Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе в России. Для начального подключения, как важного и неотъемлемого этапа воспитания личности характерно использование личностно-ориентированного подхода, компьютеризации и компетентностного подхода, аспект которого связан с потребностями общества и потребностями личности в образовании.
Идея компетентностного подхода является одним из ответов на вопрос о том, какой образовательный результат необходим для человека и требуется в современном обществе.
Концепция модернизации российского образования гласит: чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, необходимо, прежде всего, научить ребенка решать с помощью языковых средств те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Воспитание полноценной личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Содержание стандарта предполагает формирование не только навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (именно это до сих пор преобладало в школьной практике), но, прежде всего — воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Дети 6-7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками из-за особой чувствительности к языковым явлениям, интереса к пониманию языкового опыта и общения. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности школьника является актуальной задачей учебно-воспитательного процесса начальной школы.
На сегодняшний день в России уже появились значимые научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской).
«Компетентностный подход в развитии человеческого ресурса ...
... условно выделить этапы становления компетентностного подхода в образовании. Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории « ... в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в ...
Разработкой данной проблемы занимаются также российские исследователи П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и зарубежные ученые Р. Барнет, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы и понимание необходимости последовательно формировать коммуникативную компетенцию учащихся, сегодня все-таки остаются открытыми вопросы об эффективных, оптимальных способах, приемах и средствах речевого развития младших школьников; о критериях оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции детей на различных этапах начального языкового образования.
Цель исследования – рассмотреть особенности, методы и приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников в процессе начального языкового образования.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников 1-4 классов.
Предмет исследования — система работы по формированию коммуникативной компетенции в процессе речевой деятельности учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1) на основе анализа педагогической, психологической, методической литературы и нормативных документов по теме исследования теоретически обосновать компетентностный подход в развитии речевых навыков младших школьников;
2) выявить и обосновать педагогические и методические условия формирования коммуникативной компетенции в начальном языковом образовании;
3) диагностировать уровень коммуникативной компетенции младших школьников 1-4 классов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) идея компетентностного подхода к обучению, разрабатываемая в трудах В.И. Байденко, А.В. Баранникова, В.А. Болотова, А.Н. Дахина, И.А. Зимней, Т.В. Ивановой, А.В. Хуторского и др.;
2) исследования Г.Н. Баранова, П.Н. Гурова, К.Г. Иванова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова в области развития речи учащихся;
3) работы Е.В. Арслановой, М.Т. Елисеевой, Л.Я. Желтовской, М.Л. Закожурниковой, Н.И. Политовой, А.А. Ворожбитова о формировании коммуникативной компетентности младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения официальных документов, философских, педагогических, психологических, методических трудов отечественных и зарубежных авторов; сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, систематизация; классификация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение опыта преподавания русского языка в начальных классах; анализ соответствующих уроков; наблюдение, беседа; анализ результатов деятельности детей; статистическая обработка данных.
«Современные средства оценивания уровня сформированности ...
... средства оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции по иностранным языкам. Предметом исследования Цель исследования – выявить средства оценивания, с помощью которых можно определить уровень сформированности коммуникативной компетенции по иностранным языкам. Задачи исследования Данная работа состоит ...
Теоретическая новизна работы состоит в том, что вносит вклад в разработку теоретических проблем начального коммуникативного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальной школы в процессе формирования коммуникативной компетенции учеников.
ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- Системный анализ понятия коммуникативная компетентность
Компетентностный подход в обучении русскому языку, отраженный в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 г.) и в соответствующей методической литературе, позволяет утверждать, что «языковая личность» должна обладать «рядом ключевых компетенций».
На сегодняшний день в лингвистике не сформировано единого понятия языковой личности. Проблеме понятия «языковая личность» уделяли внимание многие ученые: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.А. Быстрова, А. А. Леонтьев, Е.Н. Пузанкова, И.С. Якиманская, А.В. Текучев, А.В. Петровский, Ю.Н. Караулов и др.
В нашем исследовании мы опираемся на определение языковой личности, данное Ю.Н. Караулова в монографии «Русский язык и языковая личность» и стал классиком современной лингвистики. Под языковой личностью он понимает «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются: степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью» [Караулов, 1989: 19].
Интерпретация студента как языковой личности постоянно вошла в методологический обиход. Это обусловило логическую необходимость структурировать его компетенцию.
Введение понятия компетенции в методику преподавания русского языка связано с поисками путей более точного определения целей обучения и выявления уровней владения языком. В одних случаях компетенция и компетенция рассматриваются как два разных понятия, в других эти понятия не различаются.
Так, в словаре под редакцией Д.И. Ушакова компетенция — это «круг вопросов, явлений, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» или «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом»; компетентность же – «осведомленность, авторитетность». В толковых словарях (С.И. Ожегов, Т.Ф. Ефремова и др.) понятие компетентность как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В.И. Бородулина, А.П. Горкина и др.).
В словаре методических терминов Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина авторы дают двоякую трактовку термина «компетенция»: «совокупность знаний, умений, навыков, сформированных в процессе преподавания определенной дисциплины» и «компетенция» — «способность выполнять любую деятельность». Следовательно, компетентность — это совокупность знаний человека, а компетентность — это свойство, качество человека. Другими словами, компетентность и компетентность — два независимых понятия.
«Развитие речевых и языковых компетенций на х русского языка ...
... ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Включает знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса языковых понятий. ... понятий « компетентность» и «компетенция». Было введено понятие « коммуникативная компетентность». В ... личности - «учить мыслить». Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности ...
Следует отметить, что до сих пор термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике окончательно не стабилизировался и в большинстве случаев используется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.
На наш взгляд, к омпетенция представляет собой способность младшего школьника к эффективной реализации собственных знаний о мире в целях коммуникации.
Сущность понятия коммуникация определяют психологические словари (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний, а языковую личность, как личность использующую язык как средство общения (С.А. Сухих, В.В. Зеленская), называют личность коммуникативная . Применительно к ней В.И. Карасик выделил ценностный, познавательный и поведенческий аспекты. Ценностный план коммуникативной личности проявляется в правилах поведения, санкционированных языком. Когнитивный план языковой личности — это степень овладения человеком миром посредством языка. Поведенческие характеристики языковой личности – это совокупность вербальных и невербальных индексов, определяющих языковую личность как индивидуум или как тип. Коммуникативная личность в поведенческом аспекте является наиболее специфическим проявлением языковой личности в языковых действиях, имеющих мотивы, цели, стратегии и способы их реализации.
В рамках этого подхода подчеркивается концепция языковой личности как личности с уникальным языковым сознанием и способностью выполнять коммуникативные действия.
В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
По мнению М.К Кабардова, «коммуникативная компетенция — это усвоение социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения» [Кабардов, 1989. с.103-104].
Схожую позицию к определению коммуникативной компетенции высказывает И.А. Зимняя, которая определяет ее как «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара в рамках данной профессии» [Зимняя, 2004: 18].
«Пути совершенствования грамматической компетенции»
... позиции, разделяемые многими исследователями. Грамматическая компетенция является неотъемлемой частью языковой компетенции, которая, в свою очередь, является частью структуры коммуникативной компетенции. Лингвистическая компетенция обеспечивает владение словарным составом языка и умение объединять лексические ...
Содержание начального образования ориентировано на первичную отработку основных аспектов личности, одним из которых является коммуникативная компетентность.
В ходе нашей работы над поставленной проблемой мы предположили, что для достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности учеников начальной школы нам необходимо определить сущностное содержание уровней и критериев коммуникативной компетентности, а также обеспечить комплекс необходимых условий для организации урочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетентности.
- Методологическое наследие в области коммуникативной компетентности студентов.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010гг) в понятие «коммуникативная компетенция» учеников включены следующие существенные показатели:
1) осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;
2) знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;
3) владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;
4) способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (и вербальную, и невербальную) речевого поведения.
Соответственно в начальном языковом образовании четко обозначены три основные задачи по формированию:
- языковой (лингвистической) компетенции;
- текстовой компетенции.
- коммуникативной компетенции.
И.А. Зимняя и А.А. Леонтьев понимают под языковой компетенцией «обучение средствам общения», то есть языковым единицам «различных уровней языковой иерархии» и обучение «правилам оперирования этими единицами» [3].
Требования к уровню сформированности языковой компетенции школьника включает уровень владения фонетическими (проверяется фонематический слух ребенка), лексико-семантическими (диагностируется степень сформированности лексического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), морфемно-словообразовательными (диагностируется степень сформированности деривационного уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), морфлогическими (диагностируется степень сформированности морфологического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка), синтаксическими (диагностируется степень сформированности синтаксического уровня ассоциативно-вербальной сети ребенка) операциями.
Текстовая компетентность – это умение грамотно построить, зафиксировать и выразить мысль в разнообразных (лингвистических, социальных, смысловых) формах, сделав ее доступной, ценной и цельной для понимания другим человеком.
Литературный энциклопедический словарь раскрывает понятие «текст» как письменную или печатную фиксацию речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации, выраженную и закрепленную посредством языковых знаков чувственно воспринимаемой стороной речевого произведения; как минимальную единицу речевой коммуникации, обладающую относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью) [2].
Из чего можно заключить, что формирование текстовой компетентности младшего школьника включает умения воспроизводить чужые тексты и создавать собственные высказывания с учетом типа речи, стиля речи, жанра и т.д.
Однако можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Другими словами, навыки и способности использования определенных слов, грамматических структур в определенных условиях общения или общения важны для языковой компетенции.
Именно поэтому в языковом образовании выделяется такой тип компетенции, как коммуникативная , которая является ключевой и заключается в способности практического владения языком. Это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение переключаться в процессе общения с одного кода (стиля, диалекта) на другой в зависимости от условий общения; проявляется в использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Содержание понятия коммуникативной компетенции интенсивно разрабатывается в различных областях науки о языке и отличается разнообразием подходов (Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А.Зимняя, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др.) и определений в силу многоаспектности данного понятия.
В методике это понятие определяется как «рабочий механизм использования языка» или «программа речевого поведения» [Бунеева,2003: 13].
Так, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя отмечают, что «определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание в устной и письменной формах.[Зимняя, 2004: 18].
Д.И. Изаренков под коммуникативной компетенцией понимает «способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности». [8] Исследуя структуру коммуникативной компетенции, сам ученый говорит о её трёх основных, базисных составляющих — языковой, предметной и прагматической компетенциях. Знание языка дает возможность строить грамматически правильные и содержательные утверждения. Компетентность субъекта отвечает за содержание высказывания, оно содержит знание того фрагмента мира, который является предметом дискурса. Прагматическая компетентность формирует умение использовать высказывания в определенных речевых актах, соотнося их с условиями общения. [Белобрыкина, 1998: 240].
В рамках Государственного стандарта решается вопрос формирования коммуникативной культуры личности, на базе комплекта и методических рекомендаций по «Детской риторике» авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженская, которая в настоящее время является главным ориентиром развития языка младших школьников.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Следовательно, между понятиями «развитие языка» и «риторика» в современной методологической науке стоит знак равенства.
Таким образом, требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.
ВЫВОДЫ
Только о человеке, обладающем всевозможными навыками, можно сказать, что он «говорит на языке». Поэтому важной задачей методики преподавания русского языка в настоящее время является реализация в учебном процессе этой взаимосвязи, преодоление обособленности трех составляющих школьного курса русского языка лингвистическое описание системы языка, правописание, развитие речи.
В основе начального филологического образования, на наш взгляд, лежит формирование интегральной компетенции языковой личности младшего школьника, включающая языковую, текстовую и коммуникативную компетенции, которые выделяются в соответствии с трихотомией язык, речь, речевая деятельность. Следовательно, филологическая компетенция реализуется на уровне языковых операций, текстовых действий и коммуникативной деятельности. Каждый из них обновляет свои блоки, которые в процессе обучения становятся дидактическими.
Следовательно, разрабатывая перспективную программу обучению русскому языку в обследованном классе с позиций индивидуально-дифференцированного подхода, следует описать специфику работы с детьми в соответствии с коммуникативной компетенцией, которую необходимо сформировать у школьника как языковой личности в составе интегральной филологической компетенции.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ МЛАДШИХ ШКОЛ 1-4 ГРАДУСОВ.
2.1 Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Сегодня, как отмечают и эксперты, и общественность, языковая культура в России находится на низком уровне. Конечно, культура речи связана с общей культурой человека, которая прививается в семье и начальной школе. Особую роль в этом смысле играют темы гуманитарного цикла, в основном «Русский язык» и «Литературное чтение».
Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи.
Низкий уровень коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе обусловлен следующими причинами:
1) в практике преподавания предмета недостаточно внимания уделяется работе с текстом;
2) традиционные методы и приёмы обучения не соответствуют задачам формирования письменной и устной речи учащихся;
3) основное содержание предмета «Русский язык» сводится к обучению орфографии и пунктуации.
Исходя из этого анализа, была выстроена интегральная модель формирования коммуникативной компетенции младших школьников, включающая:
1. Идея подхода к деятельности, которая связана с развивающей педагогикой и воплощена в разработке теории и технологии организации различных видов репродуктивной деятельности. Лингвистическая деятельность в учебном процессе организована таким образом, что каждый ребенок становится активной фигурой. Он не только складывает звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения, но он понимает то, что читает. Ребенок не ограничивается написанием темы по заданной учителем теме, используя типовые предложения и готовые конструкции, а пытается найти способы выразить свои мысли, реализуя собственный план.
2. Идея вовлечения ребенка в непрерывную цепочку вербального общения, которая представляет собой непрерывную цепочку утверждений, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает следующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание. Каждое высказывание относится к определенной теме дискурса и может иметь разную длину и структуру: от краткой реплики ежедневного диалога до научного или художественного произведения.
3. Представление о системных знаниях как о потенциальном результате всего процесса совместной деятельности учителя и каждого ученика, представляющем собой цепочку вопросов, ответ на которые требует умственных усилий. Данные вопросы обращены и к самому тексту, и к личному опыту ученика.
2.2 Ход и результат констатирующего эксперимента.
Опираясь на опыт ведущих педагогов (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, А.А. Ворожбитова и др.), мы наметили свой подход к реализации основных путей формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Раскроем содержание и инновационный характер учебной деятельности:
1. Мы выстраиваем деятельность ребенка по изучению русского языка, чтобы преобразовать его языковое развитие. Эффективным средством создания возможностей для языкового развития учащихся является система ситуационных упражнений, смоделированных в соответствии с образовательными целями урока. Например, на уроках языкового развития детям, например, предлагается оригинальный текст сочинения в походе и набор следующих ситуационных задач.
2. Мы понимаем, что овладение языком возможно только в ситуации вербального общения, коммуникативной ситуации. Обязательным условием такой работы является моделирование ситуации генерации и восприятия высказывания.
Учебная задача на каждом этапе урока ставится таким образом, что при её решении ребёнок активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.).
Примером такой ситуации является задача восстановления дискретного текста, восполнения недостающих элементов коммуникации, написания собственного выражения.
Подобное упражнение учит вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.
5. Имеем в виду, что текст — основная дидактическая единица.
Главное в работе с текстом, на наш взгляд, — это концентрация внимания студентов не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, отсюда и преобладающий вид деятельности в данной технологии анализ текста.
Примерные задания для анализа текста любого типа речи:
1) докажите, что вам предложен для разбора именно текст;
2) озаглавьте его; предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста;
3) составьте план текста (простой, сложный);
4) проанализируйте композиционное строение;
5) исследуйте типологическую структуру текста;
6) определите стиль текста, докажите свою точку зрения;
7) определите способ и средства связи предложений в тексте;
8) проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур;
9) дайте субъективную оценку тексту.
Экспериментальное исследование проводилось в «Суховской средней общеобразовательной школе» Ростовской области Пролетарского района х.Сухой в 1-4 классах.
Данное исследование проходило в 3 этапа:
- констатирующий этап: примеры входных тестовых заданий;
- формирующий этап: система заданий и упражнений по теме исследования;
- контрольный этап: анализ результатов.
Для определения уровня коммуникативной компетенции учащихся были предложены задания, например, отраженные в таблице 1:
Виды упражнений для учеников 1-4 классов
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Составить из слов предложения. в, Яша, саду, был; ямки, и, я, моя, мама, копали; яблони, посадили, мы |
Составить предложение по следующему образцу: «Здравствуй, лес!», но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. |
Сами распределяйте предложения в их логической последовательности, дополняя их собственными словами. 1. Осень. 2. Дети сажают молодые деревца. 3. Дети копают ямки вдоль улицы. 4. Весна. Деревья зазеленели. 5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев. |
В каком порядке должны следовать предложения букв, чтобы получить связный текст? Добавьте 4-6 предложений, продолжая текст. А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул. Б. Хороша будет ушица! В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная. Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька. Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт. |
Результаты количественного анализа коммуникативных умений младших школьников сведены в таблице 2, которые отражают уровень развития диспозитивных умений (умения выстроить композицию своего высказывания, располагая содержание в логической и временной последовательности), а также позволяют определить соответствующие уровни речевого развития.
Количественная характеристика уровней
речевого развитии учеников 1-4 классов
Класс |
Уровни речевого развития |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
1 класс (19 учеников) |
1 |
10 |
8 |
2 класс (15 учеников) |
3 |
4 |
8 |
3 класс (15 учеников) |
1 |
7 |
7 |
4 класс (16 учеников) |
2 |
8 |
6 |
Анализ письменной работы школьников показал, что больше детей, выполнивших задание, получили оценку «хорошо». Однако в данном случае этот достаточно очевидный вывод важен не сам по себе, а с той точки зрения, что он позволяет определить верхний и низкий уровень коммуникативной способности учащихся, связанные с соблюдение/нарушением коммуникативной целесообразности речи – точности, выразительности, уместности. Также типичной ошибкой детских высказываний является непоследовательность в расположении материала.
Исследование также позволило обратить внимание на то, что во 2а и 3а классах гораздо больше детей, не выполнивших задание, чем тех, кто его выполнил. По всей видимости, полученный результат связан со спецификой системы обучения студентов в каждом классе.
Однако определение знаковых наборов уровней коммуникативного развития учащихся 1-4 классов, а также создание системы упражнений, повышающих их коммуникативную культуру, является перспективой наших дальнейших исследований.
ВЫВОДЫ
Диагностика состояния коммуникативной компетенции позволяет выявить уровень развития коммуникативных навыков, с помощью специальных заданий, а также наличие определенных языковых знаний и навыков в области общения, языкового поведения и этикета.
Выводы из количественного анализа коммуникативного умения (структурно-композиционного) в речи младших школьников 7-10 лет заключаются в том, что на основании сравнительно небольшого количества выборок из детской речи были получены результаты, свидетельствующие о необходимости целенаправленного развития коммуникативной способности учащихся с учетом их системы обучения, а также оптимизации процесса овладения знаниями и умениями в области общения как вооружение учащихся моделями эффективной коммуникативной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование коммуникативной компетенции школьников — это формирование правильных коммуникативных навыков. Еще А.Сент-Экзюпери писал, что «величайшая роскошь на земле — это роскошь человеческого общения».
Анализ коммуникативной компетентности школьников в возрасте 7-10 лет позволил выявить ряд характеристик формирования коммуникативной культуры языковой личности в онтогенезе. Обобщим основные результаты в виде тезисов.
1. Компетентностный подход в обучении русскому языку является на сегодняшний день приоритетным.
Человек на протяжении всей жизни совершенствует свой язык, осваивает богатство языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Самые важные шаги в овладении языком приходятся на младший школьный возраст. Человеческий язык — это своего рода зеркало культуры и образования. Для младшего школьника грамотный язык — залог успешного обучения и развития. Гибкость языка способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
2. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция является одной из основных компетенций в структуре языковой личности в образовательном процессе.
Овладение коммуникативной компетенцией — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе обучения студентов является развитие коммуникативных навыков.
3. В лингвометодической литературе требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции младшего школьника включают умения различать диалог и монолог, повествование, описание, рассуждение, виды пересказа, а также знания участвовать в диалоге, использовать правила речевого этикета, использовать средства невербального общения и выполнять работы творческого характера.
- Таким образом, проведенный эксперимент показал, что младшие школьники не обладают достаточными знаниями и навыками в области реализации механизмов коммуникативных компетенций.
5. На основании результатов исследования может быть предложена модель коммуникативного развития младших школьников, включающая наборы признаков речевого развития, характеризующих разные уровни владения языком, а также систему специальных упражнений, направленных на совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov/
- Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. — 2006. — № 8.
- Арасланова Е.В. Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа. — 2008. — № 4. — С. 13 — 14.
- Аркадьев А.Г. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования: начальная школа, основная школа (второй рабочий вариант).
— М., 2002. — 272 с.
- Байденко В.И., Оскарссон Б.Н. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. — М., 2002.
- Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. — М.: ГУВШЭ, 2002. — 357 с.
- Баранов Г.Н. Развитие речи в школе. — М.: Проспект, 2000.
- Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. — 240 с.
- Болотов В.А., Сериков В.В., Изаренков Д.И. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 3.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 1 класса — М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 2 класса — М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 3 класса — М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык: Учебник для 4 класса — М.: «Баласс», 2000. (Серия «Свободный ум»).
- Бунеева Е.В. Уроки грамотности по учебнику «Моя любимая азбука» и словам «Мои волшебные пальцы». Методические рекомендации для учителя. — Издание 2-е, исп. — М: «Баласс», 2003.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.
- Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/jornal/2005/0910-24.htm.
- Гуров П.Н. Развитие речи у детей. — М.: Браво-пресс, 2000. — 145 с.
- Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Народное образование. — 2004. — № 4.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения. М.- Просвещение, 1989.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. — М.: Просвещение, 2010.