«Почему я стал учителем»

Эссе

Инновация отличает лидера от догоняющего. Стив Джобс

«Не сотвори себе кумира» — эта библейская заповедь всегда казалась бесспорной. Но когда думаю о том, почему жизненная колея привела меня в школу, прежде всего вспоминаю, с каким трепетом и благоговением ждал уроков физики моего учителя, Петриченко Алевтины Антоновны, как безоглядно следовал на уроках ее педагогическому правилу, что «лучший способ изучить что-либо — это открыть самому», которому вслед за Дьордом Пойа она была верна всегда. С каким энтузиазмом мы с одноклассниками участвовали в установлении истины на каждом уроке через опыт и эксперимент, через углубление законов диалектики, через поиск двусмысленных правильных ответов на проблемы и вопросы «с удивлением». Эти «сюрпризы» были постоянными в священном обряде, столь же великом для нас, как испытания физики, из которых никто не мог выйти, не достигнув самой сути взаимосвязи законов, формул и проблем.

А после уроков было море возможностей применить законы физики на практике: мы сами ремонтировали оборудование в школьной радиорубке; творили чудеса с флуоресцентными рукотворными картинами, готовясь к Новому году; наблюдали, как закипает вода при разном атмосферном давлении; учились передвигать большие предметы, применяя минимальные усилия…

Помню, как мы восхищались ее незаурядным мышлением, энциклопедическими познаниями и умением «делать все на свете», как мы хотели быть похожими на Алевтину Антоновну.

Так я попал на физический факультет педагогического университета, где мне тоже повезло с учителями.

И вот я на практике. Я был приятно удивлен возможностью заинтересованного диалога со студентами, сначала немного осторожного, затем все более и более увлекательного. Это побудило меня в пятом классе пойти в школу не стажером, а учителем. Я последовательно пережил крещение огнем, ежедневно готовя уроки, проверяя тетради, отчеты и выполняя другие повседневные дела, потому что награды были искорками энтузиазма в глазах моих первых учеников.

Удачно совпали два интереса: интерес к физике как науке и к детям, которым передать страсть к физике.

начался профессиональный поиск тех путей и средств, с помощью которых физические законы, явления и задачи могут быть одинаково полезны в жизни таких непохожих мальчиков и девочек.

20 стр., 9579 слов

По истории – Программа педагогической практики студентов 4 курса ...

... отчёт по практике) ООО Учебный центр«ПРОФЕССИОНАЛ» ДНЕВНИК педагогической практики Федоровой Надежды Николаевны, слушателя-практиканта курсов профессиональной переподготовки «Обществознание: теория ... и выпускники школы. В целях повышения уровня преподавания в школе проводятся «открытые уроки», на которых ... 1. Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, математики и ...

Сразу стало понятно, что знаний, полученных в институте, не хватает, потому что ежедневная учительская практика ставит все новые вопросы:

  • как пробудить интерес ученика к учебе?
  • как подготовить учащихся таким образом, чтобы после школы, помимо знаний, умений и навыков, ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы успешно ставить и достигать цели, не только свободно оперируя знаниями физических законов и явлений, но и применяя их во благо себе и окружающим людям?
  • как научить преодолевать учебные и жизненные трудности?
  • как решать бытовые проблемы, на практике применяя результаты нашего с ними совместного труда?

Пришлось быстро убедиться в том, что, только анализируя концепции и труды отечественных и зарубежных психологов, добывая по крупицам драгоценные зерна практических находок у моих коллег и даже сверяя их с теми требованиями нормативных документов и социальными вызовами, которые сейчас стоят перед учителем, нельзя найти однозначные ответы на поставленные вопросы. необходимо осмыслить теорию и практику педагогического мышления, отточенные веками, с учетом своих предпочтений и способностей, а также потребностей времени. XXI век, характеризующийся ускорением темпов развития общества, поставил перед школой и учителем ряд вопросов, которые невозможно решить в рамках традиционных подходов.

Ориентация работы учителя на усвоение учащимися лишь определенного количества знаний неэффективна. Сегодня школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, т.е. социальная потребность общества состоит в том, чтобы каждый человек действовал как самообучающийся лидер на своём уровне: от школьного сообщества до государства. Это требует смены подходов к проектированию, содержанию и организации образовательной деятельности, а потому особенно актуальной и востребованной проблемой современной методической мысли в условиях внедрения ФГОС становится переход от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта деятельности, особенно необходимого в обучении физике как науке, являющейся ключом к задаче постоянного развития научно-технического прогресса.

Сегодня на разных уровнях (школа — колледж — вуз) не только обсуждаются, но и активно разрабатываются программы, содержание, методы, формы обучения и контроля, создающие условия для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих способность ученика эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций, возможность целевого формирования компетентности обучающегося.

Такая новая цель, безусловно, требует и инновационных решений. Для себя в качестве ключевого ориентира для достижения этой цели я выбрал высказывания В.Г.Белинский: «Без цели нет деятельности, без интереса нет цели, без деятельности нет жизни. Источником интересов, целей и деятельности является суть общественной жизни».

Это моё убеждение совпало с концептуальными идеями, на которых основан Федеральный государственный образовательный стандарт, определивший в качестве приоритета такую систему организации учебного процесса, при которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами « ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю ».

3 стр., 1474 слов

Организация труда персонала: определения, цели, задачи, функции

... отбором, приспособлением, подготовкой, организацией труда персонала, оплатой и мотивацией его работы, социально-психологическими ньюансами производственной деятельности. Основная задача управления персоналом - максимально эффективное использование потенциала сотрудников для достижения целей организации. Поэтому основная проблема ...

«Винтиками и болтиками» такой системы, вслед за Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым и Д.Б.Элькониным, я считаю систему учебных задач, среди которых особое место на моих уроках занимают компетентностные задачи (К-задача), которые я с успехом использую как форму организации учебного материала, смоделированного в виде квазижизненной ситуации, призванной формировать предметные, межпредметные и ключевые компетентности учащихся. А вот прикладные К-задачи по физике, т.е. учебные задачи, имеющие техническое содержание и отражающие специфику будущей профессиональной деятельности, которые решаются с использованием физических законов, я чаще использую во внеурочной деятельности и на элективных курсах, поскольку они имеют проблемный характер, содержат значительную трудность и рассчитаны на творчество обучающихся, поиск ими в ходе размышлений нужного решения и результата. Среди прикладных задач особенно ценю те данные о характеристиках объектов, которые получаются при проведении физических экспериментов.

Безусловно, это только начало пути по раскрытию тех профессиональных секретов и освоению таких инновационных педагогических находок, которые позволят и мне, и моим ученикам не остаться в роли догоняющих на дороге научно-технического прогресса, локомотивом которого всегда будет физика. Но уже сейчас для меня урок, который оставляет чувство профессионального удовлетворения, это тот, на котором

  • на первый план выступают учебные задачи, решая которые учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности;
  • формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности;
  • ученик в результате своей учебной деятельности совершенствуется, развивается и задает все новые вопросы, ибо, по утверждению А.Кинга, только «умеющие мыслить умеют задавать вопросы».

И я также испытываю профессиональное удовлетворение, когда интеллектуальное состояние моих учеников меняется от удивления, с которого начинается познание, до творческого вдохновения.

И может быть, это же профессиональное удовлетворение двигало и моим учителем физики Алевтиной Антоновной? То профессиональное удовлетворение, которое, как инфекция, передается от учителя к ученику, и тогда есть шанс, что скоро в полку учителей физики появится и кто-то из моих учеников. И не прервётся связь педагогических поколений!

И чтобы это случилось, я снова в поисках учебных задач «с сюрпризом».

10.02.2021