Система органов государственного управления в РФ

Курсовая работа

Государство — это целостная система, организованная сложным образом, представленная всем государственным аппаратом, которая оказывает целенаправленное политическое влияние на общество и все его составляющие. Широкий спектр общих организационных, экономических, политических, социальных, психологических, педагогических, информационных, кибернетических и других аспектов находится под влиянием и контролем государства.

Государственное управление можно определить как намеренное организационное влияние органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Органы государственного управления — это граждане или коллективы граждан, наделенные государственной властью и властью и уполномоченные государством выполнять свои обязанности и функции и действовать в установленном им порядке.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов [1].

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Это также проявляется в том, что все органы этой системы действуют сообща, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой системы некоторые органы этой системы избираются или назначаются другими органами, некоторые из них управляют другими, некоторые контролируются или подотчетны другим. Между всеми органами управления существуют организационно-правовые отношения.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим система органов управления Российской Федерации также состоит из органов разного типа. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти [1].

Каждый из этих органов фактически является подсистемой единой системы государственных органов России, которую, в свою очередь, можно разделить по разным критериям на ряд входящих в нее звеньев.

Целью данной курсовой работы является:

  • дать понятия системе органов государственного управления в Российской Федерации;
  • описать функционирование органов государственного управления;
  • провести сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Глава 1 Система органов государственного управления в Российской Федерации

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо этого используется понятие государственной власти, но это разные понятия. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть — это способность принимать решения и обеспечивать их выполнение.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой воздействия. Например, разработка оптимальной организационной структуры ...

Эффективная государственная власть — это государственный аппарат — система государственных органов. Государство играет активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений посредством исполнительной и административной деятельности государственного аппарата является публичным управлением.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов строится в соответствии с потребностями общества, интересами человека и различных социальных групп населения. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечиваю единство государственной власти, ее могущества, эффективность в решении многочисленных задач в экономической, социальной, политической, культурной сферах общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации. Российской Федерации и др судов Российской Федерации, а также федеральных министерств и ведомств. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах РФ. Есть органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление — это вид деятельности, направленный на практическую реализацию исполнительной власти. Следовательно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями в системе государственного управления.

также можно выделить систему исполнительной власти, которая состоит из совокупности государственных органов, обозначенных в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянным организационным фактором в системе исполнительной власти являются исполнительные органы общей компетенции, расположенные на различных иерархических уровнях. Остальные звенья такой системы весьма непостоянны и видоизменяемы. В некоторых случаях они могут вообще не существовать, хотя и не «изымаются» механизмом государственного управления». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. [2]

9 стр., 4385 слов

Компетенция и правовые акты Президента РФ. Правила проведения пикетирования

... Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». Занимаясь руководством внутренней политики, Президент не подменяет иные государственные органы, не ... актами Президента или принятых в пределах компетенции Правительства по вопросам, входящим в компетенцию Президента, направляются на согласование в Администрацию Президента. Взаимоотношения Президента Российской Федерации с судебной властью ...

Однако вся исполнительная власть не может быть сведена к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат разнообразен и включает в себя также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и другие звенья государственного административного механизма. Но в то же время все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

1.1 Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность в Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. Правовой статус Президента России закреплен в четвертой главе Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Точный порядок избрания Президента Российской Федерации определен Федеральным законом от 10 января 2003 г. 19-ФЗ «Об избрании Президента Российской Федерации».[3]

Чтобы обеспечить условия для осуществления президентом своих конституционных полномочий, создается Администрация президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчиняются ее Главе. Администрация обеспечивает работу полномочных представителей президента во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, других советов и комиссий под председательством президента.[2]

1.2 Законодательная власть

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России. Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами: Государственной Думой и Советом Федерации.[1]

Федеральное собрание является постоянно действующим.

Обе палаты могут собраться, чтобы заслушать послания Президента РФ, послания Конституционного Суда РФ, выступления глав государств.

Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один из представительных и исполнительных органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок на 5 лет, а Совет Федерации не имеет установленного срока. Но и порядок формирования Совета Федерации, и порядок избрания депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

29 стр., 14487 слов

Высшего образования российский государственный профессионально педагогический

... задачи: изучить экономическую сущность и значение сбытовой деятельности предприятия; обобщить и систематизировать существующие методы управления сбытовой деятельности; исследовать методические подходы к оценке эффективности управления сбытовой деятельности предприятия; провести анализ и разработать рекомендации по ...

Федеральное Собрание — единый парламентский орган, но это не означает, что его палаты во всех случаях действуют совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации предусматривает раздельное заседание Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

1) для заслушивания посланий президента РФ;

2) для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

3) для заслушивания выступлений руководителей государств.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

28 июня 2002 года Совет Федерации ФС РФ принят в Ассоциацию европейских сенатов (англ. Association of European Senates).

Это решение было единогласно принято на в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов ЕС.[4]

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.[1]

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В сфере законодательства Совет Федерации играет подчиненную роль Государственной Думы. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и только после утверждения нижней палатой — на рассмотрение Совета Федерации.

16 стр., 7703 слов

Основы государственного и муниципального управления : «Формирование ...

... гарантия х местного самоуправления в Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст. 507. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. ...

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов Совет Федерации не вправе вносить изменения, но может одобрить или отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой Палаты или если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для разрешения возникших споров, после чего федеральный закон подлежит рассмотрению Государственной Думой. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трех четвертей голосов Совета Федерации; В случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона вето не может быть отменено Государственной Думой.[5]

Аппарат Совета Федерации обеспечивает прямую поддержку деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Руководители Аппарата Совета Федерации — Свинарев Владимир Валентинович с 2008 г.[4]

Государственная Дума — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Правовой статус Государственной Думы определен в главе пятой Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов[1].

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации).

Депутат Государственной Думы по первому вызову мог одновременно быть членом правительства РФ.

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам).

С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для исключения заведомо непроходимых партий и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Конституция Российской Федерации определяет полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.[1]

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

6 стр., 2993 слов

Государственное управление в Республике Казахстан

... в понятие государственного управления РК. I. Этапы развития государственного управления в РК государственное управление 1 этап 1990-1993 гг.Первый этап становления и развития системы государственного управления ... в Республике Казахстан» определялась система местного самоуправления в РК, ... депутатов Казахской ССР» было то, что в нем конкретно не различались органы местного государственного управления ...

Роспуск Государственной Думы может быть произведен указом Президента России, если он трижды отклонил представленные им кандидатуры на должность Премьер-министра или если он вновь выразил недоверие правительству в течение трех месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случае роспуска Государственной Думы Президент устанавливает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Дума собирается не позднее, чем через четыре месяца после ее роспуска.[3]

Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Руководитель Аппарата Государственной думы – с 2007 г. Сигуткин Алексей Алексеевич.[6]

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты — это главные органы палаты, участвующие в законодательном процессе. Они формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства альтернативных объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по предложению альтернативных объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета.

Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законом. Комиссии формируются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 5-го созыва существует четыре комиссии:

  • Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики;
  • Счетная комиссия ГД;
  • Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ;
  • Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции. [6]

1.3 Исполнительная власть

Систему органов управления возглавляют центральные органы федеральной исполнительной власти: правительство Российской Федерации, министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации.

Согласно 110-й статье Конституции России, Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных

Статус правительства и порядок его деятельности определяются главой 6 Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г с последующими изменениями.

14 стр., 6680 слов

Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

... полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выявление проблем, препятствующих результативной деятельности и эффективному функционированию законодательных органов государственной власти в регионах. Основными задачами исследования являются анализ особенностей организации законодательной власти в субъектах Федерации, ...

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

В результате административной реформы 2004 уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. [7]

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет полномочия:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
  • представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.[1]

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

20 стр., 9966 слов

Организация местного самоуправления в Республике Казахстан

... и формы местного государственного управления и самоуправления; изучить зарубежный опыт организации и развития местного самоуправления. казахстан местный самоуправление 1. Теоретические аспекты становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан 1 Сущность местного самоуправления Местная автономия, согласно Европейской хартии местного самоуправления, является одной ...

Председатель Правительства — Путин Владимир Владимировичс 8 мая 2008 г.[8]

1.4 Судебная власть

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов. Оно имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.[9]

Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Главой Конституционного суда является Председатель Зорькин Валерий Дмитриевич.

Верховный Суд Российской Федерации:

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Председателем Верховного Суда Российской Федерации является Вячеслав Михайлович Лебедев.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации находится на вершине системы арбитражных судов:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

20 стр., 9701 слов

Основы государственного и муниципального управления : «Организационная ...

... материалы органов государственной власти, местного самоуправления. Среди исследователей, работающих по проблемам местного самоуправления в России, процесса его становления, реформирования и укоренения в российском обществе как нового социально-политического института можно выделить работы Антипьева ...

Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является Иванов Антон Александрович.[4]

Глава 2 Сравнительный анализ законодательной власти в Российской Федерации и в Республике Башкортостан

Так как в первой главе курсовой работы были рассмотрены функции Совета Федерации и Государственной Думы РФ, то в данной главе рассмотрим проведем анализ законодательной власти в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан — высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан.

Правовые основы деятельности и статус Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан определены главой 4 Конституции Республики Башкортостан и законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан».

Курултай I и II созывов был двухпалатным также как и Федеральное Собрание. Срок полномочий башкирского парламента I и II созывов составлял четыре года.

Выборы депутатов I созыва состоялись 5 марта 1995 года. В Законодательную палату были избраны 40 депутатов, работавшие на постоянной основе. В палату Представителей были избраны 156 депутатов — по два от каждой из 78 административно-территориальных единиц Башкортостана. 49,7% депутатов палаты Представителей составляли главы районов и городов Башкортостана, а 13,7% — представители республиканского правительства.

Выборы депутатов II созыва состоялись 14 марта 1999 года. Избирательным законодательством Республики Башкортостана численность депутатов, работавших на постоянной основе (Законодательная палата), сокращена до 30 человек, количество депутатов, входивших в палату Представителей, — до 144 человек.

Выборы депутатов III созыва состоялись 16 марта 2003 года и проводились по мажоритарной системе. Курултай в отличие от Федерального Собрания стал однопалатным и состоял из 120 депутатов. Срок полномочий увеличен до пяти лет.

Выборы депутатов IV созыва состоялись 2 марта 2008 года. В Курултай Республики Башкортостан IV созыва входят 120 депутатов. Выборы проводились по смешанной системе: половина депутатов (60) избирались по пропорциональной системе, а другая (60) — по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы. Депутаты IV созыва работают в Курултае Республики Башкортостан на постоянной (16 депутатов) и непостоянной основе (104 депутата).

[10]

Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан возглавляет председатель, который имеет одного заместителя. Председателем Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан IV созыва является Константин Борисович Толкачёв. Председатель Государственного Собрания избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Полномочия Госдумы РФ были описаны ранее, перейдем к основным вопросам ведения Государственного Собрания Республики Башкортостан относятся:

  • принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;
  • осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;
  • толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;
  • утверждение программ социально-экономического развития Республики Башкортостан;
  • утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;
  • установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;
  • установление административно-территориального Республики Башкортостан и порядка его изменения;
  • установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;
  • принятие решения о наделении кандидатуры, представленной Президентом Российской Федерации, полномочиями Президента Республики Башкортостан;
  • решение вопроса о недоверии (доверии) Президенту Республики Башкортостан;
  • согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;
  • назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;
  • согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;
  • осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
  • проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;
  • избрание мировых судей;
  • учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почётных званий Республики Башкортостан и другие вопросы.

В Курултае Республики Башкортостан IV созыва две фракции политических партий.

Фракция партии «Единая Россия» образована 6 мая 2008 и насчитывает 114 депутатов. Руководителем фракции является Сергей Тимофеевич Пашин.

Фракция КПРФ образована 8 июля 2008 и насчитывает 6 депутатов. Руководителем фракции является Артур Альбертович Шайнуров.

Госдума РФ образует комитеты и комиссии. В Курултае Республики Башкортостан IV созыва тоже работают 7 постоянных комитетов:

комитет по государственному

комитет по местному самоуправлению и общественным объединениям;

  • комитет по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности;
  • комитет по промышленности, транспорту, связи и предпринимательству;
  • комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию;
  • комитет по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи;
  • комитет по социальной политике и здравоохранению.

Кроме того, как и в Госдуме РФ образованы комиссии:

  • мандатная комиссия;
  • комиссия по противодействию коррупции;
  • комиссия по награждению Почетной Грамотой Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан;
  • комиссия по депутатской этике;
  • комиссия по соблюдению регламента;
  • комиссия по контролю за ходом голосования с использованием электронной системы.[12]

Схожесть наблюдается и в законотворческом процессе. Проект закона Республики Башкортостан рассматривается Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Законы Республики Башкортостан также как и в Госдуме РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания. Председатель Государственного Собрания в семидневный срок направляет Президенту Республики Башкортостан принятые законы для подписания. Президент Республики Башкортостан обнародует закон либо отклоняет его в течение четырнадцати дней с момента поступления закона.

Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Государственное Собрание вновь рассмотрит данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет отобран в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, он не может быть повторно отклонен Президентом Республики Башкортостан и подлежит обнародованию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней.[2]

Подавляющее большинство депутатов Курултая IV созыва – руководители государственных предприятий.

При Курултае работает Молодежная общественная палата.

В отличие от Госдумы РФ, где добровольный выход из фракции неминуемо грозит лишением депутатского мандата, в Курултае перебежчики такой кары могут не бояться. Согласно республиканскому закону, нарушители дисциплины могут лишиться полномочий только за прогулы заседаний без уважительной причины.

Заключение

Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:

В нашей еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с населением.

Не отработана так называемая вертикаль власти в стране, остаются спорными многие другие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских органов управления. Чаще всего в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и республиканские органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

Коррупция буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взятничестве должностных лиц или совмещение должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью.

Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Большинство их них не имеет профессионального образования по профилю работы. Значительная часть аппарата государственного управления сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/organ-gosudarstvennogo-upravleniya/

Конституция РФ 1993 г.

Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления: учеб.пособие. Уфа, 2007

Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник. М.:Юнити, 2002

Cайт энциклопедии Википедия.

Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: учеб.пособие. М.: Экмос, 2005

Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Юристъ 2008

Глазунова Н.И. Государственное управление: учебник. М.:Проспект,2004

Официальный информационный портал Республики Башкортостан

Плехин А.П. Административное право Российской Федерации. М. 2007

Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 2006