Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками

Контрольная работа

Контрольная работа по прикладной политологии на тему:

«Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками».

Студентки 5го курса

З/о, политологии

Фещенко Юлии

Одесса 2008г.

1. Понятие и сущность политического риска

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и на практике понятие риска многогранно и неоднозначно.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” [1, с.139].

В. Вестон и Б.Зорге определяет политический риск как действия национального правительства, которые препятствуют бизнес-операциям, изменяют условия соглашений и приводят к конфискации корпоративных активов. [3].

Политический риск — это вероятность возникновения политических факторов, в которых они могут оказать благоприятное или негативное влияние на управленческую, экономическую и другую деятельность. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы [2].

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в инвестиций [8].

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, связанные с действующей системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск»[6].

Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

7 стр., 3014 слов

Риски в предпринимательской деятельности

... Я считаю, что в настоящее время проблема риска в предпринимательской деятельности особо актуальна, ведь в условиях современной российской экономики со все более и более устанавливающейся экономической средой в предпринимательскую деятельность вносятся дополнительные элементы ...

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками [4].

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, внутриполитической ситуации в национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

  • б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
  • в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;
  • г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть оформлено в национальной валюте, что имеет ограниченный объем.

Уровни политических рисков

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. На практике уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности тех, кто выбирает методы решения проблемы.

На практике оценки политического риска предоставляются для разных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих рассмотрения оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [4, c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России).

В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Об этом свидетельствует, в частности, тематика дискуссий на ежегодных конференциях Международного совета по управлению бизнес-рисками. Это отражается в тенденциях, связанных с некоторыми влиятельными кругами на Западе с «глобальной координацией» отношений, между тенденцией к созданию «мирового поля доверия”. Однако велика опасность увеличения «уязвимости» некоторых государств со стороны тех, кто контролирует это «поле» и определяет нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска, конвертируются в соответствующие рейтинги. Оцените его место в общем множестве сравнительной степени желательности состояния соответствующей ситуации. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее позиции в группе, упорядоченной в определенной последовательности, с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, при этом самый низкий уровень политического риска получает самые высокие баллы. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто [4, c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой зоны деятельности).

Таблица 1

Шкалы оценки уровня риска

Уровень риска Баллы Вероятность существ. Ущерба
практически отсутствует 83-100
очень низкий 75-82 Низкая
Низкий 67-74 (мала)
Заметный 60-66
Ниже среднего 55-59 Умеренная
51-54 (допустимая)
Средний 45-50
Выше среднего 40-44 Большая
на грани допустимого 34-39 (велика)
не допустимо 26-33
18-25 Высокая
0-17

Таблица 2

Рейтинговая таблица риска (1995г.).

Рейтинг 1995 (из181 страны) Уровень риска страны, баллы (1995 г.)
1 100
2 99
3 98
4 97
Нидерланды 5 96
Швейцария 6 96
Япония 7 95
США 8 94
Германия 12 92
Бельгия 14 90
Тайвань 15 86
Швеция 17 85
Австралия 18 85
Корея 21 82
Испания 22 82
Италия 23 80
Таиланд 29 75
С. Аравия 40 66
КНР 42 65
Индонезия 43 64
ЮАР 49 62
Индия 53 55
Турция 59 50
Польша 66 47
Мексика 67 47
Бразилия 78 43
Аргентина 83 41
Пакистан 94 37
Россия 133 22
Нигерия 151 16

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Таблица3[8]

Рейтинговая таблица политического риска стран мира (1997г.).

Место, занимаемое в рейтинге политического риска ста стран мира Наименование Рейтинг политического риска (наилучшая сумма баллов составляет 25, наихудшая нулю)
1. США 25,00
2. Германия 24,97
3. Швейцария 24,84
4. Великобритания 24,82
5. Люксембург 24,70
6. Нидерланды 24,46
7. Норвегия 24,37
8. Япония 24,27
9. Дания 24,16
10. Франция 24,03
11. Австрия 23,91
12. Канада 23,91
13. Бельгия 23,41
14. Швеция 23,01
15. Финляндия 22,92
16. Австралия 22,69
17. Ирландия 22,41
18. Италия 22,07
19. Новая Зеландия 22,03
20. Сингапур 21,91
21. Испания 21,81
22. Португалия 21,45
23. Тайвань 21,16
24. Бруней 20,83
25. Гонконг 20,21
26. Исландия 19,90
27. Бермуды 19,08
28. Турция 18,82
29. ОАЭ 18,68
30. Мальта 18,46
31. Чили 18,37
32. Кувейт 18,01
33. Кипр 17,92
34. Южная Корея 17,65
35. Китай 17,50
36. Израель 17,31
37. Оман 17,17
38. Саудовская Аравия 17,11
39. Малайзия 17,10
40. Греция 17,02
41. Макао 16,59
42. Катар 16,40
43. Чехия 16,39
44. Пуэрто-Рико 16,39
45. Маврикий 16,34
46. Словения 16,33
47. Багамы 16,17
48. Ботсвана 15,96
49. Бахрейн 15,38
50. Польша 15,33

Опубликованы рейтинги политических рисков 100 стран мира, 50 из которых рассмотрены выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

Таблица 4[8]

Рейтинговая таблица политического и общего риска (2007г.)

По общему риску Рейтинг политического риска страны Рейтинг риска (общий)
1 Люксембург 25,00 99,59
2 Норвегия 24,64 99,51
3 Швейцария 24,82 99,04
4 Дания 24,47 95,78
5 Швеция 24,68 94,92
6 Ирландия 24,30 94,65
7 США 23,46 94,54
8 Нидерланды 24,59 94,39
9 Финляндия 24,68 94,11
10 Австрия 24,20 93,33
11 Великобритания 24,04 93,18
12 Канада 24,21 92,58
13 Германия 24,23 92,37
14 Исландия 23,23 92,13
15 Австралия 24,30 91,90
16 Бельгия 23,65 91,88
17 Франция 23,84 91,73
18 Япония 23,44 89,89
19 Новая Зеландия 24,05 89,67
20 Сингапур 23,22 89,03
21 Испания 22,96 88,92
22 Италия 22,23 85,97
23 Португалия 22,49 84,30
24 Бермуды 21,52 84,21
25 ГонКонг 21,36 83,28
26 Словения 21,67 82,31
27 Греция 21,21 81,77
28 Тайвань 20,22 80,57
29 ОАЭ 19,49 79,58
30 Кувейт 19,10 79,52
31 Катар 19,34 78,52
32 Мальта 20,11 77,49
33 Кипр 19,36 76,24
34 Багамы 18,81 72,28
35 Бахрейн 17,20 72,26
36 Саудовская Аравия 16,59 71,77
37 Чехия 19,70 71,50
38 Южная Корея 19,53 70,87
39 Израиль 17,13 70,29
40 Бруней 19,26 69,96
41 Барбадос 19,22 69,09
42 Польша 18,49 68,98
43 Венгрия 18,03 68,93
44 Чили 20,29 68,83
45 Словакия 18,62 67,32
46 Эстония 19,11 67,12
47 Оман 17,83 66,07
48 Латвия 17,83 64,96
49 Малайзия 19,09 64,76
50 Мексика 17,65 64,33

В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37).

Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском.

Оценки политических рисков используются, прежде всего, на этапе принятия решений, но в последнее время они используются и при их реализации, что находит отражение в соответствующем целевом мероприятии: управлении рисками. Это необходимость влиять на развитие событий таким образом, чтобы не допустить создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение процедур:

1) Планирование управления рисками

2) Идентификация рисков

3) Качественная оценка рисков

4) Количественная оценка

5) Планирование реагирования на риски

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом и с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Хотя представленные здесь процедуры считаются дискретными элементами с четко определенными характеристиками, на практике они могут перекрываться и взаимодействовать.

Планирование управления рисками, Идентификация рисков

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков — итерационный процесс. Первоначально идентификация рисков может выполняться частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Дальнейшая идентификация может осуществляться центральной группой менеджеров проектов. Независимые специалисты могут участвовать на заключительном этапе процесса для формирования объективной оценки. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков [7, c.39].

Качественная оценка рисков

Наличие сопроводительной информации упрощает определение приоритетности различных категорий риска. Качественная оценка рисков — это оценка условий возникновения рисков и определение их влияния на проект с использованием стандартных методов и средств.

Использование этих инструментов помогает частично избежать неопределенностей, которые часто возникают в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков [7, c.40].

Количественная оценка рисков

  • вероятность достижения конечной цели проекта, — степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,
  • риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,
  • фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка риска часто сопровождает качественную оценку, а также требует процесса идентификации риска. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков [7, c.41].

Планирование реагирования на риски

планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны соответствовать задачам на каждом этапе проекта и согласовываться со всеми членами команды управления проектом. Обычно требуются несколько вариантов реагирования на риски [7, c 42].

Мониторинг и контроль

Качественный контроль проекта предоставляет информацию, которая поможет вам принимать эффективные решения по предотвращению возникновения рисков. Для предоставления полной информации о реализации проекта необходимо взаимодействие всех менеджеров проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

  • Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом
  • Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения
  • Риски изменились по сравнению с предыдущим значением
  • Наступление влияния рисков
  • Необходимые меры приняты
  • Подверженность рискам была спланированной или случайной.

Контроль может включать выбор альтернативного принятия корректировок, изменение дизайна для достижения базового уровня. Между руководителями проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, все изменения и явления должны фиксироваться. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/politicheskiy-risk/

Горшкова А.А. Политический риск и методы его оптимизации // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 139–142.

Государственная политика и управление: Учебник. Под ред. Сморгунова Л. В. М., «Российская энциклопедия», 2006, стр. 347

Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2006, стр. 678

Кузнецова Н. В. «Управление рисками». – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 168с.

Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Регион: экономика и социология. – 2003. — №3. — С. 11 – 19.

Сморгунов Л. В. Указ соч.,

euromoney