Административно-правовой статус общественных объединений
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели) Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения — (ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Конституция Российской Федерации, основанная на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, в том числе право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст.30).
Практика последнего десятилетия наглядно показала, что бесперебойное функционирование общественных объединений возможно только на основе улучшения их административно-правового статуса. Правовые ограничения общественных объединений очень многочисленны и разнообразны. Это, прежде всего, конституционные, гражданские и юридические отношения. Значительную группу составляют правоотношения общественных объединений в контексте административно-правовых норм. Нормы административного права в ряде случаев определяют цели создания общественных объединений, порядок создания общественного объединения, включая их государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии общественных объединений, порядок приостановления их деятельности, вопросы их административной ответственности, процедуру ликвидации и др.
Таким образом, нормы административного права регулируют разн
Административно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовой статус общественных объединений является неотъемлемой частью их общего правового статуса. Следовательно, им наделены те же полномочия, которые присущи общественному объединению в целом. Кроме того, административно-правовая природа общественных объединений отличается особой спецификой, присущей только им правам, обязанностям, гарантиям и формам юридической ответственности.
«УГОЛОВНОЕ ПРАВО» : «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ
... субъект преступления». Таким образом, нарушается вся согласованность уголовного права и законодательства. Кроме прочего, противники уголовной ответственности для юридических лиц отмечают, что признание юридического лица субъектом преступления нарушает принцип ответственности ... правила об административной ответственности более подробно. ... как «психического отношения лица к совершаемому им общественно ...
Говоря об административно-правовом институте прав, обязанностей и гарантий общественных объединений, можно выделить в нем разнообразные юридические феномены:
1. Субъективные конституционные права и обязанности, гражданские, административные и другие права и обязанности общественного объединения, вытекающие из закона.
2. Субъективные права, обязанности, возникающие на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. М., 2001. С. 54. .
Административный и юридический статус общественного объединения, с одной стороны, формирует основу для формирования и реализации других прав и обязанностей, материализуясь и развиваясь в них, а с другой стороны, он напрямую входит в любое из юридических государств как его самая важная часть.
Следовательно, административно-правовой статус общественного объединения в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных общественному объединению прав и возложенных на него обязанностей, как ответственность общественного объединения в сфере государственного управления.
Многие ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) как сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность но и другие элементы — принципы, правоспособность, гарантии и т.д. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2004. С. 123; Козлова Е. Вступая в ряды… // Человек и закон. 2005. № 9-10. С. 85. Отметим общую закономерность, которую может нарисовать практически любой автор, независимо от его подходов. Он заключается в том, что основой, определяющей исходный элемент любого статуса, его основным содержанием являются права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Рассмотренные элементы являются настолько неоспоримыми составляющими правового статуса общественного объединения, что признаются таковыми большинством юристов.
Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия объединением решения о его создании, об утверждении устава объединения и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. После принятия решений объединение считается созданным. Оно осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях» Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2006. С. 139; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. М., 2002; Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №4. С. 98. .
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации этого общественного объединения и, как известно, является важной юридической собственностью любого коллективного образования в соответствии с административным законодательством. В юридической литературе считается, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т.е. способность быть носителем прав и обязанностей. Однако следует отметить, что объем этих прав и обязанностей может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Однако это не влияет на саму правоспособность, ибо «увеличение или уменьшение круга прав предполагает наличие такого свойства субъекта, как правоспособность» Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. М., 2004. С. 172..
Понятие и предмет трудового права
... трудовые отношения занимают центральное место в предмете трудового права, но на основании применения совместного (коллективного) труда складываются и иные общественные отношения, составляющие предмет трудового права и входящие в сферу его регулирования. ... коллективный договор, который в рыночных условиях является основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. Решает самые ...
Следовательно, административная правоспособность общественного объединения — это способность подчиняться правам и обязанностям в рамках государственного управления. Административная правоспособность общественного объединения, как упоминалось выше, имеет свои особенности в том, что касается его рождения и прекращения.
Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и ее осуществление ограничивается рамками государственного управления
Административная правоспособность общественного объединения служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2001. С. 65..
Административная дееспособность общественного объединения — это признанная за ними способность своими действиями:
- а) приобретать права и обязанности административно-правового характера;
- б) осуществлять их. Эта правоспособность также включает правоспособность общественного объединения нести ответственность за правонарушения, совершенные в соответствии с применимыми правовыми актами.
Переходим к характеристике прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления.
Правовые возможности общественного объединения в рамках исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами права и обязанности данного субъекта закрепляют их взаимоотношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительную и распорядительную деятельность.
Они могут складываться в связи с:
- реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;
- выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;
- нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;
- нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления Кокотов А.Н.
О статусе общественных организаций // Правоведение. 2003. №3. С. 19-25..
Управление государственным и муниципальным долгом (2)
... и практики управления государственным и муниципальным долгом в РФ. Задачи курсовой работы: изучить теоретические и нормативно-правовые основ управления государственным (муниципальным) долгом в РФ; охарактеризовать содержание и особенности мировой практики управления государственным долгом; исследовать проблемы ...
Представляется, что классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей:
- а) общие права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления;
- б) специальные права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления в соответствии с действующим законодательством относится то, что общественное объединение имеет право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;
- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
- учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;
- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
- участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др. (статья 27 Закона).
В своей деятельности общественное объединение обязано:
- соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;