Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

Курсовая работа

Одно из основных направлений деятельности современной школы — разностороннее развитие личности ребенка, его навыков и умений работать в коллективе, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям полностью отвечает проектная деятельность в учебном процессе, исходя из реалий сегодняшнего дня, повышенных требований к универсальности знаний студентов.

Актуальность работы заключается в важности проектного обучения в современной школе, которое обеспечивается, прежде всего, связью с индивидуальным опытом учащихся, развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.

Основоположником метода проекта является американский философ и педагог Джон Дьюи, который ставил перед собой задачу поиска способов развития самостоятельного мышления ребенка, совершенствование навыков запоминания и воспроизведения знаний, умения применять их на практике.

Предметом исследования является методика организации проектной деятельности младших школьников.

Цель курсовой работы: анализ методики организации проектной деятельности детей школьного возраста.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Расширить понятие методики проекта с помощью педагогической и методической литературы.

  2. Рассмотреть методику организации проектной деятельности.

  3. Показать специфику применения проектного метода в начальной школе.

  4. Показать возможности организации проектной деятельности в начальных классах

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех абзацев, заключения и библиографии.

17 стр., 8452 слов

Отчет по учебной практике в проектной организации

... отдела: выполнение проектов организации строительства на стадиях: Проект, Рабочий проект; стройгенпланы на подготовительный и основной периоды строительства на стадии Рабочей документации; Отдел инженерной подготовки территории Функции отдела: разработка проектной документации по организации рельефа ...

Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс — прогрессивная и назревшая. В нем огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы. А тенденции, которые проявляются в организации проектной деятельности школьников, указывают на необходимость корректировки развивающего опыта.

Одна из приоритетных задач современной школы — создание полноценно необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъективности ученика в учебном процессе.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.1. История возникновения проектного метода обучения

Деятельность проекта как источника развития сферы образования и вида профессионально-педагогической деятельности в истории культуры формировалась достаточно давно. Изначально дизайн тесно переплетался с тканью жизни, не выделяясь как самостоятельный вид бизнеса. Философы увидели в дизайне один из механизмов культуры, который способствует превращению человека в свободное существо. Дизайн как вид деятельности стал интенсивно развиваться в сферах инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. На философском уровне проект рассматривается как результат деятельности по духовному преобразованию. На деятельностном — как результат проектирования. Уже в работах Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна представлены идеальные образы «новой породы людей». Идеал выступает в данном случае как своего рода проект-цель, воплощая идею совершенства, а дизайн проявил себя на разных уровнях жизни общества как желание активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира.

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский выразил идею введения стимула к исследованиям в деятельности учителя для достижения успеха в учебе. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» [10]

Позднее эта идея получила развитие в трудах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо провозгласил тезис, что наши первые учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее»

В первой трети ХХ века представители различных областей знаний внесли свой вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности применительно к социально-образовательной сфере. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В. Х. Килпатрик и многие другие.

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентировать образование на соответствующую деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные по методике проекта, предлагали учащимся свободный выбор занятий. Учебная программа рассматривалась как собрание взаимосвязанного опыта. Студенты сами выбрали виды деятельности, благодаря которым были получены новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного. Основная суть метода проектов была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.

21 стр., 10100 слов

Исследования «Обучение младших школьников проектной деятельности ...

... основы самореализации младших школьников в проектной деятельности 1.1.Сущность проектной деятельности Анализируя понятие «проектная деятельность» оказалось, что в современной литературе по педагогике и психологии понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются ...

В общем, виде их главные идеи состояли в следующем:

  1. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

  2. Деятельность строится не в русле учебного предмета;

  3. Опора на сиюминутные увлечения детей;

  4. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Имя Джона Дьюи связано, прежде всего, с реализацией проектного метода, ориентированного на полезную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической литературе приобрела известность в 1908-10 гг. в описании «домашних проектов», применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах. С 1911 года термин «проект» был узаконен Бюро образования Соединенных Штатов и все более укореняется в американской педагогике: «Проект — это каждое действие, индивидуальное или групповое, выполненное от всей души». Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе, 1925 г.

В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дьюи, но и Лая, Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.

Оригинальный слоган основателей системы обучения проекта — «Все от жизни, все для жизни». Поэтому метод проектирования изначально предполагал использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит познавательный процесс. Свобода исследования студентов является важным элементом методики обучения. Деятельные умы не могут развиваться без исследовательской свободы. [5]

В зарубежной педагогике проектный метод получил распространение и развитие благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных задач в совместной деятельности студентов. Главный тезис современного понимания проектного метода, привлекающий многие системы образования, заключается в том, что студенты понимают, зачем им нужны полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

14 стр., 6932 слов

Методы управления проектами

... и т.д. Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и провести его обоснование, его жизнеспособность.; выявить проекта (подцели, задачи, ... проект: масштаб (размер) проекта; сложность проекта; сроки реализации; ограниченность ресурсов; место и условия реализации проекта. Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах: как дело, деятельность, ...

Метод проектирования основан на развитии познавательных способностей студентов, обучая их: умению строить собственные знания. Поэтому в зарубежной педагогике методика проекта получила дальнейшее развитие, включая все прогрессивные элементы обучения, успешно апробированные на практике.

В 20-х годах прошлого столетия проектный метод в преподавании пытался использовать С.Т. Шацкий. В российских школах этот метод широко использовался для реализации предложенной задачи — развития учеников. Отличие советского воплощения проектного метода от американского заключалось, прежде всего, в подчеркнутой общественно полезной, рабочей, идеологической направленности проектов. Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению содержательного аспекта: метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени — направленность его на ребенка.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.

Основной принцип метода проектов гласит, что исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через соответствующую активность ученика, в соответствии с его личными интересами в этом конкретном знании. Учитель может предложить новые источники информации или просто направить мышление учеников в правильное русло для их собственного исследования. Но, следовательно, студенты должны решать задачу самостоятельно и совместно, применяя необходимые знания, иногда поступающие из разных областей, для получения реального и осязаемого результата. Таким образом, решение проблемы приобретает контуры проектной деятельности. Конечно, со временем реализация метода проектирования претерпела определенную эволюцию.

Основанный на идее бесплатного образования, метод проекта теперь включен в структуру системы образования. Но суть идеи остается прежней — стимулировать интерес детей к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и задач, решение которых приводит к появлению новых знаний и навыков. [ 4]

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [3]

В современном учебном процессе проектный метод не заменяет систему аудиторных занятий, а выступает дополнительным звеном в организации самостоятельной занятости студентов. В последние годы наблюдается растущий интерес к этой форме образовательной организации, которая позволяет детям обучать способности приобретать знания посредством своей деятельности.

5 стр., 2166 слов

Принципы, формы, методы обучения персонала в организации

... методы обучения Известны 2 основные формы обучения: На рабочем месте. Эта форма является наиболее предпочтительной для большинства организаций в ситуации, когда речь идет о повышении уровня и качества персонала. ... с целью максимизации продуктивности и эффективности их деятельности. 8) Метод усложняющихся заданий. Суть заключается в предоставлении сотруднику возможности выполнения сначала достаточно ...

1.2. Сущность проектного метода обучения

В настоящее время проектный метод все чаще рассматривается как система обучения, в которой студенты приобретают знания и навыки в процессе планирования и выполнения практических задач — постепенно и постоянно усложняющихся проектов.

Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Этим свойством обладает деятельность, связанная с окружающей ребенка действительностью и основанная на реальных интересах детей.

Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата, ориентированного на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучаегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Проектная деятельность — конкретная деятельность субъектов от идеи до создания проектного продукта и его экспериментирования. Под субъектами проекта понимается, во-первых, педагог (руководитель проекта), так как именно он создает учебные ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей; во-вторых, ученика иди группу учащихся, непосредственных исполнителей проекта; в-третьих, всех взрослых (узких специалистов-предметников, родителей и других лиц), которые принимают активное участие в работе над детским проектом.

Суть проектного обучения состоит в том, что в процессе работы над учебным проектом студент понимает реальные процессы, предметы, живет в конкретных ситуациях преодоления трудностей. [ 7]

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

 сущность проектного метода обучения 1

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течении длительного времени, чаще проводятся во внеучебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции есть проекты, предполагающие только содержание изучаемого предмета, и междисциплинарные проекты, учитывающие содержание многих учебных предметов.

По количеству участников выделяются индивидуальные проекты, выполняемые студентом самостоятельно, коллективные — в парах, выполняемые парами участников, и групповые — для групп студентов.

27 стр., 13154 слов

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В ...

... межпредметный). Наибольшее значение для организации проектной деятельности в начальной школе имеет классификация проектов по ведущему виду деятельности (см. таблицу 1). Таблица 1 Характеристика проектов, классифицированных на основе ведущего вида деятельности Виды проектов, Их особенности Информационно ...

По способу преимущественной деятельности студентов выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты. [ 2]

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задачи, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В игровых проектах учащиеся часто берут на себя определенные роли, определяемые характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и вымышленные люди, имитирующие социальные, коммерческие отношения, осложненные ситуациями, придуманными участниками. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет, например, путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории.

Креативные проекты, как и игры, не имеют полноценной структуры совместной деятельности, а лишь очерчены и подчинены полу конечного результата в логике совместных интересов и деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации об объекте, проектирование процесса и явления в конкретных условиях, разработку проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. Когда они достигнуты, ставится цель, отбирается и анализируется научная информация, проводится мозговой штурм для ее решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, сообщения и т. д. Все большее количество проектов реализуется в современном образовательном процессе с помощью компьютера. В этом случае компьютер служит необходимым инструментом в реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности и т. д. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, рабочие тетради для проектной работы и т. д.), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т. д. средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. Информационные и коммуникационные инструменты включают компьютеры, периферийные устройства, мультимедийные технологии и системы виртуальной реальности, системы компьютерной графики и искусственный интеллект. Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... указанием его номера. 4.8 Таблицы, используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, ... функций, систем и методов организации деятельности. Содержание практического решения (проекта) должно включать разработку конкретных действий, ... разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ 1.1 Название ...

Выводы по главе

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих (например, одновременно практико-ориентированных и исследовательских).

Каждый тип проекта характеризуется тем или иным типом согласования, сроками, фазами и количеством участников.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата, ориентированный на его интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Разнообразие видов деятельности проекта раскрывает широкие возможности его применения в образовательном процессе. Методика проекта всегда ориентирована на самостоятельную работу студентов: индивидуальную, парную, групповую, выполняемую за определенное время.

Достоинством проектного метода является высокая степень автономности, инициативы студентов и их познавательной мотивации, приобретение детьми опыта исследовательской и творческой деятельности, междисциплинарная интеграция знаний, навыков и умений. Проектное обучение поощряет и улучшает истинное обучение учащихся, расширяя сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

ГЛАВА II. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1. Возможности организации проектной деятельности в начальных классах с учетом ФГОС

В настоящее время при внедрении ФГОС для LEO повышается внимание к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего и проблемного обучения в рамках системного бизнес-подхода. Цель и назначение развивающего и проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность и ознакомить учащихся с методами научного исследования с последующим применением знаний на практике. Одним из таких методов является метод проектов.

Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий — проектов. [ 6]

10 стр., 4520 слов

Перспективы развития управления проектами

... развитию, от отдельных проектов и программ через проектно-ориентированные организации и компании к проектно- ориентированным бизнесу и обществу в целом как развивающимся большим системам. 1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности. Развитие ...

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Необходимость изменения роли ученика в учебном процессе и превращения его в активного участника этого процесса в настоящее время общепризнана всеми — учёными, методистами, учителями. Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. Вот только вряд ли стоит надеяться на него как на единственный и универсальный. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых — осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьёз организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта приобретение учащимися новых знаний, не может быть получено без опоры на базовые (основные) знания и на общие учебные и предметные действия. Существенное значение имеет и тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. [9]

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе).

В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

8 стр., 3859 слов

Современные концепции маркетинговой деятельности

... проблем, а также основных маркетинговых концепций. Существует несколько основных концепций, руководствуясь которыми компании ведут маркетинговую деятельность: концепции совершенствования товара и производства, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-этичный ...

По мнению некоторых исследователей, творческая проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская — практически невозможна. Причинами чаще всего называли: физиологические особенности детей младшего школьного возраста; отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у учащихся начальных классов; отсутствие самостоятельности в выборе темы; недостаточный уровень системного аналитического мышления; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументировано строить доказательства; слабое владение техническими средствами по обработке информации. [ 8]

Образование младших школьников должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания и умения, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

— мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

— планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

— рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Творческая исследовательская деятельность учащихся, рассматриваемая в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей имеет две стороны:

— во-первых, она представляет собой результат исследования, т.е. новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью;

— во-вторых, является средством развития научных способностей учащихся за счёт приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе.

Дети понимают, что знания, которые они усваивают в процессе проектной деятельности, они открыли сами, своими усилиями.

Они не просто вычитали в книге способ действия, а смогли применить его в реальной жизненной ситуации, видя результат своих усилий.

Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:

  1. знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

  2. владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

  3. владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско — творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и улучшает истинное обучение учащихся, расширяя сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

Проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.

Специфика организации проектной деятельности начальных классов

При организации

У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно- познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

1)исследовательские (генерирование идеи, выбор лучшего решения);

2)социального взаимодействия (сотрудничество и взаимопомощь);

3)оценочные (оценка хода, результата своей деятельности и других);

4)информационные (самостоятельное осуществление поиска нужной информации; выявление недостающей информации или умений);

5)презентационные (выступление перед аудиторией; ответы на незапланированные вопросы; использование различных средств наглядности)

6)рефлексивные (ответы на вопросы: «Чему я научился?», «Чему необходимо научиться?»; адекватный выбор своей роли в коллективном деле);

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).

Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.

Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка.

Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.

Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.

Основные виды творческих работ: поделки и мероприятия.

Формы проектной деятельности: выставка, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, компьютерная презентация, видеофильм, экскурсия.

Продукты проектной деятельности: сборник законов, новогодняя газета, новогодний праздник, различные коллективные поделки, коллективное сочинение.

Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог персонажей литературных или исторических лиц, инсценировка, «научная конференция», «пресс-конференция», ролевая игра, соревнования, спектакль, экскурсия, компьютерная презентация и т.д.

Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет специфику:

  • учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность;
  • применение метода начинается в 3-4 классах;
  • на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность;
  • успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования. А тенденции, которые проявляются в организации проектной деятельности школьников, указывают на необходимость корректировки развивающего опыта.

Выводы по главе

Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

При организации

У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Темы детских проектных работ выбираются в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что правильно организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/proektnaya-deyatelnost-eto/

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005.

  2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004.

  3. Коменский Я. А. Великая дидактика / Пер. А. Щекинского. — М., 1893. — С. 138

  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

  6. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. — №2.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

  8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003.

  9. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках.

  10. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.