Стратегический менеджмент в формировании организационной культуры образовательного учреждения

Дипломная работа

В прошлом многие учебные заведения могли успешно функционировать, уделяя внимание в основном повседневной работе, внутренним проблемам, связанным с повышением эффективности использования ресурсов, имеющихся в текущей деятельности. Сегодня, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию педагогического коллектива и всей деятельности школы к быстро меняющимся условиям рыночных отношений и социокультурного пространства. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для развития школы, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делают возможным изменение роли человеческих ресурсов в совершенствовании педагогической деятельности.

Особенность повышения человеческого фактора в современном состоянии системы образования заключается в том, что ее реформирование происходит на фоне высокой динамики изменений в обществе, неоднородности и ограниченности ресурсов образовательных учреждений. В этих условиях постоянно увеличивается количество новых проблем и порождаемых ими новых задач. Многие из них являются принципиально новыми и не могут быть решены на основе предыдущего опыта, накопленного педагогическими операторами, что усложняет процессы управления педагогическим коллективом, формирование организационной культуры образовательного учреждения как фактор его развития.

Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями (С. Г. Вершловский, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, Н. В. Немова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Л. И. Фишман, Р. X. Шакуров, Т. И. Шамова и др.) показывает, что в современных условиях, из всех типов организационных ресурсов, руководители школ наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы. Это означает, что улучшение работы образовательных учреждений может быть достигнуто в основном за счет их более эффективного использования и предполагает активную деятельность менеджеров в этом направлении. Особое место здесь занимает мотивация трудового поведения педагогического персонала. С этих позиций для руководителей образовательных учреждений особенно значимым становится умение переосмысливать свой управленческий опыт, вооружиться приёмами и методами стратегического управления, тем самым преодолевать собственные стереотипные в способах воздействия на поведение учителей.

16 стр., 7733 слов

Проектная деятельность в детском образовательном учреждении

... образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Следовательно, эта проблема актуальна не только для детского сада, но и для общества в целом. Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ. Объект исследования: использование проектного ...

Организационную культуру образовательного учреждения следует рассматривать как фактор ее развития в изменяющихся условиях внешней среды, поскольку данное направление управленческой деятельности выступает в троице целей, средств и результатов управления в целом.

Социально-экономическая ситуация и образовательные реформы приводят к тому, что в современной школе появляются новые направления деятельности, некоторые направления начинают играть более значительную роль. Следовательно, существует потребность в более грамотном финансово-экономическом планировании деятельности, поскольку школы получают большую финансовую автономию. Важное значение приобретают нетрадиционные для школы маркетинг и связи с общественностью, связанные с введением подушевого финансирования, при котором школы часто вынуждены конкурировать за ученика. В целом школа оказывает влияние на жизнь окружающей среды в пределах своего района, города, страны не только как образовательная, но и как общественная организация. Что касается учебного заведения, то начинают появляться такие термины, как имидж, бренд, статус. Все чаще в связи с менеджментом образовательного учреждения звучат концепции менеджмента качества и стратегического менеджмента. Интересным для рассматриваемого аспекта является характеристика кадрового состава общеобразовательной школы.

По социально-демографическим признакам персонал школы – это преимущественно женщины (около 80%) в возрасте 30-50 лет с высшим профессиональным образованием (около 80%).

По сравнению с большинством компаний, персонал школы отличается большей однородностью с точки зрения профессионализма. Если в «классической» компании представлено несколько разнородных профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по информационным технологиях, специалисты по продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала любой общеобразовательной школы – это представители единой профессии (педагог, учитель).

Такая социально-демографическая и профессиональная однородность школьного персонала с точки зрения управления персоналом имеет свои преимущества и недостатки.

противоречий

  • между потребностью общества в целенаправленном и последовательном развитии образовательного учреждения и слабым представлением руководителей о процессе управления персоналом на основе теории и практики стратегического менеджмента;
  • между потребностью членов администрации школы иметь адекватные представления о деятельности по формированию организационной культуры в своей школе и стереотипными представлениями педагогических работников об этом процессе;
  • между высоким уровнем теоретической разработанности вопросов стратегического управления персоналом и недостаточным развитием практических инструментов преодоления возникающих затруднений в работе с конкретными педагогами.

проблема

Объект исследования

Предмет исследования

Цель

Задачи исследования:

  1. Изучите научные теории и практический опыт управления стратегическим развитием образовательного учреждения.
  2. Определить содержание управленческой деятельности по развитию организационной культуры образовательного учреждения.
  3. Выявить компоненты трудовой мотивации преподавателей образовательного учреждения.
  4. Сформулируйте организационно-педагогические условия, при которых стратегическое управление выступает фактором развития организационной культуры образовательного учреждения.

Методы исследования

33 стр., 16306 слов

Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...

... между объективными требованиями при реализации муниципального регулирования деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования с учетом принципиально новых тенденций, отражающих изменения в обществе. Проблемы государственного и муниципального управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое отражение в ...

Структура в ыпускной квалификационной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Организация управленческой деятельности по функционированию и развитию образовательного учреждения

Деятельность любой организации осуществляется по двум направлениям или на двух уровнях: эксплуатация и развитие.

Эксплуатация — это задача поддержания системы в порядке. Для общеобразовательной школы – это условия содержания школьников (санитарно-гигиенические условия – тепло, питание, освещение, чистота и т.п.; наличие педагогического и технического персонала; необходимые учебно-методические принадлежности и оборудование и пр., т.е. все то, без чего образовательное учреждение работать не может).

Девелопмент — это реализация перспективных направлений бизнеса, ориентированных на будущее. Уже сегодня должны быть разработаны материалы, идеи, должна быть создана некая основа для будущей работы на качественно новом уровне. Это называется работать на перспективу, работать на развитие. Сравнивая стратегическое и внутрифирменное управление, следует отметить, что если внутрифирменное управление направлено на обеспечение стабильности в настоящем, то стратегическое управление направлено на обеспечение стабильности в будущем.

Исследуя организацию управленческой деятельности общеобразовательной школы по функционированию и развитию образовательного учреждения следует иметь в виду, что внутрифирменный менеджмент обеспечение его функционирование, т.е. стабильность в настоящем, а стратегический менеджмент направлен на развитие, тем самым обеспечивая стабильность в будущем. Практическая реализация данного положения заключается в совершенствовании/изменении организационной структуры и организационной культуры образовательного учреждения. С этих позиций важным выступает определение первооснов/фундамента организационной культуры образовательного учреждения и перспектив её развития в условиях стратегического менеджмента.

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе адекватной нормативной базы, которая, в том числе, определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого учебного заведения.

Управление учреждением основано на принципах индивидуального управления и самоуправления. Формы самоуправления: общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, конференция школьного уровня с участием родителей и учащихся, школьный совет. Непосредственное руководство институтом осуществляет директор школы. Разграничение полномочий педагогического совета и общего собрания коллектива, а также директора закреплено в уставе образовательного учреждения.

Задачи руководства образовательного учреждения согласованы с порядком общества и соответствуют потребностям населения, учащихся, их родителей и учителей. Новая образовательная ситуация предполагает развитие новой структуры и технологии управления, изменение подходов к организации и выбору содержания деятельности образовательного учреждения. Исходя из нашего исследования, были изучены структура и функции управления образовательным учреждением, функциональные обязанности участников управления и пр.

28 стр., 13803 слов

Курсовая работа театральная деятельность в детском саду

... условия и педагогические особенности театральных игр, спектаклей-инсценировок младших дошкольников. Гипотеза курсовой работы: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет ... интереса к этой деятельности и потребности в ней. Противоречие между развивающим потенциалом театральной игры и ее недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть ...

К настоящему времени в школах сложилась следующая структура управления:

  • уровень директора школы;
  • уровень заместителя директора;
  • уровень руководителей школьного методического объединения (ШМО);
  • уровень педагогических работников.

На каждом из уровней по горизонтали выстроена своя структура органов, которые взаимосвязаны с предметами по вертикали и горизонтали. В организационной структуре представлены как профессиональные руководители (заместители директора, руководители методических объединений), так и различные общественные субъекты управления: председатель профкома, председатель совета школы, председатель родительского комитета, что необходимо для эффективного управления школой. Система взаимосвязи организационной структурой характеризуется следующими положениями:

  1. Деятельность директора и его заместителей регламентирована функциональными обязанностями, пересмотренными и откорректированными в соответствии с современными требованиями, что позволяет конкретизировать деятельность членов управленческого звена с учетом выполнения основных управленческих функций и конкретно определить содержание деятельности каждого участника управленческой деятельности.
  2. Деятельность структурных подразделений определяется «Положением о педагогическом совете», «Положением о методическом объединении» и другими положениями, которые отражают специфику школы.

Таким образом, во внутриучебной системе управления определены взаимосвязанные иерархические уровни управления, определены сферы деятельности органов управления каждого уровня и связи между ними. Система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, что обеспечивает устойчивость координации деятельности всех уровней образовательного учреждения.

Следующим аспектом организации управления образовательным учреждением является его информационное и документальное сопровождение. Информационная поддержка управления школой заключается в отборе и соответствующей обработке информации, характеризующей состояние ее образовательной системы.

Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой, состоят в следующем:

  • удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых для их деятельности и организации эффективного взаимодействия;
  • информировать о состоянии образовательного пространства школы, обеспеченности средствами образования, уровне образованности учащихся, профессиональной квалификации учителей и т.п.;
  • передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;
  • систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
  • информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

Определение такого состава функций позволяет менеджерам достичь однородных подходов к отбору и обработке информации, которая должна быть передана на все уровни управления. Школа имеет возможность варьировать информационную поддержку в соответствии с индивидуальными потребностями некоторых участников обучения.

7 стр., 3334 слов

Организация работы секретаря

... способов обеспечить высокую эффективность аппарата управления - правильная организация работы такой массовой категории вспомогательных служащих, как секретари. Однако в этой области необходимо ... работы аппарата управления во многом определяется способностью секретаря грамотно выполнять свои обязанности, избавить руководителя от нерациональной траты времени на выполнение технических функций. Секретарь ...

Изучение практики работы с информацией показало, что в школах сложилась стройная система документационного обеспечения управления, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных документов:

  • организационные документы;
  • распорядительные документы;
  • информационно-справочные документы;
  • учебно-педагогическая документация.

Каждый из комплексов представлен соответствующими документами, регламентирующими структуру, задачи и функции школы; организацию ее работы; права и обязанности, ответственность руководителя и работников; распорядительную деятельность учреждения и т.д.

Одним из направлений совершенствования школьного менеджмента является развитие организационной структуры управления. В условиях демократизации управления возросла важность перераспределения управленческих функций между всеми участниками реализации образовательных задач. Делегирование прав и полномочий вышестоящих уровней управления в школьной среде позволяет обеспечить качественный образовательный процесс, повышает эффективность управления на любом уровне.

Директор совместно с администрацией и руководителями подразделений определяют перспективы развития школы, этапы и содержание работы, контролируют деятельность школы в целом и отдельных его подразделений (структур), создают условия (нормативные, информационные, стимулирующие, эргономические) для осуществления профессионально-педагогической деятельности. Особенностью работы субъектов функционального управления службой является организация учебного процесса, диагностика выполнения учебно-воспитательной работы, контроль эффективности работы ППС.

В организационной структуре управления школой часть полномочий более высоких уровней управления делегируется субъектам более низких уровней управления. Например, возможен такой вариант, когда коллегиальному органу (педагогическому совету) делегированы следующие полномочия:

  • утверждение образовательной программы и учебного плана школы;
  • утверждение программ учебных дисциплин и курсов вариативного компонента учебного плана;
  • утверждение годовых графиков учебного процесса;
  • утверждение структуры управления, положений о структурных подразделениях, штатного расписания, функциональных обязанностей;
  • утверждение содержания и организационных форм дополнительного образования учащихся;
  • утверждение планов работы школы на учебный год и др.

Руководителям функциональных служб делегированы полномочия по организации учебного процесса в школе, осуществлению внутриучебного надзора и анализа реализации образовательных программ и программ дополнительного образования учащихся. Кроме того, в их компетенции находится планирование определенного (в рамках функционала) участия педагогов в работе творческих групп, методических объединений, в общем руководстве своим подразделением.

6 стр., 2727 слов

Структура управления организацией

... контрольной работы рассмотреть теоретические аспекты изучения управления организацией, определить преимущества и недостатки каждой структуры, привести пример из практики (предмет изучения - действующая организация ОАО "АКС") 1. Понятие управления организацией. Виды организационных структур Функции управления бизнесом ...

Планирование является первоначальной стадией процесса управления и предусматривает разумную озабоченность тем, что может произойти в будущем, подготовку мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать (планируемое предложение должно равнялось планируемому спросу).

Планирующая организация должна сознательно обеспечить выполнение этого положения.

Планирование — это процесс принятия решений для обеспечения эффективного функционирования и развития организации в будущем, чтобы уменьшить неопределенность. Процесс планирования в широком смысле – это принятие решений. Строго говоря, планирование — это составление специальных документов — планов, которые определяют конкретные шаги организации по реализации принятых решений.

Планирование включает определение основных целей организации и направлено на определение ожидаемых конечных результатов с учетом средств и методов достижения целей и предоставления необходимых ресурсов.

В рыночных условиях образовательные учреждения сталкиваются с проблемами взаимодействия с внешней средой, а именно с разработкой и внедрением дополнительных образовательных услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.

Данную цель можно разложить на несколько составляющих:

  1. Пла­ни­ро­ва­ние маркетинговых исследований (изучение потребности социума в образовательных услугах).

  2. Изучение возможности и готовности своей школы к реализации конкретных образовательных услуг (материальная база, подготовленность педагогических кадров, правовые основания для разработки и реализации услуги и пр.).

  3. Изучение конкурентов.
  4. Интеграция мероприятий по реализации образовательных услуг в общую систему учебно-педагогической и методической работы общеобразовательной школы.

организация,

  • через административно-организационное управление;
  • через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры образовательного учреждения, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между членами администрации школы и педагогами.

Оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении полученных фактических результатов с результатами, изложенными в плане, и их последующей корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

  1. Деление организации на подразделения на основе целей и стратегии, что определяет ее организационную структуру управления.
  2. Делегирование полномочий.

Делегирование , как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Но ответственность по-прежнему лежит на лидере, который делегировал эти полномочия.

7 стр., 3211 слов

Современная модель управления организацией . Модели и методы ...

... отношения между элементами системы, которые устанавливают порядок ее структуры. Очерк по менеджменту на тему Современная модель управления организацией. Производственный срез изготовление продукта, снабжение и современная модель управления организацией реферат ведение складского хозяйства, осуществл исследований и разработок. ...

Под организационной структурой управления организации понимается взаимодействие ее (различных) отдельных подразделений, которые определяются поставленными перед организацией и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками, ответственными за деятельность структурных подразделений, из которых состоит организация [14, с. 123].

В ходе выполнения данной работы нами выявлены основные проблемы, возникающие при разработке структур управления в учреждениях образования:

  • уста­новление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования;
  • распределение ответственности между руководителями;
  • выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
  • организация информационных потоков;
  • выбор соответствующих технических средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций функций, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена ​​на установление четких взаимоотношений между отдельными подразделениями организации, распределение прав и обязанностей между ними. Реализует различные требования по улучшению систем управления, выраженные в некоторых принципах.

Организация как процесс — координирующая функция многих задач. Чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура. Организационная структура общеобразовательной школы соответствует ее целям и задачам, что говорит об эффективности управления ею. Он имеет линейно-функциональную структуру, которая отличается своими положительными сторонами и собственными недостатками. А именно:

  • негибкая структура организации;
  • четко определенные задачи для всех структурных подразделений;
  • власть проистекает из иерархических уровней в организации;
  • иерархическая система контроля;
  • командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз;
  • содержанием коммуникаций являются распоряжения, инструкции и решения, принятые руководством организации.

Организационная структура школы и ее руководство постоянно развиваются, улучшаясь в соответствии с меняющимися условиями. Важнейшими общими факторами (характерными для всех организаций, и не только для образовательных учреждений), вызывающими необходимость проведения структур­ной перестройки компаний, являются следующие [5, с. 87]:

  • ускоренная разработка новых видов продуктов и услуг под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
  • интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
  • систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

Что касается системы управления школой, то она более консервативна, и ее изменения происходят не так часто и не так быстро. Однако основные положения, касающиеся организации управления его функционированием и развитием, остаются актуальными и служат руководством к действию.

2 стр., 677 слов

Положительные стороны участия персонала в управлении организацией

... карьерного роста; формирование действенной корпоративной культуры; обеспечение участия наемных работников в управлении, в прибыли и в собственности. Использование этих средств определяет основные ... в целях привлечения и удержания квалифицированного персонала, формирование лояльности персонала к организации, положительной трудовой мотивации и комфортности при выполнении своих трудовых функций. ...


3