Русский язык в профессиональной деятельности

Эссе

Буденко Татьяна Яковлевна,, Республика Крым, город Феодосия МБОУ «Школа №14 города Феодосии Республики Крым», Эссе на тему «Учу языку моих предков», Вечный язык

Кажется, это было совсем недавно… Из комнаты доносятся стихи Пушкина. Мама всегда читает что-нибудь наизусть, когда одна в комнате. Звуки раздаются то громче, то тише… Мама читает на русском языке. В моей семье мы говорим на болгарском, украинском, смешивая казахские и польские слова. Но с незапамятных времен русский язык стал родным сердцу и душе, родным каждому в нашей многонациональной семье, объединяющей людей разных национальностей. Прекрасный, благоуханный, сильный и вечный язык. Вечное, как это голубое небо над нами, как животворящая вода, как солнце, поднимающееся над горизонтом. Вечный, как история моих предков. Вечное, как творения великих писателей и поэтов, говорящих и пишущих по-русски. Вечный А.Пушкин, вечный Ф.Достоевский, вечный Ч.Айтматов, вечный О.Сулейменов…

…А вот другая картинка. Я — среди выступающих на Всесоюзном фестивале народного творчества. Русские, армяне, татары, немцы, болгары, украинцы, греки и даже индийцы! И мы понимаем друг друга! В этом уникальная роль русского языка: быть незаменимым средством межнационального общения.

Эти воспоминания привели меня к мысли, что именно на языке люди, их родина, одухотворяются. Вот почему правильный и, возможно, единственный способ проникнуть в характер народа — это ассимилировать его, изучить его язык. Поэтому я и стала учителем именно русского языка. так получилось, что я много лет преподаю русский язык как иностранный студентам. Но я старалась работать так, чтобы мои дети гордились тем, что говорят по-русски, уважали и ценили русскую культуру.

…Часто напоминаю своим ученикам слова А.Куприна: «Язык — это история народа, это путь цивилизации и культуры». Язык — это тайна истории, тайна значения, тайна культуры. Попробуем изучить историю русского языка, и тогда станет понятно, почему русские называют ведьму ведьмой и какое отношение это слово имеет к медведю. И, конечно же, дети удивляются тому, что рубаха и разрез общий славянский корень! Таким образом, обучение этимологическому анализу слов помогает моим ученикам выучить сложные для написания слова: сверстник, сверстник, рукавица, тюлень, горчица, замечательно. Одновременно студенты узнают интересные страницы истории русского народа.

Вы, наверное, тоже часто слышите в периодической печати и Интернете тревожные голоса учителей – словесников, ученых — лингвистов, которые обеспокоены состоянием и судьбой русского языка: «В речи носителей языка зачастую проникают слова иностранного происхождения, которые имеют аналоги в русском языке». Как я могу помочь своим детям понять значение слов, в первую очередь русского? Иногда полезно ввести в урок такое веселое упражнение, как «тупой словарный запас». Учащимся необходимо исправить толкование значения слов, например, язычник — болтливый человек, кувшинчик- тот, кто изготовляет кувшины. Чтобы показать, как красив наш русский язык, как многообразен он, использую задания на замену иностранных слов синонимичными словами, например, конфронтация сторон – противоборство; конгруэнтность- честность. Чаще всего студенты не понимают значения иностранных слов, поэтому мы приходим к выводу: используем в нашей речи только те слова, значение которых нам понятно и знакомо.

7 стр., 3048 слов

Речевой этикет в современном русском языке

... стремиться овладеть всеми тонкостями родного языка, - долг каждого, кому дорог наш язык. 1. Речевой этикет и культура общения «Гибок язык человека: речей в нем край непочатый» Гомер. ... «Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!» Скрытой тавтологией называют соединение иноязычного и русского слова, дублирующих друг друга по лексическому значению: памятные сувениры, впервые ...

Как учитель, я больше боюсь искажения звуковой формы слова, неправильного акцента. Как научить правильно произносить слова? Ежедневная проверка речи студентов, исправление ошибок и концентрация на правильном произношении — задача преподавателя языка. В моем российском офисе на одной половине доски всегда есть плакаты со словами, в которых чаще всего допускаются орфографические ошибки. Вроде бы ученик проходит мимо, но постоянное обращение к доске на уроке «заставляет» смотреть на бумагу! Я рад, что студенты уже поправляют друг друга. Однажды на работе зазвонил телефон: моя бывшая ученица попросила меня правильно произнести слово «Я перезвоню». Конечно, не раздумывая, я назвала слово и на другом конце трубки услышала ее радостный возглас: «Вот! Это вам мой учитель русского языка говорит!» Надеюсь, что мои дети будут покупать тОрты и пить чай со слИвовым вареньем, поставят в нужном месте апострОф, приедут вовремя из аэропОрта, подпишут договОр, и точно будут знать, на каком квартАле находится диспансЕр.

С благодарностью вспоминаю свою учительницу Галину Алексеевну Данилевскую, руководительницу моей первой педагогической практики, которая научила меня самой эффективной технике в работе учителя русского языка: работе над ошибками. Это начало почти всех моих уроков в любом классе. Любимая форма работы над ошибками — прием «Две колонки». Проверяя тетради, записываю допущенные ошибки и на уроке делю класс на 2 группы, каждая из которых должна писать слова только для определенного правила. Часто пользуюсь игрой, например «Кто дольше держит штукатурку?» Если ученик не объяснил написание написания, мел передается другому ученику. Иногда я сам исправляю ошибки, но для следующего урока обязательно планирую словарный диктант со словами, над которыми работал. Словарная работа стала еще одним основным структурным элементом моих уроков русского языка. Согласитесь, для того, чтобы преподавать язык, а тем более такой сложный, как русский, необходимо дать учащимся твердые навыки правописания и правильного письма. Не забывайте, что словарные диктанты содержат большой образовательный потенциал: я обычно выбираю написание для повторения, а затем подбираю значимые слова для развития моральных качеств.

9 стр., 4016 слов

Роль русского языка в моей профессии

... общения; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; знание этикета и чёткость выполнения его правил. Поэтому знание русского языка, то есть владение языком ... и результатами работы. Профессиональное общение - это голосовое взаимодействие специалиста с другими специалистами в процессе профессиональной деятельности. А каково происхождение слова «профессия»? Обратимся ...

Например, написание «Написание одного и двух n в разных частях речи»: национальные ценности, праздники, многонациональность страны, межэтническая толерантность, ответственность перед обществом. После письменной части словарной работы в ходе беседы подведу учащихся к мысли, что только знание истории, языка, культуры народа, основ культурного наследия народов России приведет к формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своему языку, к своей культуре и воспитает истинного патриота. Чтобы пополнить словарный запас студентов, я часто использую такие упражнения, как «Исправления» или «Корректоры». Я предлагаю студентам предложение, и они должны заменить одно слово другим словом с определенной частью речи, которую я произнес. Например, в предложении «Поспешно взял и вышел» корректируем все три слова: 1) украдкой, быстро, тайком, небрежно; 2) схватил, вынул, выхватил; 3) выскочил, помчался, заторопился.

Я удивляюсь, когда слышу, что русский язык не излюбленный предмет для многих студентов. Язык, без которого невозможно общение не только в России, но и за рубежом!? Русское слово, способное «спасти» и «полки за собой повести»!? Язык и литература не могут не интересовать и оставлять равнодушным! Поэтому уверена, что и уроки, и внеклассная работа по русскому языку является не только неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы, но и важнейшей составной частью профессиональной деятельности любого современного учителя-словесника. Из массовых мероприятий вспомним праздничный концерт, посвященный Дню языков, ежегодные конкурсы диктантов «Самые грамотные», приуроченные к Международному дню грамотности. Четко спланированная и организованная внеклассная работа по теме — мощное средство развития у студентов интереса к русскому языку как учебному предмету. Я думаю, что различные клубные программы и внеклассные мероприятия способствуют познавательной активности и самостоятельности студентов. В разные годы вела предметные кружки: «Экологическая тропинка» (эколого-художественная деятельность), «Творческая лаборатория» (создание мультимедийной продукции), «Занимательная грамматика» (интересные задания тренировочного характера), «Эссе как вид творческой работы» (изучение алгоритма написания эссе), «Диалог культур» (полиязычное воспитание).

Уроки построены таким образом, чтобы создать благоприятные условия для развития творческой фантазии учащихся, способности мыслить свободно и нестандартно. Обучая детей русскому языку и литературе, я считаю, что самое ценное в уроке нашего предмета и во внеклассной работе — это Слово, слово мыслящего и образованного человека. Поэтому итогом работы урочной и внеурочной деятельности чаще всего становятся сборники творческих работ учащихся («Здоровье — большой диалог с жизнью», «Я помню, я горжусь», «Мой город», «Экологический набат», «О школа! Колыбель моя»).

4 стр., 1933 слов

Рецензия на дипломную работу. студента Регарова Ивана Леонидовича

... г. Отзыв на дипломную работу студента Регарова Ивана Леонидовича на тему: Анализ финансовой деятельности предприятия Дипломная работа по теме "Анализ финансовой деятельности предприятия (на примере ООО "Инавтосервис")" по содержанию и объему соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам по специальности ...

Недавно я стала «собеседницей» в Интернете двух молодых мам, которые рассуждали о том, что «можно не знать фамилию президента какой-то страны, но, если ты мама трехлетнего ребенка, то Гриффинов, Спанч Боба, Астробоя, Джамбо, Покемонов, Акикана ты должна знать!» Я задумалась… Научат ли все эти мультяшные герои моих племянников и внуков

удивляться, восхищаться, радоваться обыкновенным человеческим ситуациям? Научат ли они моему языку, языку моих предков? Сохраним ли мы тебя «великое русское слово» с таким отношением к воспитанию детей? Конечно, вы понимаете, что я не согласилась с современными мамами и стала их ненавистной оппоненткой. На уроке русского языка, я думаю, будет справедливым, если вы произнесете слово, проверенное веками. В качестве дидактического материала для своих детей я выбираю сказки К.Чуковского и Э.Успенского, стихи Агнии Барто и С. Маршака, романы А.Пушкина и Л.Толстого. Важно, чтобы мы, взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и воспитатели, разбирали вместе с ребенком прочитанное, показывали им красоту нашего русского языка, объясняли значения непонятных слов! Результат – грамотный, думающий и читающий ребенок, — стоит этого! И тогда мы действительно «сохраним тебя русская речь!»

Уверен, что учитель русского языка всегда будет осознавать свою высокую миссию: быть проводником в удивительном и необыкновенном мире русской культуры. Я твердо верю в силу моего родного языка — русского, в «нашем великом языке», в языке, который мы унаследовали от наших предков. Внемлю звукам с детства милым! Честь и слава моему языку!