Диплом «Развитие творческих способностей младших школьников через внеурочную деятельность»

Дипломная работа

Стандарт второго поколения определяет довольно высокий новый статус внеклассной деятельности.

Внеучебная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса и одной из форм организации свободного времени студентов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня от выпускника начальной и средней общеобразовательной школы требуется творческий, мыслящий, способный стать субъектом деятельности, способный решать учебные задачи, приближенные к жизни. В этом отношении внеклассные занятия должны сыграть значительную роль.

Под внеклассными занятиями сегодня понимаются прежде всего мероприятия, организуемые во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеучебные занятия являются равным компонентом школьной программы.

Стандарт определяет не только суть внеклассной деятельности, но и ее цель — создание условий для развития личности.

Содержательным

Целью внеклассных занятий является создание образовательной среды, обеспечивающей развитие здоровой и творчески растущей личности.

Внеучебные мероприятия, например, занятия студентов в рамках уроков, направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь это достижение личных и метасубъективных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Методология ЕФПОО — это системный подход к деятельности, поэтому она также применима к внеклассной деятельности. Такой подход предполагает, что формирование личности ученика и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в полной форме, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие новых знаний».

Технология метода деятельности предполагает умение извлекать знания через выполнение особых условий, в которых учащиеся на основе полученных знаний самостоятельно открывают и понимают образовательную проблему.

Внеучебные занятия должны быть направлены на каждого учащегося, чтобы он чувствовал их уникальность и актуальность.

8 стр., 3961 слов

Организация внеурочной деятельности современных школьников по ...

... при организации внеклассных занятий. Общественно полезная деятельность может быть определена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Внеклассная деятельность осуществляется путем выполнения рабочих программ внеучебной деятельности. Программа работы внеучебной деятельности является ...

Проблема развития творческих способностей была предметом исследования Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский считал, что желание воплощения воображения является самой основой и движущим принципом творчества.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей рассматривали в своих трудах Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин.

Тема развития творческих способностей изучена достаточно подробно, но мы поставили перед собой цель выявить возможности внеучебной деятельности для решения этой проблемы. Более того, нас интересует этот вопрос в свете требований стандарта второго поколения.

Проблема исследования заключается в выявлении условий развития творческих способностей посредством внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей.

Гипотеза строится на предположении о том, что внеурочная деятельность способствует развитию творческих способностей младших школьников при соблюдении ряда необходимых условий:

— внеурочная деятельность, направленная на формирование творческих способностей, должна носить системный характер;

— на каждом занятии детского объединения должна быть организована работа по формированию всех компонентов творческих способностей младших школьников:

  • творческого мышления;

  • творческого воображения;

  • применения методов организации творческой деятельности.

— при формировании детского объединения должны учитываться интересы, задатки, возможности детей.

Цель : выявить комплекс педагогических условий, способствующих процессу формирования творческих способностей; апробировать эти условия опытно-педагогическим путем.

Задачи

Выявить:

  1. сущность психолого-педагогической категории «творческие способности»;

  2. требования Стандарта к организации внеурочной деятельности младших школьников;

  3. эффективные формы внеурочной деятельности, способствующие развитию творческих способностей младших школьников;

    6 стр., 2759 слов

    Развитие физических способностей школьников

    ... педагогических воздействий необходимо изучать возрастные модели развития физических способностей. Развитие силовых качеств школьников Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно ... снижение. Развитие выносливости у школьников В теории и методологии выносливость в общем смысле - это способность противостоять утомлению в любой деятельности, а ...

  4. разработать систему занятий кружка и апробировать ее на формирующем этапе опытно-педагогической работы.

При написании работы использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация теоретических положений по заявленной теме, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

Практический смысл работы заключается в возможности использования ее содержания в работе учителя начальных классов, при организации практики студентов педагогических учебных заведений, психологами.

1 Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей младших школьников посредством внеурочной деятельности

1.1 Сущностная характеристика психолого-педагогической категории «творческие способности»

На данный момент творческие, активные и инициативные люди востребованы во всех сферах общественной жизни. Согласно последним исследованиям в области социальной психологии, творчество — необходимое условие успешной социализации современного человека.

Существенных положительных результатов в развитии творческого потенциала личности можно достичь на начальном этапе обучения, т. к., во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью, во-вторых, в младшем школьном возрасте совершенствуются воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества [9, с. 110].

Творческие способности — это способности к созданию нового. Выявление личностных особенностей, актуализируемых на разных этапах творчества (возникновение творческой ситуации; генерирование идеи; проверка и воплощение нового), позволяет определить структуру творческих способностей и уточнить сущность данного явления. Творческие способности детей — это интегративное личностное образование, которое проявляется в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области [26, с. 145].

Таким образом, творчество сочетает в себе мотивацию к творчеству, качественные знания и способы создания чего-то нового.

Под творческими способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов» [29, с.305].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

3 стр., 1393 слов

Русский язык в профессиональной деятельности

... эссе), «Диалог культур» (полиязычное воспитание). Уроки построены таким образом, чтобы создать благоприятные условия для развития творческой фантазии учащихся, способности мыслить свободно и нестандартно. Обучая детей русскому языку ... частью профессиональной деятельности любого современного учителя-словесника. Из массовых мероприятий вспомним праздничный концерт, посвященный Дню языков, ежегодные ...

-творческое мышление;

-творческое воображение;

-применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

-рассматривать систему в развитии;

-делать предположения прогнозного характера;

-выделять противоположные признаки объекта;

-выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

-представлять пространственные объекты;

-использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

-преодоление психологической инерции мышления;

-оценивание оригинальности решения;

-сужение поля поиска решения;

-фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

-мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой. [16, с. 72]

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся [5, с.305].

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконин — самостоятельный структурный элемент содержания образования. Он предполагает:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые способы и др. [25, с. 45]

При всем разнообразии определений творчества (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что творчество — это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу творчества изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс[30, с. 69].

8 стр., 3756 слов

Мышление и учебная деятельность

... знание психологических закономерностей мышления. Противоречивость обучения и профессиональной деятельности проявляется между: абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальным предметом будущей профессиональной деятельности; системным использованием знаний ... определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу; продуктивное, творческое, в ходе которого ставятся ...

В работе В.С. Юркевича «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» [30, с. 73] отмечено, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творческих способностей довольно массовы, и большинство специалистов приписывают им познавательные качества, такие как фантазия и творческое воображение.

Развитие творчества происходит в творческой деятельности.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределен тем содержанием, которое мы вкладываем в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле.

очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [10, с. 62].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой сфере, можно выделить два основных типа действий. Некоторые действия человека можно назвать репродуктивными или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия [5, с. 56].

Помимо репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая активность, результатом которой является не воспроизведение впечатлений или действий, которые были в его опыте, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде творчество определяется следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные характеристики качества человека, которые определяют успешность выполнения им разного рода творческой деятельности.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [13, с.12].

В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.

1.2 Компоненты творческих способностей. Уровни развития творческих способностей

Рассмотрим компоненты творческих способностей. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о составляющих творчества человека до сих пор остается открытым, хотя на данный момент существует несколько гипотез по этой проблеме. Многие психологи связывают способность к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что так называемое дивергентное мышление характерно для творческих личностей.

4 стр., 1917 слов

Может представлять собой профессиональный интерес для преподавателей творческих

... результата работы (теоретически и практически). В списке литературы указываются те источники, ссылки на которые есть в тексте аннотации. В списке источников указываются сведения об источнике: ФИО ... оформление может быть оформлено как отдельное приложение. IV. Этапы работы над рефератом 1. Выбор/согласование темы реферата с творческим руководителем Рекомендуется выбрать тему, в которой ассистент - ...

Дивергентное мышление — широко используемый метод творческого мышления для решения проблем и проблем. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. [7, 113 с.]

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственного правильного решения, а начинают искать решение по всем возможным направлением с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Эти люди склонны формировать новые комбинации элементов, которые большинству людей известны и которые используются только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Там же. – с.120

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими особенностями:

Быстрота-способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость — высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [11, с.124].

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все, более емкие в информационном отношение, символы.

способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

  • способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части;

  • способность легко ассоциировать отдаленные понятия;

  • способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

  • гибкость мышления;

  • способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

  • способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

    3 стр., 1421 слов

    Мое профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Пластилинография. ...

    ... развитию творческих способностей. В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие ... мир требует от учителей очень многого, причем не только в плане профессиональной компетентности, но и личного характера. современному учителю по-прежнему важно ...

  • способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что присвоится интерпретацией;

  • легкость генерирования идей;

  • творческое воображение;

  • способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [17, с.85]

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

  • реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать ее в систему строгих логических категорий;

  • умение видеть целое раньше частей;

  • надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;

  • экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [15].

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательных задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

  • способность рисковать;

  • дивергентное мышление;

  • гибкость в мышление и действиях;

  • скорость мышления;

  • способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

  • богатство воображения;

  • восприятие неоднозначности вещей и явлений;

  • высокие эстетические ценности;

  • развитая интуиция [6, с. 45].

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

5 стр., 2051 слов

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке

... методах улучшения познавательной активности младших школьников. Цель: изучить основные пути и средства повышения познавательной активности младших школьников на уроках. Задачи: определить сущность понятия «активизация познавательной деятельности» в психолого-педагогической литературе; представить особенности активизации познавательной деятельности младших школьников за свет ...

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитие творческих способностей детей:

  • развитие воображения;

  • развитие качеств мышления, которые формируют творчество.

Соотношение возрастных характеристик младших школьников с требованиями к творческой деятельности позволяет определить особенности творческих способностей учащихся определенного возраста. Повышению эффективности творческой деятельности способствуют присущие младшим школьникам открытость для всего нового, любознательность, эмоциональность, цельность восприятия, яркость воображения, рост самостоятельности и критичности мышления, высокая самооценка [5, с. 94].

Ограничивают эту эффективность такие характеристики творческих способностей младших школьников, как доминирование мотивации подражания и недостаточная действенность интереса к творческой деятельности, ограниченный опыт и склонность к сохранению учебного материала в первоначально воспринятом виде, недостаточная развитость настойчивости, логического и творческого мышления. Там же. — с.98.

Наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников создает учебная деятельность — основной вид деятельности детей этого возраста. Выбор содержания, методов, форм организации творческой деятельности младших школьников осуществляется на основе определенных принципов.

Принцип развивающего дискомфорта, или принцип преодолимых препятствий, определяет целесообразность знакомства учащихся с результатами творчества ученых, писателей и др. после собственной творческой деятельности, организованной в зоне их ближайшего развития [12, с.307].

это сложные, но выполнимые для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие навыки. Л. С. Выготский отмечал: “Если хотите что-либо прочно воспитать в ребенке, позаботьтесь о препятствиях” [4, с.15]. Этот принцип реализуется через дифференцированный подход к студентам с разным уровнем развития навыков.

Обучение младших школьников должно строиться с учетом четырех уровней развития творческих способностей: высокого, среднего-высокого, средне-низкого и низкого.

Высокий уровень определяется развитыми мотивами творчества, обучающими способностями, логическим и творческим мышлением, качественным знанием предмета, настойчивостью и самостоятельностью в решении творческих задач, положительным эмоциональным фоном творческой деятельности.

Для творческих способностей средне — высокого уровня характерно сочетание высокого уровня развития мотивационного компонента и высокого или среднего уровня развития остальных составляющих творческих способностей

4 стр., 1910 слов

Реферат внеурочная деятельность школьников

... развития личности. Направления внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное. Спортивно-оздоровительное. Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная Познавательная деятельность Досугово-развлекательная деятельность ... на творческой деятельности. Класс. Деятельность. Личностные. ... и понимать речь других. Участвовать ...

Средне — низкому уровню свойственны ситуативное проявление интереса к творчеству, недостаточная развитость творческого мышления, воображения, навыков самоорганизации в творческой деятельности

Низкий уровень развития творческих способностей характеризуется слабым проявлением большинства предпосылок к творчеству, неподготовленностью к самостоятельному осуществлению творческой деятельности. Там же- с.178.

Таким образом, с учетом описанных особенностей учащихся определяется содержание их творческой деятельности (тип творческого задания), методы и формы ее организации.

1.3 Организация внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с требованиями нового стандарта как одно из условий развития творческих способностей

Несмотря на то, что образовательная деятельность создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников, нельзя недооценивать роль внеклассных занятий. Переход школы на работу по новому стандарту только увеличивает значимость внеклассных занятий в развитии творческих способностей. Внеклассная деятельность — одно из направлений деятельности школьников, направленное на социализацию школьников, развитие творческих способностей школьников во внеурочное время. Это определяет роль внеклассных занятий в стандарте второго поколения. Стандарт определяет и цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие здоровой, творчески растущей личности [8, с. 56].

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

-игровую деятельность;

-познавательную деятельность;

-проблемно-ценностное общение;

-досугово — развлекательную деятельность (досуговое общение);

-художественное творчество;

-социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

-трудовую (производственную) деятельность;

-спортивно-оздоровительную деятельность;

-туристско-краеведческую деятельность Там же — с. 108.

Среди заявленных видов деятельности, два имеют отношение к творчеству: художественное творчество и социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

Стандарт формулирует результаты обучения и определяет «портрет» выпускника начальной школы. важно отметить, что в этих структурных компонентах стандарта упор делается на развитие творческой личности.

Обобщая новое знание о внеурочной деятельности на основе Стандарта, можно сделать следующие выводы (резюме):

  • внеурочная деятельность младших школьников — это одно из условий развития личности и составляющая основной образовательной программы (учебного плана);

  • во внеурочной деятельности родители и дети получают возможность реализовать свой индивидуальный запрос: заниматься спортом, музыкой, искусством, изучать второй иностранный язык и так далее;

  • единство урочной и внеурочной деятельности школьников;

  • в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России;

  • в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития;

  • методологией ФГОС является системно — деятельностный подход, следовательно, он распространяется и на внеурочную деятельность;

  • часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;

  • на внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю;

  • внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность;

  • все кружки имеют коррекционную составляющую, так как создают условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств;

  • школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих способностей.

Таким образом, дополнительное (внеурочное) образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию жизни школы:

— выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

— способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

— обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”.

Сегодня совершенно очевидно, что настало время, когда нельзя полагаться только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках школьной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного (внеурочного) образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание, развитие. Там же — с. 13.

1.4 Кружок как активная форма развития творческих способностей младшего школьника

Кружок — основной и наиболее распространенный вид внеучебной групповой работы. Его можно рассматривать как своеобразную лабораторию, в которой формируются определенные качества развития школьников, перенимаются необходимые навыки и умения для успешного участия в творческой деятельности в условиях современного производства.

Школьные клубы являются неотъемлемой частью системы образования и воспитания детей, поскольку они успешно сочетают в себе триединую функцию образования, воспитания и личностного развития, основанную на свободном выборе. Активная работа любого кружка способствует воспитанию у студентов трудолюбия, помогает расширить их кругозор, развивает способность воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружках, учащиеся смогут углубить свои знания, умения по интересующему их делу и применить их в жизни [18, с.29].

Такие детские занятия позволяют раскрыть скрытый потенциал ребенка и организовать его свободное время. Кроме того, детские кружки дисциплинируют ребенка, учат его процессу самоорганизации. Если ребенок ходит в клуб, вид деятельности, среда, круг общения меняются. Подобный навык, когда ребенок вырастет, окажет ему бесценную услугу. Чтобы выбрать подходящий кружок для своего ребенка, родителям нужно начать с анализа того, что именно интересует их ребенка, есть ли у него такие способности, есть ли у него желание это делать. Важно при выборе учесть желание ребенка, спросить его мнение [2, с.36].

Кружки декоративно-прикладного искусства — важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Они готовят детей к бытовой жизни. Здесь учат школьников шить, вязать, рисовать, лепить и многому другому. Ручная работа передает душевное состояние, настроение. Дети становятся внимательными к деталям и более аккуратными. Занятие ими развивают мелкую моторику пальцев рук, мозговую деятельность, а также формируют чувства вкуса, стремление к прекрасному и настрой на совершенствование [14, с. 59].

Главный герой круговой работы — ребенок как личность, как потенциальный творец своих ценностей.

Кружок в начальных классах связан в основном с учебно-воспитательным процессом, который осуществляется на уроках и основывается на знаниях и навыках, приобретенных во время учебных занятий, а если кружковая работа не ограничивается требованиями программы, не конкретизирована в смысле, то это способствует разнообразию видов деятельности во время работы кружка, углубляет в различные виды искусства, сочетание различных техник исполнения того или иного вида работы.

Творческая активность школьников в работе в кружке способствует формированию у них определенного отношения к окружающей действительности. Эффективность обучения и развития творческих навыков работы в кружке зависит, прежде всего, от умения руководителя организовать творческую деятельность школьников, если у детей есть домашнее задание, им будет легко и интересно работать. Сложность их должна быть согласована с каждым «шагом» творческого развития школьника [21, с.34].

Особое значение для развития творческих способностей детей имеет посещение художественных музеев, мастерских художников, выставок детского творчества, просмотр фильмов о выдающихся мастерах.

Таким образом, в воспитании чувств и творческом развитии личности кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то мере приобщить его к сокровищам художественной культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества — одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств [24, с.45].

Хорошо организованная и систематически проводимая внеклассная работа также позволяет в непринужденной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках.

Существуют следующие виды кружков:

  1. Предметно-технические кружки. Цель – расширение и углубление знаний и умений учащихся по технологии, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и мастерских и развития на этой основе технических способностей учащихся.

  2. Творческие конструкторские кружки. Цель – совершенствование и углубление научно- технических знаний и технологических умений, развитие технического мышления и творческих конструкторских способностей учащихся.

  3. Учебно-технологические кружки, или кружки-курсы. Цель – овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная профессиональная подготовка в определенной области трудовой деятельности.

  4. Кружки декоративно-прикладного творчества и народных ремесел. Цель – наряду с углублением и расширением технологических знаний и умений учащиеся удовлетворяют эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности детей [8, с. 25] .

Кружок декоративно – прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Кружок декоративно-прикладного творчества – наиболее распространенный вид внеклассной работы, хотя и имеет свои особенности.

Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется декоративно прикладным искусством и испытывает в них эстетическую потребность .

Во-вторых. По своей структуре и содержанию деятельности они отличаются от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой.

Организация же работы кружка предполагает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста.

Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить.

Здесь принимаются во внимание подготовленность каждого учащегося, возможности кружка, обеспеченность материалами, инструментами, наглядными пособиями. Вызывая интерес учащихся к декоративно-прикладному творчеству, исследовательской деятельности, речевому творчеству, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. [3, с. 32]

Таким образом, кружковые занятия имеют большие возможности для развития творческих учащихся. Предметом нашего изучения стала актуальная для современной школы проблема развития речевого творчества младших школьников через такую форму как кружок.

1.5 Кружок как активная форма развития речевого творчества младших школьников

Одним из необходимых условий формирования социально активной личности является овладение языком, речью. Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.

Развитие творческого рассказывания одна из задач развития ребенка. К младшему школьному возрасту ребенок умеет беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речевой запас ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Такие дети открыты для всего нового, они более позитивны, более успешны в обучении в школе.

Умение творчески мыслить можно сформировать у детей в процессе специально организованных занятий, используя различные источники влияния на эмоционально-речевую сферу детей. Умение рассказывать, придумывать, сочинять заинтересовывать собеседника своими высказываниями, рассказами, историями помогает младшим школьникам при обучении в школе [23, с.112].

Речевая творческая деятельность – самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, используя разнообразные выразительные языковые средства, которые передают впечатления ребёнка.

Ценным результатом в процессе формирования речевой творческой деятельности младших школьников является проявление себя как индивидуальной, неповторимой личности, реализующей свои творческие возможности в деятельности – речи.

Задача кружковой работы, целью которой является развитие речевого творчества – это не только обогащение словаря учащихся, но и стремление реализовать коммуникативный подход, связать воедино грамматический и речевой аспекты обучения. Надо помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество, побудить к созданию поначалу, может быть, незатейливых, но искренних рассказов, стихов, сказок, побудить к творческому вдохновению [27, с.23].

Огромная роль в развитии речевого творчества младшего школьника принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Большое значение имеют игры, направленные на развитие речи, которые позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими [28, с.56].

Известно, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

Такую связь психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи, лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Осознание этих связей позволило выделить основные положения, которые, начиная с К.Д. Ушинского, постоянно развивались в методике, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе.

А именно:

  • связь работы по устной и письменной речи с развитием мышления;

  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении [27, с.24].

Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризуют всю умственную деятельность ребёнка.

Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними.[16, с. 78]

Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог:

Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная”.

В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. Там же — c . 45.

Учителю при работе по формированию связной речи следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои чувства и мысли” [4, с.90].

Мотив речи – ради чего я говорю” — Л.С. Выготский, возникает у детей при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает учитель.

В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях о виденном и пережитом.

Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.

Занятия речевого творчества — это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи — главная задача уроков речевого творчества.

Занятия по речевому творчеству учат умелому, эффективному общению. Кружки, направленные на развитие речевого творчества дают представление о том, как люди общаются, какие виды общения существуют, что такое речевая ситуация, речевое творчество.

Таким образом, у учащихся формируются важнейшие умение — ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение: «для чего нужна речь», «виды общения», «речевые ситуации», «речевой этикет». Занятия дают представление о речевых жанрах, таких, как личное письмо, поздравление, объявление, сочинение. Линия речевого этикета включает этикетные диалоги: утешение, вежливая оценка, запрет и улыбка.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением и вниманием слушатели[22, с.110].

Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет[27, c .31].

Внеурочная деятельность, направленная на развитие речевого творчества младших школьников, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их. Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу. Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для своего развития. К тому же дети в этом возрасте все воспринимают и усваивают, поэтому нужно, как можно большему научиться, пока есть свободное время. Стоит помнить, что увлечение детства может превратиться в будущую профессию.

2 Результаты опытно-педагогической работы по формированию творческих способностей посредством внеурочной деятельности

2.1 Организация и методы исследования

Для доказательства гипотезы на практическом уровне нами была проведена опытно-педагогическая работа на базе МКОУ «Зеленорощинская СОШ» в 4 классе, занимающемся по системе «Гармония». Работа проводилась в период с 13 января по 15 февраля.

Цель опытно-педагогической работы заключалась в проверке состоятельности гипотезы: внеурочная деятельность способствует развитию творческих способностей младших школьников при соблюдении ряда необходимых условий:

— внеурочная деятельность, направленная на формирование творческих способностей, должна носить системный характер;

— на каждом занятии детского объединения должна быть организована работа по формированию всех компонентов творческих способностей младших школьников:

творческого мышления;

творческого воображения;

применения методов организации творческой деятельности.

— при формировании детского объединения должны учитываться интересы, задатки, возможности детей.

Опытно-педагогическая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Цель констатирующего этапа – изучить творческие способности младших школьников. С этой целью были применены следующие диагностические методики:

-методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова. Цель — изучить творческое воображение;

-методика «Фигуры из скрепок» О.И. Моткова. Цель – определить уровень продуктивности, гибкости и оригинальности мышления;

-методика «Незавершенные фигуры» О.И. Моткова. Цель – изучить творческое мышление младших школьников.

Обратимся к содержанию диагностических методик.

Методика «Вербальная фантазия».

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребёнку в связи с этим предлагается выполнить задание:

Придумать оригинальную задачу со сказочными героями (рассказ, историю, сказку) и изложить её устно в течение 5 минут. На придумывание отводится до одной минуты, и после этого ребёнок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребёнка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения;

2. Необычность, оригинальность образов;

3. Богатство фантазии;

4. Глубина и проработанность образов;

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

По ходу рассказа ребёнка отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития:

8 – 10 баллов – высокий.

4 – 7 баллов – средний.

0 – 3 балла – низкий. [20, с. 334]

Методика «Фигуры из скрепок».

Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составьте из них различные фигуры, картинки. Зарисуйте условно длинными, «огуречными» овалами каждую картинку и подпишите её придуманным Вами названием.

Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздаёт их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки — не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

Примерные уровни выполнения задания:

Высокий – более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них – оригинальных.

Средний – более 10 сюжетов, более 7 – разных категорий, более 4 оригинальных.

Низкий – менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных [19].

Методика «Незавершенные фигуры».

Методика для детей, с помощью которой исследуют творческое мышление.

Стимульный материал. 10 кружков, нанесенных рядами, по 5 в каждом на листе белой бумаги.

Инструкция. Дорисуй предложенные фигуры до целой картинки и придумай и напиши к ним названия. Если хочешь, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картинку, включающую в качестве отдельных её частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то ещё.

Проведение методики. После инструкции детям дают лист бумаги с написанными на нем фигурами и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15 минут. После окончания работы детей просят передать его содержание. Рассказывая, дети должны пользоваться сделанными рисунками в качестве своеобразной схемы рассказа. Если какая-то фигура пропущена, взрослый должен указать ребенку на эту ошибку и дать ему возможность исправить ее по ходу дела. Если ребенок не может справиться с заданием полностью (нет ни рассказа, ни рисунков) или частично (есть либо рассказ, либо рисунок, или рисунки и рассказ не совпадают между собой), взрослый ему помогает, а может даже прервать.

Содержание рассказа оценивается следующим образом – при отказе от работы – 0 баллов. Если вместо цельного рассказа ребенок может сказать только о содержании отдельных рисунков-кружочков – 1 балл. При наличии нескольких не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет в единое целое несколько рисунков – 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рассказа, сказки) для увязывания рисунков во всех 10 кружочках – 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки – 4 балла [19].

2.2 Анализ результатов исследования

Анализируя полученные данные по обобщенным результатам трех методик на констатирующем этапе мы получили следующее: 8 учащихся, это 26% имеют низкий уровень сформированности творческих способностей; 19 учащихся (61%) – средний уровень сформированности творческих способностей; высокий уровень показали 4 учащихся (13%).

(Таблица Г.1).

Рисунок 1 – Уровни развития творческих способностей (обобщенный результат) на констатирующем этапе (весь класс)

Поскольку в классе большинство детей со средним уровнем развития творческих способностей, мы сделали вывод о необходимости проведения специальной работы по развитию творческого мышления, воображения, применения методов творчества.

Результаты констатирующего этапа в группе детей, посещавших кружок.

По методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова, мы получили следующее: 38%, это 5 учащихся, имеют низкий уровень развития творческого воображения; 62% (8 учащихся) показали средний уровень; высокий уровень не был выявлен. (Таблица Г.2).

Рисунок 2 – Уровни развития творческого воображения на констатирующем этапе

(Методика «Вербальная фантазия», автор Р.С. Немов)

Проанализировав полученные данные по методике «Фигуры из скрепок» О.И. Моткова на констатирующем этапе мы получили следующее: 12 учащихся, это 92%, показали низкий уровень продуктивности, гибкости и оригинальности мышления; средний уровень был выявлен у 8% (1 учащийся); высокий уровень выявлен не был. (Таблица Г.3)

Рисунок 3 – Уровни развития продуктивности, гибкости и оригинальности мышления на констатирующем этапе

(Методика «Фигуры из скрепок», автор О.И. Мотков)

По методике «Незавершенные фигуры» О.И. Моткова на констатирующем этапе мы получили следующие результаты: низкий уровень развития творческого мышления выявлен у 61% (8 учащихся); средний уровень показали 4 учащихся, это 31%; 1 учащийся (8%) показал высокий уровень. (Таблица Г.4)

Рисунок 4 – Уровни развития творческого мышления на констатирующем этапе

(Методика «Незавершенные фигуры», автор О.И. Мотков)

По обобщенным результатам трех методик на констатирующем этапе 8 учащихся, это 62% имеют низкий уровень сформированности творческих способностей; 5 учащихся (38%) – средний уровень сформированности творческих способностей; высокий уровень не выявлен. (Таблица Г.5).

Рисунок 5 – Уровни развития творческих способностей на констатирующем этапе

(обобщенный результат трех методик)

Работа по развитию творческих способностей была проведена на формирующем этапе, продолжительность которого составила четыре недели.

Цель формирующего этапа – развитие творческих способностей младших школьников. Для реализации этой цели нами была организована деятельность кружка «Воображай, твори, пробуй». Группа занимающихся была сформирована по результатам диагностических методик (дети с более низкими показателями); также в группу вошли учащиеся, выразившие желание посещать кружок. При организации кружковой деятельности нами была составлена программа по развитию творческих способностей. Программа включает в себя 13 занятий, каждое занятие имело свои цели. Продолжительность занятия — 40 минут.

Каждое занятие имело одинаковую структуру:

1. Вводная часть. Включает в себя настрой на занятие, каждый раз используется новое упражнения для приветствия.

2. Обучающая часть. Включает в себя задания творческого характера.

3. Итог занятия. Проводится рефлексия, ритуал прощания.

Структура программы состоит из пояснительной записки, 13 конспектов занятий, списка использованных источников. В пояснительной записке содержится актуальность программы, ее назначение и цель, планируемые результаты, условия ее реализации.

Описание одного занятия.

Цели:

1) Познакомить с ритуалом приветствия разных стран.

2) Развивать умение находить сходства, обобщать; творческое мышление, речь.

3) Воспитывать чувство коллективизма.

1. Вводная часть

«Приветствия разных стран»

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Перед началом каждый ребенок вытаскивает из мешочка карточку, на которой написано приветствие какой-либо страны. После дети встают в круг, каждый по очереди называет свою страну и здоровается указанным способом со своим соседом.

Варианты приветствия:

— легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

— легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

— легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

— простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

— мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

— протягивание навстречу друг другу обеих рук. При этом на руки дуют. (Конго);

— хлопать в ладоши, приседая. (Замбезия)

2. Обучающая часть