Эссе статистика знает все

Эссе

“Если статистические цифры

и не управляют миром,

то они показывают,

хорошо ли мир управляется…”

Иоганн Вольфганг Гете

Уважаемые коллеги и читатели!

Предлагаем вашему вниманию материал о создании и развитии государственной статистики на Брянщине и о людях, которые стояли у ее истоков, о поколениях специалистов, внесших свой вклад в развитие статистики и передавших свой многолетний опыт работающему ныне коллективу статистиков Брянской области.

Началом истории Брянскстата можно считать создание статистического управления (после образования Брянской области 5 июля 1944 года).

К сожалению, сохранилось немного архивных документов, характеризующих статистическую деятельность в Брянской области в дореволюционный период и в 1920-е годы.

Немногочисленные сохранившиеся документы свидетельствуют о нелегком и тернистом пути, который пришлось преодолеть нашим ветеранам. Однако, независимо от целей и задач, которые жизнь ставит перед статистическими органами, люди, которые их достигали, всегда выделялись своей преданностью, предельным усердием и фанатичной преданностью делу статистики.

Им и посвящается данный материал.

Послереволюционный период

История становления и развития государственной статистики Брянской области неразрывно связана с административно-территориальным устройством Брянской области.

До 1917 года Брянская область была поделена между Орловской и Черниговской губерниями.

В 1920 году Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды Орловской губернии образовали Брянскую губернию.

С 1 января 1927 года в состав Брянской губернии входят Клинцовский, Стародубский и Новозыбковский уезды бывшей Гомельской губернии.

С образованием 1 апреля 1920 г. Брянской губернии с центром в г. Брянске начали формироваться советские учреждения. Особая трудность у губернского исполнительного комитета возникла при образовании губернского статистического бюро (Губстатбюро) ввиду отсутствия специалистов — статистиков.

Начало переписи было положено 28 августа 1920 г., и ее производство было поручено ЦСУ и его местным организациям — областным и уездным статистическим управлениям.

Предстоящая статистическая работа потребовала в короткие сроки выполнения всех подготовительных мероприятий и, в частности, подбора и обучения переписного персонала.

В Брянске создается Губстатбюро. На заседании Президиума исполкома 10 июня 1920 года был назначен руководитель Губстатбюро Захаров Федор Иванович, ранее работавший в отделе народного образования.

18 стр., 8852 слов

Анализ реализации социальных проектов подготовки управленческих ...

... в. Целью работы является анализ реализации социальных проектов по обучению управленческих кадров в Брянской области. Задачи: изложить теоретические и правовые аспекты социальных проектов подготовки управленческих кадров в РФ; провести анализ реализации социальных проектов подготовки управленческих кадров в Брянской области. ...

В соответствии с Положением об организации местных статистических учреждений в круг ведения губернского статистического бюро входило выполнение всех работ, возложенных ЦСУ:

  • по статистике населения (определение численности населения, его состав, размещение, учет естественного и механического движения, статистика выборов);
  • по сельскохозяйственной и лесной статистике (вопросы организации полеводства, луговодства, лесоводства, скотоводства и других отраслей сельского хозяйства, учет и распределение земельного фонда, использование землепользования и т.п.);
  • по промышленной статистике;
  • по транспортной и почтово — телеграфной;
  • по финансовой и оценочной статистике;
  • по статистике снабжения и распределения;
  • по статистике торговли и продуктообмена;
  • по статистике народного образования, народного здравия и санитарии, кооперативного и профессионального движения;
  • по военной статистике;
  • по статистике труда;
  • по моральной статистике.

На губстатбюро также было возложено руководство всеми переписями и разработка материалов переписи, а также публикация статистического ежегодника, который включает всю информацию о статистике провинции.

Большую роль в решении кадрового вопроса сыграл Декрет об обязательном учете статистических сил РСФСР (Постановление Совета труда и обороны от 21 мая 1920 года).

Этот Декрет определял круг лиц (от ученых до лиц, участвующих в экспедиционных статистических исследованиях), которые могли быть призваны на действительную службу для работ по переписи и других срочных заданий как в ЦСУ так и в местные статистические органы.

Статистики могут быть призваны на военную службу только с согласия CSO и учреждений, в юрисдикции которых они находятся.

Несмотря на суровый революционный порядок, кадровую проблему решить было крайне сложно.

Губернский совет по статистическим вопросам играл важную роль в формировании статистики в то время: ему было поручено координировать деятельность всех ведомств в области статистического исследования провинции.

В период с 15 по 23 июля 1920 года проводилась Конференция.

К середине 1920-х гг. Во всех уездах, кроме Карачевского, волостных статистиков не было. Поэтому конференция принимает Постановление о создании сети сельских муниципальных статистиков и привлечении к этой работе педагогов и интеллигенции.

Конференция также устанавливает сроки текущего наблюдения (с 1 июля 1920) года по статистике труда и промышленности.

Впоследствии в отчетах Губстатбюро отмечалось, что организация текущего статистического наблюдения затруднена из-за «крайне неточного приема анкет компаниями». Тормозило работу и отсутствие достаточного количества бланков.

5 стр., 2132 слов

История развития статистики. ее роль. Статистика Казахстана

... во всех областях статистического производства; успешное проведение первой казахстанской переписи населения 1999 года и развитие демографической социальной статистики; внедрение прогрессивных методов ... школы политических арифметиков” У. Петти (1623-1687) и Д. Грацита (1610-1674) была сделана попытка опыта обоснования закономерностей общественной жизни путем обобщения и анализа статистических ...

В июле — августе 1920 года вся деятельность статистических органов была направлена на подготовку к предстоящей переписи: проводилось обучение кадров, произведена мобилизация инструкторов по переписи, определялись инструкторские участки, устанавливались контакты с Губвоенкоматом по проведению военной переписи, а также и с другими губернскими и уездными организациями.

Перепись в Брянской губернии была завершена досрочно. Президиум губисполкома выразил благодарность всем сотрудникам, принявшим участие в переписи.

После переписи в Губстат начали поступать материалы переписи и дорабатывать их.

В ноябре 1920 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление об организации с 1 января 1921 г текущего статистического наблюдения за деятельностью культурно-просветительских учреждений и школ. Провинциальные и районные статистические управления отвечали за управление этой работой, а все областные и районные управления народного образования и образования были обязаны действовать в соответствии с инструкциями статистических организаций.

Принцип организации статистического наблюдения по культуре и образованию сохранился до сих пор, изменились формы, значительно увеличилось количество статистических показателей.

Наряду с организацией статистического наблюдения в соответствии с инструкциями ЦСУ, статистическое управление должно было предоставлять властям и другим советским учреждениям статистические данные.

В связи с этим много внимания губстатбюро пришлось уделить восстановлению данных проводимых в дореволюционный период статистических исследований, проделать большую работа по получению сводных итогов сельскохозяйственных переписей 1916 и 1917 г.г., что оказало неоценимую услугу в деле организации статистики сельского хозяйства.

Остро встает вопрос о необходимости подготовки статистических изданий, руководствуясь при этом изречениями известного статистика Янсона о том, что «деятельность статистических учреждений заканчивается изданием, и неудачное издание сведенного материала делает всю работу статистической организации бесполезною или менее полезною, чем она есть на самом деле».

Отсутствие опытных статистиков и достаточного количества статистиков было основной причиной задержки в разработке переписей 1920 года и в выполнении других текущих статистических задач.

В то же время, несмотря на трудности, статистическая деятельность в провинции была усилена, было проведено множество разовых статистических обследований, начиная с проблем, с которыми страна столкнулась после окончания гражданской войны и восстановления народное хозяйство.

После упразднения Брянской губернии в 1929 г уездные статистические управления продолжили свою работу и вошли в состав статистических управлений тех регионов, к которым уезды были присоединены.

Середина 40-х — 50-е годы

Образование Брянской области 5 июля 1944 года явилось основой для создания различных региональных административных структур, в том числе статистического управления, которое в то время находилось в ведении Уполномоченного Госплана СССР по Брянской области.

Статистическое управление в своей работе, прежде всего, руководствовалось методологией и планом статистических работ Центрального статистического управления (ЦСУ) поэтому развитие и становление статистики в Брянской области соответствовало тем целям и задачам, которые стояли перед страной и обществом.

27 стр., 13451 слов

Статистика населения (3)

... задачи статистики насления; изучить статистические показания численности состава населения; изучить статистическую оценку численности и состава населения РФ; изучить анализ динамики численности населения РФ; изучить статистическое прогнозирование численности населения ЧР. В данной курсовой работе были ...

Кирилл Игнатьевич Игнатьев назначен начальником статистического управления и одновременно заместителем уполномоченного Госплана СССР по Брянской области.

Об интенсивности работы статистических органов свидетельствует тот факт, что после окончания войны и до конца 1947 года было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, был проведен ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, по профессиям, уровню заработной платы, учет руководящих работников и специалистов, учеты коммунальных предприятий и городского общественного жилищного фонда, организовано статистическое наблюдение за ходом восстановления сельского хозяйства, снова начала ежегодно проводиться перепись скота, проведена перепись многолетних насаждений и т.п., проводится огромная работа по контролю за достоверностью данных представляемых предприятиями, колхозами и совхозами.

Центральное статистическое управление предъявляло высокие требования к качеству консолидированных отчетов, представляемых региональными статистическими управлениями, и каждая статистическая работа или аналитическая записка оценивалась по пятибалльной шкале. Подводя итоги деятельности статистического управления в 1948 году, К.И. Игнатьев писал, что у руководства не было ни одной выдающейся или неудовлетворительной работы, а уровень отлично и хорошо выполненной работы достигал 95 — 96 процентов. Это была огромная заслуга небольшой группы сотрудников отдела статистики, большинство из которых были выпускниками МЭСИ и бывшими земскими статистиками. именно этот коллектив стал основой для создания брянской статистики, заложил фундамент традиций, на которых выросло не одно поколение региональных статистиков.

10 августа 1948 года ЦСУ было выделено из Госплана СССР и стало самостоятельным органом — Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР.

Также было создано статистическое управление в Брянской области, которое возглавил Сергей Федорович Шишлянников. В этот период кроме сбора статистической отчетности на органы статистики возлагалась очень жесткая контрольная функция — про-верка достоверности представленных в органы статистики данных отчетов предприятий, колхозов и совхозов и наличие незаконной отчетности.

Центральное статистическое управление СССР считало важнейшей задачей местных статистических органов решительную борьбу со всевозможными искажениями, постскриптумом, сокрытием и незаконной отчетностью.

Особенно тщательно нужно было проводить проверки региональных организаций по их учету и отчетности.

введена практика личного приема отчетов ответственных представителей региональных организаций и крупных предприятий от начальника управления статистики и его заместителей.

Большое внимание уделялось проверке достоверности данных переписи материальных ресурсов, для чего необходимо было привлечь специалистов и бухгалтеров ведомственных организаций.

Одной из важнейших задач статуправления в 50-е годы являлось улучшение работы по обследованию бюджетов рабочих, служащих и колхозников: проводились систематические проверки и оказание помощи статистикам по бюджетам, велась разъяснительная работа среди обследуемых семей с целью получения от них полных и достоверных дан-ных.

Были расширены статистические обследования по статистике труда: проводился учет уровня образования рабочих, выборочные обследования заработной платы рабочих по профессиям и служащим, использования свободного времени.

4 стр., 1593 слов

Особенности статистической обработки данных полевого опыта

... в этой области. Цель работы - выявить особенности статистической обработки данных полевого опыта на текущем этапе. Задачи: изучить исторические предпосылки возникновения биометрии, как науки применяющей методы математической статистики в ...

В этот период начинается внедрение бюджетных расчетов на региональном уровне. С 1956 г составляется баланс доходов и денежных расходов населения и рассчитывается потребление населением основных сельскохозяйственных продуктов.

В середине 1950-х гг. — начало раскрытия статистических данных — с 1956 г налажено издание статистических материалов.

Конец 1950-х годов был значительным для статистики, поскольку новые организационные формы правительства потребовали реструктуризации системы бухгалтерского учета и статистики. Наиболее важной отличительной чертой этой реструктуризации была централизация бухгалтерского учета и статистики, сосредоточение всей работы на сборе и разработке отчетных данных в статистических органах, механизация бухгалтерской и статистической работы. В этот же период усилия органов статистики области были направлены на подготовку и проведение первой переписи населения всего послевоенного Союза.

60-е — 70-е годы

В 1960 г была проведена перепись жилищного фонда, в 1961 г. — перепись школьных зданий и материальной базы общеобразовательных школ. По обширной программе в 1962 году была проведена перепись оборудования и машин: впервые собраны сведения о средствах автоматизации и механизации производственных процессов.

С началом экономической реформы (1965г.), переходом на новую систему планирования и экономического стимулирования появилась и новая система статистических показателей для оценки хозяйственной деятельности предприятий, больше внимания стало уделяться таким показателям как себестоимость, прибыль, рентабельность.

В 1960-х годах роль статистических органов возросла в борьбе с незаконной отчетностью, во внедрении стандартных модулей первичного учета на предприятиях и в обеспечении надежности отчетных данных.

На органы статистики возложен контроль за вводом в эксплуатацию строительных объектов и сооружений.

В 1970 и позднее, в 1979 годах под руководством начальника статуправления Нечаенко М.С. в области проведены Всесоюзные переписи населения. Переписи представляют собой основную информационную базу данных для разработки эффективной социальной, экономической и экологической политики государства, для изучения и прогнозирования ряда экономических и социальных процессов.

За успешное завершение переписи населения всех профсоюзов в 1970 и 1979 годах рабочие, принимавшие участие в переписи, были поблагодарили и были вручены правительственные награды.

В 1971-1972 годах переоценка основных средств была проведена повторно во всех отраслях народного хозяйства. В целях оказания помощи работники отдела переоценки основных фондов статуправления побывали на каждом предприятии, в колхозе и совхозе области, где необходимо было завести карточки типового учета на каждый объект, восстановить технические паспорта на здания и сооружения, машины и оборудование.

Эта работа была успешно завершена.

80-е — 90-е годы

Одной из главных задач статистической деятельности в 70-е и 80-е годы было обеспечение достоверности статистической отчетности, проверка на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах достоверности отчетных данных, борьба с приписками, искажениями и незаконной отчетностью, контроль за внедрением форм унифицированного первичного учета хозяйствующими субъектами. Роль статистических органов в системе управления народным хозяйством значительно возросла после того, как ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление No. 822 от 17 июля 1987 г. «О мерах по радикальному улучшению статистики в стране». Функции экономического анализа усиливаются в деятельности органов статистики.

16 стр., 7645 слов

Метод корреляционно-регрессионного анализа в статистическом изучении ...

... метод математической статистики, изучающий их, называется регрессионным анализом. Целью курсовой работы является корреляционно-регрессионный анализ в статистическом изучении рекламной деятельности, Исходя из цели, были обозначены следующие задачи: дать краткую характеристику рекламной деятельности; изучить основные методы ...

Одним из важных моментов в развитии процесса демократизации стало расширение рекламы статистической информации. Статистическое управление стало более тесно сотрудничать со СМИ, рассказывать о различных проблемах социально-экономического развития региона в печати и по радио. В 1988 году отдел начал исчисление созданного в регионе национального дохода, что также явилось началом нового направления в деятельности областного управления статистики.

Переход страны к рыночным преобразованиям потребовал от статистических органов своевременного реагирования на происходящие процессы в экономической и социальной сфере, организации статистического мониторинга вновь созданных хозяйствующих субъектов и обучения их представлению статистической отчетности.

Существенные коррективы в деятельность статистического управления внесло Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года № 3708-1 «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Основными задачами статистического управления в этот период были: объективная оценка происходящих социально-экономических процессов, повышение аналитического уровня информации, обеспечение эффективности сбора, обработки и распространения статистической информации. Этот период работы можно считать началом статистической реформы в стране и в регионе.

17 октября 1994 года Госкомстатом России принято Постановление № 209 «О преобразовании Брянского областного управления статистики в Брянский областной комитет государственной статистики» и утверждено Положение о Брянском областном комитете государственной статистики, которым определены основные задачи и функции комитета. Приоритетными направлениями деятельности комитета стали: выполнение Федерального плана статистических работ, обеспечение функционирования единого регистра предприятий и организаций на основе учета всех хозяйствующих субъектов, предоставление официальной статистической информации органам власти и управления, общественности.

Продолжением статистической реформы стало принятие Федеральной целевой программы «Статистическая реформа на 1997–2000 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. 1410 23 ноября 1996 г.

Администрация Брянской области также принимает постановление № 131 2 апреля 1997 года «О региональной программе реформирования статистики до 2000 года», целью которой было наиболее полное удовлетворение органов исполнительной и законодательной власти и других потребителей объективной статистической информацией. В этот период органами статистики области была проведена большая работа по внедрению унифицированных форм статистической отчетности на предприятиях и в организациях области. Проделана огромная работа по созданию баз данных «Паспорт области», «Паспорт района», «Регистр городов», банка готовых документов «Статистика Брянской области». Наряду с выполнением Федерального плана статистических работ комитет статистики участвует в различных экспериментальных статистических работах Госкомстата России — это экспериментальные обследования малых предприятий за 1999 год, пилотное обследование домашних хозяйств, создание экспедиционного корпуса и другие.

4 стр., 1977 слов

Статистическая отчетность в правоохранительных органах

... РФ). Основными задачами ГИАЦ МВД России являются: обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и ...

Начало XXI века

Начало ХХI века ознаменовалось для российской статистики принципиальным событием: Федеральным законом «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» были заложены единые основы осуществления официального статистического учета. Важнейшим направлением статистического планирования стала разработка долгосрочных программ ее развития — федеральных целевых, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и ведомственных. В последнее десятилетие были разработаны и реализованы две Федеральные целевые программы по статистике: по внедрению СНС и реформированию методологии статистики в связи с изменившимися экономическими условиями.

Росстат осуществил реализацию федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», основной целью которой явилось создание единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти и общества качественной, своевременной и полной статистической информацией, путем объединения статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, формирующих официальные статистические ресурсы. Это позволило достигнуть качественно нового уровня информационного обеспечения общества при более эффективном использовании бюджетных средств за счет исключения дублирования в работе министерств и ведомств и снижения отчетной нагрузки на бизнес.

Проведены крупномасштабные статистические обследования: Всероссийские переписи населения 2002, 2010 годов, Микроперепись населения — 2015; Всероссийские сельскохозяйственные переписи 2006 и 2016 годов; Сплошные обследования субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году и в 2016 годах.

Среди важнейших работ – выборочное наблюдение за затратами и результатами деятельности хозяйствующих субъектов (2012; 2017 гг.).

На основе полученных данных построены базовые таблицы «затраты — выпуск», которые позволяют получить сбалансированную и более точную оценку валового внутреннего продукта. Только эти таблицы могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой для прогнозирования и принятия решений в области экономической политики. В дальнейшем построение базовых таблиц будет вестись на регулярной основе – один раз в пять лет.