Вид творческой деятельности учащихся методическое пособие

Эссе

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Он не только проверяет знания студентов, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое понимание и критический подход к нему. В последние годы наблюдается тенденция к обновлению темы сочинений, к усилению в них элемента независимости, к тому, чтобы письменные работы были интересны учащимся, чтобы сочинения были продолжением урока.

Любое сочинение пишется в определённом жанре. Студенты должны овладеть не только навыками и умениями писать эссе в жанре литературных статей — критических, но и в таких жанрах, как эссе, дневники, реклама, эпистолярный жанр, а также сочинять речь в честь какого-либо события. В связи с этим предлагаются занятия , которые построены на сопоставлении эссе и рецензии, эссе и статьи, эссе и письма и т. п. Для полного сравнения в руководство включены признаки других письменных жанров. Это поможет ярче увидеть разницу видов ученических сочинений. В связи с этим предлагается данное методическое пособие, направленное на обучение научно-популярной литературе. Эссе обладает привлекательным свойством: в нем сочетаются разные способы описания мира: научный, религиозный и эстетический. А разнообразие эссе позволяет говорить об интеграции в разных областях человеческого образования: духовном, научном, культурном. В более узком смысле слова – о связи художественной литературы , словесного творчества с философией, религией, историей, другими видами искусства и т. д. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём – либо…

Факультативный курс «Рефераты — способ творческой деятельности учащихся» включает теоретические материалы и методику написания рефератов, учебные материалы для занятий, систему вопросов и заданий для анализа текстов. Кроме того, предоставляется список авторских эссе, которые могут быть использованы писателем. В пособие включены приёмы из технологии критического мышления , которые помогут учащимся выйти на эссе: дневник двойной записи, обзор перемещений, диспуты, академическая полемика, дискуссионная карта, круглый стол, дебаты, десять шагов, трёхшаговое интервью, продаём проблему, думаем вместе и др. Курс рассчитан на системное обучение жанру эссе. Автор эссе отправляется на поиск оригинальной идеи (пусть даже будет традиционный материал).

3 стр., 1064 слов

Как правильно оформлять эссе образец

... не будет включено в ваше эссе, а также ... на основе собранного материала. Заключение Наличие ... на иностранном языке). Образец написания оглавления: ОГЛАВЛЕНИЕ ... http:// /org/persons/66296 Как писать хорошее эссе? Рекомендации Т.Е. ... эссе Подготовка к написанию эссе. При выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно ...

Только тогда будет понят этот жанр. Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Автор выбирает метафоры, аллегорические и параболические образы, символы, сравнения из обширного арсенала художественных средств. Эссе непременно диалог, полемика с самим собой. Это особый, оригинальный способ представления предмета, что оправдано осведомлённостью автора и его личностной ориентированностью в вопросах темы высказывания.

Работа предполагает сравнительную методику работы с текстами разных жанров, полный анализ произведений, переработку и создание собственных творческих работ в жанре эссе.

Цель обучения – развитие письменной речи: умение в слове передавать свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть способность проявлять свои личностные качества: «Главное – заставить читателя думать , разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении.» (Ванштейн О ).

3 стр., 1186 слов

Курсовая работа профессиональное обучение персонала

... обучения, и какие методы выбрать?» «Обучение персонала — это основной путь получения профессионального ... Обучение персонала основано на использовании различных методов обучения. Есть несколько определений методов обучения персонала, которые очень похожи по содержанию. Представим два из них, наиболее полных, на наш взгляд. «Метод обучения персонала ... работе [7]. Несомненно, активные методы обучения ...

Предложенная система обучения написанию эссе предполагает участие школьников в различных видах творческого телекоммуникативного общения: в конкурсах и викторинах, во всевозможных проектах, в современных электронных версиях художественно – публицистических журналов, где нередко преобладает эссе как ёмкий и мобильный жанр. У эссе свободная, «текучая» форма записи. Она допускает соединение различных жанровых вариантов : письма к себе , обращения к читателю, публичные покаяния , психологические этюды , критический разбор явления. И всё это в рамках одного высказывания. Для эссе характерны « разговорность », непринуждённость, естественность тона рассуждения. Текст эссе не претендует на определяющую трактовку предмета высказывания.

Пособие предлагает календарно – тематическое планирование курса, рассчитанное на 34 часа (1 час в неделю).

Кроме того, предоставляется подробное методическое описание всех классов, включая полный комплект учебных материалов. Предлагаются построение таблиц (их наполнение текстовым материалом), кластеров, работа методом ассоциации, составление алгоритмов своих действий и т. п. Все они носят творческий характер. Работа планируется индивидуальная , парная, групповая. Студенты без труда выучат жанр сочинения, если для размышления предложены близкие и понятные темы. Психолог Л. Г. Жабицкая писала, что такую ​​тему нужно выбирать так, чтобы «она давала возможность выразить свои мысли, позволяла говорить о произведении не с точки зрения историко-литературного анализа, а с точки зрения исторического и литературного анализа взгляд прямого восприятия». Поэтому подборка текстов направлена ​​на формирование нравственно-эстетического пространства школьников. Во время уроков ученики будут погружаться в текст, этому будет способствовать ряд вопросов для каждого из них и ключевые слова, которые определяют умственную деятельность детей.

Приведу примеры анализа текста с разных позиций . Первое .

После прочтения текста выполним его содержательно – композиционный анализ . Работу оформим в виде таблицы.

Задания для анализа

Ответы на эти задания

1. Как можно сформулировать тему текста?

1.

2. Какова его основная мысль?

2.

3. Каков тип текста?

3.

4. Можно ли назвать текст сочинением в жанре эссе?

4.

5. Выделите аргументы к главному тезису.

5.

6. Что из себя представляют по содержанию и форме эти аргументы?

6.

7. Есть ли вывод? Выделите его.

7.

8. Каков стиль текста?

8.

9. Найдите в тексте средства выражения авторской точки зрения.

9.

10. Какова общая тональность, публицистичность текста?

10.

11. Подберите синонимы к слову «самостоянье».

11.

12. Найдите грамматические средства общения между абзацами и внутри первого и последнего абзаца.

12.

Второе . Для обучения школьников сочинению в жанре эссе можно использовать текст письма «Крик души» (взят из газеты «Московский комсомолец»).

Подготовка к этому занятию надо вести задолго до его проведения. Класс предлагается поделить на 3 группы. Каждая из них получает домашнее задание для выступлений на уроке:

1 группа – «Жизнь и её ценность в оценке Ф. Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»);

2 группа – «Осмысление ценности жизни в повести Ф. Абрамова «Пелагея»;

3 группа – «Осмысление ценности жизни в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор».

Занятия можно продолжить обсуждением статьи «Крик души». Теперь работа – групповая . Класс предлагается поделить на 3 группы. Каждая из них получает домашнее задание для выступлений на уроке:

1 группа – «Жизнь и её ценность в оценке Ф. Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»);

2 группа – «Осмысление ценности жизни в повести Ф. Абрамова «Пелагея»;

3 группа – «Осмысление ценности жизни в рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор».

Урок начинается с обсуждения статьи «Крик души».

Крик души (Письмо ).

Жизнь драгоценна?! Оглянитесь вокруг: где вы видите ценность жизни? Повсюду насилие, кровь, беззаконие. Вы сейчас мне приведёте слова Н. Чернышевского : «Прекрасное есть жизнь», А. Островского: «Самое дорогое у человека – это жизнь». А где это прекрасное? Где это дорогое?..

Недавно в четыре часа утра в нашем зале было темно, холодно: молодой человек, просверленный, накачанный наркотиками, полуголый, бессознательно постучал во все двери. И, не получив желаемого, остался умирать в холодном холле третьего этажа… Утром, когда первые жильцы вышли на работу, кто-то вызвал скорую». Но… было поздно – он умер. Если жизнь ценна, то почему он, 16 – 17 – летний человек, не ценит её, а растрачивает её?

Я понимаю, когда на войне , перед лицом вынужденной смерти хочется жить, так хочется жить! А почему сейчас так просто и нелепо расточаем её, не умеем ценить? Жалеем убитого воробья, задавленную машиной кошку, плачем над прочитанной книгой, не можем уснуть после просмотренного фильма, а жизнь не ценим. Почему?

Может, не знаем, в чём её ценность? А ведь душа болит, болит за наше поколение…

После чтения идёт обсуждение письма:

  • доказать, что данный текст написан в жанре эссе (подсказка – автор высказывает личное мнение, он выражает личностный подход к проблеме, размышляет о ценности жизни и нас заставляет задуматься над этим вопросом);

  • идёт размышление над вопросом: «Что же заставило молодого человека уйти из жизни?» ;

  • далее обсуждается проблема ценности жизни по произведениям , прочитанным дома . Работа групп.

Первая творческая группа .

Если нет критерия добра и зла, то всё дозволено.

Основные положения её ответов:

классический пример – Родион Раскольников

  • утеря нравственных принципов или забвение совести есть высшее несчастье

— итог – обесчеловечивание человека

— забвение иссушает отдельную человеческую личность

  • это приводит к хаосу и разрушению жизни, общества.

Их вывод: ценность жизни для них — это поиск веры, истины, смысла жизни каждым человеком и человечеством в целом.

Вторая творческая группа.

Помоги нуждающимся…

Основные положения её ответов:

жизнь – идёт на всё, чтобы не умереть с голода

— её быт – воровство торфа

— ворчания и злобы в адрес людей мы не слышим

— много жизненных испытаний – нет любви, смерть детей, потеря мужа на войне

— у неё только – непосильный труд

— живёт с богом

— её Бог – это труд, терпение, честность, безграничная любовь к людям

— живёт в ладах с совестью

— подставляет плечо каждому, кто просил помощи

Их вывод: ценность жизни – в помощи другим, тем, кто нуждается в ней.

Третья творческая группа.

Всё счастье земли за трудом.

Основные положения её ответов:

— материальная и духовная проблема

— человек сложный и противоречивый

  • в силу условий жизни многие стороны её натуры обращены на

создание материального благополучия семьи

  • устраивалась на хлебное место, не особо разбираясь в выборе средств

— блаженствует, разбирает свои наряды

  • но жизнь и душа человеческая не простая штука

на пороге смерти – надлом

— теперь она вдова, больная, оставленная дочерью

— всё накопленное – лишь мишурная видимость благополучия

  • но есть в жизни Пелагеи подлинная ценность – её труд в пекарне.

Их вывод: ценность жизни в труде, приносящем искреннюю радость и счастье.

На таких занятиях происходит интенсивное развитие речи учащихся, расширяется их мыслительный кругозор, повышается их эрудиция — это должно быть основой реферата. М. Н. Шарданова, говоря об эссе, написала: «Чем точнее и яснее речь, тем выше уровень мышления, тем лучше познавательная и творческая мыслительная активность учащихся.» Именно этому жанру присуща повышенная а вторская модальность текста « открытость » автора, свобода