Правовой статус государственных служащих в Республике Казахстан

Курсовая работа

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются через конкретные действия сотрудников государственной службы — государственных служащих. Именно в этих кадрах в контингенте своих сотрудников государство приобретает реальность и силу. Задачи и функции государства в своей практической реализации становятся задачами и функциями сотрудников, нанимаемых государством. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая его готовым и пригодным для практической реализации задач и функций государства. Услуга привносит жизнь в каждое кольцо государственного механизма, набор мер, средств, форм и методов для конкретной и конкретной деятельности. При формировании любого государства государственная служба выступает в качестве основного организационного средства для достижения государством своих целей.

государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область кадровых отношений и имеет подготовительные цели к практической деятельности.

Другая сторона государственной службы — это практическая деятельность государственных служащих по реализации возложенных на них полномочий.

Каждый сотрудник занимает должность, определяющую объем его полномочий, подлежащих реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

5 стр., 2356 слов

Государственная деятельность М.С. Горбачева

... страны, поставили задачу достижения качественно нового состояния общества. Они означали эффективную экономику, сильную социальную политику, демократизацию общественной жизни и государственного управления. Горбачев ... под защитой государства. И государство СССР к ... в активную политическую деятельность, но позже оказалась ... Президента СССР, наделенного полномочиями широкие полномочия. Третий Съезд народных ...

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).

Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права .

В настоящее время эта тема широко обсуждается в научных кругах, издаются монографии, учебники, многие законы и постановления. Это связано с новыми подходами к пониманию и роли государственной службы в современном государстве Казахстан, а также с реформами, реализованными в этом направлении.

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:

1.1 Понятие государственной службы в Республике Казахстан.

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

При таком подходе к определению государственной службы, выделяются , с одной стороны задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти).

Именно служащие действуют как персонал в многочисленных государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная служба — это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки зрения традиционной теории, государство понимается как услуга в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и ассоциациях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М. : «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».

3 стр., 1465 слов

Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

... -служебной деятельности сотрудников ОВД В ОВД термин «местность» обозначает определенный участок земной поверхности со всеми ее элементами: рельефом, населенными пунктами, дорожной сетью, растительностью и почвой, ... узкие протоки в горах - ущельями. 3. Свойства местности и способы ее изучения топографический орган внутренний дело Операции, выполняемые ОВД, проходят на разных территориях, в связи с ...

Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах».1

С точки зрения современного законодателя государственная служба в Республике Казахстан — это профессиональная деятельность, заключающаяся в выполнении государственными служащими органов государственной власти Республики Казахстан и субъектов Республики Казахстан своей компетенции органы, установленные законодательными и иными нормативными актами.

Государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению служебных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В этом определении можно выделить аспекты: 1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий; 2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов; 3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов; 4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Таким образом, юридическое толкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба — это профессиональная деятельность сотрудников государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются: 1) замещение служащих государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

2.Принципы государственной службы:

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

3 стр., 1125 слов

Курсовая работа аттестация государственных гражданских служащих

... замещения той или иной должности государственной службы; особый статус милитаризированных служащих». По мнению А. А. ... в американской литературе термины «гражданская служба», «публичная служба», «правительственная служба» (government service) зачастую носят ... работы государственного органа. Обязанности государственного служащего характеризуют суть его служебной деятельности. Государственные служащие ...

Принципы государственной службы определяют смысл, законность и социальную ценность отношений, установленных в системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности».2

Принципы государственной службы — это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК. Они реализуются государственными служащими своими практическими действиями. Принципы государственной службы, установленные в Законе Республики Казахстан «О государственной службе», являются образцом для всех других законодательных и нормативных актов, которые также определяют систему принципов государственной службы.

Принципы государственной службы можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы определяются положениями Конституции Республики Казахстан, которые закреплены в соответствующих законодательных актах.

ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ДОЛЖНОСТЕЙ.

2.1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ

В научной литературе нет разногласий относительно понятия «позиция» и ее содержания. Учёные-юристы понимают должность как простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточку её организационной

«Государственно-служебная должность — это часть организационной государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации предоставляемой лицу — государственному служащему в целях её практического осуществления».3

Таким образом, должность характеризуется признаками: 1) является частью организационной государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах.

С организационной точки зрения должность — это особая единица в системе государственной службы. В этом смысле должность не зависит от самого чиновника, то есть от конкретного человека, который ее занимает. Эта должность также определяет круг обязанностей, которые делегируются государственному служащему или группе сотрудников, занимающих аналогичную должность в государственных учреждениях. Чиновник не является «владельцем» занимаемой должности. При исполнении служебных функций он должен выполнять служебные функции и обязанности, предусмотренные законодательными и другими нормативными актами.

Внутренний государственный орган — это система должностей разного характера, значения и уровня, входящая в утвержденный штат должностей. Государственные должности — это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.).

16 стр., 7822 слов

Этика управления государственных служащих

... государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы. Задачи курсовой работы: определить понятие и основы этики; охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего; проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего; определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, ...

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей — с другой.

«государственная должность — единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей»4.

Закон установил классификацию государственных должностей.

Должности государственных служащих включают политические и административные должности государственных служащих.

2. К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими:

1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;

2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители;

3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители.

3. Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок распределения административных должностей по категориям утверждаются Президентом Республики по представлению уполномоченного органа.

Для политических деятелей нет категорий должностей.5

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО., ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Гражданские права и обязанности государственных служащих такие же, как и у других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также обязательства перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).

Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него установлены особые условия приема на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

11 стр., 5166 слов

Управление карьерой на государственной гражданской службе

... карьеры государственного служащего, причины карьерного роста, а также проблемы построения карьеры и способы их решения на государственной службе. Глава 1. Теоретические основы изучения карьеры 1.1 Понятие и сущность карьеры Карьера ... основы статуса и карьеры государственного гражданского служащего Охарактеризовать мотивы карьерного роста на государственной гражданской службе Сформулировать основные ...

Правовой статус государственных служащих также зависит от условий, в которых осуществляется государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Правовой статус государственных служащих определяет, прежде всего, иной набор прав и обязанностей.

Права государственного служащего перечисленные в ст. 8 ЗАКОНА РК «О государственной службе в РК» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:

1) пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам республики Конституцией и законами Республики Казахстан;

2) участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

3) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

4) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;

5) требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;

6) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

7) на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;

8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

10) на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;

11) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;

12) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;

13) на социальную и правовую защиту;

14) на увольнение с государственной службы по собственному желанию;

15) на пенсионное и социальное обеспечение;

16) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.

10 стр., 4797 слов

Менеджер, его обязанности и роли в организации

... негативной формой волонтерства. Но в определенных ситуациях управление таким менеджером может быть успешным. Для этого нужен соответствующий ... который достоин быть примером для окружающих. Многие обязанности включают выполнение трех ключевых управленческих ролей: принятие ... любой, кто работает в этом бизнесе, может стать менеджером. Но не все могут быть эффективными менеджерами, профессионалами, ...

Обязанности государственных служащих в РК.

Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.9 Закона «О государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий:

1) соблюдать Конституцию и законодательство республики,

2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;

4) осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями;

В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:

5) соблюдать государственную и трудовую дисциплину;

6) принимать на себя ограничения, установленные законом;

7) соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;

8) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;

9) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

10) сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

11) обеспечивать сохранность государственной собственности:

12) незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;

13) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28 «О государственной службе РК».

Для некоторых типов государственных служащих есть некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РК), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Правовой статус должностного лица включает правила, устанавливающие определенные ограничения для работника по отношению к государственной службе. Эти основные ограничения закреплены в ст. 10 Закона «О государственной службе РК». Государственный служащий не вправе:

1) быть депутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;

5 стр., 2103 слов

В кадровой службе

... продвижения по службе формируется на основе оценки сотрудником существующих условий продвижения по службе и самооценки своих способностей. Кроме того, изменение ориентиров в кадровой политике организации ... при составлении данного отчета. В ходе производственной практики изучен нормативный, методический и другой материал, необходимый для составления отчета. Практика позволила тесным образом ...

2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;

6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

7) в связи с исполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц. 2. Государственный служащий в порядке, установленном законодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.

Особенности правового положения различных категорий работников обусловлены возложенными на них задачами и характером их служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они работают. Особое правовое положение различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре», и т.д

Правовой статус государственных служащих также меняется с изменением условий государственной службы. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современная государственная служба РК представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы Казахстана указывает на то, что наиболее важные изменения в этой сфере должны произойти в будущем.

Современное развитие законодательства позволяет констатировать, что Казахстан находится на пути возрождения становления профессиональной бюрократии. Этот институт, основанный на профессионализме, навыках, политическом нейтралитете сотрудников и качественном выполнении служебных функций, обеспечивает стабильное государственное управление во многих странах и является важным фактором сохранения и развития государства.

Реформирование государственной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:

2 стр., 884 слов

Этика государственной службы и государственного управления

... комплексом можно избежать, направив усилия на повышение уровня этической грамотности управленческих кадров. Отсюда необходимость развития этики государственной службы в рамках кадровой политики. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, конкретные требования ...

  • необходимость реформ системы государственного управления и создания новой государственности в РК;
  • обеспечение действия принципа разделения государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;
  • осуществление правовой реформы;
  • проведение экономической и хозяйственной реформы;
  • укрепление органов государственной власти;
  • укрепление органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления;
  • Правовое регулирование процессов государственной службы в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и моделей реформирования системы государственного управления, государственного аппарата.

Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

Согласно лучшему мировому опыту, есть политическая и административная деятельность — исполнительная в органах управления, а также соответствующие должности. Практически во всех странах с рыночным управлением он успешно выдержал испытание временем и, как показала практика, является наиболее эффективным и распространенным. По известным и объективным причинам основные параметры проводимых в Казахстане экономических реформ были установлены центром и реализованы по схеме «сверху вниз”. Ключевой проблемой в создании эффективной системы государственного управления является рационализация центральных органов исполнительной власти и рационализация их деятельности. Положительное решение этой проблемы создаст соответствующие условия для рационализации территориального управления и оптимального перераспределения функций между центральными и местными исполнительными органами, что является целью второго этапа реформ.

Таким образом, целью реформы государственной службы в Республике Казахстан является создание эффективной системы государственного управления, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие посредством эффективного государственного регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ:

Конституция Республики Казахстан

Закон РК «О государственной службе»

И ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-i-gosudarstvennaya-slujba/

Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право / М., 2006 г.

Бахрах Д.Н. Административное право / М., 2003 г.

Лазарев Б.М. Государственная служба / М., 2003 г.

Манохин В.Н. Советская государственная служба / М, 2006 г.

Манохин В.Н., Адушкин В.С., Багишаев З.А. административное право / М., 2006 г.

Старилов Ю.Н. Государственная служба / Воронеж 2006 г.

1 Лазарев Б.М. «Государственная служба» / М.., 2003г., стр.5-6

2 Старилов Ю.Н. «Государственная служба» / Воронеж 2006 г., стр. 78

3 Манохин В.М. «Советская государственная служба» / М., 1996г., стр. 72

4 Закон Республики КазахстанО государственной службе

5 ст.7. Закона Республики КазахстанО государственной службе