«Организация проектной деятельности на х технологии в начальных классах»

Дипломная работа
Содержание скрыть

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач — формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. Подготовка к жизни человека, способного творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, является приоритетным направлением в современном образовании. Достичь таких результатов возможно при помощи развивающих технологий, к которым относится метод проектов , который сегодня как в России, так в других зарубежных странах активно и весьма успешно развивается, приобретает все большую популярность, рационально сочетая теоретические знания и их практическое применение,

Метод проекта основан на идее сосредоточения учебно-познавательной деятельности школьников на результате, полученном при решении особо значимой задачи. Внешний результат можно увидеть, понять, применить на практике. Внутренний — опыт деятельности — становится бесценным достоянием ученика, сочетая в себе знания и умения, навыки и ценности.

Основы теории и практики применения проектного обучения разработаны в трудах П.П. Блонского, Б.В Игнатьева, Н.Н. Иорданского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Матящ, П.Р. Полякова, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.Н. Шульгина и другие. Сегодня никто не отрицает дидактических достоинств этого метода обучения, широко распространенного во всем мире. В то же время совершенно очевидно, что он открывает возможности каждому студенту проявить себя, раскрыть свои личные способности, наметить будущую профессию и деятельность.

Знакомство ребенка школьного возраста с методом проекта дает ему возможность попробовать себя в разных сферах, определить что-то для себя, сосредоточив все свои желания, сильные стороны, способности и время. Это позволяет включить в учебный процесс самое главное — активность ученика, его интерес и осознанную самореализацию как основной предмет учебного процесса. Таким образом, проектный метод имеет еще одну важную дидактическую особенность, при которой в деятельности студента следует руководствоваться формированием его мышления, основанного на личном опыте и процессе его развития.

14 стр., 6932 слов

Методы управления проектами

... и т.д. Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и провести его обоснование, его жизнеспособность.; выявить проекта (подцели, задачи, ... проект: масштаб (размер) проекта; сложность проекта; сроки реализации; ограниченность ресурсов; место и условия реализации проекта. Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах: как дело, деятельность, ...

Что касается технологии, то метод проекта помогает реализовать проблемное обучение, поскольку активизирует и углубляет знания, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации. Главнейшей задачей школы должна быть необходимость давать возможность учащемуся осознавать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомить с методами научной и творческой работы, развивать познавательный интерес, давать возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Однако анализ специальной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить ряд сложившихся противоречий между требованиями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, между необходимостью формирования готовности младших школьников к проектной деятельности и недостаточной разработанностью научно-обоснованных и практических подходов к решению этой задачи. Выявленные противоречия обозначили выбор актуальной темы исследования: « Организация проектной деятельности по урокам технологии в начальной школе».

Цель исследования, Объект исследования

Предмет исследования организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования, В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи исследования:

  1. Изучить сущность и основные подходы к проектной деятельности

  2. Раскрыть организацию проектной деятельности школьников на уроках технологии.

3. Провести экспериментальную работу по организации проектной деятельности младших школьников в технологических классах.

  1. Разработать методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии;

  2. Обобщить и проанализировать результаты эксперимента по проверке разработанной методики организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных, графическое представление экспериментальных данных.

Исследования проводились на базе МАОУ «Основной общеобразовательной школы с. Николевка Балаковского района Саратовской области».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.

4 стр., 1910 слов

Реферат внеурочная деятельность школьников

Направления развития личности. Направления внеурочной деятельности. Виды внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное. Спортивно-оздоровительное. Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная Познавательная деятельность Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение). Секции Соревнования Экскурсии Олимпиады. Духовно-нравственное. ...

1. Психолого-педагогические подходы к организации проектной деятельности в начальной школе

1.1.Сущность и основные подходы к проектной деятельности

Раскрывается сущность таких понятий, как «дизайн», «метод проектирования» и «проектная деятельность», которые важно различать. Проект в переводе с английского означает «брошенный вперед», это прототип, проект любого объекта, процесса, бизнеса. По мнению Н.Ю. Пахомова, дизайн — это концепция, отражающая сам процесс создания проекта его участниками. Понятие «метод проектирования» включает две составляющие: «дизайн» и «метод». Метод – это способ, путь обучения [22,с.112].

Следовательно, метод проекта можно понимать как способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность, считает В.Д. Симоненко, – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленную на получение заранее прогнозируемого продукта [32].

Но мнению авторов, в большинстве случаев, когда педагоги начальной школы говорят о детских проектах и их организации, уместнее использовать именно последнее понятие – «проектная деятельность» [13,14,20]. Это уместно, потому что основной задачей педагогов начального звена является не обучение детей именно в такой форме (проектной), а включение их в активный процесс, формирование субъектной позиции деятеля. В этом случае более актуальна проектная деятельность, поскольку она соответствует требованиям нового ФГОС — включение детей в различные виды деятельности.

По мнению Е.Е Зиновьевой, проектная деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности [13].

М.Б. Павлова отмечает, что при организации проектной деятельности позиция учителя также меняется с позиции руководителя и переводчика знаний на позицию организатора, помощника. Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочной, так и в урочной деятельности [20].

Анализ теоретической и методической литературы [4,9,21,24,28,31,34] показывает, что данный метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связан он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом, Дж. Дьюи, а также его учеником, В.Х. Килпатриком. Он предложил строить обучение на активной основе, через соответствующую активность ученика, в соответствии с его личной заинтересованностью в этом конкретном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни [23].

Для ребенка знакома и значима важная проблема, для решения которой он должен применить полученные и новые знания, которые еще предстоит получить. Учитель может предложить новые источники информации или просто направить мышление учеников в правильное русло для самостоятельного исследования. Но в результате ученикам приходится самостоятельно решать задачу, применяя знания из разных областей, и добиваться реального и ощутимого результата. Таким образом, вся проблема принимает очертания проектной деятельности.

4 стр., 1598 слов

ДИПЛОМ!!! ПОЛНЫЙ!!! (Стимулирование продаж в коммерческой деятельности ...

... Содействие индивидуальным продажам: как правило, эта деятельность осуществляется непосредственным производителем продукции или по его указанию. Осуществляется в местах, где проводится общая экспозиция товаров. К числу основных методов стимулирования продаж можно ...

Селевко Г.К. отмечает, что со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [29].

Еще в начале 20 века метод проектов привлек внимание русских педагогов. Идеи проектного обучения зародились в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Чечель И.Д., Пахомова Н.Ю., Джужук И.И, Новикова Т. М. считают, что в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, понять, применить на практике. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [37,22,9, 19].

Существует несколько причин все более широкого распространения проектного метода в образовательных системах по всему миру.

— необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно;

— значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Как видим, причины эти не столько педагогические, сколько социальные. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты проводят в течение определенного периода времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Среди основных требований к использованию метода проектов Н.Ю. Пахомова выделяет:

1) Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения.

2) Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов.

3) Самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.

4) Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5) Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

— определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

— выдвижение гипотезы их решения;

22 стр., 10610 слов

Методы оценки инновационной деятельности. Оценка эффективности ...

... и методы отбора для оценки экономической эффективности инновационных проектов. Целью этого является рассмотрение принципов и методов оценки эффективности инновационных проектов. Предмет исследования – оценка эффективности инновационных проектов. ... эффектом. Наука как система накопленных знаний развивается преимущественно по «вертикали» - совершенствуя отрасли знаний и научных дисциплин и передавая ...

— обсуждение методов исследования;

— обсуждение способов оформления конечных результатов;

— сбор, систематизация и анализ полученных данных;

— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

— выводы, выдвижение новых проблем исследования [22, с.19].

Учебным проектом принято считать совместную обоснованную спланированную и осознанную деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

С точки зрения

Чечель И.Д. отмечает, что в основе каждого проекта лежит проблема, от которой можно оттолкнуться, инициируя деятельность. Проблема проекта определяет причину деятельности, направленной на ее решение. Цель проектной деятельности — найти способы решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели.[37].

С точки зрения учителя, учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования :

  • проблематизации (рассмотрения проблемного поля и выделения подпроблем, формулирования ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

  • целеполагания и планирования деятельности;

  • самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);

  • презентации (самопредъявления) хода своей деятельности и результатов;

  • умения готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;

  • практического применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения) [37, с.39].

    4 стр., 1772 слов

    «Инновационная деятельность учителя»;описание проекта

    ... знаний и т.д. Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения: - интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов; - методы проблемного обучения, ... решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся, направленную на выработку концепции, установление целей и ...

Исследователи (

1) Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.

2) Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3) Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный).

4) Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5) Количество участников проекта.

6) Продолжительность проекта

По доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект, Исследовательский проект, Информационный проект, Творческий проект, Ролевые, игровые

По характеру контактов,

— международными [29,с.52].

По количеству участников можно выделить проекты:

— личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

— парные (между парами участников);

— групповые (между группами участников) [9,с.28].

По продолжительности проведения проекты могут быть:

— краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета;

— средней продолжительности (от недели до месяца);

— долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Проекты средней и значительной продолжительности могут проводиться как во внеурочное время, так и на уроках [21, с 24]. Следует отметить, что выбор тематики проектов может быть различным. Тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, а также может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются собственные интересы познавательные, творческие и прикладные. В проектной работе используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Таким образом, проектный метод — это метод исследования, создания и решения некоторых дидактических задач. Для учащихся это способ выразить себя, показать свои знания. При работе с детьми школьного возраста возможность использования разных типов проектов ограничена, что связано с их возрастными особенностями. По признаку доминирующей в проекте деятельности лучше всего использовать творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные проекты; по характеру контактов лучше использовать внутренние проекты; по количеству участников — групповые; по продолжительности проведения — краткосрочные и проекты средней продолжительности. В дизайнерском бизнесе младших школьников есть определенная методика внедрения, основанная на методе проектирования.

11 стр., 5280 слов

Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии

... отстаивать свою точку зрения; планировать и проводить экспериментальную работу и формулировать ее результаты и т.д. Поэтому тема дипломной работы «Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии» актуальна. ...

1.2. Организация проектной деятельности младших

школьников на уроках технологии

Анализ учебных программ по технологиям свидетельствует о широких возможностях использования проектного обучения на уроках технологий. Действительно, тематика курса очень разнообразна. Это позволяет создать достаточно большую базу тем текущих проектов, предоставить содержательный список рабочих элементов, которые могут быть выполнены школьниками в процессе проектной деятельности.

Характеризуя проекты по технологии, можно отметить, что по доминирующему виду деятельности это в основном практико-ориентированные проекты, хотя возможны и другие, например, исследовательские, игровые и т.д.

При организации проектной деятельности школьников по технологии следует соблюдать следующие принципы обучения, т.е. исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, формы организации.

Принципы обучения вытекают из законов учебного процесса, из научного понимания наследия прошлого и из обобщения лучших практик преподавания в современной школе. В обучении принципы считаются общими для преподавания всех предметов. Но у каждого предмета есть свои особенности, которые влияют на принципы обучения. Принципы трудового обучения сформулированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований:

— связь теории с практикой в обучении;

— научность в обучении;

— систематичность и последовательность в обучении;

— доступность и посильность труда для учащихся;

— сознательность и творческая активность учащихся в обучении;

— прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыком

— наглядность в обучении;

— воспитывающий характер обучения.

Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения. Последние определяют модальности деятельности учителя по применению принципа в конкретных условиях образовательного процесса. Далее мы кратко раскроем суть принципов и особенности их реализации на уроках технологий.

Связь теории с практикой в обучении требует

Подготовка школьников к практической деятельности начинается с приобретения теоретических знаний. Затем он переходит в практические занятия, где школьники в условиях опыта под руководством учителя проверяют достоверность полученных знаний, закрепляют и углубляют их, приобретают умение применять полученные знания на практике. Завершающим этапом производственной практики школьников является их участие в трудовой деятельности. Творческая работа способствует углублению и совершенствованию их знаний и опыта.

Для успешной реализации принципа связи теории с практикой обучения необходимо соблюдать ряд педагогических требований:

  1. При изучении теоретического материала по теме необходимо сохранить ее системность и логику. Практические примеры и иллюстрации подпадают под эту систему и предоставляются только в случае необходимости в ходе презентации. Количество таких примеров не должно быть чрезмерным, чтобы не отвлекать студентов от основного материала. При выполнении рабочих заданий работы должны выполняться в строгой технологической последовательности.

    19 стр., 9397 слов

    Интернет — технологии в образовательной деятельности

    ... достаточным объемом знаний в области Интернета и информационных технологий, но и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Важнейшая задача образования в век информации - обучение коммуникативным навыкам. Опыт работы показывает, что ...

  2. Все трудовые действия учащихся должны опираться на знания и обосновываться ими. Если работа учащихся организована до изучения соответствующего теоретического материала, необходимо предоставить им краткую информацию об этом материале во время вводного инструктажа.

  3. Выбор практических заданий должен быть подчинен решению учебных задач и повышению уровня теоретической и практической подготовки школьников. Прежде всего, необходимо выбрать задачи, выполнение которых требует теоретических знаний, научных исследований, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.

Принцип научного знания требует, чтобы изучение технологий и работы проводилось на строгой научной основе, чтобы учащимся всех классов давались только научно достоверные знания, подтвержденные практикой. Стремительное развитие науки и технологий приводит к постоянному расширению объема знаний и навыков, которые студенты должны освоить. Однако возможности усвоения их не беспредельны. Таким образом, содержание производственного обучения подбирается с учетом школьных задач, когнитивных и физических способностей учащихся и времени, отводимого на производственное обучение. Это содержание находит отражение в программах.

Научный принцип требует, чтобы в рабочем классе использовались современные рабочие инструменты, измерительные инструменты и оборудование. Студенты должны познакомиться с новыми материалами, изучить их свойства и способы применения на практике. В процессе обучения необходимо использовать только научную терминологию, использовать условные обозначения, формулы и размеры, принятые в науке. Это относится также к графическим материалам. В ходе практической работы студенты должны усвоить наиболее подходящие основные способы ее выполнения и методы самоконтроля за своими действиями и результатами. Среди других требований научного принципа можно выделить необходимость ознакомления студентов с историей изучаемого явления, методами его открытия и реализации.

Принцип

Этот принцип отражен в структуре учебных программ и учебных пособий. Материал располагается в системе, которая определяется рядом дидактических требований (цель изучения предмета, его связь с другими предметами, познавательные возможности учащихся и т.д.) и логикой науки. По мере повышения уровня образования студентов образовательная система все ближе и ближе к системе науки. Тщательное соблюдение программы во время занятий поспособствует усвоению знаний школьниками в ту или иную систему.

В программах по труду расположение материала определяется последовательностью технологических процессов, которые изучают ученики, и принятой системой трудового обучения, Для полной реализации этого принципа учителю необходимо применять различные методы обучения и так организовать учебный процесс, чтобы он вел к систематизации знаний и умений учащихся, образованию и закреплению у них логических связей. При реализации принципа систематичности необходимо учитывать уровни физических и познавательных возможностей учащихся и способствовать развитию их. Это достигается постепенным усложнением работ. Систематизация знаний учащихся достигается путем обобщающего повторения материала по каждой теме и в конце учебного года. Этому также способствует установление междисциплинарных связей и возложение рабочих действий на теоретические знания. Систематизацию навыков работы следует сочетать с постепенным усложнением задач, выполняемых студентами.

11 стр., 5137 слов

«Создание творческой среды в школе как фактор воспитания толерантности ...

... таблице 1. В оценке участвовали 29 учителей. ... что позволяет учащимся успешно ... по избранной специальности;сбор необходимых материалов для подготовки и написания курсовых работ. Место прохождения практики: Средняя образовательная школа № 305 Фрунзенского административного района г. Санкт-Петербурга. В своем отчете ... учителей представлен в Приложении 1. Обработка результатов показала, что общий уровень ...

Принцип

Принцип

Важную роль в развитии сознания и активности играет обучение школьников анализу технологических процессов, организации рабочего места и труда, методам творческой деятельности. Особое значение имеет обучение их навыкам рационализирующего дизайна. Школьники участвуют в разработке технологической документации, чертежей изделий и проводят работы по их изготовлению, в ходе которых осваивают рабочие навыки. Благодаря такому обучению усвоение школьниками трудовых действий не будет чисто механическим воспроизведением показанных учителем приемов работы. Учащиеся выполняют их с пониманием технологии в целом и отдельных ее элементов, представляют себе образец будущего результата своих действий возможные последствия неверного выполнения их. Наличие чемпиона позволяет им проявлять самообладание и исправлять ошибки.

Сила знаний, навыков и умений достигается на протяжении всего учебного процесса. Одним из условий реализации этого принципа является знание школьниками целей изучения данного материала и выполнения трудовых заданий. Устойчивое усвоение приемов работы обеспечивается опорой на практику студентов по теоретическим знаниям. и достигается реализацией всех принципов обучения. Сохранение их интереса к работе играет важную роль в достижении устойчивого усвоения школьниками знаний, навыков и умений. Это достигается за счет правильного выбора продуктов, дизайнерских заданий для студентов, включения их в работу по рационализации и творчеству.

Принцип

  • демонстрация реальных предметов, опыта и трудовых приемов;

  • показ макетов и моделей, имитирующих натуральные объекты:

  • показ условных изображений (схемы, чертежи, графики и т.п.)

  • демонстрация диапозитивов, просмотр кинофильмов и телепередач.

Отбор средств наглядности и пособий ведется с учетом целей занятия. Показ обычных прототипов, моделей и изображений часто более эффективен, чем показ реальных объектов. Здесь меньше подробностей, поэтому лучше можно рассмотреть основные элементы. Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся, направлять их внимание на главные и существенные стороны изучаемого объекта, не перегружать урок наглядными пособиями, пользовать их в количестве, необходимом для достижения учебной цели. Если на уроке предстоит показать несколько пособий, то демонстрировать их следует по мере надобности, а не все сразу.

Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель — формирование всесторонне развитой личности. Решая задачи образования, обучение вместе с тем оказывает и воспитательное влияние на учащихся. Обучение способствует развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их активности и самостоятельности. Особенно большая роль в общем процессе воспитания учащихся принадлежит трудовому обучению. Оно является не только средством вооружения учащихся практическими умениями и навыками определенного вида труда, но и средством нравственного воспитания, а также оказывает помощь в выборе профессии. Прежде всего, у учащихся вырабатывается положительное отношение к труду, которое выражается в том, они с большой ответственностью и желанием выполняют трудовые задания. Однако воспитание в процессе обучения осуществляется не стихийно. Его цели, содержание, идейная направленность и эффективность воздействия на учащихся зависят от многих условий: содержания трудового обучения, его организации и методики, условий труда коллектива, в котором трудится ученик, личности учителя и др.

Содержание трудового обучения определяется программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Трудовые задания должны иметь общественно полезную направленность, побуждать школьников к творчеству. Большую воспитательную роль играет строгое выполнение учениками правил безопасности труда, требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств коллективе и т.д.

На занятиях применяется как индивидуальная работа учащихся, так и коллективные ее формы, в ходе которых организуется взаимопомощь. Применение этих форм занятий способствует воспитанию у учащихся коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности перед коллективом. На уроках технологии школьники часто работают в составе коллективного труда, что дисциплинирует их, развивает чувство ответственности не только за самого себя, но и за своих товарищей. Воспитательное воздействие трудового обучения на учащихся в значительной мере зависит от нравственного облика учителя, его организаторских способностей, отношения к делу и учащимся, педагогического мастерства, такта и других качеств.

Таким образом, организация проектной деятельности школьников по технологии предполагает знакомство с технологией выполнения изделий, которое выполняется учеником самостоятельно под руководством учителя в процессе решения определённой социально или личностно значимой проблемы.

2. Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

2.1 Цель и методика организации экспериментальной работы

В ходе исследования мы высказали предположения о том, что организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии позволит повысить их заинтересованность к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения. С целью проверки выдвинутой гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 4 «А» и 4 «Б» классов по 15 учеников каждый на базе МАОУ Основной общеобразовательной школы с. Николевка Балаковского района Саратовской области.

Цель эксперимента:

— знание композиционных основ и закономерностей художественного проектирования изделий из различных материалов;

— знание конструктивно-технологических основ обработки изделий из различных материалов;

— знание норм безопасности труда, организации рабочего места при обработке изделий из различных материалов.

По деятельностному критерию:

— умение выбрать композиционное решение проектируемого изделия, выполнить его эскиз и описание внешнего вида;

— умение разработать технологию изготовления проектируемого изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования;

По личностному критерию – сформированность значимых личностных качеств, таких как:

— творческие способности;

— способность к саморазвитию (Приложение 1).

Анализ показателей привел нас к выводу о необходимости выделения высокого, среднего и низкого уровней сформированности результативности изучения технологии (таблица 1).

Таблица 1

Оценка уровня сформированности показателей результативности изучения технологии

Название уровня

Характеристика

Высокий

Показатель проявляется в значительной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), а также характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней.

Средний

Показатель проявляется в достаточной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), но не всегда характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней.

Низкий

Показатель проявляется в незначительной степени на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), отношение к соответствующей деятельности и необходимость самосовершенствования в ней абсолютно не осознаны школьником.

Для оценивания уровня результативности изучения технологии по критериям когнитивный, деятельностный и личностный нами были использованы методики Е.Э. Воропаевой, Г.М. Геронимус .

Эксперимент проводился в 3 этапа – констатирующий, формирующий и заключительный. Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня результативности изучения технологии школьниками (в обоих классах).Для выявления уровня результативности изучения технологии мы использовали метод тестирования (для оценки показателей когнитивного критерия) – приложение 2, метод анализа работ учащихся и выполнения творческих заданий (для оценки показателей деятельностного критерия); тестирования приложение 5, самооценки и экспертной оценки (для оценки показателей личностного критерия).

В результате мы получили следующие данные (таблица 2.рисунок 2).

Таблица 2

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

3

2

Средний

9

11

Низкий

3

2

Анализ результатов показывает, уровень

По показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» мы получили следующие данные (таблица, рисунок 3).

Таблица 3

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

1

3

Средний

12

9

Низкий

2

3

Анализ результатов по показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» показывает, что большинство учащихся имеют средний уровень.

По показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места » мы получили следующие данные (таблица 4), (рисунок 4).

Таблица 4

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

2

3

9

7

Низкий

4

5

Результаты по показателю «

При оценивании показателей деятельностного критерия получены следующие результаты. По показателю «умение выбрать композиционное решение изделия» мы получили следующие данные (таблица 5), (рисунок 5).

Таблица 5

Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

4

5

Средний

9

9

Низкий

2

1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод в контрольной и экспериментальной группах среди учащихся преобладает средний уровень. В результате анализа показателей «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» мы получили следующие данные (таблица 6), (рисунок 6).

Таблица 6

Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

2

3

Средний

12

11

Низкий

1

1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной и экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний уровень. Для оценки показателей по личностному критерию мы выделили 2 показателя:

— творческие способности;

— способность к саморазвитию

Результаты экспертной оценки по показателю «творческие способности» показывают следующее (таблица 7), (рисунок 7).

Таблица 7

Результаты оценки по показателю: «творческие способности» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

4

3

Средний

10

11

Низкий

1

1

В результате полученных данных можно сделать следующий вывод: в контрольном и экспериментальном классах среди учащихся преобладает средний уровень. Для выявления уровня сформированности результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» был применен метод экспертных оценок.

Результаты представлены ниже (таблица 8), (рисунок 8).

Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

3

4

Средний

10

10

Низкий

2

1

Результаты экспертных оценок показывают, что способность к саморазвитию в обоих классах находится в основном на среднем уровне. Заинтересованность школьников к изучению технологии на нулевом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии и в контрольной и в экспериментальной группах находится на среднем уровне, что видно из таблицы 9 и рисунка 9

Таблица 9

Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на нулевом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

3

4

Средний

10

10

Низкий

2

1

Таким образом, констатирующий этап подтвердил, что как в контрольном, так и в экспериментальном классах результативность изучения технологии, оцениваемая по предложенным нами критериям, в целом сформированы на среднем уровне. Это позволяет оценивать контрольную и экспериментальную группу как равнозначные по уровню результативности изучения технологии на начальном этапе эксперимента, что подтверждает необходимость проведения формирующего этапа исследования, где в ЭГ была реализована разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии.

2.2. Методика организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии состоит в следующем:

Во-первых, согласно календарно-тематическому плану школьникам даётся задание на проектирование. Оно предполагает выбор изделия для изготовления и составления конструкторской и технологической документации, которая будет представлена школьником к защите. Выбор осуществляется из перечня объектов труда, предложенных учителем и представленных в виде банка объектов труда, представленного в таблице 9А

Таблица 9А.

Примерный контрольный лист проекта

Поисково-исследовательский этап

Поиск проблемы, Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.

Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).

Учитель выступает в роли консультанта., Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности.

Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.

Учитель наблюдает, консультирует, советует., Определение конкретной задачи и ее формулировка, Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта., Учитель помогает уточнить формулировки., Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.

Учитель делает уточнения., Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории., Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи., Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь., Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.

Учитель проверяет, уточняет, советует., Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив, Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов., Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу., Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь., Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.

Учитель консультирует, обобщает., Выбор инструмента, оборудования, Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования., Учитель консультирует, обобщает., Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает., Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.

Учитель оказывает помощь., Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.

Учитель оказывает помощь, контролирует процесс., Контроль качества, Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта., Учитель проверяет, уточняет результаты., Технологический этап, Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.

Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.

Заключительный этап, Коррекция, Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты., Учитель анализирует, советует., Контроль, испытание, Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание., Учитель наблюдает, консультирует., Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий., Учитель консультирует, советует., Оформление, Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями., Учитель консультирует, помогает., Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.

Учитель наблюдает, консультирует., Защита проекта, Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы., Учитель слушает, участвует в оценке проекта.

Нами разработаны варианты раздела «декоративно – прикладное искусство» для 4-5 классов, представленные в таблице 9 Б.

Таблица 9Б.

Тематический план

Занятия

Дата

Тема урока

Практическая работа

Кол-во часов

Мягкая игрушка

Из истории народной игрушки и народного костюма. Мягкая игрушка и сувениры.

Материалы и принадлежности

Выбор объектов труда.

2

Плоская мягкая игрушка. Сувениры из ткани. Цветовой круг. Сочетание цветов.

Составление эскиза игрушки или сувенира. Выбор деталей отделки (сувенир «Матрешка»).

2

Объемная игрушка из меха и лоскутков ткани.

Игрушки «Собака», «Медвежонок», «Зайчонок». Перевод деталей на ткань и мех. Раскрой деталей.

2

Последовательность выполнения работы. Окончательная отделка игрушки.

Пошив и отделка игрушки. Выставка лучших работ.

2

Применение техники аппликации в декорировании интерьера, в украшении одежды ее ремонта Инструменты и материалы. Способы соединения деталей аппликации (ручными петельными стежками, машинной сточкой, склеиванием).

Выбор объекта туда (салфетка, настенное панно, подушка и т. п.).

выбор рисунка и способа соединения деталей аппликации. Изготовление выкроек.

2

Технология раскроя и соединения деталей аппликации.

Раскрой деталей аппликации. Начало работы с изделием.

2

Работа с изделием.

2

Технология оформления

Оформление готового изделия.

2

Вышивка строчевым швом – мережка

Виды швов, применяемых в вышивке. Инструменты и приспособления, выбор материала. Технология подготовки ткани – выдергивание нитей.

Подготовка ткани к выполнению строчевых швов.

2

Технология выполнения простых видов мережки: кисточка, столбик, в раскол.

Выполнение строчевых швов на образце. Выбор объекта труда – носовой платок, салфетка, воротничок и т.п.

2

Технология выполнения более сложных строчевых швов: снопик, жучек и т.д.

Работа с изделием: выдергивание нитей, выполнение строчевых швов.

2

Далее под руководством учителя дети работают над составлением плана реализации проекта, изготовлением объекта труда. Последовательность этапов выполнения работы имеют следующий алгоритм:

  1. Разработка композиционного решения изделия, его эскиза и описания внешнего вида.

  2. Выбор конструктивного решения изделия. Разработка его конструкции.

  3. Разработка технологии изготовления изделия с учетом выбранных материалов и оборудования.

  4. Изготовление изделия.

  5. Защита проекта.

Для оценки выполненного проекта разработаны критерии его оценивания, которые могут варьироваться в зависимости от объекта труда и возрастных особенностей учащихся. Оценка работы учащегося осуществляется по трем параметрам:

  1. Оценка объекта труда.

  2. Оценка технологии выполнения.

  3. Оценка защиты проекта.

Критерии оценки объекта труда:

— гармоничность композиционного решения;

— конструктивность;

— технологичность;

— экономичность;

— качество изготовления.

Критерии оценки технологии выполнения:

— логическая структура;

— обоснованность выводов и предложений;

— качество представленного графического материала;

— соответствие требованиям к данному виду работ;

— грамотность и аккуратность.

Критерии оценки защиты проекта (презентации результатов):

— чёткость и лаконичность представленного материала;

— доступность изложения и обоснованность выводов;

— аргументированность ответов на заданные вопросы;

Таким образом, в процессе выполнения работы над проектом деятельность учащихся является самостоятельной, выполняется при помощи учителя. Характеристика деятельности учащихся и учителя на разных этапах выполнения проекта представлена в приложении 3,4,5. После реализации разработанной методики организации проектной деятельности учащихся ЭГ на формирующем этапе исследования был проведён контрольный срез.

2.3 Анализ результатов заключительного этапа эксперимента

На заключительном этапе по реализации методики организации проектной деятельности младших школьников на занятиях по технологии мы провели итоговый тест по той же методике, результаты которого представлены ниже. Получены следующие результаты (таблица 10), (рис. 10).

Таблица 10

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

5

9

Средний

8

4

Низкий

2

2

Результаты исследования уровня результативности изучения технологии по показателю «знание

Таблица 11

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

3

7

Средний

11

8

Низкий

1

0

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.

Таблица, рисунок 12

Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

3

9

Средний

10

3

Низкий

2

3

Результаты по показателю: «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» в контрольной группе показывают средний уровень, а в экспериментальной группе высокий уровень.

Таблица, рисунок 13

Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

5

11

Средний

8

3

Низкий

2

1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.

Таблица, рисунок 14

Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

4

12

Средний

10

2

Низкий

1

1

В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень.

Таблица, рисунок 15

Результаты экспертной оценки по показателям: «творческие способности» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

5

10

Средний

10

5

Низкий

0

0

Результаты экспертной оценки по показателю: «творческие способности» в контрольной группе показывают в основном низкий и средний уровень, а в экспериментальной группе – высокий и средний уровни.

Таблица, рисунок 16

Уровень результативности изучения технологии по показателю «технического мышления» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

6

13

Средний

8

2

Низкий

1

0

Результаты, по показателю «технического мышления» в контрольном классе показывают средний уровень, а в экспериментальном классе – высокий уровень

Таблица, таблица17

Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

4

10

Средний

10

3

Низкий

1

2

Анализ результатов по показателю «способность к саморазвитию» показывает, что большинство учащихся контрольного класса имеют средний уровень, а учащиеся экспериментального класса – высокий уровень.

Таблица, рисунок 18

Уровень результативности изучения технологии по показателю «к изучению технологии» на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (14)

ЭГ (14)

Высокий

3

11

Средний

10

2

Низкий

2

2

Результаты по показателю «к изучению технологии» показывают хорошие результаты, в контрольном средний уровень, в экспериментальном высокий уровень.

Заинтересованность школьников к изучению технологии на итоговом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии в контрольной группе находится на среднем уровне, а в экспериментальной – на высоком, что видно из таблицы и рисунка 19.

Таблица, рисунок 19

Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на итоговом срезе

Уровень сформированности

Количество учащихся

КГ (15)

ЭГ (15)

Высокий

6

10

Средний

9

5

Низкий

Таким образом, по итогам эксперимента на заключительном этапе в экспериментальной группе произошли существенные изменения в сторону увеличения заинтересованности младших школьников к изучению технологии и результативности ее изучения. В контрольном классе, значительных изменений не наблюдается в сравнении с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод о том, что приращение исследуемых качеств на уроках технологии у испытуемых экспериментального класса произошло в результате целенаправленных действий, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Заключение

В условиях личностно-ориентированного образования возрастает роль проектного обучения, которое позволяет активизировать деятельность учащихся, в частности, на уроках технологии при выполнении практикоориентрованных проектов по изготовлению выбранных школьниками объектов труда.

Использование метода проектов в начальной школе имеет свои преимущества: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закреплённость знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Среди результатов применения метода проектов на уроках технологии можно выделить новые знания в области технологии, личностно и социально ориентированные качества. К результатам в области технологии отнесем приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности; усвоение учебного материала; расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса технологии; к личностно ориентированным: развитие личностных качеств учащихся; совершенствование учебных компетенций; к социально значимым — формирование навыков коллективной деятельности учащихся; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность рефлексивной оценки собственной деятельности.

Результаты обучения технологии в процессе применения метода проектов на уроках технологии свидетельствуют об эффективном достижении целей их применения. Хочется отметить, что метод проектов значительно трудоёмок по сравнению с традиционными методами обучения (и для ученика и для учителя), требуют специальной подготовки учителей и хорошего материально-технического обеспечения в школе, но главное, они ориентированы не столько на присвоение новых учебных знаний, сколько на формирование социально значимых качеств. Поэтому метод проектов рекомендуется применять наряду с традиционными методами обучения в их гармоничном взаимодействии.

Результаты проведённого нами эксперимента свидетельствуют о том, что уровень заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения значительно повысился в экспериментальной группе, в контрольной же группе произошло незначительное изменение исследуемых качеств. Данное обстоятельство свидетельствует о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.

Таким образом, в свете новых требований ФГОС проектная деятельность является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие, что помогает включить младших школьников в активную самостоятельную и творческую деятельность, получить готовый продукт.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-tehnologii/

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2011.-217с.

  2. Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа, 2011, № 6.– 115с.

  3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2009. — №6.

  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2012.-221с.

  5. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.-199с.

  6. Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе.- Москва, Просвещение 2010.-206с.

  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.

  8. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 2009г.- 116с.

  9. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д.,-2012. -190с.

  10. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. — М.: Издательский центр « A кадемия», 2009г. – 204с.

  11. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2010. – №9.

  12. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2011.-209с.

  13. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010. — 105с.

  14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2013. — №2.

  15. Игнатьева Т.В. Программы образовательных учреждений. Начальные классы: программы – М: Просвещение, 2013. С. – 386.

  16. Кривобок Е.В. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования).

    – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.-180с.

  17. А . А . Леонтьев Язык , речь , речевая деятельность . 2014.-214с.

  18. 2008 – 126с.

  19. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. Образование. – 2012. — №7.

  20. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2013.-200с.

  21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2014.-290с.

  22. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. Работы. Дайджест журнала “Методист”.– М.: АМК и ПРО, 2014.-199с.

  23. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2010.,№4.

  24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.-167с.

  25. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2014. — №2.

  26. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета 2012.-328с.

  27. . Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии . М.: Академия, 2014- 345с.

  28. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2012 – 119с.

  29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 2011.-170с.

  30. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 2009. — №6.

  31. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2011.-259с.

  32. Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2013.-315с.

  33. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2013. — №6.

  34. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета 2012.-218с.

  35. Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. 2011. № 5. С. – 46-50.

  36. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула : / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 2008, № 3 — 256с.

  37. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д. М .: Сентябрь , 200 8 – 320 с .

38.

  1. Яковлева Н.М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – №3. – С. 77 – 83.

40.Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: монография. – Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. – 279 с.

Приложение 1

Критерии, показатели и уровни нравственных качеств личности школьника

Приложение  1

Приложение 2, Банк тестов для проведения контроля знаний:, Краткое описание

Данные проверочные тесты позволят проверить уровень усвоения материала по технологии в 4 классе по программе Г.М.Геронимус, где охвачены основные разделы курса технологии.

Дата проведения: ………… Ф.И.………………………….

1. Подчеркни названия инструментов, Ножницы, пластилин, мел, молоток, нож, ткань, игла, шило, руда, глина

2. Составь соотношения:, Этап то, из чего что-то делают, Замысел ясное представление о будущем изделии, Материал часть работы или пути

3. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру:, А) шаблон Б) разметка В) эскиз

4. Плоское или объёмное изображение для украшения стен:, А) панно Б) композиция В) коллекция

5. Изображение порядка определённых действий:, А) схема Б) чертёж В) шаблон

6. Старинное японское искусство складывания фигурок из бумаги и сами фигурки:, А) оригами Б) регата В) флюгер

7. Развёрнутая на плоскости поверхность детали или целого тела сложной формы:, А) композиция Б) размётка В) развертка

8. Надрезанное место, борозда, проведённая острым, режущим орудием:, А) надрез Б) разрез В) эскиз

9. Об изменениях в природе творец может рассказать при помощи, Цвета стихотворение, Слова мелодия, Движения картина

Звука танец

10. Зачем художнику нужен колорит. Выбери самые главные его значения., А) создаёт настроение, Б) Помогает передать реальность