Государственное управление в сфере образования

Дипломная работа

Для любого современного общества одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. Сейчас наше государство уделяет большое внимание системе образования, ежегодно выделяет огромные суммы денег на ее развитие. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» — гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании». Право на образование, закрепленное за каждым гражданином Российской Федерации, является конституционным.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием общественного устройства государства и общества и служит цели укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ — стратегический ориентир государственной политики в области образования. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы образования, в РФ это прерогатива Минобразования.

Существует мнение, что учебное заведение, развивающееся автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?

органы образования могут ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной системой образования обладают большими полномочиями и отвечают за многие вопросы.

В России проводится политика реформирования сферы образования. предусмотрен переход в 12-летнюю общеобразовательную школу, введение единого и стандартизированного итогового теста, позволяющего поступить в любой вуз без вступительных экзаменов, если вы наберете необходимое количество баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но тем не менее Россия готовится к переходу на мировую систему образования. Растет интерес населения к образованию, что проявляется, прежде всего, в обострении конкуренции за университеты. Но параллельно с системой бесплатного образования платное образование развивается на всех уровнях, от детских садов до вузов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование становится менее доступным, его качество снижается, а процесс коммерциализации усиливается, увеличивая неравенство граждан в его получении.

4 стр., 1809 слов

Органы контроля соблюдения трудового законодательства Украины

... от органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в этой сфере, различают: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль в сфере труда . Контроль и надзор за условиями труда и охраной труда ...

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единой системы образовательных учреждений, поэтому содержание образования с разными уровнями образования дифференцируется. Старые формы управления образованием теряют свою эффективность и создаются новые. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Дубровина С.Ю., Евдокимова В.В., Зайцева Л.А., Звенигородская Н.Ф., Краснова Г.А., Попов Л.Л., Пошегусова Г.С. и др.

Цель исследования — выявить проблемы государственного управления в сфере образования и предложить решения.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и задачи образования;
  • исследовать правовую основу государственного управления в сфере образования Российской Федерации;
  • проанализировать особенности разграничения предмета введения в сфере образования;
  • рассмотреть федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования;
  • определить органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющие управление в сфере образования;
  • провести анализ общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере образования.

Предмет исследования — проблемы государственного управления в сфере образования и методы их решения.

Работа выполнена с использованием методов: диалектического, логического, формально-юридического анализа и синтеза.

Структура работы предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, шесть абзацев, заключение и библиографию.

Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов) Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

31 стр., 15032 слов

Основные типы вузов. Российской Федерации

... в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования разрабатываются на основании: Закона Российской Федерации «Об образовании» ... в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»; Устава ГОУ ВПО. Правила приема содержат опыт профессиональной ориентации молодежи, укрепления связей с производством и обучения в сферах, ...

Также можно согласиться с мнением С.Ю. Дубровиной, что образование можно определить как — целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому (между поколениями)». В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социокультурного наследия, позволило человеку разорвать связь с природой, где объем знаний и долголетие взаимосвязаны. В настоящее время человек через образование использует в своей жизни опыт всех предыдущих поколений, что олицетворяет социальный прогресс.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

  • образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание обучения на определенном уровне и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Программы профессионального образования направлены на решение задач последовательного повышения уровня профессионального и общего образования путем подготовки специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

4 стр., 1526 слов

Образовательный коучинг в развитии профессионального самосознания ...

... профессиональному самосознанию и становлению личности [1, с. 1]. «Коучинг» сегодня — это новое направление в образовательной ... образования, не в полной мере соответствуют сути происходящих изменений и не могут решить проблему развития профессионального самосознания ... педагога к источникам и способам получения знаний; необходимость педагога ориентироваться на самоактуализирующуюся тенденцию ...

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист», а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификаций «бакалавр» и «магистр».

На протяжении длительного периода сфера образования регулировалась методами административного права: в дореволюционной России образовательная деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности Правительства, а в советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования. Использование термина «услуга» в публично-правовых отношениях, которые всегда считались отношениями административного права, не соответствует принципам и процедурам правового регулирования отраслей публичного права. Предпосылкой для внедрения категории «услуга» в сферу регулирования образовательных отношений явились, следующие обстоятельства:

  • комплексная природа образовательных отношений, требующая не только административно-правовых методов воздействия, но и использования методов регулирования иных отраслей права;
  • признание комплексной природы образовательных отношений и выявление особенностей ее регулирования в юридической доктрине;
  • усиление частноправовых начал в регулировании образовательных отношений;
  • восприятие правотворческой практикой и юридической доктриной категории «публичные услуги» и др.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом, поскольку обладает всеми его признаками:

  • устойчивая потребность общества государства и личности в образовании. Благодаря образованию общество может удовлетворить потребности в сохранении и передаче своей культуры из поколения в поколение. Через образование человек успешно сочетает достижения науки, техники, литературы и искусства, усваивает социальные нормы, действующие в обществе, развивает свои навыки и реализует их в любой сфере общественной жизни. В наличии этого принципа заинтересовано не только общество, но и государство, поскольку именно образование выступает эффективным средством подготовки профессиональных кадров сферы государственного управления;

— разработка средств, необходимых для реализации гражданином своего права. Таким средством в сфере образования является создание сети учебных заведений, в которых происходит весь процесс обучения, направленный на приобретение знаний, навыков, умений учащихся и осуществляемый под руководством преподавателя.

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

3) обеспечение социального института необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными), которые общество должно постоянно пополнять. Согласно Закону <garantF1://10064235.0> РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Правительство ежегодно выделяет финансовые средства на образование, которые направляются для приобретения необходимого оборудования, учебников, на ремонт здания, на заработную плату преподавателям, на стипендии студентам, а также обеспечивает социальные льготы в сфере образования;

8 стр., 3925 слов

Педагогический коллектив и его развитие. Особенности управления образовательными

... Российской Федерации, недостаточно для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как закон Курганской области «О правовом регулировании сферы образования в ... указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 № ...

  • наличие особой культурной среды, необходимой для обеспечения самопроизводства института, т. е. формируются определенные правила поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту.

Задачи образования включают:

  • реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны. Образование значительно расширяет границы использования трудоспособности человека. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Как правило, чем выше образовательный уровень населения, тем меньше процент безработных. Образование человека — залог его успешной карьеры. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации;
  • подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений. Так, цель высшего профессионального образования заключается в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 24 Закона об образовании);
  • социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;
  • обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования. Взрослые граждане Российской Федерации вправе выбирать учебное заведение и форму обучения. Граждане, получившие образование в неаккредитованных учебных заведениях, в форме семейного воспитания и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных учебных заведениях соответствующего типа. Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и т.д.;

— формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

12 стр., 5857 слов

Физическая культура в современной системе образования Российской Федерации

... на социальный запрос При формировании стратегии профессионального высшего образования необходимо изучить структуру и тенденции рынка труда в области физической культуры 1. 2 Анализ рынка труда в сфере физической культуры официально считается, что педагогика физической культуры как вид профессиональной ...

Таким образом, можно сделать вывод, что образование относится к сфере первоочередных интересов государства. Будущее российского государства, его экономическое развитие и уровень благосостояния общества во многом зависят от состояния системы образования. В сфере образования возлагаются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, наряду с наукой, образование является одной из важнейших гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

1.2 Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации

Государственное управление в сфере образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III «Управление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам образования, проведенное в комментируемом Законе, берет свое начало еще в Конституции России от 12.12.1993 г., закрепившей в ст. 71-73 основы распределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Пунктом «е»ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования отнесены к совместному ведению России и ее субъектов.

Компетенция Российской Федерации в области образования — это совокупность полномочий, возложенных Конституцией и законодательством Российской Федерации на ведение Российской Федерации в области образования. Полномочия предполагают единство прав и обязанностей: Российская Федерация, «центр», не только вправе решать определенные законом задачи в области образования, но и обязана это делать.

4 стр., 1520 слов

Правительство Саратовской области

... Дню местного самоуправления (далее – конкурс, Положение). Учредители конкурса: министерство по делам территориальных образований Саратовской области, Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области», Поволжский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия ...

Федеральные органы государственной власти и управления — это высшие органы законодательной и исполнительной власти РФ — Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Систему государственного управления образованием в РФ регулирует постановление Правительства РФ от 09.01.1992 г. N 21. В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации сформировал следующую систему органов государственного управления образованием:

  • Министерство образования и науки РФ;
  • Министерства образования республик в составе РФ;
  • Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;
  • Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Эти органы образования осуществляют единое управление системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионального, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

В связи, с чем можно сделать вывод, что вся деятельность министерства образования и науки РФ, министерства образования республик в составе РФ; управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований направлены на улучшение и повышения качества предоставляемых услуг населению, а именно давая каждому гражданину РФ получить полное выше образование.

Таким образом, данное сочетание принципов государственного регулирования на уровне РФ, субъектов РФ и самоуправления позволяет определить приоритетные направления развития образования и науки, обеспечить формирование системы, осуществлять межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-техническую деятельность.

1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий в сфере образования

Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

В соответствии с этим к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования подлежат следующие вопросы:

  • формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
  • правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
  • обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;
  • разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;
  • формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
  • согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
  • установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;
  • установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
  • установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
  • установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляют ряд других функций в данной сфере.

Федеральные органы исполнительной власти устанавливают общие принципы финансирования образовательных услуг; образовательный ценз педагогических работников; ставки заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений; социальной поддержки различным категориям обучающихся, воспитанников и педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также осуществляют регулирование других вопросов в области образования.

33 стр., 16306 слов

Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...

... образовательных учреждений на территории муниципального образования« Город Екатеринбург". Регулирование деятельности образовательных учреждений Российской Федерации осуществляется на основе управления ими на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями ...

К ведению субъектов Российской Федерации в области образования относятся вопросы в области образования, не входящие в компетенцию Российской Федерации в области образования. К ним относятся: установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учреждений; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года, Федеральный закон «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Эти законы подробно изложены в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства Российской Федерации, в приказах Минобрнауки России, в региональном законодательстве.

6 стр., 2652 слов

Стратегический менеджмент в формировании организационной культуры ...

... -педагогические условия, при которых стратегическое управление выступает фактором развития организационной культуры образовательного учреждения. Методы исследования Структура в ыпускной квалификационной работы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. Организация управленческой ...

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
  • организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
  • создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;
  • опека и попечительство.

Также следует отметить, что вопросы, которые необходимо решать на уровне региональных или муниципальных органов власти, не всегда четко определены, что в некоторых случаях создает дублирование и параллелизм в их деятельности.

Представляется, что взаимодействие регионального и муниципальных органов управления образованием должно быть сориентировано не только на оперативное управление, то есть разработку мероприятий, направленных на выполнение текущих задач, но и на перспективу, носить стратегический характер, который определяется на основе мониторинга региональной и муниципальных систем образования, выявления основных показателей их развития, возникающих проблем и определения целей на перспективу.

Представляется также, что обозначенные приоритеты регулирования образовательных отношений и отношений в сфере образования должны получить правовое решение. В частности, это касается:

  • приведения законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;
  • устранения противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных «смежных» отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);
  • приведения федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников образовательного права в соответствие с конституционными принципами разграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;
  • совершенствования юридической техники нормативно-правового регулирования в сфере образования.

Разделение компетенций в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенций в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разделение компетенций в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

1 Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

Первые два уровня — это уровни государственного управления в сфере образования.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

  • федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием.

Федеральные органы Российской Федерации образуются на основании соответствующих актов Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление в сфере образования осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в сфере образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

  • перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
  • положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
  • формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;
  • положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;
  • федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;
  • положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
  • положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;
  • порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;
  • порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;
  • порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

— порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство также учреждает и присуждает награды в области образования и науки работникам в этих областях.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Основными функциями Рособрнадзора являются надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестация научных и научно-педагогических кадров. Рособрнадзор осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

К функциям Рособрнадзор относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Рособрнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность образовательных квалификаций, академических квалификаций и квалификаций, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Власть — это право выполнять определенные действия или проводить ту или иную образовательную политику, установленную законом. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями также означает, что высшее руководство не может определять порядок и правила реализации этих полномочий, а только рекомендует их реализацию тем или иным способом, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Можно сделать вывод, что в сфере образования в Российской Федерации основным направлением реформирования должно стать определение на законодательном уровне порядка и правил реорганизации полномочий.

2.2 Органы исполнительной власти Магаданской области, осуществляющие управление в сфере образования

Исполнительным органом Магаданской области, осуществляющим руководство в сфере образования, является Управление образования администрации Магаданской области.

Согласно Положению о Департаменте образования администрации Магаданской области, утвержденному Постановлением администрации Магаданской области от 26 января 2005 г. № 20-па Департамент образования администрации Магаданской области (далее «Департамент») является органом исполнительной власти Магаданской области.

Департамент осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, постановлениями, распоряжениями Президента и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом и законами Магаданской области, постановлениями и распоряжениями губернатора и администрации области, федеральной и областной программами развития образования.

Управление осуществляет свою деятельность в прямом взаимодействии с другими органами исполнительной власти области, местными государственными органами, предприятиями и учреждениями различных форм собственности, общественными объединениями и другими организациями.

Управление представляет интересы Магаданской области по вопросам образования на федеральном и международном уровне в установленном порядке.

Главными целями и задачами Департамента являются:

  • осуществление единой государственной образовательной политики в сфере общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи с учетом социально — экономических, культурных, демографических и других особенностей области;
  • обеспечение исполнения Закона Российской Федерации «Об образовании» и Закона Магаданской области «Об образовании в Магаданской области» на территории Магаданской области;
  • создание условий, обеспечивающих реализацию федеральной и областной программ развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне не ниже государственных нормативов;
  • реализация государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

  • разрабатывает и реализует концепции и программы развития образования детей и молодежи;
  • обеспечивает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования;
  • осуществляет мониторинг состояния и развития системы образования области;
  • организует на договорной основе с научными учреждениями, вузами и временными научными коллективами научные исследования и разработки по вопросам развития образования области;
  • организует разработку и внедрение компонента регионального (национально-регионального) стандарта образования, создает условия для его выполнения;
  • проводит экспертизу региональных учебников и учебных пособий, их апробацию. Организует подготовку и издание региональных учебников и пособий;
  • организует областные экспериментальные площадки для отработки различных образовательных новаций;
  • осуществляет организацию научно-методического и медико-психолого — педагогического обеспечения проводимых в области экспериментов, касающихся обучения, воспитания, охраны жизни и здоровья обучающихся;
  • формирует и размещает заказ на подготовку педагогических кадров для образовательных учреждений области, организует повышение квалификации работников образования, осуществляет аттестацию педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и организаций Магаданской области;
  • проводит работу по подготовке работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) в образовательных учреждениях начального профессионального образования области в установленном законодательством порядке;
  • осуществляет разработку и реализацию программ формирования и развития системы непрерывного образования с учетом потребности рынка труда области;
  • совместно с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с другими органами исполнительной власти области разрабатывает и осуществляет комплекс мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
  • осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию находящихся на территории Магаданской области образовательных учреждений: дошкольных, общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений начального профессионального, дополнительного образования;
  • проводит лицензирование на право ведения образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования, учреждений профессионального религиозного образования, образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) — в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ, учреждений и образовательных подразделений организаций, ведущих профессиональную подготовку, независимо от их организационно-правовых форм;
  • вносит в установленном порядке предложения о мерах социальной поддержки для обучающихся, воспитанников и работников образования;
  • обеспечивает соблюдение законодательных и нормативных актов в области образования, охраны, защиты законных прав и интересов детей и подростков, осуществляет контроль по исполнению государственных образовательных стандартов, нормативов охраны труда, безопасных условий жизнедеятельности в образовательных учреждениях;
  • ведет учет детей, оставшихся без попечения родителей и является региональным оператором государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей;
  • учет кандидатов в усыновители;
  • вносит в установленном порядке предложения о награждении правительственными и областными наградами работников образования;
  • участвует в реализации программ по организации летнего труда и отдыха детей, подростков, молодежи;
  • организует и проводит областные массовые мероприятия с учащимися и работниками образования;
  • в пределах компетенции рассматривает предложения, заявления, жалобы;
  • проводит прием граждан по вопросам образования;
  • разрабатывает предложения по формированию областного бюджета в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
  • разрабатывает нормативы финансирования образовательных учреждений, в том числе их материально-технического обеспечения;
  • обеспечивает финансирование в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий год в виде субвенций на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений, в части реализации ими государственного стандарта общего образования;
  • осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, контроль финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, ведет государственную статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет установленную законодательством ответственность за искажение государственной отчетности;
  • осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему государственных образовательных учреждений;
  • оказывает помощь органам местного самоуправления в решении задач осуществления единой государственной политики в сфере образования;

— входит с предложениями по вопросам образования в администрацию Магаданской области, Министерство образования и науки Российской Федерации, готовит проекты постановлений и распоряжений губернатора области по вопросам функционирования и развития системы образования области.

В соответствии с федеральным и региональным законодательством, Департамент образования наделяется следующими полномочиями:

  • осуществлять контроль по исполнению законодательства Российской Федерации об образовании, Закона Магаданской области «Об образовании в Магаданской области» в учреждениях и организациях системы образования;
  • осуществлять контроль по соблюдению лицензионных требований и условий в вузах, филиалах, представительствах вузов, учреждениях среднего профессионального образования;
  • участвовать в проведении процедур аттестации и комплексной оценки деятельности образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
  • осуществлять контроль за соблюдением государственного образовательного стандарта образовательными учреждениями дошкольного, общего, начального, среднего, высшего профессионального и послевузовского образования, предусмотренного лицензией на право ведения образовательной деятельности;
  • своим предписанием частично приостанавливать деятельность образовательного учреждения в случае нарушения им законодательства Российской Федерации в области образования и (или) своего Устава, до решения суда, либо, при необходимости, ставить вопрос о ее приостановлении перед Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • инспектировать в порядке надзора муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения общего, начального профессионального, дополнительного образования детей, специальные (коррекционные) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома, областной институт повышения квалификации педагогических кадров (кроме учреждений среднего и высшего профессионального образования);
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые для своей деятельности документы и другие материалы от органов государственной власти и местного самоуправления области, а также организаций и должностных лиц;
  • осуществлять контроль по расходованию муниципальными бюджетами целевых субвенций из областного бюджета, направляемых на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Он может иметь другие права и полномочия в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Магаданской области, необходимые для решения проблем и выполнения функций Департамента.

Департамент возглавляет начальник, который назначается надолжность и освобождается от должности губернатором области. Назначение начальника Департамента на должность осуществляется по согласованию с Министерством образования и науки в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании». На данный момент начальником Департамента образования администрации Магаданской области является Алексеева Елена Николаевна.

Заместители начальника назначаются начальником Департамента по согласованию с заместителем губернатора, курирующим систему образования области.

Начальник Департамента:

  • по согласованию с заместителем губернатора, курирующим систему образования области, утверждает структуру Департамента, в пределах утвержденного фонда оплаты труда, определяет его штатное расписание;
  • на основе принципа единоначалия руководит деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач, устанавливает степень ответственности заместителей, начальников отделов и других подразделений Департамента;
  • утверждает должностные инструкции всех специалистов Департамента;
  • вносит в администрацию области предложения о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений при Департаменте;
  • является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, предусмотренных законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год по Департаменту образования, а также внебюджетных средств;
  • осуществляет контроль по их расходованию;
  • утверждает уставы областных государственных образовательных учреждений;
  • является председателем коллегии Департамента образования;
  • представляет интересы Департамента во всех органах власти без доверенности;
  • осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Магаданской области.

Коллегия Департамента является совещательным органом,который на своих заседаниях рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции и полномочиям Департамента. Работа коллегии определяется ее регламентом и регулируется положением о ней.

Положение о коллегии, ее персональный состав утверждаются администрацией области.

Одним из основных направлений деятельности департамента образования администрации Магаданской области остается формирование нормативной правовой базы с целью обеспечения условий реализации государственной образовательной политики в рамках полномочий субъекта РФ в соответствии с действующим законодательством, национальным проектом «Образование», программой развития Магаданской области, областными целевыми программами.

Согласно приоритетным направлениям деятельности департамента образования и плану законопроектной работы разработаны нормативные документы:

  • утверждающие новые областные целевые программы и корректирующие действующие;
  • расширяющие развитие сети инновационных учреждений, обеспечивающие реализацию программ углублённого, профильного уровней изучения предметов;
  • повышающие качество образовательных услуг путём использования информационно-коммуникационных технологий;
  • уточняющие размер пособия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, а также размеры заработной платы опекунам (попечителям), приемным родителям в Магаданской области;
  • устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий работников образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию приоритетного национального проекта «Образование»;
  • регулирующие координацию и совершенствование работы в сфере управления общим образованием;
  • а также иные нормативные правовые акты в сфере образования, регламентирующие нормы и процедуры предоставления образовательных услуг.

Департаментом образования разработано более 25 нормативных правовых актов Магаданской области (из них — 6 Законов Магаданской области и более 19 Постановлений администрации и губернатора Магаданской области), внесено более 20 дополнений, изменений и поправок в действующую законодательную базу.

На 2012 год Департамент поставил следующие для себя задачи:

  • обеспечение законодательной базы в сфере образования в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • продолжение разработки административных регламентов по основным направлениям деятельности департамента образования на основе существующих полномочий.

Таким образом, реализация приоритетных направлений деятельности позволяет сформулировать нормативно правовую базу и повысить качество образовательной услуги. Создать условия обеспечивающие реализацию государственных образовательных стандартов.

2.3 Реформирование государственного управления в сфере образования: проблемы и пути решения

В конце XX в. во всем мире наметились изменения в системе функционирования высшего и послевузовского профессионального образования. Наиболее важными из них можно назвать возрастающую роль знаний как движущей силы экономического роста в планетарном масштабе; информационную и коммуникационную революцию; появление глобального рынка труда и социально-политические трансформации на земном шаре.

Начавшиеся в середине 1980-х гг. коренные экономические и политические преобразования в нашей стране вызвали необходимость создания новой концепции высшего образования. Распад СССР повлек за собой дезинтеграцию существовавшей единой образовательной и научной системы и послужил началом новой государственной политики рыночных преобразований, в том числе в сфере образования, при которой подготовка профессиональных и научных кадров стала осуществляться в государственных и негосударственных учреждениях и организациях.

Происходящие глобальные изменения в системе управления хозяйствующими субъектами, адаптация функциональных управленческих подсистем бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа к международным стандартам также потребовали новаций в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в этих областях. Преобразования направлены прежде всего на интеграцию образования, науки и производства с целью приоритетного развития научных исследований, инновационных разработок, ориентированных на становление экономики и общества, основанного на знаниях.

Проводимая в стране административная реформа в части разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным, региональным и муниципальным уровнем серьезно затронула сферу образования. Кардинально изменен порядок финансирования образовательных учреждений, система оплаты труда работников образования, региональный уровень принял на себя обязанность по обеспечению социальных гарантий учащихся и педагогов.

Таким образом, была установлена трехзвенная структура органов исполнительной власти Федеральное министерство — Федеральное агентство — Федеральная служба, где каждое звено выполняет свои функции. Вводится функциональная специализация, которая исключает конфликт интересов между функциями выработки политики, исполнением политики и контролем за исполнением политики.

Указом Президента РФ Путина В.В. от 21 мая 2012 года была введена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти на сегодняшний день состоит из Министерства образования и науки Российской Федерации; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по делам молодежи. Минспорттуризм России преобразован в Министерство спорта РФ. Его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профвозможностей переданы Минобрнауки России. Что касается полномочий Минспорттуризма России по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране, они переданы Минкультуры России.

Росмолодежь переподчинено Минобрнауки России, а Ростуризм — Минкультуры.

Создание эффективной системы принятия государственных решений также являлось одной из целей проводимых преобразований. Однако практика уже показала, что и при новой структуре Министерства образования и науки не удается избежать бумажной волокиты и многочисленных согласований при принятии решений между, например, Федеральным агентством по образованию и Федеральным министерством образования и науки. До сих пор остается нечетким разграничение вопросов, находящихся в ведении агентств, служб и министерств, что также вызывает значительные трудности для оперативного принятия решений, вновь происходит размывание ответственности.

В настоящее время существует острая проблема финансирования, которая направлена не на поддержание функционирования системы образования, а на устойчивое развитие образовательной сферы. Можно сказать, что проблема финансирования существовала, и будет существовать всегда.

Безусловно, что проблема финансирования существовала и будет существовать всегда.

Благодаря реформе в государственном управлении в сфере образования произошли значительные изменения, которые уже коснулись механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Проводимая в стране административная реформа изменила организационную структуру управления, однако вряд ли приходится говорить о качественном улучшении управления. Стремление избежать дублирования функций различных органов привело к усложнению согласований между этими органами, усложнился и процесс принятия решений на различных уровнях. В качестве положительного элемента проводимых реформ следует отнести попытку введения управления по результатам. Однако существую и другие технологии и модели управления образовательной системой, применение которых может значительно повысить качество функционирования данной системы и обеспечить ее поступательное развитие.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

  • организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);
  • повышения качества образования и достижения его релевантности, т. е. соответствия запросам общества;
  • резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Современная информационно-технологическая культура предполагает концентрацию внимания не на технических вопросах при внедрении НИТ, а именно на организационных, социальных и экономических. В настоящее время речь идет о перестройке, реинжиниринге всего образовательного процесса, а не о частных технических решениях.

Таким образом, применение НИТ в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы. При этом в сфере образования, как и во многих других сферах деятельности, в последние годы стали особенно актуальными не технические, а организационные, социальные и экономические проблемы применения новых информационных технологий. Технические решения стандартизируются, соотношение цены и производительности информационных систем постоянно снижается, однако использование новых технологий далеко не всегда приводит к повышению производительности и эффективности деятельности.

На процессы формирования и развития базирующейся на НИТ образовательной системы должен стать основой управления образованием, поскольку только при системном подходе к управлению образованием возможно повышение его эффективности.

В качестве второго направления улучшения управления системой образования является внедрение государственно-общественного управления, привлечение к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Роль семьи в организации и финансировании образования ее членов усиливается, семья участвует в оплате образования, часто — в выборе учебного заведения, тем самым в какой-то мере влияя на содержание образования; в дистанционном образовании на базе телекоммуникаций семья активно содействует созданию учебной среды.

Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в настоящее время в образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.

Реализация всех вышеназванных направлений повышения эффективности управления системой образования невозможна без внедрения новых инструментов финансирования образовательной сферы. Существующий сегодня сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества услуг и эффективности их предоставления. В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управления по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления по результатам позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования обуславливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся».

Проблемы перехода на нормативно — подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.

Разработка соответствующих нормативных правовых актов и их принятие, а также проводимая реформа бюджетного сектора должны способствовать решению данного вопроса. Введение в современных условиях условия механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом.

При переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования целесообразно введение дифференциации норматива бюджетного финансирования. На первом уровне высшего образования — бакалавриате -дифференциация норматива должна происходить по результатам ЕГЭ — это введение системы финансирования, которая базируется на использовании государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

На уровне магистратуры дифференциация бюджетного норматива финансирования должна производится по направлениям подготовки с учетом региональной специфики. Более высокие нормативы должны устанавливаться для обучения по направлениям, имеющим объективно более высокую стоимость подготовки. В магистратуре большее распространение должны получить и образовательные кредиты.

Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование системы образования на основе среднесрочных программ. В рамках таких программ должно в первую очередь финансироваться создание современных образовательных инфраструктур, в рамках которой необходимо создание ресурсных центров коллективного пользования.

Особым направлением финансирования должно стать финансирование научных исследований в высшей школе, что продиктовано задачами интеграции науки и образования. В частности, следует обеспечить перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, развивать конкурсные методы финансирования НИР.

Подводя итог анализу основных путей решения эффективности управления системой образования, отметим, что данным список не является исчерпывающим, однако он задает определенную логику поиска новых методов и технологий для улучшения управления образованием. Во-первых, необходимо оптимизировать организационную структуру управления образованием. Во-вторых, необходимо помнить, что само образование как объект воздействия представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и подходить к улучшению образования необходимо системно, воздействуя на каждый элемент этой системы равномерно. В-третьих, актуальным является вопрос о субъектах управления образованием, и в этой связи необходимо развивать государственно-общественное управление и вовлекать бизнес — структуры в решение возникающих проблем. В-четвертых, нельзя допускать отставание образовательной сферы от остальных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной. В современных условиях первостепенной становится задача создания инфраструктуры информатизации образования РФ. Наконец, основой реализации вышеперечисленных направлений является изменение системы финансирования образовательной сферы, должны появляться все новые методы, как распределения бюджетных средств, так и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования (например, создание в вузах специальных фондов — «эндаументов»).

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).

Задачи образования включают: реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

В ходе работы было установлено, что управление образованием — это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль над результатами образования.

Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: 1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; 2) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; 3) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Разграничение компетенций в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации. Разделение компетенций в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области образования осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

К элементам новой системы качества относятся лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества. При этом данные элементы функционально могут быть использованы только специально созданной системой, имеющей необходимую структуру органов, обладающих целенаправленными задачами и необходимыми «инструментами» для их решения.

В целом предложенная законодателем «модель» оптимизации контроля и надзора над качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования. Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи, с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную «базу», которая будет служить мощным «рычагом» в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

Интерес вызывает и опыт по привлечению к экспертной деятельности политических партий. Вопрос о возможности и необходимости привлечения политических партий нуждается в дальнейшем обсуждении и регламентации. С одной стороны привлечение политических партий и наличие в них вертикально интегрированных структур выглядит привлекательно с точки зрения выстраивания сетевого взаимодействия, а с другой стороны здесь явно выражены риски политической ангажированности и вообще политизации достаточно ясной и большей мере профессиональной задачи экспертизы профессиональной деятельности для целей определения победителя в конкурсных процедурах.

Независимо от выбранного подхода по привлечению к контролю над законностью в государственном управлении в сфере образования общественных организаций было бы разумно в нормативных документах указать возможный уровень привлекаемых общественных организаций или, как минимум, ограничить его нижний предел, как минимум общественными организациями городского уровня.

Одной из задач в совершенствовании действующей системы образования Российской Федерации названа разработка таких механизмов управления системы образования, которые сочетали бы правовые, экономические и информационные методы и обеспечивающие самостоятельность образовательных учреждений и других организаций системы образования. И, будем надеется, что проходящая в настоящее время программа достигнет поставленных задач и в нашей стране будет сформирована полноценная и эффективная система управления образованием.

Анализ, проведенный в данном исследовании, позволяет сделать вывод, что современная правовая система России нуждается в систематизации и совершенствовании образовательного законодательства.

Именно систематизация законодательства позволит решить проблемы государственного управления в сфере образования и регулирования контроля над законностью в государственном управлении в сфере образования.

Это обосновано тем, что проведенный анализ позволил выявить недостатки как в правовом регулировании образовательных отношений в сфере образования, так и в правовом регулировании образовательной деятельности соответствующих учреждений, в частности, заключающиеся в: значительных противоречиях в регулировании образовательных отношений законодательными актами федерального уровня; дублировании норм Закона «Об образовании» в иных законах и подзаконных нормативных правовых актах; декларативности законодательства об образовании; пробелах в законодательном регулировании образовательных отношений.

В работе по упорядочению и совершенствованию законодательства об образовании необходимо использовать все основные виды систематизации — учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации [Текст], принятая 12 декабря 1993г. с поправками от 30 декабря 2011 года//Российская газета. -2012.- 21 янв. -№7.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : [федер.

закон : принят Гос. Думой 30 дек. 2001 г. : по состоянию на 08 дек. 2011 г.] // Собр. законодательства РФ.- 2002. — № 1 (ч. 1).

— ст. 1.

— Российская Федерация. Законы. О системе и структуре органов исполнительной власти: [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004: по сост. на 07.10.2008 № 1445) // Собр. Законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 11. — Ст. 945.

  • Российская Федерация. Законы. «Об образовании» [Текст]: федер. закон [Принят Гос. Думой 10 июля 1992 г..;
  • одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001: по сост. на 29.11.2011]// Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5717.
  • Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. — 2004. — № 26. — Ст. 2668.

6. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. — 2004. — № 26. — Ст. 2670.

  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» // СЗ РФ. — 2007. — № 9. — Ст. 1098.
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г.

№ 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» // СЗ РФ. — 2008. — № 29 (часть II).

— Ст. 3520.

  • Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ РФ. — 2009. — № 14. — Ст. 1661.
  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г.

№ 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 21. — Ст. 2603.

  • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» // СЗ РФ. — 2011. — № 12. — Ст. 1641.

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 47.

  • Положение о Департаменте образования администрации Магаданской области, утвержденное Постановлением администрации Магаданской области от 26 января 2005 г. № 20-па //Магаданская правда, №99 (20219) 08.09.2010.

Монографическая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/na-temu-gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-obrazovaniya/

  • Административное право [Текст]: учебник/Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.:Инфра-М,2011. — 600 с.
  • Административное право России [Текст]: учебник/ Л.Л.

Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Попов Л.Л.. — «Проспект», 2010. — 427 с.

16. Введение в теорию образовательного права [Текст]: учебник/ В.М. Сырых. — М.: Норма, 2010. — 461 с.

17. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (постатейный) [Текст]/Отв.ред. Кирилин А.В. М.: Деловой двор, 2010. — 304 с.

18. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» (постатейный) [Текст]/Отв. ред. В.И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2010. — 328 с.

19. Основы социологии [Текст]: учебник/ А.И. Кравченко — М.:Норма,2008. — 482 с.

20. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы [Текст]: учебник/Г.А. Краснова — М.: РУДН, 2008. — 360 с.

  • Система муниципального управления [Текст]: учебник/В.Б. Зотова. — СПб.: «Питер», 2007. — 332 с.
  • Современное публичное право [Текст]: Монографический учеб.

/ Ю.А. Тихомиров — М.: Инфра -М, 2008. — 335 с.

Сборники:

  • Аспекты правовых основ организации и деятельности органов общественного управления образованием в РФ/сост.Л.А. Горкина. Научные труды РАЮН. Вып. 11. В 2 т. Т. 2. — М.: Юрист, 2011. — 1200 с.

24. Административное право: теория и современность. Сборник научных трудов, посвященных 100-летию со дня рождения/сост. С.С. Студеникина. — М.: Изд-во Проспект, 2006. — 390 с.

— Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 19-20 апреля 2007 г.).

Контроль деятельности вузов и надзор за ней в системе качества высшего образования/сост. А.А. Кирилловых. В 2-х частях. Ч. 1. — Нижний Новгород: Изд-во Нижнегор. гос. ун-та, 2007. — 528 с.

— О совершенствовании административно — юрисдикционной компетенции органов власти по надзору в сфере образования и науки РФ/сост. И.Е. Бочкарев. Современное законотворчество и правоприменение. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию юридического факультета Пермского государственного университета (г. Пермь, Пермский университет, 17 октября 2008 г.).

— Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. — 290 с.

— Понятие категории в виде дефиниций «управление образованием», «государственное управление образованием»: проблемы соотношения в науке административного права. Проблемы науки конституционного и административного права/сост. В.В. Евдокимова. Сборник научных трудов. — Екатеринбург, 2007. — 420 с.

  • Правовые, организационные и управленческие проблемы совершенствования общественных отношений в Российской Федерации: сборник научных трудов/сост. А.П. Лончаков. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. — 340 с.
  • Приоритетные направления развития юридического образования в условиях модернизации страны: Сборник научных статей/сост.

Н.Н.Ковалева.- Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — 420 с.

  • Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности Прокуратуры РФ: Сборник статей/сост. Т.В. Ашиткова. — М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2010. — 344 с.

Научные публикации в периодических изданиях:

  • Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора//Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83-93.

32. Большаков М.С., Васильев Ф.П. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием//Административное право и процесс. — 2010. — № 6. — С. 20-22.

  • Бондаренко А.К. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о реализации приоритетного национального проекта «образование»//Вестник Московского университета МВД России. — 2009. — № 2. — С. 82-83.
  • Бондаренко А.К.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в связи с реализацией приоритетного национального проекта «образование»: цели, задачи, объекты//Закон и право. — 2009. — № 2. — С. 64-65.

  • Братановская М.С. Общественная система управления образованием: правовые основы организации и деятельности //Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 3 (73).

    — С. 60-63.

  • Бурлакова И.И.

Управление качеством образования как объект правового регулирования// Право и образование. — 2010. — № 2. — С. 18-23.

  • Воронов А.А, Никифоров С.В. Роль прокурорского надзора в обеспечении конституционного права на образование на этапе современного реформирования // Современное право. — 2010. — № 12. — С. 36-38.

— Гребнев Л.С., Кузнецов М.Н., Понкин И.В. О новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373//Нравственные императивы в праве. — 2010. — № 2 (8).

— С. 22-43.

  • Гуревич П.С. Личностный аспект образования //Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2 — С. 98-102.
  • Дубровина С.Ю.

Государственное управление в сфере образования //Право и образование. — 2009. — № 3. — С. 76-82.

  • Евдокимова В.В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования//Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. — 2008. — № 8. — С. 32-39.
  • Евдокимова В.В.

Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты //Право и государство: теория и практика. — 2008. — № 1. — С. 28-31.

  • Звенигородская Н.Ф.Управление объединениями юридических лиц (ассоциациями, союзами) в сфере образования//Право и образование. — 2005. — № 2. — С. 83-88.
  • Кожевников О.А.Проблемы несовершенства правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере образования//Право и образование.

— 2007. — № 10. — С. 4-10.

— Кормухина А.В. Извлечения из материалов совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2008 г. // Юридическое образование и наука. — 2008. — № 3. — С. 18-20.

  • Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в сфере высшего профессионального образования: необходимость совершенствования //Российский юридический журнал. — 2001. — № 4. — С. 105-107.
  • Щербак Е.Н.Становление и развитие управления высшим профессиональным образованием в России //Образование и право.

— 2010. — № 4 (8).

— С. 6-22.

Электронные ресурсы:

  • Официальный сайт Департамента образования администрации Магаданской области [Электронный ресурс] // magadan-obraz.ru

49. Официальный сайт отдела и надзора Департамента образования администрации Магаданской области [Электронный ресурс]// [email protected]

50. Официальный сайт Прокуратуры Магаданской области [Электронный ресурс] // <#»556735.files/image001.gif»>