Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта. Государственный заем — один из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования государственных расходов в случае бюджетного дефицита. С развитием рыночных отношений государственный кредит также выступает в качестве инструмента регулирования денежного обращения с целью регулярного финансирования общих социальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит является одной из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возврат и погашение государственного займа отличает его от финансовой категории, такой как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Объективная потребность в государственном ссуде обусловлена более высокими темпами роста государственных расходов, чем возможностью расширения своей доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Государство привлекает дополнительные финансовые ресурсы, продавая облигации, казначейские векселя и другие виды государственных облигаций на финансовом рынке.
Целью данной работы является изучение государственного кредита и его роли в экономическом развитии страны, анализ влияния государственного кредита на развитие экономики нашего государства.
В работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
- определить функций государственного кредита,
- определить формы государственного кредита,
- рассмотреть управление государственным кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
А также рассмотрим современные проблемы государственного кредита в РФ.
Управление государственным и муниципальным долгом
... сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией государствам, ...
Объектом исследования является – государственный кредит.
Объект исследования — формирование, развитие, функционирование и характеристика государственной кредитной организации.
В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены работы признанных специалистов в области бюджета и бюджетной системы, финансового права, бюджетного права и финансов, которые указаны в библиографии.
На данный момент тема, которую я выбрал, очень актуальна, поскольку государственный кредит имеет большое влияние на экономическое развитие страны и на урегулирование долговых проблем.
1. Государственный кредит и его значение.
1.1. Сущность и функции государственного кредита.
Государственный кредит —
Государственный кредит предоставляется населением страны своему правительству путем покупки государственных облигаций государственного займа.
Средства, привлеченные у населения, хозяйствующих субъектов и других государств, предоставляются государственным органам, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются бюджетные средства, в которых эти расходы ежегодно выделяются отдельной строкой. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Это вполне оправданный шаг, так как дальнейшие экономические и социально-культурные программы могут быть немедленно профинансированы за счет государственного ссудного фонда, не дожидаясь получения обычного дохода.
Таким образом, средства населения, юридических лиц, средства, привлеченные у других государств, могут служить кредитным ресурсом в сфере государственного кредита.
При проведении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Это явление происходит не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни за счет использования казначейских займов.
Однако в любом случае — будь то бюджетный дефицит или сбалансированный бюджет — заемные средства не могут считаться доходами правительства и отражаются в доходах бюджета. Средства из государственного заемного фонда должны быть направлены на покрытие дефицита или дальнейшее финансирование государственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Невыполнение этого требования может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими доходами бюджета и заемными средствами снижает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. В то же время финансирование общественных нужд может происходить с уверенностью в полном финансовом благополучии, хотя на самом деле развитие идет с дефицитом и в ущерб будущим поколениям. Неизбежным результатом такой практики станет нарушение финансовой и денежной систем.
Статистика государственного бюджета
... важную роль международных стандартов в реформировании национальной статистики в целом и статистики государственного бюджета в частности, национальная статистика отражает организационную и ведомственную экономику и ... которые приводят к возникновению обязательств других секторов перед государственными органами. в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе Тем не менее, ...
Государственный кредит представляет собой соотношение между вторичным распределением стоимости валового общественного продукта и частью национального богатства. Лишь часть доходов и фондов денежного рынка, сформированных на этапе первичного распределения, попадает в сферу государственных кредитных отношений.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных средств — один из аспектов кредитных отношений государства. Второй аспект — это финансовые связи за счет возврата и выплаты средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата поступлений кредиторам гарантируется поступлениями в бюджет. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей гособлигаций.
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается за счет смещения спроса от частных лиц и корпораций к государственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Государственные кредитные отчеты не следует путать с банковскими кредитами. Кредитный фонд, который является материальной основой банковского кредита, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям с целью обеспечения непрерывности и эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. С помощью государственного займа в руках политической надстройки формируются дополнительные финансовые ресурсы. Таким образом, государственный кредит выражает часть финансовых отношений компании. Это обстоятельство не позволяет свободно управлять ссудным фондом страны и беспрепятственно привлекать часть ресурсов банка для финансирования государственных расходов.
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому кредит внутреннего правительства получает приоритетное развитие. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это определяет интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Функционирование государственного кредита приводит к образованию государственного долга.
Государственный долг –
Выплата государственного долга может потребовать повышения налогов, что отрицательно скажется на экономике. Следовательно, существует естественный предел бюджетного дефицита и государственного долга в каждой стране. Страны ЕС определяют его в 60% от ВВП. Кроме того, деньги, взятые в долг у государства, должны быть потрачены таким образом, чтобы экономическая ситуация в стране улучшалась, производство и доходы росли.
Государственный долг. Проблемы управления
... В статье рассматриваются как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ и проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации в настоящее время. Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом в России. В соответствии с ...
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
- кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
- государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
- договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
- переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
- соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Текущий государственный долг — это стоимость выплаты кредиторам расписок по всем государственным долговым обязательствам и по погашению облигаций, подлежащих выплате.
Государственный долг является признаком эффективности всех государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и скорость изменения отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга в значительной степени влияют ежегодные операции в области государственного кредита: получение новых кредитов и условия их выдачи, с одной стороны, и размер погашения и уплаченные проценты, с другой.
Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашений облигаций займов.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти).
Максимальный размер может быть превышен Правительством Российской Федерации, если это снизит стоимость обслуживания государственного долга. Закон о бюджете также устанавливает максимальный размер заемных средств, выделяемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта Российской Федерации этот лимит не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных заемных средств в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, средств, привлеченных в текущем году. Максимальный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга не должен превышать 15% от объема бюджетных расходов соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
Субъекты и объекты государственного управления
... на деятельность системы управления и ее звенья (пр. - средства массовой информации). 2. Объекты государственного управления государственный управление исполнительный власть Перейдем к характеристике объектов государственного управления ... казне наряду с бюджетом (средствами государственного бюджета) относится государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. ...
- ревизия бюджета субъекта РФ;
- передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
- иные меры.
В Российской Федерации действует единая система регистрации и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.
Существуют различные подходы к определению размера государственного долга. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга в ВВП или экспорте. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП.
Многие экономисты считают, что основное бремя долга — это необходимость ежегодно вычитать процентные платежи из государственного долга. При достижении определенного уровня выплат по обслуживанию государственного долга по отношению к ВВП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важны отношения между иностранными и внутренними кредиторами государства.
Общая сумма государственных обязательств по выданным и непогашенным государственным займам, полученным займам и процентам по ним, гарантиям, выданным государством, является государственным долгом.
1.2. Формы государственного кредита.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а иностранная валюта — к внешнему.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ –
- целевые займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПК и т.д.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
- рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
- нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).
Быстрый рост внутреннего государственного долга привел к тому, что стоимость обслуживания долга стала превышать доход от размещения государственных облигаций. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
- на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг);
- начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
- начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Стоимость обслуживания внешнего долга ниже, чем внутреннего долга, а внешний долг в худшем случае стоит 25% годовых.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ – это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:
По этике долг и справедливость
... Кант и др.) очень многое в морали пытались переосмыслить через призму должного. Этика долга И. Канта Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии: Что я ... является, по Канту, абсолютным нравственным законом , выражающим безусловный долг человека, который превышает все остальные человеческие обязательства. В этике Канта фактически выражены две этические интуиции: необходимость этического ...
- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
2.2. Социально-экономические последствия государственного долга.
При отсутствии фискальных и нефискальных фондов для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет заимствования средств, накопления долга, что приводит к увеличению государственного долга.
Чем хуже ситуация с госбюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем кредитов. Это приводит к увеличению объема государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем больше доля расходов по обслуживанию государственного долга в расходах бюджета.
Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше у государства денег на социальную политику, образование, медицину и оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. На сегодняшний день только внешний государственный долг России составляет около 50 миллиардов долларов. долларов.
Значительные суммы государственного долга оказывают значительное влияние на экономику страны. Негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику еще в 1815 г. отмечал
Д. Рикардо: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов».
Во-первых,
Во-вторых,
В-третьих,
В-четвертых,
Каждое из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели — обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста.
Управление государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
Величина государственного долга не должна превышать размеры ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно.
Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.
Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:
- отказаться от долга полностью или частично;
- использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
- пролонгировать долг;
- продать безнадежные долги.
Каждая из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.
Мониторинг как средство управления качеством образовательных результатов
... о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) ...
Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.
Итак, высокий уровень внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
- Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения страны;
- Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;
- Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
- Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
- Необходимость выплаты процентов может потребовать повышения налогов, что приведет к спаду экономической активности;
- Ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
- Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
- Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
- Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их связь с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.
Однако следует отметить, что государственный долг может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы — это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Практики и их организация по специальности 080504 «Государственное ...
... организации и реализации процессов государственного и муниципального управления. Также хозяйственная практика позволяет лучше подготовить студента к разработке курсовых проектов в курсовых проектах 4 курса по дисциплинам «Система государственного управления», «Экономика и управление территорией», «Система муниципального управления». Выполнение ...
3. Управление государственным долгом.
управлением государственным долгом
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.
Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 2000 г., Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 458 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России и Внешэкономбанка.
Организационная система управления государственным долгом включает
- Федеральную службу (агентство) по управлению госдолгом;
- функционально – ориентированные структурные подразделения по управлению долгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;
- организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающее разработки по прогнозированию госдолга, методические разработки по структуре долга, схемы обслуживания долга и др.
В компетенцию Федеральной службы по управлению госдолгом входят: установление норм и правил, регулирующих госдолг; подготовка предложений по увеличению госдолга; оценка состояния госдолга и т.д.
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:
- поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства;
- определение предельно-допустимых размеров государственного долга с учетом особенностей данного этапа развития экономики (в соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию, погашению государственного внешнего долга РФ);
- анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;
- определение направлений и мер по стабилизации размеров госдолга;
- оценка влияния госдолга на перспективы развития экономики страны;
- обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.
Система государственного и муниципального управления
... Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления раскрывает теорию государственного управления, социальный механизм формирования и осуществления государственного управления. Научно-техническая подсистема системы государственного и муниципального управления обеспечивает правильное использование закономерностей государственного управления, (подчинения интересов ...
К ключевым из них можно отнести:
- стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;
- реструктуризация задолженностей;
- контроль за заимствованиями субъектов РФ;
- сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;
- снижение стоимости обслуживания государственного долга.
Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Реструктуризация долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов государство с кризисной экономикой едва ли вынесет. Термин «реструктуризация» означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений — такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течение нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет.
В мировой практике известны четыре основных схемы реструктуризации суверенного долга:
- обмен одних долговых обязательств на другие (схема «облигации-облигации»);
- обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема «облигации-акции»).
Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний;
- досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема «выкуп»).
Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
- списание части долговых обязательств. Если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности.
Важным является также контроль за заимствованиями субъектов РФ. К государственным заимствованиям субъектов РФ относятся займы, привлекаемые от физических лиц и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие их них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам по внешним долгам. Это обуславливает необходимость выработки эффективных способов и решений по обеспечению контроля со стороны федерального центра за этим процессом. Так законом 2007 г. N 63-ФЗ введены более жесткие ограничения по предельным значениям долга и дефицита бюджетов в отношении субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих в своих собственных доходах в течение двух из трех последних финансовых лет большую долю безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ. Данные изменения направлены на укрепление государственной финансовой дисциплины, повышение прозрачности финансовой системы Российской Федерации, усиление контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Этим законом также определен предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ — он не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.
Для более эффективного управления внешним долгом необходимо внести существенные изменения систему управления внешним долгом России, основываясь на наиболее удачный зарубежный опыт. Однако это не означает, что зарубежные модели управления долгом должны полностью копироваться в отношении России. Несмотря на то, что применение западного опыта представляется вполне естественным процессом, он требует прогнозирования возможных последствий его применения и обдуманной адаптации к российским условиям.
Немаловажным представляется также исключение возможностей каких-либо злоупотреблений и махинаций вокруг урегулирования внешнего долга. Для этого необходимо, чтобы схемы, используемые для урегулирования долга, были прозрачны и понятны. Открытость при проведении политики в области внешних заимствований, а также обеспечение кредиторов соответствующей информацией позволит значительно снизить стоимость обслуживания.
Заключение.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Но, оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
- сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
- оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
- оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
- рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
- повышение эффективности использования заемных средств.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/modeli-upravleniya-gosudarstvennyim-dolgom/
-
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».
- Вархин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 – 340 с.
- Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 752 с.
- Лаврушин О. И., Деньги, кредит, банки: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007 – 560 с.
- Самсонов Н. Ф., Финансы: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
- Министерство Финансов РФ http://www.minfin.ru
- Центральный Банк РФ http://www.cbr.ru/
- Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/