Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

Дошкольное детство — важный и ответственный период развития как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его в этом возрасте. важно вовлекать ребенка в различные занятия, позволяя проявиться всем его наклонностям и наклонностям. В ФГОС ДО выделяются пять образовательных направлений, направленных на решение задач развития и воспитания дошкольников в различных сферах деятельности. Мы обращаем внимание на продуктивную деятельность, под которой понимается деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К ним относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала [1].

Один из самых простых, доступных и естественных для дошкольника видов производственной деятельности — прикладная.

Многочисленные исследования (Н.Г. Агеносова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой, Е.А. Флериной, Д.Б. Эльконина и др.) показали, что продуктивная деятельность, имеет важное значение для психического развития ребенка — дошкольника, и прежде всего, для развития его восприятия, воображения и мышления. Именно в процессе предметной деятельности ребенок учится выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме; именно продуктивная деятельность способствует активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи; способствует развитию графического навыка, воспитывает настойчивость [30, с. 79]. Приложение имеет большое значение для полноценного развития дошкольника в производственной деятельности.

Однако это происходит не в одиночку, а в специально организованном, планомерном и целенаправленном тренировочном процессе. При этом, по мнению Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова, одним из эффективных средств развития навыков и умений дошкольников работать вместе, выстраивать коммуникации, самостоятельно находить решения творческих задач является организация коллективного приложения.

На основании вышеизложенного была определена тема работы курса «Теоретические основы коллективной деятельности на занятиях по приложениям с дошкольниками старшего возраста».

Вопросы, посвященные проблемам коллективных форм работы в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений, в разное время рассматривались разными учеными, психологами и педагогами. Истоки идеи о коллективной деятельности можно найти в работах Л.С. Выготского. В самом общем виде понятие коллективной деятельности было представлено в работах В.В. Давыдова. В частности, он отмечал, что: «некоторые формы деятельности имеют первичные виды как коллективные деятельности… Лишь затем, на основе этой коллективной деятельности, возникает индивидуальная деятельность, выполняемая индивидуальным субъектом» [10, с. 514]. Метод коллективно-творческих работ пропагандировали в свое время педагоги А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, К.М. Лепилов, Г.В. Лабунская, С.Т. Шацкий, В.Ф. Шехгель. Эти проекты основывались на создании в классе монументальной композиции, панно или макета. Особенности организации коллективных видов изобразительной деятельности в ДОО раскрываются в работах Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова, Б.М. Неменского, В.И. Калякиной, А.В. Купряшкина, М.Н. Турро и др. Но, несмотря на широкий спектр исследований, проблема коллективной деятельности старших дошкольников в процессе создания приложения остается актуальной в практике дошкольного образования и требует дальнейшего изучения.

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... и участию в познавательной деятельности, стали проявлять познавательный интерес в процессе общения, стали задавать вопросы поискового характера, радоваться успехам сверстников. Используя различные игры в работе с детьми, ... Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007 А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, ...

Проблема исследования заключается в необходимости систематизировать научные представления о коллективных видах деятельности со старшими дошкольниками на уроках с помощью приложения.

Объект исследования: процесс организации учебной деятельности по приложениям.

Объект исследования: использование коллективных занятий на уроках по аппликациям с детьми старшего возраста в дошкольном возрасте. Цель исследования: теоретически обосновать использование коллективных занятий на уроках для приложений с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:

  • изучить литературу по проблеме исследования;
  • раскрыть понятие аппликации как вид продуктивной деятельности;
  • определить значение аппликации в развитии детей дошкольного возраста;
  • изучить коллективные виды деятельности, используемые на занятиях аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста;
  • выявить особенности планирование занятий по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
  • исследовать специфику организации коллективных видов обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической; сравнение и обобщение; изучение педагогического опыта. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет расширить имеющиеся знания о коллективных формах работы с дошкольниками старшего возраста, в частности, в процессе прикладных уроков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в работе дошкольных воспитателей, заведующих художественными занятиями при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В состав курсовой работы входят введение, 2 главы основной части, заключение, список использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты использования коллективных видов деятельности на занятиях аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста

1 Аппликация как вид продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Чтобы развитие дошкольников протекало гармонично и не было разрывов в формировании личности, в дошкольном образовании существуют различные виды деятельности, которые отражены в ФГОС в виде целей. Каждая из них имеет свою направленность, и вместе они составляют целостную систему, направленную на обеспечение когнитивного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития дошкольников.

10 стр., 4898 слов

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

... Для дошкольников основная линия развития заключается в формировании беспредметных действий, и игра выглядит как застывший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра ... на протяжении дошкольного возраста, а также учитывать особенности данного периода детского развития. На эти особенности указывает Г.С. Абрамова[1], подчеркивая повышенную чувствительность дошкольников ...

В соответствии с требованиями стандарта образовательная область «Художественное творчество» в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения включает изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное оформление, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

Продуктивная деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п., обладающего определенными заданными качествами [6, с. 8]. В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают свои собственные модели окружающей среды, у продуктивной деятельности есть одна особенность: результат, зависящий от предмета.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей, так как обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развитии (рис. 1).

Рисунок 1 — Значение продуктивных видах деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Аппликация (от латинского applicatio — накладывание), по определению М.А. Гусаковой, это «самый простой и дешевый способ создания произведений искусства, сохраняющий реалистическую основу самого изображения. Оригинальность аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике его выполнения. Основными признаками аппликации, являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен» [8, с. 27].

Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. Поэтому, как вид продуктивной деятельности, приложение важно для всестороннего развития и воспитания дошкольников, формирования у них определенных знаний, развития умений и навыков. По мнению М.А. Васильевой, занятия аппликацией развивает такие качества, как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность [4, с. 114]. В трудах других ученых (Д.И. Воробьева) доказано, что при создании аппликации сочетаются умственная и физическая активность, дети учатся обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем, вместе с этим они приобретают основные трудовые навыки. Таким образом, разрывать, разрезать, складывать и складывать бумагу способствует развитию мелкой моторики рук и носит лечебный характер, благотворно влияя на нервную систему ребенка. При выполнении различных работ с различными предметами рука обретает точность и уверенность, а пальцы становятся сильными и гибкими. Например, уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос, а такая техника обработки бумаги как бумажная филигрань или квиллинг требует тонких, точных и ловких движений пальцев [5, с. 12].

5 стр., 2408 слов

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка

... рефлексах. Особенности безусловных и условных рефлексов. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято ... первая подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев постнатального ... работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система Он ...

В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддяков обращает внимание на умение дошкольников в процессе создания приложения выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал [21, с. 810].

Уроки аппликации способствуют развитию у дошкольников элементарных математических представлений: специфика приложения позволяет овладеть знаниями о цвете, структуре предметов, их размерах и плоской форме. В ходе уроков аппликации дошкольники также знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых нужно вырезать и склеить. Так, Т.С. Комарова отмечает: «…дети знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям» [13, с. 25].

С.В. Арапова пишет: «Создание силуэтных изображений требует большого мышления и воображения, поскольку в силуэте отсутствуют детали, которые иногда являются основными характеристиками объекта. Кроме того, в аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, что позволяет приобрести ребенку композиционные знания и умения» [3, с. 48]. Кроме того, занимаясь аппликациями, дошкольники развивают чувство ритма, цвета и симметрии, на этой основе формируется художественный вкус. Цвет действует на ребенка эмоционально, завораживает своей живостью и яркостью. Как пишут Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина в учебнике «Эстетическое воспитание и развитие дошкольников:» .. Важная роль в приложении принадлежит его цветовому оформлению, которое оказывает огромное влияние на развитие детского художественного вкуса. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступного представления красоты окружающего мира и произведений искусства. Предоставляя дошкольникам цветную бумагу, педагог обучает их умению подбирать красивые сочетания цветов. При этом детям не надо самим составлять цвета или закрашивать формы» [32, с. 87].

Аппликация располагает дошкольников к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в аппликации большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана) [12, с. 579].

Выполнение аппликационных изображений способствует развитию мускулатуры рук, координации движений ребенка. Дошкольники учатся пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезать формы и детали, вращать лист бумаги, располагать детали на листе на равном расстоянии друг от друга. Велика роль занятий аппликацией и в трудовом воспитании дошкольников.

11 стр., 5317 слов

Этапы творческой деятельности ребенка

... молодая наука способствует развитию творческого потенциала человека. Творчество Творчество - это деятельность, порождающая что-то качественно новое, чего раньше не было. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не ... Целью данной работы, как мне кажется, является изучение моделей построения новых действий в незнакомых ситуациях, то ...

Дошкольники развивают культуру труда, заранее готовят необходимые материалы и инструменты, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания. У дошкольников совершенствуется и координируется общая и мелкая моторика рук, формируются такие качества, как точность, скорость, беглость. Как считает С.В. Арапова, «это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта» [3, с. 91].

Таким образом, аппликация — это продуктивный вид деятельности дошкольников; способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют разнообразные представления, познания (природоведческие, речевые, математические, ручные умения и пр.).

В процессе целенаправленной деятельности у дошкольников развиваются и совершенствуются умственные процессы, обогащается опыт творческой деятельности.

Однако следует отметить, что в самостоятельной деятельности дети выполняют рисунок индивидуально, каждый со своим приложением. При этом им особенно нравится создание картин, общих и коллективных композиций, в которых объединены образы всех детей в группе. Поэтому одной из форм продуктивной деятельности в старших группах дошкольных образовательных учреждений является коллективная работа, результатом которой являются общие изображения, панно, композиции.

2 Коллективные виды деятельности на занятиях аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста

Коллективная творческая деятельность — это сложная педагогическая технология, сочетающая формы обучения, воспитания и эстетического общения. Её результат — общий успех, оказывающий положительное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в отдельности [23, c. 1240].

Коллективная деятельность в ДОО — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которая дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В работах отечественных исследователей коллективная деятельность дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции [7, с. 112]:

  • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная готовность к приему и передаче информации;
  • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;
  • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Основные задачи, решаемые на коллективных занятиях:

— Закрепление полученные ранее технических умений и навыков, формирование умений использовать их разумно и рационально. Разносторонний обмен, осуществляемый учителем и детьми в процессе взаимного общения, служит важным источником пополнения их практического опыта. Этот процесс осуществляется на основе анализа и «присвоения» умений и навыков партнера, а также за счет совершенствования уже имеющихся у самого ребенка умений и навыков, а также благодаря возникновению новых из них в результате совместной деятельности, приобретающей при благоприятных обстоятельствах характер сотрудничества и сотворчества.

15 стр., 7336 слов

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...

... для повышения интереса к учебе. Объектом дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность ... младших школьников может быть довольно большой. Погруженный в какую-либо работу ребенок может не «слушать» инструкции или вопрос учителя. Но такая концентрация ...

— Воспитание нравственно-волевых качеств: умения и потребности доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, добиваться лучшего качества работы, стремясь сделать ее выразительнее, понятнее, интереснее, понимать значимость своего труда в общем деле и т. д.

— Формирование умений сотрудничать со сверстниками и воспитателем (объединяться, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, управлять своими желаниями, подчинять их интересам общего дела, оценивать себя и другого, соотносить свои мысли, чувства и формы поведения с другими людьми (сверстниками, воспитателем), переживать за общий результат).

При этом, особенно важны контакты со сверстниками, так как только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Таким образом, коллективные виды деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой — выступает важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.

Коллективная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях активно используется на уроках изобразительного искусства — дети очень любят такие коллективные занятия. При этом, как отмечают педагоги, организовать коллективную работу легче всего по аппликации, когда каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем — наклеивает его на общий лист (общую картину или композицию).

В дидактической методике изобразительного искусства известны разные классификации коллективных форм деятельности. Так, М.Н. Турро выделил следующие три формы организации совместной деятельности детей:

— Фронтальная — коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце урока, когда части композиции, исполняемые индивидуально, собираются в единое целое.

  • Сложная форма — это выполнение коллективной работы на одном уровне, когда дети выполняют свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая действия с другими детьми.
  • Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) — строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.

И.Н. Турро отметил, что сам процесс коллективной деятельности и его исход всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувство удовлетворения и интерес к зрительной деятельности. Он также подчеркнул, что «коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности», по мнению автора, «всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью» [28, c. 18].

28 стр., 13803 слов

Курсовая работа театральная деятельность в детском саду

... театральных игр, спектаклей-инсценировок младших дошкольников. Гипотеза курсовой работы: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в ... деятельности в дошкольной педагогике Роль театральной деятельности в развитии дошкольников отмечается зарубежными и отечественными педагогами. В дореволюционной педагогике театральными ... индивидуальных и коллективных тестов. Ребенка обучают быть ...

Высокую оценку методу коллективных работ в книге «Мудрость красоты» дал Б.М. Неменский, отмечая, что при использовании этого метода «.. дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Б.М. Неменский впервые был включен в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству методом коллективной и групповой работы в программе «Изобразительное искусство и художественное творчество». Он систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда [24, c. 18].

С нашей точки зрения, более полная систематизация видов коллективной деятельности с детьми дошкольного возраста представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова [14].

Эта классификация созвучна системе видов коллективной работы И.И. Turro, но отличается более тонкой внутренней дифференциацией способов организации коллективной работы. В основе данной классификации лежат следующие виды коллективной деятельности:

Совместная индивидуальная деятельность — при которой коллективная работа представляет собой соединение в едином панно индивидуальных работ детей, выполненных с учетом поставленной педагогом задачи или со смыслом идеи общей композиции.

Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце урока, когда части выполняются индивидуально, элементы композиции собираются в единое целое. При этом, дети более охотно расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка (вылепленного или вырезанного предмета) — стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективные занятия следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активнее будет их индивидуальная зрительная деятельность, тем больше контактов между ними начнет возникать.

В самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорация), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого ее можно построить. Задача поручается каждому сразу, в начале работы, а затем адаптируется к тому, что сделали другие. Сначала это делает педагог, затем композиция исполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками. Преимущества этого модуля заключаются в том, что он позволяет большой группе неопытных детей работать вместе и участвовать в коллективной деятельности.

Во фронтальной работе с детьми воспитатель ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объём, размеры и т.д.).

На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитатель собирает элементы, детали, части общей композиции, при этом учит их находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или, скрывая недостатки.

В подгрупповой работе воспитатель также руководит работой детей, но отличие в том, что группу детей делят на подгруппы, объединяя по 2-4 (6-8) человек. Им придется попробовать в основном без помощи воспитателя составить из однородных (одинаковых) или разнородных (разных) предметов свою композицию, вступая в обсуждение вариантов размещения готовых изображений на одной плоскости. Например, «Кошка с котятами», «Иван Царевич и серый волк», «Встреча Колобка с Лисой (Зайцем, Волком, Медведем)» и др. Подгруппам могут быть назначены одинаковые или даже разные задачи, которые должны выполняться эффективно, чтобы после завершения работы получилась необычная композиция, состоящая из отдельных работ каждой подгруппы.

4 стр., 1892 слов

Курсовая работа проектная деятельность в доу

... и формы практической деятельности уже в детском саду, осуществить их коллективную работу [29, с. 106]. Еще одним важным условием продуктивной проектной деятельности детей в дошкольном образовании является развитие у детей лидерских качеств. Различные ...

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

Совместно-последовательная — когда композиция постепенно наращивается новыми деталями. При такой форме организации деятельность детей может строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Деятельность детей на таком занятии представляет собой два основных этапа:

  • этап — индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего;
  • этап — последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед детьми встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, сувениры для малышей, чайный сервиз и т.д. Для того чтобы все дети смогли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного места на другое. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Перед началом творческой работы столы для детей следует удобнее поставить так, чтобы они напоминали конвейерную линию. Количество, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Каждая линия будет делать свою работу, и соревноваться с другими в качестве и скорости выполнения работы. Задача, стоящая перед ребенком проста: приклеить (прилепить, нарисовать) свою деталь точно на место, так, как это сделано на образце, при этом операцию надо выполнить в нужном ритме: быстро и аккуратно.

К совместно-последовательной форме можно отнести и деятельность, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» участники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано другими. Причем каждый ребенок должен внести свою «лепту» в работу. В качестве эстафетной палочки, если работа выполняется в технике аппликации, может сыграть тюбик с клеем. Организовывая совместную деятельность по принципу эстафеты целесообразно разделить детей на подгруппы и вести параллельно несколько коллективных композиций, предоставить каждой — лист для творческой работы. В этом случае возникает ситуация соревнования подгрупп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы — «эстафета».

15 стр., 7184 слов

Курсовая работа предпринимательская деятельность

... работы. Предпринимательская деятельность находится в центре рыночных отношений, которые формируются и развиваются вместе с ними. Существуют разнообразные точки зрения на сущность предпринимательства, тем ... коллективные; государственные. Индивидуальное предпринимательство. В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью ... России. Целью курсовой работы является ...

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности создает условия для формирования умений координировать совместные действия, т.к. неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Данная форма работы в ДОО встречается не часто.

Совместно-взаимодействующая работа выполняется всеми участниками одновременно, согласовывая действия на всех этапах. Предлагается выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. На занятии каждый ребенок должен не только качественно выполнить изображение предмета (создать свой образ в связи с совместно придуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности), но и принимать активное участие в обсуждении получившихся образов в связи с замыслом, участвовать в решении разно-образных вопросов, возникших в ходе работы. Только при этих условиях происходит непосредственное взаимодействие между детьми.

Одним из важных моментов является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей — работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции).

Детям предлагаются широкие, объемные темы, представляющие варианты для продумывания конкретного сюжета, развитие фантазии, творческого воображения, по темам: «Цирк», «Зоопарк», «Доктор Айболит и его друзья», «Полет на Луну», «На дне морском», «Жизнь зверей в лесу»; по сказкам: «Буратино», «Чиполино», «Теремок»; по мультфильмам.

Дети могут разбиться на творческие группы по желанию или по общности интересов, а также иметь возможность обсудить предстоящую работу: определить общий замысел, содержание работы, распределить обязанности в зависимости с возможностями и интересами каждого, приготовить для работы нужный материал. В результате этого каждый участник совместной деятельности получает представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей. При этом, воспитатель ненавязчиво направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов, но исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие сотрудничество детей. После окончания совместного творчества необходимо устроить выставку обсуждение созданных композиций. В ходе обсуждений и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

Эта классификация коллективной деятельности интересна потому, что в каждом из видов совместной деятельности не препятствует делению группы на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы детей, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного творчества дошкольников.

Что касается формы коллективной аппликации, то она может быть различного содержания. По тематике их делят на три основные группы: предметная, сюжетная и декоративная аппликация [12, с. 578].

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.) В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («цыпленок клюет зерна», «рыбки плавают в аквариуме», «салют Победы», «полет в космос», «птицы прилетели» и т. д.).;

— Коллективно создаются и декоративные аппликации, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода, это могут быть орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания. На коллективных занятиях декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Для создания орнаментов дети старшего дошкольного возраста обучаются равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная), по объему (плоская, выпуклая), по материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни и т.д.) и др. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает их бесконечное множество. В Приложении 1 дана классификация, которая дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее коллективные возможности.

Следует отметить, что все коллективные работы имеют целевое назначение: создание картины; украшения к празднику; украшение группы, коридора, зала; выполнение панно для досуга, ко дню рождения ребёнка; создание декорации к играм, спектаклям, афиши; книжка-ширма в подарок; иллюстрирование сказки, стихотворения, кадров к фильму и т.д. В этой связи, коллективная деятельность на занятиях по аппликации различна и по тематическому критерию:

  • изготовление художественных панно и макетов;
  • выполнение подарочных плакатов;
  • изготовление атрибутов к совместным играм;
  • иллюстрирование сказок и рассказов;
  • художественное оформление выставок;
  • изготовление костюмов, детали костюмов, театральных декораций.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности вообще, и к аппликации в частности.

На практике на занятиях аппликацией используются разные виды организации коллективной деятельности, а также их сочетание, каждая из которых имеет свои возможности в формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом и в организации совместного творчества.

Аппликации для детей — это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

В аппликации, как продуктивном виде деятельности, дошкольнику предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества; развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности. Поэтому аппликация имеет большое значение для всестороннего развития детей:

  • умственное воспитание — постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции, развивается речь, обогащается словарный запас, развивается образная, связная речь;
  • сенсорное воспитание — непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;
  • нравственное воспитание — изобразительная деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;
  • трудовое воспитание — умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется затраты физических сил, трудовых навыков;
  • участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них способствует формированию трудолюбия;
  • эстетическое воспитание — чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции, постепенно развивают у детей художественный вкус.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.

Значение коллективных видов деятельности можно выразить в двух основных моментах: когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектив; в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.

Глава 2. Использование коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста

1 Планирование занятий по коллективной аппликации с детьми старшего дошкольного возраста

Для систематического проведения занятий по аппликации, в том числе коллективной, в ДОО создается перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации, этапы работы, последовательное усложнение взаимодействия детей.

Задачи и содержание обучения аппликации в каждой возрастной группе реализуются по-разному, их усложнение конкретизируется с учетом накопления опыта, знаний, умений и навыков.

В обучении аппликации детей старшего дошкольного возраста можно выделить общие задачи:

  • составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок), располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
  • составление изображений предметов из отдельных частей;
  • изображение сюжета;
  • овладение различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание различными приемами, обрывание, плетение;
  • а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;
  • формирование чувства цвета, знание основных цветов и их оттенков, овладение умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формирование чувства формы, пропорций, композиции.

Согласно Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [26] обучение аппликации в старшей группе направлено на:

  • закрепление умений создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски;
  • вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции;
  • обучение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.);
  • обучение приему обрывания с целью создания выразительного образа;
  • побуждению создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения;
  • формирование аккуратного и бережного отношения к материалам.

При этом, в первом квартале, закрепляют навыки и умения, полученные в средней группе. Во втором квартале — освоение быстрых способов вырезывания (вырезывание двух одинаковых фигур).

Симметричное вырезывание, где необходимо обратить внимание детей на то, что лист бумаги надо держать за место сгиба. В третьем квартале продолжается выполнение работы с натур. Наряду с предметной аппликацией — важно поддерживать у детей интерес к декоративным работам.

Примерные темы коллективных занятий: «Осенний ковер», «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Блюдо с фруктами и ягодами», «Наш любимый мишка и его друзья», «Дома на нашей улице», «Машины едут по улице», «Снегири на ветке» «Рыбки в аквариуме», «Поезд», «Весенний букет» и др.

В подготовительной к школе группе коллективные аппликации занимают еще большее место. В них усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, а также предоставляется детям большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке темы. В подготовительной группе продолжают:

  • учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов);
  • развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;
  • изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства;
  • закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое;
  • несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой;
  • при создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);
  • учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки;
  • продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции;
  • поощрять проявления творчества.

Главная задача здесь: развивать наблюдательность детей и на основе этого учить их правильной передаче формы, цвета и строения предмета. Первая половина года: пользуясь приёмами, усвоенными на занятиях в старшей группе, дети вырезают из развёрнутого листа силуэты предметов несложной формы- овощи, фрукты, а также предметы, состоящие из нескольких частей — грибы, ветки с плодами или осенними листьями, вазы с букетами, различные машины. Вторая половина года: дети продолжают осваивать предметы симметричного вырезывания. Расширяется тематика детских работ: изображение человека, деревьев. здания разных конструкций, ракеты, самолёты. Вводится силуэтное вырезывание целого изображения.

Примерные темы коллективной работы: «Осенний ковёр», «Ваза с фруктами, ветками и цветами», «Хоровод», «Рыбки в аквариуме», «Звери в зоопарке», «Новые дома на нашей улице» и др.

Следует учитывать при планировании, что частота использования коллективных работ может варьироваться, но оптимально использовать данную форму организации занятий не реже 2-4 раз — в старшей и 5-6 раз в подготовительной к школе группе.

В успешном проведении коллективных занятий важное место занимает предварительная работа: подготовка оборудования, материала, порядка его преподнесения детям и организация детей. Так, фигуры для выкладывания должны быть: точные по форме, яркие по цвету, достаточно твёрдые, чтобы их края не рвались и не загибались, размер 4х4 см., количество на каждого ребёнка 6-8 штук, фон для выкладывания (размер рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур).

Порядок подготовки и раздачи детям материала для аппликации зависит от содержания и воспитательных задач.

Непосредственное проведение занятий включает 3 этапа [23, с. 1240]:

  • Подготовительный этап.

Его задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов, порождающих желание воплощать их в коллективной работе. Для этого можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание иллюстраций и репродукций.

Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности; в ходе коллективного творчества создание условий для творческого взаимодействия детей; сформировать у детей умения творчески работать в коллективе.

  • Заключительный этап — период взаимодействия детей с уже завершенной работой. В воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущий этап.

Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. Так, на первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса — возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал. Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты «Волшебная страна Детства», «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

На заключительном этапе коллективного взаимодействия педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, осознанием и оценкой значимости полученного результата. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей. При этом подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат — родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

При этом необходимо, чтобы на занятиях педагог общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. При оценке коллективной работы отдельных групп детей педагог должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей, инициативу в придумывании оригинальной конструкции.

Таким образом, занятия коллективной аппликацией должны проходить в соответствии с планом и по чётко продуманным этапам, с использованием разнообразных, интересных детям приёмов работы.

Примерное календарно-тематическое планирование по разделу «Аппликация» в старшей группе и отдельные конспекты занятий представлены в Приложениях 2 и 3.

2 Специфика организации коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста

Организация обучения аппликации в коллективной деятельности требует от педагога больших усилий, так как нуждается в тщательном продумывании, четком согласовании всех этапов работы, рациональном размещении материалов и оборудования, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Сложность в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

Выделяют несколько уровней развития коллективной деятельности [25, с. 86].

  • Ведущая роль взрослого несомненна. Дети действуют изолированно, по собственной инициативе в контакты, как правило, не вступают.
  • Педагог по-прежнему подбирает определённую тематику, материал, организует совместную деятельность.

Дети понимают общее задание. По совету педагога дети помогают товарищу, однако редко используют общение, ограничиваются односложными фразами. За помощью обращаются только к педагогу. Узнают и называют как свою работу, так и работы товарищей, находящихся рядом; любуются общей и своей работой. Радуются положительной оценке, принимая её больше в свой адрес. При направленном руководстве осознают уровень успеха своих действий и всего коллектива.

— Роль педагога по-прежнему доминирующая: он определяет задание, помогает, уточняет содержание работы каждого. Дети, проявляя самостоятельность при распределении материала, осознавая общий характер деятельности, всё ещё действуют индивидуально при выполнении совместной работы. При распределении материала иногда возникают конфликты. Выделяются наиболее инициативные. Критика действий товарища дополняется указаниями, как надо действовать. Дети обращаются за помощью и педагогу, и к товарищу. По совету первого и по собственной инициативе оказывают помощь. Убирают только своё место.

— Педагог объясняет задание, способы его выполнения, помогает распределять работу, материалы. В процессе выполнения общего задания дети уже жалуются на товарища, что он работает один. Это — признак активных контактов. Дети радуются положительной оценке общей работы, понимают, что это результат общего труда, знают, какую работу выполнил каждый.

— Педагог выполняет роль консультанта: он принимает участие в выборе темы, помогает детям объединиться в подгруппы. При его направленном руководстве воспитанники способны самостоятельно обсуждать конкретное содержание будущей коллективной работы, выбирать материал, изобразительные и выразительные средства, способы действия, распределять обязанности, могут планировать совместные действия.

В процессе совместной работы дети помогают друг другу и учат друг друга. За помощью обращаются к товарищу и только в сложных случаях — к педагогу. Бывают нетерпеливы к партнёру, работающему медленно. В таком случае забирают материал и завершают работу товарища. Переживают за качество общей работы. С повышенным интересом рассматривают результат работы другой подгруппы, но способны дать объективную оценку.

— Дети самостоятельно определяют замысел будущей совместной работы, объединяются в рабочие группы, учитывая важность действий каждого. Подготавливают материал, обсуждают и планируют содержание, композицию, цвет, способы исполнения, т.е. этапы работы. На данном этапе дети выслушивают и обсуждают предложения каждого участника, активно помогают друг другу, терпимы и терпеливы, поощряют и одобряют успехам товарищей, самокритичны. Некоторые дети по собственной инициативе выполняют работу товарища, которую он не успевает сделать. Каждые ребёнок работает добросовестно.

Рассмотрим поэтапно некоторые виды коллективной деятельности и их сочетание на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста, выделим приемы организации процесса коллективного творчества и принципы составления коллективных композиций.этап. Самая простая из форм организации работы над коллективной композицией — это совместно-индивидуальная деятельность, на котором происходит подведение детей к пониманию значимости своего труда через коллективное обыгрывание результата.

На данном этапе с детьми проводится обычное предметное занятие обучающего характера со всей вытекающей предварительной работой и соответствующими приемами обучения.

Выполнение работ здесь — индивидуальное, но в конце занятия происходит объединение результатов в единую композицию с общим названием — результат обыгрывается в соответствии с поставленной целью. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется вначале занятия, при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце занятия, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Приемы организации процесса совместно-индивидуальной деятельности и ее коллективный результат: свободное размещение элементов на плоскости фона; мозаика; фриз; организованное изображение.

Принцип свободного размещения, — когда элементы будущей совместной работы размещаются свободно на общем фоне. Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельностью над таким принципом является представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа.

Принцип фриза и принцип мозаики предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности. С детьми можно изобразить сказочный лес, осенний парк, пряничный терем, ковер, сказочный флот, дома на улице и др. При организации фризовой и мозаичной коллективной композиции необходимо соблюдать следующие условия:

  • единство изобразительного материала и техники;
  • определенную палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками;
  • определенный размер изображения;

— Принцип организованного изображения — будущая коллективная работа задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды, а детям предлагается закончить начатую композицию. Он предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале работы анализируется будущая коллективная композиция.

Пример создания коллективной аппликации на данном этапе: «Лодки на реке» (в старшей группе), «Дома на нашей улице» (в подготовительной группе).

этап совместно-индивидуальной деятельности — создание композиции из однородных фигур с помощью воспитателя. На этом этапе обучения следует добиться от детей понимания значимости совместного (коллективного) труда, создать положительное эмоциональнее отношение каждого ребенка к участию в общей творческой деятельности, вызвать чувство удовлетворения от ее выполнения, радость успеха. Поэтому в самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорации), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого её можно построить. В начале занятия необходимо поставить перед детьми коллективную задачу по выполнению работы. Дети изображают (вырезают) однородные предметы. Это может быть обучение или закрепление технических приемов.

В процессе выполнения работы необходимо сориентировать детей на создание выразительных образов, а затем привлечь их к сотворчеству в создании обпей композиции, научить находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или скрывая недостатки. В конце занятия из готовых детских работ создается общая композиция.

Пример создания коллективной аппликации: «Петрушки пляшут у елки» (в старшей группе), «Грачи прилетели» (в подготовительной группе).

этап — совместно-взаимодействующая деятельность, подразумевает создание композиции из однородных фигур подгруппой детей. На этом этапе предполагается впервые разбить детей на творческие подгруппы, объединяя по 2-4,6-8 человек (как сидят за столами).

Им придется попробовать без помощи воспитателя составить из однородных предметов свою композицию. Ребенок должен не только самостоятельно и качественно выполнить изображение предмета, внеся своё творчество в трактовку образа, но и принять активное участие в обсуждении содержания композиции, в размещении получившихся образов в связи с замыслом, в решении спорных вопросов, возникающих в ходе работы. Воспитатель настраивает детей на совместную работу, учит правилам общения, оказывает им помощь в обсуждении и решении опорных вопросов. Рассматривая композиции в конце занятия, следует выделить своеобразие замысла, выразительность образов, творческие находки авторов и уделить особое внимание умению детей работать сообща, связав с ним качество полученного результата.

Пример создания коллективной аппликации: «Утки плавают в пруду» (в подготовительной группе).

этап — также совместно-взаимодействующая деятельность, — создание подгруппой детей сюжета из разнородных фигур. Тема занятия сообщается детям заранее (утром до занятия).

Дети разбиваются на подгруппы (как сидят по равным силам) и получают возможность обсудить предстоящую работу — определить замысел, распределить обязанности в соответствии с возможностями и интересами каждого (т.к. им предстоит выполнить композицию из разных фигур).

Воспитатель интересуется замыслом, направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов. На занятии следует дать детям как можно больше самостоятельности в выполнении работы, чтобы дети почувствовали взаимную ответственность за достижение цели. Занятие строится на закрепление навыков — в композицию включаются разные герои (предметы), поэтому возможные приемы изображения лишь обсуждаются. Каждый ребенок должен создать свой образ в связи с совместно продуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности. Воспитатель выступает в основном в роли советчика, участвует в обсуждении композиции в решении спорных вопросов. В конце занятия детей надо привлечь к активному обсуждению результата: научить уважительно относиться к замыслу авторов, видеть творческие находки в передаче образов и событий, а также связать положительный или отрицательный результат с умением детей работать сообща.

Пример создания коллективной аппликации: «Чайный сервиз» (в старшей группе), «Белоснежка и семь гномов» (в подготовительной группе).

этап — самостоятельная творческая коллективная работа детей. На этом этапе совместно-взаимодействующей деятельности у детей формируют стремление к сотрудничеству с товарищами, умение решать спорные вопросы без вмешательства взрослого, объективно оценивать отношение партнеров к творческому делу и др. Детям следует предложить широкие, объемные темы, предполагающие много вариантов для продуманного конкретного сюжета и раскрывающие большие возможности для творчества. Дети должны самостоятельно разбиться на творческие подгруппы по симпатии или по общности интересов, определить содержание работы, распределить обязанности, приготовить для работы нужный материал. На занятии же дети работают полностью самостоятельно. В конце занятия можно предложить разгадать смысл той или иной композиции или авторам композиции раскрыть смысл своей композиции.

Следует отметить, что такая форма коллективной деятельности требует от каждого дошкольника определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласовывания вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции. Поэтому применяется в конец подготовительной группы. При этом, практика дает различные варианты организации взаимодействия детей на таком коллективном занятии. В основном эта организация работы в группах малых и больших — одни рисуют на плоскости общий фон композиции, другие выполняют части или элементы данной композиции. Основные этапы совместно-взаимодействующей деятельности в процессе выполнения композиции:

  • совместное составление эскиза коллективной композиции, разработка ее колористического решения, выбор материала и технологии выполнения коллективной работы;
  • выполнение картона эскиза, расчленение его на составные части и организация групп учащихся для создания фрагментов композиции;
  • выполнение частей композиции в малых группах;
  • монтаж коллективной композиции, ее анализ, обобщение и эстетическая оценка.

На данном этапе создания коллективной аппликации могут использоваться сюжеты по сказкам, по мультфильмам и т.д. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут… бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто — облака и звезды, кто — волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д.

Названные виды организации коллективной работы отличаются друг от друга по мере усложнения, и на практике могут сочетаться между собой, исходя из конкретной педагогической ситуации, что говорит об их относительной самостоятельности. Педагог при организации коллективной деятельности, может допускать и индивидуальную работу отдельных детей, результат труда которых затем находит место в коллективной композиции.

Таким образом, коллективная аппликация — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач; эффективное средство развития детского коллектива и личности ребёнка. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания — симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения, комбинируя их; осваивают новые способы прикрепления деталей, например, пришивание их к ткани. Расширяется и содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, а также многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев и др. материалов, где необходима строго определенная последовательность расположения и наклеивания форм: сначала общий фон (земля, море, небо), затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, лишь потом среднего и переднего.

Коллективная работа на занятиях аппликацией ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой — способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы, что создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Специфика организации коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации заключается в том, что педагог поэтапно учит детей: вначале проводит с детьми беседу и уточняет, что конкретно они будут изображать, предлагает детям обсудить, как и где объекты будут изображены на листе. После выясняется вместе со всеми, с каким материалом они будут работать. Таким путем последовательного подбора тематики коллективных занятий с учетом возросших изобразительных умений детей педагог постепенно расширяет возможности действий детей. Дети работают над одной композицией сначала в совместно-индивидуальной деятельности, затем постепенно включаются в совместно-взаимодействующую деятельность по два, втроем, вчетвером, подгруппами, потом все вместе.

Дети старшего дошкольного возраста на занятиях по коллективной аппликации овладевают опытом совместных действий: распределяют между собой части задания, помогают один одному, обсуждают отдельные технические или изобразительные приемы. Коллективная деятельность старших дошкольников при целенаправленном руководстве приобретает творческий характер. Вместе с содержанием дети учатся активно обсуждать и средства его реализации: композицию, цвет, материал, способы создания, а также приемы, которые содействуют выразительности образов.

При этом результативность коллективных работ предполагает:

  • организацию предварительной работы;
  • дети проявляют интерес к теме (в зависимости от ситуации можно предложить работу по изготовлению декораций и костюмов, поздравительных открыток и плакатов, атрибутов для дидактических игр и пр.);
  • необходимый уровень подготовленности каждого ребёнка навыкам работы с разнообразным материалом и технике его использования, а также его интерес при распределении обязанностей в группе;
  • коллективная работа должна быть итоговым занятием по теме.

коллективный занятие аппликация дошкольник

Заключение

Актуальность темы «Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста» обусловлена тем, что коллективная деятельность на занятиях по аппликации обладает широким спектром воспитательных и педагогических возможностей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества. В результате коллективной аппликации у старших дошкольников формируется культура общения, приобретается практический опыт нравственных отношений, развивается мотивация к сотрудничеству, появляется желание проявить инициативу.

В соответствии с поставленными задачами, нами проведен анализ литературных источников, который показал, что проблема организации коллективной деятельности дошкольников находилась и находится в центре внимания многих отечественных педагогов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожц, В.И. Калякин, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Н.Н. Поддьяков, М.Н. Турро, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Так, Б.М. Неменский считал коллективную творческую работу одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих сил.

В результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами было раскрыто понятие аппликации, как продуктивной деятельности — это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

Занятия аппликацией имеют большое значение для дошкольников, так как создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета. В процессе работы сочетается умственная и физическая активность: у детей активизируется сенсорное развитие, моторика, пространственное восприятие; развивается речь, воображение и логическое мышление, фантазия и творческие способности; активизируются волевые качества, такие как внимание, упорство, выдержка. В целом все это помогают детям старшего дошкольного возраста подготовиться к обучению в школе.

При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности. Нами изучены коллективные виды деятельности, используемые на занятиях аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимо-действующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Для систематического проведения занятий по продуктивному творчеству, в частности по аппликации, в ДОО создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Нами были выявлены особенности планирование занятий по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Так, были раскрыты задачи и содержание обучения аппликации в старшей возрастной группе и подготовительной к школе группе, где обучение аппликации реализуются с учетом возраста, их усложнение конкретизируется с учетом накопления опыта, знаний, умений и навыков. В них усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, а также предоставляется детям большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке темы.

Частота использования коллективных работ может варьироваться, но оптимально использовать данную форму организации занятий не реже 2-4 раз — в старшей и 5-6 раз в подготовительной к школе группе.

Кроме того, в успешном проведении коллективных занятий важное место занимает предварительная работа: подготовка оборудования, материала и организация детей. Проведение занятий по коллективной аппликации в группе, как правило включает 3 этапа.

Занятия коллективной аппликацией должны проходить по чётко продуманным этапам, с использованием разнообразных, интересных детям приёмов работы. Поэтому нами была выявлена специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективного продукта дети овладевают техническими и изобразительными (композиционными) умениями, учатся планировать, совместно и своевременно завершать свою и общую работу. Значительно расширяется диапазон общения: дети учатся договариваться, внимательнее относятся друг к другу, совершенствуется организационные навыки по самообслуживанию, распределению обязанностей (совместная подготовка рабочего места, материала, уборка рабочего места и т.д.).

У детей появляется чувство ответственности за общее дело, его успешность.

Теоретическая значимость исследования в том, мы расширили имеющиеся знания о коллективных формах работы в процессе занятий по аппликации со старшими дошкольниками.

Практическая значимость исследования в том, что организация коллективной деятельности работы могут быть использованы воспитателями ДОО в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Коллективную работу можно показать родителям, разместить на выставке, она станет предметом для дискуссий, разговоров, игр, рождения новых замыслов.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/produktivnaya-deyatelnost/

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета от 25.11.2013. — № 265.

— Антонова, Т.И. Значение занятий по аппликации для развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Антонова, Т.А. Буянова // Студенческая наука XXI века. — 2016. — №1. — С. 47-49.

— Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.

— Воробьева, Д.И Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального и творческого развития личности дошкольника [Текст] / Д.И. Воробьева. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 144 с.

— Ганошенко, Н.И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности [Текст] / Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 58 с.

— Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий [Текст] / А.А. Грибовская. — М.: Сфера, 2005. — 192 с.

— Гусакова, М.А. Аппликация: Учеб. пособие [Текст] / М.А. Гусакова. — М.: Инфра-М, 2011. — 313 с.

— Гусарова, С.В. Развитие познавательных интересов старших дошкольников в творческой деятельности [Текст] / С.В. Гусарова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 25-26.

— Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1991. — №6. — С. 514.

— Елизарова, А.А. Анализ образовательных программ дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А.А. Елизарова // Инновационные тенденции развития системы образования. — 2016. — С. 36-41.

— Каменская, И.Н. Развитие личности ребенка средствами аппликации [Текст] / Каменская И.Н., Балабанова О.М. // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 578-579.

— Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 25.

— Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей: учеб. пособие [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 128 с.

— Короткова, Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Короткова // Дошкольное воспитание. — 2012. — №11. — С. 29 -39.

— Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб. пособие [Текст] / О.В. Корчинова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 320 с.

— Кузина, Е.А. Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Кузина, О.В. Кузнецова, М.Т. Черных // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 504-507.

— Кулько, И.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда [Текст] / И.Ю. Кулько и др. // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 644-647.

— Купряшкина, А.В. Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации [Текст] / А.В. Купряшкина // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 245-247.

— Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество [Текст] / Г.В. Кушнир. — М.: Сфера, 2011. — 311 с.

— Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. — 2015. — № 3(83).

— С. 808-811.

— Миры детства: конструирование возможностей. Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / колл. авторов, под ред. Т.Н. Дороновой. — М.: ФИРО, 2015. — 271 с.

— Новикова Т.Н. Коллективная художественная деятельность [Текст] / Т.Н. Новикова // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1240-1242.

— Неменский Б.М. Мудрость красоты [Текст] / Б.М. Неменский. — М.: Просвещение, 1987. — 268 с.

— Потапова, Е. В. Особенности организации коллективных работ по изобразительной деятельности в ДОУ [Текст] / Е. В. Потапова // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2009. — № 1. — С.86-95.

— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 333 с.

— Трунова, М. Коллективные работы на занятиях по изодеятель-ности [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2005. -№2. — С. 60.

— Турро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: учеб. пособие [Текст] / И.Н. Турро. — М.: Просвещение, 1980. — 77 с.

— Уланова, С.Л. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации [Текст] / С.Л. Уланова, А.В. Купряшкина // Концепт. — 2016. — № 17. — С. 785-789.

— Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие [Текст] / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2010. — 336 с.

— Цибульская, В.А. Сравнительный анализ современных программ воспитания и обучения по проблеме развития технических умений и навыков у детей дошкольного возраста в аппликации [Текст] / В.А. Цибульская, Т.А. Буянова // Студенческая наука XXI века. — 2015. — № 4. — С. 109-114.

Приложения

Приложение 1

Виды аппликаций

ПРЕДМЕТНАЯ АППЛИКАЦИЯ представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный).

Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ связана с понятие декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.).

Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция).

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).

Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей.