ВЫПУСКНАЯ по программе профессиональной переподготовки «Педагогика профессионального образования и обучения» «Современные подходы к разработке учебного курса»

Аттестационная работа

Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего реальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия для эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательной организации и закладываются в ее образовательной программе.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей).

Разработка учебной программы по дисциплине — очень серьезная, объемная и кропотливая работа. Это работа специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. [9, с. 137]

Качество преподавания соответствующей дисциплины зависит от выбора подходов к разработке учебных курсов по дисциплинам, предметам, модулям. А качество преподавания, в свою очередь, определяет степень усвоения материала студентами.

В связи с обновлением системы образования, с введением новых федеральных образовательных стандартов, с развитием педагогики как науки возникла проблема выбора подходов к разработке учебных дисциплин. Педагоги стоят перед выбором: продолжать разрабатывать программы в соответствии со старыми традиционными стандартами или идти в ногу со временем и наилучшим образом использовать результаты педагогики.

Некоторые исследователи также утверждают, что большинство программ электронного обучения терпят неудачу в результате недостаточно проработанных учебных материалов (Борк и Бриттон младший, 1998 г.; Исмаил, 2002 г.).

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Петриков П.А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 59-62.

5 стр., 2454 слов

Информационные технологии в управлении образовательной организации» ...

... форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1] В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ ...

Это означает, что проектирование и разработка электронной среды обучения (ЭСО) и ее контента могут привести к успеху или провалу учебной программы и ЭСО, через которую обеспечивается учебная программа. Успешность ЭСО измеряется степенью удовлетворенности учащимися ЭСО (Леви, 2007 г.), а также эффективностью ЭСО с точки зрения содействия достижению учащимися своих учебных целей и получению высоких оценок на экзаменах. Следовательно, важно изучить те компоненты дизайна и характеристики правильно разработанных материалов учебной программы дистанционного обучения, которые обеспечивают удовлетворенность учащихся и эффективность обучения.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Петриков П. А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 59-62.

Цель выпускной аттестационной работы:

Задачи:

  1. уточнить основные современные подходы к разработке учебных курсов;

  2. определить специфику учебного курса дисциплины «ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля» ;

  3. раскрыть общую характеристику основной образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в которую входит рассматриваемая дисциплина;

  4. выявить основные подходы к разработке у чебного курса дисциплины «ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля».

Практическая значимость:

На современном этапе развития образования выбор подходов к разработке учебных программ действительно играет огромную роль и является одним из проблемных направлений педагогики. Преподаватель или мастер производственного обучения в погоне за современными методами, способами обучения может упустить момент формирования той или иной профессиональной компетенции, так как все новое сначала нужно изучить, затем внедрить (апробировать), затем сделать анализ полученных результатов и только потом можно произвести корректировку полученной программы. Это процесс долгий, трудоемкий и сложный. Традиционные подходы к разработке учебных программ уже апробированы и не влекут за собой трудностей, как современные подходы, но, как я уже писал выше, учитель должен идти в ногу со временем и строить свою работу в соответствии с развитием образования.

1 Обзор современных подходов к разработке учебных курсов и специфика учебного курса дисциплины «Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля»

4 стр., 1947 слов

Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению

... в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как стимул, провоцирующий активность человека и определяющий ее направление, особенно необходим в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной ...

1.1 Обзор современных подходов к разработке учебных курсов

Современные подходы к разработке учебных курсов очень хорошо и подробно описаны в работе С. Тухи «Убеждения, ценности и идеологии при разработке учебных курсов» [13].

Данная работа написана для высших учебных заведений, но я переработаю ее под среднее профессиональное образование (далее СПО), так как все подходы к разработке учебных курсов прекрасно подходят и для СПО.

Составители учебных программ для школ (Кеммис и др., 1983; Айснер, 1994; Познер, 1995) выявили ряд различных философских подходов к составлению учебных планов, из которых некоторые могут быть обнаружены в профессиональных учебных заведениях, а иные нет. Пять подходов, можно обнаружить в учебных курсах университетов и колледжей, классифицируются следующим образом:

  • традиционный, или основанный на дисциплине (предмете);

  • основанный на исполнении или системах;

  • когнитивный;

  • личностно значимый/эмпирический;

  • общественно важный [13].

Чтобы сравнить эти разные позиции, мы будем рассматривать их в нашей работе, как если бы они всегда были дискретными. Действительно, учитывая, что учебные курсы часто разрабатываются не как единое целое, а как набор отдельных учебных единиц, существует множество примеров курсов, которые отражают ряд различных подходов. Есть также много примеров учебных курсов, которые поддерживают модные ценности, такие как образование через всю жизнь или развитие критического мышления, либо принимают на вооружение особенности определенного подхода, как, например, подробное изложение целей, но при этом не в состоянии дойти до конца, сделав их частью того, чему обучают или что оценивают. Наиболее точную картину образовательных ценностей и убеждений, свойственных учебному курсу, обычно следует искать не в заявленных целях, а в том, как распределяется время по различным темам и в учебном процессе, а также в характере проведения оценки [13].

Традиционный, или основанный на дисциплине подход

Большинство курсов в колледжах и университетах традиционно разрабатывались на основе знаний по конкретным дисциплинам. Учебные планы изучаемых предметов разделены на блоки и темы, основанные на важных концепциях, и каждая тема построена определенным рациональным образом.

Важный момент, который необходимо здесь отметить, состоит в том, что какую бы логическую основу ни избрали для структуризации учебного курса — хронологическую, бессистемную, масштаб деятельности, форму выражения — она существует внутри самого предмета и в способе, с помощью которого эта дисциплина обычно выстраивается. Как люди учатся и как возникают проблемы в повседневной жизни, не являются предметом этого курса.

В рамках этой учебной программы знания воспринимаются как существующие сами по себе. это предмет теории, которая разрабатывалась, уточнялась и проверялась с течением времени. Он существует в опубликованных книгах и статьях, ожидающих, чтобы попасть в руки студентов. Наибольший упор делается на технические, рациональные и управленческие аспекты знания, которые помогают получить больший контроль над миром над личными и / или выразительными знаниями. Наблюдается настолько ярко выраженная склонность к абстрактным и теоретическим знаниям, что даже в высшей степени существенные навыки, такие как написание отчетов или научно-исследовательская работа в библиотеке, могут быть сочтены недостаточно целесообразными для того, чтобы они входили в учебный курс.

4 стр., 1864 слов

Как заполнить дневник по производственной санитарной практике ...

... Студент Ф. Главная Без рубрики. Содержание: Дневник по практике медсестры, заполненный по дням Пример заполнения дневника в отчете помощника младшего медицинского персонала Дневник Помощь в образовании Дневник по производственной практике медсестры Рефераты бесплатно Заполнение дневника по практике медсестры Как заполнять дневник по практике медсестры 1 курс Как заполнять дневник по учебной ...

Если знания состоят большей частью из информации, фактов и концепций, то роль преподавателя в том, чтобы просеять их, отобрать наиболее важное, что необходимо знать студенту, и передать это ему. Учителя также могут предлагать учащимся упражнения для подкрепления или практиковать их в форме опроса по определенной дисциплине. Считается, что учащиеся более или менее готовы и стремятся учиться и более или менее усердно выполняют поставленные задачи и запоминают важную информацию.

Ожидается, что студенты получат обширные знания о сфере деятельности, ключевых концепциях и методологии опроса, применяемой в дисциплине, в рамках этого типа учебной программы. Часто цели выражаются в виде списка важных тем, которые представляются учащимся.

Содержание часто выбирается для широкого обзора, чтобы учащиеся получили репрезентативное представление о сфере деятельности. Акцент делается на объеме содержания, а возможность углубить изучение отдельной области часто приносится в жертву. Содержание логически систематизировано и последовательно поддерживается в соответствии с сутью дисциплины.

Оценка используется для подтверждения объема знаний и классификации студентов для дальнейшей учебы, почестей, наград и т.д. Преобладающими методами являются письменные тесты, начиная от тех, в которых учащиеся, выбирая правильный из нескольких ответов, дают короткие ответы, и заканчивая длинными рефератами. Отметки за студенческие работы обычно выставляются по мелко дифференцированной шкале (например, от 1 до 100), и результаты связаны с нормами (студенты оцениваются относительно друг друга).

При таком подходе обучение может быть практически сразу доставлено большой аудитории. Это эффективное использование времени профильного специалиста, потому что один человек может читать лекции многим одновременно. Большую часть наставничества, семинаров и оценки часто можно поручить ассистентам преподавателя, потому что упражнения оговариваются заранее, а результаты четко определены. Учебники и отпечатанные лекционные заметки фиксируют основной материал и уменьшают потребность в пользовании библиотекой и первичными материалами [13].

Исполнение, или подход, основанный на системах

При таком подходе цели обучения должны быть четко определены заранее и подробно изложены на языке поведения, чтобы можно было точно установить, были ли они достигнуты. Когда цели достигнуты и программа успешна, ее можно легко повторить. Следовательно, правильно составленная учебная программа оказывается инструментом контроля качества, который может компенсировать плохое обучение.

44 стр., 21600 слов

Дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности ...

... опытом, в том числе посредством самообразования. Поэтому мы выбрали тему дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности у будущих педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки в вузе». Задача ...

Сторонники системного подхода обычно утверждают, что единственным имеющимся свидетельством знания и понимания является разновидность действий, на которые способен индивидуум, т.е. то, что он может сделать или сказать. Понимание иллюстрируется действием, а цель обучения — приобрести расширенный набор навыков и поведения. Знание полезно в тех пределах, в которых оно питает поведение.

Этому подходу присуща вера в то, что обучение будет успешнее, если важные учебные цели разбиты на компоненты знаний и навыков. Затем необходимые знания и навыки тщательно систематизируются и упорядочиваются таким образом, чтобы новые знания перекрывались с ранее приобретенными до тех пор, пока не будут освоены сложные действия. Роль инструктора сильно различается в зависимости от того, являетесь ли вы разработчиком учебной программы или разработчиком блока. Когда преподаватели действуют как разработчики-преподаватели, их роль становится более сложной. Они должны определить: какого рода исполнение будет ожидаемым результатом учебного блока, проанализировать это исполнение, чтобы установить, какие потребуются навыки и знания и в какой последовательности следует с ними знакомить, а также планировать соответствующие обучающие задачи и регулярную оценку эффективности с тем, чтобы обеспечивать обратную информацию о ходе обучения и выявлять необходимость в корректирующих мерах.

В тех случаях, когда преподаватель не является разработчиком учебного курса (а такое может произойти, если программа обучения осуществляется в основном при помощи техники, как, например, обучение посредством информационных технологий или другие образовательные средства), работа преподавателя сводится к тому, чтобы способствовать групповой работе, помогать отдельным студентам, отвечать на вопросы и обеспечивать обратную информацию на оцениваемые задания.

Роль студентов относительно проста: они следуют запланированной для них траектории обучения. Поскольку основные навыки были определены в результате обширных исследований природы навыков, системный подход не оставляет студентам выбора, что им изучать. Однако курсы, разработанные таким образом, часто предлагают значительную гибкость при использовании материалов для самостоятельного изучения. С точки зрения студентов, одно из преимуществ такого подхода — самые очевидные ожидания. Четко определенные цели, наряду с регулярной обратной связью по успеваемости, могут укрепить у учащихся уверенность и чувство успеха.

По самым общим понятиям, цель обучения — стать умелым исполнителем

Для программ, разработанных с точки зрения исполнения, содержание выбирается не с учетом интересов преподавателя или студентов, а исходя из изучения характера практической деятельности по специальности или наблюдения квалифицированных художников. Такие исследования предназначены для выявления наиболее часто используемых навыков, наиболее необходимых типов знаний и всех факторов, необходимых для эффективной работы. Эти знания используются для планирования и упорядочивания этапов учебного процесса, который представляет собой чередование практики и обратной связи, что в конечном итоге должно привести к квалифицированному исполнению.

4 стр., 1772 слов

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

... научно-исследовательской работы студентов Львиная доля видов исследовательской работы выполняется во внеурочное время, а также самостоятельно. Преподаватель проконсультирует, указывает на ошибки. Независимо от особенностей ВУЗа студенту встречаются следующие виды научно-исследовательской работы: Реферат. ... секциях получаются следующие навыки: Умение заниматься исследовательской работой в команде. ...

Оценка программ, основанных на этом подходе, будет проводиться часто, чтобы обеспечить обратную связь как с учителем, так и с учеником. Неудача на любом этапе оценки означает, что необходимо предпринять корректирующие действия, прежде чем делать следующий шаг в обучении. Для подтверждения уровня знаний была разработана итоговая система оценок. Они будут связаны с критериями (оценивание по предварительно установленным критериям, а не по исполнению других).

Результаты могут быть отмечены как удовлетворительные/неудовлетворительные; или могут быть выставлены отметки за исполнение более высокого уровня.

Системный подход подходит для предоставления материала в различных образовательных средах и, следовательно, для дистанционного обучения. Проекты, предусматривающие широкомасштабное развитие интерактивных мультимедиа, других форм компьютерного обучения или обучающих видеороликов, по всей вероятности, должны привлекать разработчиков образовательных программ, обученных работе с этим подходом. Наряду с использованием таких средств как видео, программам, основанным на исполнении, для демонстрации многих аспектов исполнения, вероятно, понадобится доступ к разнообразному оборудованию, материалам и специализированным рабочим площадкам, таким как лаборатории или смоделированные профессиональные помещения, в которых студенты могут отрабатывать необходимые навыки [13].

Когнитивный подход

С когнитивной точки зрения, основные функции университета или колледжа заключаются в развитии умственных навыков, в помощи студентам в обучении тому, как учиться, и в предоставлении им возможности использовать и укреплять свои навыки.

С когнитивной точки зрения, знания складываются персонально. Но это не означает, что мнение одного человека такое же хорошее, как мнение другого. Некоторые объяснения лучше других, потому что они подкреплены более убедительными доказательствами и выдерживают более тщательную проверку. Также может быть непонимание и неправильные представления. Там, где материал для изучения сложен и противоречит здравому смыслу и предыдущему опыту, высока вероятность недопонимания. Концептуальные структуры экспертов гораздо ценнее и полезнее, чем начинающих; навыки тщательного размышления и анализа не являются врожденными, их необходимо взращивать и развивать.

Непрерывное совершенствование идей и интеллектуальных навыков, а также развитие хорошо структурированной базы знаний требует, чтобы учитель и ученики работали над относительно ограниченным объемом базового содержания на значительной глубине.

Классная работа может быть сосредоточена на реальных примерах и задачах, чтобы предоставить учащимся синтез новых знаний с предыдущим опытом. учитель несет ответственность за выявление областей, в которых вероятна неправильная интерпретация, помогает понять концепции, раскрывать неправильные представления учащихся и побуждать их к поиску более точной интерпретации фактов. Кажется необходимым работать в малых группах, чтобы все учащиеся критически исследовали свое понимание и убеждения. Этот тип критического исследования очень сложно проводить в одиночку, поэтому постоянное моделирование мыслительного процесса студентов является частью познавательной программы. Способность учителя задавать вопросы имеет особое значение, потому что любой вопрос, задаваемый учителем, подталкивает учеников к новым уровням анализа, которых они никогда бы не достигли самостоятельно.

11 стр., 5386 слов

Образец на предприятии – Пример готового отчет для студентов ...

... программой, руководитель может ставить перед студентами практические задания и по результатам их выполнения вносить оценки и свои комментарии в дневник. Дневник – это неотъемлемая часть отчета по практике. ... на третьем, четвертом курсе Студент бакалавриата должен стать помощником ведущего специалиста, например, помощником товароведа или менеджером по персоналу. Преддипломная перед защитой ...

Целью становится развитие процессов мышления. Задача состоит в том, чтобы думать о более высоком качестве, что выражается в более точном анализе и аргументации, лучшем выявлении и решении проблем. Мышление становится и целью, и содержанием учебной программы. Образовательные задачи можно описать выражениями «учащиеся научатся критически мыслить, станут учащимися всю жизнь и будут решать проблемы». Такие цели, естественно, что-то меняют в учениках, что не сразу очевидно. Когда приходит время оценки, это нужно будет перевести в исполнительские задачи, при помощи которых студенты могут продемонстрировать свои возросшие интеллектуальные способности.

В когнитивной учебной программе содержание выбирается не потому, что оно широко освещает область деятельности, а из-за предоставляемых им возможностей для усвоения важных понятий и тренировки основных, интеллектуальных способностей. По Резнику и Клопферу, когнитивная учебная программа устраняет соперничество между содержанием и навыками, так как «понятия находятся в постоянной работе в контексте умозаключений и решения проблем… Между содержанием и развитием навыков мышления не расставляются приоритеты. Глубина одного их них невозможна без другого» [13].

С учетом ограниченности времени, по многим программам глубина достигается не за счет широты: содержание учебного курса может быть урезано для того, чтобы сделать упор на когнитивном развитии.

Оценка в учебном курсе когнитивной направленности должна обеспечить демонстрацию студентами понимания сложного и возросшие интеллектуальные способности, которые они развили при прохождении курса. Задачи по оценке могут ставить довольно сложные проблемы, зачастую предлагая студентам в своих ответах принимать во внимание особенности конкретного содержания. Такие задачи по оценке не поддаются поверхностному оцениванию и требуют суждений высокого уровня со стороны оценивающего. В соответствии с поддерживаемыми в когнитивных программах принципами студенты могли бы справедливо ожидать, что оценивающие внятно выразят факты, на основании которых они выносят свои суждения, и смогут защитить свои решения. Поскольку образовательные цели когнитивных программ зачастую выносят на первый план не четко определенные способности, такие как критическое мышление или решение проблем, для студентов становится особенно важным, чтобы критерии оценки были ясно сформулированы с тем, чтобы они понимали, что значит быть критически настроенным мыслителем или эффективно решающим проблемы в данной конкретной области деятельности. Видимо, по причине нагрузки по проверке письменных работ, но также потому что развитию у студентов навыков оценивания придается особое значение, составители когнитивных программ, вероятнее всего, включат студентов в процесс оценки через самооценку и взаимооценку.

11 стр., 5427 слов

Организация управления производством ТО и ремонта автомобилей ...

... то управления и схему СТО можно представить как на рисунках 2.1 и 2.2 соответственно. Рисунок 2.1 – управления СТО: административное; оперативное Комплекс ТОД - выполняет техническое обслуживание, текущий ремонт, сопутствующие работы и диагностику автомобиля. ... выбор тем для обучения и т.д. В обязанности менеджера по обслуживанию входит организация эффективного использования рабочей силы, площади и ...

Основными образовательными требованиями когнитивных программ являются возможности для студентов участвовать в активной обработке и обсуждении идей, а также тренировке мыслительных навыков. Это требует высокого уровня работы интерактивными малочисленными группами, направляемой и подвергаемой сомнению ее руководителем-специалистом. Студенты вполне могли бы организоваться сами для осуществления многих учебных задач, но им трудно было бы оспаривать свои собственные суждения. Поэтому главные условия когнитивных программ состоят в оптимизации взаимодействия студент — преподаватель для работы маленькими группами, а также наличие соответствующего помещения в сочетании с подходящими библиотеками и иными средствами для проведения исследований, необходимость в которых зачастую возникает [13].

Эмпирический, или основанный на личной значимости подход

Убеждение в важности личной значимости и обучения на опыте требует от преподавателя разработки образовательных программ совместно со студентами для того, чтобы учесть индивидуальные потребности и интересы. При персональном, или эмпирическом подходе студенты называют, в пределах блока или курса, те навыки или знания, которые они хотели бы приобрести, и разновидности проблем, которые они хотели бы научиться решать. При этом подходе также придается огромное значение обучению на опыте — как на имеющемся жизненном опыте студента, так и на опыте, который можно запланировать и организовать как часть изучаемого предмета.

В данном подходе более всего ценятся те виды знаний, которые представляют личную значимость и полезность. Это не означает, что студенты должны ограничиваться лишь областями своих собственных интересов. Роль преподавателя частично состоит в том, чтобы заставить студентов осознать, какие знания и навыки от них потребуются в их профессии или дисциплине. Рекомендуется преподносить студентам в качестве одного из инструментов модель знаний в конкретной сфере, отражающих как индивидуальные, так и социальные или профессиональные потребности, с тем, чтобы студенты могли определить разрыв между своим настоящим уровнем способностей и тем уровнем, который, как указывает модель, им может понадобиться. Основное отличие этого подхода в том, что студентам предоставляется возможность определять свои собственные образовательные цели.

Пользователи данной модели делают значительный акцент на важности создания обстановки, ведущей к учению. Такая обстановка характеризуется взаимным уважением преподавателей и студентов по отношению друг к другу, поощрением сотрудничества и поддержки среди студентов, а также открытостью и доверием со стороны преподавателя. Возможно участие студентов в планировании блоков с тем, чтобы они отражали их образовательные потребности, и чтобы они чувствовали себя связанными обязательствами, вытекающими из их участия в принятии решений. Обычно студенты помогают составлять учебную программу, определяя методы и ресурсы информации (включая людей — преподавателей, профессионалов, представителей общественности, сверстников), которые они будут использовать для достижения своих образовательных целей.

11 стр., 5351 слов

Про устройство и эксплуатацию автомобиля

... рулевых направляющих в основном применяется на легковых автомобилях. Рулевое управление, являющееся частью рулевого управления автомобиля, не только обеспечивает возможность поворота рулевого ... работа рулевых механизмов, Рулевой механизм с передачей типа червяк - ролик Он широко распространен на легковых и грузовых автомобилях. Основными деталями рулевого механизма являются рулевое колесо 4, рулевой ...

В этом процессе преподавателю отводится роль помощника студентов в составлении и осуществлении их образовательных программ. Преподаватель может провести какие-то информационные циклы (лекции), способствовать групповой работе, организовать встречи с людьми, обладающими возможностями, и предложить индивидуальные консультации для поддержки и наставлений. Одним из допущений, поддерживающих данную модель, является то, что преподаватель или составитель учебной программы есть, прежде всего, «разработчик и управляющий процессами и процедурами, которые будут способствовать приобретению студентами содержания, и только во вторую очередь… является источником содержания» [10, с. 56].

При персональном, или эмпирическом подходе образовательные цели могут относиться ко всему спектру учения, но для своего формулирования требуют участия обучающихся. Подход предлагает образовательные цели облекать в форму «либо образовательной цели, которая описывает конечное поведение, которого необходимо достичь (что соответствует большинству программ обучения основным навыкам), либо (в форму) совершенствования способностей (что присуще более усложненным программам обучения)» [13].

Процесс планирования знаний и навыков, необходимых для достижения образовательных целей, а также виды средств и опыта, могущих обеспечить эффективное изучение, предполагают интенсивную совместную работу преподавателя и студентов. При планировании программ с участием студентов преподаватель должен обеспечить ориентацию и систематизацию изучаемого опыта, достаточную для эффективного обучения, но без излишней назидательности и принуждения. Итоги могут быть оформлены в детальном договоре обучения, устанавливающем, какая учебная работа будет проделана студентом, и как будут оцениваться результаты.

Важной задачей большинства персональных и эмпирических программ является развитие у студентов способности оценивать качество своего собственного учения. От обучающихся обычно ожидается, что они будут отбирать и представлять свои собственные факты достижений и оценивать собственную работу, часто совместно с преподавателями, студентами и руководителями работ или специалистами-предметниками. Оценка в эмпирических программах зачастую предусматривает оценивание больших и сложных проектов, предпринимаемых скорее ради образовательных возможностей, которые они представляют, чем из-за простоты оценки. Программы подобного типа, когда студенты работают над большими проектами, могут составлять проблему из-за того, что студенты получают недостаточное критериальное оценивание выполняемой работы.

Главным необходимым здесь средством, вероятно, является время преподавателя в сочетании с надлежащим доступом в библиотеки и возможностью устанавливать профессиональные связи. Время, потраченное преподавателями на индивидуальную работу со студентами для обсуждения договоров об обучении или с группами при планировании обучения с учетом опыта, может быть продолжительным, особенно в самом начале процесса. Программы этого типа часто пытаются включить опыты «реального окружения», и поэтому может понадобиться дополнительное время, чтобы помочь студентам организовать подбор материалов или обдумать исследовательские задания.

В персональном, или эмпирическом подходе превыше всего ценится свобода выбора индивидуума и становление его личности. Значительный упор делается на том, чтобы помочь индивидуумам принять на себя ответственность за свою учебу и развить свое собственное суждение. Это накладывает большую ответственность на преподавателя, который обязан знать каждого студента и установить с ним контакт. Вообще проще учить по обязательному учебному плану, и не все преподаватели обладают навыками межличностных отношений и гибкостью, необходимыми для эмпирического подхода в обучении [13].

Общественно важный подход

Общественно важный подход имеет целью развить у студентов критическое сознание с тем, чтобы они осознали существующие трудности нашего общества и захотели их смягчить. Общественно важный подход к учебным курсам заимствован у сторонников критической теории, которые считают, что общественные институты, включая образовательные учреждения, создаются и формируются социальной элитой. Как результат, роль этих учреждений сводится к сохранению и поддержанию существующего положения. С точки зрения сторонников критической теории, не случайно дети национальных меньшинств и находящиеся в невыгодном положении группы недостаточно представлены в высших учебных заведениях: эта система задумана и предназначена для тех, кто имеет социальное превосходство. Роль сторонников критической теории и общественно важного подхода к программам состоит в изучении общества, его институтов и культурных произведений, а также в обнаружении скрытых ценностей, регулирующих порядок, в соответствии с которым все это работает. Апологеты критической теории оказали особое влияние не только на гуманитарные и общественные науки теории, они стали также оказывать воздействие и на прикладные науки, где они подняли вопросы, касающиеся полезности и правомерности некоторых решений фундаментальных и социальных проблем, связанных с использованием современных технологий.

С позиции общественно важного подхода знание складывается внутри наших исторических и культурных рамок. Мы строим наше понимание через взаимодействие с другими людьми, которые стремятся к аналогичному образованию, культуре и социальному классу, как и мы сами. Например, на взгляды индивидуума о том, какой следует быть налоговой системе, должно, по-видимому, оказать большое влияние то обстоятельство, находятся ли его друзья и родственники в бизнесе, на государственной службе или являются безработными. Каждый из трех различных видов опыта занятости может породить различные точки зрения на налоговую систему, но люди, которые социально и экономически более устойчивы, способны учесть прежде всего свое мнение, когда формируется политика или разрабатывается учебная программа. Следовательно, знание, согласно сторонникам критической теории, зависит от исторических, социальных, экономических и политических условий.

Студенты и преподаватели вовлекаются в процесс понимания и критической оценки общественных институтов или работают над совместными проектами, имеющими определенную общественную значимость. Роль преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам понять, откуда исходят их собственные взгляды, оспаривать предвзятое мнение и поощрять их на рассмотрение иных возможностей. В пределах общественно важного учебного курса главным вопросом, который учат задавать студентов, является «Чьим интересам здесь служат?».

Что касается целей, то они частично перекликаются с эмпирическим подходом. Общей задачей является подготовка выпускника, способного к самореализации.

Различие же состоит в том, что реализация представляется скорее в социальном контексте, нежели как просто индивидуальное дело. Задачи отдельных блоков или предметов, по-видимому, должны быть изложены таким языком, как «понять», «оценить критически», «быть в состоянии раскрыть доводы и отстоять свою позицию».

Содержание для общественно важного учебного курса по искусству и общественным наукам черпают из значительных социальных проблем повседневной жизни. Общественно важные аспекты учебных курсов по предметам могли бы включать рассмотрение норм, по которым проводятся научные исследования; экологическое и социальное воздействие научно-технических решений; распределение медицинского обслуживания и пригодность западных медицинских моделей для коренного населения. Содержание обычно систематизируется вокруг научных исследований, тем и проектов.

Оценка, по всей вероятности, предполагает присутствие обязательного элемента обсуждения (с вовлечением студентов и преподавателей) степени усвоения знаний и критериев успешного исполнения. Вероятно, следует поощрять совместную работу и групповые проекты, а также самооценку и взаимооценку студентов. План оценок должен поддерживать задачи общественно важных учебных курсов — студенты развивают навыки серьезных исследований, независимых суждений и способности эффективно работать с другими.

Наиболее дорогостоящим аспектом общественно важного учебного курса является требование высокого уровня интерактивной работы маленькими группами. Проекты и исследования, составляющие этот учебный курс, вероятно, должны опираться на общество. В некотором смысле системный подход к учебному курсу и общественно важный подход представляют собой разноименные полюсы, но все же у них есть нечто общее. Оба подхода при фиксации образовательных целей смотрят дальше структуры дисциплины или интересов индивидуума в обществе. В то время как системный подход обращается к обществу для установления того какие навыки считаются важными и ценятся, общественно важный подход задается вопросом (помимо всего прочего), существуют ли иные виды знаний и навыков, которые могли бы в равной степени представлять ценность для общества. Как у системного, так и у общественно важного подхода в большом почете знания, обращенные в действие: у системного подхода — это умелое исполнение, у общественно важного подхода — это социальное действие [13].

1.2 Специфика учебного курса дисциплины

«Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля»

Дисциплина «Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля» входит в профессиональный цикл основной образовательной программы по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Рассмотрим более подробно эту профессию и конкретно дисциплину «Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля».

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомобильного транспорта: сборкой/разборкой узлов и агрегатов автомобиля, шиномонтажом, проведением планового техосмотра автомобиля, косметическим ремонтом кузова. И на дисциплине профессионального модуля 1 «Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля» студенты всему этому под руководством преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения учатся.

Область профессиональной деятельности:

Объекты профессиональной деятельности:

  • автотранспортные средства;

  • технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

  • оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;

  • техническая и отчетная документация.

Основные виды работ:

  • Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

  • Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

  • Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Средства труда:мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей использует в своей работе специальное оборудование, специальный инструмент, приборы, оборудование.

Знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности, компетенции/профиль компетенций:

Знать:

  • основные методы обработки автомобильных деталей;

  • устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

  • назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;

  • технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов.

Уметь:

  • выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;

  • снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

  • определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

  • определять способы и средства ремонта;

  • применять диагностические приборы и оборудование;

  • использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;

  • выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

  • заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

  • устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов.

Иметь практические навыки:

  • выполнения ремонта деталей автомобиля;

  • снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;

  • использования диагностических приборов и технического оборудования;

  • выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.

Для выполнения работ по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» работник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (именно в рамках ПМ 01 Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля ):

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПК 1.5.

Для освоения данного курса дисциплины «Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля» не обязательно обладать обширными знаниями в области машиностроения или автомобильного производства. Достаточно иметь средний уровень знаний и средний балл по текущим специальным предметам. Обучающиеся по профессии мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей с легкостью осваивают этот курс и получают зачет (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в следующей главе).

2 Разработка учебного курса по дисциплине Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля

2.1 Общая характеристика основной образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Обучение по данной программе проводится по Федеральному государственному образовательный стандарту среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1581) [16].

Профессия относится к числу массовых. Соответствующие вакансии имеются в многочисленных автомастерских и сервис-центрах, на автопредприятиях, а также в гаражах различных организаций, имеющих собственный транспортный парк.

Первые самобеглые коляски появились в XVIII веке в разных странах мира. В течение длительного времени они видоизменялись и совершенствовались. Но, как всякий механизм, они требовали ухода и ремонта в случае поломки.

Этим могли заниматься только люди, хорошо разбирающиеся во внутреннем устройстве автомобиля. Так появилась новая профессия — автомеханик или автослесарь.

Эта профессия позволяет увеличивать сроки эксплуатации автомобиля, осуществлять своевременную профилактику его функционального состояния, что обеспечивает безопасность дорожного движения.

Освоение основной образовательной программы предусматривает проведение занятий как на учебно-материальной базе колледжа, так и на производственной базе организаций технического сервиса автомобильного транспорта.

Отличительной особенностью настоящей основной образовательной программы является её соответствие положениям теории структуры профессионального образования, обеспечивающей системное формирование профессиональных качеств выпускника, деятельностному подходу к формированию общих и профессиональных компетенций, профессиональных действий, умений и знаний.

Задачи основной образовательной программы: создание учебных условий для эффективного, современного, отвечающего мировым трендам развития профессионального образования и потребностям производства, учебно-воспитательного процесса, отвечающего запросам в профессиональном и личном развитии личности учащегося.

Профессиональная деятельность выпускника по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей включает в себя диагностирование, обслуживание и ремонт современных автомобилей в соответствии с регламентами и технологической документацией. Область профессиональной деятельности выпускников — техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются автотранспортные средства, технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, техническая и отчетная документация по диагностике, ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта. Выпускник подготовлен к работе в системе технического сервиса автомобильного транспорта и ориентирован на работу на станциях технического обслуживания, в дилерских технических центрах, в автосервисах и авторемонтных предприятиях в качестве слесаря по ремонту автомобилей различной специализации. При разработке рабочей программы учтены потребности регионального рынка труда и содержание ориентировано на подготовку выпускников к запросу работодателей.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

Личностные качества: эмоциональная стабильность и надежность, терпеливость, ответственность за выполняемую работу, тщательность, аккуратность, систематичность в работе, сознательность и самоконтроль, дисциплинированность, упорство, настойчивость.

На освоение всей основной образовательной программы отводится 4248 часов.

Дисциплина Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля — это профессиональный модуль, который состоит из МДК 01.01 Устройство автомобилей, МДК 01.02 Техническая диагностика автомобилей, ПП 01 Производственная практика, УП 01 Учебная практика. Общую картину нахождения ПМ 01 Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля в основной общеобразовательной программе по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей можно увидеть в Приложении 1 (учебный план )

2.2 Обзор учебного курса дисциплины Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля

Программа профессионального модуля является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Как изложено выше, дисциплина Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля — это профессиональный модуль, который состоит из двух междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики.

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности: определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля и соответствующие ему профессиональные компетенции:

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПК 1.5.

Перечень общих компетенций:

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 09.

ОК 10.

ОК 11.

Специфика профессиональных компетенций в рамках каждого раздела модуля представлена в Приложении 3 (вд и компетенции).

Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля — 288, и

Тематическое планирование учебной дисциплины профессионального модуля

По каждому разделу указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками).

Тематика самостоятельной работы может приводиться по выбору разработчиков по разделу или по каждой теме. Подробно перечисляются виды работ учебной и (или) производственной практики. Если по профессиональному модулю предусмотрены курсовые проекты (работы), приводятся их темы, указывается содержание обязательных учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов.

Устройство автомобилей:

рабочее место преподавателя;

рабочие места обучающихся.

Макеты: двигатель автомобиля в разрезе, сцепление, механическая коробка передач, автоматическая коробка передач, редуктор моста, подвески автомобиля, АКБ, генератор, стартер.

Плакаты: комплект плакатов по устройству легковых автомобилей;

комплект плакатов по устройству грузовых автомобилей.

Альбомы: Устройство грузовых автомобилей, устройство легковых автомобилей.

Комплект деталей механизмов и систем двигателей, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, узлов и элементов электрооборудования автомобиля.

Интерактивная доска, электронные ресурсы по устройству автомобилей.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

— диагностический;

  • подъемник;

  • диагностическое оборудование: (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр);

  • инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки).

Оборудование

Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля:

рабочее место преподавателя;

рабочие места обучающихся;

комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации;

приборы, инструменты и приспособления;

демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»;

плакаты по темам лабораторно-практических занятий

Стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»

Стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,

Осциллограф,

Мультиметр,

Комплект расходных материалов

Освоению программы дисциплины

Реализация образовательной программы должна быть обеспечена руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности «40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности», не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.

Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей по профессии: 23.01.03 «Автомеханик»; по специальности 23.02. 03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Заключение

Каждый из этих пяти рассмотренных подходов предлагает разные возможности для осуществления целей среднего профессионального образования.

При разработке учебного курса

Имея ограниченное время для занятий, я как мастер производственного обучения направляю все внимание на объяснение содержания, которое считаю важным, или выделяю время на те виды работ, которые способствуют развитию более высокого уровня профессиональных качеств — это один из положительных факторов традиционного подхода.

Не всегда возможно достижение такого верха совершенства, и студенты проявляют достаточную гибкость. По моему опыту, они адаптируются легче, если понимают, что их просят сделать и почему.

Различия в убеждениях относительно целей образования и последующей разработки учебных курсов могут быть неразрешимыми. Тем не менее, открытые обсуждения в процессе разработки учебного курса или его пересмотр могут помочь преподавателям определить, что является для них важным, и прояснить то, во что они верят. Если эта ясность затем поможет преподавателям общаться со студентами, есть надежда, что и студенты, и преподаватель будут, по крайней мере, объединены одним стремлением.

Считаю, что цели моей работы достигнуты: сделан подробный современных подходов к разработке учебных курсов, удалось подробно рассмотреть специфику дисциплины Техническое состояние систем, агрегатов, деятелей и механизмов автомобиля, профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, основную образовательную программу по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/attestatsionnaya/vyipusknayaprofessionalnaya-perepodgotovka-obrazets/

  1. Андреева Н.С. Современные педагогические технологии, реализующие ФГОС нового поколения : учебное пособие / Н. С. Андреева, С. Л. Бакланова, Е. В. Грушникова. – Бийск : АГАО, 2015. – 112 с.

  2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. — 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.

  3. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Рыкова Е.А., Факторович А.А. Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО (методические рекомендации) ? М.: ФИРО, 2014. с. 68

  4. Большакова, 3. М. Педагогические технологии : учеб. пособие / 3. М. Большакова, Г. Я. Гревцева, Н. Н. Тулькибаева. – Челябинск : ЧГПУ, 2014. – 282 с.

  5. Бутко Е.Я. «Начальное профессиональное образование: новый этап развития» Профессиональное образование №10 2003

  6. Коротаева Е.В. Дидактика активного развития: учебный диалог со студентами: Профессия – педагог//Довузовское воспитание, 2011 — №1, 102-107 с.

  7. Кравченко, Альберт Иванович. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / А. И. Кравченко .- М. : ИНФРА-М, 2008 .- 398 Режим доступа:

  8. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов — М.: Изд. центр «Академия», 2005 — 288 с.

  9. Лихачёв Б. Т. Педагогика: курс лекций // М.: — Книга по требованию, 2010 г.

  10. Новиков А.М. О законах педагогики//Педагогика, 2011 — №3, 3-8 с.

  11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. М.,- Российское педагогическое агентство, 1996

  12. Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учеб. пособие для системы доп. образования-повышения квалификации преподавателей вузов / С. Д. Резник, О. А. Вдовина ; под общ. ред. С. Д. Резника. — Москва : ИНФРА-М, 2009. – 388 с.

  13. Реферат статьи: Тухи С. «Убеждения, ценности и идеологии при разработке учебных курсов» (Toohey, Susan. Beliefs, Values and Ideologies in Course Design. In: S. Toohey, Designing Courses for Higher Education (pp. 44-69), Buckingham: SRHE & Open University, 1999. Режим доступа:

  14. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 368с.

  15. Технологии обучения в условиях реализации ФГОС общего образования : [учебно-методическое пособие] / М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; сост. И. Ю. Ильина, М. Ю. Тумайкина. – Новосибирск : НГГГУ, 2014. – 146 с.

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образовании по профессии 21.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей