Управление конфликтами и изменениями в образовательном учреждении

Курсовая работа

Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют, пока существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, проистекающее из свойств человеческой натуры.

Актуальность данной темы заключается в растущей напряженности в обществе, что способствует обострению конфликтов в нем, в том числе в образовательной сфере. Организация педагогического процесса всегда сопровождается разнообразными конфликтами, в которых противоположные стороны являются участниками образовательных отношений. Иногда конфликты длятся годами, нарушая организацию педагогического процесса и психологический климат в детских и педагогических коллективах.

Целью курсовой работы является анализ конфликтов в деятельности в «МКОУ Нижнецирская общеобразовательная школа» и выработка рекомендаций по их предупреждению и разрешению.

Основные задачи:

1. Провести теоретический анализ рассматриваемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.

2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.

3. Разобрать способы управления конфликтами.

4. Проанализировать эффективность конфликтов, рассмотреть и определить их специфику в образовательном учреждении.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами в «МКОУ Нижнецирская общеобразовательная школа».

Объект исследования — трудовая деятельность в «МКОУ Нижнецирской общеобразовательной школе».

Предмет исследования — конфликтная ситуация в трудовой деятельности МКОУ Нижнечирская СОШ.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных специалистов. Специальным теоретическим обоснование работы могут служить труды Асадова А.Н., Воронина Г.Л., Гришиной Н.В., Кибанова А.Я.,. и других.

1. Теоретические основы управления конфликтами и изменениями в образовательном учреждении

1.1 Подходы к определению и классификация конфликтов

Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков — они не нуждаются в переводе, так как они понятны просто так: их звучание и значение примерно одинаковы на всех языках.

Психологи рассматривают конфликт как естественное состояние человеческого взаимодействия, в основе которого лежат противоречия, существенные различия интересов и ценностей субъектов социальных связей на эмоциональном фоне, соответствующем этим различиям. Они утверждают, что конфликт означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение различных точек зрения и желаний, тенденций, потребностей, интересов, мотиваций и противоположного поведения в данных обстоятельствах.[1]

12 стр., 5635 слов

Контрольная работа: Конфликтные ситуации: три уровня, типы и виды конфликтов

... обостряются, они могут помешать успешному сотрудничеству и привести к конфликту. необходимо правильно управлять этими процессами, задачей которых должно быть предотвращение возникновения нежелательных и ... целом. Продуктивные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на аспект причин и способы разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто конфликт внутри группы возникает в результате ...

Специалисты по менеджменту чаще всего определяют конфликт как универсальный способ взаимодействия сложных систем, преодоление противоречий и ограничений в любой сфере, где происходят контакты между людьми и их сообществами.

В национальных публикациях по основам менеджмента конфликт описывается как столкновение противоположных взглядов, позиций, интересов, целей двух и более людей. Такое толкование мы видим в публикациях по управлению персоналом. Например, в пособии по кадровой работе В.Р. Веснина Конфликт «практическое управление персоналом» определяется как «столкновение противоположных тенденций в психике индивида, во взаимоотношениях между людьми и их формальными и неформальными объединениями из-за различия точек зрения, позиций и интересов». [2]

Классификация конфликтов.

Согласно научным данным, классификация конфликтов в организации проводится по разным причинам. Рассмотрим более подробно самые популярные и обоснованные из них.

По своим последствиям конфликт делится на функциональный, что приводит к повышению эффективности организации, и дисфункциональный, что снижает уровень группового взаимодействия, организационной эффективности и личной удовлетворенности. [4]

Согласно другим типологиям, конфликты делятся на затянувшиеся и кратковременные; на чистые и смешанные (критерием является возможность соглашения между сторонами) и т.д. [10]

В зависимости от того, кто вовлечен в конфликт, он делится на четыре типа.

1. Внутриличностный конфликт возникает, когда к человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы подрядчик постоянно находился в офисе туристического агентства и «работал» с клиентами на месте. В других случаях он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник слишком много времени проводит с клиентами и не занимается маркетинговой деятельностью.

Причиной внутриличностного конфликта также может быть несоответствие между производственными потребностями и личными потребностями и ценностями. Такой конфликт может быть следствием перегрузки работы или, наоборот, ее небольшого объема. это также связано с низким уровнем удовлетворенности работой, плохой организацией и неуверенностью в себе, а также стрессом. Стресс — это чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение человека. Чрезмерный стресс может быть чрезвычайно разрушительным для человека и, следовательно, для организации.

2. Межличностный конфликт, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба лидера за ограниченные ресурсы, работу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить высшую власть передать их ему, а не другому лидеру. Этот вид конфликта может проявляться столкновением личностей, ведь люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не могут уживаться. Этот конфликт также может возникать из-за несовпадения мнений, целей и ценностей конфликтующих лиц.

16 стр., 7885 слов

Стратегии поведения в конфликтной ситуации примеры. Стратегии ...

... Кафедра «Прикладная психология» Реферат по дисциплине «Конфликтология» на тему: «Стратегии поведения в конфликте» Выполнила: студентка группы ... ситуации. Постарайтесь убедить человека в конфликте, что дальнейшее сотрудничество будет основано на честности отношений. Найдите в нем лучшие стороны и не стесняйтесь упоминать их в конфликтной ситуации. Конфликт на работе: как себя вести? Конфликт на ...

3. Конфликт между личностью и группой возникает в случае наличия противоречивых ожиданий у группы людей и ожиданиями отдельной личности, которая отказывается от соблюдения общепринятых и установленных группой норм поведения, лишаясь возможности быть в нее включенной и, соответственно, удовлетворять свои социальные потребности. Также может возникнуть и в результате того, что занимаемая отдельной личностью позиция не совпадает с позицией группы

4. Межгрупповой конфликт. Как вы знаете, организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в лучших организациях между ними могут возникать конфликты. Также примером межгруппового конфликта является конфликт между администрацией и профсоюзом. Различие в целях может привести к конфликтам между функциональными группами внутри организации, чьи автономные действия приносят взаимный вред. [12]

Наряду с вышеприведенной типологией конфликта разработана еще одна классификация, в основе которой лежит разделение конфликтов на группы, имеющие своим критерием уровни управления, занимаемые субъектами конфликта:

  • конфликты между управляющими и управляемыми в рамках организации;
  • адаптационные конфликты, субъектами которых являются люди, следующие сложившимся в организации нормам и правилам внутреннего общения, с одной стороны, и не знающие этих правил новички — с другой;

— конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой стратегии поведения, критериев эффективности деятельности организации. Эти конфликты чаще всего связаны с личными и личными конфликтами, с продвижением персонала внутри данной организации, с борьбой за распределение должностей в ее структуре.

Л. Коузер делит конфликты на реалистические и нереалистические. Первые отражают столкновения между людьми по поводу требований или ожиданий, и в данном случае конфликты, во-первых, сигнализируют человеку об экстремальной проблемной ситуации, а во-вторых,

мобилизуют его на конкретизацию проблемы и на поиск возможных путей ее решения. Нереалистичные конфликты возникают из-за агрессивных импульсов, которые ищут выражения независимо от объекта и не нацелены на достижение определенного результата. [15]

Отечественные исследователи, Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, подразделяют конфликты на эмоциональные и деловые. Эмоциональные конфликты могут быть вызваны чувством неприязни, неприязни. Из сложившейся конфликтной ситуации существуют только два выхода: либо

разъединение оппонентов, при котором взаимодействие между ними невозможно, либо полная психологическая перестройка всех оппонентов, вовлеченных в конфликт. Любой деловой конфликт или цепь деловых конфликтов, оппоненты в которых постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный, поскольку, будучи затянувшимся, он вследствие действующих в нем психологических закономерностей может привести к

«потере» объекта и цели конфликта (объект и цель потеряют свою значимость для оппонентов) и к формированию негативного отношения друг к другу. Конфликт может закончиться изменением любой характеристики элементов конфликтной ситуации: цели, объекта конфликта, противников, отношений «объект — противник» или «противник — противник». [5]

И, наконец, по характеру развития конфликты, согласно Ф. М. Бородкину и Н. М. Коряк, бывают антагонистические и неантагонистические. Антагонистический конфликт развивается по принципу «все или ничего»; он бескомпромиссен, и его разрешение возможно только при полном отказе всех оппонентов, кроме одного, от своих целей. Неантагонистический (компромиссный) конфликт характеризуется тем, что приближение одного из оппонентов к своей цели грозит одному или нескольким другим оппонентам отдалением от своих целей или невозможностью, по их оценке, продвижения вперед. Хотя цели конфликтны, общее состояние системы оппонентов равновесно. Следовательно, можно искать сознательный компромисс между конфликтующими целями и, следовательно, компромисс между группами, пытающимися достичь этих целей. [5]

18 стр., 8522 слов

Управление конфликтами и стрессами на предприятии

... и предотвращения трудовых конфликтов и формирования эффективных процедур разрешения и предотвращения трудовых конфликтов потребовало соответствующего исследования. Объект исследования - трудовые коллективы организаций производственной и ... и зарубежных авторов по управлению конфликтами, а также работы в области социологии, психологии и философии конфликта. Также использовались законодательные и ...

1.2 Факторы возникновения и развития конфликтов

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты возникают из-за ежедневных расхождений во мнениях, разногласий и столкновения различных мнений, потребностей, мотиваций, желаний, образа жизни, надежд, интересов и личных характеристик. Они представляют собой эскалацию ежедневного соперничества и конфронтации в царство принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личный или межличностный мир.

В организации, как и в сложной социальной системе, возникают самые разные конфликты.

Каждый конфликт имеет свою причину (фактор) возникновения.

Среди огромного разнообразия факторов возникновения конфликтов можно выделить общие и частные. Общие факторы проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести:

1. Социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

2. Социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

3. Социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

4. Индивидуально-психологические причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

[2]

Частные причины напрямую связаны со спецификой того или иного типа конфликта. Например:

1. Отсутствие последовательности и непоследовательности в целях отдельных групп и сотрудников. Чтобы избежать конфликтов, необходимо уточнить цели и задачи каждого отдела и сотрудника.

2. Устаревшая организационная структура, нечеткое разграничение прав и обязанностей.

3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, человеческие ресурсы и финансы между различными группами для достижения целей организации.

4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае вероятность конфликта связана с профессиональной неподготовленностью подчиненного. Выполнение определенных видов работ, выполняемых другим сотрудником, ненадежно. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.

5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.

5 стр., 2133 слов

Управление стратегическим развитием предприятий агропромышленного комплекса

... системы стратегического управления предприятием 1.1 Концепции стратегического управления Концепции стратегического управления характеризуются развитием множества различных научных направлений и школ. Выбор концепции стратегического управления означает выбор платформы для стратегического мышления, методов формирования стратегии и их реализации. Стратегическое управление компанией ...

6. Противоречие между функциями, входящими в служебные обязанности сотрудника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Это противоречие особенно остро стоит, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.

7. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Есть люди, которые постоянно агрессивны и враждебны по отношению к другим и готовы игнорировать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, моральных ценностях, образовании, опыте работы, возрастных и социальных характеристиках снижают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами рабочего коллектива.

8. Неопределенность перспектив роста. Если у сотрудника нет перспектив роста или он сомневается в своих силах, то он работает без энтузиазма, и рабочий процесс становится для него болезненным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.

9. Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, плохая планировка рабочего места тоже могут стать причиной конфликтов.

10. Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).

Любая организация не может существовать и исполнять свои социальные функции без той или иной степени внутренней напряженности, межличностных и межгрупповых столкновений, т.е. без конфликтов и, следовательно, деятельности по их разрешению. Питательной средой конфликтного противостояния могут быть:

  • условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для деятельности организации обстоятельств;
  • проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами;
  • структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации;
  • эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.

[16]

Проблема управления конфликтами в педагогическом коллективе возникает из понимания конфликтов как неотъемлемой части социальных процессов, как источника и двигателя творческой активности людей, но в то же время как детерминант проблем и трудностей развития. Если бы конфликт понимался только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации социальной системы, прерыванию ее нормального функционирования, то основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его устранению: отмена, подавление, ожидаемое разрешение. Признание же конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Понятие «управление конфликтом» выражает ее сущность.

Таким образом, управление конфликтами в педагогических кадрах целенаправленно влияет на конфликтный процесс, обеспечивая решение социально значимых проблем. Оно включает в себя прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение.

2 стр., 796 слов

«Проблемы образования в российских школах»

... учебная программа - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно ... систем обучения приводит к внутренним конфликтам и снижению эффективности. Все нововведения в образовании не тестируются, а сразу ... единых требований к оценке системы знаний. В-четвертых, современные школы, не дают нужного объема знаний, которые необходимы ...

управленческий образовательный конфликт

2. Оценка фактического состояния образовательной деятельности и анализ конфликтных ситуаций в условиях работы «МКОУ Нижнечирской СОШ» Волгоградской области Суровикинского района

2.1 Основные характеристики управленческой деятельности в образовательном учреждении

Городское государственное образовательное учреждение Нижнецирская средняя школа основано в 1952 году. Школа расположена в центре станицы Нижний Чир в окружении социально-культурных, спортивных и учебных объектов (ДК, музыкальная школа, два филиала районной библиотеки, Дом школьников).

Школа является юридическим лицом, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Школа имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевой счет, открытый в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов бюджета, также имеет гербовую печать с полным наименованием учреждения на русском языке установленного образца, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. Учредителем школы является администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области .

МКОУ Нижнецирская средняя школа — некоммерческая организация, созданная для проведения образовательной деятельности.

Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими Федеральными Законами, региональными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, законами Волгоградской области, постановлениями Администрации Волгоградской области, нормативно-правовыми актами Суровикинского муниципального района Волгоградской области и иными нормативными правовыми актами, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также Уставом.

Основная цель — реализация основных общеобразовательных образовательных программ.

Основными задачами являются:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, их адаптация к жизни в обществе, в том числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине;
  • формирование здорового образа жизни;
  • становление и развитие информационной культуры обучающихся;
  • обеспечение преемственности и непрерывности в содержании образовательных программ и организации учебно-воспитательного процесса;
  • оказание помощи семье в деле обучения и воспитания учащихся;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с привлечением внебюджетных средств, в целях создания оптимальных условий для осуществления образовательного процесса.

Деятельность Школы основывается на следующих принципах:

22 стр., 10922 слов

«Система управления качеством образования в Муниципальном ...

... конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений; создания современных безопасных условий образовательной деятельности; обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ. Важнейшим фактором и условием повышения качества образования является научно-методическое обеспечение. За прошедшие годы в школе сложилась ...

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального общества;
  • общедоступность образования, адаптивность образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Учебный процесс ведется на русском языке в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий.

Школа действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и основана на принципах индивидуального управления и самоуправления.

В основу структуры управляющей системы в этой школе положена пятиуровневая структура управления:

Первый уровень структуры. Директор школы вместе со школьным советом, советом директоров определяет стратегию развития школы, представляет ее интересы в государстве и органах государственной власти. Директор школы несет персональную юридическую ответственность за организацию школьной жизни, создает благоприятные условия для развития школы.

На втором уровне структуры функционируют традиционные субъекты управления: Управляющий совет, педагогический совет, общее собрание трудового коллектива, профсоюзный комитет.

Третий уровень структуры управления — уровень заместителей директора. Этот уровень представлен также методическим советом. Методический совет — коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители школьных методических объединений.

Четвертый уровень организационной структуры управления — уровень учителей, функциональных служб, структурных подразделений школы. Методические объединения — структурные подразделения методической службы школы, объединяют учителей одной образовательной области.

Пятый уровень организационной структуры — уровень обучающихся. По содержанию — это тоже уровень оперативного управления, но из-за особой специфичности субъектов, этот уровень скорее можно назвать уровнем «соуправления». Иерархические связи по отношению к субъектам пятого уровня предполагают курирование, помощь, педагогическое руководство.

Наглядное представление о структуре управления в образовательном учреждении «МКОУ Нижнечирской СОШ» можно увидеть на рис.1

Рис. 1 Схема управления в «МКОУ Нижнечирская СОШ»

Школа самостоятельна в подборе, приеме на работу и расстановке кадров и несет ответственность за уровень их квалификации. Комплектование работниками осуществляется в соответствии со штатным расписанием в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

20 стр., 9897 слов

Совершенствование управления конфликтами в организации

... конструктивного характера неизбежным конфликтным ситуациям. До недавнего времени в системах управления персоналом организаций не было работников по разрешению конфликтов, а функции управления, предотвращения и разрешения конфликтов не входили в ...

Трудовые отношения между Школой и его работниками регулируются трудовым договором.

Средний возраст коллектива 56 лет, категории имеют 69 % учителей. Я считаю, что современной школе необходим коллектив молодой, активный, нужно привлечение лучших выпускников, заинтересованных работой в школе. По категориям в школе с углублённым изучением отдельных предметов минимальный уровень учителей с высшей и первой категорией должен превышать 80%. Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации представлены в приложении 1. С целью создания благоприятной среды для реализации творческого потенциала, усиления мотивации учебных целей, развития стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию, повышения интеллектуально-познавательных интересов и в соответствии с интересами учащихся, запросами родителей, возможностями педагогического коллектива и материальной базой школы ведётся работа кружков и спортивных секций.

В школе реализовываются программы дополнительного образования детей по следующим видам деятельности:

  • краеведческая (клуб «Патриот»);
  • социально-педагогическое (кружки «Юные инспекторы движения», «Дружина юных пожарных»)
  • спортивно-оздоровительное (секции: «Баскетбол», « Волейбол », «Футбол»);
  • декоративно-прикладная («Умелые руки») и др.

Последние годы мы можем наблюдать увеличение количества кружков и секций почти в два раза. Все данные показаны на рис.3

Рис.3 Количество кружков, секций дополнительного образования за три года.

Вследствие этого наблюдается положительная динамика по вовлечению обучающихся в кружки, секции и объединения по интересам. Около 95 % обучающихся охвачены дополнительным образованием.

Данная диаграмма позволяет увидеть стабильный рост занятости обучающихся в школьных кружках и секциях на протяжении трёх лет.

Рис.3 Динамика охвата обучающихся школы детскими объединениями дополнительного образования за счёт бюджетных средств

Представленные диаграммы свидетельствуют о положительной динамике вовлечения детей в дополнительное образование внеурочной деятельности. Дополнительное образование удовлетворяет социально- образовательный заказ в полном объёме. Постоянно пополняется материально- техническая база. Во всех объединениях произошло увеличение количества детей, что говорит о повышенном интересе обучающихся в данной области. С большим желанием дети занимаются спортом. Среди детей популярны такие виды, как «Волейбол», «Футбол», «Баскетбол». Востребованы кружки, где дети приобретают практические навыки. Например: «Цветоводство», «Компьютерная графика» и другие.

2.2 Определение возможных видов конфликта в образовательном учреждении

Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макро-уровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом.

На среднем уровне линии противоречий проходят:

  • между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями) — с другой;
  • между администрацией и родителями;
  • между администрацией учебных заведений и учащимися.

На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик». [8]

Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.

Также на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты. Например, на макро-уровне могут возникнуть противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан (гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) — с другой. [13]

На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты (между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования), так и горизонтальные (между администрацией различных учебных заведений).

К среднему уровню относят горизонтальные конфликты типа «учитель родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель».

На нижнем уровне возникают горизонтальные конфликты типа «ученик — ученик». Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующее:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, вне учебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты отношений), возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок . [3]

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. [10]

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников — в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, несогласные с учителем.

Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения. [13]

Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.

В первой группе — мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.

Во второй группе — конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе. Здесь имеются в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Первый период — первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.

Второй период — переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.

Третий период — в начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что делать после 9-го класса — идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.

Четвертый период — окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной жизни. [9]

Третья группа педагогических конфликтов — конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.

Таким образом, рассматривая вопрос организации образовательной деятельности и анализа конфликтных ситуаций в условиях работы «МКОУ Нижнечирской СОШ» Волгоградской области Суровикинского района, можно отметить, что за последние годы многое сделано по оснащению материальной базы для проведения данной деятельности. Учителями и обучающимися достигнуты определённые результаты. Однако есть вопросы, над которыми ещё предстоит поработать, чтобы в дальнейшем улучшить результативность данного учреждения.

3. Совершенствование методов конфликтов в «МКОУ Нижнечирская СОШ»

3.1 Обоснование методики профилактики конфликтов в образовательном учреждении

В данной курсовой работе мы рассмотрели состояние образовательной деятельности и проанализировали возможность возникновения конфликтных ситуаций, возникающих в «МКОУ Нижнечирской СОШ» После чего пришли к выводу , что в процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Мы предлагаем универсальную методику конструктивного решения конфликта, последствием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе.

В процессе профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах. В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом. [8]

Нижеприведенная методика разрешения конфликтных ситуаций может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Для начала рассмотрим конфликт «Ученик — ученик».

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками:

  • борьба за авторитет;
  • соперничество;
  • обман, сплетни;
  • оскорбления;
  • обиды;
  • враждебность к любимым ученикам учителя;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности;
  • борьба за девочку (мальчика).

Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Максим, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. [6]

Далее обратимся к примеру конфликта «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями:

  • разные представления сторон о средствах воспитания;
  • недовольство родителя методами обучения педагога;
  • личная неприязнь;
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.[3]

Например рассмотрим ситуацию, которая имела место быть в нашей школе: Дмитрий — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Конфликт начался, когда родительница в гневе пришла в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращался, пока ребенок не закончил школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Дмитрия мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Дмитрий. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Дмитрию».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения учащегося с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Дмитрием и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Дмитрий сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Следующим рассмотрим Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя вместе проводят столько времени, сколько родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками:

  • отсутствие единства в требованиях учителей;
  • чрезмерное количество требований к ученику;
  • непостоянство требований учителя;
  • невыполнение требований самим учителем;
  • ученик считает себя недооцененным;
  • учитель не может примириться с недостатками ученика;
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость);
  • Решение конфликта состоит в том, что лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога. [11]

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Данную конфликтную ситуацию мы также можем рассмотреть на примере «МКОУ Нижнечирская СОШ».

Ученица шестого класса, Елена, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Елена так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Елена проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Елена сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в «МКОУ Нижнечирской СОШ», можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

1. Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

2. Второй момент — анализ ситуации без превратности.

3.Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

4. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

5. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Заключение

Подводя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, т.е. были выявлены конфликты в педагогическом общении, а также были определены пути их разрешения.

В результате изучения литературы, соответствующей выбранной теме, было проанализировано педагогическое общение между учителем и учеником, были выявлены причины возникновения конфликтов в педагогическом общении и их специфика, а также способы разрешения конфликтов. Таким образом, были разрешены все поставленные задачи.

Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз. Затем выяснить, кто вовлечен в конфликт, определить потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой. Идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле.

Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Недооценка конфликта может иметь объективные и субъективные причины. Объективные — зависят от состояния информационных и коммуникационных систем, а субъективные — от неспособности или нежелания отдельного человека соответствующим образом оценить возникшую ситуацию.

Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.

Разрешить конфликты, как было выяснено в ходе работы, можно различными способами: провести психологический анализ сложившейся ситуации; пытаться не только слушать, но и слышать ученика; попытаться не упрекать его, а поговорить с ним по поводу имеющегося конфликта; пригласить «третью сторону» для разрешения конфликта, если он приобретает характер противостояния между учителем и учеником.

В данной работе мы обосновали методику профилактики конфликтов в образовательном учреждении и проанализировали возможность возникновения конфликтных ситуаций, возникающих в «МКОУ Нижнечирской СОШ». После чего пришли к выводу, что в процессе учебной деятельности возникает конфликт в «системе учитель — ученик». Наблюдая за конфликтом в отношениях двух сторон, мы предлагаем универсальную методику конструктивного решения, которая состоит в том, что лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами, которые мы описали выше в нашей работе.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-upravlenie-konfliktami-v-obrazovatelnom-uchrejdenii/

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2009.

2. Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2013.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Мн.: Тетра-Системс, 2009.

4. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. Спб.: Питер, 2011.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.

6. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2010.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

8. Гончаров, М.А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие / М.А. Гончаров. — 2-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2009

9. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2013.

10. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. АСТ-ПРЕСС, 2007, 2008, 2009.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010.

12. Зайцев А. Социальный конфликт. М.: 2009.

13. Конфликтология. Учебник. 2-е изд. / Под ред. А.С.Кармина. СПб.: Лань, 2012.

14. Коузер, Л. А. Основы конфликтологии : учеб. пособие / Л. А. Коузер. — СПб. : Светлячок, 2008.

15.ЛокутовС.П. Конфликты в коллективе:причины, управление, минимизация, М.: Вентана-Граф, 2011.

Приложение 1

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации

Фамилия, имя, отчество

Наименование должности, преподаваемый предмет

Образование

Квалификационная категория

Агуреев Алексей Иванович

директор, учитель математики

Высшее / ВГПИ, 1978.

Диплом Д1 № 123209

выдан 01.06.1978г.

I категория

Боркина Людмила Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-upravlenie-konfliktami-v-obrazovatelnom-uchrejdenii/

Высшее/ ВГПИ, 2001г.

Диплом ДВС №0426068 выдан 20.02.2001г.

I категория

Бацманова Ирина Петровна

учитель начальных классов

Высшее/ ВГПУ, 1998г. Диплом МО №035207

выдан 30.06.1998г.

I категория

Бузулуцкая Ольга Викторовна

учитель начальных классов

Среднее спец./ Волгоградский государственный социальный колледж, 2005г.

Диплом АК № 1084730 выдан 28.06.2005г.

Глазнева Елена Николаевна

заместитель директора по ВР, учитель географии и технологии

Высшее/ Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия1995г.

Диплом ЭВ № 187945

выдан 30.06.1995г.

I категория

Глушко Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

Высшее/ ВГПУ, 1993г.

Диплом ЦВ №472450 выдан 06.06.1993г.

I категория

Емельянов Виктор Юрьевич

учитель физической

культуры

Среднее профессиональное

Волгоградский социально-педагогический колледж, 2011г.

Диплом 34 СПА 0002492

выдан 29.06.2011г.

Инькова Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

Среднее спец./Волжское педагогическое училище, 1987г.

Диплом ИТ № 280771 выдан 19.06.1987г.

I категория

Камнева Татьяна Фатеевна

организатор по внеклассной и внешкольной работе, учитель русского языка и литературы

Высшее/ ВГПИ, 1980г.

Диплом ЖВ № 897594 выдан 17.06.1980г.

I категория

Кондратович Елена Викторовна

учитель физики и математики

Высшее/ ВГПУ, 1998г.

Диплом МО № 035105 выдан 25.06.1998г.

I категория

Лазарева Татьяна Александровна

учитель начальных классов

Высшее/ ВГПУ 2011г.

Диплом КГ №35753

Выдан 30.06.2011г.

II категория

Лапоухова Валентина Алексеевна

учитель иностранного языка

Высшее / Пятигорский ГПИ иностранных языков, 1975г.

Диплом Б-1 №172943 выдан 30.06.1975г.

Макеев Сергей Викторович

учитель математики и информатики

Высшее/ ВГПУ, 2004г.

Диплом ВСБ №0584947 выдан 03.02.2004г.

I категория

Максимова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Высшее/ ВГПУ,2011г.

Диплом КГ №35754

выдан 30.06.2011г.

Малахова Вера Николаевна

учитель начальных классов

Высшее/ ВГПИ,1989г.

Диплом ТВ №461877 выдан 01.06.1989г.

I категория.

Марченко Татьяна Владимировна

учитель музыки

Среднее/спец./ Ленинобадское музыкальное училище, 1986г.

Диплом ДТ № 829429 выдан 06.06.1986г.

I категория

Михайлов Владимир Алексеевич

учитель технологии

Высшее/ ВГПИ, 1985г. Диплом МВ №441204 выдан 19.06.1985г.

Новикова Ольга Владимировна

учитель иностранного языка и истории

Высшее/ ВГПУ,1995г. Диплом ЭВ №533385 выдан 28.06.1995г.

I категория

Пономарева Талья Галимзяновна

учитель начальных классов

Среднее спец./ Волгоградское педагогическое училище

№ 2, 1985г.

Диплом ЗТ №150723 выдан 25.06.1985г.

I категория

Рыбникова Валентина Григорьевна

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-upravlenie-konfliktami-v-obrazovatelnom-uchrejdenii/

Высшее/ ВГПИ, 1978г.

Диплом Г — 1 №563380 выдан 01.07.1978г.

I категория

Сахарова Галина Васильевна

учитель английского языка и географии

Высшее/ Петропавловский педагогический институт, 1979г.

Диплом Б — I № 032878 выдан 30.06.1979г.

I категория

Севастьянов Владимир Сергеевич

учитель физической культуры

Высшее/ ВГПУ,2010г.

Диплом ВСГ 47488001

выдан 25.06.2010г.

Сиохина Валентина Михайловна

Учитель биологии

Высшее/ ВГПУ, 2010г.

Диплом 20-Б-32

выдан 01.07.2010г.

Соловьева Ольга Евгеньевна

учитель химии и географии

Высшее/ ВГПУ, 2004г.

Диплом ВСВ №0461025

выдан 29.06.2004г.

I категория

Солодкова Наталья Викторовна

учитель истории и обществознания

Высшее/ ВГПИ, 1989г.

Диплом ТВ № 461938 выдан 07.07.1989г.

Высшая 2010г.

Терещенко Наталья Петровна