Методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение. Эти дни ﺍ

Дипломная работа

В действующей системе образования реализован новый инновационный подход, связанный с внедрением ФГОС. Нужны совершенно новые, никогда не применявшиеся подходы к определению целей, к выбору содержания образования, к согласованию форм и методов организации образовательного процесса.

Существенные изменения в социально-экономической структуре России привели к перестройке системы образования. Процесс обновления требует не только реконструкции содержания образования и воспитания, но и совершенствования методической работы в образовательных учреждениях. Понимая идею гуманистического образования, формирования личности ученика, признание ее ценности и потребности современного общества, мы должны прежде всего помнить, что такая личность создается личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для развития профессиональных навыков учителей. Исходя из этого, организация действенной и действенной структуры методической работы в школе очень актуальна.

Обучая, учитель вырабатывает у обучающегося интеллектуальные и познавательные способности, формирует у него универсальные учебные действия (УУД), организует его исследовательскую и творческую деятельность. В результате образовательная деятельность учителя дополняется функцией поиска. Для правильного выполнения этих функций педагог должен обладать определенными навыками, приобретенными во время обучения или повышения квалификации.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это огромный комплекс материалов и документов, которые связаны между собой и помогают в его реализации. Реализация ФГОС не может осуществляться только на основании изучения данной серии документов. Учителя должны быть адаптированы к новым структурным, содержательным и технологическим частям стандарта, сделав совершенно новый шаг в своем профессиональном развитии. То есть должен быть процесс принятия и повторного открытия в этой совершенно новой сфере профессиональной деятельности, установленной условиями и рамками образовательного стандарта второго поколения.

В процессе обновления школьного образования особый интерес вызывают вопросы методического обеспечения учебной практики. Основная роль в выполнении основных требований стандарта второго поколения отводится учителю. Учитель в новой школе должен обладать определенным количеством профессиональных навыков, чтобы правильно управлять качеством учебного процесса.

Исходя из этого, актуальность диссертационного исследования определяется как теоретической, так и практической значимостью его темы «Готовность учителя к реализации ФГОС на уроках права».

10 стр., 4804 слов

«Управление образовательным учреждение в условиях перехода ...

... оценки, регулятивного аспекта деятельности, создания современных моделей управления развитием системы общего образования и каждого отдельного образовательного учреждения. Новые подходы к управлению образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС Введение новых стандартов в школьную практику ...

Цель исследования: изучить готовность учителя к ведению юридических занятий в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Предмет исследования — работа преподавателя юридических факультетов в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Объектом исследования соответственно является организация работы учителя на юридических занятиях в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи исследования: В соответствии с целью исследования определены его конкретные задачи:

1. Изучить теоретические основы ФГОС.

2. Рассмотрим требования к учителю в контексте реализации ФГОС и разницу между уроками старого и нового типа.

3. Опишите план методической работы с педагогическими кадрами в контексте внедрения ФГОС.

Методологию исследования составили теоретические положения: цели новой системы образования, основные подходы к современному образованию, положения психологии о становлении и саморазвитии личности подростка, теоретические основы систем воспитательных мероприятий, сосредоточенных на формировании нового подхода к обучению подростков в условиях реализации ФГОС, методические указания для педагогов в новых условиях.

Методология исследования состоит из принципов системного анализа теоретико-педагогических и теоретико-правовых основ подготовки кадров в образовательных учреждениях. В исследовании использовались сравнительный, логический и историко-познавательный методы, которые позволили выделить основные характеристики и перспективы обучения с учетом правового аспекта профессиональной подготовки учителей. В соответствии с методической позицией темы профессиональной подготовки учителей анализируются на основе междисциплинарного подхода. В решении поставленных задач и проверки исходных положений был использован теоретический анализ (анализ, синтез, сопоставление, моделирование) для разработки теоретических обобщений и установления закономерностей в решении обозначенных задач в ходе изучения специальной литературы и учебных программ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении описывается актуальность темы, формулируются цель и задачи, проблемы исследования, объект и предмет, методология и методика исследования, структура ВКР.

В первой главе ВКР рассматриваются теоретические основы ФГОС.

Во второй главе рассматриваются требования к учителю в контексте реализации ФГОС и различие между уроками старого и нового типов.

В третьей главе рассматривается организация системы методической работы с педагогическими кадрами в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта. В заключении делаются основные выводы по исследованию.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФГОС

1.1 Цели, задачи и требования ФГОС

Введение в действие ФГОС ООО на институциональном уровне осуществляется с 01 сентября 2012 года по мере готовности общеобразовательных учреждений к переходу на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО. Обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС ООО осуществляется с 01 сентября 2015 года[4].

22 стр., 10922 слов

«Система управления качеством образования в Муниципальном ...

... и кадрового обеспечения образовательного процесса; повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений; создания современных безопасных условий образовательной деятельности; обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ. Важнейшим фактором и условием повышения качества образования является научно ...

Стратегические цели системы образования:

 обеспечить объединение нации,

 обеспечение конкурентоспособности нации,

 обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).

Особенности нового подхода:

 стандарт как общественный договор, инструмент обеспечения общественного согласия,

 ориентиры развития гражданского общества как основа разработки стандарта образования,

 ответственность семьи, общества и государства за результаты исполнения стандарта образования,

 системно-деятельностный подход: стандарт как знание в действии [4].

При разработке стандарта выделяют следующие потребности и интересы.

Индивидуальные потребности человека в общем образовании подчеркивают возможности для личных, социальных и профессиональных результатов учащихся.

Личный успех показывает развитие и становление личности с учетом всех индивидуальных интересов, наклонностей, способностей и желаний.

Социальный успех — это очень плавное вхождение в общество и постоянное участие в его общественной жизни.

Профессиональный успех — это отличное совершенствование работы и практических навыков, готовность к выбору специальности и профессии.

Социальный заказ: Общественные запросы в области общего образования становятся социальными потребностями любой семьи и человека. К ним относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – человек ведет себя согласно полученных знаний и умений, которые преследуют принципы безопасного и здорового образа жизни;

  • Свобода и ответственность – правильное понимание и оценивание нравственного термина свободы в постоянной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение сделать личностный выбор, осознанный и ответственный;
  • Социальная справедливость – изучение и принятие для себя идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических, так и гражданских ценностей;
  • Благополучие — это активная жизненная позиция, ориентированная на работу, обеспечивающая благополучие в современной рыночной экономике.

Государственный заказ — государственные требования в отношении общего образования — представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и социальных потребностей. Постановление государства гарантирует выполнение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность: построение системы ценностей и идеалов в результате изучения и усвоения моральных ценностей, единого государственного языка и поборников национальной культуры, пропаганда патриотизма, концентрация на развитии и защите Отечества.

Развитие человеческого капитала — это подготовка целого слоя морально и духовно зрелых, независимых, активных и компетентных граждан, которые живут и работают в свободной и демократической стране, в информационном обществе и в рыночной экономике.

Конкурентоспособность — начальное общекультурное образование как основа профессионального образования, прикладная и практическая направленность общего образования.

6 стр., 2930 слов

Формирование лояльности персонала компании через реализацию программы ...

... 2. Факторы формирования лояльности персонала Анализируя опыт ... реализации программ социальной ответственности Реализовывать программы социальной ответственности предприятие может на разных уровнях: Внутренний уровень - программы, реализуемые компанией в отношении своих сотрудников. Внешний локальный уровень - программы, влияющие на развитие ... минимум требований, предъявляемых ... и общей политике ...

Отличительной особенностью реализации подхода к деятельности при разработке образовательных стандартов является то, что цели общего образования представляют собой систему ключевых задач, отражающих направления формирования личностных качеств.

Личностное развитие – представляет собой развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств, а также совершенствование интеллектуальных качеств личности, понимание методологии познания, стратегий и способов учения, самообразования и саморегуляции.

Социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, изучение и понимание главных социальных практик, способность принимать осознанные решения, делать выбор, а также формирование способности и готовности к сотрудничеству, к общению на русском, родном, а также иностранных языках, изучение современных средств вербальной и невербальной коммуникации.

Общекультурное развитие — развитие фундаментальных основ науки, основ национальной и мировой культуры.

Норма как общественный договор предполагает разделение обязанностей между семьей, обществом и государством.

Необходимым условием реализации общественного договора является вариативность образования.

Последовательная ориентированность на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами — принципиально необходимый элемент подхода, обеспечивающий реальный механизм согласования интересов и потребностей.

С принятием стандарта не только государство сможет требовать от студента соответствующей подготовки. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств.

Государственные органы и органы образования несут ответственность за обеспечение образовательного учреждения образовательными, методическими, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для достижения запланированных образовательных результатов. Они также несут ответственность за соответствие конечных результатов образовательного процесса общественным ожиданиям, за организацию мониторинговых исследований для изучения качества образования как меры этого соответствия.

Обязанность учебного заведения — создать необходимые условия для качественной образовательной деятельности преподавателей и студентов. Образовательное учреждение несет ответственность за то, чтобы у каждого ребенка был шанс на успех. он также непосредственно отвечает за определение и анализ результатов обучения, выявление скрытых ресурсов, улучшающих качество образования.

Семья учащегося несет ответственность за использование шансов на успех, предоставляемых учебным заведением, для реализации своих прав и выполнения своих обязанностей в области образования. Отношения между сферой ответственности учебного заведения и семьи приобретают определенные рамки в соглашении, заключаемом между учебным заведением и семьей.

Ценностные ориентиры системы образования в стандартах:

 идеалы равноправия и социальной справедливости, демократических и гражданских ценностей,

4 стр., 1667 слов

Формирование систем качества образовательной организации на основе ...

... в образовании. 4.Построение систем менеджмента качества образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без прямой привязки к какой-либо модели. 5.Сдвинуть акцент с процедур внешнего контроля качества учебного процесса и его результатов, ...

 патриотизм на принципах гражданской ответственности и диалога культур,

 ценности безопасности (личностной, социальной, государственной),

 гражданская идентичность,

 общественное согласие по основным этапам становления и развития страны,

 семейные ценности,

 ценность человеческой жизни.

Образовательная программа как основной предмет стандартизации.

Стандарт задает основные рамки и требования или целевые установки к:

 структуре образовательных программ,

 результатам их освоения,

 условиям их реализации.

Основная концепция закона «Об образовании», позволяющая интегрировать основные подходы к образовательным стандартам второго поколения и вытекающие из них основные функции стандартов, — это образовательная программа. именно она в силу присущего ей предназначения, структуры и содержания позволяет более полно отразить все особенности подхода.

Задавая определенные согласованные параметры качества общего образования, государственный образовательный стандарт становится серьезнейшим средством стабилизации и развития системы образования, что является наиболее необходимым условием на пути развития национального единения и социального прогресса в нашей стране.

Образовательные результаты, которые по сути выражают цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых протекает образовательный процесс, и эта связь очень сложна. Цели отражаются в потребностях личности, общества и государства в получении образования. Условия же находят отражение в возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Определение потребностей без учета возможностей может привести к быстрому увеличению потребности в неудовлетворенных ресурсах в системе общего образования. Это ставит под сомнение не только возможность внедрения стандарта, но и возможность его разработки. Разработка образовательных целей, тесно связанных с существующими возможностями для их обеспечения, с большой долей вероятности не позволит достичь качества образования, требуемого современным обществом.

Эти соображения указывают на роль условий для реализации образования как ограничений системных ресурсов, которые имеют наивысший приоритет. Сама же задача реализации стандарта в связи с этим может быть определена как «задача на оптимизацию», которая предполагает одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

Сегодняшний стандарт общего образования второго поколения состоит из трех компонентов – «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ».

Требования к структуре основных общеобразовательных программ — это описание основных компонентов образовательных программ в рамках общего начального, основного общего и полного среднего образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой оперативное описание основных установок общего образования.

Требования к условиям получения общего образования представляют собой обобщенное описание всех необходимых и рекомендуемых условий для обеспечения реализации соответствующих программ.

15 стр., 7109 слов

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского

... отвечал насущным потребностям исторического развития страны, трансформации системы образования. После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославский юридический лицей, плодотворно занимался педагогической деятельностью в институте Гатчинского детского дома и ...

Стандарт: ориентация на результаты образования

Ключевым отличием образовательных стандартов второго поколения является внимание к результатам обучения, которое проявляется на недекларативном уровне.

Понимание результата зависит от модели, в которой рассматривается утверждение. Стандарты первого поколения создавались в рамках модели «знаний», в которой основной целью обучения была передача студенту определенного объема знаний, а основным компонентом образовательного процесса был автотип этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов [11, с-18].

В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана парадигма альтернативной деятельности по обучению, постулирующая развитие личности ученика как цель обучения на основе овладения различными способами действия.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они становятся одним из значимых ожидаемых результатов обучения и объектом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений [12].

Стандарт как механизм организации деятельности субъектов системы образования требует, чтобы предмет организации был четко определен. Таким предметом выступают цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также и более мелкие компоненты образовательного процесса – условия, средства, ресурсы и т.д. Только в этом случае стандарт может восприниматься как основной комплексный государственный документ, который определяет совместно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как нерушимая основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора»[9].

Таким образом, стандарт является прибором правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства и общества – с другой, при условии, что в нем четко определены цели этой системы и операционализированы результаты деятельности субъектов системы (т.е. описаны и заданы процедуры его измерения).

Принципиально, что в стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому как именно результаты образования могут быть предметом как внутрисистемного диалога, так и диалога между обществом и государством.

Таким образом, целевая основа стандарта решает две взаимосвязанные задачи (при непременном условии преемственности системы образования и ее институтов):

  • обеспечение возможности управления системой образования;
  • обеспечение возможности развития человеческого капитала средствами образования.

Первая задача в новом стандарте решается за счет основного структурного элемента – операционализированного результата деятельности субъектов образовательной системы. Вторая задача решается за счет разработки целой системы требований к результатам образования. Принимая во внимание принятый подход к стандарту как общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.

31 стр., 15058 слов

«Проектная деятельность в обучении детей с ЗПР»

... образовании. История проектной деятельности В конце XIX века в американской педагогике произошел радикальный пересмотр устоявшихся подходов к образованию и вскрылась несостоятельность традиционной системы образования и обучения. ... проектной деятельности как личностно-ориентированной технологии обучения ... результатов работы над ... основных положений теории познания и мышления Дьюи сформулировал основные ...

Именно оценка выполняет функцию обратной связи и регулирующего элемента системы, в существенной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценивания перерастает из узких рамок модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым компонентом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания добавлена функция направленности образовательного процесса на реализацию и достижение запланированных результатов обучения, воспитания и развития, т.е. та функция, традиционно выполняющаяся учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками.

Система оценивания является инструментальным ядром государственных образовательных стандартов. Материалы системы оценивания конкретизируют как сами требования, так и результаты, которых ожидают, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам, но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса – детям и их родителям. Разработка моделей систем оценки результата освоения общеобразовательных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре и составе результатов образования.

Требования к результатам образования дают понять основные направления образования – общие и по ступеням и характеризуют и регулируют планируемые результаты, которые видно в:

 образовательных программах (личностные, метапредметные, предметные),

 учебных программах (предметные),

 программах развития универсальных учебных действий (метапредметные),

 программах воспитания (личностные).

Предметные и метапредметные результаты образовательной деятельности получают свое уточнение в основном в фундаментальном ядре содержания образования, базисных программах по всем предметам, в программе формирования УУД.

Личностные результаты образовательной деятельности получают свое уточнение в комплексной программе социализации и воспитания обучающихся.

Все виды результатов уточняются в образовательной программе общеобразовательного учреждения.

Описание указанных групп образовательных результатов подразумевает использование различных форм и способов, а оценка достижения требований стандарта – соответствующих им процедур и методов оценки. Эти формы описания и процедуры оценки показывают возможный набор средств современной педагогики и педагогической психологии, а также зависят от назначения оценочных процедур.

Системно-деятельностный подход: стандарт как знание в действии.

На этапе начального образования системно-деятельностный подход, включает:

  •  воспитание и развитие качеств личности, соответствующих стандартам информационного общества, новейшей экономики, целям построения демократического гражданского общества построенного на основе толерантности, соединения культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального государства;
  •  перестроение на стратегию социального проектирования и построения в системе образования, основанной на разработке содержания и технологий образования, показывающих пути и способы достижения социально задуманного уровня личностного и познавательного развития участников образовательного процесса;
  •  ориентированность на результаты образования как основу Стандарта, где становление личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения окружающего мира — есть цель и основной результат образования;
  •  признание основной роли содержания образования, способов построения образовательной деятельности и взаимодействия обучаемых в достижении поставленных целей личностного, социального и познавательного развития;
  •  внимание к индивидуальным возрастным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения определяющих цели образования и воспитания и путей к их достижению;
  •  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  •  большой выбор организационных форм и осмысление индивидуальных особенностей каждого обучающегося (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями), дающих рост творческих возможностей, познавательных мотивов, улучшение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе обучения;

—  высокая эффективность в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и является основой для самостоятельного успешного восприятия обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

17 стр., 8394 слов

Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа ...

... государственный колледж». Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложение. 1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности 1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность» Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого ...

На этапе основного и среднего (полного) общего образования системно-деятельностный подход, проявляется в:

  •  формировании подготовленности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  проектирование и построение социальной среды для развития обучающихся в системе образования;
  •  активную учебно-познавательную деятельность участников учебного процесса;
  •  конструирование образовательного процесса, учитывая индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся.

Системно-деятельностный подход опирается на теоретические положения, раскрывающие базисные психологические закономерности процесса обучения.

Основные идеи теории деятельности:

  •  положение о общественно-исторической обусловленности психического развития личности школьника [14];
  •  принцип единства психики и деятельности [16];
  •  учение о структуре психологической структуре деятельности [16];
  •  теория поэтапного формирования умственной деятельности [37];
  •  концепция УД в системе развивающего обучения [17].

 активизация учебно-познавательной деятельности на основе развития познавательного интереса [39].

Теория учебной деятельности является научным приоритетом России. Разработчики теории поставили «новую проблему в теории обучения — изменение самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий» [13].

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований [16, с-26].

7 стр., 3100 слов

Разработка управляющих программ для станков с чпу с использованием ...

... программа изготовления детали из прутка (программа начала прутка) для канала 1 называется: %_N_1_7_MPF. Главные программы и подпрограммы записаны в программной ... материалов; более внимательный контроль над процессом образования стружки; производить обработку с высокой производительностью. ... D и предназначена для осуществления интеллектуального управления процессами резания на станках фирмы INDEX. ...

Личностное, социальное, познавательное совершенствование учащихся проявляется в характере организации их деятельности,и в первую очередь учебной. Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  •  от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  •  от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
  •  от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  •  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [16, с-27].

Системно-деятельностный подход основном на сегодняшний день описывает главные психологические условия и механизмы процесса обучения, построение учебной деятельности учащихся, которая применяется к современным приоритетам российского образования.

Не смотря на это, изменения в отношении школьника к образовательному учреждению, к обучению в худшую сторону, порождает отдаление его от школы и знаний и просит разработки педагогических стратегий обучения на ценностно-смысловой основе, учитывая обычную жизнь и возраст.

Сниженное качество результатов учебно-познавательной деятельности дает понять неразвитость общеучебных умений и компетенций и требует разработки и реализации целенаправленной программы совершенствования учебно-познавательной компетенции учащихся, их подготовленности к безостановочному образованию и самообразованию.

1.2 Особенности перехода общеобразовательного учреждения на

федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается следующими документами:

  •  национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [2];
  •  планом действий по модернизации общего образования на 2016– 2020 годы [9];
  •  федеральной целевой программой развития образования на 2016– 2020 годы [7];
  •  приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [8];
  •  приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» [3];
  •  приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений» [6];

При введении ФГОС ООО в образовательное учреждение следует руководствоваться следующими документами федерального уровня:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования. [9].

2. Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования [29, 30].

А также инструктивно-методическими письмами Департамента общего образования Министерства образования и науки России:

  •  О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255) ;
  •  Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);

—  Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).

Для обеспечения грамотного перехода общеобразовательного учреждения на ФГОС общего образования, в первую очередь необходимо понять основные различия стандартов второго поколения от ранее действующих.

Неоспоримое отличие новых стандартов есть в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. В основу ставится личность ребенка, а не просто определенное количество информации, обязательной для изучения.

В своей статье Л.Л. Любимов «Эффективный инструмент создания новой школы» писал: «Что на что меняем? Прежде всего, меняем «почти всеобуч» на деятельностную парадигму, т.е. вчерашний день на завтрашний. Меняем «их учат» на «они учатся». Меняем набивку памяти невостребуемой информацией… на развитие мышления, на повышение IQ. Меняем «запомнил» (и через день забыл) на «знаю и умею». Меняем «а мне все равно» на «хочу сказать, хочу почувствовать, хочу не согласиться». Меняем «Я» на «Я и Ты», на «Я и Мы», «Я и Они». Меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Много чего меняем…» [20, с 193].

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

 требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

 требований к структуре основных образовательных программ (к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

 требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.) [9].

Все эти требования совмещают возрастные и индивидуальные качества обучающихся, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

В Стандарте детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования содержал нормы и требования, определяющие:

  •  обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
  •  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  •  уровень подготовки выпускников образовательных учреждений [9].

В качестве фундоментального результата образования выступает овладение набором УУД, которые позволяют поставить и решить важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Естественно, новый образовательный стандарт разрабатывался, учитывая задачи, с которыми вследствие предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику после окончания школы.

Учитывая с требования Стандарта система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных — определяет и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, осваиваемых учащимися в ходе обучения, сильнее остальных выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся усвоения системы учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и в первую очередь с опорным учебным материалом, который служит основой для последующего обучения.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования [9].

Таким образом, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели.

Позиция учителя: к классу приходит не с ответом (уже готовые знания, умения, навыки), а с вопросом; учитель не излагает готовую информация, а организует деятельность учеников по работе с информацией, основываясь на созданной им модели урока.

Позиция ученика: за познание окружающего мира; ученик не усваивает готовую информацию, а производит поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Основная педагогическая задача: создание и организация условий, обуславливающих детское действие, она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Основной результат: развитие личности ребенка на основе УУД; развитие «компетентности к обновлению компетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащегося.

Учебная деятельность на уроке построена с опорой на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира [15, с-23.].

Учебное действие – действие по созданию образа (слово, рисунок, схема, план).

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю … (формирование мировоззрения)[15, с-25].

Исходя из этого, логика построения современного урока приходит к следующему: для того чтобы знания и умения обучающихся были результатом их собственной работы, необходимо организовать эту работу, управлять ей, развивать их познавательную деятельность. А результатом образования в контексте ФГОС ОО является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, строить пути их реализации, контролировать и оценивать собственные достижения, иначе говоря, уметь учиться.

И, наконец, в Стандарте второго поколения, в отличие от предыдущего Стандарта, определены «портреты» выпускника начальной и основной школы.

«Портреты» выпускника начальной и основной школы

«Портрет» выпускника начальной «Портрет» выпускника основной школы [8].

школы [9].

 любящий свой народ, свой край  любящий свой край и своё и свою Родину; Отечество, знающий русский и родной язык,

 уважающий и принимающий уважающий свой народ, его культуру и ценности семьи и общества; духовные традиции;

  •  любознательный, активно и  осознающий и принимающий заинтересованно познающий мир;
  • ценности человеческой жизни, семьи,

 владеющий основами умения гражданского общества, учиться, способный к организации многонационального российского народа, собственной деятельности; человечества;

  •  готовый самостоятельно  активно и заинтересованно действовать и отвечать за свои поступки познающий мир, осознающий ценность перед семьей и обществом;
  • труда, науки и творчества;
  •  доброжелательный, умеющий  умеющий учиться, осознающий слушать и слышать собеседника, важность образования и самообразования обосновывать обосновывать свою для жизни и деятельности, способный позицию, высказывать свое мнение;
  • применять полученные знания на практике;
  •  выполняющий правила  социально активный, уважающий здорового и безопасного для себя и закон и правопорядок, соизмеряющий свои окружающих образа жизни. поступки с нравственными ценностями,

осознающий свои обязанности перед семьёй,

обществом, Отечеством;

 уважающий других людей,

умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать

для достижения общих результатов;

 осознанно выполняющий правила

здорового и экологически целесообразного

образа жизни, безопасного для человека и

окружающей его среды;

 ориентирующийся в мире

профессий, понимающий значение

профессиональной деятельности для

человека в интересах устойчивого развития

общества и природы.

Итак, при переходе общеобразовательного учреждения на ФГОС ОО должны произойти серьезные изменения в образовательной системе школы на всех уровнях, а именно:

  •  образовательные цели;
  •  структура образовательного процесса (учебный план);
  •  содержание образовательных программ;
  •  технологии обучения и воспитания;
  •  условия образовательного процесса;
  •  организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов [9].

Все эти изменения определяются уже имеющейся нормативноправовой базой, и дополняются локальными актами учреждения и видны в основной образовательной программе, разработанной на ступень образования.

Применительно к урокам права ФГОС преследует цели:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин[9].

Выводы по главе 1.

В первой главе рассматриваются теоретические основы ФГОС. В первом параграфе рассмотрены основные цели, задачи и требования ФГОС. Здесь видно, что основой стандарта является системно-деятельностный подход, основой обучения является то, что ученик должен сам выбрать, что ему интересно и, отталкиваясь от этого учитель ставит перед ним определенные задачи. Во втором параграфе раскрыты особенности перехода ОУ на ФГОС. Рассмотрены основа позиций учителя и учениках в новом подходе и видны основные изменения. Так же становится видно, что внедрения ФГОС без подробного изучения нормативно-правовых актов невозможно.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ОТЛИЧИЕ УРОКОВ СТАРОГО И НОВОГО ТИПОВ

2.1 Требования к педагогу в условиях реализации ФГОС

Основным субъектом реализации ФГОС школьного образования выступает педагог, от него требуется проектирование и организация образовательного процесса в школе на основе системно-деятельностного подхода, направленность на получение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных, реализация интегративного подхода к урочной и внеурочной деятельности, решение задач воспитания и социализации образовательными средствами.

Введение нового стандарта школьного образования как переход от школы Знаний к школе Мышления, Развития и Действия актуализирует как зону некомпетентности каждого педагога, так и зону некомпетентности всего педагогического сообщества [35, с-14].

ФГОС – это шанс построения новой развивающей и развивающейся Шкoлы. Этот шанс может быть реализован при условии принятия педагогами, сообществами, общественностью идеологии и инновационного содержания Стандарта на основе совершенствования научнопедагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Работа в зоне некомпетентности всегда трудна, это создает дискомфорт, однако одновременно запускает механизм самосовершенствования и саморазвития [24, с-6]. Каждый педагог должен быть лично заинтересован в своей профессиональной успешности, а также высокая скорость общественного развития в будущем видит, что профессиональная деятельность человека не установлена на весь период его профессиональной карьеры и допускает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного, и главное своевременного, повышения своей профессиональной компетентности. Нужно отметить, что процесс приобретения компетенций является бесконечным, что можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности. При этом нужно учитывать сущностные признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями мира, и определяют требования к успешности деятельности:

1) компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;

2) проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации на основе предшествующего опыта, ценностей и смыслов[24, с-9].

Задача, которая стоит перед педагогом – это осознание своей некомпетентности. Любой специалист проходит этапы: от «бессознательной или неосознанной некомпетенности», когда педагог не осознает или не вполне осознает новые задачи профессиональной деятельности, вследствие самодостаточности, стереотипов, психологических защит, страха перед необходимостью нового и т.д. к «сознательной или осознанной некомпетентности», т.е. может сформулировать, что ему необходимо узнать, какие навыки и компетенции необходимо сформировать, каким опытом необходимо овладеть. В узком смысле педагог формулирует свой образовательный запрос, в широком смысле он готов проектировать свою познавательную или образовательную деятельность, индивидуальную траекторию личностного и профессионального развития на каждом этапе жизненного пути.

Затем специалист переходит от «осознанной некомпетентности» к «сознательной или осознанной компетентности» как способности решать профессиональные и личностные задачи на основе новых компетенций и нового опыта, что требует высокого уровня рефлексии и осознанности, специалист находится в состоянии «напряжения». Вершиной спирали развития компетентности является «бессознательная компетентность», которая позволяет использовать новые компетенции неосознанно, т.е. на уровне привычной деятельности, которая приносит радость и удовольствие от выполненной качественно работы и позволяет специалисту выйти на уровень самореализации и самоактуализации[24, с-16].

Рис 1. Спираль развития компетентности [24, с-18].

Исходя из этого, основным вопросом становится вопрос о готовности педагогов к этой деятельности, в том числе и на уроках права. Проблема введения и реализации ФГОС не может быть решена без соблюдения принципа адресности, без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Введение ФГОС требует особой подготовки и методического сопровождения следующих категорий работников на основе принципа адресности:

Руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием должны быть готовы к:

  •  созданию условий для внедрения ФГОС;
  •  управлению процессом их внедрения на региональном и муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС;
  •  организации сетевого взаимодействия по обмену опытом введения и реализации ФГОС.

Директора и завучи должны быть готовы к:

  •  эффективному решению задач ФГОС в образовательном учреждении (перевод деятельности участников в режим инновационной деятельности);
  •  усвоению новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения;
  •  к созданию условий в ОУ для сетевого взаимодействия по обмену опытом введения и реализации ФГОС.

Педагоги (учителя, психологи, социальные работники) должны быть готовы к:

  •  принятию идеологии ФГОС;
  •  проектированию образовательного процесса с ориентаций на новое содержание и результаты образования;
  •  к решению новых типичных задач деятельности (разработка программ профессиональной ориентации, развитие ИКТ–компетентности, исследовательской и проектной деятельности, социальной компетентности и др.);
  •  к самообразованию и обучению непосредственно на рабочем месте;
  •  к участию в сетевом взаимодействии по обмену опытом введения и реализации ФГОС.

Содержание методического сопровождения введения ФГОС нацелено на обеспечение подготовки педагогических работников к реализации его, основываясь на идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся, принятию современных педагогических стратегий обучения детей.

Для зам. директоров, директоров и руководителей, и специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием особенно актуальными являются следующие вопросы:

 разработка образовательной программы школы на основе ФГОС,

 конструирование планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы,

 конструирование учебного плана общего образования,

 разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся,

 разработка программы отдельных учебных предметов, курсов,

 разработка программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся,

 разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,

 разработка программы коррекционной работы (данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья),

 разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,

 разработка системы внеурочной деятельности обучающихся в образовательном учреждении,

 разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся,

 разработка программ отдельных учебных предметов, курсов, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,

 разработка программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся,

 разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,

 разработка программы профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования,

 разработка программы формирования и развития ИКТ компетентности, обучающихся на ступени основного общего образования,

 разработка программы исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования,

 разработка программы социальной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования,

 разработка программы коррекционной работы,

 разработка условий создания комфортной развивающей образовательной среды в ОУ,

 создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения,

 создание непрерывной системы профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения,

 управление процессом внедрения ФГОС на региональном и муниципальном уровне,

 разработка и внедрение систем контроля качества реализации ФГОС.

Для педагогов:

 инновационная деятельность педагога,

 самообразовательная деятельность педагога,

 организация воспитания обучающихся,

 организация учебной деятельности обучающихся, формирование УУД – универсальных учебных действий,

 совершенствование методологической компетентности педагога, ознакомление с современными теориями и концепциями в образовании,

 организация внеурочной деятельности обучающихся,

 формирование здорового образа жизни школьников,

 оценивание достижений обучающихся,

 разработка рабочих программ по предмету с ориентацией на образовательные результаты (личностные, межпредметные, предметные),

 разработка основных образовательных программ,

 разработка подходов к итоговой оценке качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Основными критериями качества готовности учителей к внедрению ФГОС являются:

 принятие идеологии ФГОС,

 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования,

 освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,

 готовность к проектированию образовательного процесса с ориентаций на новое содержание и результаты образования и к решению новых типичных задач деятельности (разработка программ профессиональной ориентации, развитие ИКТ – компетентности, исследовательской и проектной деятельности, социальной компетентности и др.);

  •  овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

 готовность к самообразованию и обучению непосредственно на рабочем месте;

  •  готовность к участию в сетевом взаимодействии по обмену опытом введения и реализации ФГОС [10, с-36-38].

2.2 Отличие уроков старого и нового типов

Как преподавателю разработать урок по-новому, сохранив при этом собственное лицо и учитывая новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, ставящий главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системнодеятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Основной формой обучения в основной школе сегодня, как и раньше, продолжает быть традиционный урок. Это происходит из-за того, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет работающие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. Человеку сложно перестраиваться в любом деле. Так и учителю необходимо время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как нам известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также покажем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Требования к Традиционный урок Урок современного типа уроку Объявление темы Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся урока (учитель подводит учащихся к

осознанию темы) Сообщение целей Учитель формулирует и сообщает Формулируют сами учащиеся, и задач учащимся, чему должны определив границы знания и

научиться незнания (учитель подводит

учащихся к осознанию целей и

задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, Планирование учащимися способов

какую работу они должны достижения намеченной цели

выполнить, чтобы достичь цели (учитель помогает, советует) Практическая Под руководством учителя Учащиеся осуществляют учебные деятельность учащиеся выполняют ряд действия по намеченному плану учащихся практических задач (чаще (применяется групповой,

применяется фронтальный метод индивидуальный методы), учитель

организации деятельности) консультирует Осуществление Учитель осуществляет контроль Учащиеся осуществляют контроль контроля за выполнением учащимися (применяются формы самоконтроля,

практической работы взаимоконтроля), учитель

консультирует Осуществление Учитель в ходе выполнения и по Учащиеся формулируют коррекции итогам выполненной работы затруднения и осуществляют

учащимися осуществляет коррекцию самостоятельно, учитель

коррекцию консультирует, советует, помогает Оценивание Учитель осуществляет Учащиеся дают оценку учащихся оценивание работы учащихся на деятельности по её результатам

уроке (самооценка, оценивание

результатов деятельности

товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, Проводится рефлексия

что они запомнили Домашнее задание Учитель объявляет и Учащиеся могут выбирать задание

комментирует (чаще – задание из предложенных учителем с учётом

одно для всех) индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет увидеть, чем различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из просто присутствующего и пассивно выполняющего указания учителя на уроке традиционного типа превращается в главного деятеля. В урок современного типа заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель обязан осуществлять незаметное управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Каким же образом построить урок, приняв за основу урок комбинированного типа, решающий задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [9].

Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и подробнее остановимся на тех УУД, которые при нужной организации деятельности учащихся представляют собой: Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные

действия Объявление темы Формулируют сами учащиеся (учитель Познавательные урока подводит учащихся к осознанию темы) общеучебные,

коммуникативные Сообщение целей и Формулируют сами учащиеся, Регулятивные задач определив границы знания и незнания целеполагания,

(учитель подводит учащихся к коммуникативные

осознанию целей и задач) Планирование Планирование учащимися способов Регулятивные планирования

достижения намеченной цели (учитель

помогает, советует) Практическая Учащиеся осуществляют учебные Познавательные, деятельность действия по намеченному плану регулятивные, учащихся (применяется групповой, коммуникативные

индивидуальный методы)

(учитель консультирует) Осуществление Учащиеся осуществляют контроль Регулятивные контроля контроля (применяются формы самоконтроля, (самоконтроля),

взаимоконтроля) коммуникативные

(учитель консультирует) Осуществление Учащиеся формулируют затруднения и Коммуникативные, коррекции осуществляют коррекцию регулятивные коррекции

самостоятельно

(учитель консультирует, советует,

помогает) Оценивание Учащиеся дают оценку деятельности по Регулятивные оценивания учащихся её результатам (самооценивание, (самооценивания),

оценивание результатов деятельности коммуникативные

товарищей)

(учитель консультирует) Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные

саморегуляции,

коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из Познавательные,

предложенных учителем с учётом регулятивные,

индивидуальных возможностей коммуникативные

Конечно, в таблице показаны универсальные учебные действия в обобщённой форме. Более конкретно будет видно при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же эта таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильно организованной деятельности учащихся.

Так обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через внедрение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Доказано, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация зависит от осознания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Так же можно отметить возможности современного урока:

  •  в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  •  в развитии отзывчивости и сопереживания, эмоциональнонравственной эмпатии;
  •  в освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
  •  в формировании адекватной позитивной осознанной самооценки;
  • ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • мотивов достижения и общественного признания и других личностных действий [27, с- 46].

Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, нужных учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

Этап рефлексии на уроке при адекватной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке. В конце урока учащиеся отвечают на вопросы ( виды деятельности определяют содержание вопросов), в конце каждой главы подведены итоги, что дает возможность каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить изученный материал.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо помаксимуму использовать возможности основного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и на сегодняшний день остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, позволяющие достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо тщательно изучить, какие виды и типы заданий дают авторы, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Большой помощью при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов для каждого вида УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно, проанализировав авторские материалы, по которым он будет организовывать учебную деятельность на уроках.

При выборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует принимать во внимание его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

метапредметных результатов стала систематически организуемая на уроках работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

формирует у учащихся информационные и познавательные УУД.

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителям нужно ‫ﺍ‬

научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

не только предметных,

‫ﺍ‬ но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход ,лежащий в основе стандарта, ‫ﺍ‬

предполагает проведение уроков нового типа. Сегодня учитель, используя

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

возможности традиционного урока, также может успешно формировать у

‫ﺍ‬

учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬ применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

учащихся на уроке

Учитель должен быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет возможность для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит убирать их совсем. Необходимо найти им применение вместе с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Выводы по главе 2.

Во второй главе рассмотрены требования к педагогу в условиях реализации ФГОС, а также отличие уроков старого и нового типов. В первом параграфе определены требования к педагогу. Здесь видно, что педагог изначально должен осознать насколько он компетентен, понять, что новые стандарты образования требуют от него постоянного самосовершенствования, а одновременно с педагогом должны совершенствоваться и руководящий состав, и школа в целом.

Во втором параграфе рассмотрены уроки старого и нового типов. При их рассмотрении видно, что учитель на сегодняшних уроках должен моделировать больше жизненных ситуаций, которые более близки ученикам, а для проектирования таких уроков с учителем должна проводиться серьезная методическая работа.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

3.1. Изучение кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС

нового поколения

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника надлежащей ступени. Позиции, описывающие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Преемственность и развитие находят себя в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот элемент стандарта считается ведущим и системообразующим. Сформированные как социальный заказ цели образования преобразовываются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в запланированные результаты.

Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие.

Требования к условиям реализации ООП раскрываются в пяти

‫ﺍ‬

компонентах: информационно-методическим,

‫ﺍ‬ материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня ‫ﺍ‬

квалификации работников образовательного учреждения требованиям,

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а

‫ﺍ‬

также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников

‫ﺍ‬ должна быть обеспечена освоением дополнительных профессиональных ‫ﺍ‬

образовательных программ не реже одного раза в пять лет.

‫ﺍ‬

Прежде

‫ﺍ‬ всего, нужен

‫ﺍ‬ новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня нужен педагог, способный изучить

‫ﺍ‬

технологии, обеспечивающие индивидуализацию образования, достижение

‫ﺍ‬

запланированных результатов, педагог, мотивированный на непрерывное

‫ﺍ‬

профессиональное совершенствование, инновационное поведение. ‫ﺍ‬

В 2011 — 2012 учебном году в школах был реализован комплексный

‫ﺍ‬

проект введения ФГОС, цель которого – приведение образовательной системы школы в соответствие с требованиями ФГОС. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – приоритетное направление развития школы и необходимое условие эффективности образовательного процесса.

Проект «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» был запущен в 2013-2014 учебном году в основной школе, диагностический этап которого определил следующие основные затруднения учителей на этапе введения ФГОС:

  •  неполная готовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  •  недостаточный опыт разработки разделов основной образовательной программы общего образования;
  •  принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
  •  недостаточный уровень психологической подготовленности некоторых учителей;
  •  упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  •  сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за долгие годы.

На основе обнаруженных затруднений была разработана программа методического сопровождения введения ФГОС общего образования.

Целью программы является создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС общего образования.

Задачи программы:

  •  информирование учителей об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России и инновационных процессах в образовании;
  •  помощь в понимании происходящих изменений и выработке личного отношения к ним;
  •  упорядочение представлений об условиях и способах повышения качества начального образования, воплощение компетентностного подхода, развития личности обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития их способностей, учебной деятельности и мотивированности учения;
  •  изучение современных технологий и методик начального обучения, в том числе с информационных, и применение их в работе педагогов школы;
  •  развитие умений создания и воплощения образовательного процесса в школе, учитывая с современными требованиями;
  •  помощь в развитии у педагогов навыков рефлексии их личной педагогической позиции, обретению основных профессиональных компетенций, профессионально-значимых качеств личности, их культурной толерантности, основанной на мониторинге педагогических затруднений;
  •  формирование желания и мотивации учителей к профессиональному росту, творческой деятельности, повышению своего общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности.

Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь ребенка. Речь идет о кардинально новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационнообразовательной среде, выходящей далеко за границы школы. Естественно, это очень большая и ответственная работа, в процессе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат принесет радость и удовлетворение абсолютно всем участникам образовательного процесса. А главное – в конечном итоге вырастет образованный и достойный человека.

Согласно плану методического сопровождения введения ФГОС НОО и ООО в течение 2010-2014 годов в школах были проведены на определенном уровне мероприятия, обеспечившие эффективное введение ФГОС, сформировалась модель методической работы по сопровождению процесса введения и реализации ФГОС.

Педагоги школ принимают активное участие в работе проблемных групп по вопросам реализации и внедрения ФГОС.

Также учителя регулярно участвуют в семинарах-практикумах, которые организуются и проводятся муниципальным координационным ‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

советом по вопросам координации деятельности при введении и реализации

‫ﺍ‬

ФГОС.

Также педагогические работники школы участвуют в вебинарах, посещают краткосрочные курсы, изучают и используют на практике

‫ﺍ‬

материалы по ФГОС.

‫ﺍ‬

Положительным фактом повышения уровня методической работы является стимулирование педагогов, когда вместе с моральными факторами ‫ﺍ‬

поощрения вводятся материальные вознаграждения

‫ﺍ‬ за определенные достигнутые результаты инновационной и методической деятельности:

‫ﺍ‬

количество сделанных методических разработок, открытых уроков,

‫ﺍ‬ проведенных мастер-классов, участие во всевозможных конкурсах и

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

олимпиадах, привлечение к методической работе, возможность поделиться

‫ﺍ‬

опытом.

Благодаря сегодняшней сложившейся системе методической работы имеются положительные результаты:

1. Педагоги школ постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции. Курсы повышения квалификации прошли почти все педагоги школ. В школах создана правильная образовательная среда, в которой одни учителя получили нужный им педагогический опыт, а другие – возможность самовыражаться, раскрывать профессиональный и творческий потенциал.

2. Очень активно применяются инновационные технологии в своей педагогической деятельности.

3. Возросла педагогическая активность, стремление педагогов к творчеству, желание принимать участие в конкурсах профессионального мастерства.

В итоге получается, что создание и совершенствование в школах новейшего методического сопровождения, систематической профессиональной помощи молодым специалистам и педагогам со стажем, формирование нового типа учителя работающего на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, ведущей ее в завтрашний день.

3.2. Совершенствование модели организации методической работы с

педагогами в условиях внедрения ФГОС

Методическая работа — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя[24, с-32]. Этот комплекс направлен, прежде всего, на увеличение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в итоге — на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития потенциала и возможностей каждого участника образовательного процесса.

Реформирование системы образования привело к пересмотру всех направлений деятельности школы, и методической службы в том числе. На сегодняшний день методическая служба в школе – это своего рода сервисная служба, что более адекватно отражает её назначение: работает на запрос и поддержку учителя, является клиентоориентированной.

Сквозная поддержка педагогов через маркетинговый, мониторинговый сервисы, в свою очередь связывает их единой технологической цепочкой, а также обеспечивает развитие основного процесса школы с опорой на маркетинговые исследования и данные мониторинга.

Консалтинговый и библиотечно-методический сервисы дают возможность с одной стороны, получить индивидуальную поддержку и помощь в режиме сопровождения и наставничества, с другой, воспользоваться образовательными ресурсами ОУ, как системы управляемых знаний. Основные сервисы представлены в таблице.

Основные сервисы методической службы школы. Сервисы Цель Сервисные средства Оценка удовлетво ренности Предметно- Внедрение Педагогические советы. Отчет о методический эффективных Теоретические семинары самооценке (основной) технологий обучения «Факультатив педагогу». школы:

и воспитания. Семинары-практикумы.  внешняя

Разработка Мастер-классы. экспертиза;

  • программы по Вебинары. Малые  мониторинг

индивидуальным педсоветы. Портфолио системы

траекториям учителя. Наставничество удовлетворённости

повышения для молодых педагогов. ;

  • мастерства учителей. Проектная деятельность.  мониторинг

Внедрение в учебные Папка общего доступа социализации

программы ФГОС. для учителя в системе личности

Сопровождение «Электронная школа»

молодых обучающихся в

специалистов учебной среде, Маркетин- Исследование Анкетирование среде сверстников; говый запросов родителей обучающихся, родителей,  педагогометрия

обучающихся на социальных партнеров. ;

образовательные Исследование  мониторинг

услуги, организационной потребностей

предоставляемые культуры школы. педагогов школы

школой. Изучение рынка труда.

Прогнозирование Внешняя оценка

изменений деятельности.

образовательного

процесса, адекватное

изменениям

окружающей среды

Консалтин Повышение Консультирование говый профессионализма учителей в решении

педагогов. злободневных

Индивидуально- профессиональных

методическая проблем. Оказание

поддержка в режиме методической помощи

консультирования и учителям. Экспертиза

коррекции образовательных

программ. методических

разработок. творческих

разработок Библиотечно- Повышение Действующий методический востребованности методический кабинет.

библиотечного Наличие УМК по

фонда, предметам.

медиаматериалов, Медиабиблиотека.

электронной Электронная библиотека.

библиотеки для

повышения

профессионального

мастерства учителя Мониторин- Получение Мониторинг говый аналитико- исследований через

диагностической и анкетирование. Опрос

прогностической участников

информации, образовательного

текущий процесса. Проведение

промежуточный срезовых работ по

контроль состояния полугодиям. Результаты

и результативности ОГЭ и ЕГЭ.

образовательного

процесса

Методическая работа осуществляется в соответствии с нормативноправовой базой:

  •  приказ об организации методической работы в школе;
  •  положение о методическом совете школы;
  •  положение о методическом объединении учителей-предметников;
  •  положение о наставничестве;

— Для обеспечения современного уровня профессиональной подготовки педагогов в рамках библиотечно-методического сервиса организуется работа по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, создаются условия для самообразования учителей. В целях методической помощи для учителей в школах постоянно проводятся теоретические семинары, семинарыпрактикумы, мастер-классы, организуется работа по усвоению знаний, умений, навыков педагогического самоанализа. На проводимых в школе творческих семинарах учителя знакомятся с различными оценочными вариантами методик, технологий изучения себя как личности и своей деятельности как педагога, а на практических занятиях вырабатывается алгоритм самоанализа урока. С самоанализа урока начинается совместная аналитическая деятельность заместителя директора школы и учителя. В результате этого взаимодействия у учителя формируется творческое отношение к своему труду.

В условиях перестроения оргструктуры управления педагоги стали проводить малые педагогические советы, где обсуждаются вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Учителя сами определяют проблему, тему, готовят и проводят данное мероприятие, определяют запрос на следующий педагогический совет, т.е. выступают руководителями мини-проектов, а заместитель директора в роли координатора. Таким образом, реализуется потребность в горизонтальном карьерном росте учителя, возможность получения одобрения со стороны коллег, признания администрации, педагоги реализуют потребность в самоактуализации, ставят перед собой новые задачи, делают шаги для воплощения профессиональных и личных планов, формируется субъектная позиция у большей части педагогов. Решения малых педагогических советов иногда становятся темой для проведения общешкольного педагогического совета.

Педагогический совет определяет вектор развития стратегии методической деятельности, а в период между работой педагогического совета методическое сопровождение учителя осуществляет методический совет школы, который координирует деятельность методических объединений и творческих групп учителей по реализации проектов, внедрению современных образовательных технологий, работу по анализу рабочих программ, организует деятельность по развитию профессионального мастерства педагогов, пропаганде актуального педагогического опыта.

Особое внимание методические объединения уделяют формированию умения учителя освоить систему обратной связи, работать над исправлением

‫ﺍ‬

замеченных неточностей. Групповая форма работы учителей-предметников

‫ﺍ‬

обеспечивает эффективное обсуждение

‫ﺍ‬ уроков, анализ полученных результатов деятельности. В рамках обмена опытом в школах проходят ‫ﺍ‬

методические дни. План проведения их таков: сообщение по теме методического дня, посещение открытых уроков и их обсуждение. Эти дни

‫ﺍ‬

являются одним из путей создания в школе творческого микроклимата, ‫ﺍ‬

побуждающего каждого педагога к профессиональному росту. Сохранив в ‫ﺍ‬

своей модели методические объединения учителей-предметников педагоги теперь ищут и другие формы для содружества и сотворчества учителей,

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

развивая, тем самым, и горизонтальные, и вертикальные связи. Эти творческие группы учителей, участвующие в воплощении проектов,

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

занимающиеся внедрением в практику современных приёмов и методов

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

работы, освоением новых педагогических технологий. Такие объединения дают возможность педагогам выйти за рамки предметных объединений, ‫ﺍ‬ создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями

‫ﺍ‬

обучения. Сегодня учителями школы применяются технологии: «Дебаты», «Портфолио», «Метод учебного проекта», «Деятельностный метод обучения», «Педагогическая мастерская», «Обучение в сотрудничестве», «Исследовательские методы», «ИК-технологии», «Здоровьесберегающие технологии», «Лекционно-семинарско-зачетная система обучения», «Коллективные способы обучения».

Жизненной необходимостью стала информатизация образовательной среды школы, где созданы все условия для развития педагогов, учащихся и родителей информационной культуры, создания единого информационного образовательного пространства школы: сайт школы, электронный журнал, электронный дневник, электронная библиотека. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности. Таким образом, использование новых технологий в образовательном процессе позволяет учителю обновлять и дифференцировать содержание учебного материала, обеспечить реальные возможности обучения учащихся с разными запросами и интересами, развивать основные компетенции ученика и учителя в рамках реализации ФГОС. Это даёт возможность постепенного перехода к выработке индивидуального образовательного маршрута учащегося и способствует его жизненному самоопределению.

Эта модель методической деятельности подразумевает создание среды, т.е. хороших условий для развития и становления личности и профессионализма каждого учителя, основываясь на его личных особенностях и образовательных потребностях. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности помогает раскрытию основных потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:

1. ориентация на достижение «зоны ближайшего развития»[13, с-180] каждого педагога;

2. сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;

3. использование методов стимулирования их творческого роста;

4. непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы)

Направлениями методической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС являются:

1. внедрение требований ФГОС в практику школы.

2. анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС.

3. текущая методическая помощь.

В системе непрерывного образования на базе школы в условиях введения и реализации ФГОС педагогический совет становится основополагающим центром исследовательской деятельности педагогического коллектива. Цель педсовета — исследования – развить умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. Результатом работы учителей в процессе подготовки и проведения такого педсовета является достижение нового уровня готовности каждого педагога к созданию самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Также в школах работает методический совет, реализующий задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвующий в составлении и утверждении плана методической работы школы.

Методическая работа отличается разнообразием форм и методов ее организации. Ее участники знакомятся с нормативно-методическим обеспечением образовательного процесса; проводят теоретические и практические семинары по использованию современных образовательных технологий, открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий; обучаются проектированию рабочих программ; знакомятся с новой системой учебно-методических комплектов; оказывают консультативную помощь; организуют конкурсы различной направленности, спортивные мероприятия, встречи на природе.

Выводы по главе 3.

В третьей главе рассматриваются вопросы организации системы методической работы с педагогическими кадрами. В первом параграфе главы исследуется кадровый потенциал профессиональной среды в условиях реализации ФГОС нового поколения.

О совершенствовании модели организации методической работы с педагогическими кадрами идет речь во втором параграфе главы.

Предлагаемая модель методической деятельности предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное в работе исследование позволяет сделать следующие выводы.

Сегодняшним учителям, особенно тем, которые проработали в школе ‫ﺍ‬

уже не один десяток лет, приходится очень не просто, в условиях реализации ФГОС. Каждый из них должен понимать и глубоко осознавать направленность сегодняшнего обучения, его принципы и нормы. Теперь ‫ﺍ‬

учитель является не только источником информации для учеников, но и примером в саморазвитии и указания своим подопечным правильного пути ‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

для самоопределения. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.

‫ﺍ‬

Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Все уроки в школах теперь проходят по новому. Это касается и уроков права. Для того,

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

чтобы правильно подготовиться к таким урокам в образовательном ‫ﺍ‬

учреждении должна вестись правильная и систематическая методическая ‫ﺍ‬

работа с педагогическими кадрами, каждая школа должна иметь материал и

‫ﺍ‬

инвентарь для проведения уроков нового типа, в том числе и уроков права.

‫ﺍ‬ ‫ﺍ‬

Им можно выделить особую роль, ведь они определяют:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Учителя теперь проводят больше педагогических советов, что способствует их саморазвитию, а для администраций учреждений дает возможность чаще работать с учителями. Работа школьной методической службы тесно связана с созданием фундамента для профессионального роста учителей, с укреплением коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. Сегодня в школе нужен не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог. Такие качества учителя могут совершенствоваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, при условии, если педагог будет учиться искать свое профессиональное лицо. Поэтому методическая работа в школе строится таким образом, чтобы любой учитель мог видеть проблемы своей школы, обеспечивал не только необходимый на сегодня результат, но и мог стремиться к позитивной динамике его в будущем.

Таким образом, создание и совершенствование в школе современного методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/upravlenie-dou-v-usloviyah-realizatsii-fgos/