Управление в сфере экологии и природопользования

Курсовая работа

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на социальную жизнь людей с целью ее рационализации, сохранения или преобразования, основанное на власти. Государственное управление — одно из направлений деятельности государственных органов Российской Федерации по осуществлению государственной власти, реализации полномочий государственной власти.

В юридическом смысле под властью обычно подразумевают право, возможность и полномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя власти) подчинять кого-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями.

Государственная власть основана на законодательстве, государственном аппарате, материальных ресурсах, денежных средствах, механизмах убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

Деятельность исполнительной власти по своему содержанию является не чем иным, как выполнением общих функций, вытекающих из процесса совместной работы, а с точки зрения методов реализации является императивной деятельностью. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле. На всех этапах развития человеческого общества мы можем наблюдать проявление власти в различных группах людей, объединенных какими-либо интересами.

В обществе, где существует господство, воля государственной власти воплощается в правовых актах.

Но для обеспечения единства действий недостаточно издать нормы, в которых санкционируется преобладающая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Многочисленные государственные и негосударственные агентства проводят работы по реализации правовых норм.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, обладающий необходимым механизмом такого воздействия, включающим цели управления, формы, методы, принципы управления.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ по формированию целей и реализации функций и задач государственного управления. По формам исполнительной ... исполнительной власти, государственного управления и администраций органов МСУ; неправовую форму (организационно-техническую и материально-технического обеспечения). Организационно-правовая является смешанной формой ...

Если формы управления природными ресурсами и охрана окружающей среды остаются в основном неизменными, то на разных этапах развития общества менялся приоритет того или иного метода управления.

Например, сейчас все меньше применяется метод санкционирования и все больше — метод разрешения; изменяется соотношение применения административного и экономического методов, устанавливаются новые положения о возможности обжалования в судебном порядке указаний, решений нормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

При этом обращается внимание не только на методы воздействия государственных органов, органов местного самоуправления на отношения по природопользованию и охране окружающей среды, но и методы воздействия граждан, общественных объединений на государственные органы с целью заставить их проводить необходимую для народа экологическую политику.

Управление в области экологии и природопользования — это деятельность, направленная не только на реализацию прав органов управления, но и на выполнение их обязательств по обеспечению рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. Набор правовых норм, регулирующих отношения по управлению природными ресурсами и охране окружающей среды, действует как правовой институт экологического права.

Тенденции развития экологического менеджмента в России являются результатом сложной системы факторов, которые условно можно разделить на три группы.

Один — связан с влиянием внутрироссийских политических, экономических, социальных и технологических процессов, которые очень динамично меняются в конце ХХ — начале ХХI веков.

Второй определяется взаимодействием с другими странами, в основном, с наиболее развитыми и влиятельными мировыми сообществами в целом. Сущность и формы этих взаимодействий динамичны, проявляются как сотрудничество, компромисс, лидерство, подчинение, копирование стереотипов, предоставление опыта, конфронтация, противостояние в экономической, политической и других сферах.

Третий — это общие закономерности и тенденции развития человечества, проявляющиеся во всех странах, но в разных формах, в зависимости от этнических, цивилизационных, социально-формирующих, социальных, экономических и других характеристик. Эта группа факторов определяет общие, объективно обусловленные направления изменений взаимодействий общества и природы, общую динамику развития природопользования и управления им.

Под влиянием этих факторов система экологического менеджмента в России менялась в разных, но, несомненно, взаимосвязанных направлениях.

Основной целью курсовой работы является изучение механизма управления государства в сфере экологии и природопользования в РФ.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены задачи:

1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.

2. Проведите расследования в федеральных органах управления окружающей средой и окружающей средой.

3. Рассмотрим основные полномочия органов управления в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.

13 стр., 6071 слов

Методы управления качеством окружающей среды

... 1. Методы управления качеством окружающей среды Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых процессов (производств) с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются ...

Цели и задачи управления экологией и природопользованием

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).1 Природопользование — один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда — чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях природопользования.

Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды направлены на обеспечение выполнения экологического законодательства. Социальная ценность права в целом и права граждан на здоровую окружающую среду представлена, прежде всего, в процессе реализации соответствующего законодательства. Управление действует как средство формирования истинных эколого-правовых общественных отношений, которые формируют сам закон окружающей среды.

Эффективность системы экологического менеджмента критически определяется состоянием контроля и регулирования использования природных ресурсов.

Экологический менеджмент — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты окружающей среды, а также по обеспечению верховенства закона в экологических и экономических отношениях.

Роль государства в этой сфере определяется важностью руководящих органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов — гражданин, организация (предприниматель) и государство — государственные органы занимают особое место. У них есть специальные правовые и административные средства для обеспечения выполнения экологических требований законодательства, а также возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае необходимости. Во-первых, они несут ответственность за охрану окружающей среды как часть экологической функции государства.

Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные (органы управления).2

Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность контролируемых объектов с целью обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. Все эти методы в экологическом менеджменте должны применяться комплексно, системно, с приоритетом экономических методов управления.

Основные из них:

административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и напрямую затрагивают коллективы компаний, организаций, отдельных работников и население данной местности.

экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.;

8 стр., 3960 слов

Управление природопользованием в России

... механизма природопользования. Глава 2.Методы управления природопользованием в России 2.1 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности Правовые основы стимулирования рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды заложены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. ...

— социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п. Эти методы реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в области управления, поддержание технологической дисциплины, контроль, обобщение опыта, рационализацию управления на основе результатов науки и техники.

Экологический менеджмент подразумевает выполнение ряда конкретных функций или действий, которые влияют на экологические и экономические отношения.

Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:

  • нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

учет природных объектов и ведение природных

осуществление мониторинга окружающей среды;

  • экологический контроль, экспертиза и аудит;
  • эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
  • экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
  • разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

Организационные управления экологией и природопользованием в РФ

Успешное функционирование системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации, как и любой системы управления, возможно только при наличии составляющих:

  • эффективной административной органов управления;
  • качественной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в данной области;

действенных механизмов обеспечения качества окружающей среды:

  • оценки воздействия на окружающую среду;
  • экологического контроля и надзора;
  • экологической экспертизы, экологического аудита, сертификации, лицензирования;
  • экономического механизма регулирования деятельности в данной области.

органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования, начиная с начала 90-х годов прошлого века, претерпевала постоянные изменения. Изменилось как количество органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, так и их полномочия. Крупные и незначительные реорганизации проходили с периодичностью от одного до четырех лет.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации ... труда; 10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды ... Российской Федерации . правовой нормативный охрана труд 2.1 Требования и организация охраны труда ... труда обеспечиваются принятием нормативных актов органами государственной власти ...

Административная реформа началась в 2004 году и продолжается до недавнего времени.3

Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» радикально изменил структуру государственной власти и управления на федеральном уровне. введено трехуровневое правительство и администрация: министерства, службы, агентства.

Изменения затронули как властные отношения по вертикали (федеральные органы государственной власти — органы государственной власти субъектов Российской Федерации — органы местного самоуправления), так и по горизонтали (между федеральными органами государственной власти).

Особое значение имело реформирование Министерства природных ресурсов Российской Федерации (передача подавляющего большинства правоприменительных полномочий вновь образованным подведомственным органам: Росприроднадзору, Росводресурсам, Рослесхозу, Роснедрам), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (образование Россельхознадзора, Росрыболовства), создание Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (передача последней ряда полномочий реорганизованных и ликвидированных федеральных органов исполнительной власти) и др.

20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Таким образом, вместо одного органа – Министерства природных ресурсов России было создано три — Министерство природных ресурсов России, Ростехнадзор (которая напрямую подчиняется премьеру), Росприроднадзор (которая находится в ведении ресурсов).

Кроме того, каждое из этих ведомств имеет свои территориальные органы по каждому субъекту Российской Федерации.

Кроме этих трех ведомств, окружающую среду фактически контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входящая в систему Министерства здравоохранения и социального развития, а также Россельхознадзор, который тоже наделен полномочиями по регулированию природопользования и контроля за состоянием окружающей среды.

При этом полномочия этих органов не были четко определены, в результате чего имело место их дублирование и, как следствие, общее увеличение штата при его отсутствии в каждом конкретном органе. Например, Росприроднадзор и Россельхознадзор несут ответственность за контроль и надзор за водными биологическими ресурсами и их средой обитания.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

По некоторым оценкам только функциональными полномочиями по регулированию, надзору, контролю, управлению имуществом и т. п., в сферах управления использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2004 – 2005 гг. имели, как минимум, два Министерства, семь федеральных служб, шесть – федеральных агентств.

В то же время, не было предусмотрено ни одного управленческого подразделения, наделенного функциональной ответственностью и соответствующими полномочиями:

6 стр., 2851 слов

Управление в сфере здравоохранения (2)

... 4. Организация управления в сфере здравоохранения на федеральном уровне К ведению Российской Федерации в ... управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан; 7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности; 8) организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ...

  • по обеспечению сохранения природной среды в целом в стране, в отдельных регионах, в локальных и региональных природных системах и т. п.;
  • по координации всей природопользовательской деятельности по координации всей совокупности воздействий и отдельных видов воздействий общества на природу;
  • по научному обеспечению перехода России к «устойчивому природопользованию»;
  • по разработке скоординированных комплексных методических и нормативных материалов для эколого-экономического анализа, оценок, прогнозов развития природопользования на единой методологической основе;
  • по разработке комплексных оперативных управленческих решений в едином научно-практическом ключе на федеральном и региональном уровне и т.

д. и т. п.

Как тщательно подсчитал Всемирный фонд дикой природы, из 29 функций, которые, как ожидается, будут выполнять власти, десять не были переданы ни одному из департаментов, три были частично перемещены, а остальные дублированы. Разработку федеральных целевых программ вообще ни за кем не закрепили.4

В управленческой практике, все названное выше многообразие – из около 15 надзирающих и контролирующих органов управления, и около 23 органов, осуществляющих ограниченное, часто «номинальное» государственное управление региональным природопользованием, которым занимаются «курируемые» предприятия, — действует нескоординировано, неизбежно дублируя «выгодные» функции, неизбежно «переталкивая» в другие ведомства функции «невыгодные».

Дополнительные изменения в управление природопользованием и охраной окружающей среды по распределению прав, обязанностей и ответственности между уровнями власти внес Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В сфере природопользования среди основных нововведений, внесенных этим законом, можно выделить перераспределение прав и ресурсов на федеральном уровне, а ответственность за состояние окружающей природной среды — на региональном.

Практика 2005 г. выявила очевидную нерациональность складывающейся в этой сфере ситуации, в связи, с чем был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» № 199-ФЗ от 31.12.2005 года.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Во исполнение данного положения Конституции Российской Федерации Федеральным законом от 25.07.2012 г. 199 от 31 декабря 2005 г ряд полномочий федеральных органов государственной власти передан органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако передача этих полномочий не сопровождалась соответствующими правовыми актами, определяющими порядок их передачи, и достаточным финансированием. В первую очередь это касается государственной экологической компетентности и государственного экологического контроля.

8 стр., 3872 слов

Воздействие человека на окружающую среду

... в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет ... Это снизит степень их негативного воздействия на окружающую среду. Воздействие на животный мир - животные вместе с ... деятельность человека сильно повлияла на фауну планеты. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на ...

Таким образом, в этом законе предпринята попытка рационализировать иррациональные правовые нормы, в том числе препятствующие нормализации ситуации по многим отдельным вопросам охраны природы, сохранения благополучной среды обитания для населения и природопользования.

Эти изменения, в основном, перераспределили права, ресурсы, обязанности, ответственность между уровнями власти и ведомствами при регулировании отношений в сферах ветеринарии, охраны здоровья граждан, охраны животного мира, охране окружающей среды, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, организации и проведения экологической экспертизы.

Так, с 1 января 2007г. полномочия по проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня от экспертных подразделений территориальных органов Росприроднадора и Ростехнадзора, организующих и проводящих государственную экологическую экспертизу, делегированы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.5

3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия

Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что в нем широко используются различные термины и категории, так или иначе выражающие содержание менеджмента в целом и природопользования и охраны окружающей среды в частности. Так, ст.110 Конституции РФ закрепляет, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, а в ст.114 данного закона указывается, что Правительство обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Категория «реализации» в данном случае связана с реализацией полномочий государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. В других случаях юридический термин «учения» используется в связи с менеджментом.

В соответствии с Федеральным законом о Правительстве Российской Федерации оно осуществляет координацию работы органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ и т.д.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:

32 стр., 15754 слов

Анализ внешней и внутренней среды организации

... темы, с целью проведения анализа внешней среды конкретного предприятия. Исходя из ... Задача стратегического управления - обеспечить такое взаимодействие компании с окружающей средой, ... российских и зарубежных авторов, исследующих влияние внешней и внутренней среды предприятия на результаты. 1 Теоретические подходы к изучению внутренней и внешней среды предприятия 1.1 Внутренняя среда и внешняя среда ...

  • а) геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • б) использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • в) использование и охрана водных объектов;
  • г) эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;
  • д) охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • е) особо охраняемые природные территории;
  • ж) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • з) охрана атмосферного воздуха;
  • и) обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • к) совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.

Министерство координирует и контролирует деятельность федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в его ведении. Оно самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности:

  • о порядке государственного учета и ведения государственного по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых;
  • о порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
  • о порядке переоформления лицензий на пользование участками недр;
  • методики геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых;
  • о порядке утверждения лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, расчетных лесосек;
  • методики экономической оценки лесов;
  • перечни противопожарных мероприятий, осуществляемых лесопользователями, и требования к разработке планов таких мероприятий;
  • требования к использованию и охране водохранилищ, а также по другим вопросам, указанным в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства № 370 от 22 июля 2004 г.6

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. N 608 утверждена Министерства (см. Приложение).

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006г. N 108 в центральном аппарате МПР России созданы отдельные Департамент государственной политики в области лесных и водных ресурсов и Департамент государственной политики в области геологии и недропользования. Ранее функции новых структурных подразделений выполнял Государственный департамент политики и регулирования природопользования.

Согласно постановлению, Департамент науки, собственности и информатики был распущен. Функции по управлению имуществом Минприроды России возложены на Департамент экономики и финансов, а организацию научно-исследовательских работ будут осуществлять соответствующие департаменты Минприроды.

5 стр., 2166 слов

Правительство РФ его структура и компетенция

... структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации. Правительство - коллегиальный орган, он принимает решения большинством собраний и оформляет их в виде постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ — подзаконные акты. Они издаются на основании ...

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370 » была утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.7

Росприроднадзор осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и является:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования;
  • уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор:
  • в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
  • за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
  • за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

— Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007г. №315 «О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений» внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.»

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, вступившим в действии с 1 января 2007 г. функции осуществления государственного лесного контроля и надзора переданы субъектам Российской Федерации.

В полномочия региональных управлений Росприроднадзора дополнительно включены функции:

  • государственного пожарного надзора в лесах;
  • контроля за исполнением органами власти субъекта переданных им полномочий по осуществлению государственного лесного контроля и надзора;
  • осуществления контроля за исполнением субъектом федерации переданных полномочий по организации государственного лесного контроля и ряда функций в соответствии с Водным кодексом России.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Он осуществляет свою деятельность напрямую и через местные органы власти или подчиненные организации.

Агентство организует:

  • государственное геологическое изучение недр и экспертизу проектов этого изучения;
  • проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
  • проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  • проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Агентство осуществляет:

  • отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам;
  • выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей разрешения на застройку;
  • организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
  • принятие решений о предоставлении права пользования участками недр, о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении этого права, ведение государственного учета по геологическому изучению недр;

— экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, использования имущественного комплекса, а также выполняет другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.8

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Агентство реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации.

Агентство организует:

  • перераспределение водных ресурсов водных бассейнов, находящихся в федеральной собственности;
  • подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
  • подготовку и осуществление противопаводковых мероприятий;
  • проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

Агентство осуществляет ведение государственного пользования водными объектами и государственного водного кадастра, Российского гидротехнических сооружений; управление водным фондом; планирование рационального использования водных объектов, а также другие функции, указанные в Положении о нем, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.9

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Он осуществляет свою деятельность напрямую, через местные органы власти или подчиненные организации.

Агентство организует:

  • предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде;
  • осуществляет государственный мониторинг лесов, государственный учет лесного фонда, владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде;
  • установление возраста рубок;
  • утверждает расчеты лесосек;
  • ведет государственный лесной кадастр;
  • организует оказание лесопользователям помощи в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевными и посадочными материалами, проведение лесоустройства;
  • осуществляет деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, за исключением функций государственного контроля и надзора.

Для реализации перечисленных и других функций, указанных в Положении, утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.10, Агентство наделено необходимыми правами.

Руководство деятельностью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет Правительство.

Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства № 372 от 23 июля 2004 г.11

Служба осуществляет свою деятельность напрямую и через местные органы власти. Она самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
  • о порядке централизованного учета документов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и методическом руководстве по комплектованию, учету, систематизации указанных документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях;

— устанавливает требования при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Служба организует составление прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата, согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе и т.д.

Служба осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности по широкому кругу вопросов, указанных в Положении о ней.

Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды 12 осуществляют также Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство сельского хозяйства, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство геодезии и картографии и некоторые др.

Кроме того, в охране окружающей среды немалая роль принадлежит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их общественным объединениям (движение «зеленых» и др.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» была утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

  • органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
  • специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
  • органом государственного горного надзора;
  • специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
  • органом государственного энергетического надзора;
  • специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности:

— вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы.

— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

1 февраля 2006 г. Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору уполномочена осуществлять государственный надзор.

Задачи государственного надзора – предупреждение, выявление и пресечение допущенных заказчиком, лицом, осуществляющим на основании договора с или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе реконструкции, капитального ремонта объектов капитального работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. 13

Заключение

Цель учебного курса была достигнута путем выполнения поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Управление в сфере экологии и природопользования» можно сделать ряд выводов:

Действующая в Российской Федерации система менеджмента в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть признана эффективной. Поддержание такого состояния системы может привести к ухудшению качества окружающей среды и, как следствие, ухудшению состояния здоровья населения, что не позволит гарантировать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, существует прямая угроза экологической безопасности Российской Федерации и, как следствие, национальной безопасности.

Рассматривая несовершенства в управлении природопользованием государственным аппаратом России в середине первого десятилетия XXI века, можно выделить следующие, не исчерпывающие проблему, но определяющие некоторые основные направления для принятия мер по ликвидации изъянов в системе этого управления в целом.

органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования можно признать несовершенной. Нестабильность государственной сферы охраны окружающей среды и природопользования, неопределенность полномочий органов исполнительной власти порождают серьезные проблемы в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечении ее благоприятного качества.

В управлении природопользованием отсутствует функциональный орган, должный обеспечить единство управления единым объектом пользования; обеспечить биосферный, геосистемный, экосистемный подход к анализу, оценкам и выработке комплексных решений для регулирования природопользования в целом.

Нет, более дробное управление компонентами отдельных видов использования отдельных элементов природы не обеспечит системного, комплексного, ответственного, рационального управления развитием ситуации в целом.

Постоянная реорганизация органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, несогласованность действий органов управления, отсутствие нормативной правовой и нормативной технической базы не позволяют осуществлять эффективный экологический контроль, как предупредительный (экологическая экспертиза), так и текущий.

Управлять природопользованием должен один орган управления, поскольку объем управления Природа – один, неразделим, а процесс природопользования, несмотря на видовую дробность – также один. Отдельные, конкретные виды, использования отдельных видов природных ресурсов могут и должны управляться отдельными ведомствами и администрациями предприятиями. Процесс природопользования, то есть использования обществом в целом природы в целом – также целостен.

Одна из главных функций органа управления природопользованием должна состоять в координации отдельных видов деятельности по использованию отдельных компонентов Природы в рамках единой надведомственной общественно ориентированной государственной политики природопользования.

Другая – в разработке и последовательном проведении этой политики.

Третья – во взаимоувязке двух направлений в управлении природопользованием: оперативного, обеспечивающего текущую экономическую и социальную жизнь в стране и охрану состояния, природной среды; и стратегического, обеспечивающего длительный процесс перехода к рациональному природопользованию, соответствующему фазе «устойчивого развития» человечества.

Ориентация на эти, главные функции управления природопользованием в России должна быть одной из основных задач государственной власти в России начала XXI в.

Библиографический список литературы, Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199 — ФЗ.

Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Правительства от 16 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов».

Постановление Правительства от 16 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Постановление Правительства от 17 июня 2004 г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию».

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации».

Постановление Правительства от 23 июля 2004 г № 372 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004