Развитие познавательных интересов у дошкольников

Курсовая работа

Природа, по мнению великого чешского учителя Ю.Н. Каминского, — это единство макро- и микромира. Человек, своего рода микрокосм, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, действующим для всех живых существ. В.А. Сухомлинский заметил, что «ребенок по натуре исследователь, первооткрыватель мира». Поэтому необходимо совершенствовать воспитание личности ребенка, обогащая его переживания полноценными, яркими и правдивыми образами природы. Природа является богатым источником различных ощущений. Исследуя бутоны, листья, кору, цветы и т.д., дети описывают их в виде чувственных переживаний (seneori).

Наблюдательность, развивающаяся в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Вот почему в дошкольных учреждениях так важны наблюдения и исследования. Весенние наблюдения представляют большой интерес для детей. Сопоставления, выявление сходных характеристик и характеристик изучаемых объектов способствуют активизации умственной деятельности. Наблюдения, проведение экспериментов, практические работы по определению и описанию объектов природы, изучение представителей флоры и фауны, взаимоотношений живой и неживой природы, работа детей на учебно-экспериментальном участке способствуют получению знаний о природе, формированию представлений, развитию умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить, описывать предметы. В ходе исследовательской деятельности дети учатся слушать учителя и сверстников, логично отвечать на вопросы, демонстрировать свои мысли, постепенно проявлять интерес к знаниям и эмоциональной чуткости к красоте природы.

На данный момент вопрос о методах обучения особенно актуален, поскольку в ряде случаев имеет место злоупотребление школьными методами обучения в воспитании дошкольников. В целом проблема методики обучения в последние годы получила существенное развитие. При разработке этой проблемы исследователи дошкольных учреждений опирались на исследования ведущих педагогов — Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверев, И.Л. Лернер, Г.И. Щукина и другие. Знакомство детей с природой — одно из основных направлений воспитательной работы детского сада.

Объект нашего исследования — развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования являются особенности организации элементарной исследовательской деятельности дошкольников в природе.

Цель : выявить взаимосвязь между особенностями организации элементарных поисковых мероприятий в природе и повысить уровень познавательного интереса у детей.

6 стр., 2535 слов

Воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной ...

... ребенка. Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности” Это новое направление в теории и методике изобразительной деятельности детей, которое основывается на общепедагогических исследованиях ... нельзя рассматривать вне вопросов обучения. При этом они выявили ... существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям, указывает Е.В. Бондаревская ...

Гипотеза:

Современные проблемы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к психолого-педагогическим исследованиям

В Российской педагогической энциклопедии интерес ( от лат. interest — имеет значение, важно ), желание познать объект или явление, овладеть тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из важнейших стимулов к познанию, расширяет кругозор и служит главной предпосылкой для подлинно творческого отношения к природе. Когда интерес присутствует, знание прочно усваивается; когда интерес отсутствует, учебный материал трудно усваивается, часто формально. Интерес основан на человеческих потребностях. Указательный рефлекс играет важную роль в физиологическом интересе. Интерес можно охарактеризовать по содержанию, широте, стабильности, силе и реальности.

Интересующее содержание

Интерес возникает и развивается в процессе работы, игры, учебной и общественной деятельности человека и зависит от условий жизни, обучения и воспитания.

Когнитивный интерес имеет особое значение для развития детей. Элементарные проявления бессознательного познавательного интереса наблюдаются у детей первого года жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами такого интереса являются яркие, красочные, движущиеся и издающие звук объекты. Ребенок невольно обращает на них внимание и чувствует удовлетворение, когда им манипулируют.

С двухлетнего возраста дети начинают задавать взрослым разнообразные вопросы об объектах и явлениях окружающего мира (возраст 3-5 лет также называют «возрастом почки»).

Книги, радио и телевидение играют особую роль в развитии познавательного интереса дошкольников. Примерно к трем годам интерес к игре начинает проявляться и вскоре начинает преобладать.

С точки зрения психологии

Интерес

Познание:

В Большом толковом словаре

Активность

Интерес

  • внимание, любопытство, которое проявляется ко всему и ко всем.
  • значение, значимость, привлекательность.
  • что является преобладающим содержанием мыслей, речи, запросов.
  • толщина, полезность, преимущество.
  • то, что представляет собой выгоду для кого-то, что-то, служит выгоде.

Любознательный

Развитие познавательного интереса у дошкольников — одна из задач интеллектуального воспитания.

10 стр., 4934 слов

«Проектная деятельность как способ развития познавательной ...

... ориентировать познавательную деятельность дошкольников на результат. Проектная деятельность также является средством самовыражения и самореализации ребенка. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного ... деятельность может гарантировать развитие познавательной и творческой инициативы и автономности в обучении. Е.Г. Кагаров считал, что: - исходным пунктом обучения должны служить интересы ...

Согласно Н.Н. Поддьяков Ф.А. Сохина, умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в общении со взрослыми, со сверстниками, так и в процессе систематического обучения в классах детского сада. Важнейшую роль играет процесс психологического воспитания, который систематически проводится на уроках. На современном этапе задачи интеллектуального образования заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его интеллектуальной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности и развития различных способностей детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы идей и представлений, обеспечивающих дальнейшее духовное развитие ребенка. Дошкольное детство — оптимальный период интеллектуального развития человека. Многочисленные психологические исследования показали, что уровень умственного развития дошкольников очень высок по сравнению с периодами старости.

Результаты психолого-педагогических исследований последних лет показывают, что шансы на умственное развитие дошкольников намного выше, чем предполагалось ранее. Таким образом, было обнаружено, что дети могут успешно усваивать не только влияние и визуальные характеристики тем и явлений, но также их существенные и внутренние связи и отношения. Однако это познание осуществляется детьми не в концептуальной форме, а преимущественно в демонстративной форме в процессе деятельности испытуемого с узнаваемыми предметами.

Знание изменений и развитие тем и явлений играет чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии дошкольников. В процессе изменений, вызванных естественными причинами или собственными практическими действиями ребенка, субъект представляет себя в виде последовательных состояний, которые все больше отличаются друг от друга.

В процессе приближения детей к природе особое значение приобретает организация практических занятий с природными объектами, а также наблюдение за изменениями и событиями в живой и неживой природе. Как правило, естественные изменения происходят медленно, и необходимо систематическое наблюдение в течение длительного периода времени. Эта работа проходит вне класса — на прогулках, экскурсиях.

Разнообразие природных объектов позволяет воспитателю организовать для детей интересные и полезные занятия. Через наблюдение, игры и работу на природе дети познают характеристики и качества природных объектов и явлений, учатся воспринимать их изменения и их развитие. У них развивается любопытство. Дошкольники применяют полученные знания и умения на практике: ребенок увлажняет песок, поливает снег водой, покрывает дно ручьев и каналов глиной для удержания воды. В ходе этого процесса происходит дальнейшее совершенствование знаний и умственных способностей. Одна из характеристик дошкольников — отсутствие развития произвола и произвольного поведения. Поэтому в дошкольных учреждениях основной задачей обучения является познавательный интерес. именно наличие познавательного интереса к обучению ребенка повышает эффективность учебного процесса и одновременно насыщает его положительными эмоциями.

38 стр., 18967 слов

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

... общения возникает на определенном этапе развития общения. Формирование языковой деятельности - это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств. Слово возникает не ...

Разрабатывая методы формирования познавательных интересов у детей в дошкольном возрасте, исследователи обращают внимание, прежде всего, на формирование особых условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают получать удовольствие от первых откровений, самостоятельного извлечения новых знаний и проектирования способов духовной деятельности. Их работы подтверждают, что эмоциональное состояние ребенка в процессе познавательной деятельности позволяет развивать сильные познавательные способности.

Разработка методик, направленных на формирование познавательных интересов у дошкольников, является важным звеном совершенствования педагогической работы в дошкольных учреждениях. Развитие интереса к обучению является ключевым моментом в подготовке детей к школе. Школьный опыт показывает, что у отстающих обычно недостаточно развиты познавательные интересы.

Н.Н. Поддиаков и Ф.А. Сохин разработал новый способ обучения детей творческому процессу понимания различных тем и явлений. Такое обучение проводилось путем организации для детей особого вида деятельности — экспериментов.

В своей наиболее общей форме эксперимент — это способ материального воздействия на человека, объект с целью изучения этого объекта, распознавания его свойств, связей и т.д.

Цель этого мероприятия — получить новую информацию о конкретном объекте. Это занятие не предоставляется взрослым заранее в виде схемы, а строится самим дошкольником, когда он получает информацию об объекте.

Для достижения новых целей, которые ставит перед собой ребенок, в некоторых случаях необходимы новые способы преобразования объекта. Их задача — пробовать старые способы, комбинировать их, переставлять так, чтобы попытки и неудачи были необходимой и более важной частью детских экспериментов. Необходимость разработки новых способов действий приводит к использованию исследовательской деятельности, и в ходе этого процесса дети развивают общие навыки пробовать новые предметы, чтобы открывать их скрытые стороны и характеристики. В процессе развития исследовательской деятельности преодолевается боязнь ошибок, потому что вы умеете извлекать из них необходимую информацию.

Экспериментировани

Мы часто видим, как дети бросают игрушки в воду, рвут бумагу или разбирают игрушки. Очевидно, их задача не в том, чтобы их разрушить или рассредоточить, а в том, чтобы понять свойства различных материалов. взрослому хорошо организовать эксперимент таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к логическим выводам, научить его задавать содержательные вопросы и развить познавательную активность. Эксперименты с водой наиболее привлекательны для детей. Наша задача — способствовать обобщению идей, полученных из опыта, и их формированию. Знакомство детей с природой — довольно сложная тема. Это связано с тем, что он не укладывается в жесткие рамки формальной логики. Овладение и понимание его законов требует не только рациональных подходов и знаний. Сенсорный опыт ребенка и взрослого необходим.

5 стр., 2408 слов

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка

... деятельности нервной системы мы связаны с окружающим миром, можем любоваться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. Наконец, благодаря активности нервной ... подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев ... работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система ...

Н.Н. Подджаков и Ф.А. Сохин затронул лишь часть вопросов, поднятых этой проблемой, решение которых представляется актуальным.

Духовное воспитание

Человеческий разум понимается как функция мозга, которая должна точно и правильно отражать законы явлений, окружающих жизнь.

В самом широком смысле слова «ум»

Психическая деятельность включает в себя ряд когнитивных процессов.

Разум человека, его умственное развитие проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамике самой психической деятельности, в умении выбирать пути познания, подходящие для выполнения познавательной или практической задачи, в умении самостоятельно совершать творческие открытия, в стадии развития психических, познавательных процессов и способностей — чувств и восприятия, мыслей, памяти, мышления, в характере основной деятельности человека, его успехах.

Любознательность и любопытство присущи развитому уму, например, постоянное стремление к познанию неизвестного, чтобы заполнить существующие знания, широкие, достаточно стабильные и глубокие познавательные интересы.

Одна из характеристик ума, которая формируется в процессе интеллектуального развития, — критичность. Под критичностью ума понимается умение судить о результатах познавательной деятельности, выбранных методах решения проблем, выводах, суждениях.

Таким образом, психическое развитие — это и процесс, и уровень познавательной активности подрастающего поколения во всех его проявлениях: знания, когнитивные процессы, навыки и т.д.

Основными задачами психического воспитания являются

  • Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
  • Развитие интеллектуальной деятельности: познавательные процессы и умения, различные способы интеллектуальной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельного познания, формирование культуры интеллектуального труда.
  • Развитие когнитивных интересов.

В процессе интеллектуального воспитания формируются познавательные интересы — избирательная познавательная направленность на проблемы и явления действительности. Познавательный интерес проявляется в активном и постоянном стремлении человека к познанию, к открытиям, к обретению новых полных и глубоких знаний.

Познавательные интересы имеют особое значение для развития детей, подростков и юношей, чья самая важная цель в жизни — обучение. Устойчивый познавательный интерес активно способствует глубокому овладению знаниями, формированию научного мировоззрения и убеждений. Сегодня всестороннее развитие человека не может происходить вне формирования познавательных интересов, приближающих молодое поколение к духовным ценностям нации.

необходимо развивать широкие познавательные интересы и на их основе развивать интересы, характеризующиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной.

3 стр., 1477 слов

Детский досуг как средство развития познавательных интересов ...

... рассматривает значение досуговой деятельности для формирования основ культуры дошкольников [Зацепина]. Однако в работах этих исследователей свободное время детей как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников ... – 298 с. 9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, ...

Формирование познавательных интересов основано на общей эмоциональной чувствительности детей и их активности. Но только в различных видах деятельности они становятся познавательными интересами, такими как ориентация личности ребенка на процесс познания и содержание знаний. Первые когнитивные интересы связаны с игрой и практикой. В большинстве случаев в этих случаях познавательный интерес, являющийся двигателем познания, не признается таковым. Ребенок играет, играет. Это не то, ради чего он живет. Для обучения, но ради самой игры, практической деятельности и т.д.

Постепенно в учебной среде начинают развиваться интересы. С окончанием дошкольного возраста они приобретают сознательный характер, когнитивный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и образовательной деятельности.

Когнитивный интерес как более сложный уровень когнитивной деятельности

Исследование познавательной деятельности посвящено проблеме многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой.

Авторов по-разному подвели к пониманию этой проблемы. Рассматривая проблему формирования познавательной деятельности, они определили понятия деятельности и самостоятельности, установили их взаимосвязь, выделили основные компоненты познавательной деятельности, ее показатели, уровни. Они детально изучили когнитивный интерес как фактор когнитивной активности и развития самостоятельности, а также другие частные вопросы, связанные с этой проблемой. Пойдёмте прямо к их осмотру.

Понятия деятельности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Вопрос воспитания познавательной активности детей дошкольного возраста как источника интеллектуального развития занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

В своих работах Г.И. Щукина отмечает, что «деятельность ребенка — это проявление потребности в его жизненных силах, чтобы его можно было рассматривать и как предпосылку, и как результат его развития». Каждая деятельность, осуществляемая человеком, приводит к активному состоянию его физических и умственных способностей. Активность — это активное состояние человека. Деятельность учащегося может выражаться в различных видах деятельности. Деятельность ребенка развивает и сопровождает весь процесс развития личности».

10 стр., 4582 слов

Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

... проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которая обычно встречается во всех сферах его умственной деятельности. Такой ребенок менее любопытен, но как бы он многого «не ... расширения кругозора. Все это делает игру важным средством формирования направления у ребенка, который начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Актуальность работы: Современный этап развития ...

Г.И. Щукина выделила и обосновывала три основных компонента познавательной деятельности:

  • Эмоциональный — положительный фокус на объектах окружающего мира.
  • Интеллектуальный — потребность в знаниях.
  • Волевой — возможность приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний.

По ее мнению, основной компонент — эмоциональный, который можно рассматривать именно как проявление познавательного отношения к окружающей среде уже у детей в первые месяцы жизни. Первое проявление познавательной активности связано с приблизительными внезапными реакциями, сопровождающими процесс элементарной взаимосвязи ребенка с окружающими его объектами и явлениями.

Следующая стадия любопытства. На данном этапе происходит слияние эмоциональной и интеллектуальной составляющих познавательной деятельности. Ребенок проявляет позитивную ориентацию на окружающий его мир, вступает с ним во взаимоотношения — и таким образом узнает об элементарных свойствах предметов и явлений реальности. Любопытство, как элементарная репрезентация познавательной деятельности, выявляет когнитивные потребности ребенка, которые являются основой следующего этапа познавательной деятельности — любопытства.

Любопытство присуще каждому ребенку. Однако, как отмечает Д.Б. Годовикова, необходимо знать «качество» этого любопытства — что именно ребенок ожидает знать и работает ли он самостоятельно для получения знаний. На одном уровне любопытства происходит включение третьего компонента когнитивной деятельности — воли — в когнитивный процесс.

В зависимости от степени вовлеченности в процесс обучения, умышленное усилие — любопытство — можно «разделить» на два уровня:

  • Внимание детей сосредоточено на изучении внешних свойств и качеств предметов;
  • Внимание детей сосредоточено на открытии внутренних, функциональных свойств объектов и явлений других людей.

Следующим более сложным этапом когнитивной деятельности можно считать познавательный интерес, его основа — потребность в руководстве в окружении ребенка. Таким образом, у детей дошкольного возраста устанавливается иерархия образовательных уровней познавательного отношения к окружающей среде. Когнитивная деятельность является сопутствующим звеном в этом процессе.

То, что интересует ребенка, насколько он стремится узнать об определенных явлениях, можно оценить с помощью различных показателей. Ряд авторов выделяют различные и более поразительные показатели когнитивной активности.

Д.Б. Годовикова отмечает следующие четыре показателя:

  • Внимание и особый интерес к теме;
  • Эмоциональное отношение к субъекту (разнообразие эмоций, вызванных субъектом);
  • Действия, направленные на лучшее понимание устройства объекта и его функционального назначения;
  • Постоянное преследование объекта, даже когда он отсутствует.

В.Б. Голицын и Е.И. Щербакова, со своей стороны, выделяют следующие показатели познавательной активности, которые они считают наиболее важными :

  • энтузиазм в изучении материала;
  • желание выполнять различные, особенно сложные задачи;
  • желание продолжать преподавание;
  • независимость в выборе средств, способа действия, достижение результата, контроль;
  • обращение к учителю с вопросами, характеризующими его познавательные интересы и другие.

Несмотря на разнообразие предложенных авторами показателей познавательной активности, можно уверенно использовать все показатели для определения степени образованности познавательной активности у детей дошкольного возраста.

12 стр., 5598 слов

«Проектная деятельность в начальной школе» методическая разработка

... Проектный метод в начальной школе позволяет максимально охватить все виды деятельности учащихся, так как включает познавательную, игровую и творческую деятельность, затрагивающую все аспекты жизни детей в школе ... реферат, доклад, статья и т.п. Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности ... По доминирующей активности студентов проекты исследовательские, творческие, познавательные, практико- ...

После обобщения всех показателей познавательной активности Д.Б. Годовикова выделила и охарактеризовала три уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста:

  • I-уровень: дети стремятся к предметам, «слиянию характеристик восприятия», а также к тем, «которые знакомы по своему функциональному назначению»; нет интереса к предметам с неоднозначной целью. Регулирование поиска является внешним; субъекты доминируют в деятельности (степень интереса к внешним характеристикам субъекта определяется самим субъектом).

    Дети в возрасте 3-4 лет, могут быть 4-5 лет.

  • II уровень: сущность — содержание когнитивной потребности и уровень самоорганизации. Дети, как правило, имеют дело с объектами, которые имеют определенные функции. Привлекает возможность их различного использования, опробование функциональных свойств, желание проникнуть в скрытые качества объекта. Однако регулирование поиска подчинено эмоциям. (Степень интереса к функциональным свойствам объекта и регулированию определяется с помощью взрослого).

    Детям 4-5 лет.

  • Уровень III: Быть — новое содержание. Интерес и активность вызваны скрытыми свойствами объекта. Деятельность руководствуется целью — достичь желаемого результата. Цель может и не быть достигнута, но стремление к успеху длится недолго. (Степень интереса к внутренним качествам предмета, понятиям и косвенному поиску — самоорганизация детей старшего дошкольного возраста).

Это также указывает на то, что формирование когнитивной активности от одного уровня к более высокому позволяет

  • создать у детей такое отношение к предмету, которое бы соответствовало содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;
  • создание среды, в которой дети должны совершать действия более высокого порядка, не через объекты, а через собственные намерения.

В отличие от Д.Б. Годовиковой, Г.И. Щукина подчеркнула уровень своей активности. Итак:

  • Репродуктивная деятельность — ее особенность в том, что она помогает собрать опыт детей через опыт другого. В сотрудничестве со взрослым происходит овладение идеальными шаблонами предметных действий и языковыми формами, опытом других людей, основанным на этом виде деятельности;
  • Поисковая и тренировочная активность — это более высокий уровень, есть большая автономия. На этом уровне вы должны принять задание и найти средства для его выполнения самостоятельно;
  • Творческая деятельность — это высший уровень, задача ставится ребенком, пути ее решения выбираются новым, нетрадиционным, оригинальным способом.

Г.И. Щукина, в свою очередь, отмечает, что эти уровни активности не изолированы друг от друга и могут сосуществовать в деятельности; деятельность не является спонтанным проявлением личности.

6 стр., 2720 слов

Информационные технологии в профессиональной деятельности» : ...

... венцом компьютерных инструментов ручного этапа развития компьютерной техники. Механический этап развития вычислительной техники Развитие механики в 17 в. стало предпосылкой создания вычислительных устройств ... Непером логарифмы оказали революционизирующее влияние на все последующее развитие счета, чему в значительной степени способствовало появление целого ряда логарифмических таблиц вычисленных ...

Ряд учителей и психологов: Г., И. Щукина, Д. Годовикова, Л. Маневцова отмечают в своих работах, что познавательная деятельность является подготовительным этапом независимости. Независимость связана с инициативой, с поиском различных способов решения образовательных и познавательных задач без участия взрослых. От формирования самостоятельности с раннего возраста зависит активность ребенка, его ориентация в окружающей действительности, «я» — огромное желание уже маленьких дошкольников, которое необходимо поддерживать и развивать.

В дополнение к этому вопросу можно упомянуть показатели познавательной активности и самостоятельности, выделенные Г.И. Щукиным. Она отмечает, что «активная реакция на обсуждение проблем, проблем, поставленных учителем, желание участвовать в ответах друзей, дополнять их, вносить коррективы» , и есть показатели, которые могут быть использованы для оценки формирования познавательной активности и самостоятельности у детей.

Интерес как фактор развития образовательной активности и самостоятельности детей.

Следует отметить, что когнитивная деятельность неразрывно связана с когнитивным интересом. Что такое когнитивный интерес, каковы его характеристики, на каких стадиях развития когнитивного интереса и другие вопросы, которые мы обсудим ниже.

Изучая психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что нет единого общего определения когнитивного интереса. Многие психологи и учителя изучали эту проблему. В частности, А.В. Петровский, раскрывая понятия познавательного интереса, утверждает: «Интерес — это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Это наиболее общее определение, которое касается интересов в целом. Более подробное описание познавательного интереса можно найти в работе Г.И. Щукиной. Она пишет, что познавательный интерес можно охарактеризовать прежде всего как сложное отношение человека к явлениям и вопросам окружающей действительности, которое выражает его стремление к всестороннему, глубокому изучению и знанию его основных характеристик.

В определении Н.Г. Морозова опирается на динамику развития когнитивного интереса: «Интерес (в том числе когнитивный) можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее в результате эмоционально-познавательных переживаний) к субъекту или непосредственно мотивированную деятельность, отношение, которое при благоприятных условиях переходит в эмоционально-познавательную ориентацию человека».

Если попытаться охарактеризовать когнитивный интерес как с точки зрения бытия, так и с точки зрения динамики его развития, то мы придем к следующему пониманию (на наш взгляд, это наиболее точное определение когнитивного интереса Н.Г. Фростом): Познавательный интерес — это эмоционально-познавательное отношение человека к интеллектуальной деятельности, которое является результатом эмоционально-познавательного опыта и которое при благоприятных условиях идет в направлении человека, отношение, которое выражается в стремлении к всестороннему, глубокому изучению предмета.

Каковы характеристики когнитивного интереса?

  • его селективность,
  • сознание, сила воли,
  • интеллектуального характера.

Необходимо обратить внимание на стадии развития когнитивного интереса, Г.И. Щукина определила четыре стадии когнитивного интереса:

  • Любопытство — самая элементарная стадия ориентации без претензии на существенное;
  • Любопытство — характеризуется тем, что выходит за рамки простого, но познание не глубокое;
  • Любопытство — стремление человека к решению проблемы, направленность интересов;
  • Теоретический, научный интерес — высший уровень, характеризующийся активным влиянием на мир, глубокими знаниями, твердыми убеждениями.

Это общий путь развития когнитивных интересов по основным характеристикам. Развитие когнитивного интереса часто связано с появлением детей в дошкольном возрасте, например, такие вопросы, как «откуда», «почему», «что это такое? Вопросы малыша в определенной степени фиксируют такие состояния, как любопытство, любопытство, которое является не только простым актом ориентации, но и когнитивным отношением к миру. Это можно рассматривать только как ожидание когнитивного интереса.

По мнению Г.И. Щукина, специфика познавательного интереса заключается в комплексном познавательном отношении к миру субъектов, к феномену познания о них, к научным областям их изучения. Это отношение выражается в постоянном и самостоятельном производстве знаний в интересующей области, активном и активном освоении необходимых для этого путей, упорном преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и путях их изучения.

По нашему мнению, когнитивный интерес является одним из важнейших сплавов для развития личности. Интеллектуальная активность, происходящая под влиянием когнитивного интереса, показывает: активный поиск, гадание, исследовательский подход, готовность решать проблемы. Есть также эмоциональное проявление, вплетенное в познавательный интерес: эмоции, сюрпризы, ощущение ожидания чего-то нового, ощущение интеллектуальной радости, ощущение успеха.

По мнению многих педагогов и психологов (К.Д. Ушинского, Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Добрынина, А.В. Петровского) важнейшим элементом познавательного интереса к этому своеобразному сплаву психических процессов является добровольное усилие. Наиболее типичными для волевых проявлений познавательного интереса следует считать инициативу поиска, самостоятельность получения знаний, постановку и представление задач на пути познания.

Таким образом, интеллектуальные, волевые и эмоциональные аспекты когнитивного интереса являются не его частью, а единым общим целым.

В своих работах многие авторы (Н. Постникова и Л. Маневзова) пытались развить познавательный интерес к природным явлениям с помощью различных методов и приемов.

В своих исследованиях Н. Постникова акцентирует внимание на методах мониторинга работы детей в растениеводстве. По мнению автора, эти методы особенно важны для развития когнитивного интереса. А также назначить критерии, на основании которых можно сделать вывод об обучении в дошкольных учреждениях детей познавательного интереса:

  • Большое количество вопросов о явлениях природы, которые дети наблюдают о природе и мотивах своих высказываний (автор обращается к познавательным вопросам о внутренних законах, отношениях);
  • Усилия детей по выявлению сходств и различий, согласованности и зависимости самих явлений;
  • Стремление участвовать в мероприятиях, представляющих интерес для ребенка, дома, вне стен детского сада. Этот критерий выдвинула Г.И. Щукина в своей учебе среди студентов.

Другой автор Л.М. Маневцова не отрицает, что эти критерии представляют познавательный интерес, кроме вышеперечисленных он упоминает и свой собственный: относительную независимость детей в решении проблем с помощью элементарных поисковых действий.

Так что можно сделать небольшой вывод. Воспитание множественных когнитивных интересов — это процесс, в ходе которого молодые люди знакомятся с социальными ценностями; наличие таких доминирующих интересов, способствующих развитию творчества, способствует созданию новых ценностей. Гармоничное развитие человека в современном обществе не может быть улучшено вне формирования когнитивных интересов.

Способы формирования когнитивной деятельности

Давайте перейдем к не менее важному вопросу — как построить когнитивную деятельность. В своей статье Т.А. Серебрякова подробно описывает структуру и организацию образовательного процесса, определяет, что нужно сделать, чтобы интерес к объектам природы стал привычкой, потребностью каждого ребенка, чтобы дети проявляли самостоятельную познавательную деятельность.

Предлагается разделить всю работу на три направления, соответствующие трем компонентам познавательной деятельности.

Первым направлением работы с детьми будет развитие позитивного эмоционального отношения к другим людям. Если рассматривать положительные эмоции как необходимое условие развития познавательной деятельности, то необходимо организовать педагогический процесс таким образом, чтобы был обеспечен постоянный и стабильный уровень положительного эмоционального состояния детей, что приводит к эмоциональной чувствительности к объектам окружающей природы, постоянному стремлению выражать свои чувства в продуктивной деятельности — говорить, выбирать, творить.

Вторым направлением детского труда должен стать процесс накопления знаний о окружающем их мире природы. Причем знания должны находиться на разных уровнях — от знаний об отдельных представителях мира природы, об отношениях, существующих в природе, до знаний о ценности и важности природной среды.

Третьим направлением работы будет развитие самостоятельности детей в процессе познания окружающего мира, что является необходимостью самостоятельного производства глубоких и точных знаний об окружающей среде. Суть в том, что работа должна вестись параллельно во всех трех направлениях. Известный педагог-психолог С.А. Амонашвили отмечает, что «познавательная активность, страсть к поиску, трансформации, имеет ту ментальную особенность, что не терпит никаких навязчивых идей». Подход учителя к детям необходим для полного развития их познавательной активности.

Как сформировать когнитивное отношение к природе? На этот вопрос можно ответить с помощью комплекса рекомендаций, правил, которые Т. А. Серебрякова предлагает применять в организации взаимодействия взрослых и детей, направленных на формирование у детей познавательного отношения к природе:

  • формирование у детей реальных представлений о природе.
  • своевременное поддержание пробудившегося интереса к объектам и явлениям природы.
  • проведение систематической научной работы.
  • научить детей распознавать красоту и неповторимость природы, используя световые литературные особенности объектов и явлений природы
  • поощрять более старших детей к тому, чтобы они делали независимые выводы, суждения и заключения
  • учить детей «глубоко», направляя внимание ребенка на внутренние качества, не воспринимаемые непосредственно.
  • насколько это возможно, исходя из потребностей и интересов детей, организовывать поисковую и познавательную деятельность в природе
  • воспитывать у детей ценность когнитивной деятельности, потребность в ней.

Мы считаем, что через наблюдения и экскурсии с детьми в мир природы, через беседы с ними, через чтение художественной литературы и просмотр иллюстраций природного содержания, через игры с детьми и эксперименты с ними, чтобы понять особенности и качества предметов и природных явлений, необходимо умело направлять познавательные процессы детей. Необходимо сосредоточиться на области их дальнейшего развития, учитывать их интересы и потребности, умело направлять детей в самый интересный мир природы.

Ряд исследователей (И.А. Хайдурова, Н.Ф. Виноградова, Н. Короткова, С.Н. Николаева, Маневцова Ж.М.) разработали различные методы и приемы формирования у детей знаний о мире природы. Например, И.А. Хайдурова считает, что такая техника, как показ фильма, позволяет увеличить количество приписываемых черт объекта, характеристики черт уточняются более детально, повышается уровень активности детей. В подтверждение этого Н.Ф. Виноградова приводит список фильмов, учебных слайдов, фрагментов фильмов, которые дают детям информацию о животных и растениях, их характеристиках, сезонных изменениях в природе. Она отмечает, что это очень эффективный метод организации образовательного процесса.

Н. Короткова считает совершенно иначе, указывая на важную роль живописи в повышении научной активности детей в классе. По ее мнению, картины вызывают живой интерес к природе и побуждают детей задавать вопросы о своем учителе.

Н.Ф. Виноградова, в свою очередь, уделяет большое внимание наблюдениям. Мы согласны с ней в том, что наблюдения, сделанные детьми во время экскурсий и прогулок, способствуют развитию их способности сравнивать, указывать причины, последствия и последовательность изменений. Особого упоминания заслуживает работа А. Васильевой. Она отмечает, что запись наблюдений в виде природных календарей является не менее ценной методикой. Основная ценность метода фиксации наблюдений состоит в том, что дети должны воспроизводить воспринимаемый объект таким образом. Чтобы его могли узнать другие. На рисунке ребенок передает впечатления, которые он получает от окружающей его жизни, выражает свое отношение к тому, что он видел, слышал и узнал.

Многие исследования советских психологов П.Я. Гальперин, В.В.Давыдова, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддиаков и А.А. Венгер показывают, что использование моделей как средства формирования разнообразных знаний и навыков положительно влияет на интеллектуальное развитие детей; что ориентационная деятельность может осуществляться относительно легко и быстро с помощью пространственных и графических моделей; что формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия; что происходят сдвиги в развитии мышления. Психология демонстрирует широкое и успешное использование моделирования для улучшения различных аспектов интеллектуальной деятельности ребенка, и с этой точки зрения моделирование используется в познании природы.

«Модели занимают особое положение, потому что они помогают абстрагироваться от связей и отношений лучше, чем другие средства видимости. Дети глубоко осознают феномены природы», — говорит С.Н. Николаева.

Не стоит забывать и о таком методе, как проблемы языковой логики — это один из методов, дающий детям богатые возможности для развития мышления и языка (5).

Речевно-логические проблемы, по мнению Н.Ф. Виноградовой, — это дни, используемые для поддержания постоянного интереса к природе у детей, дни развития в их способности наблюдать и замечать изменения. Включение проблемы лингвистической логики в разговор позволяет разнообразить и оживить его, активизирует деятельность детских мыслей и языка.

Необходимо рассмотреть другой метод работы с детьми дошкольного возраста, например, организацию элементарных поисковых мероприятий. Л.М. Маневцова считает, что вовлечение детей в интеллектуальную деятельность, выдвижение и сложность познавательных задач приводит к формированию познавательной активности, формированию познавательных интересов. Она также отмечает, что необходимой предпосылкой для поисковой деятельности является определенный набор идей, т.е. фактическая информация о природных явлениях, которая должна быть освоена поисковым методом. Содержание может быть владением относительно элементарными и четко выраженными соединениями, отношениями, которые существуют в природе.

Поэтому широкое использование всех этих методов и приемов в педагогической работе с детьми будет способствовать формированию когнитивных интересов, активности и самостоятельности детей.

Деятельность по начальному поиску является важным средством развития когнитивных интересов детей дошкольного возраста

Выбор экологических фактов отражен в современных программах: «Детство», «Происхождение», «Золотой ключ», «Юный эколог», «Мы — земляне» и др.

Основными принципами отбора экологических фактов для ознакомления детей с природой являются

Принцип науки

  • идея единства и связи живых и неживых существ в природе. Девственная природа является источником удовлетворения потребностей живых организмов, а взаимоотношения между растениями и животными проявляются в разнообразных приспособлениях к ней;
  • идею единства живого и неживого в природе. Это проявляется через понятие «живой организм». Живой организм может существовать, если его связь с окружающей средой не нарушена. Если условия окружающей среды удовлетворяют его потребности;
  • идея единства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со своим окружением. Человек воспринимается как чувствующее существо, способное действовать осознанно и предвосхищать результаты своих действий;
  • идея разнообразия живых организмов в их экологическом единстве — биоценоз, биотоп, пищевые цепи, устойчивость жизни.
  • идея системной структуры природы. Рассматривается на примере отдельного или отдельного живого организма и сообщества организмов, их взаимодействия друг с другом и с окружающей средой.

Помимо овладения экологическими знаниями, дети осваивают элементарные понятия: растения, животные, деревья, птицы, человек и живые организмы. Дети старшего дошкольного возраста осваивают более сложные, общие взаимоотношения, целые цепи взаимосвязей, различающиеся по содержанию — причинно-следственные, пространственно-временные, генетические.

Принцип доступности

Принцип образования и развития знаний

Содержание экологического образования включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в мировоззрение. Знания являются обязательной частью процесса создания в начале экологической культуры, а земледелие — ее конечным продуктом. Действительно, экологические знания формируют сознательное отношение и позволяют развивать экологическую сознательность.

Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, который фокусируется на природе и рассматривает человека как ее часть, предполагает необходимость изучения законов, существующих в самой природе. Только их глубокие знания позволяют человеку взаимодействовать с природой и жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном возрасте в рамках экологического образования.

Содержание экологических знаний включает в себя :

  • связь растительных и животных организмов с окружающей средой, морфологические и функциональные приспособления к окружающей среде, связь с окружающей средой во время роста и развития;
  • разнообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
  • человек как живое существо, его среда обитания для здоровья и нормальной деятельности;
  • использование природных ресурсов для экономической деятельности человека, загрязнения, охраны и восстановления природных богатств.

Третья и четвертая позиции позволяют на некоторых примерах продемонстрировать потребление и использование природных ресурсов (материалов) в хозяйственной деятельности, а также их свойства и возможности.

Формирование такого рода знаний в детском саду возможно посредством экспериментальной деятельности. С помощью таких мероприятий дети узнают названия и свойства различных видов материалов и их источники происхождения.

Содержание знаний о природных объектах может быть изучено в программе «Молодой эколог» С.Н. Николаева.

Структура элементарной поисковой деятельности

Опыт, как и любая другая учебная деятельность, имеет свою собственную структуру.

Опыт используется как способ решения когнитивной проблемы, задача ставится педагогом, но может быть поставлена и самими детьми. Это должно быть очень ясно и точно. Решение когнитивной проблемы требует специального поиска: анализа, сопоставления известных и неизвестных данных. Дети выносят суждения — предположения о причинах явления, выбирают решение — условия и организацию опыта.

Дискуссию об условиях опыта ведет учитель. Все условия опыта должны быть поставлены на равные условия, и только те, которые влияют на результат опыта, должны быть выделены, показаны детям и поняты ими.

Опыт может также представлять собой долгосрочное сравнительное наблюдение или краткосрочное наблюдение. Поскольку результаты затягиваются в длительном сравнительном наблюдении, необходимо записать некоторые из наиболее характерных этапов опыта в чертежах — диаграммах. Если задача решается в процессе краткосрочного наблюдения, то обсуждение результатов опыта происходит сразу же: анализируются условия хода опыта, сравниваются результаты и делаются выводы. В ходе многолетнего опыта педагог поддерживает заинтересованность детей в наблюдении за происходящими изменениями и возвращает их к осознанию того, почему этот опыт был задан.

Окончательный пункт опыта — сделать выводы на основе полученных результатов. Педагог побуждает детей делать собственные выводы.

При организации экспериментов невозможно привести живые объекты к их гибели или нарушить их жизненные проявления. Поэтому необходимо менять условия, как только происходят видимые изменения.

Требования к организации элементарных поисковых мероприятий с детьми

В повседневной жизни в течение учебного года группа проводит множество различных наблюдений в специально организованных условиях — эксперименты с природными объектами дикой и неживой природы. Организация и методические приемы, используемые учителем, зависят от того, насколько дети изучают содержание экспериментов, развивают к ним интерес и желание участвовать в них добровольно. Организационно-методический аспект этой формы педагогического процесса может принимать форму определенных требований, соблюдение которых затрагивает учителя в воспитании детей.

Первое условие относится к пространственной организации экспериментов. Ребенок должен уметь видеть предмет и все, что с ним происходит, слышать и чувствовать исходящие от него звуки. В тех случаях, когда предмет касается природы, может быть поднят, ребенок должен иметь возможность тактильного и кинетического исследования, чтобы почувствовать характер поверхности, форму, температуру и тяжесть предмета.

Педагогической предпосылкой пространственной организации опыта является то, что каждый природный объект должен быть максимально доступен для каждого ребенка.

Раздаточный материал — это хорошая помощь в организации опыта.

Педагог также должен помнить, что слово следует за чувственным знанием — только в этом случае ребенок сформирует полное знание.

Второе условие связано с параметром времени: Наблюдение, восприятие любых объектов и природных явлений должно быть кратким. Это требование определяется тем, что наблюдение — это умственная интеллектуальная деятельность, требующая концентрированного внимания, психического напряжения. Такая деятельность затруднена для детей дошкольного возраста. Поэтому продолжительность наблюдения должна быть около 3-10 минут — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, чтобы сконцентрировать внимание и самопознание и выучить небольшой объем информации. Дети должны начинать и заканчивать переживания в положительном эмоциональном состоянии, без умственной усталости — в этом и заключается успех и воспитательная эффективность этой деятельности. Третье условие связано со структурой опыта. У каждого из них есть своё начало и конец. Их функции различны. Их правильное понимание и реализация помогут педагогу достичь общего положительного образовательного эффекта.

Четвертое условие относится к стороне организации, осуществляющей мониторинг, которая может обеспечить реализацию контента. Это требование вытекает из знания и рассмотрения биологических характеристик живых организмов. Это относится, в частности, к экспериментам с живыми существами и явлениями диких животных. Поэтому требуется специальное обучение и организация опыта.

А для того, чтобы дети видели, как рыба ест корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее).

Чтобы показать, как птица отдыхает, спит и прячет голову под крыльями, наблюдение следует спланировать на вечер, выключить свет и соблюдать тишину.

Пятое условие. Это диагностика уровня знаний детей о явлениях диких животных и неживой природы. А также уровень развития логического мышления. Это необходимо для того, чтобы выбрать знания, наиболее доступные для этого уровня, а также правильный метод проведения опыта (дополнительные вопросы, более длительные размышления и т.д.).

Соблюдение этих условий для организации опыта за объектами и явлениями природы позволяет, таким образом, их педагогически адекватное воплощение с наибольшим эффектом для образования детей. Эксперименты можно проводить в соответствии с заданными условиями при условии, что учитель подготовит их специально для этой цели. Этот тренинг включает в себя определение следующих пунктов: содержание опыта и организация, при помощи которой он может быть продемонстрирован; время и места прохождения опыта; количество детей, которые могут принять в нем участие одновременно; методические приемы, которые должны быть использованы надлежащим образом в начале, основной части и в конце экспериментальной деятельности.

Методика организации элементарного поиска

Ребенок познает себя и окружающую действительность как самостоятельно в повседневной жизни, так и в специально организованных мероприятиях. Не умоляя о важности индивидуального труда и работы в повседневной жизни, мы считаем, что развитие деятельности особенно затруднено. Они проводятся в соответствии со специальной методологией, определенной системой.

Элементарная поисковая деятельность как форма приобщения детей к природе предлагает высочайший уровень активности и самостоятельности детей. Она позволяет дать детям представление о неодушевленных природных явлениях, показать их причины и связи. Элементарные эксперименты проводятся с более старшего дошкольного возраста, а у детей этого возраста, как мы уже говорили, умственные операции формируются и совершенствуются раньше: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. И на каждом этапе элементарной поисковой деятельности наставник развивает ту или иную операцию.

Поисковая деятельность начинается с анализа природного явления по отношению к вопросам, возникающим у детей в их различных видах деятельности (игра, работа и т.д.).

В результате формируется когнитивная задача, которая, как правило, является проблематичной. Она требует выявления причин и явлений, связей и взаимосвязей между природными явлениями. Затем делаются предположения о причинах явления или его результатах.

Следующим шагом в поисковой деятельности является обсуждение предположений, сделанных детьми, и выбор способа их проверки (это самый важный шаг в поисковой деятельности).

По окончании поисковой деятельности должны быть сделаны выводы.

Педагог формирует систему знаний о природе и выбирает из программы то содержание знаний, которое может быть освоено поисковой деятельностью. Он организует жизненные ситуации, обучая детей акцентировать внимание на познавательных задачах. При анализе предлагаемых ситуаций дети должны соотносить имеющиеся знания с тем, что они воспринимают непосредственно. Поисковые действия также начинаются с осознания того, что известно, а что нет.

Осознание проблемной ситуации заканчивается когнитивным заданием: «Что происходит и почему это происходит?». В результате анализа проблемной жизненной ситуации и осознания когнитивной задачи под руководством учителя делаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Ни одно заявление не должно остаться без внимания, все предположения детей должны быть обсуждены. Предположения, сделанные детьми, часто противоречат друг другу. Учитель сталкивается с противоречивыми предположениями, предлагает проверить, какое из них правильнее. Если дети не делают предположений, педагог поощряет или делает необходимые предположения. Интерес ребенка к анализу и оценке допущений используется педагогом для перехода к следующему шагу — поиску, выбору вариантов контроля и самому обзору. Педагог предлагает различные способы проверки предположений, но педагог также может использовать варианты, предложенные детьми, чтобы проверить предположения.

Краткосрочные наблюдения используются для определения характеристик, качеств различных объектов природы, для их распознавания. Длительные сравнительные наблюдения, эксперименты, моделирование или демонстрация готовых моделей могут быть использованы для когнитивных задач по определению причин природных явлений, взаимосвязей, отношений. Педагог предлагает подумать о том, почему это происходит, а затем объясняет феномен. Если у детей есть богатый опыт, сформированный визуальными и практическими методами познания природы, педагог может использовать эвристические беседы для проверки предположений и решения когнитивных проблем.

В эвристических беседах речь идет об использовании аргументов для выявления причин различных природных явлений. Педагог руководит дискуссией и направляет мысли детей.

Завершающим этапом поисковой деятельности является формулирование выводов на основе анализа результатов наблюдений, экспериментов, моделирования. Учитель призывает детей делать собственные выводы. Но он должен поспешить сделать свой вывод, необходимо выслушать все высказывания детей, задать вопросы, которые могут дать им направление мысли.

Когда дети приходят к неправильным или двусмысленным выводам, учитель помогает им разобраться в противоречиях, ищет точные и конкретные выводы с помощью дополнительных наблюдений, экспериментов или эвристического мышления. Важно, чтобы любое ошибочное предположение о причинах наблюдаемых природных явлений было опровергнуто, чтобы дети были приведены к правильному пониманию природы конкретного явления.

Иерархическая система задач, проблемных ситуаций в экспериментальной деятельности — важное средство развития когнитивного интереса к элементарной поисковой деятельности.

Основной задачей детского сада является обеспечение развития личности ребенка, 2 вида деятельности являются источниками полноценного развития ребенка. Прежде всего, каждый ребенок развивается, познакомившись с прошлым человечества, познакомившись с современной культурой. В основе этого процесса лежит образовательная деятельность, направленная на то, чтобы ребенок овладел знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, каждый ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свой потенциал через творческую деятельность. В отличие от учебно-творческой деятельности, она не направлена на освоение уже известных знаний.

С помощью этого вида деятельности дети решают множество проблем и преследуют различные цели. Таким образом, в образовательной деятельности решаются воспитательные и обучающие задачи, а для того, чтобы овладеть тем или иным навыком, необходимо освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются задачи поиска и проектирования с целью развития способностей ребенка. Таким образом, если в ходе образовательной деятельности формируется общая способность к обучению, то в ходе творческой деятельности формируется общая способность к поиску и нахождению новых решений, необычных способов достижения желаемого результата, новых подходов к рассмотрению предложенной ситуации.

С одной стороны, существует огромная активность в овладении знаниями и навыками, что, на наш взгляд, существенно тормозит развитие детского интеллекта, особенно логического мышления. В рамках этой образовательной системы дети привыкают к решению задач, для которых всегда есть готовое решение, и, как правило, только одно. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или имеет несколько решений. Кроме того, дети учатся решать проблемы на основе уже усвоенных ими правил, чтобы не иметь возможности действовать самостоятельно, чтобы найти новый путь.

С другой стороны, постоянное решение типичных задач объединяет личность ребенка, особенно его отношение к себе. Постепенно дети учатся оценивать себя, свои способности только при успешном или неуспешном решении типовых задач, решение которых зависит от усвоения соответствующего правила, от степени овладения определенными знаниями.

В настоящее время существуют благоприятные условия для изменения баланса между учебной деятельностью, навыками и поисковой деятельностью. Смысл такого обучения заключается в том, что в классе каждый ребенок — с разным интеллектуальным образованием: слабым и сильным — может решать нетипичные, поисковые и творческие задачи.

Это образование основано на принципе разнообразия поисковых задач. На передний план выходят два аспекта многообразия: содержание и сложность задач. В первом случае считается необходимым применять разные по содержанию задачи и проблемным ситуациям.

Такая система построения задач по содержанию и сложности создает благоприятные условия для развития у детей логического мышления.

Детская тематика как показатель когнитивного интереса к природе

Для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста педагог использует различные методики. Одна из них — инсценировка в округе и округе. В поисках ответа дети полагаются на свой практический опыт; если у них возникают трудности, учитель вовлекает их в наблюдение и размышления.

Дети задают много вопросов об окружающей их среде. Вопросы — это показатель любознательности детей, они выражают активное познавательное отношение к другим. Способность задать вопрос показывает, что ребенок способен воспринимать то или иное явление, устанавливать связь между одними явлениями и другими. Дети, которые знают чаще задают вопросы. Это естественно, потому что вопрос возникает, когда происходит столкновение между другом и незнакомцем. Вопросы от детей старшего возраста показывают определенную ориентацию на интересы, сформировавшийся интерес к знаниям, желание узнать что-то новое.

Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. На основе собранных знаний возникают информационные вопросы. В возрасте 4-5 лет, когда запас идей становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он воспринимает непосредственно. Детей интересуют причинно-следственные связи между явлениями. Не случайно возраст в 5 лет называется возрастом «почемучек».

Детские вопросы разнообразны и чрезвычайно интересны. Они показывают процесс мышления ребенка.

Ответы на вопросы детей должны быть даны, но эти ответы не всегда должны быть в готовой форме, так как это не развивает самостоятельность мышления. Если ребенок может самостоятельно найти ответ с небольшими усилиями и поддержкой со стороны взрослого или сверстников, не стоит торопиться с готовым ответом. В некоторых случаях в ответе должны участвовать и другие дети. Ответы должны быть правдивыми, конкретными, краткими, но всеобъемлющими и объяснительными. Нельзя игнорировать вопросы детей и смеяться над ними. Они важны для умственного развития ребенка: Они расширяют кругозор ребенка, развивают его мышление и создают у него устойчивый интерес к обучению.

Экспериментальная работа по развитию когнитивного интереса детей к базовым поисковым мероприятиям

Цель этого эксперимента — определить степень когнитивного интереса у детей.

Методика проведения экспериментов: Детям предлагается работать над следующими темами:

  • знакомую игрушку Винни-Пух Медвежонок, которую дети в группе продолжали видеть;
  • незнакомый предмет для резки стекла, не известный по своему назначению;
  • природный объект, фикусное растение.

В процессе наблюдения наблюдаются следующие проявления детей:

  • внимание и особый интерес к объектам.
  • эмоциональное отношение к объекту.
  • действия, направленные на лучшее распознавание объекта.
  • наличие словесных выражений детей (вопросы, комментарии).

  • усилия по продолжению деятельности, связанной с предметами, т.е. представляющей долгосрочный интерес.

Во время эксперимента Т. проявила повышенный интерес к Винни-Пуху, и она была очень счастлива с ним, начала говорить о нем и предлагала поиграть с ним, но не смотрела на него. Ее также интересовали стеклореза и фикус, но она уже не была так счастлива. Она начала касаться последних двух пунктов. Она спросила о стеклорезаке и сказала, что у папы был такой же. Она не задавала вопросов о фикусе, но некоторое время следила за ним.

Устинова Влада осталась довольна игрушкой, узнала ее, сказала, что видела ее в магазине, а также в мультфильме. Она проявила интерес к стеклоделу и фикусу. Влад позаботился о фикусе: орошение, рыхление почвы. В ходе этого мероприятия Влад задал вопросы: как расслабиться, сколько воды нужно для полива, какие условия необходимы для растения.

Першова Надьяна проявила интерес и внимание к игрушке, но у нее было желание продолжить деятельность с предметом, т.е. она хотела поиграть с ним, взяв в руки игрушку, на которую долго смотрела. Она проявила интерес к фикусу, задала вопросы: зачем нужно поливать растение, но Надя не показала особого эмоционального отношения, потому что ребенок не слишком эмоциональный.

Сергей Потапкин уделил особое внимание стеклорезанию, задал вопросы: зачем он им нужен, как они работают, можно ли попробовать резать стекло. С растением Сергей почти не проявлял никаких проявлений.

Андосов Сашако проявил интерес ко всем темам и показал свое эмоциональное отношение при задании поисковых вопросов: Что будет, если вы это сделаете, эти вопросы были направлены на игрушку и растение, с резаком для стекла Саша хотел поиграть «проверьте это на практике».

Илья Тручин проявил интерес ко всему и к заводу. Но вопросы были адресованы только игрушке: действительно ли медведи любят мед? Виноват Винни Винни или нет? Почему он желтый? И так далее и так далее. Илья показал свое эмоциональное отношение к заводу и стеклодувному станку (скорее всего, потому что объект неизвестен).

Илья решил поиграть со стеклорезаком.

Затем на круговых диаграммах определяется уровень познавательного интереса каждого ребенка и общий уровень.

По результатам эксперимента мы можем разделить детей на уровни:

Низкий низкий:

У ребенка пониженный интерес к растению, эмоциональное проявление было лишь по отношению к незнакомому предмету.

Средний балл:

Познавательный интерес уже более значительный, дети задают поисковые вопросы, проявляют интерес ко всему, эмоционально реагируют на предметы.

Высокий уровень:

Дети этого уровня проявили большой интерес к растению, к особенностям ухода, задавали многочисленные поисковые вопросы, а также показывали свое эмоциональное отношение ко всем предметам.

Таким образом, при проведении эксперимента мы увидели, что дети в основном предметам особое внимание знакомому и незнакомому предметам, а растению уделяют первостепенное внимание.

Заключение

Таким образом, в ходе экспериментов мы увидели, что отбор экологических фактов, при непосредственном знакомстве детей с природой, иерархическая система задач и проблемных ситуаций в процессе элементарной поисковой деятельности, эффективны в развитии познавательного интереса детей.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-eksperimentalnoy-deyatelnosti/

  1. Ананьев Б.Г. «Информационные потребности и интересы».
  2. Ананьев Б.Г. «Твой ребенок познает мир».
  3. Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и необходимость самообразования».
  4. Виноградова Н.Ф. «Духовное образование в процессе познания природы».
  5. Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности».
  6. Глусувер Н. «Воспитательная работа с детьми» «Дошкольное образование» № 1, 1987 г.
  7. Годовикова Д.Б. «Воспитание когнитивной деятельности».
  8. Денисенкова Е. «Ваш ребенок познакомится с миром» «Дошкольное образование» № 7, 2001 г.
  9. Дошкольное образование (под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой).

  10. Евдокимова Е. «Проект как мотивация к знаниям».
  11. Кузнецов С.А. «Большой толковый словарь».
  12. Куликова Т. «О воспитании познавательного интереса детей», «Дошкольное образование» № 9, 1977.
  13. Короткова Н. «Об образовании детей познавательного интереса». «Повышение классной активности для просмотра картин» «Дошкольное образование» № 2, 1976.
  14. Лямина Г.М. «Развитие познавательной деятельности» «Дошкольное образование» № 4, 1976.
  15. Маркович Л. «Развитие когнитивного интереса «Дошкольное образование» № 6, 1971 г.
  16. Маневцова Л. «О развитии познавательного интереса детей «дошкольное образование» № 11, 1972 г.
  17. Маневцова Л. «Организация поисковых мероприятий «дошкольное образование» № 11 1972
  18. Постникова Н. «Развитие познавательного интереса» Дошкольное образование № 3, 1967
  19. Т.А. Серебрякова. «Воспитание когнитивного отношения к окружающему миру природы у детей дошкольного возраста».
  20. Ребер А. «Великий толковый психологический словарь».
  21. Харитонов Л.» Научно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста».
  22. «Психическое воспитание детей» / под ред. Поддьякова, Ф.А. Сохина/.
  23. Щукина Г.И. «Проблема когнитивного интереса к педагогике».
  24. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса к образованию».