Коллегия адвокатов является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридическая профессия действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия юристов.
В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Коллегия адвокатов является крупным общественным органом самоуправления, призванным по закону оказывать юридическую помощь населению и организациям посредством консультаций по правовым вопросам.
Основная цель курсовой работы — изучить, проанализировать и выявить характеристики органов управления юридической профессией.
Для этого в курсовой работе решаются следующие задачи: раскрытие концепции и выделение характеристик федеральных и региональных органов управления юридической профессией.
адвокатура орган управление правовой статус
Глава 1. Общая характеристика адвокатуры, ее правовой статус
1.1 Адвокатура: особенности становления и развития
Итогом почти десятилетней борьбы адвокатского сообщества и Министерства юстиции стал Закон об адвокатуре, принятие которого ознаменовало собой новый этап в развитии российской адвокатуры — ее реформирование и принципиально иное развитие ее основных институтов.
Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц.
Укрепление законности — функция государства, для которого оно создает соответствующий аппарат — полицию. Содействовать этим органам в выполнении ими собственных функций укрепления законности адвокатура не может по своей юридической природе, как независимый от государства орган, более того призванный стоять на стороне гражданина, а не государства, преследующего этого гражданина. Отношения между государством и адвокатом должны строиться на принципе равноправия субъектов.
Организация и основы деятельности адвокатуры. Правовые основы ...
... правовой защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности — Студопедия. Так, закреплялось, что коллегия адвокатов ... самоуправления, отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения. Работа адвоката ... так называемых телепрограмм. Правовые основы адвокатской деятельности Министерство. Адвокат, как член независимой ...
Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности; свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях; самоуправляемость адвокатских объединений; добровольное вступление в адвокатуру; право на ассоциации, присоединение к международным сообществам адвоката и участие в них; соблюдение норм профессиональной этики и сохранение адвокатской тактики, справедливость и гуманизм.
Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению 1980 г. Порядок осуществления адвокатской деятельности регулируется также иными нормативными правовыми актами, в том числе:
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.1 Закона об адвокатуре, «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию». Под адвокатурой (ст.3) понимается профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов. В статье 4 Закона об адвокатуре предусмотрено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так что в целом история адвокатуры в России, безусловно, нашла отражение в законе об адвокатуре.
Адвокатура является тем правовым институтом, который призван на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Закон об адвокатуре касается скрытых проблем современной адвокатуры, форм и методов ее деятельности в контексте серьезных социальных изменений, произошедших в жизни общества. Возможно, принятие Закона об адвокатуре позволит данному институту в полной мере реализовать свое высокое предназначение, ведь в нем учтены такие прогрессивные моменты, как самоуправление адвокатских коллегий, отсутствие подчинения коллегии и конкретного адвоката ничему и никому, кроме Закона и Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) , отсутствие административно-территориальных преград в деятельности адвоката и необходимости учета, приписки к конкретному судебному органу.
Принципы И Нормы Профессионального Поведения Адвоката
... этики адвоката о том, что соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката (ч.2 ст.6). Более того, согласно п.3 ч.4 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат ... частное лицо». Следует отметить, что эти жалобы на адвокатов правоохранительных органов, как правило, не совпадают, поскольку, как указано выше, ...
1.2 Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры: история и современность
С началом демократических реформ положение адвокатуры стало меняться. Изменились сами принципы существования общества, целью российского государственного движения было провозглашено построение правового государства. В результате профессия юриста стала приобретать характеристики независимого публичного института, призванного защищать интересы компании и каждого ее члена в отдельности. Осмысление нового места адвокатуры можно увидеть в новом Законе об адвокатуре, который в ст.3 рассматривает адвокатуру как институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель четко отделен от государства законодателем.
В гражданском обществе механизмы защиты прав отличаются от тех, которые действуют в обществе, контролируемом тоталитарным государством. Здесь на первое место выходят гражданские инициативы. Адвокатура призвана быть помощником в реализации этих инициатив. В связи с этим юристы больше не являются частью государственной правоохранительной системы. Кроме того, как сообщество независимых профессиональных юристов, он играет важную роль в процессах общественного контроля над государством в целом и правоохранительными органами в частности.
Разрабатывая конституционную норму, Закон об адвокатуре дает четкое определение основного направления адвокатуры — оказания квалифицированной юридической помощи. Принятие Закона об адвокатуре юридически закрепило принадлежность Ордена к институтам гражданского общества и передачу ему определенных функций в соответствии с публичным правом. Вместе с тем приходится констатировать, что принятие Закона об адвокатуре не явилось кардинальным решением всех проблем, связанных как с реализацией конституционного права, продекларированного в ст.48 Конституции РФ, так и с организационными моментами российской адвокатуры. Как справедливо замечает С.В. Степин: «Растущий авторитет адвокатуры можно укрепить только за счет повышения качества и эффективности юридической помощи, оказываемой юристами. Для этого необходимо создать качественно новый вид адвокатуры, основанный как на историческом опыте самой российской адвокатуры, так и на результатах правового регулирования адвокатуры в гражданских государствах. В этой связи реализация положений и принципов нового закона об адвокатуре в Российской Федерации остается одной из наиболее актуальных проблем судебной реформы, проводимой в Российской Федерации». К сказанному следует добавить, что реализация положений закона об адвокатуре должна осуществляться одновременно с применением иных нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование коллегии адвокатов на территории Российской Федерации в настоящее время.
Судя по всему, трудности с юридической регистрацией Коллегии адвокатов были вызваны несколькими факторами. В первую очередь из-за того, что улучшение профессии юриста должно было быть вписано в схему судебно-правовой реформы. Кроме того, несомненно, деятельность адвокатуры подлежит нормативному регулированию лишь в определенных пределах (понятие, принципы, гарантии).
А во-вторых, тем, что, и это самое важное, Закон об адвокатуре должен был нормативно оформить складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества — самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов в области права, на которую возложена публично-правовая обязанность — оказание квалифицированной юридической помощи.
Управление земельным фондом Российской Федерации
... государственное управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята ...
По мнению одного из разработчиков законопроекта и его главного вдохновителя, председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам конституционного законодательства и государственного строительства доктора юридических наук В.В. Гребенникова, при подготовке и принятии закона об адвокатуре впервые в истории России законодатель подошел к проблеме взвешенно, в полной мере используя проверенные на практике правовые нормы. Законодателю удалось избежать соблазна пойти на крайности: от «придатка» государственного аппарата, полностью зависящего от государства, до безответственной перед кем-либо организации с непонятными целями и задачами.
важно отметить, что принятие Закона об адвокатуре завершило еще один этап законодательного процесса судебной реформы. До недавнего времени юридическая профессия как неотъемлемый элемент судебной системы находилась в процессе легализации.
Как считает Г.Б. Мирзоев, одним из главных достижений Закона об адвокатуре необходимо признать фиксацию независимости адвокатуры от государства (изначально предлагалось поставить адвокатуру под контроль Министерства юстиции РФ) . Так, в ст.3 Закона об адвокатуре указано, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Юридическая профессия действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия юристов. И государство обязано не контролировать и контролировать деятельность адвоката, как это было раньше, а «обеспечивать гарантии независимости адвоката». Такая формулировка — значимая победа всего юридического сообщества в борьбе против государства за свою независимость. В этой лаконичной формулировке сконцентрирована вся концептуальная основа адвокатуры, ее место в сложной системе государственно-государственных отношений, характер отношений с государством.
Закон об адвокатуре лишь частично оправдал надежды, которые возлагались на такой акт как теоретиками, так и профессионалами юридического института. Как замечает по этому поводу президент Адвокатской палаты г. Москвы, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ Г. Резник, когда после принятия закона об адвокатуре становится ясно, что это нужно исправлять, трудно «избежать реакции в виде саркастических ухмылок.
Между тем подобную ситуацию не стоит драматизировать. Это не так уж редко и обычно обязано своим появлением желанию примирить несовместимое, прийти к компромиссу там, где это объективно невозможно. Бывает, что дефекты вносятся на последнем этапе доработки законопроекта — после того, как он прошел второе чтение: известно, что стилистическое «усовершенствование» часто меняет свой юридический смысл». Вышеупомянутые обстоятельства также имели место в процессе разработки, утверждения и принятия закона об адвокатуре. Сразу после его принятия многие ученые заговорили о необходимости внесения изменений и дополнений в этот федеральный закон.
Вторая поправка, внесенная 22 августа 2004 г. в норму ст.25 Закона об адвокатуре, явилась развитием все того же «сражения» вокруг оказания юридической помощи бесплатно. Пункт 8 ст.25 Закона об адвокатуре был дополнен абзацем следующего содержания: «Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации», а редакция п.9 данной статьи была изменена следующим образом: «Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Виды адвокатской деятельности
... каждого на получение квалифицированной юридической помощи. 1. Понятие и признаки адвокатской деятельности Адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в ...
Отметим, что редакция п.9 ст.25 Закона об адвокатуре также имеет противоречивый характер: федеральный законодатель вновь (быть может, вполне обоснованно) частично переложил бремя финансирования бесплатных юридических услуг на региональные бюджеты, что при хронических дефицитах данных бюджетов равнозначно принятию нормы, которая не будет выполняться. Поэтому представляется, что в нынешних условиях эта мера преждевременна.
Необходимо заметить, что указанные изменения анализируемого Закона об адвокатуре не только не разрешили проблемы оказания бесплатной юридической помощи, но и породили необходимость дальнейшего регулирования оказания подобной помощи, причем на уровне федеральном — в рамках постановления Правительства РФ и на уровне субъектов РФ — в рамках их законов или иных правовых актов.
При этом, конечно же, в самое ближайшее время должен быть должным образом урегулирован порядок оказания бесплатной юридической помощи юристам и последующей денежной компенсации за оказанные услуги. Государство не должно перекладывать на плечи адвокатуры все бремя обеспечения качественной юридической помощи малообеспеченным слоям населения, вместе с тем каждый гражданин России имеет право получить подобного рода помощь и отсутствие возможности оплатить данную помощь не должно становиться препятствием у гражданина в ее получении, а у адвоката — в ее предоставлении. Наиболее серьезные изменения в Закон об адвокатуре были внесены спустя два с половиной года после его вступления в законную силу Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В этой связи следует отметить, что появление серьезных изменений в законе об адвокатуре только после двух лет правоприменительной практики свидетельствует о хорошем качестве этого нормативного акта. Здесь следует согласиться с мнением Л.Ю. Грудцыной, которая за несколько месяцев до принятия указанных изменений отмечала: «Прошло два года после введения в действие Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Все это время идут непрерывные споры и обсуждения. Чуть ли не с момента принятия Закона об адвокатуре предлагаются многочисленные изменения и дополнения, многие из которых в 2002 — 2003 гг., безусловно, были преждевременны. Однако опыт — лучший учитель, а практика правоприменения подсказывает, какие из ее положений были успешно реализованы, а какие еще «пробуксовывают».
Адвокатская деятельность
... функционирования адвокатуры, осуществляет финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, а также при необходимости выделяет адвокатским образованием служебные помещения и средства связи. Федеральный ...
Изменения, внесенные в Закон об адвокатуре в 2004 г., коснулись многих его положений. Как отмечает Г.А. Шарова, «поправки касаются не только уточнения некоторых терминов, но и принципиальных вопросов, таких как прекращение статуса адвоката, а также изменение состава коллегии адвокатов».
В законодательство, регулирующее правоотношения в сфере адвокатуры, обоснованно может быть включен ряд процессуальных правовых актов. Так, конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными кодексами: Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным, Налоговым кодексами, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Здесь необходимо отметить, что последнее время Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал различные процессуальные нормы, в соответствии с которыми адвокаты имели преимущественное право перед другими категориями юристов в области защиты интересов граждан в судах различных уровней. В частности, Конституционный Суд РФ отметил, что ч.5 ст.59 АПК РФ — в системной связи с п.4 ст.2 Закона об адвокатуре — лишает возможности организаций и частнопрактикующих юристов выполнять взятые на себя договором обязательства по представительству интересов доверителя в арбитражном суде в случаях, когда доверителем выступает не гражданин, а организация. При этом Конституционный Суд РФ, указывая на то, что в данном случае законодатель избрал критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном процессе не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи и необходимостью защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовую форму, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической помощи, постановил: признать ч.5 ст.59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. ч.1 и 2), 46 (ч.1), 55 (ч.3) и 123 (ч.3), в той мере, в какой она в системной связи с п.4 ст.2 Закона об адвокатуре в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.
Субъектом адвокатской деятельности является исключительно адвокат, т.е. профессиональный советник по правовым вопросам, получивший в установленном законом порядке адвокатский статус. Условия и порядок получения статуса юриста служат гарантией профессионализма юриста. Профессионализм в то же время означает, что оказание юридической помощи юристу является основным видом деятельности, а также есть некоторая гарантия качества оказываемой ему помощи. Это является одной из главных черт адвокатской деятельности, отличающей ее от правовой помощи, оказываемой иными субъектами (нотариусами, прокуратурой, юридическими фирмами и др.).
На это особо обращает внимание Закон об адвокатуре, в отличие от Положения 1980 г., не придававшего значения разграничению адвокатской деятельности от иных форм правовой помощи.
Закон об адвокатуре, по сравнению с Положением 1980 г., сделал ряд шагов, направленных на повышение профессионализма адвокатуры. таким образом, формальный подход к определению критериев приема в юридическую профессию был исключен путем введения квалификационного экзамена. Кроме того, важно, чтобы закон об ассоциации адвокатов исключал из списка лиц, имеющих право подавать заявление на получение статуса адвоката, осужденного за умышленные преступления.
Адвокатская этика
... деятельности; степень доверия граждан к адвокатам и уважения их профессии; методы воплощения в жизнь адвокатским сообществом нравственных требований, разрабатываемых адвокатской этикой, способы обеспечения выполнения адвокатами этических правил. Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатуре» ...
Различие между двумя рассматриваемыми законами об адвокатуре проявляется также в подходе к вопросу о приеме иностранных граждан и лиц без гражданства в российскую адвокатуру. Если Положение 1980 г. строго требовало от претендентов на адвокатский статус наличия гражданства СССР, то действующий в настоящее время Закон об адвокатуре не содержит подобных ограничений, допуская получение статуса российского адвоката любым иностранцем, соответствующим установленным условиям.
Если Положение 1980 г. приравнивало адвокатуру по ее целям к правоохранительным органам, вменяя ей в обязанность в том числе укрепление социалистической законности и воспитательную функцию, то Закон об адвокатуре оставил адвокатуре только те задачи, которые действительно на нее возложены, исходя из ее реального, исторически заложенного предназначения, — защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций, обеспечения доступа к правосудию.
В эпоху административно-командных модальностей регулирования экономики вопрос о соотношении адвокатуры и предпринимательской деятельности не принимался во внимание законодателем. В современных условиях, когда он стал актуальным, Закон об адвокатуре обращает внимание на некоммерческий характер адвокатуры.
Итак, необходимо выделить следующее.
1. Учитывая признаки адвокатской деятельности, изложенные в настоящей работе (особые содержание, субъект, способ организации и цели адвокатской деятельности), это понятие можно определить как квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката и действующими индивидуально или в рамках коллективного адвокатского образования, физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
2. Юридическая помощь, оказываемая юристами, считается квалифицированной в соответствии с законом об адвокатуре. Квалифицированной юридической помощью можно считать юридическую помощь, оказываемую специальным лицом, подтвердившим свои знания и навыки в этой области, что позволяет нам гарантировать ее качество.
3. Квалифицированная юридическая помощь шире содержания адвокатской деятельности и может включать деятельность иных субъектов, если для допуска их в сферу оказания правовой помощи законодателем будут введены определенные критерии, соответствие которым может дать некоторую гарантию качества этой помощи.
4. Законодатель должен распространить понятие «квалифицированная юридическая помощь», указать предметы такой помощи и ввести гарантии качества ее оказания. Наиболее оптимальной формой этого можно считать принятие федерального закона «О гарантиях прав граждан на квалифицированную юридическую помощь». При этом правильной видится следующая законодательная формулировка:
- «Квалифицированная юридическая помощь — юридическая помощь, оказываемая субъектами, которые подтвердили свои знания и умения в этой области в соответствии с порядком, установленным законодательством».
5. Понятие адвокатуры следует толковать в двух значениях. Во-первых, как это и указано в ст.3 Закона об адвокатуре, в качестве профессионального сообщества адвокатов, т.е. совокупности лиц, получивших адвокатский статус, объединенных на условиях обязательного членства в особые организации — региональные адвокатские палаты. Во-вторых, адвокатуру следует понимать как действующий на определенных принципах (законности, лояльности к доверителю, соблюдения адвокатской этики, независимости, самоуправляемости, корпоративности, равноправности адвокатов, профессионализма) общественный институт, гарантирующий гражданам право на квалифицированную юридическую помощь.
Принципы адвокатской деятельности
... споре с государством. Независимость адвокатуры гарантирована законодательством РФ; 3)самоуправление - Закон устанавливает органы самоуправления адвокатов: Федеральную адвокатскую палату, адвокатскую палату субъектов РФ и ... своей профессиональной деятельности. Принципы адвокатской деятельности: 1) законность - соблюдении адвокатами законодательства РФ и ее субъектов в своей работе. Адвокат не вправе ...
Глава 2. Органы управления адвокатурой
2.1 Организация управления адвокатурой в РФ
Коллегия адвокатов Российской Федерации имеет двухуровневую систему органов управления, состоящую из Федеральной коллегии адвокатов Российской Федерации и Коллегии адвокатов субъектов Федерации.
Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.
Основные черты (признаки) Федеральной палаты адвокатов РФ:
1) является органом адвокатского самоуправления;
2) создается в целях:
- представительства адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- координации деятельности адвокатских палат;
- обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи;
3) является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:
- наличие обособленного имущества;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- самостоятельное выступление в гражданском обороте;
- наличие учредительных документов. Федеральная палата адвокатов имеет устав, который принимается Всероссийским съездом адвокатов;
- имеет государственную регистрацию, как любое юридическое лицо.
Кроме этого, Федеральная палата адвокатов имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием;
4) образуется Всероссийским съездом адвокатов.
Федеральная палата адвокатов имеет следующую структуру:
- Всероссийский съезд адвокатов;
- Совет Федеральной палаты адвокатов.
Возглавляет Федеральную палату адвокатов президент.
Адвокатская палата субъектов федерации является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.
Основные черты (признаки) адвокатской палаты субъекта РФ:
1) адвокатская палата субъекта РФ является некоммерческой организацией. Ее организационно-правовая форма может быть в виде учреждения, организации и т.д.;
2) адвокатская палата создается в целях:
- обеспечения квалифицированной юридической помощи и ее доступности для всего населения на всей территории данного субъекта РФ;
- организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно;
- представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
- контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката;
3) адвокатская палата субъекта РФ является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признаки юридического лица:
Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
... также Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК), Налогового кодекса Российской Федерации (НК) и Федерального закона от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и ...
- наличие обособленного имущества;
- самостоятельную имущественную ответственность;
- самостоятельное выступление в гражданском обороте;
- наличие учредительных документов.
государственную регистрацию как юридическое лицо. Кроме этого, адвокатская палата субъектов РФ имеет смету, расчетный и другие счета в банках соответствии с законодательством РФ, печать, штампа и бланки со своим наименованием;
4) адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов;
5) на территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата;
6) адвокатская палата не должна образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ;
7) адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени;
8) адвокатская палата не должна заниматься предпринимательской деятельностью.
Адвокатская палата субъекта РФ имеет следующую структуру:
- собрание (конференция) адвокатов;
- совет адвокатской палаты;
- ревизионная комиссия;
- квалификационная комиссия.
Юристы ведут свой бизнес в различных формах. В Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне рамок юридической подготовки.
Закон предусматривает возможность осуществления адвокатом адвокатской деятельности в рамках одной из четырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета; коллегии адвокатов; адвокатского бюро; юридической консультации, причем адвокат самостоятельно избирает форму адвокатского образования в виде адвокатского кабинета, коллегии адвокатов либо адвокатского бюро и место осуществления адвокатской деятельности. Что касается юридической консультации, юристы не могут установить ее самостоятельно и, следовательно, выбрать эту форму для проведения адвокатом. Адвокат только с его согласия может быть направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта РФ в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.
От адвоката требуется сообщить совету коллегии адвокатов формы обучения выбранного адвоката и место деятельности адвоката. Действительно, выбор формы обучения юриста является его обязанностью.
Если же в течение шести месяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату не поступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо о том адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат, это является основанием для прекращения статуса адвоката (п.3 ч.1 ст.17 федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
2.2 Корпоративное самоуправление адвокатуры
Высшим органом Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ является Всероссийский съезд адвокатов, коллегиальным исполнительным органом — Совет ФПА РФ.
Согласно ст.38 Закона об адвокатуре, имущество ФПА РФ формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральная коллегия адвокатов является собственником этого имущества. К затратам на общие нужды ФПА РФ относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах Федеральной палаты адвокатов, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата ФПА РФ, материальное обеспечение деятельности ФПА РФ адвокатов и иные расходы, предусмотренные сметой Федеральной палаты адвокатов.
Всероссийский съезд юристов созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.
Всероссийский съезд адвокатов:
1) принимает устав Федеральной палаты адвокатов и Кодекс профессиональной этики адвоката;
2) утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;
3) формирует состав Совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;
4) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, исходя из численности адвокатских палат;
5) утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов, отчеты Совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;
6) избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов;
7) утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и Совета Федеральной палаты адвокатов;
8) утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;
9) определяет место нахождения Совета Федеральной палаты адвокатов;
10) осуществляет иные функции, предусмотренные Уставом Федеральной палаты адвокатов.
Совет Федеральной палаты адвокатов является ее коллегиальным исполнительным органом и избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав Совета Федеральной палаты адвокатов не менее чем на треть каждые два года.
Совет Федеральной палаты адвокатов:
1) избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов;
2) представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в Российской Федерации и за рубежом;
3) координирует деятельность адвокатских палат;
4) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
5) участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов о вопросах, относящихся к адвокатской деятельности;
6) организует информационное обеспечение адвокатов;
7) обобщает дисциплинарную практику адвокатских палат и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
8) занимается методической деятельностью;
9) созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;
10) распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и с назначением имущества;
11) осуществляет иные функции, предусмотренные Уставом Федеральной палаты адвокатов.
Заседания совета проводятся регулярно, при наличии кворума в соответствии с требованиями Закона об адвокатуре и Устава Федеральной палаты адвокатов. В соответствии с Хартией JPA предусмотрена возможность участия всех председателей соответствующих палат. По результатам заседаний готовились информационные письма, положения и решения Совета, которые направлялись в палаты субъектов РФ и выставлялись на интернет-сайте ФПА.
Ряд заседаний и совещаний Совета проводились с участием представителей Администрации Президента Российской Федерации, Минюста России, на которых обсуждались вопросы, представлявшие взаимный интерес, в частности: об оплате труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, о рассмотрении предложений адвокатских палат о внесении поправок в Закон об адвокатуре, о применении в адвокатских образованиях контрольно-кассовых аппаратов. В соответствии с Уставом ФПА для повышения эффективности работы по отдельным направлениям деятельности Советом ФПА сформированы комиссии по:
1) подготовке предложений о совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы и координации деятельности адвокатских палат в вопросах исполнения и применения законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре;
2) защите профессиональных и социальных прав адвокатов;
3) подготовке предложений о внесении поправок в Кодекс профессиональной этики адвоката;
4) рассмотрению представлений и подготовке предложений Совету ФПА РФ о награждении;
5) подготовке и изданию книги об истории российской адвокатуры.
Во всех субъектах РФ сформированы региональные адвокатские палаты.
Особо следует отметить, что Совет ФПА и его руководство приняли активное участие в подготовке Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.
По инициативе ФПА совместно с Министерством юстиции РФ было разработано и направлено в Судебный департамент при Верховном Суде РФ разъяснение о применении Постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 и Порядка расчета оплаты труда адвоката в части, касающейся исчисления времени занятости адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда. Руководство ФПА совместно с Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам участвовало в подготовке изменений, внесенных в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в той части, которая затрагивает гарантии профессиональной деятельности адвокатов. Следовательно, соблюдение этих гарантий предусмотрено при реализации настоящего Закона.
декабря 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Члены Совета, сотрудники аппарата ФПА РФ и привлеченные консультанты приняли непосредственное участие в подготовке и обеспечении принятия поправок в Закон об адвокатуре. В ходе подготовки поправок к Закону об адвокатуре с комитетами Государственной Думы была достигнута договоренность о том, что последующие изменения в Закон об адвокатуре и в иные законодательные акты, затрагивающие вопросы адвокатской деятельности и адвокатуры, будут обсуждаться с участием представителей ФПА.
В ответ на запрос ФПА Банк России дал разъяснение о применении норм Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к адвокатской деятельности.
С марта 2003 г. члены Совета и Президент Федеральной палаты адвокатов РФ участвовали в работе специальной рабочей группы по мониторингу Уголовно-процессуального кодекса РФ, созданной Администрацией Президента РФ и Комитетом по законодательству Государственной Думы РФ. Благодаря деятельности представителей ФПА РФ, многие поправки, разработанные адвокатскими палатами субъектов РФ, легли в основу рекомендуемых рабочей группой изменений Уголовно-процессуального кодекса РФ, а некоторые из них уже реализованы в качестве принятых поправок.
В целях координации деятельности адвокатских палат в соответствии с Уставом Федеральной палаты адвокатов Совет утвердил представителей ФПА в федеральных округах и принял Положение о них.
Заключение
Адвокатура в РФ управляется выборными органами, которые принимают решения простым большинством голосов членов соответствующего органа, участвующих в его заседании.
Адвокатская палата субъекта РФ — негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ, создаваемая для организации и деятельности адвокатов по оказанию квалифицированной помощи населению.
Высшим органом управления адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конференция ). Орган адвокатской палаты, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов, именуется ревизионной комиссией. Для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов создается квалификационная комиссия. совет Федеральной палаты адвокатов. Выполнив работу, я изучил нормативно — правовые акты и учебные пособия, необходимые для данного вопроса. Систематизировал и расширил знания, уже имеющиеся у меня по данному вопросу. Поставленные цели также достигнуты.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/advokatura-i-advokatskaya-deyatelnost/
1. Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества // Сайт «Клиническое юридическое образование»: #»justify»>. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.
2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).
3. Федеральный закон от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст.4262.
4. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст.2998.
5. Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. N 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст.3941.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст.2728.
7. Адвокатская деятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. канд. юрид. наук В.Н. Буробина. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003.
8. Адвокатура в России: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2004.
9. Ануфриев В.М., Гаврилов С.Н. Организация и деятельность адвокатуры в России. М.: Юриспруденция, 2001.
10. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацию» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
11. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России. М., 2002.
12. Становление адвокатуры в РФ: Учебное пособие. Авторский коллектив // Allpravo.ru. 2003.
13. Волков В., Подольный Н. Общественный контроль за работой адвокатов // Российская юстиция. 1999. N 9.
14. Канукова М. Нужна муниципальная адвокатура // Российская юстиция. 2000. N 4.
15. Галоганов А.П. Организация и принципы деятельности российской адвокатуры в условиях формирования правового государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.