Мотивационная готовность детей к школе

Курсовая работа

Одной из основных проблем психологии является проблема мотивации как важнейшего структурного элемента системы деятельности и поведения. Это исследование имеет большое значение как для современной психологической науки, так и для социальной практики. Проблема мотивации приобретает особое значение в связи с возрастающим значением проблем развития личности, поскольку решение проблем общества напрямую зависит от личности, ядром которой является сфера мотивации.

Образование и обучение человека тесно связаны с формированием последовательного поведения в позитивно мотивированной, личностно и социально значимой деятельности. В своей деятельности ребенок входит в систему социальных отношений и начинает функционировать в контакте с другими людьми. Не случайно А.Н. Леонтьев совмещал изучение личности с изучением деятельности и даже поставил это на первое место в своей книге «Деятельность. Осознание. Личность». В дошкольном возрасте, по его словам, связаны первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство: единство личности.

Подход к деятельности дошкольников применительно к деятельности, направленной на развитие готовности к школе, ставит проблему изучения роли в ней компонентов личности. Мотивы — один из таких компонентов. Тем не менее, Л.С. Выготский подчеркнул необходимость построения рефлексии по проблеме духовного развития ребенка на основе исследования динамического единства его сферы мотивации и потребления, активности и поведения.

Понятие «готовность» к осуществлению деятельности, несмотря на его широкое распространение, имеет неоднозначную психолого-педагогическую трактовку: готовность рассматривается на основе черт и характеристик личности — «интегральная система черт личности» (В.В. Сериков), «интегральное качество личности» (И.Л. Яцукова), структурированная система черт личности (О.В. Госсет).

В области педагогической психологии работы П.К. Анохин, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, Х. Хекхаузен и другие имеют большое теоретическое и практическое значение.

В последние годы в дошкольной психологии наметилась тенденция выйти за рамки подхода к изучению мотивов как сущностей, которые только сопровождают определенную деятельность или стоят за ее пределами. С сегодняшней точки зрения мотив считается одним из важнейших структурных образований самой деятельности.

Проблема развития мотивационной готовности школ для мальчиков и девочек (гендерный подход) относится к слаборазвитым.

6 стр., 2720 слов

Информационные технологии в профессиональной деятельности» : ...

... венцом компьютерных инструментов ручного этапа развития компьютерной техники. Механический этап развития вычислительной техники Развитие механики в 17 в. стало предпосылкой создания вычислительных устройств ... Непером логарифмы оказали революционизирующее влияние на все последующее развитие счета, чему в значительной степени способствовало появление целого ряда логарифмических таблиц вычисленных ...

На современный уровень научно-технического прогресса психологи и педагоги пытаются перевести психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на компьютеры. Это различные веб-сайты, которые описывают мотивационную сферу детей детского сада и младшего школьного возраста, с рядом доступных тестов. Они также представляют собой пакеты программного обеспечения для стандартизации или дополнения обычных методов обследования ребенка, таких как экспертная система для индивидуальной поддержки развития ребенка.

Таким образом, существующее противоречие между высокими требованиями к уровню мотивационной готовности к обучению в начальной школе и недостаточной направленностью образовательного процесса в дошкольных учреждениях на учет психологических особенностей в формировании мотивационной готовности мальчиков и девочек является прямым обоснованием актуальности проблем нашего исследования и выбора темы: «Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе».

Объект исследования —, Предмет нашего исследования, Цель исследования, Гипотеза:, На основе понимания проблемы, целей и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи

  • теоретический анализ проблемы мотивации школы;
  • определение методов исследования;
  • экспериментальное исследование мотивационной школьной готовности мальчиков и девочек;
  • разработка рекомендаций.

Мотивация обучение школа ребенок

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; психологический эксперимент; психологическое наблюдение; психологические тесты; опросники; интервью; статистический анализ результатов.

Теоретический смысл исследования представлен нам в уточнении понятия «мотивация готовности к обучению в школе», в его комплексном рассмотрении с педагогической, возрастно-психологической и гендерно-психологической точек зрения.

Практическая значимость исследования обусловлена введением его результатов в работу педагогов дошкольных детских групп, участвующих в исследовании, и их положительным влиянием на процесс формирования мотивационной готовности к обучению с учетом гендерно-специфических психологических особенностей развития ребенка.

Формирование мотивационной сферы — предпосылка готовности ребенка к школе

Концепция готовности к школе

В последнее время задача подготовки детей к школе заняла важное место в развитии идей психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятная профессиональная подготовка во многом определяется степенью правильного учета уровня готовности детей к школе. К сожалению, в современной психологии нет единого и четкого определения терминов «готовность» или «готовность к школе».

10 стр., 4641 слов

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

... 2. Способы определения готовности дошкольников к обучению в школе. 2.1. Мотивационная готовность к школе - важнейшая составляющая личностного развития ребенка 6-7 лет. , , указывают на тот факт, что готовность к школе в мотивационном плане является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет. Он ...

А. Анастаси интерпретирует концепцию подготовки к школе как «овладение навыками, знаниями, умениями, способностями, мотивацией и другими поведенческими качествами, необходимыми для оптимального усвоения школьной программы».

И. Шванзара более полно определяет готовность к школе как достижение уровня развития, когда ребенок получает возможность участвовать в школьном образовании. И. Шванзара подчеркивает умственные, социальные и эмоциональные аспекты подготовки к школе.

Л.И. Божович отмечал в 1960-х годах, что желание учиться в школе состоит из определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности произвольно регулировать познавательную деятельность и социального статуса ученика.

Аналогичные взгляды были разработаны А.И. Запорожецем, который отметил, что готовность учиться в школе — это «целостная система взаимосвязанных характеристик личности детей, включающая характеристики их мотивации, уровень познавательной, аналитической и синтетической деятельности, степень формирования механизмов добровольного регулирования действий и т.д.».

в настоящее время почти повсеместно признано, что подготовка к школе — это многогранное образование, требующее обширных психологических исследований.

Личная готовность включает подготовку ребенка к новой социальной позиции — позиции ученика с набором прав и обязанностей. Эта личная доступность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому. Под личной готовностью понимается определенный уровень развития сферы мотивации. Ребенок готов к школе, если его не привлекает школа вне школы (атрибуты школьной жизни — портфель, школьные учебники, тетради), но есть возможность получить новые знания, что требует развития познавательных интересов. Будущий ученик должен произвольно контролировать свое поведение, познавательную деятельность, что становится возможным благодаря иерархической системе, сформированной из мотивов.

Личная готовность также означает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Когда ребенок начинает ходить в школу, у него должна быть относительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно как развитие, так и ход учебной деятельности.

Дошкольный период как этап развития мотивационной сферы ребенка

Основное занятие дошкольников в этом возрастном периоде — игры — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Таким образом, развитие О.К. Тихомиров начинает реализовывать закон онтогенетического развития формирования цели: цель и ее достижение, изначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Например, многие четырехлетние дети еще до того, как нарисовать, говорят, что будут рисовать, т.е. называют целевой объект. В возрасте пяти лет 80% детей уже составляют предварительный план рисования, а в возрасте шести лет все дети указывают цель при рисовании, т.е. то, что должно произойти.

12 стр., 5649 слов

«Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста». методическая разработка

... игровой деятельности из жизни взрослых членов общества различными видами искусства». Таким образом, можно сформулировать важнейшее положение теории ролевой игры: ролевые игры возникают в ходе исторического развития ... как социальная среда и возраст детей влияют на характер и содержание игр, ... начинает господствовать игра» [23]. Д. Б. Эльконин пишет о том, что в игре проявляются реальные отношения детей ...

Такое постепенное развитие решимости характерно и для других видов деятельности дошкольников. Но даже для 6-7-летних детей в процессе действия в их сознании все равно формируется окончательная конструкция цели, которая зависит от ситуации предмета и «строительного» материала (формы, цвета кубиков в конструкции дома).

Однако важно отметить, что с 4 лет символическая функция мотива начинает проявляться, поскольку ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.

В возрасте 4 лет существует подчиненность потребностей и желаний. Они приобретают различную силу и значимость. Становится очевидным, что одни из них престижны (эгоистичны), другие, наоборот, альтруистичны, а третьи стремятся к успеху. Однако некоторые дети не имеют доминирующих мотиваторов даже в возрасте 7 лет.

Различные интересы приобретают относительную стабильность. В результате всего вышеперечисленного начинает развиваться индивидуальная мотивационная тема (сфера) ребенка.

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, противоречащим их мимолетным желаниям. Как отметил Л.С. Выготский, через игру ребенок учится действовать в узнаваемой, т.е. ментальной, невидимой ситуации, основываясь на внутренних тенденциях и мотивах, а не на мотивах и мотивах, которые исходят от вещи. Это способствует переходу от мотивов, которые принимают форму эмоционально окрашенных непосредственных желаний, к мотивам самоконтроля.

Присутствие взрослого или других детей помогает сдерживать прямые побуждения ребенка. В более старшем дошкольном возрасте ребенок уже начинает трезво относиться к мнимому контролю над другими: образ другого человека позволяет ему регулировать свое поведение, предвосхищая осуждение и наказание. Следит за принятием этических норм, которые ребенок также принимает во внимание при планировании своих действий. Внутренние мотивы подавляются из-за привлекательности объектов, а не просто из-за выбора одного объекта из многих, как в случае с дошкольниками. Этот переход был хорошо описан Д. Б. Элькониным (1960).

Он пишет, что желания младших дошкольников имеют характер воздействия: у ребенка нет желаний, но они есть. он находится во власти желаний, как и во власти привлекательных объектов. Старший дошкольник во многих случаях уже может преодолеть свои желания.

Если «внутренний фильтр» используется в мотивационном процессе у детей младшего и среднего дошкольного возраста в индивидуальном порядке, то в дошкольном возрасте он начинает активно участвовать в процессе принятия решений, связанных с развитием не только нравственной, но и волевой сферы личности. В возрасте шести лет дети четко демонстрируют способность ставить себя на чужое место (идентификация) и видеть вещи с их точки зрения, учитывая не только их пожелания. Развивается чувство долга, которое регулирует поведение ребенка в простых ситуациях.

19 стр., 9046 слов

Игровая деятельность на прогулке как средство развития выносливости ...

... методические рекомендации по практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в которых описываются подвижные игры применяемые на прогулке в первой и второй половине дня. Работа состоит из введения, 2 глав, ...

Для достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, которая не вызывает у них интереса: подметать пол, мыть посуду (разрешается играть, смотреть фильм и т.д.).

Это указывает на то, что существуют мотивы, основанные не только на желании («желании»), но и на осознании необходимости («потребности»).

По окончании дошкольного возраста ребенок начинает судить себя постоянно, а не индивидуально, по усвоенным правилам и нормам поведения. Обогащение представлений о себе приводит к необходимости уважать, понимать и сопереживать другим (М.И. Лисина).

Однако осознание мотивов все еще слабо развито. В реальной жизни ребенку постоянно противостоят как незнакомец, непонятливый, которого поддерживают даже взрослые: «Ты ошибаешься», «Ты еще маленький, подрасти — поймешь». В этом возрасте ребенок постоянно обретает самодостаточность. Очевидно, это также связано с неспособностью детей дошкольного возраста из-за их ограниченного словарного запаса и понятий анализировать стимулы и вербализовать свои потребности и эти причины. Таким образом, на данном этапе возрастного развития существует множество неправильно понятых и невербальных мотиваторов. Вместо этого дети указывают внешние обстоятельства, которые их привлекают или помогают удовлетворить их потребности. Например, они говорят, что хотят ходить в школу, потому что «там дети», «там весело», «там будут маркеры», не осознавая, что за этими внешними характеристиками скрывается потребность в общении для того, чтобы поднять свой социальный статус в глазах близких и товарищей. эти потребности четко определены только в разговорах и экспериментальных играх.

В дошкольном образовании у детей появляются новые причины: добиваться успеха, соревноваться, избегать неудач. Безразличие детей дошкольного возраста к счастью и неудачам сменяется опытом успеха и неудачи (успех увеличивает их мотивацию, а неудача уменьшает ее).

У детей старшего дошкольного возраста неудача может также стимулировать их. В игре акцент мотивации смещается от процесса к результату: если детям 3-5 лет нравится игровой процесс (по мнению ученицы Е.Ф. Рыбалко В.П. Валковой, 1972, 5-летние дети в половине случаев предпочитают играть с теми, с кем это интересно), то 5-6-летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т.е. от победы (Н.И. Гуткина, 1993).

В этой связи, как отметила Вице-президент Валкова, 6-7-летние дети более дифференцированы в выборе игровых партнеров и приводят несколько причин: умение играть в группе, умение хорошо играть, наличие творческих навыков в игре, поддержка в игровом процессе. В этом контексте Е.Ф. Рыбалко (1990) считает, что развитие мотивации к игре является одним из важных показателей психической зрелости детей дошкольного возраста.

Самый мощный стимулятор для дошкольника — это вознаграждение. Слабое стимулирующее влияние — это наказание (в диалоге с детьми это, в основном, исключение из игры).

Собственное обещание ребенка еще слабее, что говорит о нестабильности его мотивации. Поэтому считается, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, потому что они не выполняются, а ряд невыполненных обещаний и клятв способствует формированию таких негативных личных качеств, как бесполезность и небрежность.

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на ...

Однако самым слабым внешним влиянием на решения ребенка является абсолютный запрет некоторых его действий, который не поддерживается другими дополнительными мотиваторами, хотя взрослые обычно полагаются на этот вид влияния.

Изменения, происходящие в этом возрасте в мотивационной сфере ребенка, образуют систему подчиненных мотивов, определяющих общую направленность поведения ребенка. Принятие самого главного мотива на данный момент — это основа, позволяющая ребенку двигаться к желаемой цели, игнорируя ситуативные желания. В этом возрасте одна из наиболее эффективных причин мобилизации воли — это оценка действий взрослых.

Следует отметить, что с более старшим дошкольным возрастом происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: снижается непосредственное впечатление о ребенке, при этом он становится более активным в поиске новой информации. Мотивация к формированию позитивного отношения, помимо прочего, также подвержена значительным изменениям. Соблюдение определенных правил также служило средством для получения ребенком согласия от молодого взрослого. Однако в более старшем дошкольном возрасте это соответствие становится осознанным и причиной, определяющей его «вписывание» в общую иерархию. Важную роль в этом процессе играет коллективная ролевая игра, представляющая собой шкалу социальных норм, при приобретении которых поведение ребенка основывается на определенном эмоциональном отношении к другим или зависит от типа ожидаемой реакции. Ребенок видит носителя нормы и правительства как взрослый, но при определенных условиях ребенок может играть эту роль. При этом его активность возрастает по отношению к принятым нормам.

Постепенно старший дошкольник принимает моральную оценку, начинает с этой точки зрения рассматривать последовательность своих действий, предвосхищает результат и оценку взрослого. Е.В. Субботский считает, что в связи с интернационализацией правил поведения ребенок начинает терпеть нарушения этих правил даже в отсутствие взрослого. Дети в возрасте шести лет начинают понимать специфику своего поведения и, усваивая общепринятые нормы и правила, используют их как эталон для оценки себя и других.

В основе первой самооценки лежит способность сравнивать с другими детьми. Шестилетним детям обычно свойственна недифференцированная завышенная самооценка. В семилетнем возрасте он дифференцирован и несколько снижается. Очевидно, что по сравнению с другими коллегами в прошлом не хватало чувства собственного достоинства. Неразделенная самооценка заставляет ребенка в возрасте 6-7 лет рассматривать оценку результатов отдельного действия взрослых как оценку его личности в целом, так что использование оценок и комментариев в воспитании детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае, они недооценили самоуважение, отсутствие уверенности в себе и негативное отношение к обучению.

Подводя итог основным достижениям в области психического развития 6-7-летнего ребенка, можно сказать, что дети в этом возрасте имеют достаточно высокий уровень психического развития, включая препарированное восприятие, обобщенные нормы мышления и семантическую память. У ребенка формируется определенный уровень знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления и воображения, на основе которой можно стимулировать ребенка слушать, размышлять, запоминать и анализировать. Старший дошкольник способен координировать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или производственной деятельности, а также регулировать свои действия на основе овладения социальными нормами поведения. Его поведение характеризуется наличием образованной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, умением адекватно оценивать результаты собственной деятельности и возможности.

20 стр., 9863 слов

Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях ...

... как вид продуктивной деятельности; определить значение аппликации в развитии детей дошкольного возраста; изучить коллективные виды деятельности, используемые на занятиях аппликацией с детьми старшего дошкольного возраста; выявить особенности планирование занятий по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста; исследовать ...

Изучение сферы мотивации и готовности ребенка к школе

При изучении мотивационной сферы был поставлен диагноз познавательного выбора: детям были показаны девять серий пар рисунков (иллюстраций), изображающих ситуации из жизни школы и детского сада. Нужно было выбрать того, в котором они хотели бы быть. Мотивы самоутверждения были диагностированы путем показа иллюстраций игровых ситуаций. В качестве стимулирующего материала использовались образы коллективных игр, в которых четко выражались лидер и подчиненные. Дети должны были выбрать роль, которую они хотят играть. Таких иллюстраций было три для мальчиков и три для девочек. Когда дети выбирали ведущую роль в двух из трех случаев, мы чувствовали, что у них были мотивы самоуважения, необходимые для учебной деятельности в школе, потому что она была ведущей в первые годы обучения и по своей природе была социально значимой и социально ценимой. И мотивы самоуважения играют в этом важную роль.

Следует отметить, что диагностика мотивационной сферы может привести к менее точным результатам только при выборе пар картинок. Поэтому в дополнение к технике рисования следует использовать и другие методы (наблюдения, беседы с родителями и учителями и т.д.).

Мотивы установления и поддержания позитивных отношений были изучены с помощью специального вопросника, предложенного учителям. Вопросник содержал девять вопросов с четырьмя альтернативными ответами на каждый вопрос. При формулировке вопросов учитывалось, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, который включает в себя желание ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Хорошо известно, что игра требует коллективных действий, в которых должны быть объединены силы. Позитивные отношения связаны с приверженностью ребенка к равным отношениям, подчиненностью большинству и признанием равных прав других детей в совместной деятельности.

Мотивы установления и поддержания позитивных отношений со взрослыми и сверстниками мы оценивали по количеству набранных баллов (максимальное количество — 18).

Очевидно, что необходимо как можно раньше, не менее чем за год до поступления ребенка в школу, диагностировать его умственное развитие и готовность к систематическому обучению, чтобы вовремя выявить нарушения развития и оказать ребенку необходимую поддержку.

21 стр., 10227 слов

Игра и её роль в развитии личности

... этапе развития общества возрастает роль образования в формировании личности ребенка. Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие ... о том, что в процессе игровой деятельности ребенок проникает во взрослый мир. Таким образом, — человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные ...

Вывод

Проблема готовности детей к школе — не только научная, но прежде всего реальная и практическая, очень важная и острая задача, которая до сих пор не решена окончательно. И многое зависит от его решения, в конечном счете, от судьбы детей, их настоящего и будущего.

Критерии готовности или неготовности к обучению в школе связаны с психологическим возрастом ребенка, который учитывается не часами физического времени, а степенью психологического развития. Необходимо также уметь читать эту шкалу: понимать принципы ее создания, знать опорные точки, размеры.

В своей работе мы ставим перед собой цель — выявить уровень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению и проведению коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня их развития.

Мы использовали комплексную программу для диагностики формирования мотивационной сферы у детей дошкольного возраста и их готовности к школе.

На основе полученных результатов необходимо было разработать корректирующие и развивающие мероприятия для повышения уровня готовности школ. Основной целью было целенаправленное использование игровых мероприятий, создающих необходимые условия для всесторонней подготовки детей к школьному образованию.

В результате проведенной работы мы увидели, что к концу учебного года общий уровень готовности детей в экспериментальной группе повысился. Благодаря сотрудничеству с учителями, педагогами и родителями мы смогли достичь таких результатов.

Во время работы над этой программой мы пришли к своим выводам:

  • Во-первых, опрос детей необходим для школы и для детей, для их успешного обучения;
  • Во-вторых, опрос детей должен начаться раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что недостаточно установить, что ребенок не готов ходить в школу, необходимо зарегистрировать его развитие в течение года, а также наблюдать и контролировать его.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/motivatsionnaya-gotovnost-k-shkole/

  1. Текущие проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста: сборник научных трудов — М: АПН УДССР, 1986.
  2. Белова Е. размышления перед школой: (консультации для родителей) // дошкольное образование, — 1995, — № 8, с. 80-83.
  3. Венгер Л. Как дошкольник становится учеником // Дошкольное образование, — 1994, — № 8, с. 8. 66-74.
  4. Выступление Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития психических способностей детей // Дошкольное образование, — 1989, № 5, с.17-25.
  5. Подготовка детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога // Под ред. В.В. Слободчикова, Том 2, Томск, 1991.
  6. Гуцалюк Л.Б. Классы по подготовке детей к школе // Начальная школа, 1995, № 4, с. 4. 11-13.
  7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей в возрасте 6-7 лет /// дошкольное образование, 1993, № 6, с. 27-31.
  8. Дьяченко О., Варвецова Н. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей, готовящихся к школьной группе (седьмому классу) // Дошкольное образование, 1995, № 10, с. 10. 38-46.
  9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы школьной готовности детей. М, Педагогика, 1992.
  10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное образование, 1993, № 7, с. 81-84.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологически готов к школе. — М, Цнани, 1988.
  12. Кузнецова А., Алиева А., Освницкая А. Подготовка детей к школе// дошкольному образованию, 1987, № 8, с. 6. 50-54.
  13. Мухина В. Что такое готовность к обучению // Семья и школа. 1988, № 4, S. 25-27.
  14. Немов Р.С. Психология. — М, Просвещение, 1996, том 2.
  15. Немов Р.С. Психология. — М, Просвещение, 1996, том 2. 15. 3.
  16. Особенности психического развития детей в возрасте 6-7 лет / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М, «Педагогика», 1989.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога по педагогике — М, «Владос», 1996.
  18. Р Е. Готов ли ребенок к школе? // Дошкольное образование. 1995, № 8, S. 25-28.
  19. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе // Начальная школа, 1995, № 5, с. 5. 67-69.
  20. Улженкова У. Обучение общей способности к обучению шестилетних детей // Дошкольное образование, 1989, № 3, с. 67-69. 53-57.
  21. Худик В.А. Психологическая диагностика развития детей: Методы исследования — К., Освита, 1991.
  22. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до 7 лет) — М: Учпедгиз, 1961.