Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа

Обновление содержания дошкольного образования направлено на личностное развитие ребенка и актуализирует интерес к развитию и саморазвитию личности ребенка. В дошкольном возрасте накапливаются новые психические новообразования, ребенок осваивает новое социальное пространство, определяет себя в нем, затрудняются контакты со сверстниками и взрослыми. Система интересов дошкольников, их устойчивость и многогранность — один из основных показателей формирования личности ребенка. Поэтому изучение познавательных интересов старших дошкольников является важным направлением педагогических исследований для обеспечения интенсификации образовательного процесса дошкольников.

На социально-педагогическом уровне актуальность исследования развития познавательных интересов старших дошкольников обусловлена необходимостью поиска новых педагогических средств организации образовательного процесса в ДОУ, а также запросом общества, т.к., согласно одному из принципов государственной политики в области образования, необходимо создать условия для самореализации и самоопределения личности ребенка.

Одним из средств развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста является досуг — важное средство индивидуализации и социализации личности, позволяющее развивать навыки и склонности ребенка. это сложное явление, сочетающее отдых, празднование, творчество, образование и образование.

Степень изученности темы. Познавательный интерес изучали многие исследователи: Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др. В диссертационном исследовании М.Л. Семеновой рассматриваются педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников [Семенова]. А.Ю. Кузина изучала особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности [Кузина].

Такие исследователи, как Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Ф.М. Орлова и др., рассматривают детский досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для развлечения, отдыха и игры дошкольников. М.Б. Зацепина рассматривает значение досуговой деятельности для формирования основ культуры дошкольников [Зацепина].

Однако в работах этих исследователей свободное время детей как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников находится под влиянием лишь опосредованно, что также свидетельствует об актуальности изучаемой темы.

10 стр., 4689 слов

«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении ...

... и познавательной активности. Что нужно помнить, организуя экспериментальную деятельность детей? - Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей. - Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка. - Воспитывать веру ребенка в ...

Объект исследования – досуг старших дошкольников.

Предмет исследования — способы развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в организации досуга.

Целью исследования является экспериментальное изучение развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при проведении досуга.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотрим понятие «свободное время», его классификацию и педагогический потенциал.

2. Рассмотреть познавательный интерес как педагогическую категорию.

3. Выделите особенности развития познавательных интересов у дошкольников старшего возраста.

4. Оцените развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

5. Рассмотрим социально-педагогические возможности различных видов детских развлечений как средств развития познавательных интересов старших дошкольников.

6. Проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов у старших дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Пошаговая педагогическая технология сотворчества ребенка и взрослого как активных субъектов, основанная на принципах создания познавательной атмосферы, демонстрации веселья учителя, модели творческого поведения.

2. Психолого-педагогическое сопровождение свободного времени детей в соответствии с задатками, особенностями и индивидуальными интересами ребенка.

3. Модульная организация развивающей среды школьной подготовительной группы для различных видов познавательно-досуговой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические исследования проблемы развития познавательного интереса как обязательного условия процесса становления личности ребенка (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин и др.); положения об особенностях развития познавательных интересов в дошкольном возрасте (Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, Е.Ф. Рыбалко, Л.И. Сорокина, А.П. Усова и др.); теоретические положения о структуре личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.).

В работе были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические (анализ, синтез, обобщение, построение гипотез);
  • эмпирические (наблюдение, тестирование);
  • экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ДОУ № 14 г. Москвы. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических данных по проблеме развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в свободное время детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в свободное время детей.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

2 стр., 812 слов

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

... к самостоятельности и участию в познавательной деятельности, стали проявлять познавательный интерес в процессе общения, стали задавать вопросы поискового характера, радоваться успехам сверстников. Используя различные игры в работе с детьми, я убедился, ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/dosugovaya-deyatelnost-v-dou/

Монографии:

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 236 с.

2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

3. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева. – Свердловск, 1970. – 143 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 671 с.

5. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только. – М.: Знание, 2012. – 320 с.

6. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебно-метод. пособие. – Калининград: Просвещение, 2009. – 126 с.

7. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы. – М.: Просвещение, 2002. – 258 с.

8. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т; ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1998. – 298 с.

9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

10. Зацепина М.Б., Праздники и развлечения в детском саду / Т.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 37 с.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

12. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. – Флинта, 2010. – 200 с.

13. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2009. – 280 с.

14. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

15. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

16. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

18. Рылеева А.С. Организация культурно-оздоровительных мероприятий населения России: учебник. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 229 с.

19. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 512 с.

20. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

21. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

Периодические издания:

1. Андреева А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).

– Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.

2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №8. – С. 192-195.

3. Брежнева Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. –1998. – № 2.

4. Бузарова Е.А., Четыз Е.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2007. – №3.

15 стр., 7294 слов

Отношения России и Запада в социогуманитарных науках XIX- нач. ...

... системный подход. 34. Познавательное значение математики в современном естествознании. 35. Закономерности развития науки. 36. Тенденции дифференциации интеграции в развитии науки. 37. Проблемы философских оснований науки. 38. Проблема научного творчества. 39. Наука как непосредственная производительная ...

5. Вайнц Р.Ф., Галиева К.Р. Познавательный интерес как проблема исследования в теории обучения и воспитания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2015. – № 10 (37).

6. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь // Власть. – 2012. – №9.

7. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2008. – №3. – С. 16-20.

8. Танхаева Е.Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 596-599.

Диссертации и авторефераты:

1. Ашрафуллина Г.Ш. Культурно-оздоровительная деятельность спортивных центров как фактор формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 19 с.

2. Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореферат. дис. … канд. пед. наук. – М., 1970.

3. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 2005. – 363 с.

4. Кузина А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2009. – 200 с.

5. Семенова М.Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: Дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2006. – 168 с.

Словари:

1. Большой толковый психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 672 с.

Электронные ресурсы:

1. Филатов И. Что такое социально-культурная деятельность? [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/65319/chto-takoe-sotsialno-kulturnaya-deyatelnost

Общий объем:

Год: 2018

Цена : 3000 руб.