Управление природопользованием в России

Курсовая работа

В последнее десятилетие в российской экономике начали формироваться тенденции к активному использованию экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В первую очередь, об этом свидетельствует введение платежей за загрязнение окружающей среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов для формирования и использования средств из собранных платежей.

Такие механизмы уже существуют в международной практике экологического менеджмента и доказали свою эффективность. Основным методологическим принципом установления налогов на загрязнение является принцип «платит загрязнитель». Соответствующая нормативно-методическая база была возвращена к этому принципу, и с его помощью решены проблемы управления и контроля.

С 1988 г. заметно усилилась работа по формированию экономиче­ского механизма природопользования. Этому способствовало создание специальных служб: природоохранных комитетов федерального, республиканского, регионального, областного, городского и районного уровней. Комитеты Союза и России по охране природы приступили к разработке нормативно-методических документов по введению платы за загрязнение окружающей среды. При этом нор­мативы платы включали в себя затраты, связанные с частичной компенсацией ущерба, возникающего при загрязнении ОС. Однако новизна проблемы, не проработка ряда методических вопросов, а также противодействие отраслевых министерств потребовали одобрения этих предложений.

Глава 1.Формирование методов управления природопользованием в России, Исторический аспект нормативно- правовой и методической

базы в России

Основным экономическим развития природоохран­ной деятельности на территории России до принятия Закона РФ «Об охране окружающей среды» являлась плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размеще­ние отходов, которая регулировалась постановлением СМ РСФСР от 9 января 1991 г. №13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».

В 1991 г. Государственный комитет по охране природы РСФСР предложил Комитету по экологии и рациональному использованию природных ресурсов Верховного Совета Российской Федерации концепцию формирования экономического механизма природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. Среди основных положений Концепции — III Закон «Об охране окружающей среды», посвященный экономическому механизму охраны окружающей среды.

9 стр., 4095 слов

Государственная политика в области охраны труда (2)

... Украины «Об охране труда» нормативно-технической базой охраны труда является государственный нормативный акт об охране труда. Этот закон об использовании на национальном уровне составляет основу системы управления охраной труда в ... условий труда на производства. Трудовой процесс определяется показателями тяжести и интенсивности труда. В общей оценке факторы производственной среды делятся на: Опасный ...

Закон предусматривает постепенную и эволюционную замену существующей налоговой системы в России на основе ранее разработанной долгосрочной программы налоговой реформы. В рам­ках разработки программы необходимо обосновать темпы изменения пропорций различных видов налоговых поступлений, максимально возможные без существенных негативных последствий для экономи­ки; определить перечень, структуру, а также сроки принятия зако­нодательных актов, регулирующих вопросы изменения платы за пользование различными видами природных ресурсов, законов по другим видам налогов, которые должны снижаться или отменяться по мере увеличения платы за природопользование; разработать ме­тодическую базу экономической оценки всех видов природных ре­сурсов и на этой основе провести такую оценку; разработать методи­ки определения платы за пользование различными природными ре­сурсами с учетом поэтапного достижения уровня платы, соответству­ющего полной экономической оценке природных ресурсов.

Расчеты показывают, что основная часть российского бюджета, формирующаяся при существующей за счет:

1) налога на прибыль;

2) подоходного налога с граждан;

3) налога с оборота;

4) акцизов;

5) налога на добавленную стоимость — в действительности образуется благодаря газо- и нефтедобыче (рентному доходу) и поч­ти полному отсутствию цен на продукцию, при произ­водстве которой наносится ущерб окружающей среде, платы, «ком­пенсирующей» это воздействие.

1.2 Плата за природные ресурсы

При действующей налоговой системе сложно ввести эффективные платежи за природные ресурсы. Принятые законодательные акты, регулирующие платежи за землю, недра, леса и другие природные ресурсы, не взаимосвязаны. Платы, определенные на основе разной методологии и методик расчета, концентрируясь на прибыли (себестоимости) реального природопользователя, не стыкуются меж­ду собой по абсолютным размерам, источникам их покрытия, на­правлениям использования и т.д. В связи с этим в условиях переходной экономики важно сформировать эффективную систему платежей за природные ресурсы, которая была бы составной частью налоговой системы в целом. Необходимо изменить, прежде всего, концеп­цию налогообложения, разработать такую стратегию его совершен­ствования, которая была бы направлена на постоянное (вплоть до отражения в платежах полной величины экономической оценки при­родных ресурсов) увеличение роли платы за природопользование в формировании доходной части бюджетов за счет снижения ставок других налогов.

В качестве первого шага в направлении экологизации налоговой системы Минприроды РФ с участием научных организаций был разработан проект Закона Российской Федерации «О системе плате­жей за пользование природными ресурсами», в котором определены общие принципы введения, установления, определения, взимания и использования платежей за природные ресурсы. Проект исходит из приоритетности вопроса собственности. Практической задачей явля­ется получение комплексных социально-экономических оценок при­родных ресурсов (объектов), дающих возможность подойти к оценке природно-ресурсного потенциала территории в целом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1993 г. было принято решение об эксперименте по совершенствова­нию учета и социально-экономической оценке природного ресурсно­го потенциала. Цель эксперимента — отработка механизма форми­рования комплексных территориальных природных ресур­сов (КТКПР) как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития террито­рий и сохранения окружающей природной среды.

24 стр., 11871 слов

Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе

... района Саратовской области, рычагов управления земельными ресурсами, использование земельных платежей района, то есть всей сложившейся системы управления земельными ресурсами района. Глава 1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования 1.1 Природные ресурсы Энгельсского района Муниципальный ...

По состоянию на 31 декабря 1994 г. в эксперименте участвовал 31 субъект Федерации, администрации которых официально подтвер­дили свою заинтересованность в его осуществлении и приступили к формированию территориальных межведомственных органов для ре­ализации целей и задач эксперимента. Наиболее активно эта работа ведется в Московской, Ленинградской, Ярославской и Калужской областях.

Для обеспечения мероприятий по эксперименту Минприроды РФ с участием министерств и ведомств эколого-ресурсного блока и науч­ных организаций разработало проект под названием «Порядок фор­мирования и ведения комплексных территориальных при­родных ресурсов» и проект федеральной целевой научно-техниче­ской программы «Кадастры природных ресурсов», а также «Времен­ные методические рекомендации по формированию и ведению комп­лексных территориальных природных ресурсов», нацелен­ные на координацию действий участников эксперимента на регио­нальном уровне в рамках первого этапа эксперимента. Под руковод­ством Минприроды РФ разработана система показателей баз данных по видам природных ресурсов в составе КТКПР, подготовлено прикладное программное обеспечение для региональ­ных органов государственного управления в части комплексной ин­формации о природно-ресурсном потенциале, разработаны природ-но-ресурсные ведомости, которые используются в ряде регионов с целью совершенствования учета природных ресурсов и налогообло­жения в сфере природопользования.

Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» стало действенным рычагом повышения эффек­тивности использования природных ресурсов, их сбережения и пред­отвращения опасного загрязнения, внедрения системы экономического регулирования природопользования и охраны природной среды. Основные элементы этой системы описаны в разделе III Закона включают в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, финансирование экологических программ и мероприятий, использование договоров и лицензий на комплексное природопользование, плату за выбросы и сбросы, размещение отходов, плат; за природные ресурсы, вопросы формирования экологических фондов, экологического экономического стимулирования i поддержки экологического предпринимательства. В 1992–1993 годах Минприроды России разработало пакет нормативно-методических документов, направленных на реализацию закона в части экономического механизма природопользования.

Глава 2.Методы управления природопользованием в России

2.1 Экономическое стимулирование природоохранной

деятельности

Правовые основы стимулирования рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 24 п.1).

В настоящее время особое значение приобретают экономические стимулы. В Правительство Российской Федерации и в Комитет по экологии Государственной Думы Российской Федерации были представлены

15 стр., 7031 слов

Земельные ресурсы мира и России

... экономической деятельности. Почвенные ресурсы характеризуются размером территории и ее качеством: рельефом, растительным покровом и рядом других природных условий. Крупнейшими по площади территории являются: (млн. км 2) 1. Россия - 17,1 ...

поправки в законы Российской Федерации по вопросам налогообло­жения, обеспечивающие экономическое стимулирование природоох­ранной деятельности.

Этими поправками предусматривается:

  • освобождение от налога на добавленную стоимость научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских работ природоох­ранного назначения, а также товаров и технологического обо­рудования, ввозимых в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций на сумму средств, направляемых ими для финансовой поддержки основной деятельности природных заповедников, националь­ных природных и дендрологических парков, ботанических са­дов;
  • освобождение от налога на имущество государственных вне­бюджетных экологических фондов.

Вопрос об освобождении от налога на добавленную стоимость технологического оборудования, ввозимого на территорию России, и запасных частей к нему уже решен (см. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1994 г. (ст.1 п.2)).

В соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» значительно расширены права органов государ­ственной власти на местах по введению на подведомственной им территории дополнительных местных налогов и сборов и предостав­лению льгот по ним. В целях стимулирования природоохранной деятельности территории могут принимать решения о льготном налогообложении в виде налогов, которые зачисляются в местный бюджет. Практика предоставления таких льгот бизнесу существует в Санкт-Петербурге, Ярославле.

В последние годы особо охраняемые территории России, в основном заповедники, оказались в крайне тяжелом финансовом положении. Возникла необходимость в дальнейшем экономическом обосновании необходимости создания и управления сетью аналогичных территорий для усиления их поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этих целях крайне важно провести анализ природоохранного, научно-информационного и эколого-просветительского потенциала особо охраняемых природных территорий, разработать в рамках, определяемых законодательст­вом, и внедрить экономический механизм природопользования, ори­ентированный на привлечение дополнительных финансовых средств в такие территории без ущерба их природным ресурсам (объектам).

Приказ Минприроды РФ от 29.07.2012 г. 255 выдано о проведении эксперимента по совершенствованию экономического механизма природопользования на особо охраняемых природных территориях. В ходе экспери­мента будут прорабатываться предложения по созданию условий для ведения ограниченной хозяйственной деятельности путем расшире­ния сферы оказываемых платных услуг, в частности будет разрабо­тана нормативная основа эколого-туристической деятельности на базе национальных парков, заповедников и заказников.

Кроме того, также необходимо будет разработать и принять ряд нормативных правовых актов, которые наделяют соответствующих должностных лиц этих организаций дополнительными правами для повышения эффективности и результативности их деятельности. В частности, эти права необходимы для усиления работы по сохранению природных ресурсов, их защите и воспроизводству. Они рассматривают возможность предъявления исков в возмещение ущерба, причиненного нарушени­ем природоохранного законодательства, осуществления архитектур­но-строительного контроля на прилегающих территориях и т.п.

6 стр., 2639 слов

Общественные экологические движения

... экологических организаций участвуют в Конгрессе лесоводов и Конгрессе работников водного хозяйства, организованном Минприроды России. Активизации природоохранной деятельности ... Федерации. Возрастает роль общественного экологического движения в реализации экологической политики. В последние годы наблюдаются процессы расширения взаимодействия и взаимопонимания между общественными объединениями как на ...

В примерный перечень объектов особо охраняемых природных комплексов, на территориях которых в 1994-1995 гг. проводится эксперимент, входят госзаповедники: Тебердинский, Кивач, Цент­ральный Лесной, Байкало-Ленский; парки: Валдайский государст­венный природный национальный парк, природный национальный парк «Лосиный остров», Прибайкальский национальный парк. В значительной степени эта задача облегчилась в связи с принятием в 1995 г. Закона об особо охраняемых природных территориях. Реализация этого положения об экспериментировании потребует поддержки администраций субъектов федерации.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рас­ширения полномочий местных органов власти и самоуправления, неустойчивого политического и экономического положения многие предприятия сами решают проблемы, связанные с вхождением в рынок, что может предопределить неуправляемое, негативное разви­тие экологической ситуации. предотвратить эту ситуацию можно, развивая рынок экологических работ и услуг, создав гибкий механизм взаимодействия рыночных структур в области экологии, правоохранительных и природоохранных органов. Как показывает зарубежный опыт, деятельность на рынке экологических услуг в значительной степени регулируется, контролируется и поддерживается государством и направлена ​​на конкретные меры или мероприятия по охране окружающей среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ап­реля 1994 г. утверждено Положение о Минприроды РФ, в котором ему дается право на проведение лицензирования видов деятельно­сти, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Однако этого документа было недостаточно для выполнения этой работы. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти» впервые определена компетенция Минприроды РФ в области лицензирования видов деятельности, связанных с:

  • утилизацией, складированием, перемещением, размещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов (материалов, веществ);
  • проведением экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования;
  • осуществлением видов деятельности, сопряженных с работами (услугами) природоохранного назначения.

В целях обеспечения экологической безопасности предпринимательства подготовлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении лицензионного положения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов». В настоящее время проект согласован и в ближайшее время начнется лицензирование указан­ных видов деятельности (в Московской, Пермской, Оренбургской областях).

В 1993-1995 гг. в соответствии с решением Коллегии Минприроды была сформирована система экологической сертификации, разрабо­тана соответствующая Федеральная программа, которая является подпрограммой Научно-технической программы «Экологическая безопасность России» (1993-1995 гг.).

В 1994 г. был разработан проект постановления Правительства РФ «О создании федеральной системы экологической сертифика­ции». Однако рассмотрение проекта постановления было отложено из-за отсутствия необходимой нормативной базы, определяющей объем и объекты экологической сертификации. Также продолжалась работа по подготовке системы добровольной экологической сертификации к регистрации в Госстандарте России.

69 стр., 34177 слов

Совершенствование деятельности предприятия на внешних рынках ...

... дипломного проекта: определение понятия и сущности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики; исследование методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия в Республике Беларусь; изучение организации управления внешнеэкономической деятельностью предприятия; анализ основных технико-экономических показателей ...

Минприроды РФ совместно с другими организациями принимало участие в подготовке Указа Президента России от 19 августа 1993 г. «Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государст­венного регулирования деятельности предприятий оборонных отрас­лей промышленности» и постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии».

В соответствии с этими документами проводилась разработка экологических требований и перечня экологически вредных технологий, применяемых на предприятиях Госкомобороны России. С целью повышения эффективности этих работ в июле 1994 г. было подписано Соглашение «О взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по серти­фикации экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности».

В связи с выходом постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружения, военной техники боеприпасов» и во исполнение согла­шения между Минприроды России и Госкомоборонпромом России был подготовлен и подписан приказ Министра от 29 декабря 1994 г. «О временном порядке выдачи заключения о выполнении требова­ний экологической безопасности производств предприятий Госкомо­боронпрома России».

Основные документы и материалы по экологической сертификации были рассмотрены на межрегиональных встречах и отправлены в местные органы власти. На их основе в некоторых регионах ведутся работы по экологической сертификации (Татар­стан, Хакассия, Москва, Ростовская и Ленинградская области).

В 1994—1995 гг. проводилась работа, необходимая для присоеди­нения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), в частности, разработка Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации. В этом документе учтены предложения Минприроды РФ по нетарифным методам регулирования торговли.

Остается нерешенной проблема освобождения от выплаты тамо­женных пошлин закупаемого за границей природоохранного обору­дования; такие вопросы возникают у многих регионов. В Свердловской области, например, при участии Минприроды России положительно решен вопрос об освобождении от таможенных пошлин двух передвижных комплексных лабораторий, закупленных в Германии. Когда возникают такие проблемы, решения находятся в индивидуальном порядке. Однако в целом проблема не решена. Так, Государственный таможенный комитет отклонил представленные Минприроды РФ предложения в проект Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в законы РФ по вопросам налогообложе­ния» в части, касающейся ст.35 Закона РФ «О таможенном тарифе» о распространении таможенных льгот на ввоз (вывоз) товаров «пря­мого природоохранного назначения».

20 стр., 9648 слов

Виды и формы собственности и их трансформация в России

... рыночные преобразования, происходящие в современной России, направлены на развитие института собственности, в частности частной собственности. Предмет курсовой работы - различные формы собственности и их развитие в современной России. Предметом исследования являются экономические ...

2.2 Экологическая паспортизация

Продолжается работа по совершенствованию экологической пас­портизации на территории Российской Федерации, которая проводится с 1990 г. Несмотря на неоднозначность взглядов на эту проблему, ее решение приняло масштабный характер. В настоящее время в различных регионах составлено и утверждено значительное количество экологических паспортов бизнеса, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По данным, по­лученным из 59 регионов, к 1 сентября 1994 г. составлено и согласо­вано более 20 тыс. экологических паспортов, в том числе промыш­ленных предприятий — более 14 тыс., сельскохозяйственных — более 1 тыс., транспортных предприятий — около 90, территорий — 50. По имеющимся данным, в 43 экологических комитетах субъектов Федерации информация из экологических паспортов вносится в базу данных по экологической обстановке и используется в процессе принятия решений и реализации мероприятий в области экологической безопасности охрана окружающей среды и природопользование.

Улучшение экологических паспортов позволит использовать их данные при приватизации объектов, в экологической сертификации производства и процессов, в разрешении природопользования, в экологическом аудите. Ни один из ранее действовавших экологических документов не создает таких широких возможностей.

необходима разработка шаблонов экологических паспортов для сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, объектов Минобороны и других отраслей. Все макеты должны пре­дусматривать возможность машинной обработки информации и ее хранения, что позволит рассматривать систему экологических пас­портов как составную часть единой государственной системы мони­торинга и Государственной экологической информационной системы (ГЭИС).

В настоящее время Кировский областной комитет работает над созданием модели экологического паспорта недропользователя, основанной на новых принципах и являющейся основной базой данных по воздуху, воде, почве и отходам. Разработанный макет экологического паспорта позволяет формировать формы статистической отчетности для любого уровня управления, объема ПДС, ПДВ предприятия, города, территории и привязан к сложным территориальным природным ресурсам.

С 1994 г. активизировалась работа министерств и ведомств по созданию макетов экологических паспортов, отражающих отрасле­вую специфику предприятий. Департаментом речного транспорта Минтранса России разработан и согласован с Минприроды России образец экологического паспорта речного порта. Минсельхозпрод РФ подготовил типовой проект экологического паспорта сельскохозяйственного предприятия, который в настоящее время проходит промышленные испытания в нескольких регионах страны.

Государственный комитет оборонной промышленности Российской Федерации завершает работу над образцом экологического паспорта завода, выполняющего ремонт и техническое обслуживание судов с атомными энергетическими установками. Надо отметить, что мне приятно, что иностранные организации, особенно из Швеции, заинтересованы в работе по созданию эко-паспортов для агробизнеса. Планируется провести совместное мероприятие по данной проблеме.

Проводится работа по экологической паспортизации военных объ­ектов. Военно-космические силы разрабатывают документацию для сертификации космодромов, точек запуска ракет и объектов, связанных с их оснащением и обслуживанием. Росгидромет работает над паспортизацией гидрометеорологических систем. Минприроды России ведет научно-исследовательские работы по созданию макетов экологических паспортов особо опасных территорий и промышленных предприятий.

13 стр., 6071 слов

Методы управления качеством окружающей среды

... в области окружающей среды; научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. 1. Методы управления качеством окружающей среды Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют ... предлагаются различные определения понятий экологического менеджмента и охраны окружающей среды. В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось ...

Для усиления эффективности данных работ необходимо подгото­вить проект основных направлений совершенствования экологиче­ской паспортизации, реализация которых позволила бы экологиче­скому паспорту стать одним из основных нормативно-правовых до­кументов, регулирующих взаимоотношения природопользователей с органами охраны природы.

В рамках реализации Программы приватизации важно определить место и роль территориальных комитетов Министерства в этой работе. Для этого с учетом мнения субъектов Федерации были подготовлены предложения по учету экологического фактора в процессе приватизации и внесены в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации. (Программа утверждена Указом Президента Рос­сийской Федерации от 24 декабря 1993 г.)

2.3 Приватизация и устойчивое развитие

В пункте 6.33 Программы указывается, что учет экологического фактора при приватизации заключается в проведении экологическо­го аудирования, определении требований по экологической санации предприятий и отражению их в условиях конкурса и платной прива­тизации; создании на предприятиях фондов экологической санации; выводе части экологически опасных предприятий за пределы город­ских или иных территорий. Соответствующие нормативные и методические документы, регулирующие учет экологических требований при приватизации, подготовлены Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госкомимуществом России и, как ожидается, будут утверждены в ближайшее время. Вместе с тем, учитывая важность учета экологического фактора при приватизации и невозможность дальнейшего затягивания этого вопроса, целесообразно согласовать соответствующие временные документы на уровне субъектов Федерации. Учет экологического фактора при приватизации необходим именно с точ­ки зрения региональных интересов, в ряде регионов уже на практике реализуют такие меры, как экспресс-оценка экологической опасно­сти приватизируемых предприятий, определение перечня мероприя­тий по экологическому оздоровлению предприятий, включаемых в условия конкурса и планы приватизации. Например, можно выделить республики Марий Эл, Коми, Архангельская и Тверская области.

В соответствии с планом-графиком разработки нормативных ак­тов, обеспечивающих переход к выполнению «Основных положений государственной программы приватизации государственных и муни­ципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 г., Минприроды РФ совместно с Госкомимуществом России велась разработка порядка учета экологического фактора, условий безопасного ведения работ на химически опасных, взрыво-, пожаро- и токсикоопасных объектах при приватизации предприя­тий, подлежащих выводу по экологическим требованиям. Минприроды РФ совместно с территориальными органами охраны природы подготовили перечни опасных для окружающей среды предприятий по регионам, совместным приказом Госкомимущества и Минприроды РФ были принята Русса, определяющая порядок учета экологического фактора. В соответствии с Указом Президента «О государст­венной Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (февраль, 1994 г.) в 1994-1995 гг. разрабатывалась Концепция перехода Рос­сийской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечиваю­щая сбалансированное решение задач социально-экономического развития на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удов­летворения жизненных потребностей населения. Основными испол­нителями были Минэкономики, Минприроды, Минфин РФ, а также заинтересованные организации, РАН и органы исполнительной вла­сти субъектов РФ. Документ должен быть оформлен в виде постанов­ления Правительства России к сентябрю 1994 г. Один из вариантов Концепции был одобрен Всероссийским экологическим съездом в июне 1995 г.

32 стр., 15789 слов

Формирование социальной стратегии развития предприятия

... процесс взаимодействия национальных предприятий, органов государственной власти и общества. В процессе реализации социально ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей компании. Научно ...

Минприроды ведет работу с территориями по совершенствованию экономического механизма природопользования. Планируется отра­ботать такие новые направления, как разработка территориальных комплексных природных ресурсов, включая социально-экономическую оценку природно-ресурсного потенциала; выдача лицензий на комплексное природопользование; разработка соответствующего рынку механизма платы за природные ресурсы и загряз­нение окружающей среды, экологическая сертификация и паспорти­зация; создание экобанков и системы экологического учет экологического фактора при приватизации; развитие рынка экологических услуг. Такую работу можно было бы проделать более эффективно, если бы существовала концепция устойчивого развития, в рамках которой все вопросы, в том числе экономические, разрабатывались комплексно.

2.4 Направление природоохранной деятельности

Глубокие политические и социально-экономические изменения, произошедшие в Российской Федерации за последние годы, породили новые проблемы в области экономики окружающей среды. Появились дополнительные факторы, негативно влияющие на экологическую ситуацию: разрушение единого экономического кризиса, межрегиональные конфликты и проявление экоэкстремизма.

Регионы и компании в ходе радикальных преобразований столкнулись с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью компаний, ростом инфляции, которые во многом повлияли на спад производства и инвестиций. Все это затормозило осуществление природоохранных мероприятий.

В настоящее время экономика России является переходной. Со­храняются элементы старой системы управления, но появляются и получают все большее применение на практике рыночные методы. В этих условиях должен быть сформирован как хозяйственный меха­низм управления всей экономикой, так и соответствующий ему экономический механизм природопользования, отвечающий пере­ходному периоду.

Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, представляется, что формирование эко­номических методов управления природопользованием в переход­ный период будет происходить направлениях.

1. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состо­яния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплекс­ной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.

2. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработка инновационных ме­ханизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природоресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организа­ций.

3. Финансово-кредитный механизм природопользования. Совер­шенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологи­ческого экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских бан­ков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохран­ных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов.

4. Экологическое Внедрение обязательного и добро­вольного экологического для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы эко­логического от стихийных бедствий. Создание государ­ственных фондов экологического и поддержки незави­симых компаний.

5. Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных экобанков. Создание специальных банков для реали­зации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда бан­ковских услуг.

6. Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на пред­приятиях.

7. Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим природоохранные ме­роприятия. Применение специального налогообложения экологиче­ски вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги).

Введение на конкурсе или аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и кон­трольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения.

8. Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоох­ранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохран­ного назначения. Разработка механизма привлечения фирм к выполнению экологических работ и услуг.

9. Платность природопользования. Развитие видов платы за поль­зование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Со­вершенствование механизма платы за загрязнение окружающей сре­ды, введение новых видов платежей.

10. Экономическое воздействие на нарушителей природоохранно­го законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Эконо­мический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ.

11. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Лимитирование и квотирование природополь­зования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использо­вания природных ресурсов и отходов. Формирование системы эколо­гической сертификации и паспортизации.

12. Учет экологического фактора при приватизации. Установле­ние порядка учета экологического фактора при приватизации. Фор­мирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

Заключение

Управление природопользованием должно осуществляться в рамках каждой уровня. К сожалению, в России еще слабо развита охрана окружающей среды. Некоторые предприятий избегают лишних затрат. Но уже большинство предприятий финансовую ответственность за причиненный ущерб. Это большое достижение в развитие управлением природопользованием .

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvennoe-upravlenie-prirodopolzovaniem/

1.Папенов Т.В.Экономика и природопользование / Т.В. Папенов – М.: Московский университет, 1997. – С.233-246.

2.Голуб А.А.Экономика и природопользование / А.А. Голуб, Е.Б. Аспект пресс ,1995 – С.159-167.

3.Орлов Е.П. Природопользование / Е.П.Орлов – М.: Гриф, 1993. – С.71-73.

24