1. Правовые основы аттестации государственных служащих
1.1 Понятие, задачи и сроки проведения аттестации
Государственный служащий — это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности, который несет ответственность за исполнение этих обязанностей.
Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, оценка, характеристика, процесс оценивания кого-либо определенного критерия.
. Ее цель — определить соответствие гражданского служащего другой должности гражданской служыбы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражамозогосогозамадинокимак.
В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:
- выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
- определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
- обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:
Аттестация муниципальных служащих
... один из важнейших элементов перехода муниципальной службы - аттестация муниципальных служащих. Объектом исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения муниципальной службы по поводу проведения аттестации, присвоения квалификационных разрядов, применения ...
- о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
- об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключен срочный служебный контракт.
Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончанив.
Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих (далее — Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:
проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
достигшие возраста 60 лет;
беременные женщины;
в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
При сокращении государственной службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам других государственных служб, в том числе в другом государственном органе.
Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.
1.2 Этапы проведения аттестации
Проведение аттестации требует определенной организации. Можно на три этапа аттестационной процедуры: подготовительной, непосредственно аттестационной процедуры.
Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственногок.
Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.
Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:
) организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
Курсовая работа аттестация государственных гражданских служащих
... в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Обязанности государственного служащего характеризуют суть его служебной деятельности. Государственные служащие должны соблюдать правовые ограничения, ... на русский язык как «государственная услуга», и этот термин используется в русской литературе. Гражданскими (государственными) служащими Великобритании являются работники министерств ...
) мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
) утверждение графика и сроков проведения аттестации;
) создание аттестационной комиссии;
) подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
) проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.
Низкая информационная поддержка цели прохождения процедур проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.
Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о таком проверке, для того, чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, относящейся к его служебным обязанностям согласно регламенту.
В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяется сроки аттестации по должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.
График проведения аттестации ежегодно предоставляется представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.
В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.).
Вместе с тем такие поправки в графике не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации.
Аттестация и продвижение кадров в образовательном учреждении
... в образовательных учреждениях; предложить рекомендации по совершенствованию системы аттестации и продвижения кадров образовательного учреждения. Объектом исследования является система аттестации и продвижения кадров муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска. Предмет исследования – организационные мероприятия проведения аттестации ...
Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации.
Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. 8 — 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение сообщества членов комиссии. .
Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другая информация об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что будет повышение объективности и качества оценки иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.
К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:
мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.
Представляемый на гражданском служащего отзыв должен предоставить данные сведения о его гражданской службе, мотивированных профессиональных, личных качественных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.
В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты упомянутого ими органа государственного органа.
Следует иметь в виду, что ни Закон , ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. . Поэтому установлен какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелно-функционально.
По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.
Совершенствование процедуры аттестации персонала в таможенных органах
... теоретические источники аттестации государственных гражданских служащих; исследовать особенности аттестации персонала в системе государственной службы на примере Калужской таможни. определить направления совершенствования аттестации государственных служащих в таможенных ... личности. По этой причине тема, выбранная для изучения диплома, несомненно, актуальна и требует дальнейшего научного понимания с ...
Отметим, что основной документ, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:
дата заседания комиссии;
присутствующие члены аттестационной комиссии;
фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.
В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.
В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адресе. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на совещании. После их подписи в протокол не разрешается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.
Обсуждение профессиональных и личныхств аттестуемого служащего применительно к его выполнению полномочиями быть объективным и доброжелательным качественным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. . .
В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):
Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить, так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.
NПоказатели, характеризующие квалификацию гражданского служащегоКатегории должностей гражданских служащихРуководителиСпециалистыОбеспечивающие специалисты1Образование+++2Стаж работы по специальности+++3Профессиональная компетентность+++4Знание нормативных актов, регламентирующих установленную сферу профессиональной служебной деятельности++5Знание отечественного опыта по профилю профессиональной служебной деятельности+6Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей++7Качество выполненной работы+++8Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем++9Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты служебной деятельности+++10Умение работать с документами+++11Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных+12Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы+++13Служебная этика, стиль общения+++14Способность к творчеству, введению инновационных технологий+++15Участие в управленческом процессе принятия решений++16Способность к самооценке+++
Управление карьерой на государственной гражданской службе
... -правовые основы статуса и карьеры государственного гражданского служащего Охарактеризовать мотивы карьерного роста на государственной гражданской службе Сформулировать основные направления преодоления ... Научная актуальность и практическая значимость изучения проблем карьеры государственных гражданских служащих обусловлены объективными качественными переменами, которые характеризуют современную ...
Очевидно, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из на правлений программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 №261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013)».
Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, аттеста косем. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышения квалификации или прохождения профессиональной переподготовки.
Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом :
) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.
Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя представителя право расторгнуть служебный контракт с данными гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.
Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.
Работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам квалификации с гражданским служащим.
В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.
Дипломная работа профессиональное развитие муниципальных служащих
... о муниципальной службе, характеристиками такой профессиональной группы, как муниципальные служащие, и их профессиональным развитием. Ко второй группе использованных источников можно отнести исследовательские работы, в которых объектом научных исследований являются государственные гражданские и муниципальные служащие, это работы ...
Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:
а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);
б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;
в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;
г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.
Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствующие вместе с аттестационным листом отражали ход аттестации, а также документы о квалификации работника.
В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.
2. Отличие аттестации и квалификационного экзамена
В ситуации, когда «отдельные государственные органы… не видят разницы между аттестацией и квалификационным экзаменом как близкими, но не тождественными формами оценки государственных гражданских служащих», приобретает большое теоретическое и практическое значение вопрос разграничения этих административных процедур в целях исключения неточностей и ошибок в их понимании и в непосредственном применении нормативно-правовой базы.
Ранее действовавшее законодательство Российской Федерации о государственной службе определяло комплекс взаимосвязанных задач аттестации государственных служащих: 1) установление уровня профессиональной подготовки; 2) определение соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы; 3) решение вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (ст. 24 Федерального закона от 31.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»).
Закон №79-ФЗ значительно сузил сферу аттестации как «правового регулятора государственной службы», оставив за ней определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 48).
Вопросы присвоения гражданскому служащему классного чина решаются на основании самостоятельной административной процедуры — квалификационного экзамена.
Таким образом, с точки зрения особенности квалификационного экзамен гражданских служащих представляет собой достаточное, самостоятельное образование, которое имеет с аттестацией гражданских служащих, как общие, так и отличительные черты.
Едиными для квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, на наш взгляд, выступают следующие положения:
Порядок проведения аттестации муниципальных служащих
... муниципальной службы муниципальный служащий реализует определенные нормативно-правовые требования, связанные с его профессиональной деятельностью. Одним из таких требований, а также обязательным условием прохождения муниципальной службы является периодическая аттестация муниципальных служащих. Аттестация муниципальных служащих при прохождении ими муниципальной службы ...
) основание сдачи квалификационного экзамена и проведения аттестации гражданских служащих — замещение гражданским служащим конкретной должности гражданской службы и следовательно, наличие государственно-служебных отношений, связанных с прохождением гражданской службы;
) принятие представителем нанимателя решения о назначении квалификационного экзамена или аттестации гражданских служащих;
) порядок организации и осуществления рассматриваемых процедур (очередной или внеочередной);
) возможный единый субъект, уполномоченный на проведение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, — аттестационная комиссия;
) объект оценки — гражданский служащий, подлежащий аттестации или сдаче квалификационного экзамена.
Особенностями квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих, по нашему мнению, являются:
) целевое назначение квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих;
) периодичность проведения данных процедур;
) субъектный состав лиц, подлежащих сдаче квалификационного экзамена и прохождению аттестации;
) предмет оценки;
) применяемые методы оценки при реализации указанных административных процедур;
) варианты принимаемых решений и правовые последствия квалификационного экзамена и аттестации гражданских служащих.
Необходимо отметить, что установление показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего согласно частям 14 — 17 ст. 50 Закона №79-ФЗ связано с утверждением отдельного перечня должностей гражданской службы, которым может определяться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, а также с закреплением обобщенных и специфических показателей эффективности и результативности деятельности не только гражданских служащих, но и государственных органов. Отсутствие необходимых правовых актов, позволяющее применить нормативный порядок оплаты труда гражданских служащих, выступает на наш взгляд, основным препятствием для использования рассматриваемых показателей и оценки их достижений. .
По мнению Н.Н. Клища, составляющие доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования могли бы «связать цели и задачи органов власти с государственными служащими». Однако, как правильно отмечает автор, в существующей практике планирования отсутствует связь с показателями результативности, так как устанавливаются только сроки выполнения заданий и ответственные лица, а также «очень часто невозможно сказать с определенностью, на решение какой задачи направлена та или иная функциональная деятельность, нужна ли она вообще… отсутствует и возможность оценить результативность исполнения функции»
С определением эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего непосредственно связана и такая характеристика, как участие гражданского служащего в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, позволяющая, на наш взгляд, оценить периодичность исполнения предусмотренных должностным регламентом гражданского служащего должностных обязанностей за аттестационный период. Четкая оценка этого показателя во многом зависит от качества подготовки представляемого в аттестационную комиссию отзыва об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписываемого непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждаемого вышестоящим руководителем (п. 12 Положения об аттестации).
О непомерно высоком денежном содержании муниципальных служащих
... конкретных, частных. Управление персоналом муниципальной службы как социальная система имеет мультисубъективную структуру. На каждом уровне управления преобладает работа сотрудников данной управленческой организации. Изучение труда муниципальных служащих показывает, что он ...
Согласно п. 13 Положения об аттестации в отзыве указывается: 1) фамилия, имя, отчество гражданского служащего; 2) замещаемая им должность гражданской службы на момент проведения аттестации, дата назначения на эту должность; 3) перечень основных вопросов (документы), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие; 4) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Непосредственным приложением к рассматриваемому отзыву согласно п. 14 Положения об аттестации являются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, которые, как полагаем, предъявляются гражданским служащим в порядке, определяемом представителем нанимателя.
На основе анализа выполненных гражданских служащим поручений. Однако анализ практики проведения аттестации гражданских служащих позволяет отметить, что при оценке профессиональных и личностных качеств гражданского служащего возникают определенные сложности, связанные с тем, что:
а) методы оценки профессиональных качеств подлежат применению при сдаче квалификационного экзамена и определение на их основе профессионального уровня гражданского служащего является прерогативой соответствующей комиссии государственного органа, а не непосредственного руководителя аттестуемого гражданского служащего;
б) оценка личностных качеств гражданского служащего, под которыми согласно абзацу шестому п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует понимать, например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли, «раскрывает индивидуальные способности сотрудника, а не результаты работы и профессиональные знания» и не связана с целью аттестации (предметом оценки выступает профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (п. 2 Положения о проведении аттестации)).
При мотивированном анализе результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего во внимание должно быть принято не только количество подготовленных гражданским служащим в соответствии с должностными обязанностями документов за аттестационный период, но и успешность выполнения тех или иных заданий, направленных на решение поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач.
Учитывая это, полагаем, что в отзыве об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период оценка профессиональной служебной деятельности гражданского служащего должна основываться на достигнутых гражданским служащим результатах работы, а его профессиональные качества — исходя из итогов квалификационного экзамена.
Предмет оценки предопределяет и способы его установления. Если проведение квалификационного экзамена предусматривает применение экзаменационных процедур с использованием методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, то при аттестации, как полагаем, основным методом оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, ее результатов будет выступать анализ переданных в аттестационную комиссию документов (их обсуждение и рассмотрение), таких, как: 1) положение о государственном органе (административный регламент государственного органа); 2) положение о подразделении государственного органа, в котором аттестуемый гражданский служащий замещает должность гражданской службы; 3) должностной регламент гражданского служащего; 4) отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период; 5) дополнительные сведения, представленные в аттестационную комиссию гражданским служащим о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период; 6) заявление гражданского служащего о его несогласии с представленным отзывом; 7) пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя; 8) аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации, позволяющий сравнить сведения о гражданском служащем, проверить выполнение им замечаний и предложений аттестационной комиссии. При этом аттестуемому гражданскому служащему, полагаем, в форме собеседования могут быть заданы вопросы относительно результатов его профессиональной служебной деятельности, опыта работы; соблюдения им налагаемых законом ограничений; наличия (отсутствия) нарушений запретов; выполнения требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе; возможных предложений по совершенствованию профессиональной служебной деятельности и организации деятельности соответствующего подразделения государственного органа, решению поставленных задач. Вопросы, предложенные гражданскому служащему аттестационной комиссии, а также ответы на них кратко отражаются в аттестационном листе гражданского служащего.
Решения, выносимые по результатам квалификационного экзамена в отношении экзаменуемых гражданских служащих уполномоченной на это конкурсной или аттестационной комиссией, отличаются от принимаемых по результатам аттестации гражданских служащих по их содержанию и возможным для гражданских служащих правовым последствиям реализации рассматриваемых процедур.
Так, «правовым последствием сдачи квалификационного экзамена» присвоение классного »чинаго». При проведении же аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может принять только одно из следующих решений в отношении аттестуемого гражданского служащего:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
При равенстве голосов гражданский служащий признается другой должности грасждыб.
Данное правило, предусмотренное п. 19 Положения об аттестации, по нашему мнению, может быть применено аттестационной комиссией только в случае постановки на голосование последнего из представленных вариантов решений — о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. При этом предлагаемое правило разрешать комиссию не только при разделении голосов государственного служащего другой государственной должности государственной службы, но и определить условия данного согласования.
Обобщение практики работы аттестационных комиссий органов исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации позволяет отметить, что большинство аттестуемых гражданских служащих признаются по результатам аттестации соответствующими замещаемым должностям гражданской службы.
. Как полагаем, они могут быть сформулированы в отношении всех аттестуемых гражданских служащих, в том числе признанных соответствующими замещаемым должностям гражданской службы, и направлены на улучшение их профессиональной служебной деятельности, «совершенствование профессионального мастерства или профессионального развития… с использованием индивидуальных программ обучения и самоподготовки служащих». Замечания и предложения, даваемые в отношении гражданских служащих, признанных замещаемым должностями гражданской службы, видимо, не должны влечь правовых последствий.
Как отмечалось выше, аттестационная комиссия вправе вынести заключение о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и рекомендации его к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Это решение с учетом положения, предусмотренного подп. «а» п. 23 Положения об аттестации, должно иметь определенное правовое значение, выступать «основой для служебного продвижения гражданского служащего». Однако, на наш взгляд, оно не свойственно аттестации гражданских служащих, так как:
) не соответствует цели аттестации;
) не обеспечивает равного доступа граждан к государственной службе и, соответственно, противоречит правилу формирования на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы кадрового резерва (ст. 64 Закона №79-ФЗ);
) не позволяет определить:
в какой из кадровых резервов рекомендуется гражданский служащий к включению — в федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации либо в кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации;
на какую из вышестоящих должностей гражданской службы гражданский служащий подлежит включению в кадровый резерв;
на основании каких данных аттестационной комиссией установлено соответствие гражданского служащего квалификационным требованиям по вышестоящей должности гражданской службы;
какие правовые последствия влечет данное решение аттестационной комиссии в отношении гражданского служащего в случае отражения мнения аттестационной комиссии в решении представителя нанимателя (правовом акте государственного органа).
Заключение
Аттестации подлежат не все категории государственных гражданских служащих. Как определено п. 3 Положения №110, к аттестации не допускаются государственные гражданские служащие:
проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
достигшие возраста 60 лет;
беременные женщины;
находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных государственных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
В зависимости от результатов аттестации в течение одного месяца по ее окончании издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий (п. 23 Положения №110):
подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
При назначении аттестации следует учитывать, что в обычном порядке аттеста государственного гражданского служащего не может проводиться реже чем раз в три года в соответствии с утвержденными графикми.
Таким образом, аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.).
В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).
Стоит также отметить, что гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.
Государственные (муниципальные) учреждения вправе разработать свои положения о проведении аттестации с учетом особенностей Положения №110. Такие положения, в частности, разработаны Рострудом, Минздравсоцразвития, Минспортуризма имигедруна.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/attestatsiya-grajdanskih-slujaschih/
аттестация служащий экзамен профессиональный
1.Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).
Далее-Закон
2.Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №110.
.Антошина Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы // Власть. 2009. №4. С. 9
.Башуров В.Б. Отграничение квалификационного экзамена от аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации // Современное право. 2011. №11. С. 82 — 88.
.Вырупаева Т.В. Формирование системы критериальной оценки деятельности государственных и муниципальных служащих // Известия ИГЭА. 2006. №5 (50).
С. 93.
.Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития // Государственная служба. 2006. №2. С. 49.
.Заварихина С.А. Аттестация государственных служащих // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, №17, сентябрь 2009.-С. 52-60
.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. — М., 2002. — с. 30-37
.Клищ Н.Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2006. С. 20.
.Колесников В.Л. Аттестация государственных служащих: технология, результативность, проблемы совершенствования // Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп; Ростов н/Д, 2003. (Цит. по: Батуев Ц.Б. Оценка деятельности государственных служащих как инструмент кадровой работы в Республике Бурятия // Власть. 2008. №10. С. 84)
.Меньшова В.Н. Оценка профессионального уровня гражданских служащих: первые уроки // Научные записки Сибирской академии государственной службы. 2006. №3. С. 98.
.Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М., 2006. С. 186.
.Соломатин Е.Ю. Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной регулировке формирования. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 19.
.Сурманидзе И.Н. Проблемы правового регулирования прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Киров, 2005. С. 24 — 25.