюстрациях, гербах, куклах в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщению детей к русской народной культуре.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Создание специализированных игровых зон

-для мальчиков: ’’Уголок мастера”, транспортные игрушки ,конструктор »Лего» и многое другое, что привлекает именно мальчиков;

-для девочек :куклы различных размеров, »Дом быта», »Магазин»и др.

3. Требования ФГОС к организации развивающей образовательной среды ДОО

— Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

— Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

— Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

— Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

20 стр., 9863 слов

Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях ...

... продуктивная деятельность, имеет важное значение для психического развития ребенка — дошкольника, и прежде всего, для развития его восприятия, воображения и мышления. Именно в процессе предметной деятельности ребенок ... работы могут быть использованы в работе дошкольных воспитателей, заведующих художественными занятиями при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В состав курсовой работы ...

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования

6 стр., 2535 слов

Воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной ...

... развитию ребенка. Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности” Это новое направление в теории и методике изобразительной деятельности детей, ... понятие «творческое поле», т.е. создание среды для самостоятельных действий разного характера, ... существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям, указывает Е.В. Бондаревская [3,с.391 ...

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Объективная среда оказывает определенное влияние на ребенка с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Создает условия для творческого, познавательного, эстетического развития ребенка. При правильной организации развивающей среды предмета ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, творческих способностей.

При организации предметной развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет особенностей возраста и потребностей детей, которые имеют свои отличительные особенности.

  • Для детей третьего года жизни есть свободное и большое пространство, где они могут активно двигаться: лазать, кататься на коньках.
  • На четвертом году жизни ребенку нужен расширенный центр ролевых игр с яркими чертами атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть одинаково важными и великими.

— В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни

Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. У всех возрастных групп должно быть уютное место, где дети могут играть и отдыхать. При этом содержание среды развития субъекта необходимо периодически обогащать с ориентацией на поддержание интереса ребенка к среде развития субъекта. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не главное условие развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др).

2 стр., 849 слов

Работа Безопасная больничная среда в профессиональной деятельности

... развитию внутрибольничных инфекций, возникновению различных заболеваний, инвалидности, инвалидности и, в некоторых случаях, угрозе жизни. Непременным условием трудовой деятельности ... В научной литературе появился термин «безопасная больничная среда». Безопасная больничная среда - это среда, которая обеспечивает ... от уколов и порезов. Здоровая неповрежденная кожа - это первый барьер, защищающий ...

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:

организующей

воспитательной

развивающей

Цель организационной функции — предложить ребенку всевозможные материалы для его активного участия в различных мероприятиях. В некотором смысле содержание и тип развивающей среды служат для дошкольника стимулом к ​​выбору того типа самостоятельной деятельности, который соответствует его предпочтениям, потребностям или интересам. При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;

  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука»), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова);

  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Окружающая среда — это центр, где рождается основа для сотрудничества, позитивных отношений, организованного поведения, заботливого отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения на основе идей личностного развития ребенка, ориентированных на федеральный государственный образовательный стандарт.

4. Развивающая предметно-пространственная среда в

Развивающая среда в МКДОУ АГО «Быковский детский сад« Колосок »создана с учетом особенностей возраста, пола детей и способствует всестороннему развитию ребенка и, конечно же, сохраняет его индивидуальность.

Развитие космической тематики отвечает требованиям нормативных и санитарно-эпидемиологических требований.

Развивающая предметно пространственная среда в соответствии со Стандартом обеспечивает:

— охрану и укрепление здоровья, как физического , так и психического.

— материалы, оборудование способствовуют реализации образовательного потенциала пространства группы, соответствовать потребностям возраста детей.

— развивающее пространство ориентировано на то, чтобы дети свободно могли выбирать материал для своей деятельности, выражать свои чувства и мысли.

— родителей вовлечены в образовательную деятельность.

— создаются условия для ежедневной деятельности и мотивации совершенствования и профессионального развития педагогических работников.

— образовательная деятельность построена на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентированного на уважение личности, интересов и возможностей каждого ребенка.

Предметно-пространственная среда — это открытая система, выполняющая воспитательную, воспитательную и мотивирующую функции. Развивающая тематическая среда в дошкольном образовательном учреждении постоянно меняется, пополняется новыми материалами.

Она обеспечивает возможность реализации разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкальной и др.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной сфере в группе нашего детского сада созданы условия для общения детей, их совместной деятельности друг с другом и со взрослыми. Дети могут играть все вместе, а могут собираться группами ( по интересам).

Детям бесплатно доступны игры, игрушки, пособия по всем видам занятий. В детском саду достаточно пространства для свободного передвижения детей и подвижных игр.  развивающая предметно пространственная среда в 1 развивающая предметно пространственная среда в 2

Есть материал и пособия для развития мелкой и крупной моторики

В группах пространство организовано так, чтобы дети могли играть в различные сюжетно-ролевые игры («Парикмахерская», «Салон красоты», «Больница» и др.), развивающие и дидактические игры.

 развивающая предметно пространственная среда в 3

В группе созданы условия для познавательной и исследовательской деятельности, для художественно-эстетического развития, выделены направления для визуальной, музыкальной, театральной деятельности.  развивающая предметно пространственная среда в 4 развивающая предметно пространственная среда в 5

 развивающая предметно пространственная среда в 6

Организация образовательного процесса и развивающей образовательной среды на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию нацелены на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития и способствовать их достижению (личностный рост).

Заключение

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции. Самое главное, это помогает развивать у ребенка самостоятельность и инициативу.

В любой образовательной организации дисциплинарная среда должна иметь характер открытой системы, открытой, способной к адаптации и развитию. Другими словами, среда должна стать не только развивающейся, но и развивающейся. В любом случае объективный мир, окружающий ребенка, необходимо наполнить и обновить, адаптируясь к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Если в МДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/mesto-tvorcheskoy-deyatelnosti-vospitatelya-dou/

  1. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания Известия РАО. – 2011. – № 4. – С. 4-46.

  2. Маркина Л. А. Среда двигательного развития является важным условием эффективности педагогической системы развития здоровья. Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 16–18.

  3. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю., Чеснокова Г. С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: менеджмент, методическая деятельность, психолого-педагогическое обеспечение — учебник. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015 г

  4. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» Дошкольное воспитание. –2008. –№4. –С.79.

  5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод.рекомендации по проектир. вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд..: Айресс-Пресс, 2007. – 119 с.

  6. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы).

    – изд-е 3-е, изм. и доп. ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. –192 с.

  8. Сыркина О. В. Создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 14–16.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http:// www .минобрнауки.рф/3447.pdf

  10. Федосеева А.М., Удалова Т.Ю. Экопсихологический подход в моделировании образовательной среды Психология образования: региональный опыт: мат-лы II научно-практич. конф. – М.: Федерация психологов образования России, 2005 – С. 307–308.

  11. Шикина И.Г. Модель предметно-развивающей среды детского сада, ориентированной на развитие основ информационной культуры дошкольников Научный потенциал. – 2012. № 2 (7).

    – С. 15-22.