Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

Дипломная работа

1.3. Цели и задачи менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью

Инновационный менеджмент — это набор принципов, методов и инструментов для управления инновационными процессами. Иными словами, управление инновациями выступает как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности, представляя одну из разновидностей функционального управления, объектом которой являются инновационные процессы.

По сути, управление инновациями — это управление изменениями, которые приводят к повышению конкурентоспособности компании, повышению качества продуктов, предоставляемых услуг и управлению развитием на основе инноваций.

С точки зрения системного подхода инновационный менеджмент — это система (от греч. — целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может

Приоритетные цели инновационного менеджмента это [36, с. 31]:

  • рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности;
  • активное продвижение новых товаров, услуг и новых технологий на рынок;
  • использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

Достижение приоритетных целей инновационного менеджмента предполагает гармонизацию эндогенных и экзогенных аспектов в ходе проведения инновационной деятельности;

  • Под эндогенной гармонизацией понимается координация деятельности внутренних структурных подразделений компании. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создать систему внутрифирменного управления организацией, которая предполагает решение следующих задач [37, с. 46] :
  • выработка стратегии инновационной деятельности;
  • определение тематических направлений деятельности, формирование инновационных программ и определение источников финансирования;
  • построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
  • выбор, расстановка кадров и обеспечения реализации стратегии;
  • календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
  • создание инновационной культуры в рамках предприятия.

Экзогенная гармонизация — это согласование инновационной деятельности фирмы с элементами внешней среды.

11 стр., 5067 слов

Управление социальными инновациями

... культурных систем, повышения уровня информатизации общества, усиления процессов инновационного развития производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов социального менеджмента оказываются несостоятельными Калюгина С.Н. Инновации в социальной сфере ...

Можно выделить следующие задачи по обеспечению экзогенной гармонизации инновационной деятельности [8, с. 146] :

  • изучение инновационного климата в экономике;
  • отслеживание и учет объективных тенденций развития НТП;
  • организация и проведение маркетинговых исследований;
  • учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
  • оценка и использование опыта и достижений конкурентов;
  • организация кооперации в проведении инновационных программ.

Целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы качества, создание, обеспечение функционирования и постоянное совершенствование системы качества непрерывного образования в РФ.

В соответствии с целью менеджмент качества в управлении инновационной деятельностью реализует в своей деятельности следующие задачи:

  • разработка концептуальной модели управления качеством образования и развития образовательной среды в РФ;
  • создание и поддержка саморазвивающейся системы управления качеством образовательных услуг в соответствии с международными стандартами и с формирующимися потребностями рынка труда;
  • подготовка предложений по формулированию и выработке механизма реализации стратегических и среднесрочных целей в РФ;
  • осуществление деятельности по стандартизации качества образовательных услуг;
  • изучение и внедрение новых технологий педагогического взаимодействия для эффективного функционирования систем менеджмента качества и инновационной деятельности в РФ;
  • анализ системы довузовской, вузовской и поствузовской подготовки; проведение аналитических исследований инновационной деятельности Академии; мониторинг профессионального становления выпускников;
  • изучение, освоение и распространение актуальных идей, методов и средств управления качеством продукции и услуг не только в сфере образования, но и в иных сферах деятельности в РФ;
  • создание необходимых условий для сертификации СМК в РФ;
  • разработка механизма материального стимулирования и развития осознанной мотивации деятельности сотрудников в РФ, обеспечивающей высокий уровень качества образовательных услуг;
  • координация деятельности структурных подразделений дошкольных учреждений в области менеджмента качества подготовки специалистов и образовательных услуг.

Таким образом, целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является разработка концепции системы качества, создание, обеспечение функционирования и постоянное совершенствование системы качества непрерывного образования в РФ.

1.4. Инновации в реализации программы развития дошкольного учреждения

Рассмотрим, чем инновационная деятельность воспитателя детского сада отличается от инновационной деятельности школьного учителя.

Общей целью инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений является повышение способности педагогической системы детского сада добиваться качественно более высоких образовательных результатов. Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности педагогов детского сада являются:

11 стр., 5280 слов

Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии

... образовательная область «Технология» включена в основной учебный план. Целью дипломной работы является изучение концепции и методов анализа и самоанализа педагогической деятельности ... своей деятельности и деятельности коллеги; анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять и делать соответствующие выводы; аргументировано отстаивать свою ... профессионально значимых личностных качеств и способностей, ...

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровье сберегающих технологий;
  • формирование основ безопасной жизнедеятельности.
  • организация экологического образования дошкольников.
  • оптимизация взаимодействия с семьей.

Основой инновационной деятельности педагогов школы являются:

  • обеспечение защиты учащихся от некачественных образовательных услуг;
  • сохранение и развитие гуманистических тенденций образования, способствующих формированию духовности, нравственности и гражданственности учащихся;
  • дальнейшее внедрение программ предпрофильной подготовки и профильного обучения, усиление индивидуализации обучения;
  • создание системы условий для развития творческого потенциала и самореализации каждого участника образовательного процесса, совершенствование системы дополнительного образования;
  • сохранение лидирующей позиции учреждения;
  • совершенствование воспитательной системы школы;
  • формирование у учащихся способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности;
  • дальнейших рост профессиональной компетентности педагогического коллектива;
  • превращение открытости школы в действенный фактор развития всех заинтересованных лиц и общества в целом;
  • поиск новых форм взаимодействия участников образовательного процесса;
  • вовлечение социальных партнеров в образовательную и воспитательную деятельность школы;
  • внедрение здоровье сберегающих технологий на всех ступенях образования в отношении всех субъектов образовательного процесса;
  • создание оптимальной модели образовательного пространства школы для обеспечения нового качества образования.

В дошкольном образовании инновационные технологии могут быть пересмотром старых образовательных моделей или представлять собой совершенно новую повестку дня в области развития.

Необходимость новых технологий обусловлено целым рядом причин. В дошкольном образовании инновационные технологии используются для решения первоочередных задач, с учетом потребностей современных реалий, для повышения качества выполняемой работы. Конкурс также имеет сейчас большое значение, поскольку между детскими садами идет борьба за звание лучшего и самого современного дошкольного учреждения.

Инновации проявляются как в форме новых программ, так и в ряде других сфер, которые взаимодействуя между собой, обеспечивают слаженную работу ДОУ. Это включает в себя работу с персоналом, управленческую деятельность и работу с родителями и детьми.

Подробнее рассмотрим работу с детьми. К числу современных образовательных технологий можно отнести [9, с. 41]:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

Спасательные технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения состояния окружающей среды, общей картины здоровья и недоедания.

15 стр., 7423 слов

Введение в психолого-педагогическую деятельность

... ; - подготовка реферата по проблемам соответствия образовательных программ особенностям психического развития обучаемых. 2 2 1.Направления профессиональной деятельности психолога в работе с детьми с ОВЗ: -Психолого-педагогическая диагностика -Психопрофилактика -Психологическое консультирование -Психологическая коррекция -Развитие образовательной среды 2.Классификация ...

Здоровье сберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей [16, с. 17]:

  • они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровье сберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).

Проектную деятельность в детском саду ребенок проводит вместе с воспитателем. Цель — поработать над проблемой, в результате чего ребенок получит ответы на вопросы.

Проекты различаются [27, с. 21]:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Исследовательская деятельность помогает ребенку определить реальную проблему и с помощью ряда действий по ее решению. При этом ребенок, как ученый, проводит исследования, организует эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности [32, с. 34]:

  • наблюдения;
  • беседы;
  • опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок не знает, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ для обучения чтению и математике, для развития памяти и логики дети могут заинтересоваться «наукой».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Мерцающие на экране анимированные изображения привлекают ребенка и позволяют сосредоточить его внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделировать различные жизненные ситуации, которые невозможно было воссоздать в детском саду.

В зависимости от способностей ребенка программа может быть адаптирована к нему, т.е ориентирована на его индивидуальное развитие.

В то же время из-за компьютерной безграмотности учителя могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать класс слайдами, недостаточно разбираться в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Личностно-ориентированные технологии создают условия для развития личности ребенка. Он состоит из нескольких сенсорных комнат, уголков для индивидуальных игр и занятий.

10 стр., 4937 слов

Технология управления персоналом организации ООО «Стройкомплект»

... течением времени, чтобы получить результат. Общие функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль (учет, анализ деятельности). 1.2 Технология отбора и набора персонала, Набор персонала. Подбор персонала заключается в создании ...

Личностно-ориентированным подходом обладают широко используемые в детских садах программы: «Младенчество», «От рождения до школы», «Радуга», «От детства до юности».

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

Таким образом, к числу современных образовательных технологий в развитии дошкольного учреждения можно отнести: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1.5. Формирование новой управленческой среды для успешного достижения желаемых образовательных результатов

Основная идея управления для успешного достижения желаемых образовательных результатов заключается в понимании того, что сама по себе ни одна организация не представляет никакой ценности, однако вместе с тем она представляет упорядоченную форму, которая объединяет людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление для успешного достижения желаемых образовательных результатов» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определяются и согласовываются всеми членами организации.

Обозначая основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет результаты, которые получены в процессе деятельности с запланированными результатами. В случае расхождения в них, от руководителя требуется принятие оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление успехом в достижении желаемых образовательных результатов предполагает, что реальные цели, подкрепленные необходимыми ресурсами, изначально ставятся перед преподавательским составом. К данным ресурсам относятся педагоги, прочий персонал ДОУ, финансы, материально-техническая база, время, технологии, методики и др. Для успешного достижения желаемых образовательных результатов каждый участник педагогического процесса должен уметь связывать свое участие в общем деле с другими членами команды. Результативное мышление предполагает, что подчиненный и руководитель определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, т.е. время, технологии и прочие необходимые для этого ресурсы.

3 стр., 1030 слов

Управление качеством образовательного процесса в учреждениях ...

... в качестве индикаторов эффективности управления качеством образования в учреждении профессионального образования в ходе исследования были определены успешность реализации стратегических целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом, современным рынком труда, результатами независимой ...

С точки зрения менеджмента инициативность и творческая команда являются очень ценным ресурсом для успеха в достижении желаемых образовательных результатов. Лидер должен уметь создавать атмосферу уважения, доверия, позитива для каждого участника образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Кроме того, задача начальника заключается в реализации информационной поддержки, планирования, анализа, намеренности, исполнения, исправления и контроля. Лидер обязан четко контролировать ситуацию и быть инициатором и помощником преподавательского состава в новых начинаниях.

Специфика работы с детьми дошкольного возраста требует большой отдачи от воспитателя сил и энергии, поэтому в дошкольном учреждении царит атмосфера доброжелательности, уважения, такта среди всех участников образовательного процесса. Руководитель детского сада, который проявляет уважительное отношение к личности каждого работника, учитывает характер, интересы и возможности работников в сочетании с разумной требовательностью к ним, сможет добиться гораздо больших результатов в работе учреждения, чем тот, который управляет коллективом авторитарным методом управления. Лучший способ повысить интерес сотрудников к работе и построить слаженную команду — это создать атмосферу взаимного уважения и делегировать ответственность и полномочия.

Подотчетность возникает при соблюдении двух условий: когда исполнителю ставятся определенные и понятные задачи и задачи, и когда исполнитель знает, что результаты его работы отслеживаются и обязательно будут оцениваться позже. Объясняя от менеджера каждому участнику процесса смысл своей миссии, миссия учреждения по достижению определенных результатов не должна носить административный, обязательный характер, а должна иметь определенный творческий подход. Важным вопросом в управлении для успешного достижения желаемых образовательных результатов является различие между понятиями «достижение» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Следовательно, управление достижением желаемых образовательных результатов представляет собой ресурсное целевое взаимодействие подсистем контроля и управления для достижения запланированного результата.

Рассмотрим уровни управления ДОУ.

для успешного достижения желаемых образовательных результатов необходимо выделить уровни управления.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию дошкольного образовательного учреждения.

Социальный профиль любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации — это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени [33, с. 41]. При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой (см. приложение 1).

8 стр., 3875 слов

Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении

... повышала его энергопотенциал. Любая деятельность детей в дошкольном учреждении происходит под наблюдением и непосредственным руководством педагога. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс ... и словесные игры. Для детей старшего дошкольного возраста характерны игры: драматизация, игры-фантазии, игры-мечты. Мотив данных игр ориентирован не на процесс игры, а на ее результат. Если ...

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их безопасность является обязательной. Стратегия организации — это основные руководящие принципы того, куда движется организация и какие средства она использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. Комплексно цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации — это ее цель, то есть то, для чего она существует, чем она отличается от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями? [27, с. 37].

При определении миссии ДОУ необходимо учитывать следующие моменты:

1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;

2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива;

3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией;

4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень образования и развития каждого ребенка повышается в соответствии с его личностными, возрастными и физическими особенностями в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.

2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3. Из созданных лидером условий для творческого поиска новых методов работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении — управляемый процесс. Таким образом, основные из перечисленных выше компонентов «качество» можно разделить на два подхода к управлению качеством.

Один — через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой — через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

  • как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);
  • как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.

7 стр., 3231 слов

Управление поведением персонала в организации

... человеческий фактор организации (работника, группу, коллектив). Цели реферата: Раскрыть содержания и понятия «поведения человека в организации» Выявить способы улучшения управления поведением персонала в организации. Работа ... привычки, круг общения и т.п.). Любая личность характеризуется: общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.); ...

Третий уровень управления успехом в достижении желаемых образовательных результатов включает рассмотрение результата с точки зрения потребителей.

Это семья, родители с детьми дошкольного возраста, которым необходимы условия, предоставляемые образовательными учреждениями. Однако на сегодняшний день картина запросов и потребностей родителей изучена и представлена ​​не полностью. Изучите потребности родителей и создайте условия, которые помогут руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные услуги.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

Одной из особенностей управления на современном этапе является отход от традиционных форм организационной структуры, в реструктуризации структур в соответствии с требованиями высокой эффективности решения задач в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру подсистем управления и контроля, состоящую из взаимосвязанных звеньев, упорядоченных во взаимосвязи в соответствии с расположением этих звеньев в процессе управления.

Устранение существующих противоречий во внутрисадовой системе управления — это активация значительного задела повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

  • создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
  • повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением меняет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения со всеми участниками педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

  • детский сад — внешняя среда;
  • администрация — общественность;
  • руководитель — подчиненный;
  • педагог — педагог;
  • педагог — родители;
  • педагог — дети;
  • ребенок — ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует, прежде всего, понимания развития дошкольного учреждения как сложной социально-педагогической системы с учетом объективных факторов ее демократизации.

10 стр., 4641 слов

Управление рисками на уровне предприятия

... системы управления рисками на предприятии снизит их влияние до минимума. 1. Теоретические основы управления рисками в сфере услуг 1.1 Понятие и характеристика рисков Приступая к изучению управления рисками ... определяется приемлемый уровень риска и способы предотвращения убытков, возникающих в результате действия конкретного риска. Сочетание этих действий и составляет систему управления рисками. Это – ...

Решение проблемы формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ управления как принципа государственного и общественного управления, так и системы его организации.

Таким образом, для формирование новой управленческой среды для успешного достижения желаемых образовательных результатов управление ДОУ должно учитывать следующие уровни: первый уровень управления ДОУ определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второй уровень управления дошкольным образовательным учреждением предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг. Основная услуга ДОУ населению — это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет. Третий уровень управления дошкольным образованием для достижения желаемых образовательных результатов включает рассмотрение результата с точки зрения потребителей. Устранение существующих противоречий во внутрисадовой системе управления — это активация значительного задела повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий: создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений; повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным


Страницы: