Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Контрольная работа

Дошкольный возраст — это период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и социальных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно участвовать в ней, что ему пока недоступно. В дошкольном детстве ребенок не менее сильно борется за независимость. Из этого противоречия рождается ролевая игра, самостоятельная деятельность дошкольников, имитирующая жизнь взрослых.

В отечественной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Детские игры, особенно ролевые, бедны по содержанию и тематике, показывают многократное повторение сюжетов, преобладание манипуляций над образной визуализацией действительности. В современном детском саду чаще всего большое внимание уделяется материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию игры как занятия у детей. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также учитывать особенности данного периода детского развития.

На эти особенности указывает Г.С. Абрамова[1], подчеркивая повышенную чувствительность дошкольников к экзистенциальным переживаниям, сензитивность. В этот период границы Я-концепции обозначаются через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенного представления о другом человеке. Все это делает детей очень уязвимыми к любым воздействиям других людей. охраняемая среда — это ресурс для развития дошкольников.

1. Понятие и сущность игры

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизни коллектива. Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного разграничения этих деятельностей и объективного объяснения разных форм игры.

12 стр., 5990 слов

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

... средствам театрализованной деятельности. Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством театрально-игровой деятельности ...

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе ролевые игры являются первыми в хронологическом порядке, выступая в качестве основного источника формирования общественного сознания дошкольника. Психологи давно изучают игры детей и взрослых, ищут их функции, конкретное содержание, сравнивая их с другими видами деятельности. Игра может быть вызвана потребностью в лидерстве, соревновании. Вы также можете рассматривать азартные игры как компенсаторную деятельность, которая в символической форме позволяет удовлетворить неисполненные желания. Игра отличается от повседневной активности дня. Человечество постоянно создает свой собственный выдуманный мир, новое существо, которое существует вместе с миром природы, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесны и многообразны. Всякая игра, прежде всего, свободная, вольная деятельность.

Игра идет сама для себя, для удовлетворения, которое возникает в самом процессе выполнения игрового действия.

Игра — это деятельность, описывающая отношения человека с окружающим миром. именно в мире впервые возникает необходимость влиять на окружающую среду, необходимость ее изменения. Когда у человека появляется желание, которое не может быть исполнено немедленно, создаются предпосылки для игровой деятельности.

Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, он может вернуться в прошлое, заглянуть в будущее, повторить одно и то же действие несколько раз, что тоже приносит удовлетворение, дает возможность почувствовать себя осмысленным, всемогущим, желанным. В игре ребенок не учится жить, а живет своей настоящей, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконина, что в игре интеллект направлен на эмоционально-действенный опыт, функции взрослого человека воспринимаются, прежде всего, эмоционально, в основном эмоционально-действенная направленность в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».

В игре, как и в основном занятии дошкольника, выполняются те действия, на которые он будет способен в реальном поведении только через некоторое время.

Выполняя действие, даже если это действие проигрывает, ребенок не познает нового опыта, который связан с исполнением эмоционального импульса, который немедленно реализовался в действии этого действия.

Предпосылка игры — умение, передача одних функций объекта другим. Он начинается, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок учится действовать в ситуации, требующей познания, а не просто прожитой напрямую. Действие в фиктивной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием объекта или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее смыслом. Рождается новое качество взаимоотношений человека с миром: ребенок уже видит окружающую действительность, которая не только разнообразна по цвету, разнообразию форм, но и имеет знания и смысл.

4 стр., 1679 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте

... и взрослой жизни. Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников. Предмет исследования - игровой процесс развития личности ребенка. Объект исследования - игровая деятельность как основной способ развития ...

Случайный предмет, который ребенок делит на конкретную вещь и его воображаемое значение, воображаемая функция становится символом. Ребенок может воссоздать любой предмет для чего угодно, он становится первым материалом для воображения. дошкольнику очень трудно отделить мысль от одного предмета, поэтому он должен иметь поддержку в другом, чтобы представить лошадь, в которой ему нужно найти палку в качестве точки опоры. В этом символизирующем действии имеет место взаимное проникновение, опыт и фантазия.

Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация к игровому действию совершенно не зависит от объективного результата.

Основная причина классической игры не в результате действия, а в самом процессе, в действии, доставляющем удовольствие ребенку.

Палка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает новое особое игровое содержание для ребенка. Детское воображение рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание своей особой реальности, своего собственного мира жизни.

На ранних этапах разработки игра очень близка к практической деятельности. В практической основе действий с окружающими предметами, когда ребенок осознает, что он кормит куклу пустой ложкой, уже участвует воображение, хотя трансформации развернутой игры предметов пока не наблюдалось.

Для дошкольников основная линия развития заключается в формировании беспредметных действий, и игра выглядит как застывший процесс.

С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится доминирующей и доминирующей формой структуры мира.

Не выигрывать, а играть — такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О.М. Леонтьев)

Ребенок может осваивать большой круг реальности, который напрямую недоступен только в игре, в игровой форме. В этом процессе освоения мира, проходящего через игровые действия в этом мире, задействованы как игровое сознание, так и неизвестная игра.

Игра — это творческая деятельность, и, как и любое настоящее творчество, ее невозможно достичь без интуиции.

В игре формируются все аспекты личности ребенка, в его психике происходит существенное изменение, готовящее переход на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный образовательный потенциал игры, которую психологи считают основным занятием дошкольников.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми — их называют творческими или сюжетными ролевыми играми. В этих играх дошкольники исполняют роли всего, что они видят вокруг себя во взрослой жизни и деятельности. Творческая игра более полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра — отражение жизни. Здесь все «как бы», «фальшивка», но в этой условной среде, которая создается детской фантазией, присутствует многое: действия игроков всегда реальны, их чувства, переживания искренние, искренние. Ребенок знает, что кукла и медведь — всего лишь игрушки, но любит их как живые, понимает, что он не «правильный» летчик, не матрос, но чувствует себя храбрым летчиком, храбрым моряком кто не боится опасностей, он искренне гордится своей победой.

6 стр., 2946 слов

«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...

... сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых ...

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, он сочетает разные жизненные впечатления с личным опытом.

Детское творчество проявляется в концепции игры и в поиске средств ее реализации. Сколько изобретений нужно, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой корабль или самолет построить, какое оборудование подготовить! В игре дети одновременно выступают драматургами, декораторами, декораторами, актерами. Однако они не культивируют свои намерения, долго не готовятся к роли актеров. Они играют в одиночку, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которыми они владеют в данный момент.

По этому игра — всегда импровизация.

Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети в первую очередь взаимодействуют со своими сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общие интересы и опыт.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в одной другой деятельности нет таких строгих правил, такой условности поведения, как здесь. Поэтому игра учит детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать намеренность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и действия своих сверстников и своих. Работа педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание игроков на таких целях, которые могут спровоцировать общность чувств и действий, чтобы помочь установить отношения между детьми, основанные на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Первое положение, определяющее суть игры, состоит в том, что мотивы игры состоят из различных переживаний, значимых для игрока со стороны реальности. Игра, как и любая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к целям, значимым для человека.

В игре выполняются только действия, цели которых значимы для человека исходя из их внутреннего содержания. Это главная особенность игры и ее главная прелесть.

Вторая характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра — это деятельность, разрешающая противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющих мотивацию его деятельности, и пределами его оперативных возможностей. Игра — это способ удовлетворить потребности и запросы ребенка в пределах его или ее возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных, внутренних особенностей игровой деятельности возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка — лошадь, стул — автомобиль и т.д.).

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... ролевой игры с детьми я заметил, что дети развивают навыки культурного поведения, учатся налаживать общение друг с другом и правильно формулировать просьбу. В свою непосредственную учебную деятельность я ... А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007 А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002 А.К. ...

Умение творчески преобразовывать реальность формируется в первую очередь в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем живет игра и что она воплощает в действии, заимствовано из реальности. Игра выходит за рамки ситуации, отвлекает от одних сторон действительности, чтобы в дальнейшем раскрыть другие, является ресурсом для развития дошкольников.

2. Виды игр

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа — предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные — важный компонент образовательной работы, но прежде всего внеклассного познавательного характера.

В конце первого периода детства игра с сюжетом возникает из манипулятивной деятельности объекта. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Освоив действия, которые были переплетены с совместной деятельностью со взрослым, он начал понимать, что действует в одиночку и как взрослый. Фактически, раньше он вел себя как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте привязанность передается от объекта к человеку, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. [2] Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры». Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные , хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Как указывает Л.И. Божович, именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность. [2]

21 стр., 10227 слов

Игра и её роль в развитии личности

... не говоря уже о том, что в процессе игровой деятельности ребенок проникает во взрослый мир. Таким образом, — человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между ... организации жизни людей, их законах и убеждениях, формах и методах воспитания. По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в ...

Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника» , в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. [3] Ролевая игра — это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину).

Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Позже появляется образно-ролевая игра, в которой ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно- ролевая игра становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И.Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных — все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. [4] В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

19 стр., 9046 слов

Игровая деятельность на прогулке как средство развития выносливости ...

... в области дошкольного образования. Практическая значимость заключается в разработке методические рекомендации по практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в которых описываются подвижные игры применяемые на прогулке в первой и второй половине дня. Работа ...

Таким образом, игры с правилами,— необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

3. Структура игры и уровни развития

Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

Каждой игре присущи свои игровые условия — участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.

Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»).

Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется.

7 стр., 3469 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

... игры в целом. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном учреждении игра и деятельность, игра и работа образуют два основных канала, по которым протекает деятельность дошкольников. ...

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

1. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия.

2. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Резюмируя свои исследования, А.П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: «сюжетность» как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2-3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях: зарождение «сюжетности» в играх нужно, по-видимому, отнести к преддошкольному возрасту.

Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отношением». «Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий (плавает, стирает, варит и т. д.).

Рассматривая некоторые вопросы руководства детскими играми, А.П. Усова указывает на ряд особенностей развития игр, из которых следует исходить при их организации.

Она отмечает, что «игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет»; устанавливает, что «движущие начала, определяющие игру… состоят в постепенном овладении ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей».[6]

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

10 стр., 4625 слов

Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений ...

... игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) ... деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) ...

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.[5] Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре).

При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности

Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу».

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика». Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять — так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

игра дошкольник развитие интеллект личность

4. Характеристика и функции игр дошкольников

Первые проявления детских игр возникают еще в раннем возрасте, имея сенсомоторный характер («догонялки», игра-возня и т.д.).

На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает режиссерская игра (использование игрушек как предметов-заменителей, символическое выполнение определенного действия).

Впоследствии ребенок становится способным организовывать образно-ролевую игру, в которой представляет себя в определенном образе (человека или предмета) и соответственно действует. Необходимым условием такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная им ситуация, и пережитые эмоции, впечатления воспроизводятся в игровых действиях.

Следующим достижением дошкольника становится его способность организовывать сюжетно-ролевую игру («дочки-матери», «школа», «магазин» и др.), которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и взаимоотношения.

Дети играют друг с другом, или с куклой, как с воображаемым партнером, который тоже наделяется своей ролью. Одной из самых сложных для детей этого возраста является игра с правилами («жмурки», «пятнашки»).

В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования.

Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть.

Динамика игры в дошкольном возрасте:

1. сенсомоторная игра;

2. режиссерская игра;

3. образно ролевая;

4. игра по правилам

Осложнения видов игр, которые усваивает ребенок на протяжении дошкольного периода, обусловливает формирование прогрессивных психических изменений. Выступая ведущей деятельностью данного возраста, игра обеспечивает ряд функций для психического развития дошкольников:

Функции игры для психического развития дошкольников:

  • приспособление к будущей жизни — достижение эмоционального удовлетворения и релаксации;
  • накопление коммуникативного опыта — стимуляция интеллектуального развития;
  • обогащение интеллектуального и морального опыта — стимуляция интеллектуального развития.

Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.

Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют сенсорному развитию ребенка.

Именно с дошкольного возраста начинается феномен амнезии детства — человек забывает события первых 3-4 лет жизни

Обогащение когнитивной сферы ребенка дошкольного возраста опирается на игру и активное познавательное общение со взрослым. У дошкольника под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, в том числе ощущений и восприятия.

С возрастом у детей снижаются пороги ощущений, повышается острота зрения и дифференциация цветов, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В дошкольном возрасте продолжается усвоение сенсорных эталонов, наиболее доступными из которых являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны успешно формируются в деятельности ребенка.

С расширением опыта познания ребенок овладевает перцептивными действиями, становится способный к обследованию предметов и выявлению в них наиболее характерных свойств. Процесс восприятия в конце дошкольного периода, по мнению Л.А. Венгер, достигает интериоризации.

Однако, детскому восприятию присущи ошибки в оценке пространственных свойств предметов, восприятие времени и изображений предметов.

Активно функционируют все процессы памяти малыша. Запоминание происходит лучше, если опирается на интерес и осмысление ребенка. У маленького дошкольника заметную роль в развитии памяти играет узнавание, но с возрастом активизируется воспроизведение. В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти, приобретают системный, осмысленный и управляемый характер. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. На основе игры и обучения к концу дошкольного периода ребенок усваивает начальные формы руководства собственной мнемической деятельностью, то есть у дошкольника появляется произвольная память, развитие которой начинается с появления случайного воспроизведения.

На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения мышления ребенка. Так, мышление развивается от наглядно-действенного до образно-речевого. Если преддошкольник мыслит, выполняя предметные действия, то мысленно единицей дошкольника уже выступает образ, а впоследствии и слово. Следовательно, развитие мышления ребенка тесно связано с языком. Дошкольники с помощью речи начинают мысленно оперировать объектами, сопровождающееся расширением диапазона мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, простого обобщения. Соответственно, обогащается объем форм мышления — в этом возрасте это использование рассуждений, суждений, простых, но логических умозаключений.

Заключение

Дошкольное детство — период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира — вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста — источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа — предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы — дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа — игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности.

Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

1. Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия.

2. Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/na-temu-igra-kak-veduschiy-vid-deyatelnosti-doshkolnika/

Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник/ Г.С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2001

Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- Питер, 2009

Выготский, Л.С. Мышление и речь/ Л.С.Выготский.- М., 1999

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости/ И.Ю. Кулагина.- М., Сфера: Юрайт, 2001

Смирнова, Е.О., Рябкова, И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3

Усова, А.П. Об организации обучения дошкольников/ А.П. Усова.- М., 2003