Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель
Потребность в управлении в сфере регулирования общественных отношений исторически возникла одновременно с возникновением государства, которое вместе со многими другими функциями было призвано выполнять функцию управления экономикой. Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век. В сфере землепользования перед российским государством стоит задача организации гражданских рыночных отношений, которая осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлых советских времен.
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).
Управление в области взаимодействия общества и природы — это совокупность действий компетентных субъектов, направленных на обеспечение соблюдения требований экологического законодательства.
Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды направлены на обеспечение выполнения экологического законодательства. Социальная ценность права в целом и права граждан на здоровую окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих законодательных положений. Управление выступает здесь как средство формирования истинных экологических и правовых общественных отношений, которые формируют сам закон окружающей среды.
На национальном уровне основная ответственность за последовательное соблюдение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природными ресурсами и охрану окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды является неотъемлемой частью государственного управления в целом.
Роль государства в этой сфере определяется важностью руководящих органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы занимают особое место. У них есть специальные правовые и административные средства для обеспечения выполнения экологических требований законодательства, а также возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае необходимости. Во-первых, на них возложена ответственность за обеспечение защиты окружающей среды как часть экологической функции государства. Во-первых, граждане имеют право требовать, чтобы они не соблюдали свои законные экологические права и интересы, а также природоохранное законодательство в целом.
Методы управления качеством окружающей среды
... в области окружающей среды; информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды; научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. 1. Методы управления качеством окружающей среды Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют ...
Государственное управление природными ресурсами и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы воздействия государства на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
Принимая во внимание роль государственного управления в этом секторе по сравнению с другими типами государственного управления, его содержание шире.
2. Виды и органы управления в области организации использования и охраны земель
Существует несколько видов (форм) управления. Основной формой управления в сфере регулирования общественных отношений, в том числе в сфере землепользования, является государственное управление. В то же время в этом секторе активизируется роль общественных организаций, которые в соответствии со своими уставными задачами участвуют в решении политических, экономических, даже земельных проблем.
Повышение активности общественных организаций — одно из проявлений развития экономической и политической системы нашего общества, дальнейшего расширения демократии. Возникла и развивается новая форма управления — муниципальная. Это позволяет устранить существовавшую ранее излишнюю централизацию в решении управленческих задач землеустроительной организации, приблизить их решение к местным условиям экономики региона и индивидуальных хозяйств.
Новое земельное законодательство предусматривает широкую экономическую автономию землепользователей. Они сами, без вмешательства государства, планируют внутреннее продуктивное использование и охрану территории. Но при этом фермерские хозяйства не должны нарушать обязательные требования законодательства о рациональном использовании земель и охране окружающей среды.
Таким образом, можно выделить разные типы управления: государственное, общественное, муниципальное, в компании.
Государственное управление в области рационального использования и охраны земель означает, что государство в лице своих компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы по организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, различных землепользователей, собственников, арендаторов).
Важная роль государства проявляется при организации проведения земельной реформы в стране, создании новых правовых институтов в сфере землепользования (частной собственности на землю, аренды, рынка земли и т. д.).
При этом государственное управление приобретает разное содержание. Оно может выражаться в двух принципиально различных качествах: 1.) управление государства — собственника земли, недвижимого имущества (хозяйственное управление); 2) управление государства — органа власти, т. е. суверена, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности. В первом случае земля, будучи объектом управления, является для государственных органов объектом их хозяйственной деятельности; во втором — территорией, т. е. пространственной границей, государственной власти.
Органы государственной статистики
... орган государственной статистики РФ, его функции государственная статистика федеральная служба Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ... процессов. К задачам государственной статистики относится: информационное обеспечение органов государственного управления, а также физических ...
Когда осуществляется управление в области землепользования со стороны государства в лице его компетентных представительных органов власти или органов исполнительной власти, то оно, как правило, выражается в обязательных властных предписаниях, адресованных землепользователям (например, при установлении земельного налога, при государственном контроле и экологических требованиях, ведении земельного правонарушений и т. п.).
Правовые же решения, исходящие от органов государства (например, органов местной администрации), которые решают чисто хозяйственные вопросы в части земли-имущества, принимаются ими не как органами государственной власти, а как хозяйствующими субъектами (например, при заключении договоров аренды земли, организации торгов, заключении сделок с землей, при договорах о проведении внутрихозяйственного землеустройства и т. д.).
Таким образом, с одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, с другой — как объект экономической деятельности. Отсюда различия в способах регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением властных функций государства и в отношении экономических отношений, связанных с использованием и защитой земли.
В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как юридический императив. Во втором — метод, который, как правило, не допускает императива, который выражается в согласованиях и учитывает выражение воли землепользователя при формировании некоторых решений государственного органа территория.
Однако наблюдение государства-собственника земли в лице его компетентных органов за поведением землепользователя, действующего в условиях «экономической свободы», может быть заменено методом правового императива. Так, в силу права государственной собственности на землю отвод земли для хозяйственных потребностей производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (продаже) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Следовательно, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта — решения (постановления) государственного органа. Но в данном случае этот государственный орган выступает как хозяйствующий субъект, то есть «распорядитель земельной собственности государства», а не как «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отношения следует рассматривать как земельно-хозяйственные, а не как административные (властные).
Основы государственного и муниципального управления : «Организационная ...
... входят в систему органов государственной власти. Это органы саморегулирования местных территориальных общин, муниципалитетов, они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий [8, с.25]. Органы местного самоуправления имеют следующие ...
В этих действиях проявляется «власть» собственника над своей собственностью, а не власть суверенного государства.
Государственное управление в сфере землепользования не следует путать с внутрихозяйственным, что выражается в организации землепользования самими хозяйствами и другими землепользователями. Их органы управления издают правовые акты (решения, правила, нормативы), обязательные для исполнения в рамках данного хозяйства, промышленного предприятия. Их юридическая сила обеспечивается самими владельцами (пользователями) земли. Нарушения названных правовых норм органы управления предприятия (хозяйства) пресекают, как правило, мерами дисциплинарного воздействия. Правовые же акты органов государственного управления исходят от государства; они имеют общий характер, а их исполнение может обеспечиваться органами государственного принуждения. Они обязательны для органов внутрихозяйственного управления. Таким образом, государственное управление отличается от внутрихозяйственного управления как по предмету изданных управленческих актов, так и по их правовому содержанию.
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляется как представительными, так и исполнительными органами.
Представительными органами государственной власти являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти включают органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Органами общей компетенции являются: Правительство Российской Федерации и уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские администрации.
Каждый из них в пределах своей компетенции выполняет управленческие функции в отношении использования и защиты земли, независимо от того, кто является владельцем, использованием или ведомственным управлением земли.
Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной компетенции относятся федеральная служба земельного (Росземкадастр), Министерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологической службы и архитектурно-градостроительной службы.
Росземкадастр и его местные органы власти являются основными органами специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фондом страны.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство путей сообщения, Министерство связи и др.).
3. Компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
К компетенции федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом относятся:
Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе
... самостоятельным органом власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Основная цель управления земельными ресурсами - удовлетворение потребностей общества, которые удовлетворяются за счет использования земельной собственности. Цель отражает будущее состояние ресурсов территории и процесс их использования. Управление земельными ресурсами ...
- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
- установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного
установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
- изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
- иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими федеральными законами.
К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области управления использованием и охраной земель относятся:
- разработка и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;
- установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;
- отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;
- установление предельных норм предоставления земельных участков;
- Установление (утверждение) и изменение административных границ Районов на территории субъекта РФ;
- установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
- определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;
- определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;
- утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
- установление льгот по налогам за землю;
- изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;
- организация проведения работ по землеустройству, земельному мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
Компетенция органов местного самоуправления. К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены:
- предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;
- изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;
- планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований;
- организация работ по землеустройству, земельному мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
- установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;
- взимание платы за землю;
- установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;
- установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;
- охрана права собственности на землю и права землепользования.
Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.
Управление земельным фондом Российской Федерации
... государственное управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята ...
4. Функции управления в области использования и охраны земель
Федеральная служба местного самоуправления является основными исполнителями конкретных работ по управлению земельным фондом. Они работают в тесном сотрудничестве с соответствующими правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
По Положению «О Федеральной службе земельного утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2001 т. № 221, эта служба является федеральным органом исполнительно власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
Федеральная земельная служба осуществляет свои полномочия как напрямую, так и через свои территориальные органы. Служба отвечает за предприятия, учреждения и другие унитарные федеральные государственные организации. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.
Федеральная служба земельного во исполнение возложенных на нее задач выполняет, в частности, функции:
- принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
— ведет государственный земельный осуществляет специальные функции по ведению государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный
- осуществляет мероприятия по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного устанавливает состав документов государственного земельного порядок их ведения;
- осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;
- обеспечивает ведение Единого государственного а также хранение этого реестра и кадастровых дел; осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный
- принимает участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесения платы за землю;
- разрабатывает и реализует федеральные программы по совершенствованию ведения государственного земельного координирует реализацию региональных программ, участвует в разработке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;
- обеспечивает разработку и совершенствование методик государственной оценки земель;
- осуществляет деятельность, связанную с государственной оценкой земель (в том числе для целей налогообложения);
- приводит в соответствие с государственной оценкой земель зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, природно-хозяйственное районирование земель, осуществляет мероприятия, связанные с прогнозированием и планированием рационального использования земельных ресурсов;
- участвует в подготовке предложений о размере платы за землю, разрабатывает предложения о размере штрафов за нарушение земельного законодательства Российской Федерации, а также об оценке земель;
- участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов (аукционов, конкурсов), содействует в сфере оборота земельных участков;
- участвует в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами, а также в мероприятиях, связанных с функционированием рынка земли;
- организует, координирует и контролирует проведение землеустройства на всей территории Российской Федерации;
- осуществляет меры по государственному контролю за использованием и охраной земель;
- организует в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земель всех категорий и созданию фондов перераспределения земель;
- участвует в подготовке материалов по определению границ территории субъектов Российской Федерации и территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
- организует на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков;
- осуществляет землеустроительную экспертизу инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием и охраной земель;
- организует, координирует и контролирует выполнение топографо-геодезических, картографических, изыскательских и других работ специального (отраслевого) назначения для ведения государственного земельного землеустройства, организации охраны и рационального использования земель;
- разрабатывает предложения по установлению расценок на землеустроительные и другие проектно-изыскательские работы, связанные с изучением, организацией использования и охраны земель;
- ведет мониторинг земель в пределах своей компетенции;
- выявляет загрязненные и деградированные земли, подготавливает предложения по их восстановлению или консервации;
- участвует в проведении работ и выполнении решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разграничению собственности на землю;
- осуществляет информационное обеспечение деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, предоставляет в установленном порядке федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам статистические, аналитические и картографические материалы специального (отраслевого) назначения;
- участвует в создании единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— — организует реализацию международных программ и проектов, в которых участвует Российская Федерация, по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Управление земельными ресурсами
... государственного управления земельными ресурсами; дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов, согласно которому правовое обеспечение управления землями должно осуществляться с учетом их экономических, природных и социальных особенностей; принцип рационального использования земель; ...
Повышение эффективности управления земельными ресурсами в РФ ...
... социально-экологического и экономического управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и ...
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/sistema-upravleniya-zemelnyimi-resursami-diplom/
1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.05.2007 № 69-ФЗ)
2. ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
3. Комментарий к ЗК РФ/ Под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ.- М., ЗАО «Юридический Дом: Юстицинформ»,2002.
4. Земельное право: Учебник / С.А. Боголюбов, Е. А. Галиновская; Под ред. С.А. Боголюбова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
6. Земельное право России. Учебник для юрид. ВУЗов.- Ерофеев Б.В. – М., ООО «Профобразование»,2002.
7. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998